Введение................................................................................................................... 12
1 Обзор литературы ................................................................................................ 14
2 Объект и методы исследования .......................................................................... 18
2.1 Анализ деятельности организации............................................................... 18
2.2 Задачи исследования...................................................................................... 19
2.3 Поиск инновационных вариантов ................................................................ 24
3 Расчеты и аналитика ............................................................................................ 26
3.1 Теоретический анализ.................................................................................... 26
3.2 Инженерный расчет ....................................................................................... 33
3.3 Конструкторская разработка......................................................................... 36
3.4 Технологическое проектирование................................................................ 39
3.5 Организационное проектирование............................................................... 42
4 Результаты проведенного исследования ........................................................... 58
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение..... 60
5.1 Планирование комплекса работ по разработке проекта, оценка
трудоемкости и определение численности исполнителей............................... 60
5.2 Анализ структуры затрат проекта ................................................................ 62
5.3 Затраты на внедрение системы..................................................................... 64
5.4 Расчет экономического эффекта от использования ПО ............................ 65
6 Социальная ответственность .............................................................................. 68
6.1 Описание рабочего места.............................................................................. 68
6.2 Анализ выявленных вредных факторов ...................................................... 68
6.3 Анализ выявленных опасных факторов ...................................................... 72
6.4 Охрана окружающей среды .......................................................................... 72
6.5 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ........ 73
6.6 Защита в чрезвычайных ситуациях.............................................................. 73
Заключение .............................................................................................................. 75
Список публикаций студента................................................................................. 771
Актуальность работы обусловлена необходимостью автоматизации
учета и анализа процесса развития электронного обучения в ЮТИ ТПУ.
Объектом исследования является процесс учета и анализа реализации
электронного обучения в Юргинском технологическом институте Томского
политехнического университета.
Целью работы является разработка информационной системы,
предназначенной для учета и анализа процесса реализации электронного
обучения в ЮТИ ТПУ.
В ходе процесса исследования рассмотрены обзор аналогов ИС,
составлены организационная схема электронного обучения и схема
документооборота процесса, осуществлено проектирование ИС.
В итоге разработана информационная система, реализующая следующие
функции: учет информации о субъектах и объектах реализации процесса
электронного обучения; учет процесса взаимодействия ЮТИ и ИнЭО по
развитию электронного обучения в ВУЗе; учет эксплуатации электронных
курсов и мониторинг этапов разработки; анализ реализации процесса
электронного обучения.
Степень внедрения: опытная эксплуатация.
Область применения: предназначена для ППС в ЮТИ ТПУ.
В ходе проделанной работы рассмотрены вопросы безопасности и
экологичности проекта. Экономический эффект от внедрения разработки:
составит 171 620,41 руб, при сроке окупаемости 0,52 года. В будущем
планируется интеграция ИС с Moodle.
Введение
В последнее время всё большую актуальность приобретает электронное
обучение, которое является новейшей формой организации учебного процесса,
базирующейся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью
развитых электронных образовательных ресурсов. Среда обучения
характеризуется тем, что учащиеся нередко отдалены от преподавателя в
пространстве и/или во времени, в то же время они имеют возможность в любой
момент поддерживать диалог с помощью средств электронных
телекоммуникаций.
Системы электронного обучения включают в себя программные и
аппаратные решения. Они предполагают наличие специальной базы данных,
где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что происходит
фундаментальный сдвиг и отход от условий, при которых были разработаны
нынешние системы образования — формируется новая образовательная среда.
Стремительно создаются новые формы образовательных организаций:
корпоративные университеты, платформы массового открытого онлайнобучения и др.
Традиционные университеты пересматривают свою политику, осмысляя
возможности привлечения нового контингента, видят в технологиях
электронного обучения серьезный фактор подстройки образовательного
процесса к потребностям современного учащегося, живущего в мире Интернеттехнологий.
В ЮТИ ТПУ электронного обучение реализуется на базе Moodle.
Moodle – это система управления курсами (CMS), иначе известная как система
управления обучением (LMS) или виртуальная обучающая среда (VLE). Это
бесплатное веб-приложение, дающее возможность преподавателям
разрабатывать эффективные сайты для онлайн-обучения.1
Разработанная информационная система автоматизирует учет всех
объектов и субъектов электронного обучения, систематизирует всю
информацию об электронных курсах и их составляющую, а также анализирует
развитие электронного обучения в ЮТИ ТПУ.
В ходе исследования и обзора литературы была обоснована
актуальность разработки информационной системы учета и анализа процесса
реализации электронного обучения в ЮТИ ТПУ.
Изучена организационная структура электронного обучения в ЮТИ
ТПУ и в целом ТПУ. Рассмотрен документооборот. Выявлены
информационные потоки взаимодействия между объектами и субъектами
процесса.
Определены функции информационной системы:
учет информации о субъектах и объектах реализации процесса
электронного обучения;
учет процесса взаимодействия ЮТИ и ИнЭО по развитию
электронного обучения в ВУЗе;
учет эксплуатации электронных курсов и мониторинг этапов
разработки;
анализ реализации процесса электронного обучения.
Рассмотрены программы-аналоги, в результате чего был сделан вывод,
что они не удовлетворяют всем требованиям, которые необходимы для
автоматизации электронного обучения. Было принято решение о
необходимости разработки собственной информационной системы. Была
построена инфологическая модель системы.
Были рассмотрены различные среды разработки. После их анализа была
выбрана платформа «1С:Предприятие 8.3», так как она наиболее полно
соответствует всем требованиям, предъявленным к разработке данной системы.76
Произведены расчеты по ресурсоэффективности и ресурсосбережения.
В ходе проделанной работы найдены все необходимые данные,
доказывающие целесообразность и эффективность разработки данного
программного решения. Затраты на разработку проекта составляют 90 540,78
руб., общие эксплуатационные затраты 54 668,80 руб., годовой экономический
эффект от внедрения данной системы составит 171 620,41 руб., коэффициент
экономической эффективности равен 1,89, срок окупаемости – 0,52 года.
Проделанные расчеты показывают, что внедрение разработанной
информационной системы имеет экономическую выгоду для организации.
Рассмотрены основные параметры по безопасности рабочей аудитории
ЮТИ ТПУ, которые полностью соответствует нормам СанПиН.
Таким образом, в ходе выполнения бакалаврской работы были решены
все поставленные задачи. Система отвечает стандартам и требованиям,
предъявляемым к современным системам подобного рода. Кроме того,
разработанная информационная система имеет возможность доработки в
будущем.
Список публикаций по теме исследования представлен в пояснительной
записке.
Евстафьев С.Н. Исследование процесса учета и анализа развития
электронного обучения в ЮТИ ТПУ» // Прогрессивные технологии и
экономика в машиностроении: сборник трудов VII Всероссийской научнопрактической конференции для студентов и учащейся молодежи. В 2-х томах.
Том 1 / Юргинский технологический институт. – Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2016. − С.355-357.
2 Евстафьев С.Н. Анализ моделей автоматизированных учебных систем
// Современные технологии поддержки принятия решений в экономике:
сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых, Юрга, 19-20 Ноября 2015. - Томск: ТПУ, 2015 -
C. 310-311.
3 Лызин И.А., Агаджанян В.Д., Черняева Н.В., Молнин С.А., Евстафьев
С.Н. Информационная система учета и анализа работы студентов с сетевыми
электронными ресурсами [Электронный ресурс] // Электронный научный
журнал «Современные проблемы науки и образования» №4 2014 год, Режим
доступа: http://www.science-education.ru/118-14316.
4 Евстафьев С.Н. Исследование принципов разработки обучающих игр
для школьников / Современные технологии поддержки принятия решений в
экономике: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых/ Юргинский технологический
институт. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2014. С.
68-70.
5 Евстафьев С.Н. Анализ принципов разработки обучающих игр для
школьников / Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении.
2014.78
6 Картуков К.С., Лызин И.А., Агаджанян В.Д., Молнина Е.В., Евстафьев
С.Н. Комплексный подход к проблеме формирования информационнокоммуникационной компетентности обучающихся [Электронный ресурс] //
Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»
№4 2014 год, Режим доступа: http://www.science-education.ru/118-14355.
7 Черняева Н.В., Молнин С.А., Молнина Е.В., Евстафьев С.Н.
Исследование моделей и алгоритмов формирования и оценки информационнокоммуникационных компетенций обучаемых [Электронный ресурс] //
Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»
№4 2014 год, Режим доступа: http://www.science-education.ru/118-14279.
8 Евстафьев С.Н. Формирование компетенций у школьников через
ресурсы IT-университета / Ресурсоэффективные системы в управлении и
контроле. 2014 http://portal.tpu.ru:7777/science/konf/resurs/proceedings/2014 Том 3
9 Лызин И.А., Агаджанян В.Д., Молнин С.А., Евстафьев С.Н.
Исследование проблем формирования базовых информационнокоммуникационных компетенций учащихся школ // Измерение, контроль,
информатизация: материалы XV Международной научно-технической
конференции, Барнаул, 23 Апреля 2014. - Барнаул: АлтГТУ, 2014 - C. 173-175.
10 Лызин И.А., Агаджанян В.Д., Молнин С.А., Евстафьев С.Н.
Комплексный подход к проблеме формирования и оценки базовых
информационно - коммуникационных компетенций учащихся // Ползуновский
вестник. - 2014 - №. 2. - C. 150-153.
11 Картуков К.С., Лызин И.А., Агаджанян В.Д., Евстафьев С.Н. Выбор
критериев и моделей оценки личностных качеств и компетентности обучаемых
// Математика в естественнонаучных исследованиях: сборник трудов
Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых,
аспирантов и студентов, Юрга, 9-10 Октября 2014. - Томск: ТПУ, 2014 - C. 345-
348.79
Список использованных источников
1 Гребенюк И. И., Голубцов Н. В., Кожин В. А., Чехов К. О., Чехова С.
Э., Фёдоров О. В., Анализ инновационной деятельности высших учебных
заведений России [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=4715.
2 Андрюшкова О.В. Перспективы развития электронного обучения
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ido.nstu.ru/publications/перспективы-развития-электронного-о/.
3 Молнина Е.В., Димитриченко М.Ю., Мазеин А.И. Коммуникационная
среда Moodle – эффективный инструмент для разработки образовательных
курсов ВУЗа. Импульс - 2009, труды VI Всероссийской НПК студентов,
молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и
инноваций (с международным участием), г. Томск, 2009.– С.162-166.
4 Соловьев М.А., Качин С.И., Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю.
Стратегии развития электронного обучения в техническом вузе [Электронный
ресурс]// Высшее образование в России . 2014. №6. – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/strategii-razvitiya-elektronnogo-obucheniya-vtehnicheskom-vuze (дата обращения: 18.06.2016).
5 Электронное обучение в ТПУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://portal.tpu.ru:7777/eL/system_elearning_TPU (дата обращения: 22.05.2017).
6 Е.В. Молнина, А.В. Шокарев. «О необходимости осознания новых
условий развития профессиональной компетентности преподавателя высшей
школы»// «Современные наукоемкие технологии». – №5-3. – 2016. – с.463-467.
7 1С:Электронное обучение. Конструктор курсов [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://v8.1c.ru/elo/wizard/ (дата обращения: 04.05.2017).
8 Виртуальная библиотека Delphi [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.rulit.me/books/virtualnaya-biblioteka-delphi-read-395467-
38.html (дата обращения: 22.05.2017).8