Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения административной ответственности
несовершеннолетних……………………………………...……………………..6
1.1. Понятие и сущность административной ответственности
несовершеннолетних……………………………………………………………...6
1.2. Принципы и правовые основы административной ответственности
несовершеннолетних…………………………………………………………….12
Глава 2. Особенности привлечения к административной
ответственности несовершеннолетних………………………………………17
2.1. Административные наказания, назначаемые несовершеннолетним….…1 7
2.2. Комиссия по делам несовершеннолетних как орган, уполномоченный
привлекать несовершеннолетних к административной
ответственности………………………………………………………………….22
2.3. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях, совершенных несовершеннолетними…………………….31
Глава 3. Проблемы административной ответственности
несовершеннолетних и пути их решения...…………………….……………47
3.1 Проблемы административной ответственности несовершеннолетних…..47
3.2 Предложения по совершенствованию института административной
ответственности несовершеннолетних………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...57
Список использованных источников и литературы…………………..…..61
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что воспитание
граждан, защита их прав и законных интересов являются важной задачей и
непременным долгом общества. Особое значение имеет в этом плане забота о
несовершеннолетних, которые в условиях обостряющихся социальных
проблем, связанных с падением уровня жизни и отсутствием должного
контроля семьи, низким уровнем работы образовательных учреждений, все
чаще становятся на путь совершения преступлений и правонарушений.
Выбор данной темы исследования связан с наличием ряда проблем как в
правовом регулировании административной ответственности
несовершеннолетних, так и в правоприменительной практике. Прежде всего
это связано с несоответствием законов, указов, положений как друг к другу,
так и состоянию общества.
Целью настоящей работы является комплексное исследование
административной ответственности несовершеннолетних, выявление и
анализ существующих проблем административной ответственности
несовершеннолетних и выработка предложений по их решению.
Согласно целей исследования решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность административной ответственности
несовершеннолетних;
- изучить принципы и правовые основы административной
ответственности несовершеннолетних;
- исследовать комиссии по делам несовершеннолетних, как орган
уполномоченный привлекать несовершеннолетних к административной
ответственности;
- выявить особенности производства по делам об административных
правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
- выявить проблемы административной ответственности
несовершеннолетних и разработать предложения по совершенствованию
института административной ответственности несовершеннолетних.
Объектом выпускной квалификационной работы являются
общественные отношения, возникающие в процессе реализации
административной ответственности несовершеннолетних.
Предметом выпускной квалификационной работы являются
нормативные правовые акты, научная литература и судебная практика по
теме исследования.
Данная выпускная квалификационная работа - преимущественно
теоретическое исследование, но в ней использованы эмпирические данные,
отражающие практику применения норм, регламентирующих
административную ответственность несовершеннолетних.
Анализируя степень научной разработанности ,,, необходимо отметить
отсутствие четкого и единообразного понимания различных авторов по ряду
принципиальных вопросов, в частности о подходе, допускающего
«трансмиссию» административной ответственности несовершеннолетних на
их родителей или иных законных представителей (А.В. Зарева, И.П. Долгих),
или позиции, согласно которой административная ответственность
родителей должна наступать не за конкретное правонарушение
несовершеннолетнего, а за виновное невыполнение ими обязанностей по
воспитанию детей и контролю за их поведением (Т.П. Козлова,
Е.Ю.Корчагина).
Понятие и значение административной ответственности
несовершеннолетних освещены в монографиях С.В. Ивакина, В.М.
Макушина; в учебных пособиях В.Ф. Дружинина, Н.М. Конин, Т.П. Кудлая,
П.П. Фатеева.
Наиболее объективное и полное представление о проблемах
административной ответственности несовершеннолетних были встречены в
работах: Т.С. Барило, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братановский, А.Д. Баранов, О.И.
Величко, Г.А. Василевич, М.И. Гернет, Д.П. Звоненко, В.Я. Кикоть, Э.Г.
Липатов, Г.М. Миньковский, А.В. Мелехин, А.П. Шергин. Результаты их
исследований послужили теоретической базой выпускной квалификационной
работы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были
задействованы следующие нормативные правовые акты: Конституция
Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный
Кодекс Российской Федерации, ФЗ «О полиции», ФЗ «Об образовании», ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Закон Алтайского края «Об административной
ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского
края», Закон Алтайского края «О системе профилактики безнадзорности и
правонарушений в Алтайском крае».
Эмпирическую базу исследования составляет анализ судебной
практики административных правонарушений несовершеннолетних.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы
составляет комплекс общенаучных и частноправовых методов познания.
Наиболее значимыми из них являются: сравнительно-правовой, системно-
функциональный анализ, синергетический метод. Кроме того, широко
использовались приемы формальной логики и лексико-грамматического
анализа, с помощью которых трактовались юридические понятия и
формулировки.
Работа состоит из: введения, основной части, которая включает в себя
три главы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Последовательная реализация ведущих принципов правового
государства предполагает в качестве одной из первоочередных задачу
обеспечения государством интересов личности, ее правого статуса, защиту от
каких бы то ни было посягательств. Особенно это значимо в отношении
несовершеннолетних, составляющих наименее защищенную часть общества.
Административная ответственность несовершеннолетних, как и
подобная ответственность родителей определяется как форма реагирования
государства на административные правонарушения, выраженная в
применении к этим субъектам административного принуждения в виде
конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями
нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести
неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.
Правовое регулирование данного института осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях, Федеральным законом от 24 июня
1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», законами субъектов Российской
Федерации иными нормативными правовыми актами.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к
моменту совершения административного правонарушения возраста
шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице,
совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати
до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите из
прав указанное лицо может быть освобождено от административной
ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной
федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Особенностями привлечения к ответственности несовершеннолетних
является: невозможность применения административного ареста,
рассмотрения дела комиссией по делам несовершеннолетних, привлечение к
ответственности законных представителей несовершеннолетних и другие
особенности.
Подразделения комиссий по делам несовершеннолетних играют
первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков. Они
проводят индивидуальную профилактическую работу, выявляют лиц,
вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений,
осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению
несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства, рассматривают в установленном
порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях
несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних,
осуществляют иные полномочия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам
несовершеннолетних и защите из прав, которая имеет широкий круг
полномочий в данном вопросе. Порядок рассмотрения дела в принципе схож
с рассмотрением дела совершеннолетних, однако включает ряд
особенностей: обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о
котором рассматривается, а также родителей или иных лиц, их заменяющих,
а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждения;
комиссия должна точно установить возраст , занятие, условия жизни и
воспитание несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные
подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели или
другие соучастники правонарушения, применялись ли к
несовершеннолетнему ранее меры воздействия.
Причины правонарушений несовершеннолетних имеют свои
особенности, определяемые совокупностью экономических, идеологических,
правовых, политических, организационных и иных фактов. Поэтому одним
из важных условий движения нашего общества к правовому государству
является профилактика правонарушений подрастающего поколения —
будущего государства.
Профилактика правонарушений сложная и ответственная деятельность,
которая не должна сводится к решению специальных задач только
правоохранительными органами. Проблемой профилактики правонарушений
среди несовершеннолетних прежде всего должны заниматься семья,
работники учебно-воспитательных учреждений и центров социальной
защиты, общественные организации.
Административная ответственность несовершеннолетних на практике
имеет некоторые проблемы.
Во-первых, это проблема минимального возраста административной
ответственности. Целесообразно снизить возраст административной
ответственность до 14 лет, поскольку несовершеннолетние в указанном
возрасте, в силу своего физиологического и психического развития,
полностью понимают суть и последствия своих поступков и могут
руководить ими.
Во-вторых, это несовершенство имеющейся нормативной базы в сфере
административной ответственности несовершеннолетних, представляется
необходимым включить отдельную главу в КоАП РФ об административной
ответственности несовершеннолетних. Данная глава решит вопрос по
административно-правовому статусу несовершеннолетних, включит в себя
определение административной ответственности несовершеннолетних, меры
наказания, которые применялись бы к подросткам.
В-третьих, в связи с тем, что в КоАП РФ существуют пробелы
относительно вопросов определения состояния невменяемости
несовершеннолетнего лица, которое совершило правонарушение,
целесообразно закрепить порядок проведения судебной психолого-
психиатрической экспертизы, в котором предусмотреть, что постановку
вопроса перед соответствующими медицинскими учреждениями о проверки
наличия у несовершеннолетнего психического расстройства комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Разработка путей решения данных проблем в свою очередь послужит
улучшению качества института административной ответственности и создаст
предпосылки для борьбы с правонарушениями данной категории лиц.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (по сост. на 21.07.2014) // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (по сост. на 23.04.2019.) //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 23. –
Ст.1301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 (по сост.
на 18.04.2019.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994.
– № 32. – Ст. 3301.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (по
сост. на 23.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. –
1996. – № 25 (ч. 1). – Ст. 2954.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 № 95-ФЗ (по сост. на 25.12.2018) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002. - № 19. - Ст. 1709.
6. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3– ФЗ (по сост. на
01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. -
№ 7. - Ст. 900.
7. Об образовании: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (по сост. на
06.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -
№ 53. - Ст. 7598.
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ
(по сост. на 27.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1999. - № 26. - Ст. 3177.
9. Об утверждении примерного Положения о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства
Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 (по сост. на 29.11.2018) //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 45. –
Ст.5829.
10. Об административной ответственности за совершение
правонарушений на территории Алтайского края: Закон Алтайского края от
10.07.2002 № 46-ЗС (по сост. на 07.03.2019) // Алтайская правда. - 2002. -
№ 182.
...