Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты института иммунитетов и привилегий дипломатических представительств 6
1.1. История становления и развития института иммунитетов и
привилегий дипломатических представительств 6
1.2. Понятие, содержание и место института иммунитетов и
привилегий дипломатических представительств в современном международном праве 10
Глава II. Правовой анализ иммунитетов и привилегий дипломатических представительств 18
2.1. Особенности современной системы иммунитетов и привилегий
дипломатических представительств 18
2.2. Проблемы применения иммунитетов и привилегий
дипломатических представительств 42
Заключение 55
Библиографический список 57
Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств занимают одно из важнейших мест в области обеспечения выполнения дипломатическими органами государств их функций, обеспечивая особое правовое положение сотрудников данных органов, благодаря чему те, даже находясь на территории другого государства, не попадают в своеобразную правовую зависимость от государства пребывания и могут свободно исполнять свои функции. Применение и использование иммунитетов и привилегий дипломатических представительств обусловлено
предоставлением дипломатическим представительствам (в широком понимании данного термина) особого правового статуса, выраженного определёнными иммунитетами, т.е. частичным освобождением от юрисдикции государства пребывания, а также привилегиями, т.е. особыми правовыми преимуществами.
Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что вопреки весьма качественно проработанному правовому материалу, нормативно обеспечивающему применение иммунитетов и привилегий, на практике при обеспечении данных норм возникают отдельные проблемы, связанные как с злоупотреблением предоставленными иммунитетами и привилегиями (от относительно «мелких» казусов, связанных с, например, весьма высоким уровнем ДТП с участием дипломатов, не несущих зачастую за это какой-либо ответственности в связи с освобождением от административной юрисдикции государства пребывания, до таких «крупных» прецедентов как ситуация в Пакистане в 1973 году, когда на территории посольства Ирака персоналом скрывалось незаконно ввезённое оружие, предназначенное по отдельным данным для вооружения радикальных группировок на территории Пакистана), так и непосредственно с осознанным нарушением норм международного права об иммунитетах и привилегиях дипломатических представительств (например, события 2017 года, когда после закрытия представительства РФ в Вашингтоне и генконсульства РФ в Сан-Франциско представители США провели обыски в обладающих иммунитетом от вторжения помещениях представительств, а также самолично осуществили перевоз консульского архива, также обладающего иммунитетом). Все перечисленные выше казусы свидетельствуют о необходимости радикального переосмысления механизмов обеспечения действия норм, устанавливающих право дипломатических представительств на иммунитеты и привилегии и обязанность государств обеспечить их дипломатическим представительствам на их территории.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение института иммунитетов и привилегий дипломатических представительств.
Достижение поставленной цели исследования возможно лишь при решении следующих задач:
- определить понятие «дипломатическое представительство» и возможные варианты его трактовки и применения;
- обозначить источники, обеспечивающие право дипломатических представительств пользоваться иммунитетами и привилегиями;
- проанализировать правовые нормы, регламентирующие право дипломатических представительств пользоваться иммунитетами и привилегиями;
- изучить судебную практику (в том числе казусы, рассматриваемые в рамках международных процессов в такой судебной организации как Международный Суд ООН) по дискуссионным аспектам темы;
- внести некоторые предложения по преобразованию института иммунитетов и привилегий дипломатических представительств, механизмов, их обеспечивающих.
Объектом настоящего исследования являются международно-правовые отношения, складывающиеся в результате предоставления или же наоборот непредоставления дипломатическим представительствам обеспеченных нормами международного права иммунитетов и привилегий.
Предметом исследования выступают нормативные акты, устанавливающие и регламентирующие право дипломатических представительств на иммунитеты и привилегии, а также теоретические представления о совершенствовании рассматриваемого института.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные в официальных изданиях и порталах (сайт Международного Суда ООН, портал «Мой арбитр») различные практические материалы; результаты анализа научной литературы и материалов периодической печати.
Информационную базу исследования составили международно-правовые акты, нормативные правовые акты Российской Федерации и действующие на данный момент в Российской Федерации нормативные правовые акты СССР.
Теоретическую основу исследования составили научные труды авторов, содержащие анализ отдельных проблем института иммунитетов и привилегий дипломатических представительств: Абашидзе А.Х., Чистоходовой И.А., Фельтхема Р.Дж., Демина Ю.Г., Блищенко И.П. и других авторов.
На сегодняшний день институт иммунитетов и привилегий несомненно является как теоретически, так и практически весьма детально и качественно проработанным. Венская Конвенция о дипломатических сношениях не просто обозначает привилегии и иммунитеты необходимые для обеспечения нормального функционирования дипломатических отношений между государствами, но и, в соответствии с вызовами времени и многочисленными научными исследованиями, устанавливает для них пределы, необходимые для минимизации злоупотреблений предоставленными правами.
Вместе с тем, говорить о завершённости в формировании достаточного нормативного пласта для наиболее эффективного действия данных норм, к сожалению, нельзя, о чём свидетельствуют как наука, так и практика. Проведённое исследование демонстрирует, что по прежнему спорной остаётся необходимость таких объёмов дипломатических иммунитетов от юрисдикции государства пребывания. Серьёзную угрозу для порядка и безопасности в государствах пребывания дипломатических представительств представляют и таможенные привилегии, в частности иммунитет от таможенного досмотра, что нам также весьма детально демонстрирует и практика. Не стоит забывать и о том, что если дипломатические представители, злоупотребившие своими правами, могут понести какую-либо ответственность в аккредитующем государстве, что в какой-то степени можно считать восстановлением справедливости по делу, то в случае нарушения государством пребывания права на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства данное государство в итоге может остаться абсолютно безнаказанным.
Проблематичным представляется и непринятие упомянутого в работе Факультативного протокола «о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой курьером», который мог бы разрешить крайне проблематичный как в теории, так и на практике вопрос о том, что же должно считаться дипломатической почтой, а также о правовом статусе дипломатического курьера.
Весьма значимой также является проблема соотношения смежных понятий. В первую очередь это касается разграничения юрисдикионных иммунитетов государств и их собственности и дипломатических иммунитетов и привилегий. На практике данные сложности приводят к фактически обоснованным с точки зрения материального национального права, но недопустимым в связи с действием дипломатических иммунитетов решениям национальных судов, в сути своей также представляющими собой нарушение дипломатического иммунитета.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что вопреки существующей проблематике, институт дипломатических иммунитетов в современной его форме, обеспеченный действующими на сегодняшний день источниками, эффективно функционирует уже на протяжении почти 60 лет. Это несомненно говорит о его устойчивости и жизнеспособности, выражении им идей и ценностей, поддерживаемых всем мировым сообществом (КДС была ратифицирована 190 государствами из 193 государств-членов ООН), особой его значимости для дипломатических отношений, что лишний раз обозначает особую важность преобразований в соответствии с требованиями науки и практики, с целью обеспечить дальнейшее совершенствование института и искоренить существующие в нём сегодня проблемы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосовани¬ем 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Консульский устав Российской Федерации: федер. закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (по сост. на 29.12.2017) // Собрание законодательства. - 2010. - № 28. - Ст. 3554
3. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик (В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1981 г. N 3908-Х) // Свод законов СССР. - 1990. - том 9. - Ст. 666
Международные нормативные правовые акты
4. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июля 1945 года // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/ - Загл. с экрана.
5. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г. // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_pers ons.shtml - Загл. с экрана.
6. Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/sp_missions.shtml
- Загл. с экрана.
7. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121141/ - Загл. с экрана.
8. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г. // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel .shtml -
Загл. с экрана.
9. Факультативный протокол о приобретении гражданства к Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/diprel_nationality. shtml - Загл. с экрана.
10. Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/diprel_disputes.sht ml - Загл. с экрана.
...