ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 4
1.1. Законодательство в сфере международно-правового регулирования
свободы массовой информации 5
1.2. Международное сотрудничество в области использования средств
массовой информации 19
Глава 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 27
2.1. Право на информацию и основания его ограничения 28
2.2. Современные тенденции обмена информацией в контексте
международной безопасности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53
Тема данной дипломной работы актуально тем, что правовое регулирование средств массовой информации в современном мире является наиболее развивающейся и динамичной сферой правового регулирования, направленной на демократизацию общества, поддержку общечеловеческих ценностей, в числе которых идея прав и свобод человека.
Существует объемный пласт нормативно-правовой базы, которая регулирует сферу массовой информации как в международном праве, например в статье 19 Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948г. и пункте 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., так и во внутригосударственном законодательстве, например в статье 29 Конституции РФ. Это обосновывается тем, что современный этап развития существующего мирового сообщества, открытость информации, обширное покрытие сети Интернет требует необходимости правового упорядочивания и регулирования информационных отношений, которые оказывают значительное влияние как на государство, так и на общество в целом.
Помимо всё возрастающего влияния информационных отношений, важность регулирования средств массовой информации выражается в том, что законодатель, издавая правовые акты, таким образом старается определить роль в обществе средств массовой информации, объём их полномочий и ограничить рамками и пределами, в которых органы государства могут оказывать воздействие на них, а также и в обратную сторону, определить те обязанности, которыми будут следовать средства массовой информации перед общество и государством.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы является анализ состояния на сегодняшний день международно-правового регулирования свободы массовой информации.
Из цели дипломной работы вытекают следующие задачи:
1. Исследование понятия «Международно-правовое регулирование свободы массовой информации»;
2. Рассмотреть правовые основания формирования информационного общества;
3. Показать социальную роль СМИ, основные документы и принципы;
4. Рассмотреть международное сотрудничество в области использования средств массовой информации;
5. Изучить некоторые аспекты роли международного права в регулировании вопросов массовой информации.
Объектом исследования являются, правовые отношения, возникающие при осуществлении международно-правового регулирования свободы массовой информации.
Предметом исследования в настоящей работе выступает законодательство по международно-правовому регулированию свободы массовой информации.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного исследования, такой как дедукция, анализ и специальные методы: формально-юридический, сравнительно - правовой.
Теоретическую основу бакалаврского исследования составили научные труды в области изучения конституционного и международного права на гарантию свободы массовой информации, например, таких авторов как: Колосов Ю. М., Бачило И. Л., Кривчикова Э. С., Еремичёва Е. В., Бекяшев Д. К., Ковалев А.А., Вылегжанин, А. Н., Лукашук И. И., Алексеева Л. Б., Маклаков В. В., Гайнутдинов Д. Р., Капустин А. Я., Бордунов В. Д., Алисиевич Е. С. и др.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введение, двух глав, заключения и библиографического списка.
В заключении, прежде всего, необходимо подчеркнуть важность нормативного регулирования деятельности средств массовой информации для формирования и развития демократических основ деятельности государства и создания базовых принципов организации гражданского общества.
Возрастание роли информации и коммуникации в развитии современных международных отношений, особая ответственность государств, а также средств массовой информации за направленность распространяемой ими информации требуют международно-правового урегулирования проблем, связанных с международным обменом информацией.
Правовой статус человека — это система прав, свобод и обязанностей, определяющих правовое положение человека в той или иной сфере жизни, в том числе и в сфере информации.
В этой связи необходимо разработать новые правовые нормы, подпадающие под современные реалии, обеспечивающие реализацию права свободы слова и плюрализма мнений, и создать эффективные механизмы их реализации. В основе создания этих правовых норм должны лежать идеи «общественного блага» и социальной ответственности.
Проблема права на информацию чрезвычайно важна, прежде всего, в плане практического его применения. Однако исследование процесса включения этого права человека и гражданина в систему национального и международного права ставит вопросы, касающиеся жизни и эволюции его как юридической категории; места, связей и зависимостей в системе других прав человека; понимания содержания и механизмов его реализации.
Мы понимаем, что сфера отношений по поводу информационных ресурсов, является сферой применения правовых регуляторов. Наряду с установлением правового режима объекта отношений - информации, требуется и урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав в области отношений по поводу информации. Потому и возникает необходимость в законе для данной сферы отношений.
Огромный массив законодательства по вопросам СМИ свидетельствует об остроте отношений потребителей информации, правах и правилах деятельности этого важного канала предоставления информации и формирования общественного мнения.
Вопросы гарантий, механизмов защиты интересов субъектов разного уровня, тема безопасности постепенно начинают превалировать над общей проблемой права доступа к информации.
Еще один важный вопрос - необоснованная диспропорция между двумя сторонами проблемы - свободой информации и содержанием информации. Осуждая умышленное причинение помех как отрицание права каждого быть полностью осведомленным о всех известиях, мнениях и идеях, независимо от границ, первые документы в области средств массовой информации недооценивали возможность передачи вредной информации. Международные организации предлагают воздерживаться от передачи информации, которая являлась бы несправедливыми нападками или клеветой в отношении других народов, и строго сообразовывалась бы с требованиями этики в интересах международного мира, передавая сообщения о фактах правдиво и объективно.
Вместе с тем, сегодня следует рассматривать в качестве потенциальной опасности и возможность использования преступниками информационных технологий. Кибертерроризм следует рассматривать как проблему, представляющую интерес для всех государств. Многие страны уже выразили мнение и совершают конкретные действия, как в одностороннем, так и в многостороннем порядке, содействуют внедрению надлежащих мер для обеспечения неприкосновенности ресурсов, т. е. информационной инфраструктуры, (под которыми следует понимать технические средства и системы формирования, обработки, хранения и передачи информации).
Но всё же, новые предметы ведения - такие как информационная безопасность и кибертерроризм должны еще сформироваться, а вместе с ними и новые формы контроля, потому необходимо сотрудничество всех государств в области международного обмена информацией. В связи с этим отдельные государства и мировое сообщество в целом предпринимают конкретные шаги для обеспечения неприкосновенности своего информационного пространства.
Таким образом, можно сформулировать предложение по внесению изменений в существующее законодательство о СМИ и по созданию механизмов его соблюдения:
1. Представляется целесообразным ввести в национальное законодательство о СМИ дополнительные правовые нормы, делающие обязательным соблюдение во всех СМИ (государственных, коммерческих, общественных) принципов свободы слова, плюрализма мнений, доступа общественности, соблюдения прав человека.
2. Разработка международной политики в сфере СМИ, учитывающая и обеспечивающая соблюдение принципов свободы слова в контексте прав человека, при соблюдении общественных интересов. Эту работу могли бы осуществлять специальные комитеты, состоящий из юристов, учёных и представителей общественных организаций.
3. Необходимость усиления ответственности за злоупотребление
свободой СМИ и нарушения прав человека или общественных интересов.
Необходимо создать более эффективные правовые механизмы, обеспечивающие ответственность за нарушение свободы слова в СМИ и ответственность за злоупотребление свободой СМИ.
4. Обеспечить доступ общественности к СМИ через законодательные предписания. Такой доступ может: а) иметь вид правовым образом оформленной покупки газетного пространства или экранного времени представителями общественных движений или частными лицами (но они должны иметь гарантированное право это сделать и высказать там свое мнение и свои идеи); б) иметь вид предписаний предоставляемых представителям общественности бесплатного доступа к СМИ - на условиях, оговоренных законодателем; в) могут быть специальные газеты (или полосы в газетах), «общественные» ТВ-каналы или программы, финансируемые из бюджета;
5. Сформировать правовые меры, обеспечивающие реализацию права на достоверную информацию, которые могут выглядеть следующим образом: во- первых, гарантии права на достоверную информацию должен дать закон посредством создания механизма реализации этих прав; во-вторых, необходимо правовое ограничение монополизма и концентрации СМИ, что создаст возможность плюрализма точек зрения, достоверности и разнообразия информации, предоставляемой СМИ - в том числе и частных; в-третьих, государственная поддержка СМИ, представляющих общественные организации и движения (через систему налоговых льгот и другие экономические механизмы).
В связи с участившимися в последнее время угрозами и реальными терактами в мире, следует также зафиксировать, что при освящении чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности граждан, СМИ необходимо руководствоваться лозунгом, что «спасение людей важнее права общества на информацию».
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Всеобщая Декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:
заключена в Риме 04. 11. 1950 (ред. от 13. 05. 2004) // Собрание
законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966 // Ведомости ВС СССР. - 1976. - №17. - Ст. 291.
5. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (ETS N 132) (Заключена в г. Страсбурге 05.05.1989)(с изм. от 09.09.1998) // Совет Европы и Россия. - 2003. - №1. С. 50 - 58.
6. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Вместе с "Соглашением относительно пресечения обращения порнографических изданий") (Конвенция заключена в г. Женеве 12.09.1923) (Соглашение заключено в г. Париже 04.05.1910) (с изм. от 04.05.1949) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX.- М., 1938. С. 100 - 107.
7. Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира (Заключена в г. Женеве 23.09.1936) // Ведомости ВС СССР. - 1983. № 16. - 20 апреля. - С. 240.
8. Конвенция о международном обмене изданиями (Заключена в г. Париже 03.12.1958) // Ведомости ВС СССР. - 1963. - N 7. - 15 февраля - Ст. 84.
9. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Заключена 09.12.1948) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 98 - 103.
10. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации (Заключена 21.12.1965) (с изм. от 15.01.1992) //
Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 125 - 139.
...