Введение 3
Глава 1 Теоретический обзор исследований жизнестойкости и
агрессивности подростков 6
1.1 Особенности жизнестойкости и агрессивности человека: понятие,
структура, модели 6
1.2 Уровень жизнестойкости и агрессивности в психологии 15
1.3 Специфика подростковой жизнестойкости и агрессивности 20
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности с уровнем жизнестойкости и агрессивности у подростков 26
2.1 Описание базы, методов и выборки исследования 26
2.2Результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 43
У каждого человека существует развитая потребность в создании условий для развития и становления своей личности. В одних случаях развитие личности осуществляется без каких-либо искажений, и в этом случае мы говорим о развитой структуре жизнестойкости, а в других случаях данная проблема осложняется преобладанием разнонаправленных негативных копинг - стратегий поведения и уровнем агрессивности подростков [ 508].
Изучение взаимосвязи между структурой жизнестойкости и агрессивностью поведения объясняется следующим образом: от того, какие свойства преобладают у развивающейся личности, во многом будет определяться ее способность справляться с различными трудными жизненными ситуациями. Если в структуре жизнестойкости преобладают такие элементы, как мотивационная готовность к росту и развитию, высокий уровень адаптации к развитию или повышенная психологическая готовность к самостоятельному совладанию с различными стрессовыми жизненными ситуациями, то в такой ситуации можно говорить о наличии адекватных особенностей поведенческой реакции и психического развития подростков.
Таким образом, если развитие осложняется различными негативными формами поведения, например, формированием различных негативных копинг- механизмов совладания с поведением, агрессивностью или невротизацией личности, то в этом случае можно утверждать, что психическое и личностное развитие подростков осложняется негативными факторами социальной среды, влияющими на психику подростков.
Изучение проблемы взаимосвязи структуры подростковой
жизнестойкости и агрессивного поведения имеет устойчивое значение, как для педагогов, работающих с подростками в школьной ситуации, так и для родителей, выполняющих воспитательную функцию в семье [8]. Но это также важно для психологов, которые работают с подростками в школе и вне ее. Все это заставляет нас изучить феномен жизнестойкость, предложенный американским психологом Сальвадором Мадди и который он понимает как пример структуры установок и навыков, позволяющих преобразовать изменения окружающей действительности в человеческие возможности.
Феномен агрессивности, по своей сути, также направлен на противостояние стрессам. Агрессию, как реализацию агрессивности порождает стресс. Психологические представления о содержании феномена агрессивности трактуют её как фундаментальное, биологически присущее свойство личности, которое имеет много форм и проявлений, достаточно подробно исследованных в психологической литературе [6; с.7].
В настоящее время проблема диагностики подростковой агрессии становится все более актуальной, так как происходит рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, являющимся следствием подростковой агрессивности.
Изучение подростковой агрессии является актуальной проблемой, несмотря на то, что на эту тему был проведен ряд отечественных и зарубежных исследований (И. Б. Бойко, 1983; А. К. Осницкий, 1994; Л. М. Семенюк, 1996; Л. В. Алфимова, В. И. Трубников, 2000; А. Бандура, Р. Уолтерс, 2000; Л. Берковиц, 2002; О. Е. Смирнова, Г. Р. Хузеева, 2002 и многие другие).
Объект выпускной квалификационной работы: жизнестойкость человека.
Предмет выпускной квалификационной работы: изучение
взаимосвязи уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков.
Цель: взаимосвязь уровня жизнестойкости и агрессивности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический анализ проблем жизнестойкости и агрессивности в психологии.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и агрессивности подростков.
3. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.
4. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и агрессивности.
Теоретико-методологические основания работы:
При изучении жизнестойкости и агрессивности личности использовались следующие методологические основы:
• подход к жизнестойкости С. Мадди;
• классификация агрессии А. Бандура , Р. Уолтерс ;
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: теоретический анализ литературы, синтез,
обобщение, сравнение;
2. Методы сбора информации: тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); опросник Басса - Дарки;
3. Методы статистической обработки и интерпретации полученных данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты эмпирического исследования могут служить вспомогательным материалом для разработки теоретических курсов по таким дисциплинам, как «Психология развития», «Возрастная психология», а также методическим материалом для психологов, работающих с подростками и учителей общеобразовательных школ.
Выборка: В эксперименте принимали участие подростки 9-ых классов из школы №13 г. Горно-Алтайск в количестве 50 человек.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, 2 главы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 69 страниц.
Обзор теоретических исследований в области исследований уровней жизнестойкости и агрессивности у подростков показал, что причины агрессии считаются предметом серьезного научного обсуждения этого вопроса. В подростковом возрасте общение со сверстниками считается основной формой деятельности. Это время, когда усваиваются нравственные идеи, которые играют значительную роль в развитии и развитии нравственного сознания. подростки этого возраста копируют поведение взрослых людей, которые потом используют их в своем собственном социальном кругу.
По результатам всей работы мы можем сделать такие выводы:
Жизнестойкость-это система представлений о себе, о мире, об отношениях с миром.
Существует 3 компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкость в целом предотвращают появление внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессом и восприятия их как наименее важных. В подростковом возрасте способность к саморазвитию и саморегуляции играет определенную роль в развитии устойчивого поведения и отношений, которые постепенно начинают контролироваться смыслами, раскрываемыми подростком с помощью окружающего мира.
Агрессия (в теории социального обучения) считается, как определенное специфическое социальное поведение, которое изучается и поддерживается, буквально так же, как и почти все другие формы социального поведения.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в разнообразной литературе, необходимо отметить следующие: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.
Результаты нашего эмпирического исследования показывают, что подростки чаще используют вербальную агрессию. Общий уровень агрессии, уровень агрессивной мотивации и индекс враждебности подростков в норме.
Уровень жизнестойкости у подростков выше, чем в среднем. Но показатель «вовлеченность» в деятельность более выражен, что он считается более подходящим благоприятным фактором для формирования личности детей-подростков.
Иными словами, мы пришли к выводу, что существует отрицательная взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и такими показателями агрессивности, как «косвенная агрессия», «негативизм», «обида» и «индекс враждебности.»
Это показывает о том, что чем выше уровень агрессивности у подростков, тем ниже уровень жизнестойкости, что проявляется в снижении каждого из ее основных компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
Повышение агрессивности поможет снизить у детей уверенность в необходимости своей деятельности, интерес к текущим событиям и общую активность по усвоению новых знаний и нового опыта.
Результаты, полученные и обработанные в исследовании, подтвердили первое предположение об взаимосвязи между жизнестойкостью и агрессивностью у подростков, где предположение подтверждается на уровне значимости 1%.
1. Абульханова - Славянская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 26с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
3. Бандура А. Подростковая агрессия//Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000. 100 с.
4. Берковиц Л.Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. М.: Воронеж, 2002. 512 с.
5. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ// школа Анны Фрейд: учебн. пособие для студ. Вузов. М.: Академия, 2005 288с.
6. Бэрон Р. Агрессия. М.: СПб, 2002. 196 с.
7. Вачков Н. Об агрессивности социального окружения ребенка// Школьный психолог . 2001. №18. 12-30 с.
8. Горбатовой М.М., Серого А.В., Яницкого М.С. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.82-90 с.
9. Гримак Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989.319 с.
10. Дружинин В. Н. Варианты жизни. М.: «ПЕР СЭ».СПб.: «ИМАТОН-М», 2000. 33с.
11. Ениколопов С.Н. //Понятие агрессии в современной психологии // С.Н. Ениколопов // Прикладная психология.М., 2001. № 2. 60 -72с.
12. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения)/ Е.В. Змановская. М., 2003. 214 с.
13. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.288 с.
14. Коповая О.В. // Психолого-педагогическая особенности девиантного поведения в подростковом возрасте: учебн. пособие. М.: Компания спутник +, 2004. 56с.
15. Коповой А.С. Агрессивное поведение подростков// Моногафия/ Коповой А.С. Саратов: ОАО «Приволжское книжное из-во», 2005. 109с.
16. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд- во СПбГУ, 2006. 382 с
17. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. 344 с.
18. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья /Ред. Г. С. Никифоров. СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. 405 - 442 с.
19. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы. СПб: Изд-во СПбГУ, 2000 .75-136 с.
20. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.155 с.
21. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
23. Лисицкая Т. Психология подростка // Спорт в школе. М., 2010.1-15 апр, №7. 46 - 47 с.
24. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учебное пособие. М.: Алматы: Казак университет!, 2001.172с.
25. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М., 1978. 33с.
26. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997. 105 с.
27. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях// Психологический журнал. 2001. Том 22, № 1. 16 - 24 с.
28. Масагутов Р.М.//Детская подростковая агрессии. М.: Уфа, 2002. 55с.
29. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1, вып.2. 12 с.
30. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Наливайко Татьяна Викторовна. М.: Челябинск, 2006. 175 с.
31. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002. 96 с.
32. Никошкова Е. В. Англо-русский словарь по психологии. М., 1998. 32с.
33. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.55с.
34. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. 87-115 с.
35. Психология конфликта / Серия «Хрестоматия по психологии». СПб.: Питер, 2001. 448 с.
36. Психология совладающего поведения: материалы Международ. Науч. - практ. конф./отв. ред.: Е.А. Некрасова, 2007. 426с.
37. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000. 128с.
38. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся подростков. Автореферат дисс. канд. психол. наук / Т.В. Слотина, СПб., 2002. 65с.
39. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии . 2002. № 1. 17-26 с.
40. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. М.: Саратов, 2002 .43с.
41. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка // Харламенкова Н.Е./ Рос. Акад. Наук, Инс-т псих-и. М.: Изд-во Инст-т Псих-и РАН, 2004. 269с.
42. Чешко Л. А. Словарь синонимов русского языка /. М., 1986. 84 с.
43. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
44. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006. 167с.
45. Шкуратова И.П., Анненкова Е. А. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4. 17-23 с.