Взаимосвязь уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический обзор исследований жизнестойкости и
агрессивности подростков 6
1.1 Особенности жизнестойкости и агрессивности человека: понятие,
структура, модели 6
1.2 Уровень жизнестойкости и агрессивности в психологии 15
1.3 Специфика подростковой жизнестойкости и агрессивности 20
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности с уровнем жизнестойкости и агрессивности у подростков 26
2.1 Описание базы, методов и выборки исследования 26
2.2Результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 43
Глава 1 Теоретический обзор исследований жизнестойкости и
агрессивности подростков 6
1.1 Особенности жизнестойкости и агрессивности человека: понятие,
структура, модели 6
1.2 Уровень жизнестойкости и агрессивности в психологии 15
1.3 Специфика подростковой жизнестойкости и агрессивности 20
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности с уровнем жизнестойкости и агрессивности у подростков 26
2.1 Описание базы, методов и выборки исследования 26
2.2Результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 43
У каждого человека существует развитая потребность в создании условий для развития и становления своей личности. В одних случаях развитие личности осуществляется без каких-либо искажений, и в этом случае мы говорим о развитой структуре жизнестойкости, а в других случаях данная проблема осложняется преобладанием разнонаправленных негативных копинг - стратегий поведения и уровнем агрессивности подростков [ 508].
Изучение взаимосвязи между структурой жизнестойкости и агрессивностью поведения объясняется следующим образом: от того, какие свойства преобладают у развивающейся личности, во многом будет определяться ее способность справляться с различными трудными жизненными ситуациями. Если в структуре жизнестойкости преобладают такие элементы, как мотивационная готовность к росту и развитию, высокий уровень адаптации к развитию или повышенная психологическая готовность к самостоятельному совладанию с различными стрессовыми жизненными ситуациями, то в такой ситуации можно говорить о наличии адекватных особенностей поведенческой реакции и психического развития подростков.
Таким образом, если развитие осложняется различными негативными формами поведения, например, формированием различных негативных копинг- механизмов совладания с поведением, агрессивностью или невротизацией личности, то в этом случае можно утверждать, что психическое и личностное развитие подростков осложняется негативными факторами социальной среды, влияющими на психику подростков.
Изучение проблемы взаимосвязи структуры подростковой
жизнестойкости и агрессивного поведения имеет устойчивое значение, как для педагогов, работающих с подростками в школьной ситуации, так и для родителей, выполняющих воспитательную функцию в семье [8]. Но это также важно для психологов, которые работают с подростками в школе и вне ее. Все это заставляет нас изучить феномен жизнестойкость, предложенный американским психологом Сальвадором Мадди и который он понимает как пример структуры установок и навыков, позволяющих преобразовать изменения окружающей действительности в человеческие возможности.
Феномен агрессивности, по своей сути, также направлен на противостояние стрессам. Агрессию, как реализацию агрессивности порождает стресс. Психологические представления о содержании феномена агрессивности трактуют её как фундаментальное, биологически присущее свойство личности, которое имеет много форм и проявлений, достаточно подробно исследованных в психологической литературе [6; с.7].
В настоящее время проблема диагностики подростковой агрессии становится все более актуальной, так как происходит рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, являющимся следствием подростковой агрессивности.
Изучение подростковой агрессии является актуальной проблемой, несмотря на то, что на эту тему был проведен ряд отечественных и зарубежных исследований (И. Б. Бойко, 1983; А. К. Осницкий, 1994; Л. М. Семенюк, 1996; Л. В. Алфимова, В. И. Трубников, 2000; А. Бандура, Р. Уолтерс, 2000; Л. Берковиц, 2002; О. Е. Смирнова, Г. Р. Хузеева, 2002 и многие другие).
Объект выпускной квалификационной работы: жизнестойкость человека.
Предмет выпускной квалификационной работы: изучение
взаимосвязи уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков.
Цель: взаимосвязь уровня жизнестойкости и агрессивности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический анализ проблем жизнестойкости и агрессивности в психологии.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и агрессивности подростков.
3. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.
4. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и агрессивности.
Теоретико-методологические основания работы:
При изучении жизнестойкости и агрессивности личности использовались следующие методологические основы:
• подход к жизнестойкости С. Мадди;
• классификация агрессии А. Бандура , Р. Уолтерс ;
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: теоретический анализ литературы, синтез,
обобщение, сравнение;
2. Методы сбора информации: тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); опросник Басса - Дарки;
3. Методы статистической обработки и интерпретации полученных данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты эмпирического исследования могут служить вспомогательным материалом для разработки теоретических курсов по таким дисциплинам, как «Психология развития», «Возрастная психология», а также методическим материалом для психологов, работающих с подростками и учителей общеобразовательных школ.
Выборка: В эксперименте принимали участие подростки 9-ых классов из школы №13 г. Горно-Алтайск в количестве 50 человек.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, 2 главы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 69 страниц.
Изучение взаимосвязи между структурой жизнестойкости и агрессивностью поведения объясняется следующим образом: от того, какие свойства преобладают у развивающейся личности, во многом будет определяться ее способность справляться с различными трудными жизненными ситуациями. Если в структуре жизнестойкости преобладают такие элементы, как мотивационная готовность к росту и развитию, высокий уровень адаптации к развитию или повышенная психологическая готовность к самостоятельному совладанию с различными стрессовыми жизненными ситуациями, то в такой ситуации можно говорить о наличии адекватных особенностей поведенческой реакции и психического развития подростков.
Таким образом, если развитие осложняется различными негативными формами поведения, например, формированием различных негативных копинг- механизмов совладания с поведением, агрессивностью или невротизацией личности, то в этом случае можно утверждать, что психическое и личностное развитие подростков осложняется негативными факторами социальной среды, влияющими на психику подростков.
Изучение проблемы взаимосвязи структуры подростковой
жизнестойкости и агрессивного поведения имеет устойчивое значение, как для педагогов, работающих с подростками в школьной ситуации, так и для родителей, выполняющих воспитательную функцию в семье [8]. Но это также важно для психологов, которые работают с подростками в школе и вне ее. Все это заставляет нас изучить феномен жизнестойкость, предложенный американским психологом Сальвадором Мадди и который он понимает как пример структуры установок и навыков, позволяющих преобразовать изменения окружающей действительности в человеческие возможности.
Феномен агрессивности, по своей сути, также направлен на противостояние стрессам. Агрессию, как реализацию агрессивности порождает стресс. Психологические представления о содержании феномена агрессивности трактуют её как фундаментальное, биологически присущее свойство личности, которое имеет много форм и проявлений, достаточно подробно исследованных в психологической литературе [6; с.7].
В настоящее время проблема диагностики подростковой агрессии становится все более актуальной, так как происходит рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, являющимся следствием подростковой агрессивности.
Изучение подростковой агрессии является актуальной проблемой, несмотря на то, что на эту тему был проведен ряд отечественных и зарубежных исследований (И. Б. Бойко, 1983; А. К. Осницкий, 1994; Л. М. Семенюк, 1996; Л. В. Алфимова, В. И. Трубников, 2000; А. Бандура, Р. Уолтерс, 2000; Л. Берковиц, 2002; О. Е. Смирнова, Г. Р. Хузеева, 2002 и многие другие).
Объект выпускной квалификационной работы: жизнестойкость человека.
Предмет выпускной квалификационной работы: изучение
взаимосвязи уровня жизнестойкости и агрессивности у подростков.
Цель: взаимосвязь уровня жизнестойкости и агрессивности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический анализ проблем жизнестойкости и агрессивности в психологии.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и агрессивности подростков.
3. Обобщить и проанализировать полученные данные, сформулировать основные выводы.
4. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь жизнестойкости и агрессивности.
Теоретико-методологические основания работы:
При изучении жизнестойкости и агрессивности личности использовались следующие методологические основы:
• подход к жизнестойкости С. Мадди;
• классификация агрессии А. Бандура , Р. Уолтерс ;
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: теоретический анализ литературы, синтез,
обобщение, сравнение;
2. Методы сбора информации: тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); опросник Басса - Дарки;
3. Методы статистической обработки и интерпретации полученных данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты эмпирического исследования могут служить вспомогательным материалом для разработки теоретических курсов по таким дисциплинам, как «Психология развития», «Возрастная психология», а также методическим материалом для психологов, работающих с подростками и учителей общеобразовательных школ.
Выборка: В эксперименте принимали участие подростки 9-ых классов из школы №13 г. Горно-Алтайск в количестве 50 человек.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, 2 главы, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 69 страниц.
Обзор теоретических исследований в области исследований уровней жизнестойкости и агрессивности у подростков показал, что причины агрессии считаются предметом серьезного научного обсуждения этого вопроса. В подростковом возрасте общение со сверстниками считается основной формой деятельности. Это время, когда усваиваются нравственные идеи, которые играют значительную роль в развитии и развитии нравственного сознания. подростки этого возраста копируют поведение взрослых людей, которые потом используют их в своем собственном социальном кругу.
По результатам всей работы мы можем сделать такие выводы:
Жизнестойкость-это система представлений о себе, о мире, об отношениях с миром.
Существует 3 компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкость в целом предотвращают появление внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессом и восприятия их как наименее важных. В подростковом возрасте способность к саморазвитию и саморегуляции играет определенную роль в развитии устойчивого поведения и отношений, которые постепенно начинают контролироваться смыслами, раскрываемыми подростком с помощью окружающего мира.
Агрессия (в теории социального обучения) считается, как определенное специфическое социальное поведение, которое изучается и поддерживается, буквально так же, как и почти все другие формы социального поведения.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в разнообразной литературе, необходимо отметить следующие: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.
Результаты нашего эмпирического исследования показывают, что подростки чаще используют вербальную агрессию. Общий уровень агрессии, уровень агрессивной мотивации и индекс враждебности подростков в норме.
Уровень жизнестойкости у подростков выше, чем в среднем. Но показатель «вовлеченность» в деятельность более выражен, что он считается более подходящим благоприятным фактором для формирования личности детей-подростков.
Иными словами, мы пришли к выводу, что существует отрицательная взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и такими показателями агрессивности, как «косвенная агрессия», «негативизм», «обида» и «индекс враждебности.»
Это показывает о том, что чем выше уровень агрессивности у подростков, тем ниже уровень жизнестойкости, что проявляется в снижении каждого из ее основных компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
Повышение агрессивности поможет снизить у детей уверенность в необходимости своей деятельности, интерес к текущим событиям и общую активность по усвоению новых знаний и нового опыта.
Результаты, полученные и обработанные в исследовании, подтвердили первое предположение об взаимосвязи между жизнестойкостью и агрессивностью у подростков, где предположение подтверждается на уровне значимости 1%.
По результатам всей работы мы можем сделать такие выводы:
Жизнестойкость-это система представлений о себе, о мире, об отношениях с миром.
Существует 3 компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкость в целом предотвращают появление внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессом и восприятия их как наименее важных. В подростковом возрасте способность к саморазвитию и саморегуляции играет определенную роль в развитии устойчивого поведения и отношений, которые постепенно начинают контролироваться смыслами, раскрываемыми подростком с помощью окружающего мира.
Агрессия (в теории социального обучения) считается, как определенное специфическое социальное поведение, которое изучается и поддерживается, буквально так же, как и почти все другие формы социального поведения.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в разнообразной литературе, необходимо отметить следующие: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.
Результаты нашего эмпирического исследования показывают, что подростки чаще используют вербальную агрессию. Общий уровень агрессии, уровень агрессивной мотивации и индекс враждебности подростков в норме.
Уровень жизнестойкости у подростков выше, чем в среднем. Но показатель «вовлеченность» в деятельность более выражен, что он считается более подходящим благоприятным фактором для формирования личности детей-подростков.
Иными словами, мы пришли к выводу, что существует отрицательная взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и такими показателями агрессивности, как «косвенная агрессия», «негативизм», «обида» и «индекс враждебности.»
Это показывает о том, что чем выше уровень агрессивности у подростков, тем ниже уровень жизнестойкости, что проявляется в снижении каждого из ее основных компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
Повышение агрессивности поможет снизить у детей уверенность в необходимости своей деятельности, интерес к текущим событиям и общую активность по усвоению новых знаний и нового опыта.
Результаты, полученные и обработанные в исследовании, подтвердили первое предположение об взаимосвязи между жизнестойкостью и агрессивностью у подростков, где предположение подтверждается на уровне значимости 1%.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивные стратегии и переживание тревожности у подростков, подверженных буллингу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2025 - Склонность к девиантному поведению в контексте копинг-стратегий у подростков, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Самоотношение личности с разным уровнем агрессивности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь склонности к отклоняющемуся поведению
с антиципационной состоятельностью
в периоды подросткового, юношеского возрастов и ранней взрослости
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





