Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Депрессивные симптомы у подростков, склонных к девиациям

Работа №90627

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения депрессивных
симптомов у подростков, склонных к девиациям 7
1.1 Общая характеристика девиантного поведения подростков 7
1.2 Феномен депрессии в подростковом возрасте 13
1.3 Взаимосвязь депрессии и девиантного поведения в подростковом
возрасте 25
Глава 2 Эмпирическое исследование депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям 31
2.1 Программа и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования депрессивных
симптомов у подростков, склонных к девиациям 37
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 56

Актуальность проблемы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме депрессивных состояний подростков. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено длительному снижению настроения, что в свою очередь ведет к депрессии. Депрессия в подростковом возрасте является достаточно сложным явлением, имеющим много причин и непредсказуемых последствий. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека, в котором происходят значительные изменения в поведении. Нередко эти изменения принимают характер девиантного поведения.
Также, актуальность данной темы обусловлена стремительным ростом подростков с девиантным поведением. Поведение некоторых подростков обращает на себя внимание нарушением норм и значительно отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Такое поведение определяется отклонением от установленных нравственных или правовых норм, и называется девиантным. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст.
Многие исследователи объединяют некоторые типы нарушения поведения с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессией. Депрессивное настроение оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера самого подростка.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема сложности распознавания подростковой патологии, заключающейся в их скрытом проявлении. Кроме того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаток внимания к проблеме подростковой депрессии и девиантного поведения подростков может стать фактором риска во взрослом возрасте. Тем не менее, в отечественной психологии недостаточно работ, посвященных изучению депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям.
Степень изученности проблемы исследования. Изучением причин возникновения подростковой депрессии занимались Ш. Трикетт, А.О. Дробинская, А.А. Северный, П. Кейхольза. Феномену девиантного поведения посвящены работы следующих авторов А. Лоуэн, Н.М. Иовчук, Я.И. Гилинский. В отечественной и зарубежной литературе предложена классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской, Ф. Патаки. Изучением неблагополучных семей как одного фактора депрессии и девиантного поведения посвящены работы следующих авторов Л.С. Алексеевой, Б.Н. Алмазова, А.Е. Личко.
Объект выпускной квалификационной работы: Девиантное
поведение на подростковом этапе социализации.
Предмет выпускной квалификационной работы: Склонность к девиантному поведению подростков в контексте выраженности депрессивных симптомов.
Цель: Изучение склонности к девиантному поведению подростков в контексте выраженности депрессивной симптоматики.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения представлений депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям;
3. Выявить и описать различий депрессии подростков и девиантного поведения;
4. Разработать программу психологического тренинга «Искусство жить».
Гипотезы исследования:
1. У подростков с девиантным поведением уровень выраженности депрессивной симптоматики будет выше, чем у подростков группы нормы;
2. В подростковом возрасте склонность к девиантному поведению и выраженность депрессивной симптоматики выступят в качестве сопряженных феноменов.
Теоретико-методологические основания исследования составили: научные представления о разных видах депрессивных симптомов П. Кейлхольза; биопсихосоциальная модель депрессии А.Б. Холмогоровой; классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской; возрастная периодизация личности Э.Б. Эльконина.
В работе использовался комплекс методов исследования:
• Анализ вторичных источников по проблеме исследования;
• Анкетный опрос «Шкала депрессии для детей и подростков» (М. Ковач);
- Психологическое тестирование «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус);
• Математические методы обработки данных (корреляционный анализ Спирмена, 1-критерий Стьюдента для независимых выборок) с использованием компьютерной программы 8Р88 23.0.
Описание выборочной совокупности. В эмпирическом исследовании приняли участие 56 подростков 3 лицея г. Барнаула в возрасте от 14-15 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы:
1. Подростки группы норма (27 человек, из которых 11 мальчиков и 16 девочек).
2. Группа подростки с девиантным поведением (29 человек, из которых 10 мальчиков, 19 девочек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 63 источника и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа теоретических и эмпирических работ, посвященных исследованию депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь было операционализировано понятие «депрессивных симптомов», которое рассматривалось нами в контексте девиантного поведения подростков, проанализировано содержание его структурных компонентов.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие депрессивные симптомы и склонность к девиантному поведению.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Депрессивное настроение оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера самого подростка. У большинства подростков депрессия выступает в роли пассивного протеста, но есть случаи, когда безысходность подростка приводит к деструктивным действиям.
Протекание полового созревания влияет на поведение. При раннем половом созревании в одних случаях происходят эмоциональные расстройства, при других нарушения в поведении. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст. «Маскированность» является наиболее характерной чертой подростковой депрессии.
2. В результате проведенного исследования было выявлено, что у подростков с девиантным поведением уровень выраженности депрессивной симптоматики выше, чем у подростков группы нормы.
Таким образом, гипотеза № 1 полностью нашла свое подтверждение.
Существование значимых корреляционных взаимосвязей между депрессивной симптоматикой и шкалами склонности к девиантному поведению, говорит о том, что в подростковом возрасте склонность к девиантному поведению и выраженность депрессивной симптоматики выступают в качестве сопряженных феноменов.
Таким образом, гипотеза № 2 полностью нашла свое подтверждение.
3. Результаты исследования выступили основанием для разработки психологического тренинга по профилактике депрессивных состояний и девиантного поведения подростков «Искусство жить».
Итак, гипотезы, выдвигаемые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели были достигнуты.


1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005. 303 с.
2. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М.: Советская Россия, 1977. 223 с.
3. Богданович Л.А. Записки психиатра. М.: Медгиз, 1956. 320 с.
4. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, 2009. 160 с.
5. Буянов М.И. Беседы о психиатрии. М.: Просвещение, 1986. 255 с.
6. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Эмоциональная дезадаптация у подростков из разных социальных групп. М.: МГНПУ, 2007. С. 178-183.
7. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977. 272 с.
8. Журавлев Д.В. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. 2002. № 8. С. 99-101.
9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982. 216 с.
10. Иовчук Н.М. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 336 с.
11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 607 с.
12. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1984. 224 с.
13. Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М.: ЭКСМО, 2008. 320 с.
14. Пери А. Депрессия. М.: Мир, 2009. 215 с.
15. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. СПб.: Питер, 2004. 202 с.
16. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
17. Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование. 2002. № 6. С. 182.
18. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978. 400 с.
19. Фрейд З. Детская патология. СПб.: Алетейя, 1998. 296 с.
20. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности,
самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. СПб.: Речь, 2006. 112 с.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2010. 352 с.
22. Кравченко Н.Е. Современные представления о депрессивных расстройствах настроения в подростковом возрасте и некоторых проблемах их терапии (аналитический обзор) // Современная терапия психических расстройств. 2007. № 3. С. 4-20.
23. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. 190 с.
25. Орел А.Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1999. 17 с.
26. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/д.: Феникс, 2002. C. 544.
27. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения 4.II. Факторы формирования девиантного поведения. Магнитогорск: МГПИ, 1999. C. 142.
28. Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. 1997. Том 8, № 4. С. 92-102.
29. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. № 9. С. 106-109.
30. Ландова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4. С. 87-125.
31. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. Минск: Беларусь, 1988. 204 с.
32. Ханин Ю.Л. Исследование депрессии // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 34-36.
33. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М.: Медпрактика, 2000. 224 с.
34. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
35. Ковалев Ю.В. Депрессия, клинический аспект. М.: Медицинская книга, 2001. 144 с.
36. Лоуэн А. Депрессия и тело. М.: Просвещение, 2002. 384 с.
37. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. М.: ИСАИ, 2004. 514 с.
38. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004. 398 с.
39. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 139 с.
40. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2-4. С. 120.
41. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: Издательский дом «Городец», 2016. 392 с.
42. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: филосовский и клинико-психологический аспект. Новосибирск: ЦРНС, 2015. 100 с.
43. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.:
Академический Проект; Гаудеамус, 2015. 336 с.
44. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 125-139.
45. Херсонский Б.Г., Дворняк С.В. Психология и профилактика семейных конфликтов. К.: Здоровье, 1991. 192 с.
46. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. 132 с.
47. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2003. 288 с.
48. Прялухина А.В. Проблемы развития девиантной личности подростков // Человеческий капитал. 2017. № 3. С. 88-90.
49. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально - политический журнал. 2015. № 2. С. 47-53.
50. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография. СПБ.: Речь, 2014. 192 с.
51. Антропов Ю.Ф. Депрессивные расстройства и агрессивные проявления у детей // Российский психиатрический журнал. 2004. № 2. С. 42-45.
52. Андрющенко А.В. Алкогольная зависимость и депрессия: подходы к диагностике и лечению // Медицинский совет. 2016. № 19. С. 28-36.
53. Белялов Ф.И. Депрессия, тревога, стресс и смертность // Терапевтический архив. 2016. № 12. С. 116-119.
54. Воронова Е.И. Реактивные (психогенные) депрессии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015. № 2. С. 75-85.
55. Захаров В.В. Депрессия в позднем возрасте // Фарматека. 2016. № 7. С. 6­13.
56. Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. № 3. С. 97-105.
57. Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2014. 196 с.
58. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. СПБ.: Речь, 2015. 368 с.
59. Воликова С.В., Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Валидизация опросника детской депрессии М. Ковач // Вопросы психологии. 2011. № 5.
60. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 259 с.
61. Франц С.В. Условия и формы профилактики отклоняющегося поведения подростков. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 68-75.
62. Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП
(склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.net/5_77879_leus-ev-metodicheskoerukovodstvo-po- primeneniyu-testa-sdp-sklonnost-k-deviantnomu-povedeniyu.html (дата
обращения 08.02.2021).
63. Kovacs M. The children's depression inventory. New York: Multi-Health Systems, 1992. P. 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ