Депрессивные симптомы у подростков, склонных к девиациям
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения депрессивных
симптомов у подростков, склонных к девиациям 7
1.1 Общая характеристика девиантного поведения подростков 7
1.2 Феномен депрессии в подростковом возрасте 13
1.3 Взаимосвязь депрессии и девиантного поведения в подростковом
возрасте 25
Глава 2 Эмпирическое исследование депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям 31
2.1 Программа и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования депрессивных
симптомов у подростков, склонных к девиациям 37
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 56
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения депрессивных
симптомов у подростков, склонных к девиациям 7
1.1 Общая характеристика девиантного поведения подростков 7
1.2 Феномен депрессии в подростковом возрасте 13
1.3 Взаимосвязь депрессии и девиантного поведения в подростковом
возрасте 25
Глава 2 Эмпирическое исследование депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям 31
2.1 Программа и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования депрессивных
симптомов у подростков, склонных к девиациям 37
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 56
Актуальность проблемы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме депрессивных состояний подростков. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено длительному снижению настроения, что в свою очередь ведет к депрессии. Депрессия в подростковом возрасте является достаточно сложным явлением, имеющим много причин и непредсказуемых последствий. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека, в котором происходят значительные изменения в поведении. Нередко эти изменения принимают характер девиантного поведения.
Также, актуальность данной темы обусловлена стремительным ростом подростков с девиантным поведением. Поведение некоторых подростков обращает на себя внимание нарушением норм и значительно отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Такое поведение определяется отклонением от установленных нравственных или правовых норм, и называется девиантным. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст.
Многие исследователи объединяют некоторые типы нарушения поведения с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессией. Депрессивное настроение оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера самого подростка.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема сложности распознавания подростковой патологии, заключающейся в их скрытом проявлении. Кроме того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаток внимания к проблеме подростковой депрессии и девиантного поведения подростков может стать фактором риска во взрослом возрасте. Тем не менее, в отечественной психологии недостаточно работ, посвященных изучению депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям.
Степень изученности проблемы исследования. Изучением причин возникновения подростковой депрессии занимались Ш. Трикетт, А.О. Дробинская, А.А. Северный, П. Кейхольза. Феномену девиантного поведения посвящены работы следующих авторов А. Лоуэн, Н.М. Иовчук, Я.И. Гилинский. В отечественной и зарубежной литературе предложена классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской, Ф. Патаки. Изучением неблагополучных семей как одного фактора депрессии и девиантного поведения посвящены работы следующих авторов Л.С. Алексеевой, Б.Н. Алмазова, А.Е. Личко.
Объект выпускной квалификационной работы: Девиантное
поведение на подростковом этапе социализации.
Предмет выпускной квалификационной работы: Склонность к девиантному поведению подростков в контексте выраженности депрессивных симптомов.
Цель: Изучение склонности к девиантному поведению подростков в контексте выраженности депрессивной симптоматики.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения представлений депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям;
3. Выявить и описать различий депрессии подростков и девиантного поведения;
4. Разработать программу психологического тренинга «Искусство жить».
Гипотезы исследования:
1. У подростков с девиантным поведением уровень выраженности депрессивной симптоматики будет выше, чем у подростков группы нормы;
2. В подростковом возрасте склонность к девиантному поведению и выраженность депрессивной симптоматики выступят в качестве сопряженных феноменов.
Теоретико-методологические основания исследования составили: научные представления о разных видах депрессивных симптомов П. Кейлхольза; биопсихосоциальная модель депрессии А.Б. Холмогоровой; классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской; возрастная периодизация личности Э.Б. Эльконина.
В работе использовался комплекс методов исследования:
• Анализ вторичных источников по проблеме исследования;
• Анкетный опрос «Шкала депрессии для детей и подростков» (М. Ковач);
- Психологическое тестирование «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус);
• Математические методы обработки данных (корреляционный анализ Спирмена, 1-критерий Стьюдента для независимых выборок) с использованием компьютерной программы 8Р88 23.0.
Описание выборочной совокупности. В эмпирическом исследовании приняли участие 56 подростков 3 лицея г. Барнаула в возрасте от 14-15 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы:
1. Подростки группы норма (27 человек, из которых 11 мальчиков и 16 девочек).
2. Группа подростки с девиантным поведением (29 человек, из которых 10 мальчиков, 19 девочек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 63 источника и приложений.
Также, актуальность данной темы обусловлена стремительным ростом подростков с девиантным поведением. Поведение некоторых подростков обращает на себя внимание нарушением норм и значительно отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования общества. Такое поведение определяется отклонением от установленных нравственных или правовых норм, и называется девиантным. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст.
Многие исследователи объединяют некоторые типы нарушения поведения с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессией. Депрессивное настроение оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера самого подростка.
На сегодняшний день продолжает оставаться актуальной проблема сложности распознавания подростковой патологии, заключающейся в их скрытом проявлении. Кроме того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаток внимания к проблеме подростковой депрессии и девиантного поведения подростков может стать фактором риска во взрослом возрасте. Тем не менее, в отечественной психологии недостаточно работ, посвященных изучению депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям.
Степень изученности проблемы исследования. Изучением причин возникновения подростковой депрессии занимались Ш. Трикетт, А.О. Дробинская, А.А. Северный, П. Кейхольза. Феномену девиантного поведения посвящены работы следующих авторов А. Лоуэн, Н.М. Иовчук, Я.И. Гилинский. В отечественной и зарубежной литературе предложена классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской, Ф. Патаки. Изучением неблагополучных семей как одного фактора депрессии и девиантного поведения посвящены работы следующих авторов Л.С. Алексеевой, Б.Н. Алмазова, А.Е. Личко.
Объект выпускной квалификационной работы: Девиантное
поведение на подростковом этапе социализации.
Предмет выпускной квалификационной работы: Склонность к девиантному поведению подростков в контексте выраженности депрессивных симптомов.
Цель: Изучение склонности к девиантному поведению подростков в контексте выраженности депрессивной симптоматики.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения представлений депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям;
3. Выявить и описать различий депрессии подростков и девиантного поведения;
4. Разработать программу психологического тренинга «Искусство жить».
Гипотезы исследования:
1. У подростков с девиантным поведением уровень выраженности депрессивной симптоматики будет выше, чем у подростков группы нормы;
2. В подростковом возрасте склонность к девиантному поведению и выраженность депрессивной симптоматики выступят в качестве сопряженных феноменов.
Теоретико-методологические основания исследования составили: научные представления о разных видах депрессивных симптомов П. Кейлхольза; биопсихосоциальная модель депрессии А.Б. Холмогоровой; классификация видов отклоняющегося поведения Е.В. Змановской; возрастная периодизация личности Э.Б. Эльконина.
В работе использовался комплекс методов исследования:
• Анализ вторичных источников по проблеме исследования;
• Анкетный опрос «Шкала депрессии для детей и подростков» (М. Ковач);
- Психологическое тестирование «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус);
• Математические методы обработки данных (корреляционный анализ Спирмена, 1-критерий Стьюдента для независимых выборок) с использованием компьютерной программы 8Р88 23.0.
Описание выборочной совокупности. В эмпирическом исследовании приняли участие 56 подростков 3 лицея г. Барнаула в возрасте от 14-15 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы:
1. Подростки группы норма (27 человек, из которых 11 мальчиков и 16 девочек).
2. Группа подростки с девиантным поведением (29 человек, из которых 10 мальчиков, 19 девочек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 63 источника и приложений.
В ходе анализа теоретических и эмпирических работ, посвященных исследованию депрессивных симптомов у подростков, склонных к девиациям были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь было операционализировано понятие «депрессивных симптомов», которое рассматривалось нами в контексте девиантного поведения подростков, проанализировано содержание его структурных компонентов.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие депрессивные симптомы и склонность к девиантному поведению.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Депрессивное настроение оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера самого подростка. У большинства подростков депрессия выступает в роли пассивного протеста, но есть случаи, когда безысходность подростка приводит к деструктивным действиям.
Протекание полового созревания влияет на поведение. При раннем половом созревании в одних случаях происходят эмоциональные расстройства, при других нарушения в поведении. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст. «Маскированность» является наиболее характерной чертой подростковой депрессии.
2. В результате проведенного исследования было выявлено, что у подростков с девиантным поведением уровень выраженности депрессивной симптоматики выше, чем у подростков группы нормы.
Таким образом, гипотеза № 1 полностью нашла свое подтверждение.
Существование значимых корреляционных взаимосвязей между депрессивной симптоматикой и шкалами склонности к девиантному поведению, говорит о том, что в подростковом возрасте склонность к девиантному поведению и выраженность депрессивной симптоматики выступают в качестве сопряженных феноменов.
Таким образом, гипотеза № 2 полностью нашла свое подтверждение.
3. Результаты исследования выступили основанием для разработки психологического тренинга по профилактике депрессивных состояний и девиантного поведения подростков «Искусство жить».
Итак, гипотезы, выдвигаемые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели были достигнуты.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие депрессивные симптомы и склонность к девиантному поведению.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Депрессивное настроение оказывает прямое влияние на поведение. Поведение становится отклоняющимся и приобретает направленность в зависимости от характера самого подростка. У большинства подростков депрессия выступает в роли пассивного протеста, но есть случаи, когда безысходность подростка приводит к деструктивным действиям.
Протекание полового созревания влияет на поведение. При раннем половом созревании в одних случаях происходят эмоциональные расстройства, при других нарушения в поведении. Девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах, особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст. «Маскированность» является наиболее характерной чертой подростковой депрессии.
2. В результате проведенного исследования было выявлено, что у подростков с девиантным поведением уровень выраженности депрессивной симптоматики выше, чем у подростков группы нормы.
Таким образом, гипотеза № 1 полностью нашла свое подтверждение.
Существование значимых корреляционных взаимосвязей между депрессивной симптоматикой и шкалами склонности к девиантному поведению, говорит о том, что в подростковом возрасте склонность к девиантному поведению и выраженность депрессивной симптоматики выступают в качестве сопряженных феноменов.
Таким образом, гипотеза № 2 полностью нашла свое подтверждение.
3. Результаты исследования выступили основанием для разработки психологического тренинга по профилактике депрессивных состояний и девиантного поведения подростков «Искусство жить».
Итак, гипотезы, выдвигаемые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели были достигнуты.
Подобные работы
- Профилактика безопасного поведения аутоагрессивных подростков в образовательной среде (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023





