Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь образа матери и особенностей самоотношения подростка

Работа №90626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ взаимосвязи образа матери и особенностей самоотношения подростка 8
1.1 Основные подходы к изучению самоотношения в психологии 8
1.2 Родительское воспитание как условие формирования самоотношения
подростка 23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа матери и особенностей самоотношения подростка 44
2.1 Программа и методы исследования взаимосвязи образа матери и особенностей самоотношения подростка 44
Опросник включает следующее шкалы: 45
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение 66

Актуальность Глобальные изменения, происходящие в обществе, нарастающий темп жизни, нестабильность, создают трудности для интеграции частных самооценок современными подростками, что обуславливает актуальность проблемы изучения самоотношения в подростковом возрасте. Самоотношение создает условия для создания системы самоподдержки в трудных жизненных ситуациях. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Как психологи, так и педагоги справедливо связывают развитием и саморазвитием личности с развитием самосознания. При этом утверждается, что одним из условий саморазвития является стимулирование различных видов рефлексии, помощь в формировании самоуважения, самоценности, самопринятия, уверенности в себе как субъекте собственной деятельности.
Главным образом, позитивное самоотношение личности отражается в высоком уровне самосознания. Важную роль в установлении межличностных отношений является позитивное самоотношение, оно является регулирующим фактором не только во взаимоотношениях с обществом, но влияет практически на все аспекты жизнедеятельности человека, таких как поставка и достижения целей, формирования и разрешения кризисных ситуаций, что дает нам основания рассматривать его как основной фактор саморазвития учащихся младших классов.
В отечественной и зарубежной психологии самоотношение чаще всего рассматривается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.
На современном этапе развития психологической науки сделаны только определенные шаги в понимании психологических параметров семьи, являющихся детерминантами индивидуального развития детей и подростков, становление их личностных свойств в данной среде (А.И. Захаров, Т.В. Соколова и другие).
Анализ литературы по данной теме дает возможность сделать вывод, что семейное воспитание является главным фактором, оказывающим влияние на развитие самоуважения и самоотношения у подростков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.М. Раева, Н.С. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, У.В.
Ульенкова, Е.Т.Соколова, С.Р. Пантилеев, И.Г. Чеснокова, В.В. Столин, В. Юстицкис, В.В. Ткачева, О. А. Талипова, Э.Г. Эйдемиллер, А.В.
Холмогорова и др.) [7, 12, 61, 65, 74].
При том, что многие исследователи делают вывод о взаимосвязи самоотношения ребёнка и родительского отношения, в ряде научных исследований не было выявлено существенной зависимости между родительским поведением и личностными характеристиками ребёнка. Указывается, что сходное воспитание может по-разному воздействовать на разных детей. По мнению Л.И. Божович причины низкого развития самоотношения детей нужно искать в неправильном воспитании [7].
Как известно, семья является первым социализирующим институтом общества, влияние которого становится самым длительным и всеобъемлющим. Система семейного взаимодействия выступает естественной социальной средой с первых дней жизни ребенка. Изначально именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, связующим все остальные связи ребенка с миром, представляя собой сложный узел человеческих взаимоотношений, реализующийся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности.
Таким образом, внимательное, доброе, любящее, уважающее отношение к ребенку способствует самопринятию ребенка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Это положение экспериментальное было подтверждено в ряде исследований (Л.И. Божович, Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова и др.) [7, 61, 74].
Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного «Я» ребенка. Он значительно раньше начинает чувствовать себя существом любимым или отвергаемым, чем приобретает способность и средства самопознания и самооценивания. Следовательно, формирование у детей подросткового возраста представлений о самом себе во многом определяется тем, насколько взаимоотношения родителей с детьми удовлетворяют требованиям, нужным для благополучного разрешения противоречий, которые возникают на разных стадиях развития.
Цель работы - выявить взаимосвязь представлений о матери и самоотношения подростка, на примере учащихся 15-17 лет КГБПОУ «Ребрихинский лицей профессионального образования».
Объект исследования - самоотношение подростков.
Предмет исследования - взаимосвязь образа матери и особенностей самоотношения подростка.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению самоотношения в психологии.
2. Рассмотреть образ матери как условие формирования самоотношения подростка.
3. Разработать программу и методы исследования взаимосвязи образа матери и особенностей самоотношения подростка.

родительских отношений и самоотношения в подростковом возрасте.
5. Описать результаты эмпирического исследования взаимосвязи образа матери и особенностей самоотношения подростка.
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между спецификой представлений подростка о своих матери и параметрами самоотношения подростка.
Теоретико-методологические основания:
• субъектный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн);
• возрастная периодизация Л.С. Выготского;
• концепция самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;
• теоретические положения по проблеме родительского воспитания А.И. Захарова.
Методы исследования:
• Общенаучный метод: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
• Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования, тестирование.
• Математико-статистическая обработка данных проведена в программе 8Р88. Применены такие методы обработки данных, как И- критерия Манна - Уитни, корреляционный анализа Спирмена, факторный анализ.
В работе использованы следующие психодиагностические методики, отвечающие цели исследования:
1. Опросник «Подростки о родителях» Шафер, адаптирован Л. И. Вассерманом, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной [66].
2. «Тест-опросник самоотношения» С.Р. Пантилеева, В.В. Столина [46].
Выборка и эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 48 подростков в возрасте 15-17 лет. 22 девочки и 26 мальчиков подросткового возраста. Все участники являются учащимися КГБПОУ «Ребрихинский лицей профессионального образования».
Этапы исследования:
1 этап (октябрь-декабрь 2020г.) Изучение психологической литературы по проблеме самоотношения и роли родителей в процессе формирования самоотношения подростков. Определение программы исследования, выдвижение гипотез, подбор методик и методов исследования.
2 этап (декабрь 2020 г.- февраль 2021 г.) Проведение эмпирического исследования, обработка результатов исследования.
3 этап (март 2021 - май 2021 г.) Описание и интерпретация результатов
эмпирического исследования, оформление текста выпускной
квалификационной работы.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: результаты выпускного квалификационного исследования имеют прикладное значение и могут быть использованы в коррекционной и консультативной работе по проблемам развития самосознания и корректировке стилей родительского воспитания в подростковом возрасте.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 3 таблицами и 1 рисунком. Библиографический список содержит 91 наименований, из которых 14 на иностранном языке. Общий объем ВКР составляет 72 страниц, из них 7 страниц приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ показал, что нет единого подхода в изучении самоотношения и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы. Обобщая различные трактовки понятия «самоотношения», можно сформулировать его, как осознание человеком своих чувств, мотивов, действий, поведения, интересов, положения в обществе, которое включает эмоционально-смысловую оценку своих субъективных возможностей и осуществляется на трех уровнях: когнитивном, представляющем конкретные знания о себе, эмоциональном, включающем аффективное отношение к себе и к происходящим действиям и поведенческую, выступающей в качестве оснований целесообразный поступков и действий.
В подростковом возрасте происходят фундаментальные изменения в сфере самосознания. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Проблемы родительства как никогда актуальны в настоящее время и поэтому большое внимание им уделяют не только в теории, но и на практике. Труды В.Н. Дружинина, А.С. Спиваковской, Ю.И. Алешиной, С.В. Ковалева,
Э.Г. Эйдемиллера и прочих исследователей подчеркивают, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Понятие «родительство» включает в себя следующие компоненты: ценностные ориентации родителей (семейные ценности); родительское отношение; ожидания и установки родителей; родительские чувства; родительская ответственность; родительские позиции; стиль семейного воспитания.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Существуют различия в особенностях самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста. Для девочек подросткового возраста характерно принятие себя и своих особенностей, безусловное положительное отношение к своей личности, а для мальчиков подросткового возраста характерен интерес к совей личности, желание лучше узнать себя и свои особенности.
2. Модель самоотношения мальчиков подростков представлена 3 факторами: «Самопринятие», «Самоуважение, основанное на аутисимпатии», «Самоуверенность без опоры на себя». Мальчики-подростки принимают и уважают себя, самоуверены и некритичны к своим недостаткам. Модель самоотношения девочек-подростков представлена 3 факторами: «Положительное отношение в себе», «Я в глазах других», «Самопоследовательность». Девочки-подростки имеют положительное отношение к себе, анализируют отношение со стороны окружающих к себе, проявляют самопоследовательность.
3. Для девочек-подростков характерна самопоследовательность, которая взаимосвязана с самоуважением, девочки-подростки строят интегральное самоотношения на основе оценок других людей, в целом относятся к себе положительно. Мальчики-подростки имеют некритичное самоуважение, так шкала самообвинения входит с отрицательным весом во второй фактор, кроме того мальчики-подростки поведением имеют фактор «самоуверенность без опоры на себя», они испытывают трудности в регуляции своих действий и выстраивании планов и моделей своего поведения.
4. Образ матери связан с характеристиками самоотношения у мальчиков-подростков. Мальчики-подростки, которые оценивают свою мать, как заинтересованную в их жизни, внимательную, готовую помочь, последовательною в решениях и поведении, имеют высокий показать самопринятия. Мальчики-подростки, которые оценивают свою мать, как строгую, враждебную, директивную, имеют низкий показатель самоуважения. Самоуверенность с низкий уровнем саморуководства и самопоследовательности характерна для мальчиков-подростков, имеющих образ непоследовательной, но не враждебной матери.
5. Образ матери связан с характеристиками самоотношения у девочек-подростков. Девочки-подростки, которые оценивают свою мать, как заинтересованную в их жизни, внимательную, готовую помочь, включенную в их жизнь, имеют высокий показать положительного отношения к себе. Девочки-подростки, которые оценивают свою мать, как заинтересованную, внимательную, понимающую, добрую, невраждебною, имеют положительный образ себя в глазах других. Девочкам-подросткам характерна идентификация с образом матери, низкий уровень самопоследовательности характерен девочкам-подросткам, имеющим образ непоследовательной матери.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.


1. Абрамов Г. С. Возрастная психология. Москва: Академия, 2001. 463 с.
2. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Москва: Академия, 1994. 346 с.
3. Арсентьева Е.С. Роль детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведения детей дошкольного возраста /Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета . 2016. №4. с. 159 - 167.
4. Арсентьева Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях /Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. №2. с. 1- 6.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
6. Блинова В. Л. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций как детерминанты саморазвития и личностного роста // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 58-63.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400с.
8. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Наука, 1988. 207 с.
10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
11. Винникотт Д.В. Ребёнок, семья и внешний мир. Москва: ИОИ, 2015. 256 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004. 220 с.
13. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. 1987. №2. С 17-23
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер. 2006. 176 с.
15. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Асайеша, 1998.160 с.
16. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М.: Ось-89, 2003. 300с.
17. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2004. 448с.
18. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. 2002. № 8. С34-42
19. Ковалева Ю. В. Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12. С. 29-36
20. Колышко А. М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
21. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 335 с.
22. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 3. С. 25-38.
23. Кочеткова Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением // Вестник ТГПУ. 2010. № 2 (92). С. 118-123.
24. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 459 с.
25. Кузьмина А., Пугачева А. Страхи близнецов дошкольного возраста // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 3. С. 21-26.
26. Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С. Роль детско-родительских отношений в развитии речи однополых и разнополых близнецов дошкольного возраста Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. №3. с. 64 - 70.
27. Кули Ч. Социологическая теория и социальное исследование. 1930. 209 с.
28. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1983. 318 с.
29. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности. СПб.: Питер, 2000. 372 с.
30. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. М.: Наука, 1997. 346 с.
31. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
32. Любимова О.М. Компонентная структура самоотношения педагога //Вестник Алтайской науки. 2004. №3. С. 73-79.
33. Любимова О. М. Негативное самоотношение в контексте риска воспроизводства социальных девиаций: по материалам региональных исследований //Известия Алтайского государственного университета. 2011. N2. С. 51-54.
34. Лужбина Н. А., Перова Д. Ю. Параметры детско-родительских отношений как предикторы развития эмоционального интеллекта подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3, № 1. С. 22-32.
35. Макаренкова И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков. Москва: АРГУС, 2004. 267 с.
36. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград: Просвещение, 1987. 253 с.
37. Малышева С. В., Рождественская Н. А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. № 3. С.63-68.
38. Малышева С. В. "Образ Я" и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: автореф. дис. ... канд.психол.наук. М., 2003. 25 с.
39. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов // РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. Психологии. М.: Миф. 2009. 290 с.
40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2004. 608 с.
41. Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
42. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 425с.
43. Наследов А.Д. 8Р88: Компьютерный анализ данных в
психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
44. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. 462 с.
45. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.:МГУ, 1993. 112с.
46. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Академия, 1991. 340 с.
47. Пантилеев С. Р. Строение самоотношения как эмоционально­оценочной системы: дис. ... канд. псих. наук. М., 1989. 202 с.
48. Петрова Л. И. Самосознание и самопознание подростка // Дополнительное образование. 2004. № 4. С. 39-45.
49. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Москва: Просвещение, 1994. 345 с.
50. Подолкина Е. А., Трошина А. Е., Кузьмина А. С., Лекерова А. А. Когнитивно-поведенческая терапия одиночества и депрессии как средство снижения социально-психологической дезадаптации подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 4. С. 84-94.
51. Прайзендорф Е.С Роль родительского воспитания в контексте ранней профилактики экстремизма как перспектива социального здоровья молодежи /Стратегия формирования здорового образа жизни молодежи: опыт и перспективы развития 2017. №3. С. 140-146
52. Прайзендорф Е.С., Гельмель А.В. Самоотношение медицинских работников в контексте кадрового обеспечения медицинских организаций алтайского края в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 3. С. 65-75.
53. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков:
Психологическая природа и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000. 303 с.
54. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 720 с
55. Сайко Э. В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления (самоопределения, самопознания, самоактуализации и т.д.) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 3­10.
56. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. 206 с.
57. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. 2008. №4. С. 238-249
58. Серый А. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. № 2 (18). Новосибирск, 2014. С. 40-48.
59. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Высшая школа, 2000. 311 с.
60. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989. 215 с.
61. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей. СПб.: СОЮЗ, 1997. 270 с.
62. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.:ООО Апрель Пресс. 2000. 304 с.
63. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско-
психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4. С. 26-38.
64. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Мир, 1983. 214 с.
65. Столин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Знание, 1988. 65 с.
66. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 3-1. С. 86-89
67. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. 2000. №4. С. 87­91.
68. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416с.
69. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 35­45
70. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2003. 477 с.
71. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998. 375с.
72. Хорни К. Наши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1997. 240 с.
73. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
74. Шульга Т. И. Методика работы с неблагополучной семьей: из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. Москва: Слово, 1999. 89 с.
75. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва: Академия, 2011. 383с.
76. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. - 340с.
77. Яницкий М. С., Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма как методологическая основа оценки и прогнозирования развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность. Коллективная монография. Томск, ТГПУ, 2008. С. 71-93.
78. Ainsworth M. D. S. Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love. 1st ed. The Johns Hopkins Press, 1967. 471 p.
79. Clark K.C. Validation evidence for three coping measures // Journal of Personality Assessment. 2009. Vol. 65. N 3. P. 434-455
80. Coopersmith S. A. Method for Determing Types of Self-Esteem // Journal of Abnormal and Social Psychology. 2011. Vol. 59. No. 1. P. 26-37
81. Jones S. Self and Interpersonal Evaluations: Esteem Theories vs. Consistency Theories // Psychological Bulletin. 2016. Vol. 79. No. 3. P. 39-43
82. Hardie E. Self-coping complexity: role of self-construal in relational., individual and collective coping styles and health outcomes // Asian Journal of Social Psychology. 2017. Vol. 9. P. 224-235.
83. Eisenberg N. The role of emotionality and regulation in children’s social functioning: A longitudinal study // Child Development. 2018. Vol. 66. P. 1239-1261.
84. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Row, 1954.
360 p.
85. Nesdale D. Self-efficacy and the job-seeking activities in unemployed ethnic youth // The Journal of Social Psychology. 2014. Vol 140(5). P. 608-614.
86. Rogers C. Client-centered therapy. Its current practice, implications and theory. Boston: Houghton Mifflin Company, 2009. 276 p.
87. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. NJ: Princeton University Press, 2015. 129 p.
88. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement //Psychol. Monographs. 2017. V. 80. P. 1-28.
89. Spurr J.M. Self-focused attention in social phobia and social anxiety // Clinical Psychology Review. №22. 2018. P. 947-975.
90. Stopa L. Cognitive processes in social phobia // Behaviour Research and Therapy. 2017. № 31. P. 255-267.
91. Super D.E. Self-concepts in vocational development //Career development: Self-Concept Theory. New York: College Entrance Examination Board. 2018. №4. P. 1-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ