Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личная ассертивность офицеров на разных этапах воинской службы

Работа №90625

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВведениеЗ
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования ассертивности как свойство личности
1.1 Теоретический анализ ассертивности как свойства личности7
1.2. Особенности профессиональной деятельности военнослужащих 16
Выводы по первой главе21
Глава 2 Эмпирическое исследование ассертивности у офицеров на разных этапах воинской службы
2.1 Программа исследования22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования26
2.3 Методические рекомендации по карьерному консультированию
офицеров на разных этапах воинской службы48
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы55
Приложение бЗ

Служба в Вооруженных силах Российской Федерации относится к специфическим видам служебной деятельности. Военная деятельность включает в себя особый трудовой и жизненный ритм, высокие физические и психологические нагрузки. Для успешной социально психологическая адаптация к службе в армии от офицеровтребуются определенных личностных качеств. Личностные качества человека выражают особенности психических процессов, состояния и свойств индивида, особенности темперамента, поведения, взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Одним из личностных качеств, является ассертивность.
«Ассертивность» является интегральной характеристикой личности. Способность человека проявлять спокойное уравновешенное поведение в любой ситуации, отстаивать свои права, ценить и уважать себя и других людей, уметь услышать и слушать, понимать и стремиться к достижению компромисса.
Актуальность данного исследования, заключается в том, что в настоящие время, в процессе реформирования вооруженных сил и военной службы военнослужащих Российской Федерации происходят постоянные изменения в правовом регулировании порядка прохождения военной службы на территории РФ и деятельности командиров (начальников) по реализации требований настоящих руководящих документов (указов верховного главнокомандующего, приказов, директив и т.д.), планирования и реализации этих требований в военной службе подчиненного личного состава, в соответствии с действующими и, вновь вводимыми, руководящими документами, которые требует от командиров (начальников) своевременного реагирования на данные изменения, принятия правильного (правомерного) решения на реализации этих требований с целью выполнения главной задачи ВС - выполнение задач по предназначению. Таким образом, офицер ВС РФ должен уметь оперативно принимать правильные решения и организовывать их выполнение.
Проблемаассертивностив отечественной психологии, рассматривалась в исследованиях И.В. Дубровиной, Н.Е. Харламенковой, Е.П. Никитина, Ф.Е. Василюка, Б.Г. Ананьева [3, 9, 41,60].
В зарубежной исследование ассертивности выделяли в два направления. Первое направление, связанное с исследованием внешней поведенческой модели успешного человека и второе направление, изучения внутреннего мира человека. Авторами являлись Э. Солтер, В. Каппони, Т. Новака, Г. Фенстерхэм [29,52, 59].
Цель исследования: определить личностную ассертивность офицеров на разных этапах воинской службы.
Объект исследования: ассертивность как свойство личности.
Предмет исследования: личностная ассертивность офицеров.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по изучению понятия «ассертивность» и социально-средовых факторов офицеров воинской службы.
2. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий исследования.
3. Сравнить особенности формирования ассертивности личности у офицеров на разных этапах воинской службы.
4. Разработать профилактические мероприятия по формированию ассертивности личности у офицеров на разных этапах воинской службы.
Гипотезы нашего исследования строились на предположении о том, что:
• существует взаимосвязь между компонентами ассертивности и уровнем субьективного контроля, стратегиями поведения в конфликте у офицеров воинской части с разной выслугой лет;
• при выслуге лет увеличивается уровень ассертивности офицеров воинской част
Теоретико-методологические основания работы:
• теории социальной идентичности Г. Тэшфела (1982);
• работы в рамках психологии безопасности А. Волкова, Н. Водопьяновой и Т. Немчина;
• подходы к профессиональной идентификации как внутреннего психологического ресурса Волков И.П. (1989), Грачев А.А., (2008), Журавлев А.Л., (2004), Забродин Ю.М. (2002).
Методы исследования.
Исследовательская работа проводилась в войсковой части г. Новосибирска.
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования компонентов ассертивности у офицеров на разных этапах воинской службы.
2. Методы сбора эмпирических данных для исследования компонентов ассертивности военнослужащих на разных этапах воинской службы: анкетирование, психологическое тестирование МЛО «Адаптивность»А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина (1993); Методика УСК (Уровень субьективного контроля) Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина (1984); Тест описания поведения К.Томаса в адаптации Н.В. Гришина (1956); Тест на ассертивностьМ.Дж. Смит).
3. Методы математико-статистической обработки данных использовалась программа компьютерной обработки статистических данных «SPSS 21.0».
Выборка исследования:
Выборка исследования составила 70 офицеров на разных этапах воинской службы выступили в воинском звании: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник. Исследование проводилось на базе войсковой части г. Новосибирска. Возраст обследуемых от 26 до 50 лет. Образование исследуемых высшее военное и высшее академическое. Стаж воинской службы от 3х лет до 25 лет.
Респонденты были поделены по группам: младший офицерский состав и старший офицерский состав.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, в котором 100 источников, из них 21 на английском языке, в работе имеются 11 таблиц, 29 рисунков и 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования было определить личностную «ассертивность» офицеров на разных этапах воинской службы.
Рассматривая «ассертивность» в контексте разных теоретических подходах, мы определили ее как интегральное свойства личности, которое проявляется в поведение человека, эмоциональной и когнитивной сфере. Стремление личности утвердить себя и свою значимость, добиваться успеха, позитивно относиться к окружающим.
В нашей работе мы провели исследования офицеров для выявления уровня «ассертивности», взаимосвязи между компонентами ассертивности и уровнем субъективного контроля, стратегиями поведения в конфликте у офицеров воинской части с разной выслугой лет.
По итогам нашего исследования, можно сделать вывод, что с увеличением стажа воинской службы у офицеров первой группы незначительно понижается нервно-психическая устойчивость, при этом во второй группе испытуемых она остается на высоком уровне.
Ассертивные люди показывают высокие результаты уровня субъективного контроля, тем самым можно сказать, что ассертивные личности имеют интернациональный локус контроля, склонны брать на себя ответственность за свои достижения и неудачи. Имеют высокую мотивацию достижения, стремления достичь высоких результатов благодаря собственным усилиям и способностям.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации сотрудничество. Во второй группе испытуемых стиль поведение в конфликтной ситуации соперничество, можно сделать вывод, что младшие офицеры наиболее склонны к конфликтным ситуациям.
Разработан буклет «Психологическая подготовка». Цель
психологической подготовки - развить и усовершенствовать личностные качества.
Нашем исследованием, мы подтверждает нашу первую гипотезу.
Уровень «ассертивности» в первой группе выше, чем во второй. Тем самым, подтверждается наша гипотеза, личная ассертивность офицеров с выслугой лет становится выше, чем в начале их военной службы.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотезы подтверждены. Данные исследования могут быть использованы психологом воинской части.


1. Анцупов А.Я. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций - XX век. А.Я. Анцупов, Помогайбин В.Н. Под ред. А.Г. Акулича. М.: СГИ, 2000. 390 с.
2. Англо-русский и русско-английский словарь. Под ред. Д. Хинтон, В. Байкова. - СПб.: ООО «Зенит», 2003. 624 с.
3. АнаньевБ.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. Ананьев Б.Г., Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
4. Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии. Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18) С. 39-42.
5. Альбуханова-СлавскаяК.А. Проблема личности в психологии. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997. 373 с.
6. БандураА. Теория социального научения. А. Бандура. СПб.: Евразия, 1999. 512 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Э. Берн. М.: Просвещение, 1988. 398 с.
8. Бишоп С. Тренинг ассертивности. С.Бишоп. СПб.: Питер, 2001. 208с.
9. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. Наука и образование. Ф.Е. Василюк. Смысл, 2003. 240 с.
10. Вильсон Дж.Т. Поведенческая терапия. Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 3. С. 15-22.
11. Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика) М., 1998. 308 с.
12. ВолковицкийГ.А. Мотивация профессионального
самосовершенствования. М.: Военная Академия им. Ф.Э. Дзержинского. 1994. 175 с.
13. Вайнер И.В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи. Психология труда в условиях проблемных ситуаций: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. С. 185-191.
14. Вольпе Дж. Анализ индивидуальной динамики при лечении депрессии Дж.Вольпе. Эволюция психотерапии в 4 т., вып.43.: изд-во Независимая фирма «Класс». 1998. Т. 2. 416 с.
15. Вербина Г.Г. Ассертивность и конгруэнтность - важнейшие свойства зрелой личности № 4(61) 2019. С. 30-32.
16. Галузина О. Учимся ассертивности. Нарконет. 2016. № 7-8. 30-33 с.
17. Гуляева К.К. проблеме исследования ассертивности личности. Актуальные проблемы психологии личности. Сб.ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. Новосибирск: СибАК, 2010.
18. Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Харвест, 2006. 416 с.
19. Дубиненкова Е. Н. Карьерное консультирование: метод. указания Е. Н. Дубиненкова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 48 с.
20. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 587 с.
21. Ильин Е.П. Навыки ассертивного поведения. Нарконет. 2016. № 10. С. 35-37.
22. Красильников, И.А. К вопросу о понимании ассертивного поведения
с позиции внутренних конфликтов личности [Электронный ресурс]
Пензенский психологический вестник. 2017. № 2. С. 2-15.Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-ponimanii-assertivnogo- povedeniya-s-pozitsii-vnutrennih... .(Дата обращения: 17.05.2021).
23. Колмогорова Н.С., Сивцова А.В. Психология и педагогика. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 195 с.
24. Коробкова Т. А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации. Н. Новгород: Изд. ВИПИ, 2000.
25. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. А.В. Карпов.М.: Институт психологии РАН, 2004. 467 с.
26. Караяни А.Г. Прикладная военная психология. А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
27. Карелина А.А. Психологические тесты. М.: 2001.
28. Каппони В. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. СПб.: Питер, 1995. 186 с.
29. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 1994. 220с.
30. Лазарус А. Теория стресса и психодинамические исследования. Эмоциональный стресс. Л.,1970. 178-209 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Смысл. 2004. 352с.
32. Лебедева И.В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности. Вестник Бурятского госуниверситета. № 5, 2010.
33. Лебедева И.В. Психологические детерминанты ассертивности
личности: диссертация на соискание ученой степени кандидата
психологических наук. Красноярск, 2014. 204 с.
34. Леонтьев А. А. Ассертивность. Общение и деятельность общения. А. А. Леонтьев Р. Харре, М. Аргайл, А. Фернхэм, Д. А. Грэхем. СПб.: Питер, 2008. С. 160-215.
35. Линдефильд Г. Теория и практика ассертивности, или как быть открытым, деятельным и естественным. Пер. с англ. А.Ф. Зиновьев. Мн.: ООО «Попурри», 2003.144 с.
36. ЛиберманД.Дж. Как обрести уверенность в себе. Самоучитель. Серия книг: Библиотека практической психологии. Девид Дж. Либерман. Изд-во: ACT, 2003. 272 с.
37. Маркелова Т.В. Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных сил: дис. канд. психол. Наук Т.В. Маркелова. Н. Новгород, 2000. 145 c.
38. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения
профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. дисс. псих. наук. СПб., 1996. 37 с.
39. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. Г. Абрахам Маслоу СПб: ЕВР. 1999. 478 с.
40. Мюррей Г.А. Исследование личности. Г.А. Мюррей. 1938.
41. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.
42. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А, Снеткова В.М., Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности.СПб.:2001.
43. Петровский А.В. Психология. М. : Прима, 2000. 320 с.
44. Паренс Г. Агрессия наших детей. Г. Паренс. М.: Изд. Дом «Форум», 1997. 160 с.
45. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога М.: ГУ по работе с л/с, 1992.
46. Психологическая профилактика — основное средство предупреждения конфликтных ситуаций в воинских коллективах -«Куйбышивец» № 5, 1994.
47. Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. Изд-во ВВИА им. В.В .Жуковского, 1992.
48. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. С.Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
49. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии. С.Л. Рубинштейн. М.:Педагогика, Человек и мир, 4.2., 1976. 347 с.
50. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности. В.Г. РомекДис. .канд. психол. наук. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997.
51. Решетников М.М., Баранов Ю.А. и др. Динамика психофизиологического состояния людей, подвергшихся внезапному воздействию экстремальных факторов. Медицина катастроф. М.: 1990. 129 с.
52. Солтер Э. Условно-рефлекторная терапия. Э. Солтер. СПб. : Речь, 2000. 185 с.
53. СмитМ.Дж. Тренинг уверенности в себе: Комплекс упражнений для развития уверенности (пер. с англ. Путяты В.). М.Дж. Смит. Изд-во «Речь», 2002. 244 с.
54. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми Текст. М.И. Станкин. М. Воронеж, 2006. 256 с.
55. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров вооруженных сил: автореф. Дисс. д-ра психол. наук И.В. Сыромятников. М., 2007. 46 с.
56. Словарь основных терминов в сфере безопасности под общ. ред. В.С. Шукшина. М.: Комитет по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы, 2009. 224 с.
57. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры. Южно-Российский журнал социальных наук 2009 №4.С. 54-68.
58. Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. Э. Фром М.: АСТ ЛТД, 1998. 672 с.
59. Фенстерхейм Г. Не говори «Да», если хочешь сказать «Нет». Г. Фенстерхейм, Д. Бэйер. М.: «ВЕЧЕ-АСТ», 1997. 400 с.
60. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка Н.Е. Харламенкова. Изд-тво "Институт психологии РАН". 2007. 384 с.
61. Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в структуре ассертивного поведения личности студентов. Е.В. Хохлова Вестник гос. ун-та упр. 2008. №
2. С. 167-171.
62. Хараш А. У. Социально-психологические механизмы
коммуникативного воздействия. А.У. ХарашАвтореф.: дисс. .канд. психол. наук. М., 1983. 33 с.
63. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1997. 608 с.
64. Цыбаева JI.A. Психологические особенности «Я» — концепции
личности офицеров, участников боевых действий, уволенных в запас Текст.: дисс. канд. психол. Наук JI.A. Цыбаева. Хабаровск, 2005.
65. Шевлекова В.И., А.А. Абросимова. Ассертивное поведение и его роль в педагогическом взаимодействии. Прикладная психология. Психолог в системе образования. Материалы Региональной науч. -практ. конф. Для практикующих психологов, молодых ученых и студентов. 3-10 окт. 2007г. Екатеринбург, 2007. 142с.
66. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие [Электронный ресурс] Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. №2. С. 107-120. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70122.shtml(дата обращения: 19.05.2021).
67. Шейнов В.П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. № 2. С. 147 - 161.
68. Шейнов В.П. Детерминанты ассертивного поведения. Психологический журнал: Психология личности. 2015 Т. 3, № 3. С. 28-37.
69. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие. Психологический журнал, 2014. №2.
70. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2006. 426с.
71. Шаповалова Е.В. Взаимосвязь мотивационно-смысловой сферы с состоянием адаптации личности в постэкстремальных условиях. Авторефдисс. .канд. псих, наук Е.В. Шаповалова. Хабаровск, 2004.
72. Шибутани Т. Социальная психология. Т. Шибутани. Изд-во «Феникс», 2002. 544 с.
73. Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях Текст.А.И.Шипилов. Автор, дис. .д-ра псих. наук. М., 2000.
74. Шаповалова А.С. теоритические подходы к понятию «Ассертивность» Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2018. С. 218-222.
75. Юревиц А.Ж. Адаптация к профессиональной деятельности. Физиология трудовой деятельности. А.Ж. Юревиц, B.C. Аверьянов,
O. В.Виноградов. Под ред. В.И. Медведева СПб., 1993. С. 209 - 284.
76. Яницкий М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе. Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. С. 58 - 67.
77. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 315 с.
78. ЯсперсК. Смыслиназначениеистории. К. Ясперс. М.: Республика, 1994. 527 с.
79. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency. A. Bandura
American Psychologist. 1982, 37, p. 122-147.
80. Berscheid, E. Interpersonal attraction. E. Berscheid, E. Walster. - Menlo Park CA: Addison-Wesley, 1978. 142 p.
81. Christal R. Е., Factor analytic study of visual memory, 72, 1958.
82. Guilford I. P., Personality, New York, McGraw-Hill, 1959.
83. Guilford I. P., The structure of intellect, "Psychol. Bull.", 1956.
84. Lange A.J. & Jakubowski P., Responsible Assertive Behaviour, Research Press, Illinois, 1976.
85. Lazarus R.S., Psychological stress and the coping process, New York: McGraw-Hill, 1966.
86. Lange A., Jakubowski P. Responsible assertive behavior: cognitive behavioral procedures for trainers. Champaign Illinois. Research Press, 1976.
P. 275-290.
87. Lazarus, A. A. The practice of multimodal therapy. A. A. Lazarus New York: McGraw-Hill. 1981. - 257 p.
88. Murray Henry A., Exploration in Personality, N.Y., 1938.
89. May, R. Love and Will. R. May. - New York: W.W. Norton. 1969. 352 p.
90. Perls F., Hefferline R., Goodman P., Gestalt Therapy, California, 1969.
91. Powell M. & Hemsley D.R., Depression: A breakdown of perceptual defence, British Journal of Psychiatry, 1984.
92. Psychosomatik, MedizinischePsychologie, 1988.
93. Robaye, F. Niveauxd'aspiration et d'expectation. F. Robaye. Paris,
94. Rotter D. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcemnt. D. Rotter. New York : Pergamon Press. 1980. 198 p.
95. Ryan R. M., E. L. Deci, W. S. Grolnic. Autonomy, relatedness, and the Self: their relation to development and psychopathology. In D. Cicchetti and D. J. Cohen (Ed.) Developmental psychopathology. A Willey -interscience publication, New York, 1995. Vol. 1.
96. Salter, A. Conditioned reflex therapy. A. Salter. - New York: Capricorn. 1949, P. 186.
97. Wolpe, J. The practice of behavioral therapy. J. Wolpe - New York: Pergamon Press. 1982. - 208 p.
98. Wolpe J., Behavior therapy for psychosomatic disorders, Psychosomatics, 1980, P. 379-385.
99. Wolpe, J. The practice of behavior therapy. 2d ed. Elmsford, N.Y.: Pergamon Press, 1973.
100. Zimbardo, P. G. Discontinuity theory: Cognitive and social searches for rationality and normality. P.G. Zimbardo. New York: Advances in Experimental Social Psychology. 1999. 345 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ