Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль привязанности в особенностях проявления страхов у дошкольников

Работа №90623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ по вопросу роли привязанности в особенностях проявления страхов у дошкольников 9
1.1.Обзор современных исследований по проблеме привязанности 9
1.2. Анализ проблемы и особенностей возникновения страхов у детей
дошкольного возраста 17
1.3. Обобщение исследований по определению взаимосвязи привязанности и
развития страхов дошкольников 31
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование роли привязанности в
особенностях проявления страхов у дошкольников 40
2.1. Организация исследования роли привязанности в особенностях
проявления страхов у дошкольников 40
2.2. Анализ результатов исследования роли привязанности в особенностях
проявления страхов у дошкольников 44
Выводы по 2 главе Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованной литературы 67
Приложения 72

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема страхов и тревожности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность не только в научном, но и практическом плане, требуя незамедлительных поисков продуктивного ее решения. Сегодня, отмечается явная тенденция возрастания числа детей со страхами, а также высоким уровнем тревожности, причиной чего могут быть не только индивидуальные особенности детей, но и наличие личностной неопределенности, а также беспокойство значительной части населения, высокий уровень стресса, отсутствие безопасности и высокая степень влияния информационного пространства на ребенка.
Период дошкольного детства, как правило, характеризуется высоким уровнем зависимости от взрослого, а также прохождения данного этапа становления личности ребенка определено тем, как складываются отношения детей с родителями и педагогами ДОУ. Рост числа неврозов у родителей дошкольников откладывает отпечаток на росте числа страхов детей, порождая некий замкнутый круг, который можно разорвать только оказанием эффективной и доступной помощи всем участникам воспитательного процесса.
Проблемой страхов в дошкольном возрасте и специфике, видах и основных проявлениях детских страхов накоплены в работах А.И. Захарова, Л.Д. Лебедев, С.В. Капранова, О.А. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.).
Авторы, изучающие проблему отношения привязанности матери и ребенка (Н.Н. Авдеева; Н.А. Хаймовская; А.С. Батуев, М.К. Бардышевская) использовались модифицированные варианты метода, позволяющего определить качество привязанности.
В целом, страхи дошкольников - это обычное явление периода детского развития, так как любое переживание, в том числе и страх, могут быть полезными, когда выполняют благоприятные функции, однако, когда страх начинает носить деструктивный характер, то у ребенка развивается предневротическое состояние, что приводит к развития невроза страха, что является патологическим состоянием, и у ребенка может развиться состояние скованности, психического напряжения, пассивность поведения, замкнутость и отгороженность, а также развиться тревожность.
Дети дошкольного возраста осознают сущность реального мира, а также ограниченность собственных возможностей в нем, поэтому, при помощи эмоций они передают взрослым информацию, которая происходит в детском внутреннем мире. Как известно, детские эмоции - это переживания личного опыта восприятия реальности, а также состояний, которые возникают в процессе переживания взаимодействия с окружающей средой.
Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений приходятся на середину XX века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Лебединский и др.).
Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж.Келли , Ф. Шапиро, Ч. Спилбергер и др.).
Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, 2009). Страхи чеченских детей, переживших военные действия, имеют специфические особенности, обусловленные социокультурной ситуацией (И.А. Бурлакова, Л.А. Ибахаджиева, 2009).
В рамках данного исследования мы опирались на позицию таких авторов как Н.И. Шевандрина, Г.М. Андреевой, С.Н. Беличевой, которые писали, что развитие ребенка дошкольного возраста является двусторонним процессом становления личности, где ведущая роль отведена семье, как первого института социализации. С точки зрения М.И. Лисиной, Л.С. Выготского, Л.И. Божович ведущая роль в развитии психики отведена взрослому, как носителю культуры, опосредующие взаимодействия ребенка и мира, которое происходит в рамках эмоционально-личностного общения ребенка с матерью, итогом которого становится привязанность.
В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер. Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия, защищенности, эмоционального тепла. Ребенок может испытывать эмоциональный голод даже при внешне вполне благополучной домашней обстановке. Очень часто такое бывает, в семье, где существует чрезмерное хлопотание матери, её тревожность, гиперопека, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных, эмоциональных компонентов - душевного тепла и безусловной любви.
Привязанность в современной психологии - это ключевое понятие, которое описывает отношение ребенка ко взрослому, представляя собой глубокую эмоциональную связь, которая появляется между ребенком и взрослым в результате тесного взаимодействия и общения. Однако большинство исследований сосредоточены на том, как формируется привязанность, какие факторы на нее влияют, как привязанность влияние на эмоциональное развитие и психологическое благополучие ребенка. У ребенка при столкновении с «враждебным ему миром» возникает тревога, которая усиливается при недостатке родительской любви и внимания. По Э. Фромму, тревога порождается невозможностью индивида достичь гармонии с социальной средой и возникшим вследствие этого чувством одиночества, развития страхов.
Проблема исследования заключается в том, что остаётся мало исследований, которые раскрывали бы вопрос влияния привязанности на эмоциональное развитие ребенка, особенно на появление высокого уровня подверженности страхам.
Цель: систематизация представлений о роли типа привязанности в особенностях проявлений страхов у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности проявления страхов в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: специфика проявлений детских страхов и тревожности у дошкольников с разным типом привязанности.
Гипотезы:
1. При разном типе привязанности будет характерно разное содержание детских страхов.
2. Тип репрезентации привязанности родителей как аспект отношений между ребенком и взрослым, который связан с обеспечением безопасности, защищенности и защиты ребенка будет связан с уровнем тревожности и страхов дошкольника. Безопасный и небезопасный тип привязанности будет взаимосвязан с уровнем страхов и тревожности дошкольника.
3. Привязанность - это вид эмоциональной связи, где чувство безопасности человека связано с отношениями и ребенка к родителям и отношение родителя к ребенку. Поэтому, скорее всего, одним из важнейших параметров привязанности связанных со страхами и тревожностью дошкольника является родительская отзывчивость.
Задачи исследования:
1. Провести обзор современных исследований по проблеме привязанности.
2. Проанализировать особенности страхов дошкольников.
3. Обобщить исследования по определению взаимосвязи между страхами и типом привязанности.
4. Провести эмпирическое исследование по определению роли привязанности в особенностях проявлений страхов у детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Труды Д.Боулби, М.Эйнсворт, Н.Н. Авдеевой, М.И. Лисиной и других, посвященные изучению привязанности.
2. Исследования детской тревожности и страхов А.И. Захарова, А.М.Прихожан, Е.Савиной и других.
3. Взаимосвязь особенностей привязанности ребенка и его темперамента, социально-эмоционального развития Б. ван де Бум, Х. Голдсмит, Дж.А. Аланский и другие.
4. Исследования, освещающие проблему влияния привязанности на развитие детских страхов Д. Белски, К.Кернс, КМ.Боскета и Б.Эгеланда.
Выборку испытуемых составили 60 детей в возрасте от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст), среди которых 34 девочки и 26 мальчиков.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация литературных источников.
2. Методы сбора и фиксации данных.
-Методика «Незнакомая ситуация» (The Strange Situation) М. Эйнсворт и С. Белл с целью определения типа привязанности.
-Шкала К. Кернс для определения надежности привязанности ребенка к родителям, в адаптации Г.В. Бурменской.
-Метод Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери.
-Тест А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой).
-Проективная методика «Несуществующее животное» Л.А. Венгер.
-Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
3. Методы математико-статистической обработки данных: методы описательной статистики, корреляционный анализ Пирсона, дисперсионный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут применяться для построения программ коррекции, сопровождения детей дошкольного возраста с высоким уровнем страха и тревожности через оптимизацию особенностей и направленности привязанности.
Структура работы соответствует логике и форме построения научного исследования, включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, библиографический список (51 источник), приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы являлось исследование роли привязанности в особенностях проявлений страхов у детей дошкольного возраста.
В рамках проведенного исследования был решен комплекс задач, что позволяет сделать следующие выводы.
Привязанность — это интегративное образование, которое включает в себя особый вид социального поведения ребенка, адресованного матери, эмоциональную связь с матерью, включая ее образ. На внутреннем неосознаваемом опыте ребенка эмоциональной связи с матерью базируется привязанность, а также дает ощущение безопасности, близости и надежности отношений.
Крайне актуальной на данный момент является проблема эмоционального благополучия ребенка, которая заключается в том, чтобы сохранить положительное самоощущение, психологический комфорт внутреннего состояния, спокойствия, положительного эмоционального отношения к окружающему миру и себе, и адекватном оценивании возможностей ребенка. В период дошкольного детства данные составляющие, часто искажаются в силу наличия эмоционально-личностного нарушения, такого как тревожность и страх.
Привязанность, как правило, имеет отношение к эмоциональным трудностям, возникающим из-за жажды внимания, недоверия, трудностей понимания, страха быть отвергнутым, импульсивности, родительской «недоступности», что оказывает влияние на развитие тревоги и страхов. Глубокое влияние привязанности на эмоционально-личностное, коммуникативное и даже познавательное развитие ребенка позволяет полагать, что тип привязанности во многом определяет своеобразие всей «траектории» развития.
Ранние паттерны привязанности могут сильно влиять на социальную адаптацию и эмоциональное благополучие ребенка, в том числе и на развитие страхов, формирования тревожности. В зависимости от типа привязанности, у ребенка устанавливается определенная система ожиданий по отношению к участникам всех других социальных взаимодействий. Эта система ожиданий фактически определяет характер взаимодействия ребенка с окружающим миром, оказывая непосредственное влияние на эмоциональное состояние и благополучие ребенка.
В результате эмпирического изучения роли привязанности к матери ребенка дошкольного возраста в особенностях проявлений страхов было определено три группы детей с различными типами привязанности, а именно:
• Безопасный, надежный и эмоционально безопасный тип привязанности. Данные дети характеризуются низким уровнем тревожности, отсутствием подверженности страхам, не проявляют признаком негативного эмоционального состояния.
• Условно-надежный, незащищено-амбивалентный, эмоционально дезорганизованный тип привязанности. Данные дети в средней степени подвержены страхам, у них начинает развиваться симптоматика абстрактных страхов, которые связаны с переживанием одиночества, смерти. Эмоциональное состояние характеризуются беспокойством, которое обусловлено взаимоотношениями с родителями, сверстниками.
• Ненадежный, незащищено-тревожный, эмоционально
избегающий тип привязанности. Данные дети характеризуются высоким уровнем тревожности, подверженности страха, негативным эмоциональным состоянием.
В результате корреляционного анализа гипотеза, а именно предположение, что существуют взаимосвязи между особенностями и уровнем подверженностью страхов в дошкольном возрасте и типом привязанности ребенка подтверждается.
На основании полученных результатов была разработана система рекомендаций и дальнейшее изучение темы, может быть, построено в рамках изучения эффективности предложенных мер коррекции.


1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017 Том 6 № 2 С. 7—14.
2. Акопян Л. С. Атлас детских страхов. Самара: Изд-во СГПУ, 2013. 36с.
3. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. 640 с.
4. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 480 с.
5. Васильева Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у детей с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 Москва, 2006 184 с.
6. Василенко М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор
ранней социализаци: Дис ... кандидата психологических наук : 19.00.05 /
Курск, 2011.233 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». М.: Просвещение, 1988. 336с.
8. Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Рикель А.М. Страхи дошкольников: связь с познавательным и социальным развитием // СДО. 2016. №6 (68). С. 46-56.
9. Ветрова О.Е. Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Вестник ЧГПУ. 2011. №12-1. С. 58-63.
10. Винникотт Д.В. Ребёнок, семья и внешний мир. Москва: ИОИ, 2015. 256 с.
11. Вохмянина Т.В. Психическое здоровье детей дошкольного возраста // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд. центр "Академия", 1997.41-48 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. 533с.
13. Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ЮФУ. Технические науки. 2002. №5. С.21-36.
14. Горьковая И.А. Страхи у детей и их преодоление // Педиатр. 2014. №3. С. 186-192.
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Словарь-справочник. М.: Смысл, 1998. 264с.
16. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2004. 448с.
17. Зверева, Т.В. Система психологических взглядов К.К. Платонова: Дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01. Москва, 2012. 325с.
18. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб: Издательство «Питер», 1999. 464 с.
19. Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник ВятГУ. 2009. №2. С. 52-63.
20. Ильин Е. П. Психология страха. СПб.: Питер, 2017. 288 с.
21. Карвасарский Б.Д. Классический психоанализ //
Психотерапевтическая энциклопедия. Спб.: Питер. 2000. 444с.
22. Кляйн М. Детский психоанализ. М.: Ин-т Общегуманитарных исслед., 2010. 156с.
23. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика. 2001. 265с.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Спб.: Питер, 2009. 318с.
25. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 256с.
26. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд. МГУ, 1990. 197с.
27. Мамонтов, С.Ю. Страх: Практика преодоления. СПб.: Питер, 2002. 126 с.
28. Миниярова В.А. Особенности проявления страхов у студентов с различным социально-психологическим типом личности. авт. дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2006 36с.
29. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов: на материале старшего дошкольного возраста :дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01.Москва, 2009.- 285
30. Петришак В.А., Мартишина Н.И.Философия Страха. Наука. Технологии. ИННОВАЦИИ сборник научных трудов: в 9 частях. 2016. С. 52­54.
31. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория
психологии Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 416 с.
32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрстная динамика. М.: Московский психолого­социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
33. Происхождение страха // Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство "Союз", 2004 125с.
34. Романова Е.Н. Основные смыслы категории "страх" в аспекте феноменологического и социально-философского анализа: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ом. гос. ун-т. Омск, 2002. 25 с.
35. Сабельникова Н. В. Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №3. С.90­122.
36. Смирнова В.С., Анисимова О.А. Фобии и страхи человека. Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 158-160.
37. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: Поппури, 2010. 608 с.
38. Фрейд А. Детский психоанализ. Серия «Хрестоматия по психологии» Составление и общая редакция В. М. Лейбина. Питер, 2003. 477 с.
39. Хлыста Е.А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2015. №1. С.45-62.
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. М.: Смысл, 2016. 186 с.
41. Шутенко Е.Н. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Белгород: БелГУ, 2017. 119 с.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 6-е изд., стер. Москва: Академия, 2011. 383с.
43. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. - 340с.
44. Ainsworth M. D. S. Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love. 1st ed. The Johns Hopkins Press, 1967. 471 p.
45. Bosquet M, Egeland B. The development and maintenance of anxiety symptoms from infancy through adolescence in a longitudinal sample. Dev Psychopathol. 2006 Spring. 18. 517 p.
46. Grabill, Sandra & Kerns, Kathryn Attachment style and intimacy in friendship. Personal Relationships. 7. 2005. 363 - 378р.
47. Kerns K. A., Cassidy J., Shaver P. Handbook of attachment. - 2008. 65р.
48. Klaus MH, Kennell JH. Maternal-Infant Bonding: The Impact of Early Separation or Loss on Family Development. St Louis: Mosby; 1976. 125р.
49. Roelofs J. M., Meesters C. C., ter Huurne, M., Bamelis, L., & Muris, P. On the links between attachment style, parental rearing behaviors, and internalizing and externalizing problems in non-clinical children //Journal of Child and Family Studies. T. 15. №. 3. 2006 P. 331-344.
50. Shamir-Essakow G, Ungerer JA, Rapee RM. Attachment, behavioral inhibition, and anxiety in preschool children. J Abnorm Child Psychol. 2005. 33(2): 131. 43p.
51. Vertue F.M. From adaptive emotion to dysfunction: an attachment perspective on social anxiety disorder. Pers Soc Psychol Rev. 2003.7(2). 91p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ