Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания постановки проблемы антибуллинга в психологической теории и практике 7
1.1. Теория буллинга: научный подход 7
1.2. Практика антибуллинга в мире 16
1.3. Модель ассертивности и жизнестойкости в концепции антибуллинга:
компетентностный подход 27
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы антибуллинговых компетенций в подростковом возрасте 42
2.1. Методы исследования 42
2.2. Описание и анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 71
Актуальность проблемы детского насилия и жестокого поведения объединяет взаимный интерес науки и практики в изучении феномена школьного буллинга. Образовательный запрос, связанный с проблемой буллинга в образовательной среде, касается не только глубины описания ситуаций школьной травли, но и анализа их предпосылок и последствий. Образовательный фокус в изучении проблемы буллинга смещается от истории и теории буллинга к конкретным методам его диагностики, моделям профилактики, практикам вмешательства. Вопросы пропедевтики и профилактики буллинга в образовании становятся частью ключевых компетенций детей и взрослых, психологическая грамотность и культура предотвращения буллинга служат предметом разработки школьных антибуллинговых программ.
Результаты изучения буллинга в образовательной среде стимулируют исследователей не только к количественной, но и к качественной оценке предотвращения проявлений буллинга в общении и поведении. Особый интерес представляет анализ скрытых причин буллинга, обусловленных психолого-педагогической ситуацией в школах, для их предупреждения, выявления, контроля и коррекции. Актуальная миссия прикладных исследований в практике образования связана не столько с эмпирической проверкой известных моделей и концепций буллинга (характеристики, структура, мотивация, виды, формы проявления, ролевые позиции), сколько с получением результатов, объясняющих влияние конкретных агрессивных факторов образовательной среды на конфликтность и безопасность образовательного пространства.
Вопрос школьного подросткового насилия исследуется в психологии и социальной педагогике, начиная с эмпирической работы К.Дьюкса 1905г. Зарубежный вклад в изучение проблемы внесли скандинавские ученые (P.Heinemann, D. Olweus, A. Pikas, E. Roland) [70; 75; 77; 80]и их британские коллеги (Д. Лэйн, Д. Таттуми др.) [73].В отечественной психологии наибольший вклад в исследование проблемы подросткового буллинга внесли работы в области психологии развития, культурно-исторической психологии и подростковой конфликтологии: А.А. Белевич, А.А. Бочавер, С.В. Кривцова, И.С. Кон, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, К.Д. Хломов, А.Н. Шапкина и другие[6; 10; 28; 26; 51].
Вместе с тем, в отечественной и зарубежной практике существует противоречивый опыт эффективных программ профилактики и предотвращения подросткового буллинга. Международные исследования показывают, что не все антибуллинговыепрограммы, созданные в школах с привлечением преподавателей, родителей и детей, реально снижают уровень виктимизации и искореняют эпизоды травли со стороны сверстников. Успех по борьбе с издевательствами связываютс началом вмешательства в младшем подростковом возрасте. Исследования по оценке эффективности антибуллинговых программ указывают на проблему определения социовозрастной специфики их предметного содержания, практики выявления и формирования антибуллинговых компетенций с учетом возрастных границ.
Цель: выявление связей возрастных проявлений буллинга с
антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте.
Объект: подростковый буллинг.
Предмет: антибуллинговые компетенции в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Выявить связи показателей ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности с индексом и параметрами проявления буллинга.
2. Выявить связи показателей ассертивности, жизнестойкостии эмпатийности личности с показателями групповых динамических процессов: безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
Гипотезы:
1. Антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте могут выступать показатели ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности, что проявляется в их связи с индексом и параметрами проявления буллинга.
2. Антибуллинговые компетенции ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности связаны с такими показателями групповых динамических процессов, как безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
Теоретико-методологическую базу исследования составили зарубежные (П.П. Хайнеманн, Д. Ольвеус, Е. Роланд, Д. Лейн, Д. Таттум) [70; 75; 80; 73] и отечественные (Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н., Солдатова Г.У., Бочавер А.А.,Хломов К.Д.)теории подросткового буллинга [29; 6; 10], теории ассертивности (Э. Солтер) [52;53] и жизнестойкости (С. Мадди) личности[74], компетентностный подход в психологии, педагогике и образовании (И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.В Хуторской, В.Д. Шадриков) [23; 24; 59; 61].
Методы исследования:
1. Теоретический метод -анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов.
2. Эмпирический метод - психодиагностическое обследование с применением тестовых опросников.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный, регрессионный анализ, 1-критерий Стьюдента, с применением статистического пакета З1айзйса 23.1.
Методики исследования:
В исследовании использованы методики для выявления и оценки школьного буллинга, имеющие мировой опыт и статистику возрастных обследований: (1) опросник ЗМОВ Х. Каспера [72], (2) опросник ОРБ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов [11]. А также опросники на исследование базовых антибуллинговых компетенций: опросник по определению эмпатии (А. Мехрабиана, Н. Эпштейна); 2) тест на ассертивность (В. Каппони, Т. Новака) [25]; 3) тест уверенности в себе (В.Г. Ромека) [48], 4) тест жизнейстойкости С. Мадди (вариант адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) [32].
Этапы исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария.
3. Провести эмпирическое исследование с целью проверки исследовательских гипотез.
4. Провести количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
5. Итерпретировать и обобщить полученные результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в
рассмотрении модели ассертивности личности подростка в качестве предиктора антибуллинговой компетенции.
Практическая значимость: полученные данные могут быть
использованы для проведения уроков антибуллинговых компетенций подростков в образовательных организациях.
Эмпирическая база исследования: Выборка составила 80 учащихся МБОУ г. Рубцовска 5-6 и 9-10 классов с учетом дифференциации по полу и возрасту.
Структура работы соответствует логике и форме построения научного исследования, включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, библиографический список, приложение.
Буллинг- масштабная и остросоциальнаяпроблема, которую необходимо предотвратить до ее появления, а не решать по факту. Целью нашей работы было выявить связи возрастных проявлений буллинга с антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте .
В ходе изучения вопроса мы выяснили: с кем, где, когда и по каким причинам происходят случаи насилия. Буллинг - долгосрочный и повторяющийся процесс, он спланирован заранее, участников травли всегда можно разделить на агрессора, жертву, защитников и свидетелей, силы абьюзера и пострадавшего неравны, а сменить роль в таком типе поведения практически невозможно. Поводом для возникновения школьного буллинга является обращение внимания на различия одного обучающегося от другого.
Был проведен сравнительный анализ международных антибуллинговых программ. Все изученные программы показали значительное влияние на сокращение количества ситуаций школьного издевательства, уровня виктимизации и повышения осведомленности всех участников
образовательного процесса о том, что такое буллинг. Благодаря этому уменьшается количество случаев издевательств, повышается общее благополучие в школьной среде и улучшается школьный климат. Все изученные программы предполагают, что издевательствам следует противодействовать как на уровне отдельных учащихся, так и на уровне групп: класса, школы, семьи и сообщества в целом.
Были рассмотрены модели ассертивности и жизнестойкости в концепции антибуллинга, с помощью которых мы подтвердили, что формирование у подростков данных компетенций будет являться весомым и решающим фактором в борьбе с таким явлением как буллинг.
В ходе практического исследования была проведена обширная диагностика подростков 5-6 и 9-10 классов. В результате было выявлено, что предиктором антибуллинга в младшем подростковом возрасте выступают личностные качества эмпатийности, а в старшем подростковом возрасте качества ассертивности. Кроме того, предиктором антибуллинга в средней школе выступает такой показатель группой динамики, как разобщенность, а в старшей школе показатели безопасной и благополучной социальной среды.
Поставленная цель достигнута, все обозначенные задачи были решены в полном объеме, гипотезы исследования подтверждены, были сформулированы следующие выводы:
1. Антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте могут выступать показатели ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности, что проявляется в их достоверной связи с общим индексом антибуллинговой статистики и проявлениями буллинга 1 и 2 типа:
• эмпатийность выступает ключевой компетенцией антибуллинга в младшем и старшем подростковом возрасте
• модель ассертивности имеет преимущество перед моделью жизнестойкости в качестве антибуллинговой компетенции подростков
• общими возрастными параметрами ассертивности как антибуллинговой компетенции выступают качества социальной зрелости, социальной смелости, независимости, решительности, уверенности, отличия касаются уровня развития ассертивности - у старших подростков качества ассертивности выше, чем у младших.
• возрастные отличия антибуллинговой компетенции у подростков состоят в значимости когнитивного контроля для старшего возраста, инициативы - для младшего.
2. Антибуллинговые компетенции ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности связаны с такими показателями групповых динамических процессов, как безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие. В младшем подростковом возрасте антибуллинговой значимостью обладают групповые процессы сплоченности и вовлеченности, а в старшем - безопасности и благополучия.
3. Профиль ассертивности личности для младшего и старшего подросткового возраста имеет как общие, так и отличительные свойства. Ассертивностьпредставлена 3 независимыми факторами - ассертивность, связанная с жизнестойкостью, ассертивность, связанная с эмпатией и ассертивность, связанная с социальной зрелостью. Ассертивность как следствие социальной зрелости является отличием профиля старшей возрастной группы. Однако статусом профилактики буллинга 1 и 2 типа в обеих возрастных группах является ассертивность, основанная на эмпатии.
4. Полученные результаты согласуются с методологией изучения антибуллинга в подростковом возрасте. Анализ зарубежных антибуллинговых программ профилактики показывает преимущество тренингов эмпатийных навыков.
Исходя из возрастных отличий антибуллинговых компетенций у подростков, а именно значимость когнитивного контроля, безопасности и благополучия для старшего возраста, инициативы, сплоченности и вовлеченности - для младшего, программы по профилактике и предотвращению насилия будут соответственно отличаться. Результаты проделанного исследования необходимо применить на практике для антибуллинговой работы в современной школе.
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций сборник примеров. Первая редакция. Москва, 2010.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- С. 82-90.
3. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7(51).
4. Аликаева Е.А. Формирование навыков ассертивного поведения
младших школьников. Е.А. Аликаева. Мастер-класс. - 2014. — №7. С. 12- 15.
5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004. 271с.
6. Белевич А.А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде. Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 68-82.
7. Библиография: Словарь по профориентации и психологической поддержке. Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77.
8. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб., 2017. 208с.
9. Большой психологический словарь. 4е изд. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., СПб., 2009. 811с. - 18ВИ 978-5-17-055693-9
10. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен [Электронный ресурс]. Психология. Журнал
Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149-159. URL:
https://psy- journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283226604/Bochaver_Hlomov_10- 03pp149-159.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
11. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ). Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146-157.
12. Воробьева К. И. Ассертивность как системообразующее свойство субъекта адаптации. Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 4. С. 118-124.
13. Воробьева М.С. Формирование ассертивного поведения в
подростковом возрасте [Электронный ресурс]. М. С. Воробьева. Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. С. 326. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_24921188_99624764.pdf. - (Дата
обращения: 03.05.2021).
14. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской
застенчивости. Вопросы психологии, 2000. № 5. С. 28-38. Сайт
электронной библиотеки МГППУ. Режим
доступа:http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=34473.
15. Глобальный доклад о положении дел «Насилие и буллинг в школе».
ЮНЕСКО, 2016.
http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002469/246970e.pdf
16. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное
решение. Журнал российского права. 2018. №8 (260). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-borby-s-bullingom- zakonodatelnoe-reshenie (дата обращения: 15.05.2021).
17. Гольдштейн К., Шерер М. (1941): Абстрактное и конкретное
поведение: экспериментальное исследование со специальными
тестами. В кн .: Психологические монографии, под ред. Джона Ф. Дашелла, Vol. 53/1941, № 2 (№ 239 целиком), стр. 1-151.
18. Давидович Н.Н. Опыт формирования ассертивной модели поведения у старшеклассников. Н.Н. Давидович. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2018. - №2(218). С. 29-36.
19. Дудина М.Н. Диалоговое обучение - путь к ассертивному поведению. М.Н. Дудина. Инновация в образовании. Современная технология в обучении: материалы III междун. научн. интернет-конф. Казань: Изд- во: ИП Синяев Д. Н. - 2014. С. 54-59.
20. Ермолова Т. В., Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) [Электронный ресурс] Современная зарубежная психология. 2015. Т 4, № 1. С. 65—90.
21. Захарова А.В. Генезис самооценки. РГБ. М.: 1989.
22.Зимбардо Ф. , Пилконис П.А. , Марнелл М.Э. Застенчивость: что это такое и как с ней справляться СПб. 1996. 252 с.
23. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов. 2004. 40с.
24. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебнометодическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
25. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь! [Текст] : Перевод - СПб. : Питер, 1995. - 188 с. - (Серия Искусство быть; Кн.10). - ISBN 5-7190-0051-8 : Б. ц.
26. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? В сокращенном виде опубликовано в журнале «Семья и школа», 2006, № 11. С.15-18.
27. Краснова Л.В. Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. псих. наук: 19.00.13. Краснова Людмила Вячеславовна; Кубанский гос. ун-т. -
Ростов-на-Дону, 2007г. Сайт электронной библиотеки БРБ. Режим доступа: http://dislib.ru/psihologiva/23279-1-psihologicheskie-
о^оЬенпод117ад1епсЬ1уо^11па-е1аре-гаппех-уипод11.рЬр
28. Кривцова С.В. Буллинг в школе УЗ сплоченность неравнодушных: организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию.- М.: Федеральный институт развития образования. Центр развития психологической службы, 2011. 93с.
29. Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия. Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97-119.
30. Кривцова С.В. Школьная программа развития социальных компетенций детей «ЖН»: двадцатилетняя история и перспективы в журнале Академический вестник Научно-практический журнал Академии социального управления, том 2, № 28, 2018. С. 7-32.
31. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора. Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2005. — № 4. С. 37-42.
32. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. 63с.
33. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности. М.В. Логинова. Вестник Моек, университета МВД России. № 6. - М., 2009. С. 19-22.
34. Лужбина Н.А., Гурова О.С., Подручная Д.А., Даренских С.С. Личностные особенности подростков, участвующих в буллинге. Человеческий капитал. - 2019. - №7 (127). С. 178-184.
35. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 1008с.
36. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления. О. А. Мальцева. Тюменский государственный университет - 2009. - № 7. С. 51-54.
37. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. 425с. - ISBN 5-89357-027-8.
38. Мещерякова И.А. Ассертивность Большой психологический словарь. 4е изд. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М., СПб. - 2019. 811с. - ISBN 978-5-17-055693-9.
39. Неудачина О.Б. Игра как средство формирования ассертивной личности младших школьников. О. Б. Неудачина. Мастер-класс 2014. - №7. С. 9-12.
40.Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. Под общей редакцией Л. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. 462 с. - ISBN 5-89357098-7
41. Петросянц В.Р. Структурная организованность жизнестойкости
старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде. Психология обучения. 2011. № 10. С. 100-109.
42. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. К. Н. Поливанова . Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 61-78.
43. Проект «Каждый важен»: антибуллинговая программа. URL:
https: //www.j ewish-museum.ru/tolerance-center/proj ects/proekt-kazhdyy- vazhen-antibullingvoaya-pro gramma/
44. Противодействие школьномубуллингу: анализ международного опыта. Д. В. Молчанова, М. А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с.
45. Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. 172 с. С.72-75
46. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога. И. Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо. - 2005. 960с.
47. Радионова М.Х. Детская агрессия. Причины и способы преодоления М. Х. Радионова Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - №3(5). С. 122-124.
48. Ромек В. Г. Тест уверенности в себе. Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 59-82.
49. Скинер Б.Ф. Оперантное поведение. Б. Ф. Скинер. Электронная библиотека. Режим доступа: https: //www. koob.ru/burrhus/skinner
50. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. М.Дж.Смит; Пер.с англ. В. Путяты. — СПб.: Речь, 2018. 142с.
51. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования). Социальная психология и общество. - 2014. - Ж 2. С. 7186.
52. Солтер Э. Тренинг ассертивности [Текст] Э. Солтер - СПб.: Речь, 2003. 169c.
53. Солтер Э. Условно-рефлекторная терапия [Текст] / Э. Солтер. - СПб.: Речь, 2000. 185с.
54. Теоретико-методические основы деятельности педагога- психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерновозрастной аспект /под общ. ред. К. С. Шалагиновой.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014. 237с.
55. Технологии профилактики буллинга в образовательных организациях. Методическое пособие. сост Л.А. Апександрова, Ю.А. Градусова, Н.И. Приходько, З.В. Крецан. Кемерово, Изд-во КРИПКииПРО, 2018 - 169 с.
56. Токарь И.В. Детская агрессия как педагогическая проблема. И. В. Токарь. Социальная педагогика. - 2012. - №2. С. 97-102.
57. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. А.Н. Фоминова М., МИГУ, 2012. 152 с.
58. Франке Г. Манипулируемый человек. М., 1978.
59. Хуторской А.В. Компетентностями подход в обучении. Научнометодическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
60. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001. 280 с.
61. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компе-тентностный подход. В.Д. Шадриков. Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. С.26-31.
62. Шакурова З.А. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов. З.А. Шакурова, Т.В. Наливайко. Вестник ЮУрГУ. - № 27. - Челябинск. -
2010. С. 44-48.
63. Шейнов В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности. Вопросы психологии. 2014. №
2.
64. Шильцова Ю.В. Теоретические и методологические проблемы
исследования ассертивности старших дошкольников [Текст]. Ю.В. Шильцова. Российский научный журнал. - 2008. - № 5(6). С.208-214.
65. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Мн., 1992.
66. Янова Н.Г. Методическое пособие «От буллинга к антибуллингу: школьные программы профилактики агрессии». Барнаул: Принт- Экспресс, 2020. 96с.
67. Янова Н.Г. Психолого-педагогические риски буллинга в
образовательной среде. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ № 19-013-20149X19. С. 189-197. НКБ:
http://journal.asu.ru/index.php/zosh
68. Core Components of the Olweus Bullying Prevention Program. .
69. End violence against children. URL:https://www.unicef.org/end-violence
70. Heinemann, P.P. Mobbing. Group violence among children and adults, Oslo: Gyldendal. 1972.
71. Houlston C., Smith P.K. &Jessel J. Investigating the extent and use of peer support initiatives in English schools. Educational Psychology. 2009. No. 29(3). P. 325-344.
72. Kasper H., Heinzelmann-Arnold I. Schblermobbing - tunwir was dagegen! Smob-FragebogenmitAnleitung und Auswertungshilfe. Klasse 5-13. Lichtenau: AOL-Verlag, 2010. 48 p.
73. Lane D.A. Whatever Happened to the Impossible Child. London: ILEA. Lane D. A. (1988) Violent histories: bullying and criminality in D. P. Tattum and D. A. Lane (eds) Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1983.
74. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness. Encyclopedia of Mental Health. H.S. Friedman (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998 b. P. 323-335.
75.Olweus D. Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. In K. Rubin, D. Pepler (Eds.) The development and treatment of childhood aggression. 1991. P. 85-128. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
76.Olweus, D. (1993). Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA: Blackwell Publishing, 140 pp.
77. Pikas A. New developments of the Shared Concern Method. School Psychology International, 2002, 23, P. 307-336.
78. Positive Action by blueprints.com.
https: //www.blueprintspro grams .org/factsheet/positiveaction
79. Promoting relationships and eliminating violence in Canada. September
2011. International Journal of Behavioral Development 35(5):389-397 DOI:10.1177/0165025411407455. Authors: Debra Pepler, Wendy Craig.
80. Roland E. Bullying: the Scandanavian research tradition // Bullying in Schools. - Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1988.
81.Salmivalli C., Helteenvuori T. Reactive, but not proactive aggression predicts victimization among boys // Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression. 2007. Vol. 33. №.
3. P. 198-206.
82. Wolpe J. The practice of behavior therapy. — New York, 1960.
83. Wong D.S.W., Cheng C.H.K., Ngan R.M.H. & Ma S.K. Program effectiveness of a Restorative WholeSchool Approach for tackling school bullying in Hong Kong. International Journal of Offender Therapy & Comparative Criminology. 2011. No. 55(6). P. 846-862.