Антибуллинговые компетенции в подростковом возрасте
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания постановки проблемы антибуллинга в психологической теории и практике 7
1.1. Теория буллинга: научный подход 7
1.2. Практика антибуллинга в мире 16
1.3. Модель ассертивности и жизнестойкости в концепции антибуллинга:
компетентностный подход 27
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы антибуллинговых компетенций в подростковом возрасте 42
2.1. Методы исследования 42
2.2. Описание и анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 71
Глава 1. Теоретико-методологические основания постановки проблемы антибуллинга в психологической теории и практике 7
1.1. Теория буллинга: научный подход 7
1.2. Практика антибуллинга в мире 16
1.3. Модель ассертивности и жизнестойкости в концепции антибуллинга:
компетентностный подход 27
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы антибуллинговых компетенций в подростковом возрасте 42
2.1. Методы исследования 42
2.2. Описание и анализ результатов исследования 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 71
Актуальность проблемы детского насилия и жестокого поведения объединяет взаимный интерес науки и практики в изучении феномена школьного буллинга. Образовательный запрос, связанный с проблемой буллинга в образовательной среде, касается не только глубины описания ситуаций школьной травли, но и анализа их предпосылок и последствий. Образовательный фокус в изучении проблемы буллинга смещается от истории и теории буллинга к конкретным методам его диагностики, моделям профилактики, практикам вмешательства. Вопросы пропедевтики и профилактики буллинга в образовании становятся частью ключевых компетенций детей и взрослых, психологическая грамотность и культура предотвращения буллинга служат предметом разработки школьных антибуллинговых программ.
Результаты изучения буллинга в образовательной среде стимулируют исследователей не только к количественной, но и к качественной оценке предотвращения проявлений буллинга в общении и поведении. Особый интерес представляет анализ скрытых причин буллинга, обусловленных психолого-педагогической ситуацией в школах, для их предупреждения, выявления, контроля и коррекции. Актуальная миссия прикладных исследований в практике образования связана не столько с эмпирической проверкой известных моделей и концепций буллинга (характеристики, структура, мотивация, виды, формы проявления, ролевые позиции), сколько с получением результатов, объясняющих влияние конкретных агрессивных факторов образовательной среды на конфликтность и безопасность образовательного пространства.
Вопрос школьного подросткового насилия исследуется в психологии и социальной педагогике, начиная с эмпирической работы К.Дьюкса 1905г. Зарубежный вклад в изучение проблемы внесли скандинавские ученые (P.Heinemann, D. Olweus, A. Pikas, E. Roland) [70; 75; 77; 80]и их британские коллеги (Д. Лэйн, Д. Таттуми др.) [73].В отечественной психологии наибольший вклад в исследование проблемы подросткового буллинга внесли работы в области психологии развития, культурно-исторической психологии и подростковой конфликтологии: А.А. Белевич, А.А. Бочавер, С.В. Кривцова, И.С. Кон, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, К.Д. Хломов, А.Н. Шапкина и другие[6; 10; 28; 26; 51].
Вместе с тем, в отечественной и зарубежной практике существует противоречивый опыт эффективных программ профилактики и предотвращения подросткового буллинга. Международные исследования показывают, что не все антибуллинговыепрограммы, созданные в школах с привлечением преподавателей, родителей и детей, реально снижают уровень виктимизации и искореняют эпизоды травли со стороны сверстников. Успех по борьбе с издевательствами связываютс началом вмешательства в младшем подростковом возрасте. Исследования по оценке эффективности антибуллинговых программ указывают на проблему определения социовозрастной специфики их предметного содержания, практики выявления и формирования антибуллинговых компетенций с учетом возрастных границ.
Цель: выявление связей возрастных проявлений буллинга с
антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте.
Объект: подростковый буллинг.
Предмет: антибуллинговые компетенции в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Выявить связи показателей ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности с индексом и параметрами проявления буллинга.
2. Выявить связи показателей ассертивности, жизнестойкостии эмпатийности личности с показателями групповых динамических процессов: безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
Гипотезы:
1. Антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте могут выступать показатели ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности, что проявляется в их связи с индексом и параметрами проявления буллинга.
2. Антибуллинговые компетенции ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности связаны с такими показателями групповых динамических процессов, как безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
Теоретико-методологическую базу исследования составили зарубежные (П.П. Хайнеманн, Д. Ольвеус, Е. Роланд, Д. Лейн, Д. Таттум) [70; 75; 80; 73] и отечественные (Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н., Солдатова Г.У., Бочавер А.А.,Хломов К.Д.)теории подросткового буллинга [29; 6; 10], теории ассертивности (Э. Солтер) [52;53] и жизнестойкости (С. Мадди) личности[74], компетентностный подход в психологии, педагогике и образовании (И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.В Хуторской, В.Д. Шадриков) [23; 24; 59; 61].
Методы исследования:
1. Теоретический метод -анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов.
2. Эмпирический метод - психодиагностическое обследование с применением тестовых опросников.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный, регрессионный анализ, 1-критерий Стьюдента, с применением статистического пакета З1айзйса 23.1.
Методики исследования:
В исследовании использованы методики для выявления и оценки школьного буллинга, имеющие мировой опыт и статистику возрастных обследований: (1) опросник ЗМОВ Х. Каспера [72], (2) опросник ОРБ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов [11]. А также опросники на исследование базовых антибуллинговых компетенций: опросник по определению эмпатии (А. Мехрабиана, Н. Эпштейна); 2) тест на ассертивность (В. Каппони, Т. Новака) [25]; 3) тест уверенности в себе (В.Г. Ромека) [48], 4) тест жизнейстойкости С. Мадди (вариант адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) [32].
Этапы исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария.
3. Провести эмпирическое исследование с целью проверки исследовательских гипотез.
4. Провести количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
5. Итерпретировать и обобщить полученные результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в
рассмотрении модели ассертивности личности подростка в качестве предиктора антибуллинговой компетенции.
Практическая значимость: полученные данные могут быть
использованы для проведения уроков антибуллинговых компетенций подростков в образовательных организациях.
Эмпирическая база исследования: Выборка составила 80 учащихся МБОУ г. Рубцовска 5-6 и 9-10 классов с учетом дифференциации по полу и возрасту.
Структура работы соответствует логике и форме построения научного исследования, включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, библиографический список, приложение.
Результаты изучения буллинга в образовательной среде стимулируют исследователей не только к количественной, но и к качественной оценке предотвращения проявлений буллинга в общении и поведении. Особый интерес представляет анализ скрытых причин буллинга, обусловленных психолого-педагогической ситуацией в школах, для их предупреждения, выявления, контроля и коррекции. Актуальная миссия прикладных исследований в практике образования связана не столько с эмпирической проверкой известных моделей и концепций буллинга (характеристики, структура, мотивация, виды, формы проявления, ролевые позиции), сколько с получением результатов, объясняющих влияние конкретных агрессивных факторов образовательной среды на конфликтность и безопасность образовательного пространства.
Вопрос школьного подросткового насилия исследуется в психологии и социальной педагогике, начиная с эмпирической работы К.Дьюкса 1905г. Зарубежный вклад в изучение проблемы внесли скандинавские ученые (P.Heinemann, D. Olweus, A. Pikas, E. Roland) [70; 75; 77; 80]и их британские коллеги (Д. Лэйн, Д. Таттуми др.) [73].В отечественной психологии наибольший вклад в исследование проблемы подросткового буллинга внесли работы в области психологии развития, культурно-исторической психологии и подростковой конфликтологии: А.А. Белевич, А.А. Бочавер, С.В. Кривцова, И.С. Кон, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, К.Д. Хломов, А.Н. Шапкина и другие[6; 10; 28; 26; 51].
Вместе с тем, в отечественной и зарубежной практике существует противоречивый опыт эффективных программ профилактики и предотвращения подросткового буллинга. Международные исследования показывают, что не все антибуллинговыепрограммы, созданные в школах с привлечением преподавателей, родителей и детей, реально снижают уровень виктимизации и искореняют эпизоды травли со стороны сверстников. Успех по борьбе с издевательствами связываютс началом вмешательства в младшем подростковом возрасте. Исследования по оценке эффективности антибуллинговых программ указывают на проблему определения социовозрастной специфики их предметного содержания, практики выявления и формирования антибуллинговых компетенций с учетом возрастных границ.
Цель: выявление связей возрастных проявлений буллинга с
антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте.
Объект: подростковый буллинг.
Предмет: антибуллинговые компетенции в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Выявить связи показателей ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности с индексом и параметрами проявления буллинга.
2. Выявить связи показателей ассертивности, жизнестойкостии эмпатийности личности с показателями групповых динамических процессов: безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
Гипотезы:
1. Антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте могут выступать показатели ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности, что проявляется в их связи с индексом и параметрами проявления буллинга.
2. Антибуллинговые компетенции ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности связаны с такими показателями групповых динамических процессов, как безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие.
Теоретико-методологическую базу исследования составили зарубежные (П.П. Хайнеманн, Д. Ольвеус, Е. Роланд, Д. Лейн, Д. Таттум) [70; 75; 80; 73] и отечественные (Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н., Солдатова Г.У., Бочавер А.А.,Хломов К.Д.)теории подросткового буллинга [29; 6; 10], теории ассертивности (Э. Солтер) [52;53] и жизнестойкости (С. Мадди) личности[74], компетентностный подход в психологии, педагогике и образовании (И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.В Хуторской, В.Д. Шадриков) [23; 24; 59; 61].
Методы исследования:
1. Теоретический метод -анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов.
2. Эмпирический метод - психодиагностическое обследование с применением тестовых опросников.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный, регрессионный анализ, 1-критерий Стьюдента, с применением статистического пакета З1айзйса 23.1.
Методики исследования:
В исследовании использованы методики для выявления и оценки школьного буллинга, имеющие мировой опыт и статистику возрастных обследований: (1) опросник ЗМОВ Х. Каспера [72], (2) опросник ОРБ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов [11]. А также опросники на исследование базовых антибуллинговых компетенций: опросник по определению эмпатии (А. Мехрабиана, Н. Эпштейна); 2) тест на ассертивность (В. Каппони, Т. Новака) [25]; 3) тест уверенности в себе (В.Г. Ромека) [48], 4) тест жизнейстойкости С. Мадди (вариант адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) [32].
Этапы исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
2. Обосновать выбор психодиагностического инструментария.
3. Провести эмпирическое исследование с целью проверки исследовательских гипотез.
4. Провести количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
5. Итерпретировать и обобщить полученные результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в
рассмотрении модели ассертивности личности подростка в качестве предиктора антибуллинговой компетенции.
Практическая значимость: полученные данные могут быть
использованы для проведения уроков антибуллинговых компетенций подростков в образовательных организациях.
Эмпирическая база исследования: Выборка составила 80 учащихся МБОУ г. Рубцовска 5-6 и 9-10 классов с учетом дифференциации по полу и возрасту.
Структура работы соответствует логике и форме построения научного исследования, включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, библиографический список, приложение.
Буллинг- масштабная и остросоциальнаяпроблема, которую необходимо предотвратить до ее появления, а не решать по факту. Целью нашей работы было выявить связи возрастных проявлений буллинга с антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте .
В ходе изучения вопроса мы выяснили: с кем, где, когда и по каким причинам происходят случаи насилия. Буллинг - долгосрочный и повторяющийся процесс, он спланирован заранее, участников травли всегда можно разделить на агрессора, жертву, защитников и свидетелей, силы абьюзера и пострадавшего неравны, а сменить роль в таком типе поведения практически невозможно. Поводом для возникновения школьного буллинга является обращение внимания на различия одного обучающегося от другого.
Был проведен сравнительный анализ международных антибуллинговых программ. Все изученные программы показали значительное влияние на сокращение количества ситуаций школьного издевательства, уровня виктимизации и повышения осведомленности всех участников
образовательного процесса о том, что такое буллинг. Благодаря этому уменьшается количество случаев издевательств, повышается общее благополучие в школьной среде и улучшается школьный климат. Все изученные программы предполагают, что издевательствам следует противодействовать как на уровне отдельных учащихся, так и на уровне групп: класса, школы, семьи и сообщества в целом.
Были рассмотрены модели ассертивности и жизнестойкости в концепции антибуллинга, с помощью которых мы подтвердили, что формирование у подростков данных компетенций будет являться весомым и решающим фактором в борьбе с таким явлением как буллинг.
В ходе практического исследования была проведена обширная диагностика подростков 5-6 и 9-10 классов. В результате было выявлено, что предиктором антибуллинга в младшем подростковом возрасте выступают личностные качества эмпатийности, а в старшем подростковом возрасте качества ассертивности. Кроме того, предиктором антибуллинга в средней школе выступает такой показатель группой динамики, как разобщенность, а в старшей школе показатели безопасной и благополучной социальной среды.
Поставленная цель достигнута, все обозначенные задачи были решены в полном объеме, гипотезы исследования подтверждены, были сформулированы следующие выводы:
1. Антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте могут выступать показатели ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности, что проявляется в их достоверной связи с общим индексом антибуллинговой статистики и проявлениями буллинга 1 и 2 типа:
• эмпатийность выступает ключевой компетенцией антибуллинга в младшем и старшем подростковом возрасте
• модель ассертивности имеет преимущество перед моделью жизнестойкости в качестве антибуллинговой компетенции подростков
• общими возрастными параметрами ассертивности как антибуллинговой компетенции выступают качества социальной зрелости, социальной смелости, независимости, решительности, уверенности, отличия касаются уровня развития ассертивности - у старших подростков качества ассертивности выше, чем у младших.
• возрастные отличия антибуллинговой компетенции у подростков состоят в значимости когнитивного контроля для старшего возраста, инициативы - для младшего.
2. Антибуллинговые компетенции ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности связаны с такими показателями групповых динамических процессов, как безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие. В младшем подростковом возрасте антибуллинговой значимостью обладают групповые процессы сплоченности и вовлеченности, а в старшем - безопасности и благополучия.
3. Профиль ассертивности личности для младшего и старшего подросткового возраста имеет как общие, так и отличительные свойства. Ассертивностьпредставлена 3 независимыми факторами - ассертивность, связанная с жизнестойкостью, ассертивность, связанная с эмпатией и ассертивность, связанная с социальной зрелостью. Ассертивность как следствие социальной зрелости является отличием профиля старшей возрастной группы. Однако статусом профилактики буллинга 1 и 2 типа в обеих возрастных группах является ассертивность, основанная на эмпатии.
4. Полученные результаты согласуются с методологией изучения антибуллинга в подростковом возрасте. Анализ зарубежных антибуллинговых программ профилактики показывает преимущество тренингов эмпатийных навыков.
Исходя из возрастных отличий антибуллинговых компетенций у подростков, а именно значимость когнитивного контроля, безопасности и благополучия для старшего возраста, инициативы, сплоченности и вовлеченности - для младшего, программы по профилактике и предотвращению насилия будут соответственно отличаться. Результаты проделанного исследования необходимо применить на практике для антибуллинговой работы в современной школе.
В ходе изучения вопроса мы выяснили: с кем, где, когда и по каким причинам происходят случаи насилия. Буллинг - долгосрочный и повторяющийся процесс, он спланирован заранее, участников травли всегда можно разделить на агрессора, жертву, защитников и свидетелей, силы абьюзера и пострадавшего неравны, а сменить роль в таком типе поведения практически невозможно. Поводом для возникновения школьного буллинга является обращение внимания на различия одного обучающегося от другого.
Был проведен сравнительный анализ международных антибуллинговых программ. Все изученные программы показали значительное влияние на сокращение количества ситуаций школьного издевательства, уровня виктимизации и повышения осведомленности всех участников
образовательного процесса о том, что такое буллинг. Благодаря этому уменьшается количество случаев издевательств, повышается общее благополучие в школьной среде и улучшается школьный климат. Все изученные программы предполагают, что издевательствам следует противодействовать как на уровне отдельных учащихся, так и на уровне групп: класса, школы, семьи и сообщества в целом.
Были рассмотрены модели ассертивности и жизнестойкости в концепции антибуллинга, с помощью которых мы подтвердили, что формирование у подростков данных компетенций будет являться весомым и решающим фактором в борьбе с таким явлением как буллинг.
В ходе практического исследования была проведена обширная диагностика подростков 5-6 и 9-10 классов. В результате было выявлено, что предиктором антибуллинга в младшем подростковом возрасте выступают личностные качества эмпатийности, а в старшем подростковом возрасте качества ассертивности. Кроме того, предиктором антибуллинга в средней школе выступает такой показатель группой динамики, как разобщенность, а в старшей школе показатели безопасной и благополучной социальной среды.
Поставленная цель достигнута, все обозначенные задачи были решены в полном объеме, гипотезы исследования подтверждены, были сформулированы следующие выводы:
1. Антибуллинговыми компетенциями в подростковом возрасте могут выступать показатели ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности, что проявляется в их достоверной связи с общим индексом антибуллинговой статистики и проявлениями буллинга 1 и 2 типа:
• эмпатийность выступает ключевой компетенцией антибуллинга в младшем и старшем подростковом возрасте
• модель ассертивности имеет преимущество перед моделью жизнестойкости в качестве антибуллинговой компетенции подростков
• общими возрастными параметрами ассертивности как антибуллинговой компетенции выступают качества социальной зрелости, социальной смелости, независимости, решительности, уверенности, отличия касаются уровня развития ассертивности - у старших подростков качества ассертивности выше, чем у младших.
• возрастные отличия антибуллинговой компетенции у подростков состоят в значимости когнитивного контроля для старшего возраста, инициативы - для младшего.
2. Антибуллинговые компетенции ассертивности, жизнестойкости и эмпатийности личности связаны с такими показателями групповых динамических процессов, как безопасность, благополучие, разобщенность, равноправие. В младшем подростковом возрасте антибуллинговой значимостью обладают групповые процессы сплоченности и вовлеченности, а в старшем - безопасности и благополучия.
3. Профиль ассертивности личности для младшего и старшего подросткового возраста имеет как общие, так и отличительные свойства. Ассертивностьпредставлена 3 независимыми факторами - ассертивность, связанная с жизнестойкостью, ассертивность, связанная с эмпатией и ассертивность, связанная с социальной зрелостью. Ассертивность как следствие социальной зрелости является отличием профиля старшей возрастной группы. Однако статусом профилактики буллинга 1 и 2 типа в обеих возрастных группах является ассертивность, основанная на эмпатии.
4. Полученные результаты согласуются с методологией изучения антибуллинга в подростковом возрасте. Анализ зарубежных антибуллинговых программ профилактики показывает преимущество тренингов эмпатийных навыков.
Исходя из возрастных отличий антибуллинговых компетенций у подростков, а именно значимость когнитивного контроля, безопасности и благополучия для старшего возраста, инициативы, сплоченности и вовлеченности - для младшего, программы по профилактике и предотвращению насилия будут соответственно отличаться. Результаты проделанного исследования необходимо применить на практике для антибуллинговой работы в современной школе.





