Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования . 6
1.1 Представления о самооценке в отечественной и зарубежной психологии . 6
1.2 Теории самооценки 16
1.3 Факторы, влияющие на самооценку 28
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов
воздействия социальных сетей на женскую самооценку 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 38
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение 67
Когда появились социальные сети, такие как Facebook, «ВКонтакте» и Twitter, наш мир разделился на онлайн и офлайн. С их помощью мы можем общаться друг с другом, находясь даже на разных континентах, слушать музыку, читать книги, разглядывать фотографии и многое другое. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе.
Социальные сети — неотъемлемая часть современной жизни. Благодаря им люди, находящиеся на любом расстоянии, имеют возможность беспрепятственно общаться, обмениваться фотографиями и другой интересной информацией. Но обретя такую полезную возможность, многие начинают ею злоупотреблять.
Бесконтрольное время провождение в интернете приводит к размытию границ между реальностью и иллюзией, в результате чего влияние социальных сетей может представлять настоящую опасность.
Согласно результатам исследований, к группе повышенного риска относятся офисные работники, проводящие за компьютером 8-10 часов в день и, конечно же, подростки, подверженные массовому влиянию и находящиеся в безостановочном поиске новых эмоций.
Актуальность. В последнее время большая часть домохозяек, женщин в бизнесе и просто работающие женщины стали проводить все свое свободное время в социальных сетях. Имеется много исследований о влиянии социальных сетей на личность человека, но эта тема остается актуальной всегда, так как социальных сетей в нашей жизни становится все больше и больше.
Социальные сети — это не просто случайное приложение на телефоне, они интегрированы в повседневную жизнь многих женщин. Подобные платформы используются как инструмент самовыражения, формирования идентичности и способ для женщин сравнить себя с онлайн-сообществом. Женщины ищут одобрения и во многом полагаются на одобрение своих сверстников и подписчиков в социальных сетях при публикации изображения в Интернете.
В результате женщины, как правило, публикуют позитивный и воодушевляющий контент, чтобы они выглядели интересными и симпатичными, чтобы привлечь внимание своих подписчиков. Сюда входят такие материалы, как семья, путешествия или занятия спортом. Более того, контент, публикуемый знаменитостями, создает потенциальные проблемы для женщин, наблюдающих за ними.
Такие вызовы, как телесное и социальное сравнение, которые сами по себе приводят к неудовлетворенности.
Большинство знаменитостей на медиа-платформах публикуют изображения «безупречной картинки». Это очаровывает, продвигает и
превозносит тонкое и подтянутое тело, потому что идеал тонкости у большинства женщин ассоциируется с позитивом, успехом и
привлекательностью. Это приводит к тому, что многие женщины чувствуют давление и неуверенность, если они не принадлежат к категории идеального тонкого тела, соответственно наблюдается снижение самооценки
Цель: определить особенности самооценки психических состояний и самоуважение у женщин - постоянных пользователей социальных сетей.
Объект исследования: самооценка психических состояний и самоуважения.
Предмет исследования: самооценка психических состояний и самоуважения женщин - пользователей социальными сетями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Разработать программу исследования самооценки психических состояний и самоуважения у женщин.
3. Выявить особенности самооценки психических состояний и самоуважения у женщин - постоянных пользователей социальных сетей.
Гипотеза исследования: Женщины, которые пользуются и не пользуются социальными сетями отличаются самооценкой тревожности, агрессивности, ригидности и фрустрации, а также уровнем самоуважения.
Теоретико-методологические основания исследования послужили основные положения теорий самосознания, разработанные Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым, И.С. Коном, Е.С. Кузьминым А.В. Петровским, К.К. Платоновым, В.В. Сталиным, и многими другими. Также нами использовались результаты исследований самооценки личности (Берне Р., Кон И.С., Налчаджян А.А, Пантилеев С.Р., Роджерс К., Чеснокова И.И., Шибутани Т. и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, качественный и количественный методы анализа, методы математической статистики.
Методики: Анкетирование (авторская анкета), Самооценка психических состояний (Айзенк), Шкала самоуважения Розенберга, Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси.
Практическая значимость: результаты исследования могут послужить началом более детального исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографический список (73 источника) из них 4 на иностранном языке, в работе имеются 14 рисунков, 6 таблиц и 4 приложения.
Таким образом, под самооценкой личности, вслед за Л.С. Выготским, мы понимаем обобщенное т.е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение к себе. Данное личностное образование выполняет ряд функций, таких как защитная, регуляторная и др.
Самооценка - характеристика человека, определяющая активность в распространении жизненно важных структур личных отношений. Самооценка - явление социальное, т. Е. Связано с характеристиками и требованиями социальной среды, в которой живет человек. Достаточно высокий уровень общей самооценки - важное условие работы и активности в обществе. В этом важность изучения самооценки, которая является положительной духовной чертой человека.
Социально-психологические исследования показали, что мнение человека о себе является основой для регулирования его действий и поступков. Самооценка - динамичное, многогранное, сложное явление личности, определяющее поступки и поведение человека, многие стороны жизни. Единые влияния на условия развития самооценки, ее содержание, ее определение еще не сформированы
В характеристике самооценки выделяют ряд параметров: устойчивость самооценки (ее стабильность во временных рамках), адекватность самооценки (адекватная и неадекватная, завышенная или заниженная), направленность самооценки (позитивная ситуативная и негативная). Исследователи, изучающие проблему, утверждают, что самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Поэтому целесообразно обратиться к анализу возрастных особенностей младшего школьного возраста и их влиянию на становление самооценки личности.
Сейчас с трудом можно найти человека, у которого нет компьютера. Количество пользователей Интернет увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Вся наша культура становится более зависимой от П Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Большая часть людей проводит в них все свободное время. Здесь женщины ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе.
В процессе поиска близкой по духу личности люди вступают в разнообразные отношения, получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.
Польза или вред социальных сетей для женщин будет в первую очередь зависеть от их личности, которая формируется под воздействием социальных сетей. Станет ли она использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли она расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами, начнет кому-то подражать или завидовать.
Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться социальные сети и размещать в них информацию о себе.
Главная опасность социальных сетей для женщин заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто - напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно женщины отвыкают от человеческого общения. Незаметно для самой себя, а зачастую и для родителей.
Социальные сети сами по себе не являются стопроцентным злом. Возникновение «минусов» часто обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятых личностей. Не зря глава антивирусной «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский сказал: «Люди поколение без ума от соцсетей, но редко представляют себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Нет никакой гарантии, что приватная информация из профилей и «стен» не попадёт в неправильные руки».
У социальных сетей, безусловно, большое будущее. Их становится все больше, они открывают новые возможности, это вызывает интерес и затягивает. Однако не только женщины, а мы все не роботы, а живые люди. Поэтому не стоит забывать, что реальную жизнь с улыбками, похлопываниями по плечу, рукопожатиями и поцелуями никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что у женщин, которые используют социальные сети уровень самооценки ниже, чем у женщин, которые не используют социальные сети.
Таким образом, проведя теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
1. Ананьев Б. Г. К постановке проблем детского самосознания. Известия АПН РСФСР. 1948.Вып. 18. С. 111-115
2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.: ЮНИТИ, 2019. с. 122- 168.
3. Бессонова О.А. Моделирование процессов формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 81. С. 231-235.
4. Блохина Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ я» Т. С. Блохина. Акмеология. 2017. N03.
5. Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327с.
6. Большакова Т. Общение и духовное становление личности школьника. [Электронный ресурс]. Воспитательная работа в школе. 2013. № 3. С. 9-15.
7. Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм - Еврознак, 2003. 672с.
8. Бондаренко Н. Я. Роль самооценки в формировании личности
подростка. Вестник Пятигорского государственного
лингвистического университета, 2007 101-120 с.
9. Бондарчук, А. И. Проблема самоидентификации юношества. А. И. Бондарчук. Концепт. 2013. №7. С. 4-5.
10. Бордовская Н. В. Психология и педагогика. Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2011. 620 с.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
12. Быков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе [Электронный ресурс]: учебное пособие. А. В. Быков, Т. Н. Шульга. М.: Изд-во УРАО, 1999. 168 с.
13. Витушкина Э. В. В помощь хорошим родителям для воспитания умных и добрых детей: метод. Пособие. Э. В. Витушкина. Магнитогорск: МаГУ, 2012. 80 с.
14. Вишневская Г. В. Моделирование самообразовательной деятельности студентов-заочников в процессе дистанционного изучения иностранного языка. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2012. №2 (Февраль). С. 41-45
15. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. М: Изд-во Эксмо, 2020. 321-368 с.
16. Воронцов А. В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Изд-во АСТ, 2019 г. 188 - 202 с.
17. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
18. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач. Системный подход. Т. В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 284-399 с.
19. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин Минск: Харвест, 2013. 800 с.
20. Горбатов Д. С. Общепсихологический практикум: учеб. пособие для бакалавров. Д.С. Горбатов. М.: Юрайт, 2013. 307 с.
21. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков [Электронный ресурс]: книга для родителей. Э. Гюру. Электрон. текстовые данные. М.: Альпина Паблишер, 2016. 294 с.
22. Демина Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие. Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та 2005. 132с.
23. Жог В. И., Тарабакина Л. В., Бабиева Н. С. Методология организационной психологии: Учебное пособие. Под ред. В. И. Жога. М.: МПГУ, 2013. 160 с.
24. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки. Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С. 11-35.
25. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки.
A. В. Захарова. Психодиагностика и школа. А.В. Захарова М. Таллин, 2010.
26. Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки подростков. Вестник московского университета, 2009. №3 (14). 3548 с.
27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. 752
с.
28. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. О.Н. Истратова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 444 с.
29. Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте. Е.В. Ишматьева. Психологический журнал. 2004. No 6.с. 17-21
30. Квинн В.Н. Индивидуальные особенности самооценки личности.
B. Н. Квинн. М. Логос, 2009.
31. Коваленко Е.Г., Начарова Л. А. Психолого-педагогические факторы становления самооценки первоклассников. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 34. С. 120-126.
32. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2016. 223 с.
33. Коноваленко М. Ю. Психология общения: Учебник для СПО.
Люберцы: Юрайт, 2016 468с.
34. Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка
педагогов, работающих с детьми группы риска. Методическое пособие. Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. - 172 с. (с. 71-73)
35. Краткий психологический словарь. Авт.-сост. С.Я. Подопригора, А. С. Подопригора. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 318с
36. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420с
37. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
38. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. А.Н. Леонтьев М., 2007.
39. Малиновский И.Н. Формирование самооценки подростка. Адукацыя 1 выхаванне, 2014. №11. с.12 - 15.
40. Минюрова С. А. Психолого-педагогическое сопровождение самопознания и саморазвития. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. 144с.
41. Молчанова О. Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки. Культурно-историческая психология. 2010. - № 3.
42. Молчанова О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие для студентов и преподавателей психол. фак. Вузов. - Москва: Флинта: Наука, 2010. - 392с.
43. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и
эмпирические исследования: учеб.пособие. О.Н. Молчанова. М.: Флинта: Наука, 2010. 392с.
44. Мэрфи Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку. М.: Попурри, 2014. 825с.
45. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2013. 687с.
46. Никулина И.Н. Развитие самооценки школьников с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. И.Н. Никулина. СПб.: КАРО, 2008 192-208 с.
47. Пастухова М. В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5 (2), 2010. С. 460
48. Петровский А.В. Теоретическая психология. М.: Новая школа, 2006.
49. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. А.В. Петровский М. Академия, 2001.
50. Польшина М.А. Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т.20.
С. 71-76.
51. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум. М.: Форум, 2013. 304с.
52. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие. М.: Юрайт, 2012. 412 с.
54. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника:
учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111
«Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192с.
55. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. Начальная школа. 2012. № 7. С. 18-20
56. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М., 2003 656 с.
57. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 288 с.
58. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика Пресс, 2006. 254 с.
59. Сафарян А. В. Стиль жизни. А. В. Сафарян. Знание. Понимание. Умение. 2008. No. 1. С. 246.
60. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков. Вопросы психологии, 2007. №3. С. 149 - 156.
61. Славина Л.С. Особенности самооценки. Л.С. Славина М. 2003.
62. Фатуллаева А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте. Махачкала, 2009. 21с.
63. Фрейджер Р., Теории личности и личностный рост. Прайм-Еврознак. 2004 г.
64. Хорни К. Самоонализ. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002
65. Чаморро-Премузик Т. Уверенность в себе: Как повысить
самооценку, преодолеть страхи и сомнения [Электронный ресурс]. Чаморро-Премузик Т. Электрон. текстовые данные. М.: Альпина Паблишер, 2016. 266 с.
66. Шамардина М. В. Психология характера : учебное пособие. М.В Шамардина, И.А. Ральникова, Е.А. Петухова. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2020. с 25
67. Шаяхметова В.К. Исследование формирования самооценки младших подростков. Концепт, 2015. № 03 (март). ART 15068. 0,4 п. л.
68. Юсупова Р.Б. Изучение самооценки старших подростков. Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2015. Т.10. С. 341345.
69. Янг К. С. Диагноз интернетзависимость. Мир Интернет. 2020, № 2. С 24 29
70. Branden, N. (1969). The Psychology of Self-Esteem. New York: Bantam.
71. Instagram назвал самые популярные в России аккаунты и хештеги 2016 года. URL : https: //adindex.ru/news/digital/2016/12/1/156399.html
72. Shamir-Essakow G, Ungerer JA, Rapee RM. Attachment, behavioral inhibition, and anxiety in preschool children. J Abnorm Child Psychol. 2005. 33(2): 131. 43p.
73. Vertue F.M. From adaptive emotion to dysfunction: an attachment perspective on social anxiety disorder. Pers Soc Psychol Rev. 2003.7(2). 91p.