Введение 5
1 Теоретические основы функционирования торговых розничных сетей и их
роль в экономике 9
1.1 Сущность и специфика розничной торговли 9
1.2 Розничные торговые сети: виды и характеристика 15
1.3 Макроэкономические эффекты развития торговых сетей 25
2 Современные тенденции развития торговых розничных сетей 36
2.1 История развития розничных торговых сетей в России и за рубежом 36
2.2 Современное состояние розничных торговых сетей в России 45
2.3 Конкурентные преимущества и пути выхода международных
розничных торговых сетей на зарубежные рынки 52
3 Предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей 64
3.1 Региональные аспекты развития торговых розничных сетей (на примере
ООО «Риконт» - сеть алкогольных-супермаркетов «Септима, Штопор») 64
3.2 Проблемы и перспективы развития региональных торговых розничных
сетей (на примере сетевого магазина «Септима, Штопор») 72
3.3 Основные направления совершенствования развития торговых
розничных сетей в России 78
3.4. Развитие социальной ответственности 88
Заключение 94
Список использованных источников 98
Актуальность темы торговля — это отдельная отрасль народного хозяйства, которая отличается от других отраслей своими функциями и местом в системе воспроизводства, имеет большое значение для всей экономики России. Именно поэтому торговля обеспечивает поддержку отечественных товаропроизводителей, способствует повышению
конкурентоспособности предприятий, обеспечивает наполнение бюджета страны, она поддерживает сбалансированность производства и потребления, формирует долю валовой добавленной стоимости страны, обеспечивает материальный и культурный уровни человека, способствует повышению качества жизни населения в целом.
Процессы возникновения бизнес-структур, имеющих сетевую организацию, получили широкое распространение в розничной торговле, а масштаб торговой деятельности ведущих предприятий и тенденции их развития на потребительском рынке позволяют говорить о них как о ключевых элементах современной организации товарного обращения, требует постоянного внимания к совершенствованию их деятельности. В этих условиях возникает необходимость продолжения научных исследований в направлении разработки методов и инструментов повышения экономической эффективности торговых сетей.
Таким инструментом является управление деятельностью торговых предприятий на основе системного анализа рыночной конкурентной среды.
Широкое распространение в розничной торговле получил сетевой формат бизнеса. Розничная торговая сеть — это такое торговое предприятие, которое управляет группой предприятий розничной торговли и где принятие решений, закупка товаров происходит централизованно.
В российских регионах такой сектор экономики, как сетевая розничная торговля, стремительно растет. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей, которые успешно развиваются.
Сети имеют особые конкурентные преимущества перед другими форматами розничной торговли в отношениях с поставщиками, поскольку закупки товаров производятся большими партиями. Розничным торговым сетям товары поставляются по самым низким ценам, повторные заказы выполняются незамедлительно, а новые товары сети получают сразу после их выхода на рынок. У торговой сети больше возможностей для получения товаров более высокого качества.
У крупных торговых сетей есть исключительные права на продажу товаров под их собственной торговой маркой. Такие товары производят для них поставщики посредством заключения выгодного контракта. Торговая сеть получает свою уникальную собственную торговую марку с выгодной ценой, а производитель получает большой объем заказов, от крупной торговой сети, тем самым минимизирует затраты на отдел продаж, рекламу и продвижение своего собственного товара так за это берется торговая сеть.
Розничная торговая сеть использует современные способы продажи товаров: новые технологии, самообслуживание с элементами
индивидуального обслуживания, использование дисконтных карт, продажа товаров в рассрочку, привлечение продавцов-консультантов, увеличение сроков гарантийного обслуживания товара и т.п.
Для этого применяется дорогостоящее, высокоэффективное программное обеспечение, которое способствует более эффективному управлению торговым предприятием.
Для сетевой торговли характерны общий управляющий центр и единая корпоративная стратегия, которая заключается в: едином управлении брендами, единой маркетинговой стратегии, общем управлении поставками товаров и материалов, едином управлении перемещения товаров, запасами и другими ресурсами, централизации обработки заказов, составлении графиков поставок. Открывая свои магазины розничные торговые сети, представляют товары различного ценового диапазона, но стремятся к дешевому товарному ассортименту.
Цель работы - сформулировать предложения и рекомендации по развитию торговых розничных сетей в России.
Объект - исследования торговые розничные сети.
Предмет исследования - совокупность экономических и социальных процессов, определяющих особенности и закономерности развития торговых розничных сетей в России.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы развития торговых центров и торговых сетей исследуются многими отечественными учеными. Среди отечественных и зарубежных ученых и практиков необходимо упомянуть таких как: Б. Берман, М. Годунова, А. Тимофеева, Р. Скуба и др. В трудах вышеупомянутых ученых рассматривались ключевые принципы развития торговых сетей, определялись, связанные с этим, тактические и стратегические задачи, проводился анализ организационных структур и результатов деятельности различных сетевых объединений в сфере торговли.
Несмотря на репрезентативный круг опубликованных научных работ и их высокий теоретический уровень, остаются не охваченными предметной плоскости теории и практики анализа и оценки рыночной конкурентной среды с учетом специфики функционирования отечественных торговых сетей.
Основой для исследования является ООО «Риконт», которое развивает в России сеть алкогольных супермаркетов «Септима и Штопор».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
• изучить теоретико-методологические основы розничной торговли, в том числе классификатор форматов сетевой розничной торговли;
• актуализировать информацию о тенденциях развития розничной сетевой торговли в России;
• провести краткий ситуационный анализ и перспективы развития розничной торговой сети на базе крупного сетевого ретейлера;
- предложить направления развития потенциала сетевых продаж ретейлера.
В работе использованы материалы учебных пособий, статистических исследований и публицистических статей по теме исследования, а также информация из базы данных компании и отчетов ООО «Риконт».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав с подразделами, заключения и списка литературы.
Научная значимость предложений заключается в содержании таких предложений, как:
• В увеличении фонда торговой недвижимости магазинов «Септима» и «Штопор».
• В осуществлении улучшения организации рабочих мест торговых работников в магазинах «Септима» и «Штопор».
• В обеспечении развития социальной ответственности магазинов «Септима» и «Штопор».
Практическая значимость полученных результатов исследования, состоит в том, что реализация содержащихся в дипломной работе предложений и рекомендаций будет способствовать оптимизации развития и повышению эффективности деятельности торговых розничных сетей. Это позволит обеспечить более качественный уровень обслуживания потребителей, снизить издержки торговой розничной сети, улучшить логистику, ведь именно эти параметры являются важным стимулирующим фактором социально-экономического роста торговых розничных сетей России.
Построение торговой сети - лучший способ организации розничной торговли, эффективность которого обусловлена получением экономии от масштаба.
Розничная то.ргов.ая сеть имеет возможность более экономно расходовать свои ресурсы, получать значительные скидки у поставщиков продукции, получать кредиты на более выгодных условиях и т.д. Так же торговые сети имеют возможность выстраивать более совершенные логистические системы, в отличие от отдельных розничных торговцев. Таким образом, воплощение розничной торговой сети сегодня - это основанная на логистических принципах торговая организация, объединяющая в единую структуру специализированные магазины в виде форматов отдельных строений, магазинов на территории крупных торговых центров или арендуемых отделов универмагов.
Появление новых форматов, изменение роли оптовиков, приход иностранного капитала, совершенствование коммуникаций - все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о применении самых современных концепций управления.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Розничная торговая сеть имеет огромное значение для потребителя, а работа в ней позволяет сделать интересную карьеру. Благодаря значительным изменениям потребностей и технологий розничная торговая сеть подвержена постоянным переменам. Торговые компании и способы продажи, которые еще 30 лет назад были неизвестны, сегодня являются «законодателями» торговой отрасли.
Основа успеха розничной торговой сети - предложение нужных товаров по нужной цене в нужном месте в нужное время и в нужном количестве. Чтобы добиться этого, торговые розничные сети должны понимать, чего желают покупатели и что предлагают конкуренты, как в настоящий момент, так и в будущем.
Жесткая конкуренция среди торговых компаний вынуждает ритейлеров подстраиваться под потребителя, использую различные форматы магазинов - супер- и гипермаркеты, магазины «у дома», дискаутеры; а так же повышать уровень обслуживания и использовать новейшее современное оборудование. Ведь удовлетворение потребностей покупателей - основное условие для развития торговой сети.
Более конкурентным преимуществом обладает компания, которая использует в своей деятельности СТМ (собственную торговую марку), так как эти товары дешевле своих аналогов.
В долгосрочной перспективе результаты деятельности торговой розничной сети во многом определяются стратегией. Сейчас стратегия многих риелторов направлена на расширение рынка, которая заключается в освоении регионов посредством следующих способов: франчайзинг, создание совместного предприятия, органический рост, поглощение, слияние. Здесь важно учесть особенности региона, например, национальные традиции проживающего народа.
Решение о месторасположении магазина имеют критически важные значения для успеха любой розничной сети, тем более что. они связаны с большими затратами и рассчитаны на длительный период времени. Ошибка в выборе местоположения может оказаться роковой, и не идет ни в какое сравнение, например, с просчетами при закупках товара. Выбирая место для магазина торговые компании учитывают факторы: демографические характеристики, деловой климат, доступность парковочной стоянки и так далее.
Снижение издержек - главная цель торговой сети. И чтобы ее достичь ритейлеры прибегают к различным мерам: внедрение нового оборудования, увеличение об.ъемов производства, ведение грамотной логистики и другое.
На основании проведенного исследования можно выделить перспективные направления для роста розничной торговой сети:
• Развитие розничной торговой сети: освоение новых
территорий;
• Усиление логистики;
• Управление: повышение эффективности работы;
• Персонализация маркетинговых программ;
• Улучшение организации труда.
Для перспективного развития и роста розничной торговой сети можно выделить следующие направления:
1) Очень важно работать с такими поставщиками, которые сами проявляют интерес к сотрудничеству.
2) Поиск такой рыночной ниши, где есть платежеспо.собный потребитель, где торговая сеть конкурентоспособна и как следствие - прибыльна.
3) Внедрение ресурсосберегающих технологий для снижения затрат и благоприятной репутации.
4) Грамотный маркетинг, который включает в себя: изучение потребительского поведения, мотивации к покупке, рынка и среды в котором работает предприятие.
5) Конкурентоспособность (быть лучшей торговой сетью для потребителя) - постоянное совершенствование организации работы розничной торговой сети. В улучшение работы организации входит: активное воздействие на спрос, рынок и потребителя; привлечение средства массовой информации к проводимым в организации мероприятиям; разработка сайта розничной торговой сети и рекламы в интернете; активное внешняя работа - участие в тендерах, выставках, ярмарках, благотворительных акциях; повышение имиджа организации - Септима и Штопор стилистика в оформлении дизайна внутренней и внешней отделки магазинов, единый стиль в одежде сотрудников магазина, создание комфортных условий для покупателей.
1. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход / Б. Берман, Дж. Эванс. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - 383 с.
2. Бобров Н. Анализ новых тенденций в развитии розничной торговли // Маркетинг. - 2004. - № 2. - С.83-87
3. Виноградова С.Н., Пигунова, О.В., Гурская С.П., Кольцова Р.Н. Организация и технология торговли. - М.: Высшая школа. 2002. - 460 с.
4. Газета.ги. Торговля впала в депрессию [электронный ресурс1/http://www. gazeta.ru/ URL: http://www. gazeta.ru/realtv/2015 дата обращения 24.04.2016г.
5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.- М.: Маркетинг, 2009. - 448 с.
6. Демченкова Т.В. Правила продажи товаров: последние изменения // Эпиграф. - 2002. - Май (№ 19). - С.6
7. Долгинов И. Торговля - дело техники // Эпиграф. - 1999. - Сент. (№ 33). - С.4.
8. Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка: учеб.пособие для вузов/ Ибрагимов Л.А.-М.: ЮНИТИ, 2008. -359с.
9. Ковалев К., Уваров С., Щеглов П «Логистика в розничной торговле»
[электронный ресурс] / http://www.kniga.com/
URL:
http ://www.kniga.com/books/preview txt.asp?sku=ebooks 173036 дата обращения 25.04.2021 г.
10. Корецкая Л.К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров. - / Л. К. Корецкая. - Новосибирск: СибУПК, 2000. - 120 с.
11. Корощенко Л.В. Оптово-розничные транснациональные корпорации в мировой экономике: Монография. - М.: 2009. - 187 с.
12. К.П.Д. мерчандайзинга = 1674 [электронный ресурс]/
http : //www. retail. ru/ URL : http ://www.retail.ru/masterclasses/77135/ Дата
обращения 27.03.2021
13. Левинская А. Ушли с рынка и не вернулись./А.
Левинская/ZRBKDialy. - 2013. - №130 (1663). - 23 июля.
14. Манько А.В. Коммерция: учеб. - метод. пособие/ А. В. Манько - М., 2002. - 256с.
15. Матвеева О.П..Организация и технология внешнеторговых операций: учеб.пособие для вузов / Матвеева Ольга Петровна. -М., 2000. - 160с.
16. Министерство финансов РФ [электронный ресурс]/сайт, URL: http://minfin.ru/ дата обращения 21.03.2021г.
17. Монин А.А. История развития торговли в России
[электронный
ресурс]/сайт «История новой России», URL: http://www.ru-90.ru/ дата обращения 15.03.2021г.
18. Московская биржа. Индекс РТС [электронный
ресурс]/http://moex.com/. URL: http://moex.com/ru/index/stat Дата обращения 17.04.2016г.
19. Нагаев Р.Т. Энциклопедический словарь «Недвижимость»//Казань: Изд-во ГУП «Идеал-Пресс», 2001. - 896с.
20. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. - М.: Норма, 2007. - 216с.
21. Новости рынка розничной торговли [электронный
ресурс]/http://russian-consumer.ru/ URL: http://russian-consumer.ru/ дата
обращения 27.03.2021
22. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. - Мн.:БГЭУ, 2009. - 317 с.
23. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учебник / О.
В.
Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 288 с.
24. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. - М., 1998. - 327с.
25. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учеб / Ф. П. Половцева. - М.: Инфра-М, 2005. - 246 с.
26. Развитие внутренней торговли [Текст] / [под ред. 26 А. А. Шубина, А. А. Садекова; отв. Л. И. Донец]. - Донецк: ДонНУЭТ, 2009. - 550 с.
27. Рейтинг продуктового ритейла в Новосибирске [электронный ресурс] / http://nsk.dk.ru/, URL: http://nsk.dk.ru/wiki/revting-produktovogo- riteyla/ дата обращения 6.04.2021г.
28. Рейтинг торговых сетей FMCG [электронный ресурс]/ http://salesmasters.ru/, URL: http: //salesmasters. ru/rejting-torgovyx-setej-fmcg/ дата обращения 14.04.2021г.
29. РЕЙТИНГ INFOLINE RETAIL RUSSIA TOP-100 2014 [электронный ресурс] / http://infoline.spb.ru/, URL:
http: //infoline .spb. ru/infoline -retailer-russia- top-100/ Дата обращения 27.04.2021г.
30. РИА ТОМСК «Доля томских продуктов выросла на розничном рынке до 60%» [электронный ресурс]/ http://www.riatomsk.ru/URL: http ://www.riatomsk.ru/article/20160120/dolya-tomskih-produktov-virosla-na- roznichnom-rinke-regiona-do-60/ Дата обращения 20.04.2021 г.
31. Розничная торговля (рынок России) [электронный ресурс] / http://www.tadviser.ru/, URL: http: //www.tadviser. ru/index. php/ Дата обращения 27.04.2021г.
32. Савинский А.И., Лаппо, Л. Л., Мадаев, З. М., Левин, С. С., Ясинович, М.С. Розничная торговля и основы товароведения. - Мн. БГЭУ, 2002. - 287 с.
33. Садчикова И.А. «Новая роль розничных сетей в российской экономике. Бурное развитие розничной сетевой торговли»./И.А.
Садчикова//Российское предпринимательство. - 2008. - №10 Выпуск 2 - С. 1923.
34. Топ-5 российских ритейлеров [электронный ресурс] http : //www. retail. ru/, URL: http://www.retail.ru/articles/92827/7sphrase id=1074673 дата обращения 20.03.2021г.
35. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Учебное пособие. - Хабаровск.: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), 2009. - 138 с.
36. Управление организацией: учеб. / [под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатина]. - [2-е изд. перераб. и доп.] - М.: ИНФРА-М, 2008. - 669 с.
37. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]/http://www.gks.ru/. URL: http ://www. gks.ru/ dbscripts/cbsd/ dbinet.cgi Дата обращения 17.04.2021г.
38. Федоров Е. Торговля запуталась в сетях./Е. Федоров//Ведомости. - 2012. - №114. - 22 июня.
39. Федцов В. Г. Культура сервиса / В. Г. Федцов - М.: ПРИОР, 2010.
40. Фетисова О.В., Курченков В.В., Матина Е.С. Формы интеграции предприятий в сетевые структуры на региональном потребительском рынке: статья//Выпуск №3. М: Микроэкономика, 2012. - 19с.
41. Хасис Л.А. Мировая розничная торговля: основные тенденции. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 269 с.
42. Центральный банк Российской Федерации. Динамика официального курса заданной валюты [электронный ресурс] / http://cbr.ru/. URL: http ://cbr.ru/ currency base/dynamics Дата обращения 22.03.2021г.
43. Черноволов М.П. Панфилов В.С. Развитие розничных торговых сетей в России: журнал//Выпуск №4. М: Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2006. - С. 361.
44. Шальнова О.А. Формирование потребительской лояльности специализированному магазину. : диссертация кандидата экономических наук/ Российский гос. торгово-экономический ун-т. Москва, 2009г. - 200с.
45. Швецов Д.В. Базар, ярмарка, лавка, магазин: генезис форм розничной торговли./Д.В. Швецов//ТеггаЕсоиош1сш
46. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Терминологические аспекты и экономическая природа сетевой розничной торговли. Краснодар: КубГАУ - Научный журнал//Выпуск №80(06)., 2012. - 10с.
47. Эра супермаркетов еще впереди? [Электронный ресурс] / Сайт «Частный маркетолог Антон Терехов». - Режим доступа: http:// odm.uaprom.net/n9772-era-supermarketov-esche.html Дата обращения 03.03.2016г.
48. Bloomberg [электронный ресурс] /сайт, URL: http://www.bloomberg.com/europe дата обращения 15.03.2021г.
49. Economic Census [электронный ресурс]/сайт, URL: www. census. gov/econ/census/ дата обращения 15.03.2021г.
50. JLL представляет рейтинг наиболее привлекательных городов России для ритейлеров [электронный ресурс] / http://www.jll.ru, URL: http://www.jll.ru/russia/ru- ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1 %81 %D1 %82%D0%B8/919/jll Дата обращения 27.04.2021.
51. Private Label: Balancing quality and value. IRI Private Label 2013 Special Report. November 2013. - 37 c.
52. Private Label in Europe 2012: Is there a limit to growth? IRI Private Label 2012 Special Report. October 2012. - 30 С.
53. «IRI Infoscan» аналитическое агентство [электронный ресурс]/сайт, URL: https ://www. iriworldwide. com/ Дата обращения 21.04.2021г.
54. «Nielsen» аналитическое агентство [электронный ресурс]/сайт, URL: http://www.nielsen.com/us/en.html/ дата обращения 21.03.2021г.