Введение 5
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации 8
1.1. Понятие и функции корпоративной культуры организации 8
1.2. Классификация корпоративных культур 14
1.3. Место корпоративной культуры в управлении и способы ее
реализации 18
2. Анализ корпоративной культуры ООО «АгроЦентр» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации 23
2.2. Особенности корпоративной культуры в ООО «АгроЦентр» 36
2.3. Анализ эффективности корпоративной культуры ООО
«АгроЦентр» 41
3. Разработка рекомендаций по формированию корпоративной культуры ООО «АгроЦентр» 45
3.1. Рекомендации по формированию корпоративной культуры 45
3.2. Оценка эффективности разработанных рекомендаций 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 55
Любая организация состоит из сотрудников, которые предоставляют товары и услуги клиентам от лица своей организации. Поэтому перед каждой организацией стоит задача формирования и совершенствования корпоративной или деловой культуры. Без нее невозможно добиться существенных результатов на конкурентном рынке, ведь построение корпоративной культуры включает в себя определение целей и ценности, политику качества предоставления услуг или товаров, глубоко проработанных правил поведения и моральных принципов сотрудников.
Само собой, чтобы донести такие ценности и принципы до сотрудников, необходимо чтобы таких же ценностей и принципов придерживалось и руководство, поскольку именно лидеры организаций определяют ее дальнейшее развитие.
Корпоративная культура опирается на психологию формирования практического опыта, который и предо ставляет ценности такого опыта. Благоприятный психологический и моральный климат в организации - это довольно новый запрос сотрудников к организациям, в силу все большей конкуренции на рынке предо ставления товаров и услуг, если ранее считалось, что сотрудникам необходима жесткая иерархия и дисциплина, карьера и нацеленность на конечный результат, то сейчас ситуация меняется, и в нашей стране в том числе. Новые ценности для сотрудников: раскрытие потенциала, возможность подходить к решению задач с творческой стороны, возможность постоянно получать новые знание и принимать непосредственное участие в жизни компании, децентрализация и команда.
Люди, составляющие основную рабочую силу в России и во всем мире - это «Поколение У» (миллениалы), родившиеся в промежутке с 1981 по 1996 года (начало поколения - 1977-1985 года, конец поколения - 1994-2005 года). Это поколение родилось в расцвет мирового экономического подъема, а также, что наиболее важно, в расцвет эпохи интернета и информационных систем, которые и предопределили дальнейшее доминирование миллениалов на рынке технологий.
Поскольку «Поколение У» стало в разы мобильнее, им не составляет никакого
труда найти более подходящее место работы в любой точке мира. Поскольку это
поколение лучше всех разбирается в технологиях, то для них открывается масса
5
возможностей для трудоустройства и работе удаленно, и наконец, поскольку спрос на компетентных сотрудников превышает предложение на рынке труда, то компании вынуждены всегда совершенствовать свою корпоративную культуру, для того чтобы получить самых высококвалифицированных специалистов, а еще лучше - взять на работу сотрудника с большим потенциалом, и вырастить из него «своего» специалиста, который будет лучше всех понимать нужды компании, потерю таких сотрудников нельзя допустить, тем более, что на стороне всегда будут предлагать больше.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы исследования.
Цель - на основе теоретических исследований и анализа существующей корпоративной культуры в ООО «Агроцентр» разработать рекомендации по формированию актуальной корпоративной культуры.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• изучены понятие, функции и классификация корпоративной культуры;
• представлены способы реализации корпоративной культуры;
• проведен анализ особенностей корпоративной культуры в ООО «Агроцентр»;
• разработаны рекомендации по формированию корпоративной культуры ООО «Агроцентр» и дана оценка их эффективности.
Объект исследования - ООО «Агроцентр».
Предмет исследования - корпоративная культура организации.
Поставленные цель и задачи определили структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первый раздел - теоретические аспекты формирования корпоративной культуры организации, понятие и функции корпоративной культуры, классификация корпоративных культур, вопросы управления и формирования корпоративной культурой.
Второй раздел - характеристика ООО «Агроцентр», анализ основныех показатели хозяйственной деятельности, анализ корпоративной культуры организации.
Третий раздел - рекомендации по формированию корпоративной культуры ООО «Агроцентр», оценка эффективности таких рекомендаций.
Методологические основы исследования:
• изучение экономических отношений через системный подход;
• изучение экономической сущности через диалектический метод;
• анализ и синтез;
• проведение анализа в сфере бизнес - процессов.
Теоретическая основа исследования:
• труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов;
• материалы периодической печати и сети интернет по теме исследования.
Практическую базу исследования составила бухгалтерская и статистическая отчетности ООО «Агроцентр».
Организации состоят из сотрудников, поэтому перед каждой организацией стоит задача формирования и совершенствования корпоративной или деловой культуры. Без нее невозможно добиться существенных результатов на конкурентном рынке, ведь построение корпоративной культуры включает в себя определение целей и ценности, политику качества предоставления услуг или товаров, глубоко проработанных правил поведения и моральных принципов сотрудников.
Чтобы донести такие ценности и принципы до сотрудников, необходимо чтобы таких же ценностей и принципов придерживалось и руководство, поскольку именно лидеры организаций определяют ее дальнейшее развитие.
Корпоративная культура опирается на психологию формирования практического опыта, который и предо ставляет ценности такого опыта. Благоприятный психологический и моральный климат в организации - это довольно новый запрос сотрудников к организациям, в силу все большей конкуренции на рынке предо ставления товаров и услуг, если ранее считалось, что сотрудникам необходима жесткая иерархия и дисциплина, карьера и нацеленность на конечный результат, то сейчас ситуация меняется, и в нашей стране в том числе. Новые ценности для сотрудников: раскрытие потенциала, возможность подходить к решению задач с творческой стороны, возможность постоянно получать новые знание и принимать непосредственное участие в жизни компании, децентрализация и команда.
Целью исследование было разработать рекомендации по формированию актуальной корпоративной культуры.
В соответствии с целью решены следующие задачи:
• изучены понятие, функции и классификация корпоративной культуры;
• представлены способы реализации корпоративной культуры;
• проведен анализ особенностей корпоративной культуры в ООО «Агроцентр»;
• разработаны рекомендации по формированию корпоративной культуры ООО «Агроцентр» и дана оценка их эффективности.
Объектом исследования выступала организация ООО «Агроцентр».
Предметом исследования выступила корпоративная культура организации.
Первый раздел нес теоретические аспекты формирования корпоративной культуры организации, понятие и функции корпоративной культуры, классификация корпоративных культур, вопросы управления и формирования корпоративной культурой.
Второй раздел исследования содержал: характеристику ООО «Агроцентр», анализ основных показатели хозяйственной деятельности, анализ корпоративной культуры организации.
Третий раздел содержит рекомендации по формированию корпоративной культуры ООО «Агроцентр», оценка эффективности таких рекомендаций.
Методологическими основами исследования стали:
• изучение экономических отношений через системный подход;
• изучение экономической сущности через диалектический метод;
• анализ и синтез;
• проведение анализа в сфере бизнес - процессов.
Теоретической основой исследования выступили:
• труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов;
• материалы периодической печати и сети интернет по теме исследования.
Практическую базу исследования составила бухгалтерская и статистическая отчетности ООО «Агроцентр».
Большинство опрошенных сотрудников ООО «Агроцентр» считают занимаемое ими место в компании довольно перспективным, об этом говорят показатели о возможности профессионального роста и содержании работы, а также политика руководства и компании. Атмосфера в коллективе, вероятно, довольна напряжена, и стоит проявить дополнительное участие в разрешении данного вопроса, если проблема состоит в явных и неявных конфликтах, то следует заняться управлением конфликтами и стрессами в организации.
Итоговый рейтинг финансового состояния ООО «Агроцентр» по итогам анализа за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 (шаг анализа - год): ВВ (нормальное).
Рейтинг "ВВ" отражает финансовое состояние организации, при котором основная масса показателей укладывается в нормативные значения. Имеющие данный рейтинг организации могут рассматриваться в качестве контрагентов, во взаимоотношении с которыми необходим осмотрительный подход к управлению рисками. Организация может претендовать на получение кредитных ресурсов, но решение во многом зависит от анализа дополнительных факторов (нейтральная кредитоспособность).
Поэтому формирование корпоративной культуры в ООО «Агроцентр» не только выгодно экономически, но и в целом целесообразно для все организации.
1. Пригожин, А. И. Деловая макрокультура: методы развития // Общественные науки и современность, 2017. 113-126 с.
2. Кузнецов, И.А. Организационная культура: учеб. - М.: Книжный дом, 2018. 25 с.
3. Тележников В.И. Менеджмент: учебник. - Мн.: БГЭУ, 2016. 121 с.
4. Солдатов, А. Найти свою корпоративную культуру // Psychologies, 2017. 118-123 с.
5. Несмеянова, Р К. Субъективное представление о корпоративной культуре и организационная идентификация: особенности взаимосвязи // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. 75-106 с.
6. Аленуров, Э. А. Влияние организационной структуры на эффективность команды // Almamater. - 2015. 111-116 с.
7. Восканян, Е. Процесс улучшений должен быть непрерывным // Эффективное антикризисное управление. - 2016. - No 5 (98). - С. 14-18.
8. Дьякова, Д. Организационная культура: опыт формирования. - М.: ИНФРА- М,2015. - 240 с.
9. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры. - Спб.: Питер, 2018. - 320 с.
10. Кудря, Я. В. Культура корпораций: значение и практика оценки // Управле- ние развитием персонала. - 2017. - No 2 (50). - С. 134-152.
11. Семенов, Ю.Г. Организационная культура: учеб.- М.: Логос, 2018. - 256 с.
12. Шапиро, С. А. Проблемы управления организационным поведением в компании // Управление развитием персонала. - 2017. - No 3 (51). - С. 216-225.
13. Морозова, Л. Б. Проектирование корпоративной культуры // Менеджмент сегодня. - 2017. - No 3. - С. 162-169.
14. Долгая, А. А. Сила организационной культуры как фактор формирования модели управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - No 5. - С. 3- 8.
15. Логан Д.Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры / пер. с англ. С. Кировой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 300 с.
16. Магура, М.И. Культура организации. Секреты мотивации: или мотивация без секретов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 350 с.
17. Машницкая, Г. В. Как повысить эффективность корпоративной культуры и сделать ее инструментом достижения целой компании // Менеджмент сегодня. - 2016. - No 1. - С. 48-52.
18. Морозов, В. А. Культура организаций - источник их совместимости и взаимодействия // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10, No 7. - С. 849-868.
19. Морозова, Л. Б. Проектирование корпоративной культуры // Менеджмент сегодня. - 2017. - No 3. - С. 162-169.
20. Несмеянова, Р К. Субъективное представление о корпоративной культуре и организационная идентификация: о собенности взаимосвязи // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. - No 1. - С. 88-104.
21. Пономарева М.А. Управление человеческими ресурсами: пособие. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 113 с.