УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ООО «ГРИНВИЧ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1 Понятие, этапы и элементы управления внешнеэкономической
деятельностью организаций 8
1.1.1 Правовые и законодательные основы регулирования
внешнеэкономической деятельности 13
1.2 Внешнеторговый менеджмент: сущность, задачи, инструменты 16
1.3 Основные виды и этапы осуществления внешнеэкономических
операций 24
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «ГРИНВИЧ» .... 31
2.1 Общая характеристика деятельности, организационной структуры ООО
«Гринвич» 31
2.2 Анализ финансового состояния и эффективности деятельности ООО
«Гринвич» 36
2.3 Анализ процессов организации продвижения на внешние рынки
компании при поддержке РЭЦ 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «ГРИНВИЧ» .... 59
3.1 Рекомендации по улучшению организации внешнеэкономической
деятельности предприятия 59
3.2 Специальные программы по поддержке экспорта как средство
совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии 63
3.3 Оценка эффективности электронных торговых площадок для
организаций аграрного сектора Российской Федерации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1 Понятие, этапы и элементы управления внешнеэкономической
деятельностью организаций 8
1.1.1 Правовые и законодательные основы регулирования
внешнеэкономической деятельности 13
1.2 Внешнеторговый менеджмент: сущность, задачи, инструменты 16
1.3 Основные виды и этапы осуществления внешнеэкономических
операций 24
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «ГРИНВИЧ» .... 31
2.1 Общая характеристика деятельности, организационной структуры ООО
«Гринвич» 31
2.2 Анализ финансового состояния и эффективности деятельности ООО
«Гринвич» 36
2.3 Анализ процессов организации продвижения на внешние рынки
компании при поддержке РЭЦ 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ООО «ГРИНВИЧ» .... 59
3.1 Рекомендации по улучшению организации внешнеэкономической
деятельности предприятия 59
3.2 Специальные программы по поддержке экспорта как средство
совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии 63
3.3 Оценка эффективности электронных торговых площадок для
организаций аграрного сектора Российской Федерации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Возрастающая роль внешнеэкономических связей в системе производственно-хозяйственной деятельности предприятий - одна из особенностей современного состояния развития экономики Российской Федерации, что влечет за собой расширение возможностей на мировом рынке, но требует особого комплекса управления на уровне организации.
Внешнеэкономическая деятельность утрачивает существенные барьеры и обретает глобальные формы, активно развивая информационные, производственные, финансовые связи между организациями. Основываясь на потенциальных возможностях международного разделения и кооперации труда, субъекты внешнеторгового оборота обладают дополнительными конкурентными преимуществами, находятся в меньшей зависимости от конъюнктуры внутреннего рыночного пространства. Развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится одной из основных стратегических целей развития организаций.
В современных социально-экономических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны активно принимать во внимание внешние условия деятельности, формировать систему управления и внутренние процессы в соответствии с международными стандартами качества, обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность выходящего на внешние рынки товара.
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более девяноста тысяч организаций-участников внешнеэкономической
деятельности. В 2020 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 41,7 трлн. рублей (84,6% к 2019 г.), в том числе экспорт - 17,5 трлн. рублей (78,9%), импорт - 17,5 трлн. рублей (94,1%). При анализе вышеизложенных данных можно отметить снижение объема внешнеторгового оборота РФ относительно предыдущего периода. Слабым местом деятельности ориентированных на внешние рынки организаций является непрофессиональная система управления внешнеэкономической
5 деятельностью компании, неспособность выделить стратегические ориентиры деятельности при осуществлении оперативных задач. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью развития системы управления внешнеэкономическими процессами и связями организации, базирующейся на достижении баланса интересов различных субъектов хозяйственной деятельности, оценке эффективности, инвестиционной привлекательности и роста потенциала ВЭД.
История становления взглядов на проблему внешнеэкономической деятельности (ВЭД) связана с именами исследователей И. Т. Балабанова, А. Н. Белковского, И. Н. Герчиковой, Г. Я. Гольдштейна, В. П. Оболенского, Р. Нурксе, Ф. Тауссига, Г. Хаберлера, А. Панова, в работах которых анализ проблем развития ВЭД на уровне предприятия представлен в разных аспектах. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций отражается в работах ученых, исследующих основы осуществления внешнеэкономической деятельности и ее функционального обеспечения, среди которых можно отметить труды: Диденко Н.И., Евдокимова А.И., Фаминского И.П., Стровского Л.Е., Покровской В.В., Азоев Г.Л., Батизи Э.Э., Черенкова В.И и многих других.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ теоретических основ и особенностей управления
внешнеэкономической деятельностью, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности организации и осуществления
внешнеэкономической деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
• изучить теоретические материалы в сфере управления внешнеэкономической деятельностью организаций в современной экономике;
• проанализировать финансовое состояние и эффективность деятельности исследуемого предприятия;
• выявить проблемы и тенденции осуществления экспортной деятельности на уровне региона;
• изучить возможности государственной поддержки организаций, ориентированных на внешние рынки;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы управления внешнеэкономической деятельностью исследуемой организации.
Объектом исследования явилась коммерческая деятельность ООО «Гринвич», действующего в отрасли оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией.
Предметов исследования в работе является система управления внешнеэкономической деятельностью организации, экономические и управленческие отношения между субъектами внешнеторгового оборота, как инструмент реализации внешнеэкономических целей.
Основными инструментами исследования в работе являются принципы логики, анализа, разделения объектов на части и рассмотрение их во взаимосвязи и развитии, методы научного исследования. В работе использовались следующие методы: сравнительного, логического,
аналитического анализа, группировки, моделирования, системного подхода, а также иные методы исследования, необходимые для достижения целей и выполнения задач выпускной квалификационной работы.
Правовую основу работы составили Конституция РФ, законодательноправовые акты Правительства РФ, Министерства финансов РФ, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, информационные материалы РЭЦ, документы регионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края и иные обусловленные задачами исследования материалы. Основой для проведения качественного и количественного анализа деятельности исследуемого предприятия использованы первичные документы ООО «Гринвич», учетные документы, данные финансовой бухгалтерской отчетности за исследуемый период.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников, структура работы соответствует логике исследования.
Внешнеэкономическая деятельность утрачивает существенные барьеры и обретает глобальные формы, активно развивая информационные, производственные, финансовые связи между организациями. Основываясь на потенциальных возможностях международного разделения и кооперации труда, субъекты внешнеторгового оборота обладают дополнительными конкурентными преимуществами, находятся в меньшей зависимости от конъюнктуры внутреннего рыночного пространства. Развитие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится одной из основных стратегических целей развития организаций.
В современных социально-экономических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны активно принимать во внимание внешние условия деятельности, формировать систему управления и внутренние процессы в соответствии с международными стандартами качества, обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность выходящего на внешние рынки товара.
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более девяноста тысяч организаций-участников внешнеэкономической
деятельности. В 2020 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 41,7 трлн. рублей (84,6% к 2019 г.), в том числе экспорт - 17,5 трлн. рублей (78,9%), импорт - 17,5 трлн. рублей (94,1%). При анализе вышеизложенных данных можно отметить снижение объема внешнеторгового оборота РФ относительно предыдущего периода. Слабым местом деятельности ориентированных на внешние рынки организаций является непрофессиональная система управления внешнеэкономической
5 деятельностью компании, неспособность выделить стратегические ориентиры деятельности при осуществлении оперативных задач. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью развития системы управления внешнеэкономическими процессами и связями организации, базирующейся на достижении баланса интересов различных субъектов хозяйственной деятельности, оценке эффективности, инвестиционной привлекательности и роста потенциала ВЭД.
История становления взглядов на проблему внешнеэкономической деятельности (ВЭД) связана с именами исследователей И. Т. Балабанова, А. Н. Белковского, И. Н. Герчиковой, Г. Я. Гольдштейна, В. П. Оболенского, Р. Нурксе, Ф. Тауссига, Г. Хаберлера, А. Панова, в работах которых анализ проблем развития ВЭД на уровне предприятия представлен в разных аспектах. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций отражается в работах ученых, исследующих основы осуществления внешнеэкономической деятельности и ее функционального обеспечения, среди которых можно отметить труды: Диденко Н.И., Евдокимова А.И., Фаминского И.П., Стровского Л.Е., Покровской В.В., Азоев Г.Л., Батизи Э.Э., Черенкова В.И и многих других.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ теоретических основ и особенностей управления
внешнеэкономической деятельностью, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности организации и осуществления
внешнеэкономической деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
• изучить теоретические материалы в сфере управления внешнеэкономической деятельностью организаций в современной экономике;
• проанализировать финансовое состояние и эффективность деятельности исследуемого предприятия;
• выявить проблемы и тенденции осуществления экспортной деятельности на уровне региона;
• изучить возможности государственной поддержки организаций, ориентированных на внешние рынки;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы управления внешнеэкономической деятельностью исследуемой организации.
Объектом исследования явилась коммерческая деятельность ООО «Гринвич», действующего в отрасли оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией.
Предметов исследования в работе является система управления внешнеэкономической деятельностью организации, экономические и управленческие отношения между субъектами внешнеторгового оборота, как инструмент реализации внешнеэкономических целей.
Основными инструментами исследования в работе являются принципы логики, анализа, разделения объектов на части и рассмотрение их во взаимосвязи и развитии, методы научного исследования. В работе использовались следующие методы: сравнительного, логического,
аналитического анализа, группировки, моделирования, системного подхода, а также иные методы исследования, необходимые для достижения целей и выполнения задач выпускной квалификационной работы.
Правовую основу работы составили Конституция РФ, законодательноправовые акты Правительства РФ, Министерства финансов РФ, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, информационные материалы РЭЦ, документы регионального фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края и иные обусловленные задачами исследования материалы. Основой для проведения качественного и количественного анализа деятельности исследуемого предприятия использованы первичные документы ООО «Гринвич», учетные документы, данные финансовой бухгалтерской отчетности за исследуемый период.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 56 источников, структура работы соответствует логике исследования.
Проведенное исследование теоретических основ и особенностей формирования системы управления внешнеэкономической деятельностью организаций позволило сделать вывод о высоком потенциале выхода организаций на внешние рынки, обеспеченного всесторонней государственной поддержкой.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране находится в прямой зависимости от модификации систем и методов управления, уровня развития и стабильность экономики государства, системы мировых цен, динамики курсов валют, а также национальной правовой и законодательной системы и внутренних особенностей иностранных государств контрагента.
В системе управления внешнеэкономической деятельностью организации выделены ключевые факторы, состояние которых определяет результаты осуществления внешнеэкономических операций: ресурсы
предприятия (материальные, финансовые и информационные), потребляемые в процессе осуществления ВЭД; продукт предприятия, предлагаемый на зарубежном рынке, представляющий собой комплекс, состоящий из реального товара и услуг, сопутствующих его реализации и эксплуатации.
Компонентами, на которых сфокусировано исследование, являются организационная структура и способы осуществления внешнеэкономической деятельности, уровень проработанности системы управления, полнота, достоверность и объективность внутренней и внешней информации исследуемой организации, характер взаимодействия с региональными органами поддержки внешнеэкономической деятельности.
Процесс управления деятельностью организации представляет собой совокупность этапов. На первом этапе формируется совокупность необходимой информации о состоянии, тенденциях и перспективах заключения внешнеторговых операций. Массив информации анализируется, адаптируется и изменяется с целью выработки, на окончательном этапе,
72 обоснованного и рационального управленческое решения, которое формирует комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное управление ВЭД.
Исследуемая организация ООО «Гринвич» обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет в рублях и валюте, в коммерческом банке ПАО АКБ «АВАНГАРД» на территории Российской Федерации. От своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные не имущественные права, несет обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде. В учетных документах организации, как основной вид деятельности указан ОКВЭД 46.11.3 - деятельность агентов по оптовой торговле прочим сельскохозяйственным сырьем, текстильным сырьем и полуфабрикатами.
На основании проведенного выше анализа ООО «Гринвич» за период 2018-2020 годы можно характеризовать финансовое состояние как удовлетворительное. Подведем итог расчета основных показателей: чистые активы компании в динамике увеличиваются; на конец 2020 года получен положительный финансовый результат, прибыль составила 3 215 тыс. рублей, по сравнению с предыдущим годом, показатель которого на уровне 2 075 тыс. рублей. Чистая прибыль за последний год, который является экономически трудным для региона и государства в целом составила 1 190 тыс. рублей, положительная динамика прибыли до уплаты процентов.
Отрицательным в анализе финансового положения компании явились: существенная зависимость от заемных средств, неудовлетворительная для отрасли рентабельность активов, неустойчивое финансовое состояние по объему собственных оборотных активов, коэффициент текущей ликвидности ниже нормального значения, характерного для отрасли.
Объективными причинами такого состояния организации могут быть централизация ресурсов на обеспечение масштабных сделок, общее
73 затруднительное экономическое положение отрасли, регионе, сложности в осуществлении трансграничных поставок грузов, таможенного оформления, осложненная ситуация с поставками продукции, ограничения ввоза и вывоза товаров, сложившиеся вследствие осложнённой ситуации в мире.
Внешнеэкономическая деятельность исследуемой организации ООО «Гринвич» как совокупность устойчивых связей между различными контрагентами, зависит от множества внешних влияний. В современных условиях осуществление предпринимательской деятельности находится под влиянием экономической, политической, социальной нестабильности, осложняется высоким уровнем рисков.
В результате работы с представителями РЭЦ был разработан и заключен договор поставки № 10 СН между ООО «Гринвич» (Greenwich, LLC) и Эрляньской Торговой Компанией с ограниченной ответственностью «Цзинь Тай» (ERLIAN JIN TAI TRADE CO LTD), зарегистрированной в Китайской Народной Республике. Предметом договора является товар - семена льна в количестве 3000 тонн. Стороны договорились о наименовании, количестве, показателях качества, цене, грузополучателе, отгрузочных реквизитах, сроках отгрузки и т.д., которые включены в договор. Исследованы основные положения договора, проанализированы альтернативы вариантов условий. Процесс отгрузки товаров по договору продлиться до 2022 года.
Разработана стратегия организационного развития ООО «Гринвич», который позволит систематизировать этапы и содержание работ, придаст определенность и индивидуальный характер развития, обеспечит возможность комплексного использования потенциалов развития, направит действия сотрудников.
С целью совершенствования управления на конкретном товарном рынке необходимо обеспечить правильность принятия управленческих решений на основании изучения информации о зарубежных контрагентах, учитывать опыт ранней деятельности ООО «Гринвич». Особое значение
74 принимает анализ опыта внешней торговли на конкретном рынке, особенности внешнеэкономических связей, содержание способов продвижения товара, каналов сбыта продукции, правовые основы, а также социально-политические условия, сложившиеся в конкретный временной период.
Важным моментом совершенствования организации ВЭД предприятия является выход на электронные торговые площадки при поддержке РЭЦ. Такой канал сбыта как средства интернет коммерции развивается относительно недавно и для алтайских предпринимателей оптовой торговли не относился к потенциально возможным способам развития.
Разработка и реализация экономически обоснованной маркетинговой системы, базирующейся на углубленном изучении конъюнктуры мирового рыночного пространства конкретной отрасли, проведение эффективной стратегии и тактики ведения переговоров с контрагентами, профессиональная подготовка работников ВЭД - большое многообразие факторов, определяющих эффективность управления внешнеэкономической деятельностью организации.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране находится в прямой зависимости от модификации систем и методов управления, уровня развития и стабильность экономики государства, системы мировых цен, динамики курсов валют, а также национальной правовой и законодательной системы и внутренних особенностей иностранных государств контрагента.
В системе управления внешнеэкономической деятельностью организации выделены ключевые факторы, состояние которых определяет результаты осуществления внешнеэкономических операций: ресурсы
предприятия (материальные, финансовые и информационные), потребляемые в процессе осуществления ВЭД; продукт предприятия, предлагаемый на зарубежном рынке, представляющий собой комплекс, состоящий из реального товара и услуг, сопутствующих его реализации и эксплуатации.
Компонентами, на которых сфокусировано исследование, являются организационная структура и способы осуществления внешнеэкономической деятельности, уровень проработанности системы управления, полнота, достоверность и объективность внутренней и внешней информации исследуемой организации, характер взаимодействия с региональными органами поддержки внешнеэкономической деятельности.
Процесс управления деятельностью организации представляет собой совокупность этапов. На первом этапе формируется совокупность необходимой информации о состоянии, тенденциях и перспективах заключения внешнеторговых операций. Массив информации анализируется, адаптируется и изменяется с целью выработки, на окончательном этапе,
72 обоснованного и рационального управленческое решения, которое формирует комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное управление ВЭД.
Исследуемая организация ООО «Гринвич» обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет в рублях и валюте, в коммерческом банке ПАО АКБ «АВАНГАРД» на территории Российской Федерации. От своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные не имущественные права, несет обязанности, может выступать в качестве истца и ответчика в суде. В учетных документах организации, как основной вид деятельности указан ОКВЭД 46.11.3 - деятельность агентов по оптовой торговле прочим сельскохозяйственным сырьем, текстильным сырьем и полуфабрикатами.
На основании проведенного выше анализа ООО «Гринвич» за период 2018-2020 годы можно характеризовать финансовое состояние как удовлетворительное. Подведем итог расчета основных показателей: чистые активы компании в динамике увеличиваются; на конец 2020 года получен положительный финансовый результат, прибыль составила 3 215 тыс. рублей, по сравнению с предыдущим годом, показатель которого на уровне 2 075 тыс. рублей. Чистая прибыль за последний год, который является экономически трудным для региона и государства в целом составила 1 190 тыс. рублей, положительная динамика прибыли до уплаты процентов.
Отрицательным в анализе финансового положения компании явились: существенная зависимость от заемных средств, неудовлетворительная для отрасли рентабельность активов, неустойчивое финансовое состояние по объему собственных оборотных активов, коэффициент текущей ликвидности ниже нормального значения, характерного для отрасли.
Объективными причинами такого состояния организации могут быть централизация ресурсов на обеспечение масштабных сделок, общее
73 затруднительное экономическое положение отрасли, регионе, сложности в осуществлении трансграничных поставок грузов, таможенного оформления, осложненная ситуация с поставками продукции, ограничения ввоза и вывоза товаров, сложившиеся вследствие осложнённой ситуации в мире.
Внешнеэкономическая деятельность исследуемой организации ООО «Гринвич» как совокупность устойчивых связей между различными контрагентами, зависит от множества внешних влияний. В современных условиях осуществление предпринимательской деятельности находится под влиянием экономической, политической, социальной нестабильности, осложняется высоким уровнем рисков.
В результате работы с представителями РЭЦ был разработан и заключен договор поставки № 10 СН между ООО «Гринвич» (Greenwich, LLC) и Эрляньской Торговой Компанией с ограниченной ответственностью «Цзинь Тай» (ERLIAN JIN TAI TRADE CO LTD), зарегистрированной в Китайской Народной Республике. Предметом договора является товар - семена льна в количестве 3000 тонн. Стороны договорились о наименовании, количестве, показателях качества, цене, грузополучателе, отгрузочных реквизитах, сроках отгрузки и т.д., которые включены в договор. Исследованы основные положения договора, проанализированы альтернативы вариантов условий. Процесс отгрузки товаров по договору продлиться до 2022 года.
Разработана стратегия организационного развития ООО «Гринвич», который позволит систематизировать этапы и содержание работ, придаст определенность и индивидуальный характер развития, обеспечит возможность комплексного использования потенциалов развития, направит действия сотрудников.
С целью совершенствования управления на конкретном товарном рынке необходимо обеспечить правильность принятия управленческих решений на основании изучения информации о зарубежных контрагентах, учитывать опыт ранней деятельности ООО «Гринвич». Особое значение
74 принимает анализ опыта внешней торговли на конкретном рынке, особенности внешнеэкономических связей, содержание способов продвижения товара, каналов сбыта продукции, правовые основы, а также социально-политические условия, сложившиеся в конкретный временной период.
Важным моментом совершенствования организации ВЭД предприятия является выход на электронные торговые площадки при поддержке РЭЦ. Такой канал сбыта как средства интернет коммерции развивается относительно недавно и для алтайских предпринимателей оптовой торговли не относился к потенциально возможным способам развития.
Разработка и реализация экономически обоснованной маркетинговой системы, базирующейся на углубленном изучении конъюнктуры мирового рыночного пространства конкретной отрасли, проведение эффективной стратегии и тактики ведения переговоров с контрагентами, профессиональная подготовка работников ВЭД - большое многообразие факторов, определяющих эффективность управления внешнеэкономической деятельностью организации.





