ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 7
1.1 Понятие и признаки Федеральной антимонопольной службы Российской
Федерации как органа исполнительной власти. Место Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти 7
1.2 Источники, регламентирующие правовой статус Федеральной антимонопольной
службы Российской Федерации 17
2.1. Центральный аппарат ФАС РФ 25
2.2. Территориальные органы ФАС РФ 31
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 40
3.1. Полномочия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в
сфере контроля за деятельностью естественных монополий и защиты конкуренции.
40
3.2. Полномочия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в
сфере в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 50
3.3. Полномочия Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в
сфере государственного регулирования цен (тарифов) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
В составе органов исполнительной власти есть специализированные органы, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования отдельных сфер отношений, связанных с конкуренцией и монополий, в том числе: специальные органы регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, органы контроля процедур размещения государственных и муниципальных заказов, орган контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности, органы регулирования и контроля деятельности кредитных и иных финансовых организаций, органы регулирования внешнеэкономической деятельности и другие органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование и контроль в сферах, связанных с отношениями конкуренции и монополии. Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти.
В настоящее время антимонопольным органом России является Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС РФ). На современном этапе в связи с усложнением социально-эконмических отношений, важным становится совершенствование административно - правового статуса ФАС РФ. Осуществление государственной политики по содействию развитию товарных и других рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности играет существенную роль в становлении и развитии рыночных отношений, поэтому, несомненно, роль ФАС РФ на современном этапе возрастает. На практике серьезной проблемой продолжает оставаться необходимость совершенствования правового положения самой ФАС в части придания ей более совершенного правового статуса.
Особенность правового положения ФАС РФ, заключается в том, что она, являясь федеральным органом исполнительной власти, имеет особые контрольные функции по отношению ко всем другим таким же федеральным органам исполнительной власти - министерствам и ведомствам РФ, обладая при этом лишь статусом федеральной службы, даже не министерства, что имело место ранее. До 02.03.2004 г. у нас было Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в связи с чем, его руководитель входил в состав Правительства РФ. Фактически статус этого важнейшего органа был необоснованно понижен, чему трудно найти разумное объяснение. Таким образом, вопросы исследования административно - правового статуса ФАС РФ и его совершенствования являются актуальными.
Исследованием правового статуса ФАС РФ занимались такие авторы как: С.С. Алексеев, С.Н. Братановский, В. Бутаев, Ф.П. Васильев, В.И. Долинко, А.А. Оводов, О.И. Семянкова, Т. Смольякова, В.А. Гуревич, Л.А. Хусайнова, Т. Фомченков, Б.В. Россинский и др.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при
реализации административно-правового статуса ФАС РФ.
Предмет исследования: нормы права, регулирующие особенности
административно-правового статуса ФАС РФ, практика их реализации, а также мнения ученых по поводу совершенствования рассматриваемого института.
Цель настоящего исследования состоит в проведении теоретического и практического анализа административно-правового статуса Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и признаки ФАС РФ как органа исполнительной власти. Место ФАС РФ в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти
2. Провести анализ источников, регламентирующих правовой статус ФАС РФ.
3. Раскрыть статус Центрального аппарата ФАС РФ.
4. Раскрыть особенности территориальных органов ФАС РФ.
5. Провести анализ полномочий ФАС РФ.
Методологическую основу работы составляют принципы диалектического материализма, как всеобщего метода познания. В процессе работы применялись общенаучные методы: сравнительно-правовой, конкретно-социологический,
исторический, статистический, логический, обобщение, системный подход, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический методы познания.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ,
федеральные законы, подзаконные нормативно - правовые акты.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию административно-правового статуса Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Структура работы: введение, три главы, заключение и библиографический список.
Во введении раскрываются актуальность, цель, задачи исследования.
Первая глава посвящена общей характеристике ФАС РФ как органа исполнительной власти. Во второй главе рассматриваются организационные основы деятельности ФАС РФ. Третья глава посвящена полномочиям ФАС РФ. В заключении делаются выводы по исследованию. Библиографический список содержит основные источники, используемые при написании работы.
В результате исследования понятия и признаков ФАС РФ как органа исполнительной власти и определения места ФАС РФ в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, можно сделать следующие выводы: ФАС РФ: ФАС РФ является федеральным органом исполнительной власти, руководство которым в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 № 215г. осуществляет Правительство РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 28 сентября 2017 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ФАС РФ является правопреемником Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, ФАС РФ, образует определенную систему, имеющую собственную структуру, что определяет место федеральной службы в системе федеральных органов исполнительной власти. Система органов исполнительной власти - это принципиальное устройство ее основных организационных частей, структура же органов исполнительной власти - это перечь органов исполнительной власти. В соответствии с постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П и Указом Президента РФ от 15 мая 2018 № 215г. ФАС РФ входит в структуру органов федеральных органов исполнительной власти. ФАС РФ находится в подчинении Правительства РФ, при этом ФАС РФ обладает всеми признаками органа исполнительной власти: правоисполнительная деятельность; деятельность ФАС РФ имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; имеет организационную структуру, обладает собственной компетенцией.
Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также положением. Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют более 50 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Для определения конкретного круга полномочий ФАС РФ Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ФАС выполняет ряд важных в условиях современного развития рынка функций, а также ставит перед собой актуальные цели и задачи, которые направлены в большинстве своем на защиту интересов потребителей и бизнеса. ФАС РФ - это государственный орган федерального значения, обеспечивающий процесс работы сети структурных подразделений, представленных в крупных административно-территориальных центрах страны, осуществляющий контроль за субъектами в различных сегментах экономического рынка по их соблюдению антимонопольного законодательства Российской Федерации, департамент разрабатывает и внедряет различные нормативно-правовые программы и проекты влияющие на развитие конкурентной среды, а также устанавливает уровень ответственности за их нарушения
Имея стройную структуру и огромные полномочия, ФАС РФ является мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности России; ее деятельность позволяет своевременно реагировать на внешние и внутренние угрозы современной экономике Российской Федерации. Можно смело сказать, что Федеральная антимонопольная служба России - одно из лучших, с точки зрения внутренней организации, государственных ведомств в стране, и почти наверняка лучший из органов, обладающих силовыми или контрольными функциями. Об этом говорят как факты о самом ведомстве, так и об условиях, в которых ему приходится действовать.
В структуру ФАС РФ входят 82 территориальных управления на уровне субъекта федерации и центральный аппарат с рядом штабных и профильных подразделений.
Таким образом, основные черты внутреннего устройства ФАС РФ определяются «Положением о федеральной службе»). ФАС РФ возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации», а у заместителя могут быть руководители, количество которых устанавливается Правительством (на сегодня в ФАС 6 заместителей руководителя). Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы» (на сегодня 22 управления), которые состоят из «отделов». Так же - «управлениями» - называются и территориальные органы ФАС (на сегодня 82 территориальных управления), которые делятся на «отделы». Таким образом, основными структурными единицами ФАС являются «управления» и «отделы».
Типичное территориальное управление состоит из отраслевых отделов по антимонопольному контролю (ст. 10 и 11 ФЗ «О защите конкуренции»), контролю госзаказа (ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции»), контролю органов власти, и контролю за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции. Таким образом, сточки зрения содержания работы управления центрального аппарата, более специализированы, чем отделы территориальных управлений. «Отраслевые» управления центрального аппарата как правило действительно посвящены отдельным отраслям (транспорт и связь, торговля и т.д.), тогда как отделы территориальных управлений специализированы скорее согласно применяемым нормам закона. Проведя анализ территориального УФАС по Алтайскому краю, можно отметить, что его структура является типичной. Однако, в некоторых субъектах РФ структура является нетипичной и в структуру входят нетипичные отделы. Таким образом, строго установления к структуре территориального органа ФАС РФ нет в части создания отдельных отделов и каждый территориальный отдел создает их по тем направлениям, которые необходимы.
Учитывая степень важности задач по реформированию банковской системы, реализация которой возложена на финансовый мегарегулятор, консолидация у последнего контрольных полномочий представляется особенно актуальной и своевременной. Мировой опыт свидетельствует о применении особых институциональных подходов к регулированию и контролю конкуренции на финансовых рынках, в том числе через передачу властных полномочий в данной области властным субъектам, действующим в отношении финансовых рынков в целом. Такой подход применяется в ряде государств, в частности, в США и Великобритании.
Таким образом, с учетом практики антимонопольного органа, а также судебной практики, считаем целесообразным внести в действующие нормативные акты (такие как регламенты об открытии дел об установлении регулируемых цен (тарифов), правила регулирования тарифов) следующие изменения:
1. Включить в качестве основания для отказа в утверждении тарифа и возврата
документов такие нормы: «передача государственного и муниципального
имущества без торгов и неправомерное определение предмета торгов», «не подтверждение затрат».
2. Предусмотреть в качестве отдельной упрощенной процедуры функцию территориального антимонопольного органа по оценке правомерности передачи государственного и муниципального имущества, тем самым расширив полномочия антимонопольного органа в части контроля за передачей объектов ЖКХ в концессию (аренду), например, путем внесения изменений и в Закона о концессионных соглашениях.
Результатом реализации данной функции следует предусмотреть выдачу заключения для региональных тарифных органов с целью дальнейшего утверждения (неутверждения) тарифов и одновременное приостановление срока утверждения тарифа (на 1—2 месяца) до получения заключения.
Реализация данных предложений позволит сократить временные затраты путем исключения анализа рынка, подготовки заключения об обстоятельствах дела и иных процессуальных процедур, предусмотренных главой 9 Закона о защите конкуренции.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета. - 2006. - № 162.
3. О рекламе: федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ (ред. от
30.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. - 2006. - № 51.
4. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26 марта 2003 № 35-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. - 2003. - № 60.
5. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ (ред. от
25.12.2018) // Российская газета. - 2009. - № 253.
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 02 мая 2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Парламентская газета». - 2006. - № 70-71.
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019) // Российская газета. - 2013. - № 80.
8. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18 июля 2011 N 223-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018) // Российская газета. - 2011. - N 159.
9. О теплоснабжении: федеральный закон от 27 июля 2010 №190-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4159.
10. О водоснабжении и водоотведении : федеральный закон от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7358.
...