ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие, состав и порядок образования Конституционного Суда Российской
Федерации 6
1.2 Структура и организация Конституционного суда Российской
Федерации 11
1.3 Полномочия и основные принципы деятельности Конституционного Суда
Российской Федерации 15
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1 Понятие Статуса Судьи Конституционного суда Российской
Федерации 22
2.2 Порядок назначения и избрания судьи Конституционного суда Российской
Федерации 24
2.3 Основные принципы судьи Конституционного суда Российской
Федерации 29
2.4 Порядок приостановления и прекращения деятельности судьи, отставка
судьи Конституционного суда Российской Федерации 33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность темы заключается в том, что Конституционный Суд Российской Федерации оказывает серьезное влияние на становление и развитие российского права. Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации играет важную роль в обеспечении гарантий их деятельности
Правосудие - конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.
В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти. Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Реализация идеи обособленного от других органов государства, ветвей власти, общественных объединений и так далее, существования судебной власти предполагает: во-первых, рецепцию
соответствующим государством принципа разделения властей со всеми вытекающими последствиями; во-вторых, ее закрепление на конституционном и законодательном уровнях; в-третьих, формирование самостоятельной, автономной и самоуправляющейся судебной системы или систем вне структур законодательной или исполнительной ветвей власти, вне каких-то иных органов и институтов гражданского общества. Сегодня суд в России - самостоятельный орган в организационном смысле этого слова, он не входит в качестве элемента, ни в какой другой орган государства, общественного объединения или какую-либо систему органов, за исключением собственной. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.
Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.
Для эффективного осуществления Конституционным Судом своих полномочий необходимо установление особого статуса его судей. Во многом положения этого статуса аналогичны статусу судей всех судов в Российской Федерации, однако, учитывая особую важность Конституционного судопроизводства, существуют и некоторые отличия.
Объектом исследования являются общественные и правовые отношения, возникающие при наделении судьи Конституционного Суда особым статусом.
Предметом исследования выступают теоретические и юридические конструкции, система нормативных актов в сфере сущности определения , регулирующие вопросы правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Целью исследования представленной работы является рассмотрение различных элементов, составляющих статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие, состав и порядок образования Конституционного суда Российской Федерации;
2. Проанализировать структуру, организацию и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
3. Рассмотреть понятие статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации и установить порядок назначения и избрания судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
4. Определить конституционно-правовые гарантии и основные принципы статуса судей в Российской Федерации, а так же порядок приостановления и прекращения деятельности судьи Конституционного Суда;
5. Выявить проблемы обеспечения независимости Судей Конституционного Суда Российской Федерации.
В данной работе использованы такие методы познания как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический. Вопросы правового статуса судьи Конституционного Суда исследовались в работах ученых, специализирующихся в области конституционного права: Безруков, А.В., Троицкая, А.А., Витрук Н. В., Петров, А.А., Стрекозов, В.Г., Авакьян, С.А., Конюхова, И. А., Шульженко, Ю. Л.; Зорькин, В.Д., Петухов, Н.А., Мамыкин, А.С., Шахрай, С.М. и другие.
Нормативно-правовую базу работы составляют: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 6 июня 2014 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 N 1-ФКЗ (в ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации», Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и выводов для изучения статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Структура работы.
Достижение поставленной цели и решение конкретных задач исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих, семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
В Российской Федерации быстрыми темпами осуществляется правовая, судебная реформа, и закладываются основы правового государства. Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судьями, - решающее значение. Оно состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия являются единственными в государстве, кто после соответствующих процедур принимает окончательное решение. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть становится все более самостоятельной, все более эффективно влияет на общественные процессы в стране. В то же время сохраняется негативная общественная оценка деятельности судей в современной России, а именно, такой принцип, как независимость судей. Обеспечена ли независимость судей на самом деле?
Законодательно установлено: в ст. 29 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлено, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Недостатки: ограничение независимости судей начинается с
формирования судейского корпуса. Назначение федеральных судей Президентом создает крепкую базу для самостоятельности судей и их независимости. Но в действительности судьи не обретают этой базы. Одна из причин кроется в формировании судейского корпуса. После вынесения заключения квалификационной коллегии о даче рекомендации кандидату для занятия должности судьи последнее слово остается за председателем суда. Председатель суда может согласиться или не согласиться с заключением квалификационной коллегии, но при этом председатель не имеет никаких сведений о кандидате. Возникает вопрос, каким образом председатель суда может давать решающую рекомендацию для составления списков кандидатов на должность судьи, которые затем будет рассматривать Президент? Это пробел в нормативной базе не имеет объяснения. Еще одной из причин ограничения независимости судей является зависимость судей от вышестоящей судебной инстанции.
Предложение: необходимо так изменить законы и неформальные
практики, чтобы судьи перестали бояться чиновников, а опасались потерять репутацию честного и беспристрастного судьи. Можно предложить несколько мер по решению данной проблемы: 1. Устранить зависимость судей от президента. По Конституции РФ Президент назначает всех федеральных судей и предлагает Совету Федерации для утверждения кандидатуры членов высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ). Законом установили, что Президент предлагает не только кандидатуры судей , но и их председателей, а также их заместителей. А ведь от них зависит очень многое в судьбах всех судей. Поэтому нужно законодательно закрепить, что судья должен назначаться пожизненно на свой пост, без возможности его переназначить. 2. Сломать судейскую административную иерархию. Необходимо ликвидировать внутреннюю зависимость судей от судейской бюрократии и внешнюю - от исполнительной власти, но не трогать процессуальную вертикаль, которая есть и будет всегда. Административная вертикаль - это отношения субординации: приказ не обсуждается, а исполняется. Процессуальная вертикаль, дающая возможность обжаловать и повторно рассматривать дела, повышает вероятность справедливого судебного решения. Чтобы ликвидировать зависимость судей от судейского начальства, которое само зависит от политического руководства страны, необходимо изъять у председателей всех судов полномочия или неофициальные возможности:
- распределять дела среди судей (можно бы делать это по жребию);
- не соглашаться с рекомендацией кандидата на должность судьи;
- возбуждать дисциплинарное производство в отношении судей;
- определять карьерный рост судей и влиять на их материально-бытовое обеспечение.
Обоснование: если бы председатели высших судов и их заместители назначались пожизненно, то была бы надежда на их независимость. Но они назначаются лишь на 6 лет, причем с правом Президента их переназначить. Естественно, в такой ситуации руководители судов ни в чем не станут перечить не только Президенту, но и всем чиновникам, выступающим от его имени. Независимость судей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия, но, к сожалению, на практике этот принцип до конца не работает. Становление независимого суда, как свидетельствует история многих стран, является длительным и сложным процессом. Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной обеспечить объективное и беспристрастное правосудие, эффективно защищать права и свободы человека.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (по сост. на 29.07.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. -№ 13. -Ст. 1447.
3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №1. - Ст.1.
4. О государственной охране: федеральный закон от 27 мая 1996 года
«№ 57-ФЗ (ред. от 07.03.2018) //Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1996. - № 22. - Ст. 2594.
5. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
6. О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»: федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ (ред. от 06. 03. 2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 114
7. О статусе судей в Российской Федерации»: закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 30.10.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст.606.
8. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 25.10.2018) //
Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2011. - № 1. - Ст.
34.
9. О комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, в том числе Конституционных судов: Указ Президента РФ от 04.10.2001 N 1185 (ред. от 29.10.2018) (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов в том Конституционных судов».) // Собрание законодательства Российской Федерации - 2014. - № 30. - Ст. 4286.
10. О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации: указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 941 (ред. от 31.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 38. - Ст. 3668.
...