1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 6
1.1 Сущность и значение анализа поведения потребителей 6
1.2 Методы анализа поведения потребителей 11
1.3 Веб-сервисы для анализа поведения потребителей 19
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ «IMAGINATION» .. 25
2.1 Общая характеристика онлайн-школы рисования «Imagination» 25
2.2 Анализ бизнес-процессов 36
2.3 Формирование требований к ИС 45
3 РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИС АНАЛИЗА
ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 52
3.1 Разработка ИС 52
3.2 Описание функционирования ИС 62
3.3 Оценка экономической эффективности использования ИС 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
РЕФЕРАТ
Объект работы: онлайн-школа рисования «Imagination».
Предмет работы: информационные технологии анализа поведения потребителей.
Цель работы: разработать и описать ИС анализа поведения потребителей для онлайн-школы рисования «Imagination».
Выпускная квалификационная работа содержит введение, 3 раздела, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Работа изложена на 79 страниц, включает 14 таблиц и 31 рисунок.
Результатом работы является информационная система анализа поведения потребителей, которая включает в себя следующие анализы: XYZ- анализ (классификация ресурсов организации в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности), RFM- анализ (сегментация клиентов в анализе сбыта по лояльности), анализ чтения рассылок, анализ опроса.
В настоящее время активными темпами развивается бизнес, который предоставляет различные виды услуг и товаров клиентам. Организации и предприятия выстраивают определенные стратегии развития своего дела.
От правильного понимания потребителя зависит эффективность бизнеса, увеличение товарной продукции, снижение или наоборот повышение выделяемых средств на рекламу, способность быть конкурентными на рынке товаров или услуг.
Потребитель в своем понимании перед тем как приобрести товар или услугу начинает проходить различные ступени выбора необходимости в том или ином товаре или услуге. Для того, чтобы лучше понять потребителя, необходимо организациям или предприятиям проводить анализ поведения потребителя.
Актуальность темы обусловлена тем, что многие организации без анализа поведения потребителей товаров или услуг не смогут правильно выстроить стратегию развития, что повлечет за собой понесённые убытки.
Объектом выпускной квалификационной работы является онлайн-школа рисования «Imagination».
Предметом исследования являются информационные технологии анализа поведения потребителей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать ИС анализа поведения потребителей онлайн-школы рисования «Imagination».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и значение анализа поведения потребителей;
- описать методы анализа поведения потребителей, а также выявить веб-сервисы для анализа поведения потребителей;
- дать общую характеристику онлайн-школе рисования «Imagination»;
- проанализировать бизнес-процессы организации и сформировать требования к ИС;
- разработать ИС анализа поведения потребителей и оценить
экономическую эффективность от использования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх частей работы, заключение, список использованных источников и литературы из 54 наименований, приложения.
В первой части работы рассматривается сущность и значение анализа поведения потребителя, рассматриваются различные методы, с помощью которых анализируется поведение потребителей. Также приведены основные веб-сервисы анализа поведения потребителей на рынке информационных услуг.
Во второй части приведена общая характеристика онлайн-школы рисования «Imagination», выделена организационная структура, описаны должностные обязанности сотрудников онлайн-школы. Приведен анализ бизнес-процессов деятельности организации. На основе анализа бизнес- процессов были сформированы требования к разработке ИС.
В третьей части рассмотрены этапы проектирования базы данных и разработка ИС с описанием его функционирования. Рассчитан экономический эффект от внедрения ИС в деятельность организации.
В заключении приведены основные выводы сделанные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
Работа содержит 31 рисунок и 14 таблиц.
Поведение потребителей является определённым сложившийся образ взаимодействия людей с окружающей маркетинговой средой: товары, места продаж, их реклама, имена и образ поставщиков этих товаров, методы стимулирования потребителей.
От правильного понимания потребителя зависит эффективность бизнеса, увеличение товарной продукции, снижение или наоборот повышение выделяемых средств на рекламу, способность быть конкурентными на рынке товаров или услуг.
После того, как в школе-рисования увеличилось количество обучаемых, также и увеличился спрос на курсы. В связи с этим было предложено разработать и другие курсы по рисованию в различных направлениях. В сложившийся ситуации появилось потребность в изучении как спроса на курсы рисования, так и анализа потребителей.
В данной работе было изучена сущность и необходимость анализа поведения потребителей.
Были описаны количественные и качественные методы, которые можно применить к анализу поведения потребителей. Были учтены все достоинства и недостатки этих методов. Рассмотрены различные веб-сервисы связанные с анализом поведения потребителей.
В онлайн-школе рисования «Imagination», выявлена организационная структура организации с описанием должностных полномочий. Выявленная упрощенная структура коммерческой ответственности отображает ответственность каждого сотрудника в организации, а также были проанализированы бизнес-процессы организации.
разработке системы.
Результатом работы была реализована разработка информационной системы по анализу поведения потребителей. Был описан процесс разработки. Описаны атрибуты таблиц базы данных, а также применяемые библиотеки и среда разработки выполнения работы.
После завершения разработки было произведено описание каждой функции системы.
В последствии был оценен экономический эффект от использования информационной системы в деятельности онлайн-школы рисования «Imagination». Стоимость затрат на разработку составило 56 421 рублей.
Окупаемость проекта составила меньше недели. Оценка эффективности показала, что использование информационной системы выгодно не только в экономии времени менеджера по продажам, но и для дальнейшего развития организации, так как освобождается ранее затраченное время и его можно использовать для других задач.
Все поставленные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы были выполнены. Также выполнены требования к разработке ИС. В дальнейшем систему можно модернизировать под новые нужды анализа данных, дополнив другие анализы поведения потребителя.
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.12.2020).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
3. ГОСТ Р 52292-2004 Информационная технология (ИТ). Электронный обмен информацией. Термины и определения.
4. «Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14.07.96 n 14).
5. ГОСТ 24.104-85. Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования.
6. ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначения документов при создании автоматизированных систем.
7. Устав организации онлайн-школы Imagination. (утв. Директором от 30 июня 2017 г.) // Школа рисования Imagination. 2017. №1
8. Должностной регламент онлайн-школы Imagination (утв. Директором от 25 июня 2017 г.) // Школа рисования Imagination. 2017. №1
9. Меликян О. М. Поведение потребителей: учебник / О. М. Меликян. - 5-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 278 с.
10. Маклаков С.В Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 -
М.:ДИАЛОГМИФИ, 2013. - 224с
11. Яблочников Е.И., Молочник В.И., Фомина Ю.Н. Реинжиниринг бизнес- процессов проектирования и производства: Учебное пособие - СПб.:СПбГУИТМО, 2013. - 152 с
2013 - 376 с.
13. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. - 288 стр., Питер, 2011.
14. Оценочные критерии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finances.social/marketing_692/152-otsenochnyie-kriterii-100927.html (дата обращения: 08.03.2021).
15. Поведение покупателя после покупки [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.market-pages.ru/psixologiypro/20.html (дата
обращения: 08.03.2021).
16. Поведение потребителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/consumer- behavior (дата обращения: 09.03.2021).
17. Качественные и количественные методы исследований [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://aqm.by/stati/marketing-prodazhi/
kachestvennye-i-kolichestvennye-metody-issledovaniy (дата обращения: 09.03.2021).
18. Что такое фокус-группа в маркетинге? [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://sarmont.by/blog/fokus-gruppy-v-marketinge-kogda-i-zache
(дата обращения: 12.03.2021).
19. Метод наблюдения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.grandars.ru/college/sociologiya/nablyudenie.html (дата
обращения: 12.03.2021).
20. Какие задачи решают количественные методы исследования
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4service.group/ru/service/ market-research/kolichestvennye-issledovaniya (дата обращения:
15.03.2021).
21. Google Analytics [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.calltouch.ru/glossary/google-analytics (дата обращения:
17.03.2021).
22. Что такое WEB-аналитика, а также сервисы и системы для её проведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medianation.ru/blog/ analitika/chto-takoe-web-analitika-a-takzhe-servisy-i-sistemy-dlya-eye- provedeniya (дата обращения: 16.03.2021).
23. Яндекс.Метрика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://metrika.yandex.ru/promo (дата обращения: 16.03.2021).
24. Как пользоваться Google Trends [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.unisender.com/ru/blog/sovety/google-trends (дата обращения:
16.03.2021).
25.Что такое Яндекс Wordstat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elama.ru/blog/kak-polzovatsya-yandeks-wordstat-instrukciya-dlya- nachinayuschih (дата обращения: 16.03.2021).
26. Google Forms. Создание форм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.google.com/intl/ru_ru/forms/about (дата обращения:
16.03.2021).
27. Инструменты веб-аналитики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. uplab.ru/blog/18-luchshikh-instrumentov-veb-analitiki (дата
обращения: 20.03.2021).
28. Что такое Google Tag Manager и как настроить Google Analytics с его
помощью [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.owox.ru/blog/use-cases/what-is-google-tag-manager (дата
обращения: 01.04.2021).
29. Веб-аналитика для интернет-магазина [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.ekam.ru/blogs/pos/veb-analitika-dlya-internet-magaz
(дата обращения: 05.04.2021).
30. Лучшие сервисы для веб-аналитики [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://spark.ru/startup/changeagain-me/blog/10624/12-luchshih-
servisov-dlya-veb-analitiki (дата обращения: 05.04.2021).
31. Исследования на основе данных Сбербанка [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/about/issledovaniya (дата
обращения: 05.04.2021).
32. Выписка из Свидетельства ЕГРИП ИП Синяков Н.С [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.1cont.ru/contragent/ 317222500
049077/main/scoring (дата обращения: 01.02.2021).
33.Онлайн-школа рисования Imagination [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://imaginationschool.ru (дата обращения: 01.02.2021).
34. Скетчинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hand-
mad.com/articles/sketching-chto-eto (дата обращения: 15.04.2021).
35. Наимов С. Т. Искусство художественного письма. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://delaidengi.boltai.com/topics/chto-takoe-lettering-i- kak-na-nem-zarabotat (дата обращения: 15.04.2021).
36. Что такое леттеринг и как на нем заработать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delaidengi.boltai.com/topics/chto-takoe-lettering-i- kak-na-nem-zarabotat (дата обращения: 15.04.2021).
37. Наимов С. Т. Искусство художественного письма. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://delaidengi.boltai.com/topics/chto-takoe-lettering-i- kak-na-nem-zarabotat (дата обращения: 15.04.2021).
38. Рамиль К. Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trinion.org/blog/chto-takoe- crm-sistemy-i-kak-ikh-pravilno-vybirat (дата обращения: 20.04.2021).
39. Официальный сайт amoCRM. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.amocrm.ru (дата обращения: 20.04.2021).
40. Корпоративные хранилища данных. Интеграция систем. Проектная документация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prj- exp.ru/dwh/dwh_raci.php (дата обращения: 20.04.2021).
41. Анализ бизнес процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.up-pro.ru/encyclopedia/analiz-biznes-processov.html (дата
обращения: 01.05.2021).
42. Анализ бизнес процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/vernikov/idef/idef0.shtml (дата обращения: 02.05.2021).
43. Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM): возможности автоматизированных систем и программные продукты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/upravlenievzaimoo- tnoshenijami-s-klientami.html (дата обращения: 03.05.2021).
44. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/51/6685 (дата обращения: 03.05.2021).
45. CRM для образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crmindex.ru/for/education (дата обращения: 03.05.2021).
46. Декомпозиция бизнес процессов. Основы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rzbpm.ru/knowledge/osnovy-biznes-processov-dekompoziciya -i-xarakter istiki.html (дата обращения: 05.05.2021).
47. Требования по сохранности информации в аварийных ситуациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csaa.ru/trebovanija-po- sohrannosti-informacii-v-avarijnyh (дата обращения: 10.05.2021).
48. Контекстная диаграмма и детализация процессов [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.kgau.ru/istiki/practika/ch02s02.html (дата
обращения: 10.05.2021).
49. CRM-система - что это такое? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://salesap.ru/crm_sistemy_chto_eto (дата обращения: 10.05.2021).
50. Что такое защитное зануление и как оно работает [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://electrik.info/main/school/263-chto-takoe-zashhitnoe- zanulenie.html (дата обращения: 12.05.2021).
51. Visual Studio Code. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://timeweb.com/ru/community/articles/chto-takoe-visual-studio-code, свободный (дата обращения: 15.05.2021).
52. MIT License. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.bmstu.wiki/MIT_License (дата обращения: 17.05.2021).
53. Библиотека для PDF генерации страниц. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpdf.org (дата обращения: 17.05.2021).
54.Что же такое экономическая эффективность? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blogic.ru/blog/kak-rasschitat-ekonomicheskuyu-
effektivnost-vnedreniya-esm-sistem (дата обращения: 18.05.2021).