Введение 3
ГЛАВА 1. Система коммуникаций в сфере образовательных услуг
1.1 Коммуникация в сфере образования: общая характеристика, виды,
специфика 6
1.2 Система коммуникаций языковых школ 25
ГЛАВА 2. Система коммуникаций языковой школы AaPPLE 2.1. Анализ системы коммуникаций языковой школы AaPPLE 35
2.2. Рекомендации по совершенствованию коммуникационной деятельности языковой школы AaPPLE 53
Заключение 61
Список литературы: 64
Приложение 74
В процессе коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами формируются конкурентные преимущества организации. В данной работе будет рассмотрено значение эффективного управления коммуникациями на примере образовательных учреждений.
В последние годы тема конкуренции в сфере образовательных услуг становится все более актуальной, а факторы конкурентоспособности в этой области активно исследуются учеными различных направлений.
Что касается продвижения образовательных услуг, то в научной литературе этой проблеме уделяется определенное внимание.
Сейчас учебные заведения начали заниматься работой по формированию тактики и стратегии коммуникационной деятельности. Профессиональный и продуманный подход к средствам продвижения образовательных услуг к потребителю, формирование планов маркетинговой и коммуникационной деятельности, проведение маркетинговых исследований, эффективная организация рекламной деятельности - являются факторами и ресурсами успешного развития образовательной организации [46].
Актуальность. Актуальность нашей работы заключается в том, что образовательные учреждения вынуждены разрабатывать нематериальные выгоды для клиентов, чтобы удержать и привлечь новых. В настоящее время уже не стоит вопрос о необходимости маркетинга в образовательном учреждении. Сейчас актуален вопрос, как организовать эффективный маркетинг образовательных услуг и продуктов? В этой ситуации встаёт вопрос изучения системы коммуникаций в сфере образования.
Проблема исследования. На сегодняшний момент сфера образования наиболее разнообразна и конкурентоспособна. Подавляющее большинство предлагает одинаковый спектр услуг, это создает иллюзию, что все учебные центры одинаковы. В связи с этим проблема исследования складывается из поиска новых форматов взаимодействия с аудиторией и позиционирования компании за счет этого.
Степень научной разработанности проблемы. Для глубокого понимания прорабатываемого вопроса нами были изучены теоретические аспекты продвижения образовательных услуг в трудах Баталовой О.С., Оболенской Т.Э., Пашкунс Н.А., Карамовой В.В., Котлера Ф. Были рассмотрены такие работы как «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» Алексунинина В.А., «Маркетинг образовательных услуг» Захаровой И.В., «Маркетинг в сфере образования» Солопенко А.О. , Плужниковой И.И. и другие.
Объект. Объектом нашей работы является система коммуникаций в сфере образования.
Предмет. Предметом является система коммуникаций языковых школ.
Цель. Цель выпускной квалификационной работы: изучив специфику системы коммуникаций в сфере образования, разработать рекомендации по оптимизации системы коммуникаций языковой школы AaPPLE.
Задачи. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) определить базовые понятия и специфику системы коммуникаций в сфере образования;
2) рассмотреть коммуникации образовательных учреждений;
3) выявить специфику связей с общественностью и рекламы в деятельности языковых школ;
4) изучить барнаульский рынок языковых школ и особенности связей с общественностью и рекламы в их деятельности;
5) проанализировать систему коммуникаций языковой школы AaPPLE;
6) выявить проблемы системы коммуникации языковой школы AaPPLE и внести рекомендации по совершенствованию.
Методы исследования. Методами исследования данной выпускной квалификационной работы являются: анализ, синтез, метод сравнения, проектирование, SWOT-анализ, коммуникационный аудит.
Теоретическая и практическая значимость. Материалы
исследования могут быть использованы в работе коммерческими организациями для повышения эффективности их коммуникационной деятельности.
Структура. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе определено место и значимость коммуникаций в сфере образования. Рассмотрены виды коммуникаций, проанализирована их специфика.
Вторая глава посвящена деятельности языковой школы АаРРЬЕ. Проанализирована система коммуникаций, выявлены достоинства и недостатки текущей деятельности, а также проведен анализ компании в сравнении с конкурентами. По итогам работы предложены конкретные рекомендации по улучшению эффективности коммуникаций.
Итоги проделанной работы и основные выводы излагаются в заключении.
Чтобы выжить в современных экономических условиях и эффективно функционировать, компании необходимо обладать не только качественным предложением, но и уметь правильно его преподнести на рыночном пространстве. Для решения этой задачи фирмы используют такой инструмент как маркетинг.
Хотелось бы отметить, что применение современных рекламных и РЯ- технологий в сфере образования имеет особое значение благодаря сущностной основе отрасли. Добиться того, чтобы потребители выбирали определенную языковую школу для обучения, чрезвычайно непросто, поскольку рынок насыщен предложениями и заинтересовать потенциального ученика становится все сложнее.
Формирование и продвижение образовательной организации базируется на конкретных средствах распространения информации. В результате проведенного авторского исследования коммуникаций в сфере образования следует сказать, что продвижение бизнес-структур данной направленности имеет ряд особенностей. В данном случае, прямая реклама является неэффективной и затратной, в связи с этим делается акцент на рекламу в сети интернет, а также на проведение специальных мероприятий. На положительный результат влияют многие факторы, среди которых можно отметить уникальное торговое предложение, креатив рекламы, бюджет, а также выбранные каналы.
На основе анализа материалов различных языковых школ, было выяснено, что используются такие каналы продвижения, как интернет, 2ГИС, Натр и специальные мероприятия.
Проанализировав языковые школы г.Барнаула, были выделены основные конкуренты анализируемой компании. Было отмечено, что конкурентная борьба ведется остро, поскольку различия между 61
конкурентами минимальны. В данном случае важно внедрять новые форматы и средства для коммуникации с потенциальными клиентами.
Помимо новых форматов автором была предложена новая идея позиционирования школы на рынке. Автором было проведено исследование с целью выявления отличительных характеристик языковой школы AaPPLE от конкурентов. В результате за основу позиционирования было взято УТП. По результатам исследования языковая школа AaPPLE единственная, кто оказывает помощь в подготовке документов к отъезду заграницу при поступлении абитуриента в высшее учебное заведение. Именно эта идея была предложена для выстраивания позиционирования.
В ходе взаимодействия с языковой школой AaPPLE стало известно, что мало внимания уделяется системе сбора и анализа информации о клиентах. Поскольку данная работа уже ведется, было принято решение акцентировать внимание на инструментах, связанных с продвижением, на которых потом можно будет эту систему опробовать. Поэтому было принято решение сфокусироваться на одном из трех направлений рекламы языковых школ - специальных мероприятиях.
Данный выбор обосновывается тем, что мероприятия являются наиболее популярным методом продвижения, так как с его помощью можно максимально эффективно выстроить эмоциональный контакт между брендом и потребителем.
Предложенные мероприятия будут направлены скорее на PR, чем на продажи, однако и они имеют место быть в данном формате, поскольку, как уже было обозначено во 2 главе, PR в дальнейшем может принести результаты в виде проданных абонементов, спустя длительное время после проведения кампании.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод: для идентификации компании на рынке необходимо прибегать к комплексному продвижению, начиная от позиционирования бренда, заканчивая выбором каналов, с помощью которых происходит трансляция коммуникационных сообщений.
1) Александров, Д.А. Профориентация школьников в Санкт- Петербурге. Итоги исследования 2018 / Д.А. Александров, А.А. Горгадзе, В.А. Иванюшина [и др.]. - Санкт-Петербург: НУЛ СОН, 2018. - 52 с.
2) Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В.А. Алексунин. - Москва: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 433 с.
3) Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции. Учебное пособие для студентов вузов / Г.П. Бакулев. - Москва: Аспект Пресс, 2005. - 192 с.
4) Барабанщиков, В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивных процессов / В.А. Барабанщиков. - Москва: Когито- Центр, 2006 - 240 с.
5) Баранов, Д.Е. РЯ: теория и практик / Д.Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко. - Москва: Маркет ДС, 2008 - 328 с.
6) Барташевич, Д.А. Исследование рынка школ иностранных языков в столичном мегаполисе: тенденции развития / Д.А. Барташевич // Научные записки молодых исследователей. - 2019. - №1. - С. 24-30.
7) Барулин, А.Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация : ч. 1. / А. Н. Барулин. - МОСКВА: Спорт и культура, 2002. - 464 с.
8) Белл, Д. Социальные рамки информационного общества/ Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе / ответственный редактор П. С.
Гуревич. - Москва: Прогресс, 1986. - С. 330-342.
9) Горбатов, А.В. Социальные сети / А.В. Горбатов // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2012. - №1. - С. 182-193.
10) Горчакова, В. Г. Имиджелогия. Теория и практика / В.Г. Горчакова. - Москва: Юнити-Дана, 2011. - 319 с.
11) Дэвис, С. Управление активами торговой марки. Секреты
успешных брендов / С. Дэвис. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 271 с.
12) Ефимова, И.Н. Траектории развития рынка образовательных услуг в условиях глобализации высшего образования и реализации новой государственной образовательной политики в России: прикладной аспект / И.Н. Ефимова, А.В. Маковейчук // Вопросы управления. - 2015. - №3. - С. 115-121.
13) Завьялова, Н.Б. Социальные сети в формировании имиджа образовательной организации / Н.Б. Завьялова, А.А. Бреднев // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - №26. - С. 54-60.
14) Захарова, И.В. Маркетинг образовательных услуг / И.В. Захарова. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 170 с.
15) Карамова, В.В. Позиционирование бренда/продукции
организации как инструмент повышения эффективности ее деятельности / В.В. Карамова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2018. - № 3 (25). - С. 107-108.
16) Коляда, А.А. Маркетинг, который работает: Создание
эффективной маркетинговой стратегии в отечественных условиях / А.А. Коляда. - Москва: Гревши, 2015. - 240 с.
17) Кузьмина, Е.Е. Маркетинг образовательных услуг: учебное пособие для магистров / Е.Е. Кузьмина. - Москва: Юрайт, 2012. - 336 с.
18) Кушков, Е.А. Современные методы продвижения бренда в социальных сетях / Е.А. Кушков // Московский экономический журнал. - 2019. - №2. - С. 68-72.
19) Лыгина, Н.И. Роль конкурентной стратегии предприятия в реализации конкурентных преимуществ / Н.И. Лыгина, Н.И., А.А. Гончаров // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №11 (146). - С. 25-27.
20) Макашова, З.М. Брендинг: Учебное пособие / З.М. Макашова, М.О. Макашев. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 288 с.
21) Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - 2-е изд. - Москва: Академический проект, 2013 - 496 с.
22) Меккина, А.М. Роль официально сайта языковой школы в развитии ее имиджа / А.М. Меккина // Достижения науки и образования. -
2017. - №5 (18). - С. 47-49.
23) Молчанов, Н.Н. Маркетинг инноваций / Н.Н. Молчанов. - Москва: Юрайт, 2015 - 525 с.
24) Оболенская, Т.Э. Маркетинг в сфере образовательных услуг : дис. ... д. эконом. наук. / Т.Э. Оболенская. - Москва, 2002 - 367 с.
25) Окушова, Г.А. Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета / Г.А. Окушова, М.Н. Бычкова, И.В. Гужова. - Томск: ТГУ, 2014. - 142 с.
26) Пашкус, Н.А. Маркетинг образовательных услуг / Н.А. Пашкус , В.Ю. Пашкус. - Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2007. - 112 с.
27) Проблемы современного маркетинга в экономике России: теория и практика: монография / коллектив авторов; под ред. Ованесян Н.М. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2014. - С. 55-57.
28) Прохоров, А.В. Модель университета как основа позиционирования его бренда / А.В. Прохоров // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. - 2017. - №3 (12). - С. 34.
29) Прохоров, А.В. Управление репутацией в Интернете / А.В. Прохоров // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. - 2017. - №2 (10) - С. 86-88.
30) Рогалева, Н.Л. Современная концепция имиджа организации / Н.Л. Рогалева. // Управление персоналом. - 2007. - №2 - С. 31.
31) Росситер, Дж.Р. Реклама и продвижение товаров / пер. с англ. М. Бугаев [и др.] / Под ред. Л.А. Волковой. Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 656 с.
32) Сагинова, О.В. Управление процессами глобализации
образования в высшей школе России (теория, методология, практика) : автореф. дис. док. экон. наук (08.00.05) / О.В. Сагинова. - Москва:
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2006. - 61 с.
33) Смирнова, М.М. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании / М.М. Смирнова. // Российский журнал менеджмента. - Т. 4. - 2006. - №. 3. - С. 27-54.
34) Старов, С.А. Позиционирование как ключевой этап строительства бренда / С.А. Старов // Бренд&менеджмент. - 2009. - № 4. - С. 198-211.
35) Технологии продвижения образовательных услуг на рынок: Учебно- методический комплекс / Под ред. Чечулина А.В., Дорского А.Ю. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 97 с.
36) Титова, Н.А. Разработка стратегии позиционирования нового продукта / Н.А. Титова, В.В. Колочева // Практический маркетинг. - 2017. - № 4 (242). - С. 25-31.
37) Успенский, И.В. Интернет-маркетинг / И.В. Успенский. - Санкт- Петербург: СПГУЭиФ, 2003. - 197 с.
38) Чумиков, А.Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учеб. пособие для вузов / А.Н. Чумиков. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 164 с.
39) Шарахина, Л.В. Инструменты брендинга в информационном обществе / Л.В. Шарахина // Российская школа связей с общественностью. -
2018. - №11. - С. 105-110.
40) Шевченко, Д.А. Конкурентоспособность вуза: методика оценки эффективности сайта вуза в системе интернет / Д.А. Шевченко // Вестник РГГУ. - 2015. - №3. - С. 111-126.
41) Шевченко, Д.А. Маркетинг в сфере образования. Брендинг и ребрендинг вузов на современном рынке образования / Д.А. Шевченко // Практический маркетинг. - 2017. - № 4 (242). - С. 3-11.
42) Gronstedt, A. The Consumer Century. Lessons from World-Class Companies in Integrated Marteting and Communications / A. Gronstedt. - NY: Routledge, 2000. -252 P.
43) Kitchen, P.J. Communicated Globally. An Integrated Marketing Approach / P.J. Kitchen, D.E. Schultz. - London: Pargrave Macmillan, 2000. -292 p.
44) Kotler, P. Principles of marketing / P. Kotler, G. Armstrong. - NewJersey: PrenticeHall, 2012. -740 p.
45) Stanyer, J. Modern Political Communication / J. Stanyer. - USA: Polity, 2007. - 240 p.
46) Баталова О.С. // Специфика маркетинговых коммуникаций на
рынке образовательных услуг // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. [Электронный ресурс] / Молодой ученый. - Электрон. дан. - Чита, 2012. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1867/ (дата обращения: 05.02.2020).
47) Брэндинг // Записки маркетолога [Электронный ресурс] /
Чернозубенко Павел Евгеньевич. - Электрон. дан. - Москва, б.г. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
http: //www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_b/branding/ (дата обращения: 15.01.2020.
48) Грибов, Г. Как работать с отзывами: подробный гайд / Г.
Грибов // ashmanov.com [Электронный ресурс] / Ашманов и партнеры. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https://www.ashmanov.com/education/articles/kak-rabotat-s-otzyvami-podrobnyy- gid/ (дата обращения: 05.02.2020).
49) Гундарин, М.В. Чардымский, М.Г. Коммуникационная
планирование в вузе // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2017. - №17. [Электронный ресурс] / ООО НАУЧНАЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32775349 (дата обращения: 01.02.2020).
50) Гришаков, А. Как провести анализ конкурентов своими руками /А. Гришаков // vc.ru [Электронный ресурс] / ИД «Комитет». - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/46159-kak-provesti-analiz-konkurentov-svoimi-rukami (дата обращения: 20.02.2020).
51) Кейс: привлечение абитуриентов в иностранный ВУЗ с рынка
России и СНГ // Платформа для малого и среднего бизнеса SPARK [Электронный ресурс] / ООО «Цифропром». - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://spark.ru/startup/digital-
marketing/blog/46637/kejs-privlechenie-abiturientov-v-inostrannij-vuz-s-rinka- rossii-i-sng (дата обращения: 01.02.2020).
52) Кубрякова Е.С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. №1. [Электронный ресурс] / Общество с ограниченной ответственностью «ИТЕОС». - Электрон. дан. - Москва, 2008. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k- opredeleniyu-ponyatiya-imidzha (дата обращения: 05.02.2020).
53) Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки
информации [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2003. № 4 (13).
[Электронный ресурс] / Фонд «Отечественные записки».. - Электрон. дан. - Москва, 2003. - Заглавие с экрана. Режим доступа: http://www.strana-
oz.ru/2003/4/pressa-upravlenie-posredstvom-utechki-informacii (дата обращения: 26.04.2020).
54) Маркарян В.Г. Построение эффективной коммуникации-
интересный опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий.
2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Общество с ограниченной ответственностью Международный научно-инновационный центр. -
Электрон. дан. - Москва, 2014. - Заглавие с экрана. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4409 (дата обращения: 07.02.2020).
55) Назайкин А. Брендинг // Александр Назайкин. Узнай о рекламе
больше [электронный ресурс] / Александр Назайкин. - Электрон. дан. - Москва, б.г. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
http://www.nazaykin.ru/_br_branding.htm (дата обращения: 05.01.20).
56) Основы интернет-маркетинга: все гениальное — просто //
benequire.ru [Электронный ресурс] / Общество с ограниченной ответственностью «Пространство Технологий». - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Заглавие с экрана. Режим доступа Режим доступа:
https: //benequire.ru/infocentr/hi-tech/internet-marketing-dlya-chaynikov-vse- genialnoe-prosto/ (дата обращения: 02.02.2020).
57) Отчеты по мероприятиям по профориентации школьников,
студентов и содействию трудоустройству выпускников за 2017 // КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре - Межрегиональный центр компетенций» [Электронный ресурс] / КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре - Межрегиональный центр компетенций». - Электрон. дан. - Комсомольск-на- Амуре, 2017. - Заглавие с экрана. Режим доступа: http://gaskk-
mck.ru/index.php/dopolnitelnye-svedeniya/item/147-otchety-po-meropriyatiyam- po-proforientatsii-studentov-i-sodejstviyu-trudoustrojstvu-vypusknikov-za-2017-g (дата обращения: 10.02.2020).
58) Продвижение образовательных услуг // Справочники Автор 24
[Электронный ресурс] / Mattias Industry LP . - Электрон. дан. - Castle House, б.г. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https://spravochnick.ru/marketing/prodvizhenie_produkcii_marketingovye_kommu nikacii/prodvizhenie_obrazovatelnyh_uslug/ (дата обращения: 05.02.2020).
59) Прытков А. В Воронеже пройдет третий театральный фестиваль Shakespearia // Коммерсант-Воронеж. 22.04.2019. [Электронный ресурс] / ИД «Коммерсантъ». - Электрон. дан. - Воронеж, 2019. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3952593?query=%22%D1%8F%D0%B 7%D 1 %8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1 %8F%20%D 1 %88%D0 %BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%22 (дата обращения 02.03.2020).
60) РА «Космос» пристыдило не знающих английский // sostav.ru [Электронный ресурс] / sostav.ru. - Электрон. дан. - Москва, 2013. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/ra-kosmos-pristydil- ne-razgovarivayushchikh-po-anglijski-2858.html (дата обращения 02.03.2020).
61) Советы для привлечения клиентов из соцсетей: кейс школы ELC
Almaty // evo.business.ru [Электронный ресурс] / EVO.Business. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://evo.business/7- sovetov-dlya-privlecheniya-klientov-iz-socsetej-kejs-shkoly-elc-almaty/ (дата
обращения 02.03.2020).
62) Солопенко А.О., Плужникова И.И. Маркетинг в сфере образования // Вопросы науки и образования. 2019. №1 (42). [Электронный ресурс] / Общество с ограниченной ответственностью «ИТЕОС». - Электрон. дан. - Москва, 2019. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения 02.03.2020).
63) Сундалов М. На разных языках: как онлайн-школы английского
конкурируют с офлайном // Forbes. 11.08.2017 [Электронный ресурс] / Forbes. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Заглавие с экрана. Режим
доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/348975-na-raznyh-yazykah- kak-onlayn-shkoly-angliyskogo-konkuriruyut-s-oflaynom (дата обращения 04.03.2020).
64) Тулупов Д. Интернет-маркетинг без воды // Google [Электронный
ресурс] / Google. - Электрон. дан. - Mountain View, 2018. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=dRRgDwAAQBAJ&pg=PT4&dq=%D0%B8%D 0%BD%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%BD%D0%B5%D 1 %82+%D0%BC%D 0%B0%D 1 %80%D0%BA%D0%B5%D 1 %82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&hl= ru&sa=X&ved=0ahUKEwiB1 Ii3mrfoAhUixaYKHT_aCnEQ6AEIaTAI#v=onepag e&q=%D0%B8%D0%BD%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D0%BD%D0%B5%D 1 %82%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8% D0%BD%D0%B3&f=false (дата обращения 02.03.2020).
65) Университетский SMM. Исследование: чем занимаются в соцсетях вузы из Проекта 5-100 // Информационный портал edutainme.ru [Электронный ресурс] / ООО «Эдьютэйнми». - Электрон. дан. - Москва,
2015. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
http://www.edutainme.ru/post/universitetskiy-smm/ (дата обращения
22.03.2020).
66) Учимся рекламировать образовательные продукты в наружной рекламе // sostav.ua [Электронный ресурс] / sostav.ua. - Электрон. дан. - Киев,
2016. - Заглавие с экрана. Режим доступа: Режим дня:
https://sostav.ua/publication/uchimsya-reklamirovat-obrazovatelnye-produkty-v- naruzhnoj-reklame-72507.html (дата обращения 02.03.2020).
67) Фирменный стиль для Школы лекторов // Сайт рекламного агентства «Мастерская» [Электронный ресурс] / Мастерская. - Электрон. дан.
- Москва, 2016. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https://mrmsk.com/brending-shkoly-lektorov (дата обращения 02.03.2020).
68) Формирование бренда // Справочники Автор 24 [Электронный
ресурс] / Mattias Industry LP . - Электрон. дан. - Castle House, б.г. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https: //spravochnick.ru/reklama_i_pr/brending/formirovanie_brenda/ (дата
обращения 02.03.2020).
69) Хруцкий В.Е. Методика позиционирования товара из 7 шагов // Сайт Института проблем предпринимательства [Электронный ресурс] / ЧОУ "ИПП". - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 2006. - Заглавие с экрана. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002245 (дата обращения 20.03.2020).
70) Этапы маркетинговой деятельности Справочники Автор 24
[Электронный ресурс] / Mattias Industry LP . - Электрон. дан. - Castle House, б.г. - Заглавие с экрана. Режим доступа:
https://spravochnick.ru/marketing/marketingovaya_deyatelnost/etapy_marketingov oy_deyatelnosti/ (дата обращения 20.03.2020).
71) Этапы проведения опроса // testograf.ru [Электронный ресурс] / ООО Тестограф. - Электрон. дан. - П. Мещерино, бг. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://www.testograf.ru/ru/provedenie/ (дата обращения 20.03.2020).
72) BDSMM в Skyeng: как мы работаем с отзывами // vc.ru [Электронный ресурс] / ИД «Комитет». - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Заглавие с экрана. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/81404-bdsmm-v- skyeng-kak-my-rabotaem-s-otzyvami (дата обращения 02.03.2020).