ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА 5
1.1 Понятие электронной коммерции и ее виды 5
1.2 Методология проектирования интернет-магазинов 15
1.3 Анализ CMS 20
1.4 Классификация интернет-магазинов 25
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТК» 31
2.1 Общая характеристика организации 31
2.2 Анализ бизнес-процессов 34
2.3 Обоснование проектных решений по созданию коммерческого сайта 40
3 РАЗРАБОТКА ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА ООО «СТК» 53
3.1 Требования к ИС 53
3.2 Инструменты реализации интернет-магазина 59
3.3 Определение экономической эффективности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Стремительное развитие информационных технологий неизбежно привело к формированию процессов, приводящих к зарождению нового сектора экономики, получившего название «электронная коммерция». Формированию данных процессов способствовали работы ряда ученых в 70-х гг. XX века. Но настоящий исторический перелом наступил лишь в 1993 г., когда объемы производства персональных компьютеров впервые превзошли объемы производства легковых автомобилей, достигнув, в то время 35,4 млн. ед.. Другим катализатором развития процесса формирования электронной коммерции стало появление сети Интернет, получившей мировое признание. Таким образом, результатом совершенствования сетевых технологий и увеличения темпов производительности компьютерных систем стало формирование нового сектора экономики - электронной коммерции. Некоторые вопросы и проблемы, связанные с электронной коммерцией, конечно, получили широкое распространение в научных статьях, но процесс организации бизнес-процесса, а также создание ERP-системы интернет- магазина в данной сфере освещены не в полной мере. В связи с этим данная тема является актуальной для исследования и разработки информационной системы вышеописанной предметной области.
Объемы продаж в электронной торговле увеличиваются с каждым годом. Но предпочтения покупателей постоянно меняются. Продажи ранее популярных товаров падают, а спрос на другие позиции стремительно растет.
Проанализировав ситуацию на рынке e-commerce, можно определить группы товаров, спрос на которые растет, а конкуренция пока низкая.
Ведение бизнеса в интернете открывает перед предпринимателем возможность неограниченного заработка. И попробовать свои силы может каждый.
Поэтому на основании анализа, проведенного в выпускной квалификационной работе, было принято решение, определяющее дальнейшую цель: разработка интернет-магазина.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие электронной коммерции и ее виды, рассмотреть технологию разработки интернет-магазина;
- дать общую характеристику ООО «СТК» и проанализировать бизнес- процессы ООО «СТК»;
- разработать интернет-магазин для ООО «СТК» и определить экономическую эффективность сайта.
Объект работы - коммерческая организация ООО «СТК».
Предмет работы - информационные технологии построения систем торговли через Интернет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: на основании проведенного анализа и разработанных рекомендаций для рассматриваемой организации создан собственный интернет-магазин с быстрой окупаемостью.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, состоящего из 78 источников, и приложений.
В первом разделе изучается понятие электронной коммерции и ее виды, исследуется методология проектирования интернет-магазинов проводится анализ CMS, а также дается классификация интернет-магазинов.
Во втором разделе проводится общая характеристика организации, анализируются бизнес-процессы в организации, а также обосновываются проектные решения по созданию коммерческого сайта.
В третьем разделе приводятся требования к информационной системе интернет-магазина, рассматриваются инструменты реализации интернет- магазина, а также дается определение экономической эффективности.
В заключении изложены выводы, сделанные в процессе написания работы.
При исследовании такого явления как электронная коммерция ученые указывают, что это сравнительно новая сфера, в отношении которой уже, однако, не одно десятилетие предпринимаются попытки по регулированию. Тем не менее, развитие данной сферы в связи с продолжающейся информатизацией общества и техническим прогрессом довольно сильно опережает все эти попытки, так как технологии идут вперед семимильными шагами. В связи с этим и возникла проблема не то, что с «пробелами» в регулировании, а с однозначным пониманием данных институтов. Если обратиться к различным документам, так или иначе затрагивающих данную сферу, то можно отметить, что данный термин употребляется, однако его содержание нередко оказывается разным.
Таким образом, электронная коммерция - это относительно новое явление. При этом это явление динамическое, оно постоянно развивается, эволюционирует. В силу вышесказанного, изменяется и его понимание: в научной литературе не одно десятилетие ведутся дискуссии относительно избрания единого подхода к категориально-понятийному аппарату данного явления, международные и региональные организации также имеют свое представление относительно определения электронной коммерции, однако при разработке тех же модельных (типовых) законов избегают установления четкого определения, лишь описывая сферу регулирования в общих чертах, тем самым предоставляя национальным законодателям возможность самостоятельно разбираться с пониманием данной сферы. Таким образом, на наш взгляд, в рамках международных организаций необходимо разработать и внедрить единую терминологию в сфере электронной коммерции либо унифицировать и гармонизировать существующую, в первую очередь, определив, что же такое электронная коммерция сама по себе и что она в себя включает. Однако, при выработке определения «электронной коммерции» необходимо не просто установить хоть какое-нибудь, чтобы появилась однозначность в понимании, а именно с учетом различных научных позиций создать наиболее полное и непротиворечивое определение.
ООО «СТК» зарегистрировано 15 мая 2008 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю. Руководитель организации: директор Триппель Сергей Александрович. Юридический адрес ООО «СТК» - 656067, Алтайский край, город Барнаул, Взлетная улица, дом 61, офис 103.
Таким образом, ситуация на ООО «СТК» однозначная, наблюдается тенденция к снижению деловой активности.
Ранее в компании не существовало эффективной системы прогнозирования спроса на реализуемые товары, отсутствовали механизмы формирования оптимального объема партии и контроля за движением товаров. В результате чего на складе образовывались излишки товаров и загрузка машин для транспортировки производилась хаотично и на усмотрение работников склада. В результате анализа бизнес-процессов компании и рассмотрению функциональных возможностей CRM-системы необходимо перейти к моделированию бизнес-процессов «To be».
Применяя технологию анализа ситуаций методом «критического инцидента», нужно обратить внимание, что процесс интервью по анализу критического инцидента повторяет технологию сбора информации для принятия окончательного решения. Подобный инструмент решения проблем широко распространен во многих сферах бизнеса и может использоваться при изучении кейса группой, задействованной в реинжиниринге исследуемого бизнес-процесса. Далее перейдем к третьей части работы, а именно рассмотрению решений по реинжинирингу бизнес-процессов.
После внедрения сайта сократятся затраты по материальным расходам, так же будет дополнительная прибыль. Данная экономия позволит окупить создание и внедрение сайта. Предполагаемое время окупаемости проекта составляет немного больше 2 месяцев. Коэффициент экономической эффективности очень высок и составляет 4,76.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах (Заключена в г. Нью- Йорке 23.11.2005). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/06-57454_Ebook.pdf, свободный
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №А/51/628 от 16 декабря
1996 года. Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf, свободный
3. СТО 4.2-07-2014 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. - Введ. впервые; дата введ. 27.02.2014. - Красноярск: Система управления СФУ, 2018.
4. Colecchia A. Defining and measuring e-commerce Issues for discussion. OECD, 21 April. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/internet/ieconomy/1893506.pdf, свободный
5. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8
June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market ('Directive on electronic commerce') [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?qid=1510507709941&uri=CEL, свободный
6. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. - СПб: Питер,
2016.
7. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: учебное пособие, 4-е изд. / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КНОРУС, 2018.
8. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов / Г.Н. Калянов. - М.: Финансы и статистика, 2017.
9. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016.
10. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособие / Кобелев О.А. под ред. проф. С. В. Пирогова. - 4-е изд., пере - раб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.
11. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. - Москва: Издательско- торговый дом «Русская Редакция», 2019.
12. Кутелев П. В. Организационный реинжиниринг. Технологии реинжиниринга бизнеса / П. В. Кутелев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017.
13. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие / Т.П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. - М. : ПРИОР, 2016.
14. Мартынюк А.В. Электронная коммерция: основные понятия, классификация и сущность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4. С. 200-203.
15. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей: шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / П.Р. Нивен. - М.: Баланс-Клуб, 2018.
16. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
17. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер,
2017.
18. Романов А.Н. Информационные системы в экономике: учеб пособие для студентов вузов / А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов. - М.: Вузовский учебник, 2017.
19. Смирнова Г.Н., Проектирование экономических информационных систем (часть 1) / Г.Н. Смирнова, Ю.Ф. Тельнов - М.: МЭСИ, 2016.
20. Ступина А. А. Моделирование управляемых процессов: конспект лекций / А. А. Ступина, С. Н. Ежеманская, Л. Н. Корпачева, А. В. Федорова. -
Красноярск: ФГОУ ВПО СибФУ, 2018.
21. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие / Ю. Ф. Тельнов. - М.: МЭСИ, 2017.
22. Тельнова Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем: учеб. / Ю. Ф.Тельнова. - М: Финансы и статистика, 2015.
23. Фомин В.П. Анализ сбалансированности показателей развития предприятия: научно-практ. Издание / В.П. Фомин. - Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2018.
24. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
25. Харрингтон Д. Оптимизация бизнес-процессов: документирование, анализ, управление, оптимизация. / Д. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Х. В. Нимверген. - Санкт-Пербург : Азбука, 2016.
26. Хейг М. Электронный Public Relations. Пер. с англ. В. Кашникова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016.
27. Цуканова О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов: учебное пособие / О. А. Цуканова. - СПб.: Университет ИТМО, 2015.
28. Чернявский Д. И. Моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков. - Омск: ОмГТУ, 2017.
29. Юрасов А.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2016.
30. Gary P. Schneider. Electronic commerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1322235, свободный
31. Meena R.S. Lecturer note [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsmeena.com/docs/mfc-mft-mfr-1semster-and-bcom-p2/e_commerce.pdf, свободный
32. WTO | Glossary - electronic commerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org/english/thewto_e/glossary_e/electronic_commerce_e.htm,
свободный
33. Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ecommercelaw.ru/articles/elektronnaya-kommerciya-kak-pravovaya-ka, свободный
34. Замыслов А. Внедрение crm-системы: анализ российской практики [Электронный ресурс] / А. Замыслов // Финансовая газета. - 2016. - № 45.- Режим доступа: http://www.sejchas.ru/bux/1289, свободный
35. Изменения в отрасли CRM и прогнозы аналитиков [Электронный ресурс] / Подбор и продажа CRM-систем «CRM74.ru». - Режим доступа: http://crm74.ru/page/cloud-crm-news, свободный
36. Кислов А. Оптимизация материального снабжения как механизм снижения затрат поставками [Электронный ресурс] / А. Кислов // Интернет- ресурс для бухгалтеров «Бух.1С» поставками.- Режим доступа: http://buh.ru/articles/documents/14269/, свободный
37. Климченя Л.С. Электронная коммерция: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=1342520&pg=9, свободный
38. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terra Economicus. 2017. №2. С. 54-56.
39. Кузнецов А.И. Методика проведения обследования бизнес-процессов компании [Электронный ресурс] / А.И. Кузнецов // Информационный портал «ITeam». - Режим доступа: http://iteam.ru/publications/it/section_51/article_1469/.
40. Людоговский А. Моделирование бизнес-процессов [Электронный ресурс] / А. Людоговский // Инф. портал «Script coding». - Режим доступа: http://www.script-coding.com/bp.html, свободный
41. Методы генерирования идей [Электронный ресурс] / Электрон. библиотека «Студопедия». - Режим доступа: http://studopedia.org/3-62528.html, свободный
42. Облачные CRM-системы [Электронный ресурс] / Облачные решения для управления малым и средним бизнесом «РУЛИ24». - Режим доступа: http://ruli24.ru/o6aa4Hbie-crm-CHCTeMbi/, свободный
43. Особенности информационных технологий для эффективного управления процедурами учёта на предприятии. Загрунная М.А, Хохрякова Е. С., Решетникова К. В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.sfu- kras.ru/handle/2311/18629, свободный
44. Павлова К.А. Анализ основных форм электронной коммерции // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. С. 34-38.
45. Петрова А. В. Моделирование бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли / А. В. Петрова // Вестник Челябинского гос. унив. 2019. № 9. С. 25-29.
46. Пинаев Д. Моделирование бизнес-процессов: доступно о сложном / Д. Пинаев, Д. Веретенников //Управление бизнес-процессами. №7. 2018. С. 11-23.
47. Проблемы развития бизнес-процессов на предприятиях оптово-розничной торговли отрасли металлургии. Решетникова К.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.sfukras.ru/sites/mn2017/index.html, свободный
48. Разгуляев В. Оптимальный период между поставками [Электронный
ресурс] / В. Разгуляев // Информационный портал «Управление запасами». - Режим доступа: http://upravlenie-zapasami.ru/statii/optimalniy-period-
mejdupostavkami/, свободный
49. Рябов В.П. Электронная коммерция: курс лекций для студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1161969/758.e- lektronnaya-kommerciya--kurs-lekci, свободный
50. Саммер А., Дункан Гр. Маркетинг: Пятая Волна. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-
reading.club/bookreader.php/115322/Dankan%2C_Sammer_-_Marke, свободный
51. Скиба О.Д. Понятие электронной коммерции в российском и зарубежном праве // Власть и управление на Востоке России. 2017. №2 (67). С. 175.
52. Терещенко К. Между желаемым и действительным - индекс удовлетворенности персонала / К. Терещенко // Сайт «Национальный союз кадровиков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.phpop=modload&name=News&file=article&sid=6, свободный
53. Торговля, склад и CRM онлайн / интернет-сайт «Торговля, склад и CRM-онлайн «МойСклад» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moysklad.ru/, свободный
54. Управление отношениями с покупателями и поставщиками аналитиков / интернет-сайт компании «1С:Предприятие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v8.1c.ru/enterprise/crm.htm7printversionM, свободный
55. Успенский И.В. Интернет-маркетинг : Учебник. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. aup. ru/books/m80/1. htm, свободный
56. Федотова В.М., Федотова Г.Ю. О ПОНЯТИИ «ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). С. 24¬28.
57. Финансовый анализ. Всё о финансовом анализе [Электронный ресурс] / Информ. Портал. - Режим доступа: http://1fin.ru/, свободный
58. Фролова Л.В. Электронная коммерция: понятие и сущность // Микроэкономика. 2019. №7. С. 117-120.
59. Хроменков Р. Индекс потребительской лояльности [Электронный
ресурс] / Р. Хроменков // Информационный портал «Хроменков». - Режим доступа: http://www.hromenkov.com/indeks-potrebitelskoi-lojalnosti-nps/,
свободный
60. Чижова Е.Н., Раевич Д., Столярова З.В. Электронная коммерция как форма торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 2 (50). С. 166-168.