ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКАЗАМИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 5
1.1 Особенности работы предприятий хлебопекарной промышленности 5
1.2 Особенности разработки информационных подсистем управления
заказами 9
1.3 Анализ готовых программных решений для автоматизации процесса управления заказами 10
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАКАЗАМИ 15
2.1 Общая характеристика организации ООО «Консул-Алтай» и деятельности отдела сбытовой логистики 15
2.2 Анализ процесса управления заказами 21
2.3 Проектирование информационной подсистемы и обоснование выбора технологии разработки 32
3 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКАЗАМИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 43
3.1 Описание конфигурации 43
3.2 Реализация информационной подсистемы управления заказами
хлебопекарного предприятия 46
3.3 Ожидаемый экономический эффект 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена поддержке процесса управления заказами хлебопекарного предприятия малого бизнеса. Актуальность данной работы заключается в том, что на предприятии в настоящее время процесс управления заказами не автоматизирован и ведется вручную с использованием бумажных носителей и электронных таблиц, и, как следствие, отсутствует единая база документов. Текущая организация обработки заказов (от 15 до 40 в сутки) и сопутствующих им документов при помощи табличного процессора MS’Excel сопровождается большими временными затратами и ошибками в расчетах, поэтому возникла потребность в разработке информационной подсистемы, которая значительно упростит работу менеджера и сократит время, необходимое на обработку заказов.
Объектом выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «Консул-Алтай» Алтайского края Топчихинского района.
Предметом работы являются технологии проектирования и разработки информационных систем управления заказами.
Цель работы - разработка информационной подсистемы управления заказами.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— анализ особенностей разработки информационных систем управления заказами и готовых программных решений для автоматизации процесса управления заказами;
— проведение анализа текущей организации процесса управления заказами предприятия ООО «Консул-Алтай»;
— проектирование информационной подсистемы управления заказами ООО «Консул-Алтай»;
— реализация информационной подсистемы управления заказами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы работы, определены объект, предмет, цель и задачи работы, описана структура работы.
В первой части выявлены особенности работы предприятий хлебопекарной промышленности и разработки информационных подсистем управления заказами. Проведен анализ готовых программных решений для автоматизации процесса управления заказами хлебопекарных предприятий.
Вторая часть работы посвящена общей характеристике деятельности хлебопекарного предприятия ООО «Консул-Алтай». Также в данной части произведено моделирование бизнес-процесса управления заказами в нотации EPC до внедрения информационной подсистемы и после ее внедрения, представлена инфологическая модель базы данных.
Третья часть содержит описание разработки подсистемы управления заказами и расчет ожидаемого экономического эффекта от внедрения.
В заключении приведены основные выводы по работе.
Список использованных источников и литературы состоит из 43 наименований.
В приложении представлены макеты форм отчетных документов, описание создания отчетов, листинги программных кодов, примеры готовых товарной накладной и счет-фактуры, руководство пользователя.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы выявлены особенности деятельности хлебопекарных предприятий, рассмотрены особенности разработки информационных подсистем управления заказами, проанализирована деятельность ООО «Консул-Алтай».
Проведен анализ готовых программных продуктов, который показал, что специализированных программных решений, разработанных только для автоматизации бизнес-процесса управления заказами, небольшое количество, но существуют прикладные программные решения, которые включают в себя модули для автоматизации данного бизнес-процесса. Также, в ходе анализа было установлено, что использование рассмотренных программных продуктов предприятием ООО «Консул-Алтай» нецелесообразно, потому что не все их функциональные возможности будут задействованы и совокупная стоимость данных прикладных решений (стоимость их приобретения, внедрения и технической поддержки) высока для предприятия.
При проведении анализа текущей организации бизнес-процесса управления заказами на предприятии произведено его моделирование в нотации EPC, результаты которого показали, что неавтоматизированная организация данного бизнес-процесса сопровождается такими недостатками, как низкая точность и скорость выполнения расчетов, оформления документов и отчетности, отсутствие единой базы документов, неэффективное использование рабочего времени сотрудников.
На основе полученных результатов и проведенного анализа бизнес- процесса были определены требования к информационной подсистеме и ее функции, основными из которых являются ввод данных новых заказов и их сохранение, создание товарной накладной и счет-фактуры для каждого заказа, формирование и печать отчетности. Согласно выявленным требованиям и функциям была спроектирована и реализована информационная подсистема управления заказами хлебопекарного предприятия, а затем разработана инструкция для пользователей данной подсистемы.
Также был рассчитан ожидаемый экономический эффект от внедрения информационной подсистемы управления заказами, на основании которого можно сделать следующий вывод: внедрение подсистемы позволит избавить от ошибок в расчетах и ускорить процесс управления заказами почти в три раза, так как менеджеры смогут обрабатывать больший объем информации за рабочее время, что можно использовать или для уменьшения затрат на персонал или для быстрого развития бизнеса при неизменном количестве сотрудников.
Разработанная информационная подсистема является расширяемой: при изменении и появлении новой продукции или контрагентов менеджер сможет самостоятельно добавить или изменить информацию в справочниках без изменений в коде прикладного решения. При появлении новых модулей в информационной системе предприятия разработанный модуль может быть легко интегрирован, расширен и дополнен.
Информационная подсистема управления заказами для предприятия ООО «Консул-Алтай» принята к внедрению 13.05.2019 и прошла стадию опытной эксплуатации (14.05.2019 - 14.06.2019).
1. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 218 с.
2. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2016. - 224 с.
3. Бодров, О. А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. - М.: ГЛТ, 2015. - 244 с.
4. Гвоздева, В. А. Лаврентьева, И. Ю. Основы построения автоматизированных информационных систем. - М.: Инфра-М, 2016. - 320 с.
5. Гриценко, Г. М., Величко, Н. Н., Анциферов, П. А. Влияние внешних
условий на развитие малого хлебопекарного производства сельских территорий // Вестник Алтайского государственного аграрного
университета. - 2015. - № 6. - С. 171 - 177.
6. Данелян, Т. Я. Экономические информационные системы (ЭИС) предприятий и организаций: Монография. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 284 с.
7. Ивашкевич, В. Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия. - М.: Диалог-Мифи, 2013. - 102 с.
8. Калачев, М. В. Малые предприятия для производства хлебобулочных и макаронных изделий: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ДеЛи принт, 2014. - 288 с.
9. Калинин, Н. В. Проблемы и перспективы развития хлебопекарной отрасли в российской федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки - 2014. - № 3-1. - С. 104 - 113.
10. Карминский, A.M., Черников, Б.В. Информационные системы в экономике. Методология создания. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 330 с.
11. Кашаев, С. М. Программирование в 1С: Предприятие 8.3. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
12. Косиненко, Н. С., Фризен, И. Г. Информационные системы и технологии в экономике. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 с.
13. Минаева, Е. В. Оценка экономического развития предприятий хлебопродуктового комплекса - теория и методология // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2006. - № 12. - С. 8 - 11.
14. Олейников, А. Е. Автоматизированные информационные технологии. - М.: Феникс, 2012. - 420 с.
15. Осипов, В. И. Проблемы автоматизации управленческого учета. - М.: Феникс, 2012. - 76 с.
16. Панченко, О. В. Информационные технологии в хлебопекарном производстве // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 8. - С. 244 - 245.
17. Радченко, М. Г. 1С:Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2013. - 656 с.
18. Самуйлов, К. Е., Серебренникова, Н. В. Основы формальных методов описания бизнес-процессов: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2015. - 130 с.
19. Тельнова, Ю. Ф. Информационные системы и технологии. - М.: Юнити, 2017. - 544 с.
20. Трайнев, В. А., Бутырин, Н. Я. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение. - М.: Логос, 2015. - 184 с.
21. Устав ООО «Консул-Алтай».
22. Фаулер, М. Архитектура корпоративных программных приложений. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. - 544 с.
23. Федорова, Г. Н. Информационные системы. - М.: Академия, 2018. - 544 с.
24. Хрусталева, Е. Ю. 101 совет начинающим разработчикам в системе 1С:Предприятие 8. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. -284 с.
25. Чистов, Д. В. Информационные системы в экономике: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. - 248 с.
26. Шастова, Г. А. Выбор и оптимизация структуры информационных систем. - М.: Энергия, 2015. - 256 с.
27. 1C:ERP Управление предприятием 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://v8.1c.ru/erp/. - Загл. с экрана.
28. 1С:Предприятие 8. Хлебобулочное и кондитерское производство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/bakery- prod/features. - Загл. с экрана.
29. 1С:Хлебобулочное и кондитерское производство 2. Модуль для
1C:ERP. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://solutions.1c.ru/catalog/bakery-proderp/features. - Загл. с экрана.
30. CRM для продаж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bitrix24.ru/features/. - Загл. с экрана.
31. Анализ российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий: итоги
2017 г., прогноз до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://marketing.rbc.ru/articles/10525/. - Загл. с экрана.
32. Некоммерческое партнерство «Алтайская гильдия пекарей и
кондитеров» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ffprom22.ru/info/associations/regional/nekommercheskoe-partnerstvo- altayskaya-gildiya-pekarey-i-konditerov/. - Загл. с экрана.
33. Общество с ограниченной ответственностью юридическая фирма
«Консул-Алтай» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.rusprofile.ru/id/446276. - Загл. с экрана.
34. Официальный сайт NeoAnalytics. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10525/. - Загл. с экрана.
35. Платформа «1С:Предприятие 8.3» и её преимущества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analitica.site/1s-software/1s-predpriyatie-8/- Загл. с экрана.
36. Практика применения стандарта моделирования EPC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://projectimo.ru/biznes-processy/notaciya-epc.html. - Загл. с экрана.
37. Понятие требования. Классификации требований. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/2188/174/
lecture/4714?page=2 - Загл. с экрана.
38. Преимущества платформы «1С:Предприятие 8.3». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://efsol.ru/technology/1c-v8-3.html- Загл. с экрана.
39. Расчет экономического эффекта от внедрения системы
автоматизации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://antegra.rU/news/experts/_det-experts/4. - Загл. с экрана.
40. Рейтинг фирм по отрасли «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.testfirm.ru/rating/10_71/. - Загл. с экрана.
41. Современные методологии описания бизнес-процессов — просто о
сложном [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.betec.ru/index.php?id=6&sid=27. - Загл. с экрана.
42. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.testfirm.ru/rating/10_71/. - Загл. с экрана.
43. Что такое 1C:CRM. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1c-crm.ru/-Загл. с экрана.