Геймификация как инструмент стратегии привлечения абитуриентов (на примере МИЭМИС)-
|
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
АБИТУРИЕНТОВ 7
1.1Стратегия привлечения абитуриентов как основа конкурентоспособности вуза 7
1.2 Факторы, влияющие на выбор абитуриентами вуза 21
1.3 Использование элементов геймификации в стратегии привлечения
абитуриентов 27
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБОУ ВО «АлтГУ» 33
2.1 Общая характеристика ФГБОУ ВО «АлтГУ» 33
2.2 Анализ финансово-экономических показателей ФГБОУ ВО «АлтГУ» 38
2.3 Моделирование и анализ ИТ-инфраструктуры процесса довузовской
подготовки и привлечения абитуриентов 42
3 ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В СТРАТЕГИИ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ 47
3.1 Анализ конкурентной среды и целевой аудитории образовательной
организации 47
3.2 Реализация мероприятий стратегии привлечения абитуриентов с
использованием элементов геймификации 58
3.3 Оценка эффективности реализации мероприятий стратегии привлечения абитуриентов с использованием элементов геймификации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
АБИТУРИЕНТОВ 7
1.1Стратегия привлечения абитуриентов как основа конкурентоспособности вуза 7
1.2 Факторы, влияющие на выбор абитуриентами вуза 21
1.3 Использование элементов геймификации в стратегии привлечения
абитуриентов 27
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБОУ ВО «АлтГУ» 33
2.1 Общая характеристика ФГБОУ ВО «АлтГУ» 33
2.2 Анализ финансово-экономических показателей ФГБОУ ВО «АлтГУ» 38
2.3 Моделирование и анализ ИТ-инфраструктуры процесса довузовской
подготовки и привлечения абитуриентов 42
3 ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В СТРАТЕГИИ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ 47
3.1 Анализ конкурентной среды и целевой аудитории образовательной
организации 47
3.2 Реализация мероприятий стратегии привлечения абитуриентов с
использованием элементов геймификации 58
3.3 Оценка эффективности реализации мероприятий стратегии привлечения абитуриентов с использованием элементов геймификации 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Реферат
Выпускной квалификационной работы Федосовой Александры Дмитриевны
по профилю «Бизнес-информатика»
направления 38.03.05 «Бизнес-информатика»
квалификация «Бакалавр»
на тему «Геймификация как инструмент стратегии привлечения абитуриентов (на
примере МИЭМИС)»
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке стратегии привлечения абитуриентов в образовательной организации с использованием элементов геймификации.
Объектом исследования данной работы является деятельность по привлечению абитуриентов Алтайского государственного университета, в частности Международного института экономики, менеджмента и информационных систем.
Предметом исследования является процесс привлечения абитуриентов в высшем учебном заведении.
Методологическую и информационную базу исследования составили научные работы и книги отечественных и зарубежных авторов, электронные ресурсы, статистические данные, словари, справочники, специализированные издания, внутренние документы организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что любая образовательная организация, которая не занимается разработкой стратегии привлечения абитуриентов будет не способна выдержать рыночную конкуренцию и вести эффективную деятельность, результаты исследования могут быть использованы для улучшения бизнес-процесса привлечения абитуриентов МИЭМИС.
Оценка эффективности квеста позволяет сделать выводы о целесообразности использования данного проекта МИЭМИС. На данный момент данный проект будет тестироваться далее для получения всех результатов от его внедрения, а именно количество поступивших на МИЭМИС после прохождения квест-игры. Также в магистратской работе будет продолжена работа над проектом.
Современный российский рынок образования представляет собой яркий пример рынка монополистической конкуренции. Большое количество агентов рынка образовательных услуг, снижение числа поступающих и обостряющаяся конкуренция заставляют образовательные учреждения прилагать все большие усилия по привлечению выпускников школ и их родителей. Это актуально не только для частных вузов, но и для государственных образовательных учреждений.
В условиях нарастающей конкуренции учреждения, оказывающие образовательные услуги, уделяют особое внимание разработке эффективной стратегии привлечения потенциальных студентов, используя для этого весь арсенал различных инструментов.
Особенностью стратегии привлечения абитуриентов является то, что она должна быть направлена как на школьников, их родителей, выпускников колледжей и вузов, предпринимателей, работодателей, госструктуры, общественные организации и других, так и на потребителей образовательных услуг, находящихся в учебном заведении: студенты, их родители, преподаватели и сотрудники вуза - и непосредственно участвующих в образовательном процессе. Такое раздвоение обусловлено тем, что внутренние потребители (студенты и преподаватели) оказывают влияние на внешних (через знакомых, СМИ, при личном общении), формируя у них определенное отношение к вузу еще задолго до личного знакомства с учебным заведением, что позволяет привлекать в вуз дополнительное количество абитуриентов.
В связи с вышеизложенным, необходимо эффективно использовать не только существующие, но и новые инструменты привлечения абитуриентов, которые смогут составить конкуренцию другим вузам. Одним из таких перспективных инструментов является геймификация.
Геймификация - это технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности участников в процесс.
Данная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как любая образовательная организация, которая не занимается разработкой стратегии привлечения абитуриентов будет не способна выдержать рыночную конкуренцию и вести эффективную деятельность.
Объект исследования - деятельность Алтайского государственного университета по привлечению абитуриентов, в частности Международного института экономики, менеджмента и информационных систем.
Предметом исследования является процесс привлечения абитуриентов в высшее учебное заведение.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке стратегии привлечения абитуриентов в образовательной организации с использованием элементов геймификации.
Отталкиваясь от поставленной цели в выпускной квалификационной работе, поставлены следующие задачи:
• проанализировать стратегии рекрутинга как основу конкурентоспособности вуза и факторы, влияющие на выбор вуза;
• определить возможность использования элементов геймификации как инструмента стратегии привлечения абитуриентов;
• провести анализ деятельности ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
• разработать стратегию привлечения абитуриентов для МИЭМИС;
• определить рекомендации по реализации выбранной стратегии привлечения абитуриентов;
• реализовать некоторые мероприятия, направленные на привлечение абитуриентов и оценить их эффективность.
Теоретической основой при написании дипломной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в сфере рекрутинга абитуриентов.
В процессе написания дипломной работы был проведен анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Дипломная работа содержит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Выпускной квалификационной работы Федосовой Александры Дмитриевны
по профилю «Бизнес-информатика»
направления 38.03.05 «Бизнес-информатика»
квалификация «Бакалавр»
на тему «Геймификация как инструмент стратегии привлечения абитуриентов (на
примере МИЭМИС)»
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке стратегии привлечения абитуриентов в образовательной организации с использованием элементов геймификации.
Объектом исследования данной работы является деятельность по привлечению абитуриентов Алтайского государственного университета, в частности Международного института экономики, менеджмента и информационных систем.
Предметом исследования является процесс привлечения абитуриентов в высшем учебном заведении.
Методологическую и информационную базу исследования составили научные работы и книги отечественных и зарубежных авторов, электронные ресурсы, статистические данные, словари, справочники, специализированные издания, внутренние документы организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что любая образовательная организация, которая не занимается разработкой стратегии привлечения абитуриентов будет не способна выдержать рыночную конкуренцию и вести эффективную деятельность, результаты исследования могут быть использованы для улучшения бизнес-процесса привлечения абитуриентов МИЭМИС.
Оценка эффективности квеста позволяет сделать выводы о целесообразности использования данного проекта МИЭМИС. На данный момент данный проект будет тестироваться далее для получения всех результатов от его внедрения, а именно количество поступивших на МИЭМИС после прохождения квест-игры. Также в магистратской работе будет продолжена работа над проектом.
Современный российский рынок образования представляет собой яркий пример рынка монополистической конкуренции. Большое количество агентов рынка образовательных услуг, снижение числа поступающих и обостряющаяся конкуренция заставляют образовательные учреждения прилагать все большие усилия по привлечению выпускников школ и их родителей. Это актуально не только для частных вузов, но и для государственных образовательных учреждений.
В условиях нарастающей конкуренции учреждения, оказывающие образовательные услуги, уделяют особое внимание разработке эффективной стратегии привлечения потенциальных студентов, используя для этого весь арсенал различных инструментов.
Особенностью стратегии привлечения абитуриентов является то, что она должна быть направлена как на школьников, их родителей, выпускников колледжей и вузов, предпринимателей, работодателей, госструктуры, общественные организации и других, так и на потребителей образовательных услуг, находящихся в учебном заведении: студенты, их родители, преподаватели и сотрудники вуза - и непосредственно участвующих в образовательном процессе. Такое раздвоение обусловлено тем, что внутренние потребители (студенты и преподаватели) оказывают влияние на внешних (через знакомых, СМИ, при личном общении), формируя у них определенное отношение к вузу еще задолго до личного знакомства с учебным заведением, что позволяет привлекать в вуз дополнительное количество абитуриентов.
В связи с вышеизложенным, необходимо эффективно использовать не только существующие, но и новые инструменты привлечения абитуриентов, которые смогут составить конкуренцию другим вузам. Одним из таких перспективных инструментов является геймификация.
Геймификация - это технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлеченности участников в процесс.
Данная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как любая образовательная организация, которая не занимается разработкой стратегии привлечения абитуриентов будет не способна выдержать рыночную конкуренцию и вести эффективную деятельность.
Объект исследования - деятельность Алтайского государственного университета по привлечению абитуриентов, в частности Международного института экономики, менеджмента и информационных систем.
Предметом исследования является процесс привлечения абитуриентов в высшее учебное заведение.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке стратегии привлечения абитуриентов в образовательной организации с использованием элементов геймификации.
Отталкиваясь от поставленной цели в выпускной квалификационной работе, поставлены следующие задачи:
• проанализировать стратегии рекрутинга как основу конкурентоспособности вуза и факторы, влияющие на выбор вуза;
• определить возможность использования элементов геймификации как инструмента стратегии привлечения абитуриентов;
• провести анализ деятельности ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
• разработать стратегию привлечения абитуриентов для МИЭМИС;
• определить рекомендации по реализации выбранной стратегии привлечения абитуриентов;
• реализовать некоторые мероприятия, направленные на привлечение абитуриентов и оценить их эффективность.
Теоретической основой при написании дипломной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в сфере рекрутинга абитуриентов.
В процессе написания дипломной работы был проведен анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования. Дипломная работа содержит: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Данная выпускная квалификационная работа представляет собой обширное исследование в рамках узконаправленной темы: геймификация как инструмент стратегии привлечении абитуриентов. Была проведена работа по разработке стратегии привлечения абитуриентов с элементами геймификации для Международного института экономики, менеджмента и информационных систем.
Результатом выполнения данной работой стали: разработка квест-игры по образовательным программам МИЭМИС в конструкторе Tilda, создание видео-экскурсии по МИЭМИС, разработка технологии поиска коммуникационных пар абитуриентов на основе теоретико-игровых подходов. Это позволило увеличить лояльность к вузу и информированность о деятельности организации, повысить заинтересованность абитуриентов в поступлении на направления подготовки, предлагаемые Институтом. В рамках всех изменений, происходящих с рекрутингом абитуриентов в образовательной организации, удалось привести одну из частей взаимодействия с целевой аудиторией к определенному успеху.
В первую очередь удалось создать формат мероприятий с элементами геймификации, который заинтересовал абитуриентов в образовательных программах, реализуемых МИЭМИС, а также сделать вывод, что использование геймификации в процессе привлечения абитуриентов является важной частью в процессе формирования стратегии рекрутинга образовательной организацией.
В рамках первой главы, прежде всего, были определены основные понятия для разработки полноценного комплекса мероприятий, работающих на концепцию рекрутинга, в число которых вошли определение рекрутинга, стратегий привлечения абитуриентов, геймификации.
Также был проведен анализ существующих инструментов и коммуникационных площадок взаимодействия с абитуриентами. Был описан подход, определяющий будущую концепцию рекрутинга потенциальных студентов, учтена специфика данного рынка. Были рассмотрены достоинства и недостатки каждого инструмента и коммуникационных площадок.
На основе анализа факторов, влияющих на выбор университета, определены мотивы, препятствующие принять решение потенциальному студенту, а также определен основной инструмент, удовлетворяющий потенциального абитуриента и снимающий противоречия в процессе выбора, а именно геймификация.
В рамках второй главы, была рассмотрена история развития, миссия и цели, подробно изучена организационная структура и ИТ-инфраструктура Алтайского государственного университета, а также проанализирован процесс «Довузовская подготовка и рекрутинг» внутри организации и предложен новый этап данного процесса «Реализация геймифицированных мероприятий по привлечению абитуриентов».
Для разработки стратегии привлечения абитуриентов МИЭМИС был проведен SWOT-анализ, выявляющий сильные и слабые стороны Института, а также возможности и угрозы. Проведено сегментирование рынка по географическому, социально-демографическому и психографическому факторам. Проанализированы конкуренты МИЭМИС по таким критериям, как: средняя стоимость обучения, средние количество баллов ЕГЭ на бюджет, количество бюджетных мест, количество платных мест, количество мест в общежитиях на количество обучающихся, количество образовательных программ, количество преподавателей, а также дана оценка эффективности мероприятий, проводимых конкурентами.
На основе анализа МИЭМИС и его конкурентов предложена стратегия привлечения абитуриентов, а именно объединение классической и цифровой стратегий, дифференцировать которые не имеет смысла, так как конкурентоспособность образовательного учреждения складывается из комплекса верно подобранных мероприятий и коммуникационных площадок. Целесообразнее использовать маркетинговые инструменты в онлайн и офлайн-форматах в комплексе, так как эти методы работают на единую концепцию рекрутинга.
Предложены рекомендации на основе выбранной стратегии, в общем и целом, а также с использованием элементов геймификации. Далее реализована часть мероприятий, объединяющих классическую и цифровую стратегии, включающих в себя проведение анкетирования и нахождения коммуникационных пар абитуриентов, создан сайт, включающий в себя квест-игру по образовательным программам МИЭМИС, проведена квест-игра и повторное анкетирование. Также создано виртуальное погружение в университетскую жизнь студента, путем съемки и монтажа короткометражных видео.
Определена эффективность от реализации мероприятий по достижению следующих целей, а именно: повышение лояльности к МИЭМИС; увеличение охвата аудитории к мероприятиям; проведение знакомства с направлениями подготовки, для увеличения будущего охвата; увеличена информированность о МИЭМИС с помощью видео-экскурсии.
На данный момент разработанная стратегия будет тестироваться далее для получения и оценки всех результатов от его внедрения, а именно количество поступивших на МИЭМИС после прохождения квест-игры. Также работа над стратегией привлечения абитуриентов будет продолжена в период обучения в магистратуре.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Результатом выполнения данной работой стали: разработка квест-игры по образовательным программам МИЭМИС в конструкторе Tilda, создание видео-экскурсии по МИЭМИС, разработка технологии поиска коммуникационных пар абитуриентов на основе теоретико-игровых подходов. Это позволило увеличить лояльность к вузу и информированность о деятельности организации, повысить заинтересованность абитуриентов в поступлении на направления подготовки, предлагаемые Институтом. В рамках всех изменений, происходящих с рекрутингом абитуриентов в образовательной организации, удалось привести одну из частей взаимодействия с целевой аудиторией к определенному успеху.
В первую очередь удалось создать формат мероприятий с элементами геймификации, который заинтересовал абитуриентов в образовательных программах, реализуемых МИЭМИС, а также сделать вывод, что использование геймификации в процессе привлечения абитуриентов является важной частью в процессе формирования стратегии рекрутинга образовательной организацией.
В рамках первой главы, прежде всего, были определены основные понятия для разработки полноценного комплекса мероприятий, работающих на концепцию рекрутинга, в число которых вошли определение рекрутинга, стратегий привлечения абитуриентов, геймификации.
Также был проведен анализ существующих инструментов и коммуникационных площадок взаимодействия с абитуриентами. Был описан подход, определяющий будущую концепцию рекрутинга потенциальных студентов, учтена специфика данного рынка. Были рассмотрены достоинства и недостатки каждого инструмента и коммуникационных площадок.
На основе анализа факторов, влияющих на выбор университета, определены мотивы, препятствующие принять решение потенциальному студенту, а также определен основной инструмент, удовлетворяющий потенциального абитуриента и снимающий противоречия в процессе выбора, а именно геймификация.
В рамках второй главы, была рассмотрена история развития, миссия и цели, подробно изучена организационная структура и ИТ-инфраструктура Алтайского государственного университета, а также проанализирован процесс «Довузовская подготовка и рекрутинг» внутри организации и предложен новый этап данного процесса «Реализация геймифицированных мероприятий по привлечению абитуриентов».
Для разработки стратегии привлечения абитуриентов МИЭМИС был проведен SWOT-анализ, выявляющий сильные и слабые стороны Института, а также возможности и угрозы. Проведено сегментирование рынка по географическому, социально-демографическому и психографическому факторам. Проанализированы конкуренты МИЭМИС по таким критериям, как: средняя стоимость обучения, средние количество баллов ЕГЭ на бюджет, количество бюджетных мест, количество платных мест, количество мест в общежитиях на количество обучающихся, количество образовательных программ, количество преподавателей, а также дана оценка эффективности мероприятий, проводимых конкурентами.
На основе анализа МИЭМИС и его конкурентов предложена стратегия привлечения абитуриентов, а именно объединение классической и цифровой стратегий, дифференцировать которые не имеет смысла, так как конкурентоспособность образовательного учреждения складывается из комплекса верно подобранных мероприятий и коммуникационных площадок. Целесообразнее использовать маркетинговые инструменты в онлайн и офлайн-форматах в комплексе, так как эти методы работают на единую концепцию рекрутинга.
Предложены рекомендации на основе выбранной стратегии, в общем и целом, а также с использованием элементов геймификации. Далее реализована часть мероприятий, объединяющих классическую и цифровую стратегии, включающих в себя проведение анкетирования и нахождения коммуникационных пар абитуриентов, создан сайт, включающий в себя квест-игру по образовательным программам МИЭМИС, проведена квест-игра и повторное анкетирование. Также создано виртуальное погружение в университетскую жизнь студента, путем съемки и монтажа короткометражных видео.
Определена эффективность от реализации мероприятий по достижению следующих целей, а именно: повышение лояльности к МИЭМИС; увеличение охвата аудитории к мероприятиям; проведение знакомства с направлениями подготовки, для увеличения будущего охвата; увеличена информированность о МИЭМИС с помощью видео-экскурсии.
На данный момент разработанная стратегия будет тестироваться далее для получения и оценки всех результатов от его внедрения, а именно количество поступивших на МИЭМИС после прохождения квест-игры. Также работа над стратегией привлечения абитуриентов будет продолжена в период обучения в магистратуре.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.





