ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………….
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
1.1. Цели и задачи школьного предмета биологии 5-6 класса
1.2. Опыт учителей биологии в развитии практических умений учащихся по биологии
1.3. Характеристика кружка как средства развития практических умений учащихся по биологии………………………………………………………….
Актуальность. Одной из главных задач развития современного общего образования является обновление его содержания, методов обучения и достижение нового качества результатов образовательной деятельности учащихся, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых основной целью образования признано развитие личности обучающихся. Жизнь современного общества в постоянно изменяющихся условиях требует от учащихся быть способными к сотрудничеству, проявлять толерантность. Важнейшие результаты личностного развития обучающихся, наряду с социальным, познавательным и коммуникативным развитием – формирование практических умений, которые должны быть сформированы путем познания необходимости знаний полученных в школьном курсе и применения их на практике.
Особое внимание, при этом, уделяется ценностным ориентациям выпускника школы, которые отражают его индивидуально-личностные позиции при применении полученных навыков в повседневной жизни. Это ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования у учащихся практических умений, которые были бы применимы ими в повседневной жизни. Ведущая роль при этом принадлежит кружковой деятельности как площадки, в котором будут дети реализовать свои полученные знания в навыки и умения, проявляемые во взаимодействии с объектами живой природы.
В школьном курсе биологии формирование практических умений учащихся затруднено слабой разработанностью методического аппарата, позволяющего в учебном материале отразить взаимосвязь человека и живой природы на всех уровнях ее организации, гуманное отношение человека к живой природе, осознание себя ее частью. Однако, изучая другие разделы курса, учащиеся, из-за отсутствия прямых методических рекомендаций по применению полученных знаний на практике, рассматривают живую природу преимущественно утилитарно, проявляют к ней потребительское отношение, равнодушно воспринимают большинство экологических проблем.
На наш взгляд, проблема развития практических умений и потребность учителей биологии в методике ее формирования как способа оптимизации учебно-воспитательного процесса, является одним из основных моментов, на которые нужно обратить внимание.
Объект исследования: процесс развития практических умений учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования: педагогические условия организации кружкового занятия по биологии в развитии практических умений учащихся 5-6 классов.
Цель исследования: организация кружка «Зеленый мир» по биологии для развития практических умений учащихся 5-6 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования
2. Выявить особенности развития практических умений учащихся и определить значение кружка по биологии в нем.
3. Выявить и проанализировать материал по биологии с практической направленностью;
4. Разработать и апробировать программу кружка «Зеленый мир» для развития практических умений учащихся 5-6 классов.
Гипотеза исследования: развитие практических умений школьников будет проходить успешно, если:
- изучена и теоретически обоснована организации кружка по предмету биология;
- учтены психолого-физиологические особенности учащихся при организации кружка по биологии;
- разработана программа кружка «Зелёный мир» по биологии, с краткой аннотацией текстов и рекомендуемой литературы.
Методологическая основа исследования. В выпускной квалификационной работе мы опирались на труды:
- теория содержания общего образования (В.В.Краевский, B.C. Леднёв, И.Я. Лернер, Л.М. Перминова, М.Н. Скаткин);
- теория методики обучения биологии (Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, А.И.Никишов, И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарева, Д.И. Трайтак);
В процессе работы были использовали следующие методы исследования:
- теоретического исследования: изучение, анализ, отбор и систематизация психолого-педагогической, методической литературы по теме; анализ учебно-методического комплекта и других нормативных документов;
- эмпирического исследования: наблюдение, анализ, обобщение педагогического опыта;
- методы статистического анализа и интерпретации результатов.
Теоретическая значимость состоит в том, что проанализирован, обобщён и систематизирован материал по проблеме развития практических умений учащихся 5-6 классов по предмету «Биология», через кружковую деятельность.
Практическая значимость состоит в том, что материал может быть использован в преподавании кружка «Зеленый мир» как дополнение предмета «Биология» в средней школе.
База исследования: МБОУ
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.