Введение 9
1 Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория 12
1.1 Определение категории конкурентоспособности предприятия в экономической теории12
1.2 Факторы и инструменты конкурентоспособности предприятия 21
2 Теоретические основы мотивации персонала на предприятии 27
2.1 Экономическое содержание мотивации персонала как фактора развития конкурентоспособности
предприятия 27
2.1 Современные теории мотивации 34
2.2 Мотивация персонала на предприятиях нефтегазовой отрасли 44
3 Анализ системы мотивации персонала на предприятии с позиции возможного повышения
конкурентоспособности 48
3.1 Характеристика предприятия 48
3.2 Оценка мотивации персонала предприятия с позиции возможного повышения
конкурентоспособности 51
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала 57
4. Социальная ответственность 67
4.1 Определение стейкхолдеров организации 67
4.2 Определение структуры программ КСО 67
4.3 Оценка эффективности и выработка рекомендаций 69
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А 76
Объектом исследования является мотивация персонала как инструмент развития
конкурентоспособности предприятия
Цель работы – разработка методов развития системы мотивации персонала на предприятии
в целях повышения конкурентоспособности.
В процессе исследования проводился анализ методологических основ формирования
системы мотивации персонала, определены особенности мотивации на предприятиях
нефтегазовой отрасли.
В результате исследования на основе анализа деятельности предприятия разработаны
рекомендации по модернизации системы мотивации персонала для повышения
конкурентоспособности предприятия.
Степень внедрения: разработанные рекомендации и выводы настоящей бакалаврской
работы апробированы при прохождении преддипломной практики на предприятии ООО
«Газпромнефть-Восток».
Область применения: разработанные рекомендации и основные положения дипломного
исследования могут быть использованы руководителями, специалистами кадровых служб
предприятий в процессе управления персоналом предприятия.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в том, что благодаря
грамотно разработанной системе мотивации персонала на предприятии, можно значительно
повлиять на повышение конкурентоспособности предприятия.
Введение
Вопрос об определении понятия, факторах и инструментах развития
конкурентоспособности предприятия является одним из наиболее актуальных в
области управления предприятием в последние годы.
В сложившихся условиях развития экономики, растет необходимость
внедрения новых методов и подходов к контролю и обеспечению
эффективности управления предприятием. Одним из наиболее важных
показателей успешного функционирования предприятия является поддержание
и рост уровня его конкурентоспособности.
Работа каждого предприятия является многогранным и сложным
процессом. Уровень конкурентоспособности предприятия и возможности
развития бизнеса связаны с выполнением различных функций предприятия,
успешное завершение которых определяет результат его деятельности.
Предприятие успешно функционирует, когда у него развиты все направления в
комплексе: экономика и финансы, сбыт и маркетинг, производство и
технология, разработки и исследования. При этом носители и исполнители
большинства хозяйственных функций – сотрудники организации, то есть ее
персонал. Из этого следует, что управление персоналом и его мотивацией
являются значимыми составляющими функционирования предприятия.
В связи с этим существует необходимость изучения теоретических
основ и практических подходов к понятию «конкурентоспособность
предприятия» и инструментов, определяющих ее развитие. Одной из
важнейших проблем является разработка способов повышения эффективности
системы управления персоналом как одного из ключевых инструментов
обеспечения высокого уровня конкурентоспособности организации.
Для развития систем управления персоналом для обеспечения
конкурентоспособности организации требуется такой инструмент, как
мотивация, при помощи которого можно было бы повысить эффективность
существующей системы управления, а так же выявить пути ее дальнейшего10
усовершенствования. Поэтому владение таким инструментом, и понимание
путей и возможностей его использования в управленческой деятельности
рождает серьезные предпосылки для роста конкурентоспособности
организаций.
Актуальность и необходимость разработки способов мотивации и
направлений повышения эффективности управления персоналом предприятия в
целях обеспечения его конкурентоспособности объясняется наличием у
отечественных предприятий таких задач, как повышение уровня
производительности труда, рост отдачи от вложений в человеческий капитал,
развитие производства и методов управления персоналом в соответствии с
современными условиями рынка. Поэтому изучение направлений обеспечения
конкурентоспособности предприятия на основе повышения эффективности
мотивационной системы персонала имеет важное значение для науки и
практики в области управления хозяйствующими субъектами.
Цель исследования заключается в анализе существующей системы
мотивации персонала и разработка путей повышения ее эффективности как
инструмента развития конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены
следующие задачи:
- изучены теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- рассмотрена мотивация персонала как главный инструмент развития
конкурентоспособности предприятия;
- проанализирована существующая система мотивации персонала ООО
«Газпромнефть-Восток»;
- разработаны рекомендации по разработке программы
совершенствования системы мотивации персонала ООО «ГазпромнефтьВосток».
Объектом исследования является совокупность организационноэкономических отношений в области управления персоналом на предприятии
ООО «Газпромнефть-Восток».
Конкурентоспособность предприятия – это сравнительная
характеристика, которая выражает способность данного предприятия
осуществлять свою производственную деятельность эффективнее, в сравнении
с другими предприятиями той же отрасли. Конкурентоспособность – это
понятие относительное, так как одно предприятие является
конкурентоспособным только по сравнению с другим. Одним из главных
инструментов развития конкурентоспособности является мотивация персонала.
Мотивация играет ключевую роль в трудовой деятельности сотрудника.
Без нее трудовая деятельность не может осуществляться целесообразно. Но
мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой, вызывая
направленную или ненаправленную активность человека.
Эффективность мотивационной системы на практике во многом зависит
от органов управления предприятием, хотя за последние годы сделаны
определенные шаги к повышению роли самих предприятии к разработке
собственных систем мотивации, позволяющих на конкретном отрезке времени
воплощать в жизнь стоящие и перед предприятиями цели и задачи в рыночных
условиях.
На сегодняшний день не существует единых методов мотивации
персонала предприятия, которые были бы эффективны во все времена и при
любых обстоятельствах. Однако, каждый из методов, применяемых
руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления кадрами.
Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должен, в первую
очередь, определяться общей стратегией управления кадрами на предприятии,
которой следовала или желает следовать организация.
Исследовав часть менеджмента - мотивацию персонала, было
установлено, что мотивация существенно повышает производительность труда,
что влечёт увеличение прибыли.
Баташева М.А., Баташева Э.А. Конкурентоспособность
предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой
ученый. 2015. №21. С. 355-358.
2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной
конкуренции. М.: Прогресс. 1986. C.65-84.
3. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции:
реориентация теории стоимости. М.: Экономика, 1996. 393с.
4. Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб.: 2001.
230 с.
5. Кобилов А. Э., Хайдарова М. Ш. Человеческий капитал как
определитель роста // Молодой ученый. 2015. №14. С. 261-266.
6. Исаев А.А., Коршунова Т.М. Понятие
«конкурентоспособность предприятия»: проблема определения // Экономика и
предпринимательство. 2014. №6. С. 596–599.
7. Хамел Б., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание
рынков завтрашнего дня /Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. 352с.
8. Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. М. Квалиметрия
для всех: Учеб. Пособие. М.:ИД ИнформЗнание, 2012. 165 с.
9. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного
предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГЭА, 1997. 435с.
10. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью
организации: Практикум. М.: Маркет ДС, 2012. 208 с.
11. Данилов И.П. Проблемы кокурентоспособности
электротехнической продукции. М.: Пресс-сервис, 1997. 198с.
12. Портер М. Е. Конкурентное преимущество: Как достичь
высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. 2-е изд. М.:
Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.73
13. Щекотихина Е.А. Стратегический анализ конкурентов
организации // Интернет-журнал Науковедение. 2012. №4(13) С.22-27
14. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа
отраслей и конкурентов / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
15. Мишина Е. С., Рой Н. А. Анализ конкурентной стратегии М.
Портера — абсолютное лидерство в издержках // Молодой ученый. 2016. №23.
С. 260-262.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с анл. под общ. ред.
Пеньковой Е.Л. М.: ПРОГРЕСС, 1990. 346с.
17. Мишин Ю.В. Экономические основы организации
конкурентоспособного производства. М.: Изд. дом НОВЫЙ ВЕК, 2013. 156с.
18. Семенов А.В. Инновационные аспекты управления
корпоративными знаниями: Монография. М.: Издательство «Дашков и К»,
2013. 239 с.
19. Портер М. Международная конкуренция. М.:
Международные Отношения, 1993. 896 с.
20. Яшин Н.С. Исследование конкурентоспособности
промышленного предприятия: Методология и опыт: Дис....д.э.н. / Саратов,
1997. 273 с.
21. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление
организацией. М: Издательство «ИНФРА-М», 2016. 650 с.
22. Кулакова А.Ю., Костров А.С. Мотивация персонала в
организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №
6 С.18-25
23. Вдовиченко Д.В. Эффективные методы мотивации персонала
// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 С.11-16
24. Дез Д. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые
изменили мир. М.:«Олимп-Бизнес», 2014 г. 298 с.