ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФОТО- И ВИДЕОСЪЕМКИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ ... 8
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОТО И ВИДЕО
СЪЕМКИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА 8
1.2. Креолизованный текст в современных СМИ 13
1.3. Основные тренды в новейшем медиа праве 23
1.4 Свобода слова и ответственность журналиста 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ СМИ НА СОБЛЮДЕНИЕ
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ НОРМ 41
2.1 Разбор редакций, подвергнутых анализу 41
2.2. Анализ статей интернет-портала Lenta.ru 51
2.3 Анализ материалов издания Meduza 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Постоянный поток информации, который с каждым днем только увеличивает свой поток, заставляет современные СМИ вечно спешить и передавать информацию быстрее и интереснее, опасаясь потери ее актуальности. Чем быстрее газета или телевидение донесут информацию до своей аудитории, тем большее освещение она получит. Скорость, с другой стороны, напрямую влияет на качество. Средства массовой информации часто игнорируют Кодекс журналиста, принятый Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года. (Москва).
Профессионализм журналиста заключается в том, что он ставит правду выше себя. Острое чувство справедливости, готовность защищать интересы народа, высокая нравственность — вот главные качества журналиста. Все это не может обходится без соблюдения Кодекса профессиональной этики. В конце концов, средства массовой информации не только формируют повестку дня, они влияют на общественное мнение, пропагандируют определенные моральные ценности и модели поведения.
По данным ФОМ, большинство респондентов (57%) считают, что российские СМИ освещают происходящие в стране события объективно, 29% считают, что это предвзято; в то же время, с прошлого года доля последних увеличилась на 5 п. п. Каждый четвертый россиянин уверен, что СМИ сообщают не всю имеющуюся у них информацию. Тем не менее, большинство согласны с тем, что есть темы, которые могут быть оставлены в общественных интересах. Треть респондентов считают допустимым искажение информации. В связи с высоким доверием общественности к телевидению и Интернету их ответственность перед аудиторией также возрастает.
Также повышаются профессиональные и этические требования к медиа данным. В первую очередь это связано с их специфическими особенностями. Но в то же время, как отмечают Дмитрий Бутер и Антонина Зиновенко: «Несмотря на большое количество монографий и статей, посвященных регулированию в интернете и интернет-СМИ, специфика работы журналиста в сети с точки зрения права и этики малоисследована» [Бутер, 2014]. Да, у журналистов существует кодекс, но некоторые интернет издательства, считают, похоже, что на них правила не распространяются и в погоне за сенсацией не гнушаются нарушать правила, прописанные в кодексе. Интернет-журналистика достаточно молодое и перспективное направление, но, к сожалению, она на практике плохо регулируется.
Что касается свободы слова, в эпоху мультимедиа изображения и видео стали основной смысловой единицей, смещающей текст с этого места: они задают тему, тон текста и служат доказательством. Один видеофайл или фото полностью меняет отношение читателя к материалу, и довольно часто для эмоционального контакта оригинальные фотографии редактируются в пользу большей эмпатической связи. По словам Насима Мансурова, профессионального фотографа и основателя Photography Life: «Учитывая, насколько важны фото, никакое редактирование недопустимо. Это касается документальных фотографий, любых репортажей, а также, на мой взгляд, уличной фотографии. Когда мы видим фотографии людей, страдают они или нет, мы хотим верить в то, что видим. Такие фотографии становятся историей, мы не можем позволить, чтобы они искажали факты».
Тоже можно сказать и видео съемке. Если рассматривать вопрос важности фото в журналистике со стороны Насима Мансурова, то, на мой взгляд, можно упустить несколько особенностей фото и видео. Довольно часто благодаря использованию медиаконтента статья получает новый смысл. По моему мнению, это одно из проявлений свободы творчества: создание новых смыслов или обзор того, о чем нельзя говорить напрямую в самом тексте.
Конечно, говорить только положительно о такой особенности в использовании фото и видео нельзя, но и относиться полностью негативно невозможно. Я считаю, если фото и видео не нарушают закон и кодекс журналистики, они имеют право быть.
Если же рассматривать с юридической точки зрения вопрос о записи видео или фотоматериалов, то стоит обратиться к статье 29 Конституции РФ: «закреплено право граждан свободно искать, собирать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем». Фото- и видеосъемка входят в это право. В целом можно сказать, что есть три сферы, где съемка ограничена:
1. сфера государственной тайны (например, военные и «режимные» объекты);
2. сфера коммерческой тайны и интеллектуальной собственности (например, нельзя снимать уникальные технологии, которые предприятие хранит в тайне);
3. сфера частной жизни (нельзя без разрешения снимать частные владения, квартиру и т. п.).
Из этого следует, что отсутствие исследований по данному вопросу и отсутствие общего кодекса профессиональной этики, который регулировал бы поведение журналиста в сети, культуру взаимодействия с онлайн-источниками информации, интернет-аудиторией и т.д., также может привести к ошибкам и конфликтам в области профессиональной этики. Актуальность темы заключается в границе между творческой деятельностью и правовыми нормами.
Новизна темы заключается:
1. В работе проанализирована работа интернет СМИ на соблюдение правовых норм и журналисткой этике;
2. разработана схема анализа интернет СМИ;
3. выявлены и разобраны вопиющие нарушения кодекса журналиста и юридические нарушения прав.
Степень изученности проблемы: состояние сетевых СМИ на современном этапе развития отечественной журналистики описывает Е.В. Шапкина в монографии «Интернет в системе СМИ и особенности его восприятия в общественном сознании». Видовые особенности Интернет- СМИ рассмотрены Н.К. Синдюковым в публикации «Интернет-СМИ и особенности их функционирования».
Объектом исследования выступает новостная журналистика в сетевых новостных материалах.
Предметом - соблюдение профессионально-этических и правовых норм в сетевых новостных материалах.
Цель данной работы заключается в анализе СМИ и наблюдении в соблюдения профессионально-этических норм в сетевых и телевизионных новостных сообщениях и в ходе исследования выявить, где свобода творчества, а где нарушение юридических прав и норм.
Для достижения поставленной цели исследования, были последующие задачи:
1. Изучить научную литературу, для получения объективного мнения на тему: свобода творчества.
2. Исследовать грань между творчеством и профессиональной этикой.
3. Проанализировать современные СМИ на соблюдение юридических и профессионально-этических норм.
4. Дать анализ новостных публикаций, а именно фото и видео материалов Интернета на соблюдение законов УК РФ и кодекса журналистики.
В заключении дипломной работы, я хочу подвести итоги проведенного исследования. Для начала стоит еще раз сказать, что роль фотографии в современных средствах массовой информации трудно переоценить. Так как она является основой всех интернет -изданий. Современные средства массовой информации, а тем более диджитал значительно сокращают объем информации, представленной в текстовом формате. Сейчас текст идет, зачастую, в максимально сжатой форме и только поясняет и дополняет фотографию, которая представлена под заголовком. Креолизованный текст служит инструментом упрощения. Такие тексты легче подготовить к публикации и в целом он проще воспринимается читателем, что выгодно и редакции, и читателю, который не тратит много времени на освоение информации.
Из этого можно подчеркнуть не мало важную особенность таких текстов-оперативность. Оперативный способ передачи информации, который весьма легко реализовать благодаря современным технологиям, является весьма прибыльным, но из-за своей скорости, он является достаточно опасным для авторов. Не забывайте о важности объективности. Технологии продвинулась далеко вперед и ввести читателя в заблуждение стало чрезмерно просто. В это время продолжается законодательное ужесточение порядка распространения в обществе экстремистской, недостоверной и оскорбительной информации.
Количество правовых норм в этой сфере растет, государство на законодательном уровне требует все быстрее выполнять решения по удалению нежелательной информации и все строже наказывает тех, кто не выполняет такие решения. Оперативность играет злую шутку с журналистами, которые хотят одними из первых сообщить о новости. Ошибка автору может обойтись ударом как по репутации, так и по кошельку. Если же вам удастся обойти все подводные камни современной правовой системы, то, возможно, вас могут осудить коллеги по цеху за несоблюдение кодекса журналиста, которым, как я заметил, пренебрегают в большинстве случаев.
Целью данной работы является анализ средств массовой информации и наблюдение за соблюдением профессиональных и этических норм в репортажах и материал сетевых СМИ, а также в ходе исследования выявить, где находится свобода творчества, а где нарушение законных прав и норм. В работе представлен подробный анализ темы, начиная от тенденций современных сми и заканчивая раскрытием темы, что же такое свобода творчества в журналистике и как она проявляется. Исходя из выше написанного, я могу сделать вывод, что свобода творчества зачастую находится на грани с правовыми нормами. Соблюдение обоих граней, от автора требует быть хорошо подкованным в обеих темах. Для того, чтобы не быть голословным была поставлена задача: изучить научную литературу, для получения объективного мнения на тему: свобода творчества.
Была проделана большая работа по изучению литературы. На основе полученных знаний мною была составлен план, для анализа материалов, которая позволит максимально четко провести грань между свободой творчества и правовыми нормами:
1. Определение свободы творчества - анализ материала на предмет содержания скрытых смыслов, которые вложил автор и смысловой нагрузки в целом.
2. Соблюдение правовых норм - Проанализировать материалы на соблюдение правовых норм и при обнаружение таковых, указать на их наличие и предложить методы решения этой проблемы.
3. Соблюдения кодекса - проверить автора на соблюдение кодекса профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России.
Из этого можно сделать вывод, что вторая поставленная задача, которая звучит как: “Исследовать грань между творчеством и
профессиональной этикой”, выполнена. Из работы можно увидеть, что, даже опираясь на научные труды, довольно трудно прочертить эту самую грань. Используя фотографии или видеоматериалы можно грамотно обходить право и профессиональную этику по средствам свободы творчества. Автор может внести скрытый смысл в любой материал, который сложно различить и сможет сделать это абсолютно безнаказанно, так как под нарушения права, просто нельзя приводить субъективные аргументы. Примеры таких обходов я поставил себе в задачи и дал анализ новостных публикаций, а именно фото и видео материалов из двух интернет-изданий на соблюдение законов УК РФ, свободы слова и кодекса журналистики.
Анализ материалов я начал с приведения полной информации по двум интернет СМИ: Lenta.ru и Meduza. Зная основную информацию о редакциях, можно грамотно изучить сами сайты и уже по предварительной информации понять, где искать нарушения и предположить какие именно нарушения выявлять. Так, например в издании Meduza я сразу же обратил внимание на раздел “Шапито”. И не ошибся. По итогам анализа было выявлено много правовых нарушений, за частую-это оскорбление власти по средством высмеивания.
Так же сплошь и рядом есть нарушения журналистского кодекса, это проявляется в том, что автор нарушает одно из самых важных правил: журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он должен прилагать все усилия, чтобы избежать причинения ущерба кому-либо своей неполнотой или неточностью, умышленным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложной информации. В случае Meduz’ы, авторы не указываются, и они не отвечают за сказанное, что по моему мнению, не допустимо. В lenta.ru нарушения схожи, хотя есть и более серьезные, такие как присутствует использование фотографий без разрешения их владельцев и огромное количество субъективных суждений, где журналисты часто позволяют себе лишнее, а точнее косвенные или же прямые оскорбления.
Подытожим. Все цели, которые были поставлены, я считаю были выполнены, а задачи были реализованы. По моему мнению я доказал новизну данной темы, потому что в работе проанализирована работа интернет СМИ на соблюдение правовых норм и журналисткой этике и разработана схема анализа интернет СМИ. Так как сама тема диплома подразумевает, что провести четкую грань между свободой творчества и правом довольно сложно, я постарался показать эту грань и раскрыть все её аспекты. Соблюдение профессионально-этических и правовых норм в сетевых новостных материалах для меня является самым важным и в итоге я приложил все усилия, чтобы показать огрехи и ошибки автор на примере их собственных материалов.
1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. вузов. М.: Академия, 2003. 128 с.
2. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учебное
пособие. М.: Издательство Московского государственного
университета, 1999. 224 с.
3. Авраамов Д. С. С нравственных позиций: анализ газетной практики. М.: Мысль, 1981. 158 с.
4. Акчурин Д. Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 1985. 21 с.
5. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 142 с.
6. Анненков А. И. Представления о реально должном в профессиональной журналистской морали: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2004. 24 с.
7. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали: опыт
концептуальности // Вопросы философии. 2006. № 5. С. 3-17.
8. Апресян Р. Г. Профессиональная, прикладная и практическая этики
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/apr.html (дата обращения: 15.05.2021).
9. Апресян Р. Г. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики / Р. Г. Апресян, И. А. Шамов // Вопросы философии. 2005. № 7. С. 159-163.
10. Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб: П.П. Гершунин и К, 1903. 264 с.
11. Артемова М. Г. Политическая пресс-фотография в информационноаналитическом еженедельном журнале: социальные факторы
восприятия: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10. СПб., 2004. 21 с.
12. Асадуллин Р. М. Новые ориентиры развития профессионального образования / Р. М. Асадуллин, Л. И. Васильев, В. Г. Иванов. Уфа: Вагант, 2008. 132 с.
13. Бабочиева М. Л. Профессия «Связи с общественностью» в социально-профессиональной структуре общества: автореф. дис. ... канд. полит. Наук: 10.01.10, 22.00.04 СПб., 2006. 19 с.
14. Бакштановский В. И. Введение в прикладную этику / В. И.
Бакштановский, Ю. В. Согомонов. Тюмень: Издательство НИИ
прикладной этики нефтегазового университета, 2006. 392 с.
15. Бакштановский В. И. Моральный выбор журналиста / В. И.
Бакштановский, Ю. В. Согомонов. Тюмень: Центр прикладной
этики, 2002. 448 с.
16. Балмаева С. Д. Современный журналист: универсальность и ответственность // Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 130133.
17. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы
фотожурналистики: лекции. М.: Издательство Московского
государственного университета, 1981. 64 с.
18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
19. Белкин И. Репортаж с фотожабой [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://photo-element.ru/scandals/blogs/blogs.html (дата
обращения: 15.04.2021).
20. Березин В. М. Фотожурналистика: учеб. Пособие. М.: РУДН, 2006. 159 с.
21. Березин В. М. Фотожурналистика: учебное пособие. М.:
Издательство Российского университета дружбы народов, 2006. 159 с.
22. Бляхер Л. Е. Социальная ответственность журналиста в различных политических системах // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2010. № 2. С. 113-116.
23. Бодалев А. А. Психология общения. М.: Издательство Институт практической психологии, 1996. 256 с.
24. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М.- Ростов-н/Д: Учитель, 1999. 560 с.
25. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия / отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
26. Брандт Г. А. Преодоление морали или парадоксы «нравственного искусства» / Г. А. Брандт, А. М. Лобок. М.: Знание, 1990. 64 с.
27. Бузаева Е. Г. Сущность и основные типы корпоративной культуры // Экономическая политика: поиски и достижения. 2000. № 1. С. 125131.
28. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста. М.: Мысль, 1985. 140 с.
29. Вайнонен Н. Писан ли закон для рынка информации? // Журналист. 1997. № 9. С. 48.
30. Валеева 3. Р. Нравственное отчуждение: социально-философский
очерк. Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского
государственного университета, 2007. 112 с.
31. Валитов О. К. Социально-философский анализ проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях.
Нефтекамск: Редакционно-издательский центр Башкирского
государственного университета, 2004. 289 с.
32. Вартанов А. С. Образные ресурсы фотопублицистики: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 1989. 42 с.
33. Скороходова Е. Ю. Теория нормы и её реализация в текстах современных средств массовой информации. М.: Прометей, 2006. 212 с
34. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть 3: Философия духа: В 3 т. М.: Мысль, 1956. Т. 1. С. 291
35. Гукетлова Д.М. Государственно-правовое регулирование
функционирования средств массовой информации в России : автореф. дис. ... канд. юрид.наук : 12.00.02 /Д.М. Гукетлова.
Волгоград, 2005, 27 с.
36. Громова Н. С. Креолизация текстов печатных СМИ как способ манипуляции адресатом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). Ч. 1. С. 59-63.
37. Дубовицкая Л. В. Феномен креолизованного текста (на материале креолизованных текстов письменной коммуникации): дисс. ... к. филол. н. М., 2013. 161 с..
38. Волкова В. В. Медиадизайн: постановка проблемы // Дизайн СМИ: тренды XXI века: материалы IV Междунар. науч. -практ. конф. 2014. С. 13-18.
39. Вторая реальность: сб. ст. по проблемам фотографии и
фотожурналистики. СПб.: СПбГУ, 1999. 58 с.
40. Гурьева М. М. Повседневная фотография в современном культурном контексте: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. СПб., 2009. 168 с.
41. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М.: Юридическая литература, 1992. 6 c.
42. Захаркин Д. Место фотографии в современной прессе. Этические аспекты фотожурналистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://foto-moment.narod.ru/foto.html (дата обращения: 30.04.2021)
43. Киреева И. В. Этические регуляторы СМИ: английский вариант и российские реалии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: филология. 2003. № 1. С. 161-169.
44. Кодекс профессиональной этики журналиста (принят Первым
съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://continent-online.com/Document/7doc id=30353759#pos=4;-28 (дата обращения: 26.04.2021).
45. Конюшкина А. Ю. Проблемы определения границ
конституционного права человека на свободу творчества // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 43-46.
46. Скороходова Е. Ю. Использование некодифицированной лексики в текстах СМИ // Филологические науки. 2006.№ 3. С. 100-108.
47. Корда О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: автореф. дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2013. 20 с.
48. Максименко О. И. Поликодовый уз креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». 2012. № 2. С. 93-101.
49. Махнин П. Н. Психолингвистические аспекты воздействия
рекламных текстов: автореф. дисс. ... к. филол. Н. М., 2005. 20 с.
50. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 15.01.2021).
51. П.Архипов С. В. Свобода печати и социальная ответственность журналистики. Владикавказ: Издательство Северо-Осетинского государственного университета, 2010. 231 с.
52. Пьянов Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие: в 2 ч. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. 391 с.
53. Ромакина М. Фотожурналистика: за гранью документального // Меди@льманах. 2010. № 3. С. 46-50.
54. Сазанникова Е. В. Содержание свободы творчества в российском законодательстве // Журнал российского права. 2009. № 5. С. 52-59.
55. Семенова Д. В. Проблемы определения понятия, содержания и юридической природы конституционного права человека на свободу художественного творчества в Российской Федерации // Современное право. 2009. № 7. С. 77-81.
56. Ситников В. П. Мир глазами фотографа // Вестник Московского университета. Журналистика. 2004. № 4. С. 24-29
57. Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско- психологический и творческий аспекты): автореф. дис. ... доктора филологических наук: 10.01.10. Краснодар, 2000. 45 с.
58. Фактор Л. Фотожурналистика сегодня: Интервью с Арпадом Гереши, директором Фонда World Press Photo [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.photographer.ru/cult/practice/161.htm (дата обращения: 28.04.2021).
59. Хартия телерадиовещателей [Электронный ресурс] // Режим
доступа: https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-
praktika/dokumenty/756 (дата обращения: 28.04.2021). Юрков А. А. Этика журналистского творчества. СПб.: С.-Петерб. Ун-та, 2003. 200 с.
60. Шевченко В. Е. Концепщя в1зуал1зацп журнального контенту в систем! наукових поглядхв у галуз1 сощальних комушкацш: автореф. дис. ... д-ра наук 1з соц. комушкацш: 27.00.01. Киев, 2014. 21 с.
61. Boerdam J. Family photographs: a sociological approach / J. Boerdam, W.O. Martinius // Netherlands' j. of sociology. Amsterdam, 1980. Vol. 16. № 2. P. 95-119.
62. Lengler R. Towards a periodic table of visualization methods for
management / R. Lengler, M. J. Eppler. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.pdf
(дата обращения: 16.05.2021).
63. Ware C. Information visualization: perception for design. Waltham: Morgan Kaufmann, 2013. 537 p.
Эмпирическая база
1. Путин и Лукашенко встретились в Сочи. Провластные СМИ - в восторге от президентов и дельфинов. В соцсетях - мемы о любви и «Титанике». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://meduza.io/shapito/2021/05/30/putin-i-lukashenko-vstretilis- v-sochi-provlastnye-smi-v-vostorge-ot-prezidentov-i-delfinov-v- sotssetyah-memy-s-progulkoy-na-yahte-i-titanikom (дата
обращения 1.06.2021)
3. Общенародная мобилизация в «Единую Россию» В партии
власти начались праймериз - важный ритуал, от которого зависит состав новой Госдумы. Бюджетники по всей стране жалуются, что их заставляют голосовать. [Электронный ресурс]//Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2021/05/25/obschenarodnaya- mobilizatsiya-v-edinuyu-rossiyu (дата обращения 1.06.2021)
4. В Индии королевская кобра узнала, что чувствуют россияне
при отключении горячей воды. И ей понравилось. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://meduza.io/shapito/2021/05/24/v-indii-korolevskaya-kobra- uznala-chto-chuvstvuyut-rossiyane-pri-otklyuchenii-goryachey- vody-i-ey-ponravilos (дата обращения 1.06.2021)
5. Сломавшего ногу Байдена высмеяли в мемах [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2020/11/30/biden memes/ (дата обращения 1.06.2021)
6. «Порешить этих тварей на месте!» Нищие старики, злоба и
отчаяние. Чем живут православные на Украине [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://lenta.ru/articles/2019/03/15/church report/ (дата
обращения 1.06.2021)
7. В России оценили необходимость закона о «приземлении» IT- гигантов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/news/2021/05/27/offices/ (дата обращения 1.06.2021)