Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологический портрет сотрудников МЧС

Работа №90359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические подходы к изучению личностных
качеств сотрудников МЧС 7
1.1. Изучение профессионально - важных качеств в психологической науке..7
1.2. Условия государственной службы, формирующие определенные
личностные характеристики у сотрудников МЧС 21
1.3. Психологический портрет мужчин зрелого возраста 38
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных качеств сотрудников
МЧС с разным стажем работы 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Результаты исследования личностных качеств сотрудников МЧС
с разным стажем работы 61
Заключение 73
Список литературы 74
Приложение

Актуальность исследования. В настоящее время изучение человека в трудовой деятельности выступает приоритетной задачей организационной психологии. Б. И. Беспалов (2014) выделяет два основных подхода к пониманию «психологического ресурса» деятельности человека - это деятельностный и компетентностный подходы, оба эти подхода друг друга взаимодополняют.
Деятельностный подход представлен в трудах психолога А. Н. Леонтьева (1975), где деятельность - это форма осмысленного (психологического) взаимодействия человека с миром, она побуждается и направляется предметами и потребностями (мотивами).
Компетентностный подход описан в книге С. М. Спенсера (2005), где автор вводит понятие «базовое качество» личности необходимое в деятельности, которое определяется через устойчивую совокупность свойств человека реализуемые в поведении, в ситуациях решения рабочих задач. Данное определение позволяет увидеть соответствие с понятием «профессионально - важные качества» (далее ПВК), где ПВК - выступает как система мотивационных, личностных и индивидуально - типологических свойств человека включающая в себя профессиональные ценности и способы выстраивания коммуникаций в профессии.
В. Д. Шадриков (1996) выделяет ПВК как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность в определенной деятельности или успешность усвоения операций, стандартов работы.
В. А. Бодров (2001) конкретизирует составляющие ПВК «совокупность психологических качеств личности и физиологических характеристик человека, определяющих успешность обучения и реальной деятельности».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для конкретной деятельности возможен особенный набор индивидуально - типологических качеств личности, способствующих лучшему выполнению должностных обязанностей, поэтому целью работы будет выделение ПВК работников МЧС.
В научной литературе есть ряд работ, которые посвящены описанию особенностей профессиональной деятельности и психофизиологических особенностей работников МЧС - это работы И. Г. Чурсина, В. И. Медведева, И. Н. Ефановой, М. И. Марьина и др.
Под профессиональным становлением личности Э.Ф. Зеер понимал «часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений, до окончания активной профессиональной деятельности». Работа сотрудников МЧС проходит в экстремальных ситуациях, и такие условия могут повлиять на изменение личностных характеристик. Изучить и показать изменения этих индивидуально-типологических особенностей сотрудников МЧС и стало актуальным для нашего исследования.
Цель исследования - индивидуально - психологические особенности личности сотрудников МЧС с разным стажем работы.
Объект исследования - индивидуально - психологические особенности личности.
Предмет исследования - изучить индивидуально - психологические особенности сотрудников МЧС.
Исходя из цели нашего исследования, мы поставили следующие задачи:
1. Изучить существующие теоретико - методологические подходы исследования личностных качеств сотрудников МЧС.
2. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий исследования
3. Описать и проанализировать результаты исследования личностных качеств сотрудников МЧС с разным стажем работы.
Гипотезы нашего исследования строились на предположении о том, что объективные условия профессиональной деятельности (стаж работы, условия организации труда и др.) определяют особенности личностных характеристик сотрудников МЧС.
- Возможно, специфика факторной структуры у сотрудников МЧС предполагает наличие общих факторов для групп сотрудников и зависит от стажа работы в МЧС.
Изучение особенностей профессии и психофизических особенностей сотрудников встречается в работах В. И. Медведева, М. И. Марьина, М. В. Леви, Г. О. Нецкого и других.
Работы, повлиявшие на формирование и развитие психологического портрета, были представлены российскими учеными В. С. Агеевой, К. А. Абульхановой - Славской, Б. Г. Ананьевым, Г. М. Андреевой и другими.
Подходы по изучению профессионально важных качеств личности были представлены в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Э. Ф. Зеера, А. В. Осипова, Н. С. Пряжникова. Психологический портрет сотрудников был изучен Т. В. Абрамовым, В. И. Дутовым, И. Н. Ефановым и другими.
Изучением профессионального становления сотрудников МЧС России занимались Т. Б. Ванеева, Ю. Г. Баскин, Г. В. Курсонов, Н. Г. Берденникова и другие.
Изучение личностных качеств можно увидеть в работах известных психологов: З. Фрейд, К. Г. Юнг, Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Дж. Келли, А. Маслоу и другие.
Теоретико - методологические основания работы:
Методология данного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев), системно - стилевая концепция личности (Б. Б. Коссов).
Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов);
- представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн);
- акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Степанова);
- принципы и теоретические основы организации психологического обеспечения в МЧС России (М. И. Марьин, В. Ю. Рыбников, Ю. С. Шойгу);
- нормативные документы федерального и ведомственного уровня в области обеспечения пожарной безопасности и прохождения службы в ГПС МЧС России.
Методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) тестирование проходило по методикам: методика многостороннего исследования личности (автор Ф.Б. Березин), многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 «PF форма «С», методика интеллектуальная лабильность (в модификации
С. Н Костроминой), тест - опросник описания поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной).
3. Методы математико - статистической обработки данных (Критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 23.0».
Эмпирическая база и выборка исследования.
В исследовании приняли участие сотрудники пожарной службы (далее сотрудники МЧС) мужчины в должности «пожарный» в составе 70 человек, в возрасте от 25 лет. Исследование было проведено на базе ФГКУ ФПС по Алтайскому краю города Барнаул.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В ходе исследования мы проанализировали теоретические подходы к изучению личностных качеств сотрудников МЧС. Разработали методические рекомендации по карьерному консультированию для сотрудников МЧС, подобрали инструментарий. Эмпирически определили личностные характеристики сотрудников МЧС, с разным стажем работы. Так же в ходе статистического анализа данных подтвердилась гипотеза о том, что объективные условия профессиональной деятельности (стаж работы, условия организации труда и др.) определяют особенности личностных характеристик сотрудников МЧС.
Так же частично была доказана гипотеза о том, что:
возможно, специфика факторной структуры у сотрудников МЧС предполагает наличие общих факторов для групп сотрудников и зависит от стажа работы в МЧС.



1. Абрамова В. Н. Психологические методы работы с кадрами на АЭС. М.: Энергоатомиздат, 1988. 192 с.
2. Авдеев В. В. Психотехнология решений проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. 275 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Спб.: Питер, 2001. 122. 135.
4. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 162 с.
5. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям М.: Владос Пресс, 2000. 176 с.
6. Арапов Е. Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны. М.: ВНИИПО, 1972. 110 с.
7. Беспалов Б. И. Психодиагностика профессионально - важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01» // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 1998. №3. 79 с.
8. Бобровницкая М. М., Голубева О. Ю., Коняева Т. Н., Шойгу Ю. С.
Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России [Электронный ресурс] // Государственное учреждение «Центр экстренной психологической помощи МЧС России».2006. С. 219¬256. 208 с. URL: https://topuch.ru/rukovodstvo-po-professionalenomu-
psihologiches-komu-otboru-v-si/index.html (дата обращения: 10.03.2020).
9. Бовин Б. Г., Марьин М. И., Кокурин А. В., Славинская Ю. В., Раков А. М., Киселева Е. А., Васищев А. А., Морозов В. И., Дутов В. И., Мокрецов А. И., Красов Д. А. Экстремальная психология в особых условиях деятельности. М.: ФКУ НИИ ФСИН, 2015. 302 с.
10. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2006. 223 с.
11. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. М.: ИП РАН, 2006. 98 с.
12. Бодров В. А., Бессонова Ю. В. Развитие профессиональной
мотивации спасателей. М.: ИП РАН, 2005. 45 с.
13. Бондаренко Л. Ю., Дутов В. И., Тербнёв В. В. Медцинская подготовка пожарных - спасателей. М.: Издательство «Центр пропаганды», 2008. 86 с.
14. Глэддинг С. Психологическое консультирование. Спб.: Питер 4 - е изд., 2002. 73 с.
15. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало: Издательский дом «Техника молодежи», 1996. 320 с.
16. Григорьева М. В. Психология труда. М.: Высшее образование, 2006. 112 с.
17. Дежкина Ю. А. Развитие профессиональных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе их профессионализации [Электронный ресурс] //дисс. ... канд. псих. наук. 2000, 98 с. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalno-vazhnykh- kachestv-sotrudnikov-go sudarstvennoi-protivopozharnoi-sluz (дата обращения: 15.04.2020).
18. Деркач А. А. Методолого - прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. 168 с.
19. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого - акмеологические основы). М.: РАГС, 1998. 267 с.
20. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 224 с.
21. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект 3 - е изд., 2005. 105 c. C. 107-110. C. 110¬
111.
22. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Зольников А. П.Практикум по психологии профессий. М.: РГППУ, 2002. 54 с.
23. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. С. 35-36.
24. Иванова Е. М. Основы психологического изучения професиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 40 с. 208 с.
25. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла // Практикум по психодиагностике. 2001. C. 99-102.
26. Карелин А. А. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [Электронный ресурс] // Психологические тесты. 2001. 69 с. C. 70 -77.URL: http://www.gurutestov.ru/test/110/(дата обращения: 07.02.2018).
27. Касьянов С. А. Методика «Интеллектуальная лабильность» [Электронный ресурс] //Психологические тесты. 2006. С. 553-556. URL: https:// testoteka.narod.ru/ int/1/02.html (дата обращения: 25.03.2020).
28. Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019. 52 с.
29. Климов Е. А. Психология професионала. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. 98 с.
30. Клищевская М. В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности. М.: Вестник МГУ №4, 1999. 62 с.
31. Ковалев А. Г. Психология личности. Л.: ЛГУ, 1963. 234 с.
32. Короленко Ц. П. Психология человека в экстремальных условиях. Л: Медицина, 1978. 271 с.
33. Коссов Б. Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психологический журнал. 1985. С. 12-13. C. 15-17.
34. Коссов Б. Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 85 c.
35. Кочетков М. В. Профессионально важные качества, обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2006. С. 11-14.
36. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004. 344 с.
37. Кудрявцев Т. В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Психологические основы професионально технического обучения. 1988. 13 с.
38. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Издательство МГУ, 1971. 40 с.
39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 306 с.
40. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. Междунар. гуман. фонд «Знание», 1996. С 18-21.
41. Марьин М. И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных // Психологический журнал. 1990. Том 11, № 1. С. 102-103.
42. Марьин М. И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: пособие. М.: ВНИИПО, 1998. С 114-115.
43. Марьин М. И., Ефанова И. Н., Поляков М. Н. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России. М.: ВНИИПО, 1998. 132 с.
44. Марьин М. И., Ефанова И. Н., Бобринев Е. В., Галкина Е. Ю., Ловчан С. И., Поляков М. Н., Дутов В. И., Бовин Б. Г., Дмитрив Р. А. Психологический отбор кандидатов на службу ГПС МЧС России: методические рекомендации. М.: ВНИИПО, 2000. 108 с.
45. Осипов А. В. Профессионально - важные качества сотрудников пожарно - спасательных формирований на разных этапах профессионального становления [Электронный ресурс] // дис. ... канд. псих. наук. 2009. С. 65-67. 64 с. URL: https://www.disercat.com/content/professionalno-vazhnye-kachestva- sotrudnikov-pozharno-spasatelnykh-formirovanii-na-razhykh (дата обращения: 15.04.2020).
46. Павлова М. В., Матафонова Т. Ю., Кузнецова Т. Ю., Шойгу Ю. С., Елисеева И. Н., Гуренкова Н. Т. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. М.: Смысл, 2007. 319 с.
47. Поцепина И. Ю. Особенности профессионально - важных качеств психолога как системообразующего компонента профессиональной компетенции у будущих специалистов МЧС России // Мир науки, культуры, образования. 2014. С. 240-241.
48. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство ИПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 126 с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Спб.: Издательство «Питер», 2002. 157 с.
50. Рубинштейн Л. С. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности. М.: Издательство МГУ, 1985. 101 с.
51. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. Л.: Издательство ЛУ, 1990. 85 с.
52. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 5с.
53. Самонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь: Звезда, 2004. 91 с. 594 c.
54. Северин Н. Н., Дамаев Е. В. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Научно - теоретический журнал «Ученые записки». 2011. Том 80, № 10. 166 с.
55. Соколков Е. А. Профессиональное становление личности специалиста М.: Университетская книга, 2009. 98 с.
56. Титаренко М. С., Шклярук С. П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков. В.: Вестник Спб ГПС МЧС России №3, 2010. С. 84-86.
57. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. Спб: Питер, 2005. 37 с.
58. Федеральный закон «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995г. N 151-ФЗ // Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года. М.: Кремль, 1995.
59. Фетисов В. Н. Психолого педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1992. 162 с.
60. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 226 с.
61. Шадриков В. Д. Психология производственого обучения. Ярославль: Издательство ЯГПИ, 1974. 24 с.
62. Шелепова Е. С. В проблеме профессионально - важных качеств субъекта трудовой деятельности. Тверь: ТГУ, 2007. 88 с. 91 с.
63. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... д-ра психол. наук. Спб., 2009. 58 с.
64. Шойгу Ю. С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. Том 7, №1. С. 131-132.
65. Элкинд Д., Эриксон Э. 8 стадий человеческой жизни. М.: Когнито - центр, 1996. 56 с. 70 с.
66. Яроцкий А. И. Эмоции человека в нормальных и стрессорных условиях. Гродно: ГрГУ, 2001. 494 с.
67. Bryan T.S. 5 Qualities of a Successful Firefighter Posted [Электронный ресурс] // Firehouse. 2013. URL: https://firefightertoolbox.com/the-5-steps-to- success-as-a-firefighter/(дата обращения: 05.05.2020).
68. Herbert R. The Psychology of the Firefighter Published [Электронный ресурс] // Association for psychological science. 2015. URL: https://www.psycho- logicalscience.org/news/were-only-human/the-psychology-of-the firefighter.html (дата обращения: 10.05.2020).
69. Sheldon K. M., Kasser T. Getting older, getting better? Personal strivings and psychological maturity across the life span. Developmental Psychology. 2001. No. 4. P. 491-501.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ