ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Общие представления об адаптации к учебной деятельности 7
1.1.1. Адаптогенные факторы 9
1.1.2. Механизмы адаптации 11
1.2. Факторы, определяющие успешность адаптации к учебной
деятельности 13
1.2.1. Напряжение регуляторных механизмов 14
1.2.2. Когнитивные функции 15
1.2.3. Индивидуальные особенности 17
1.3. Методы повышения адаптационных возможностей 20
1.3.1. Творческие подходы 21
1.3.2. Медитативные практики 21
1.3.3. Физическая активность 22
1.3.4. Внешнее биологическое управление 22
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Контингент исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Дизайн исследования 30
2.4. Календарный план проекта 30
2.5. Описание бюджета исследования 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Адаптация к учебной деятельности и ее успешность определяют становление профессионала. Адаптация к учебной деятельности вызывала интерес на протяжении многих лет, но в последнее время эта проблема обострилась, за счет того, что возросли плотность информационного потока, его семантическая составляющая, хронический стресс и напряженный ритм жизни. Все эти факторы стали воздействовать на организм сильнее (Ижевская, 2009). Адаптация к учебной деятельности возникает не только у школьников и студентов, но и у любых обучающихся людей в соответствии с концепцией непрерывного образования. В результате адаптации к учебным нагрузкам происходят перестройка функций, переход их на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию внешней среды (Калмакова, 2014). По мнению Ж. В. Горькой (2016), учебная адаптация определяет успешность обучения.
Процесс адаптации к учебной деятельности включает в себя такие аспекты, как адаптацию к информационному компоненту, адаптацию к нервно-эмоциональному напряжению. В значительной степени эти аспекты зависят от когнитивных возможностей и индивидуальных особенностей. На наш взгляд, ключевая роль принадлежит когнитивным способностям, так как они определяют скорость переработки информации. В связи с чем мы предполагаем, что именно изменение когнитивных способностей и скорости обработки информации может оказать наиболее мощное воздействие на улучшение адаптационных возможностей к учебной деятельности. Угнетение когнитивных возможностей происходит при стрессе, высокой тревожности и высоком эмоциональном напряжении, следовательно, для улучшения этих возможностей подходят способы, которые снижают уровень тревоги, стресса и нервно-эмоционального напряжения (Барсукова, 2016). Традиционно для этого использовали физическую активность, психологические тренинги, медитацию и так далее (Черепов, 2005). Но их эффективность оказалась недостаточно высока, в связи с чем поиск способов, улучшающих когнитивные функции и расширяющих индивидуальные адаптационные ресурсы мозга не утрачивает своей актуальности. Согласно накопленным в литературе данным, мы предполагаем, что наибольшую эффективность будут иметь методы, опирающиеся на биологическое самоуправление, поскольку они снижают уровень тревоги, стресса и т. д., имеют устойчивый механизм и менее затратны по времени. В нашей работе для решения данной проблемы мы предлагаем один из вариантов внешнего биологического управления, а именно сенсорную депривацию.
Целью данной работы являлось изучение влияния внешнего биологического управления на когнитивные функции.
Задачи:
• Оценить когнитивные функции у испытуемых;
• Оценить воздействие сенсорной депривации на когнитивные характеристики;
• Оценить влияние внешнего биологического управления на напряжение регуляторных механизмов по данным стабилометрии.
Ожидаемые результаты. Оценка изменения быстроты мышления и показателей внимания под воздействием сенсорной депривации.
Практическая значимость. Получение алгоритма повышения адаптивных возможностей к учебной деятельности, а именно когнитивных функций.
Апробация. На настоящий момент проект был представлен, на VII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» 2020г.
Личный вклад. Был осуществлен сбор данных для проведения научно-исследовательской работы, а именно:
• сбор данных об уровнях тревожности, быстроты мышления и показателей внимания на основе тестовых методик;
• регистрация перемещения центра давления (ЦД) при помощи стабилоплатформы.
Создание базы данных для дальнейшей статистической обработки, которая осуществлялась с использованием прикладного пакета IBM SPSS Statistics 17.0
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка алгоритма раннего выявления и коррекции психофизиологических дезадаптаций».