ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Общие представления об адаптации к учебной деятельности 7
1.1.1. Адаптогенные факторы 9
1.1.2. Механизмы адаптации 11
1.2. Факторы, определяющие успешность адаптации к учебной
деятельности 13
1.2.1. Напряжение регуляторных механизмов 14
1.2.2. Когнитивные функции 15
1.2.3. Индивидуальные особенности 17
1.3. Методы повышения адаптационных возможностей 20
1.3.1. Творческие подходы 21
1.3.2. Медитативные практики 21
1.3.3. Физическая активность 22
1.3.4. Внешнее биологическое управление 22
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Контингент исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Дизайн исследования 30
2.4. Календарный план проекта 30
2.5. Описание бюджета исследования 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Адаптация к учебной деятельности и ее успешность определяют становление профессионала. Адаптация к учебной деятельности вызывала интерес на протяжении многих лет, но в последнее время эта проблема обострилась, за счет того, что возросли плотность информационного потока, его семантическая составляющая, хронический стресс и напряженный ритм жизни. Все эти факторы стали воздействовать на организм сильнее (Ижевская, 2009). Адаптация к учебной деятельности возникает не только у школьников и студентов, но и у любых обучающихся людей в соответствии с концепцией непрерывного образования. В результате адаптации к учебным нагрузкам происходят перестройка функций, переход их на новый уровень регулирования, повышается устойчивость организма к воздействию внешней среды (Калмакова, 2014). По мнению Ж. В. Горькой (2016), учебная адаптация определяет успешность обучения.
Процесс адаптации к учебной деятельности включает в себя такие аспекты, как адаптацию к информационному компоненту, адаптацию к нервно-эмоциональному напряжению. В значительной степени эти аспекты зависят от когнитивных возможностей и индивидуальных особенностей. На наш взгляд, ключевая роль принадлежит когнитивным способностям, так как они определяют скорость переработки информации. В связи с чем мы предполагаем, что именно изменение когнитивных способностей и скорости обработки информации может оказать наиболее мощное воздействие на улучшение адаптационных возможностей к учебной деятельности. Угнетение когнитивных возможностей происходит при стрессе, высокой тревожности и высоком эмоциональном напряжении, следовательно, для улучшения этих возможностей подходят способы, которые снижают уровень тревоги, стресса и нервно-эмоционального напряжения (Барсукова, 2016). Традиционно для этого использовали физическую активность, психологические тренинги, медитацию и так далее (Черепов, 2005). Но их эффективность оказалась недостаточно высока, в связи с чем поиск способов, улучшающих когнитивные функции и расширяющих индивидуальные адаптационные ресурсы мозга не утрачивает своей актуальности. Согласно накопленным в литературе данным, мы предполагаем, что наибольшую эффективность будут иметь методы, опирающиеся на биологическое самоуправление, поскольку они снижают уровень тревоги, стресса и т. д., имеют устойчивый механизм и менее затратны по времени. В нашей работе для решения данной проблемы мы предлагаем один из вариантов внешнего биологического управления, а именно сенсорную депривацию.
Целью данной работы являлось изучение влияния внешнего биологического управления на когнитивные функции.
Задачи:
• Оценить когнитивные функции у испытуемых;
• Оценить воздействие сенсорной депривации на когнитивные характеристики;
• Оценить влияние внешнего биологического управления на напряжение регуляторных механизмов по данным стабилометрии.
Ожидаемые результаты. Оценка изменения быстроты мышления и показателей внимания под воздействием сенсорной депривации.
Практическая значимость. Получение алгоритма повышения адаптивных возможностей к учебной деятельности, а именно когнитивных функций.
Апробация. На настоящий момент проект был представлен, на VII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» 2020г.
Личный вклад. Был осуществлен сбор данных для проведения научно-исследовательской работы, а именно:
• сбор данных об уровнях тревожности, быстроты мышления и показателей внимания на основе тестовых методик;
• регистрация перемещения центра давления (ЦД) при помощи стабилоплатформы.
Создание базы данных для дальнейшей статистической обработки, которая осуществлялась с использованием прикладного пакета IBM SPSS Statistics 17.0
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка алгоритма раннего выявления и коррекции психофизиологических дезадаптаций».
1. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза /А. С. Авдеенко // Вестник СМУС74, 2016. - №2 (13). - С. 37-44.
2. Авцын А.П. Адаптация и экология человека // Теория и методика географических исследований экологии человека. - М.: Наука, 1974. - С. 147-148.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Наука, 1975. - 447 с.
4. Аракелов Г.Г., Шотт Е. К., Лысенко Н.Е. Особенности стрессовой ре-акции у правшей и левшей // Вестник МГУ: Психология, 2007. - № 2. - С. 3-21.
5. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 235 с.
6. Базарбаева Г. К. Адаптация студентов-первокурсников // Соц. И эк. Аспекты развития региона: потенциал, проблемы и перспективы Павлодар: ПаУ, 2003. - С. 186-187
7. Барсукова Е. В., Гусейнова Э. Г. Реактивная тревожность - естественное или приобретенное состояние организма // Современная педагогика, 2016. - № 10 (47). - С. 73-78.
8. Бахарева А. С., Бахарева А. С., Исаев А. П., Савиных Е. Ю. Физиологическая адаптация к большим тренировочным нагрузкам, развивающим выносливость спортсменов // Человек. Спорт. Медицина, 2016. - №1. С. 54-56.
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270с.
10. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1998. - 457 с.
11. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. - М.: Наука, 1966. - 349 с.
12. Бойцов С. А., Линчак Р. М. Комбинированная гипотензивная терапия. Новая тактика лечения старой болезни // Атмосфера. Новости кардиологии, 2005. - №4. С. 34-37.
13. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988. - 237 с.
14. Булатецкий С.В. Психофизиологические особенности
успешности адаптации курсантов к профессиональному обучению по результатам математического анализа ритма сердца при
психоэмоциональной пробе // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2003. - С. 162-163.
15. Бутова О.А., Табулов, А. Э., Масалов С. В. Морфологические аспекты адаптации юношей-спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2009. - №1. С. 23-32.
16. Веневцева Ю. Л., Куница М. Н., Мельников Стабилометрия у молодых: от биомеханики к психологии // ВНМТ, 2012. - №1. - С. 215-217.
17. Волковская Т. Н. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации // Проблемы современного педагогического образования, 2018. - №61-4. -С. 38-41.
18. Гетманская Е. В. Продуктивное и репродуктивное мышление: общность или антагонизм? // СПЖ, 2010. - №36. - С. 54-60.
19. Горькая Ж.В., Горький А. С. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности // Инновационная наука, 2016. -№12. С. 67¬70.
20. Грибанов А. В., Депутат И. С., Панков М. Н., Нехорошкова А. Н. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) // Экология человека, 2019. - № 9. С. 50-58.
21. Григорьев А.И., Егоров А. Д. Человек в длительном космическом полете // Вестник РАМН, 1987. - №6. - С. 54-56.
22. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер,2002.
23. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009. - №2. - С. 26-30.
24. Елгина Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество, 2010. - №5.С. 56-59.
25. Ерусева О. В. Роль внимания в развитии познавательных процессов // Научные исследования в образовании, 2009. - №1. С. 67-70.
26. Жаворонкова А.А., Ефремова Е. В. Специфика структуры спектров когерентности ЭЭГЦ у правшей и левшей // Журн. ВНД, 1995. - Т. 45. - №1. С. 68-72.
27. Живолупов С.А., Самарцев И. Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журн. неврологии и психиатрии, 2009. - №4. - С. 78-85.
28. Игнатова Ю. П., Макарова И. И. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Ульяновский медико-биологический журнал, 2019. - №3. - С. 38-51.
29. Казин Э.М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной // Физиология человека, 2002. - Т.28. - №3. - С. 23-29.
30. Казначеев В.П., Шорин Ю.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1980. - 155 с.
31. Калмакова Ж.А Сравнительная характеристика уровня адаптации сельских и городских школьников к условиям современного учебно-образовательного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, - 2014. - № 8 (часть 1) - С. 106-108.
32. Канеман Д. Внимание и усилие / под ред. А. Н. Гусева. - М.: Смысл, 2006. - С. 287.
33. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Списбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Спилбергера Ч. - СПб.: - Речь, 2004.- С. 85.
34. Кириллина С. А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков // Национальный психологический журнал, 2013. - № 4 (12). - С. 36-43.
35. Китаев-Смык Л.А. Факторы, направляющие творческий процесс // Вопросы психологии, 2007. -№3. - С. 69-82.
36. Коган А.Б. Экологическая физиология человека. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1990. - 264 с.
37. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
38. Кольберг, Н. А. Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10-11 лет // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 546-551.
39. Комарова И. А. Психофизиологические аспекты адаптации первокурсников ЧелГУ // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. Материалы первой Международной научно - практической конференции. - Челябинск, 2006. - С. 90.
40. Кытикова О.Ю. Фенотипическая адаптация лиц старших возрастных групп в дальневосточном регионе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2010. - №10. - С.20-22.
41. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 464 с.
42. Леутин В. П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга // АН СССР. Сибирское отд-ние. Ин-т 58
цитологии и генетики. - Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1988. - С. 189.
43. Литвинова Н.А., Березина М. Г., Гольдшмидт Е. С. Адаптация студентов к учебной // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова, 2004. - Т. 90. - № 8, Ч. 2. - С. 206.
44. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с
45. Макарова Н. Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2013. - №6. - С. 60-63.
46. Медведев В.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга РАН,
2003. - 584 с.
47. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. - М.: Медицина, 1973. - 334 с.
48. Меерсон Ф. 3. Адаптация и стресс. - М.: Высшая школа, 1981. - 278 с.
49. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. -М.:
Наука, 1986. - 638 с.
50. Морозов С. Н. Влияние личностной тревожности высококвалифицированных пловцов юношей и девушек 18-17 лет на уровень спортивных достижений // Евразийский Союз Ученых, 2016. - №3-5 (24). - С. 45-51.
51. Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека // - М.: Смысл. - 2011. - С. 367-373.
52. Мурик С. Э. Оценка функционального состояния организма человека // - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. - С. 159.
53. Нестеров, П. В. Психофизиология личности (физиологические подходы к изучению активного субъекта // Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Итоги науки и техники. Серия Физиология человека и животных. - М., 1990. - Т. 40. - С.157.
54. Николаева Е.И. Психофизиология // Сибирская издательская фирма РАН, 2001. - 442 с.
55. Нотова С. В. Комплексный подход к определению уровня адаптации к условиям университета у студентов разных социальных групп // Журнал медико-биологических исследований, - 2014. - №2. С. 120-123.
56. Нуллер Ю. Л. Тревога и ее терапия // - СПб.: Психиатрия и психофармакотерапия, 2002. - №2. С. 46-67.
57. Нургалиева Н. К. К вопросу психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Костанай, 2016. - №2. - С. 102-107.
58. Павлов И.П. Один из очередных вопросов физиологии больших полушарий // Полн. собр. соч. - М.; Л.: АН СССР, 1951 - Т.3, кн.2. - С.18-20.
59. Пахарукова Е.Ю Психофизиологические особенности адаптации к учебной деятельности студентов с разными типами мышления: магистерская диссертация по направлению подготовки 06.04.01 - Биология. - Барнаул, 2011.
60. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2010. - №2. - С. 76-80.
61. Петрова П. Г. Эколого-физиологические аспекты адаптации человека к условиям севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки, 2019. - №2 (15). С. 67-70.
62. Питкевич М. Ю. Способы оценки и повышения уровня стрессоустойчивости // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности, 2013. - №5. С. 89-92.
63. Русалов В.М. Связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ // Вопр. психологии, 1973. - №3. - С. 32-44.
64. Северцев А.Н. Общие вопросы эволюции. - М.: Наука, 1994. -198 с.
65. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.
66. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. М.А. Деревко. - М.: Прогресс, 1979. - 123с.
67. Сидоров К. Р. Измерение ресурсов внимания человека //
Психофизические и социально-психологические аспекты взаимодействия в системе «человек-машина»: Материалы Всероссийской научно¬
практической конференции молодых ученых / Отв. ред.: А. В. Моров. - Ижевск, 2014. - С. 66 - 69.
68. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. - М.: 1978. - 234 с.
69. Сиповская Я. И. Измерение качеств мышления в старшем подростковом возрасте // Евразийский Союз Ученых, 2015. - №10-1 (19). - С.44- 50.
70. Скрябина А.А. Сравнительная характеристика свойств внимания у мужчин и женщин в возрасте 20-25 лет // Международный студенческий научный вестник, 2020. - № 1. С. 56-70.
71. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн, 2012. - № 6 (17). С.
45- 54.
72. Сосницкая Д.М., Байдина Т.В., Данилова М.А. Роль эмоциональных нарушений в стратегии поддержания статического равновесия у больных старческого возраста // Пермский медицинский журнал, 2017. - Т. XXXIV № 6.- С.72-80.
73. Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю. Л. Исследование // Диагностика эмоционально - нравственного развития, 2002. - № 2 - С. 124-126.
74. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. // Современное образование, - 2013. - № 1. - С. 106 - 125.
75. Сыромятников Н.Н., Конникова Э. Э. Психофизиологические функции головного мозга после виртуального игрового процесса // Экология и здоровье человека на Севере, 2015 с. 555-561.
76. Ускова, М. Р. Характеристики статокинезиограммы как маркеры
психофизиологических дезадаптаций: магистерская диссертация по
направлению подготовки: 06.04.01 - Биология. - Барнаул, 2019. - С. 68.
77. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006. 480 с
78. Фаликман М. Когнитивная наука: основоположения и
перспективы // Философско-литературный журнал «Логос», 2014. - №1 (97). С. 56-67.
79. Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М.: Наука, 1986. - 206 с.
80. Хомская Е.Д., Будыгова Е. В., Ефимова И. В. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1995. - №2. С. 79-82.
81. Чанчаева Е. А., Айзман Р. И. Особенности морфофункциональной, психофизиологической и биохимической адаптации человека к условиям горного Алтая // Экология человека, 2011. - №9. С. 56¬70.
82. Черепов Е. А., Потапова В. Н. Выявление сформированное концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, путем оценки взаимосвязи мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня здоровья школьников 12 -16 лет // Человек. Спорт. Медицина, 2005. - №4 - С. 44.
83. Чешев В. В. Поведенческая и деятельностная адаптация: общее и особенное // Вестник ТГПУ, 2012. - №4 (119). С. 67-80.
84. Эрдынеева К.Г., Попова Р. Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания, 2009. - № 1 - С. 64-67.
85. Gozhenko A.I., Korshnyak V.A, Nasibullin B.A. Внешнее биологическое управление, теоретическое обоснование и практическое применение // RSW. SE URIfMoT, Radom, Odesa, 2019. -С 200.
86. Krinichko V.V., Korshnjak V.O. Nejrofiziologichni mehanizmi programovanoi sensornoi deprivacii // Eksperimental'na i klinichna medicina. 2015. - №4 (69). - Р. 94-99.
87. Mathews G. Driver Stress and Performance on a Driving Simulator // Human Factors, 1998. - Vol. 40 (1). - P. 136-149.
88. Niedermeyer E., Lopes da Silva F. Electroencephalography: Basic principles, clinical applications and related fields. 2-nd ed. Baltimore; Munich, 1987.