1 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Характеристика системы электронного обучения 6
1.2 Преимущества и недостатки системы электронного обучения 12
1.3 Обзор опыта использования электронного обучения 16
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КАМЕНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ 21
2.1 Анализ информационной системы поддержки обучения Каменского
педагогического колледжа 21
2.2 Описание требований к образовательному порталу 28
2.3 Выявление недостатков образовательного портала 31
3 РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАМЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 36
3.1 Обоснование использования новых элементов 36
3.2 Усовершенствование системы Moodle в Каменском педагогическом
колледже 39
3.3 Разработка инструкции пользователя 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
РЕФЕРАТ
выпускной квалификационной работы Гаевской Анастасии Игоревны
по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика»
на тему «Поддержка образовательного портала в профессиональном
образовательном учреждении»
Объект работы: КГБПОУ «Каменский педагогический колледж».
Предмет работы: информационная система поддержки электронного обучения в профессиональном образовательном учреждении.
Цель работы: усовершенствование системы поддержки электронного обучения в профессиональном образовательном учреждении.
Результат работы: проведен анализ информационной системы поддержки образовательного процесса Каменского педагогического колледжа, выявлены недостатки образовательного портала, которые предложено устранить, например, дополнением новых элементов. Для поощрения педагогического состава предложено ввести систему поощрений, которая будет способствовать заинтересованности педагогов в разработке нового контента с использованием современных ИКТ, для улучшения структуры и наполнения курсов предложена система анкетирования студентов для получения обратной связи, разработано руководство пользователя.
В современной системе образования необходима быстрая адаптация к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Образование как одна из самых важных отраслей любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным. С развитием цифровых технологий все большую популярность набирает электронное обучение. Благодаря системе электронного обучения появилась возможность, более эффективно организовать учебный процесс для освоения современных цифровых технологий.
По оценке Global Market Insights объем мирового рынка онлайн- образования в 2019 году составил $205 млрд. К 2023 году прогнозируется, что он достигнет $282,62 млрд. Среднегодовой темп прироста составит в ближайшие 5 - 7 лет 7-10% [14].
Из-за сложившейся сложной мировой ситуацией всё большее число образовательных учреждений обращаются к электронным образовательным технологиям. Каменский педагогический колледж не является исключением. В связи с необходимостью владения цифровыми технологиями в современных условиях, внедрение электронного обучения в информационную систему профессионального образовательного учреждения очень актуально.
Объект работы - КГБПОУ «Каменский педагогический колледж».
Предмет работы - информационная система поддержки электронного обучения в профессиональном образовательном учреждении.
Цель работы - усовершенствование системы поддержки электронного обучения в профессиональном образовательном учреждении.
Задачи:
1. Рассмотреть системы электронного обучения.
2. Проанализировать информационную систему поддержки обучения Каменского педагогического колледжа.
3. Усовершенствовать систему Moodle в Каменском педагогическом колледже.
4. Разработать инструкцию пользователя.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Во введении отражены актуальность, объект, предмет, цель и задачи ВКР.
В первой части описана система электронного обучения, выявлены ее преимущества и недостатки, рассмотрен опыт использования системы электронного обучения в России и за рубежом.
Во второй части проведен анализ существующей информационной системы электронного образования в Каменском педагогическом колледже, описаны требования, предъявляемые к образовательному порталу, выявлены недостатки образовательного портала колледжа.
В третьей части представлено обоснование использования новых элементов системы поддержки электронного образования, описан процесс усовершенствования системы Moodle в Каменском педагогическом колледже, разработана инструкция пользователя для образовательного портала.
В заключении приведены основные выводы по работе.
Список использованных источников и литературы состоит из 35 источников. В приложении приведена анкета оценивания учебного курса для студентов.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы была рассмотрена система электронного обучения, применение её в профессиональном образовательном учреждении, а также усовершенствование данной системы для организации более эффективного процесса обучения.
Лучшим программным продуктом для создания электронных курсов является система Moodle, так как она бесплатна, распространяется в открытом исходном коде, легка при установке и обновлении. Практически каждый преподаватель, обладающий базовыми знаниями работы на компьютере, может создать собственный электронный курс, вести занятия и контролировать деятельность своих студентов дистанционно, в любое удобное для него время.
Формат электронного обучения обладает как преимуществами, так и недостатками. Ряд определенных проблем не является критическим, но все же требует решения. Но в целом получение образования в формате электронного обучения является эффективным и перспективным.
Большинство стран мира используют в процессе образования формат электронного обучения. Данный опыт позволил эффективно использовать все имеющиеся наработки во время пандемии коронавируса в системе управления электронным образованием в России. Также активно развивается опыт предоставления бесплатного получения высшего образования,
соответствующего мировым стандартам, в различных университетах мира.
Проведенный анализ информационной системы поддержки образовательного процесса Каменского педагогического колледжа позволил выявить недостатки образовательного портала, которые предложено устранить, например, дополнением новых элементов. Для поощрения педагогического состава предлагается ввести систему поощрений, которая будет способствовать заинтересованности педагогов в разработке нового контента с использованием современных ИКТ, для улучшения структуры и наполнения курсов предложена система анкетирования студентов для получения обратной связи, разработано руководство пользователя.
Результаты работы докладывались на XIX международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Экономика и бизнес: позиция молодых ученых», прошедшей в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 26 апреля 2021 г., итогом которой стало 3 место.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Российская газета. 2012. 31 декабря.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1447-р г. Москва // Российская газета. 2007. 24 октября.
3. Устав краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Каменский педагогический колледж». 2014.
4. Алексеев В.М., Ильченко С.В. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 168-171
5. Алиева Г.Б., Сабитова Д.А. Работа в системе дистанционного обучения на платформе Moodle. Методические рекомендации. - Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2018. С. 68.
6. Алпатов А. Н., Пасека И. А. Стандартизация и интеграция электронных курсов в технологии смешанного обучения в контексте задачи сбора и анализа / Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019. С. 95-98
7. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. - Электронный журнал Cloud of Science, 2013. - № 1. С. 14 - 20.
8. Андреев, А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность,
технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 2017. С. 197.
9. Батаев, А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире. / Молодой ученый, 2015. № 17. С. 433- 436.
10. Белоусова И. Д., Солдатенкова Ю. Б. Система Moodle как основа
дистанционного обучения / Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации сборник научных трудов XI-ой Международной научно-практической конференции: в 4 -х томах.
Ответственный редактор Горохов А. А. Курск, 2014. С. 115-116.
11. Бондаренко Т. Г., Колмаков В. В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. №. 3 (24).
12. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: технология проектирования учебного процесса. - Открытое и дистанционное образование, 2015. № 2. С. 12-19.
13. Гильмутдинов, А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle / Казань: КГУ. 2018. С. 169.
14. Исследование российского рынка онлайн-образования 2020. [Электронный
ресурс] / URL:https://www.seonews.ru/events/vyshlo-issledovanie-rossiyskogo-
rynka-onlayn-obrazovaniya-2020/ - заглавие с экрана.
15. Калмыков А.А., Орчаков О.А., Попов В.В. Дистанционное обучение, введение в педагогическую технологию, учебное пособие / МИРЭА, 2015. С. 196.
16. Кириллова Т. А. Методика создания и использования электронных
образовательных ресурсов (программная среда Moodle): учебное пособие для преподавателей / Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. С. 56.
17. Киян И.В. Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения // Научно-методические проблемы и новые технологии образования. 2010. № 6. С. 32-36.
18. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения / Школа, 2006. №2. С. 29-36.
19. Кузнецова О. В. Дистанционное обучение: за и против / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015. № 8-2. С. 362-364.
20. Крайнова О.А. Технологии дистанционного обучения: учеб.-метод. Пособие / Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. С. 125.
21. Кривицкий, Б.Х. Учебные электронные средства в ВУЗе / М.: МГУ. 2013. С. 183.
22. Мудракова, О.А., Биндюкова Т.А. Проблема использования технологий дистанционного обучения в школьном образовании / Интеграция образования. 2015. № 3. С. 29-35.
23. Мукажанов, Е.Б, Тыналиев Б.Т., Акжолов Е.К. Перспективы развития технологий электронного обучения / Педагогическое образование и наука. 2015. № 2. С. 115-117.
24. Ниязова Г. Ж., Дуйшенова Г. А., Иманбеков Б.А. Особенности использования LMS Moodle для дистанционного обучения / Молодой ученый, 2014. №3 (62).
25. Новоселова Д.В., Новоселов Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. № 3. С. 35-38.
26. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие / М.:Юрайт, 2020. С. 434.
27. Попова Н.Е., Чикова О.А. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения / Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.
2014. №2 (18). С. 17-26.
28. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации / Современное образование, 2017. № 1. С. 172 - 195.
29. Смирнов А.И., Смирнова Е.А., Корнякова Е.Н. Опыт применения дистанционных образовательных технологий для повышения качества самостоятельной работы студентов в Уральском институте экономики, управления и права / Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2012. №1(18). С.76-83.
30. Смирнова А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии // Вестник. 2020. № 4. С. 93-98.
31. Снегурова В.И. Модели дистанционного обучения в системе среднего образования / Вестник РУДН. 2019. №2. С. 106-119.
32. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / Вестник Мининского университета. 2020. №8. С. 15.
33. Тунда В. А. Руководство по работе в Moodle 2.5. Для начинающих / Томск,
2015. С. 344.
34. Что такое система дистанционного образования (СДО) и чем она может быть полезна? [Электронный ресурс] / URL: https://antitreningi.ru/info/e-learning/chto- takoe-sdo/ - заглавие с экрана.
35. ЭОР и ЦОР. В чем разница? [Электронный ресурс] / URL: http://stromanta2014.blogspot.Com/2017/1 Ublog-post_14.html/ - заглавие с экрана.