ПОВЕДЕНИЕ МЕЛКИХ И КРУПНЫХ КОШАЧЬИХ НА ПРИМЕРЕ РЫСИ (LYNXLYNX, L., 1758) И ТИГРА (PANTHERA TIGRIS, L., 1758) В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ В ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ЗООПАРК «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЫСЕЙ (LYNX LYNX, L., 1758) 6
ГЛАВА 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТИГРОВ (PANTHERA TIGRIS, L., 1758) 11
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ РЫСЕЙ (LYNX LYNX, L., 1758) И ТИГРОВ (PANTHERA TIGRIS, L., 1758) В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ 17
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ У ЖИВОТНЫХ В НЕВОЛЕ 28
4.1. Социальное и групповое поведение 28
4.2. Стресс 29
4.3. Стереотипия 31
4.4. Эмоции 34
4.5. Локомоции 36
ГЛАВА 5. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
5.1. Материалы исследования 38
5.2. Методы исследования 38
ГЛАВА 6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЫСЕЙ И ТИГРОВ В ООО БАРНАУЛЬСКОМ ЗООПАРКЕ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» 40
ВЫВОДЫ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Поведение животных в неволе контролируют многие, в том числе профессиональные зоологи, этологи и зоотехнический персонал, а также большая группа студентов-биологов и юннатов. Можно спросить: зачем изучать поведение? Ответ прост: поведение животного является доступным результатом работы его биологических систем (гормональных, нервных и т. д.). Поведенческая оценка позволяет проверить предположения о том, как и почему животное реагирует на определенные раздражители.
С другой стороны, животные в клетках и вольерах намного лучше поддаются наблюдению, чем их естественные аналоги. В неволе животные обычно не могут спрятаться от зрителя и всегда находятся на виду. Кроме того, известно, когда и какой тип корма они получают, когда их помещения убираются, когда они связаны или разлучаются с родственниками, т.е. известен относительно полный список внешних воздействий на животное. Большое количество различных животных сосредоточено в зоопарках в очень небольшом пространстве, что открывает хорошие возможности для сравнительного изучения поведения.
Размещение животного в замкнутом пространстве, значительное обнищание его «внешнего мира» и в то же время последствия комплекса условий содержания в неволе вынуждают всех содержащихся в неволе животных адаптироваться к необычным условиям жизни (Попов, Ильченко, 2008).
При содержании животных в неволе часто возникают трудности, связанные с их поведением и психическим состоянием. Одним из актуальных вопросов для практики зоокультуры является нежелательное поведение животных. Проявление агрессивности, нервозности или сильного беспокойства во время обычных процедур и манипуляций с животными создает трудности при уходе; половые и родительские расстройства поведения, навязчивые двигательные стереотипы могут указывать на любой дискомфорт или плохое психическое здоровье животных.
Такие проблемы очень актуальны для зоопарков, но не являются специфическими лишь для них. Широкий спектр форм ненормального поведения, таких как агрессия, переедание и стереотипия, также обнаружены в современном животноводстве и лабораторном содержании (Dantzer, Mormede, 1983).
В последние десятилетия в прикладной этологии появилось самостоятельное направление для изучения психического здоровья животных в неволе. В рамках этой направленности разрабатываются такие вопросы, как: оценка состояния животного по поведенческим параметрам; анализ причин той или иной формы поведенческих отклонений; повышение психологической комфортности условий содержания животных (Попов, Вахрушева, 1993; Володин, Володина, 1997). Развитие исследований в этой области позволяет оценивать проявление эмоциональной реактивности у животных, способствует нашему пониманию факторов и механизмов, которые контролируют проявление стресса, и, в конечном итоге, помогает создавать новые стратегии улучшения состояния животных (Boissy, 1995).
Правильно проведенные этологические наблюдения не только ценны для развития науки, но и могут оказать большую помощь в практической работе с животными, поскольку такие наблюдения позволяют прогнозировать дальнейшие действия животного по его внешнему состоянию, часто предлагают способы улучшения зоотехнических работ (Попов, Ильченко, 2008).
Целью выпускной квалификационной работы является изучение поведения кошачьих в неволе на примере рыси (Lynx lynx, L., 1758) и тигра (Panthera tigris, L., 1758).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить поведение рыси (Lynx lynx, L., 1758) и тигра (Panthera tigris, L., 1758) в неволе;
2) выявить гендерные различия в поведении самцов и самок;
3) изучить особенности поведения кошачьих на примере изучаемых видов.
1. Рыси, рожденные в неволе, так же, как и особи, рожденные в дикой природе, создают пары и воспитывают детенышей вместе.
Доля комфортного поведения у самки составила 9,5%, у самца немного меньше - 6,5%. Оно проявлялось в автогруминге, а также в вылизывании своих детенышей.
2. Особи тигров, рожденные в условиях неволи, так же, как и представители данного вида из дикой среды, не образуют пару. Самец не принимает участия в воспитании своего потомства.
Комфортное поведение от общего времени составляло у самца 4,3%, а у самки - 9,1%, так как она проявляла заботу о маленьких котятах.
3. Доля стереотипного поведения у тигров на 18,2% выше, чем у рысей.
4. Показатели активности между самками и самцами данных видов приблизительно одинаковы, так как особи, содержащиеся вместе в условиях неволи, копируют действия друг друга.
1. Азаров В.И. Рысь в Западной Сибири: Монография / Азаров В.И., Шубин Н.Г. - М.: Наука, 2003. - С. 249-282.
2. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери. - М.: Мысль, 1999. - С. 135-138.
3. Алексеичева И.А. Принципы содержания кошачьих, основанные на благополучии животных // Содержание и разведение млекопитающих редких видов в зоопарках и питомниках. - М.: Московский зоопарк, 2010. - С. 9-23.
4. Аристов А.А., Барышников Г.Ф. Млекопитающие фауны России и сопредельных территорий. Хищные и ластоногие. - Спб., 2001. - 560 с.
5. Аскью Г.Р. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача / Пер. С нем. М. Степкин. - М.: Аквариум, 1999. - 624 с.
6. Вайтли Х.Э. Собаки наши друзья. - М.: Гранд, 1997. - 368 с.
7. Володин И.А., Володина Е.В. Стресс, приспособительное поведение и благополучие животных в неволе // Научные исследования в зоологических парках. - М.: 1997. - №9. - С. 59-94.
8. Вощанова И.П. Изучение стереотипного поведения животных в зоопарках // Научная работа в зоопарках: Материалы школы-семинара ЕАРАЗА. - Тверь: Изд-во «Триада», 2012. - С. 67-79.
9. Гептнер В.Г., Слудский А.А. Млекопитающие Советского союза. Т. II. - Ч. 2. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1972. - 552 с.
10. Громов И.М., Гуреев А.А., Новиков Г.А. и др. Млекопитающие фауны СССР: В 2 ч. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - Ч.2. - 2000 с.
11. Данилов П.И., Русаков О.С., Туманов И.Л. Хищные звери Северо-запада СССР. Л.: Наука, 1979. - 163 с.
12. Желтухин А.С. Рысь южной тайги Верхневолжья (экология, поведение, вопросы использования и охраны) / Желтухин А.С.: Автореф. дис. на соиск. уч. степени к.б.н. - М., 1987. - 16 с.
13. Животченко В.И. Амурский тигр. Успехи восстановления вида // Природа, 1981. - № 1. - С. 91-97.
14. Зырянов А.Н. К экологии рыси и росомахи в Красноярском крае / А.Н. Зырянов // Вопросы экологии // Тр. запов. “Столбы”, 1980. - Вып. 12. - С. 3-28.
15. Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии: Учебное
пособие. - Спб.: Изд-во «Лань», 2007. - 624 с.
16. Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии: Учебное
пособие. 2-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 624 с.: ил.
17. Иванов А.А., Ксенофонтова А.А., Войнова О.А. Практикум по этологии с основами зоопсихологии: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во «Лань», 2013. - 368 с.
18. Игишева К. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь, 2008. [Электронный ресурс] ПВЬ: http://www.psyoffice.ru/5- psychology-320.htm(дата обращения 15.05.20)
19. Красная книга Российской Федерации (животные). - М.: АСТ, Астрель, 2001. - 860 с.
20. Кузнецов Б.А. Основы товароведения пушномехового сырья. - М.: Заготиздат, 1952. - 506 с.
21. Меннинг О. Поведение животных. - М.: Изд-во «Мир», 1982. - 360 с.
22. Непринцева Е.С., Вощанова И.П. Научная работа по оптимизации поведения млекопитающих в зоопарке: обзор // Сборник научные исследования в зоологических парках, 2007. - №22. - С. 216-227.
23. Павлинов И.Я. Систематика современных млекопитающих (2 издание). - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 297 с.
24. Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Варшавский А.А., Борисенко А.В. Наземные звери России. Справочник-определитель. - М.: Изд-во КМК, 2002.- 298 с.
25. Попов С.В., Вахрушева Г.В. Этологические исследования в зоопарках и проблема поведенческой адаптации животных к условиям неволи // Научные исследования в зоологических парках, 2003. - №3. - С. 171-192.
26. Попов С.В., Ильченко О.Г. Руководство по исследованиям в зоопарках: Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в зоопарках, 2008. - С. 3-4.
27. Рощевский Ю.К. Особенности группового поведения животных:
Учебное пособие. - Куйбышев: Куйбышевский государственный
университет, 1978. - 98 с.
28. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. Пер. с англ. / Пер. Бондарчука Л.С., Гольцмана М.Е. - М.: Мир, 1975. - 848 с.
29. Boissy A. Fear and fearfulness in animals // The Quarterly Review of Biology, 1995. - Vol. 70. - № 2. - P. 165-191.
30. Broom D.M. Needs, freedoms and the assessment of welfare // Applied Animal Behaviour Science, 1988. - Vol.19. - Р. 384-386.
31. Dantezer R., Mormede P. Stress in farm animals: a need for reevalution // J. Anim. Sci, 1989. - Vol. 57. - P. 6-18.
32. Hoy J.M., Murray P.J., Tribe A. Thirty years later: enrichment practices for captive mammals // Zoo Biol., 2010. - Vol. 29. - P. 303-316.
33. Jeppensen L.L., Heller K.E., Bildsoe M. Stereotipies in female mink (Mustela vison) may be genetically transmitted and associated with higher fertility due to effects on body weight // Applied Animal Behavior Science, 2004. - № 86.- P. 137-143.
34. Maple T., Perdue B.M. Zoo Animal Welfare. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2013. - 209 p.
35. Markowitz H. Behavioral enrichment in the zoo // Van Nostrand Reinhold, 1982. - 210 p.
36. Meyer-Holzapfel M. Abnormal behavior in zoo animals // Abnormal behavior in animals, 1968. - P. 476-503.
37. Morgan K.N., Tromborg C.T. Sources of stress in captivity // Applied Animal Behaviour Science, 2007. - Vol. 102. - P. 262-302.
38. Young R.J. Environmental enrichment for captive animals // Blackwell Science Ltd., 2003. - 228 p.
39. Wielebnowski N.C., Ziegler K., Wildt D.E., Lukas J., Brown, J.L. Impact of social management on reproductive, adrenal and behavioural activity in the cheetah (Acinonyx jubatus) // Anim. Conserv, 2002. - V. 5. - P. 291-301.
40. www.estateline.ru [электронный ресурс] URL:
http://www.estateline.ru/articles/25167/(дата обращения 01.06.2020).
41. www.rock-cafe.info [электронный ресурс] URL: https://rock-cafe.info/suggest/pelage-lynx-70656c616765.html (дата обращения 28.04.2020).
42. https://www.rgo.ru/ru [электронный ресурс] URL:
https://www.rgo.ru/ru/proekty/sohranenie-redkih-vidov-amurskiy-tigr/ob- amurskom-tigre(дата обращения 04.06.2020).
43. https://moscowzoo.ru/ [электронный ресурс] URL:
https://moscowzoo.ru/animals/khishchnye/evropeyskaya-rys/ (дата обращения 02.06.2020).