ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВИЗУАЛЬНОГО МЕДИАТЕКСТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1 Визуальный медиатекст как инструмент подачи информации в
журналистике 7
1.2 Способы манипуляции через визуальные образы 15
1.3 Фотография как способ манипуляции в журналистике 26
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО
МЕДИАТЕКСТА (ФОТОГРАФИИ) КАК ИНСТРУМЕНТА
МАНИПУЛЯЦИИ 37
2.1 Практика использования фотографии как инструмента манипуляции в
российских интернет-СМИ: «Медиазона», «Lenta.ru» 38
2.2 Практика использования фотографии как инструмента манипуляции в
зарубежных интернет-СМИ: «HuffPost», «Der Spiegel» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность исследования. Современное общество в своем восприятии действительности опирается на визуальные образы. Визуализация без преувеличения выходит на первый план восприятия информации у современных обществ. Давно замечено, что с помощью визуализации можно манипулировать восприятием человека. Сегодня гораздо проще и с большим удовольствием воспринимает информацию, которая сопровождается изображением, будь то фотография или какой-то другой вид визуализации. Подогревают интерес и к данному виду информации широкие возможности манипулировать ей в собственных целях. Научно-техническое оснащение людей и программные возможности обработки фотографических и прочих способов визуализации создает огромный пласт возможностей для манипуляции сознанием потребителя информации. Так или иначе, стоит отметить, что современное общество живет в эпоху господства визуальной информации.
Визуализация информации и манипулирование ей является довольно очевидной тенденцией современных изменений в информационной сфере. Количество информации растет просто лавинообразно, новостных поводов в день становится все больше и больше. Информации становится больше, а времени на ее восприятие и обработку все меньше. Отсюда возникает тенденция к клиповости восприятия и преподнесения информации (потребителю дают то, в чем он нуждается, и в той форме, в которой он нуждается). На этом фоне возникают новые формы манипуляции сознанием — через визуальный медиатекст, например, через фотографию. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Новизна выбранной темы исследования заключается в рассмотрении визуального медиатекста (фотографии) как инструмента манипуляции, применяемого современными интернет-СМИ.
Степень разработанности исследования. Внимание к исследованию визуального медиатекста (фотографии) как к способу манипулятивного воздействия уделяли многие исследователи сферы СМИ. Такие исследования характерны для следующих видов СМИ: радио, печатные, теле и др. Исследований на данную тему в отношении интернет-изданий на сегодняшний день не так много (в сравнении с остальными). Однако анализ существующих исследований позволяет сделать ряд выводов и предположений. Так, содержание данной работы опирается на труды следующих авторов: Агапова Е. А., Бакеева Д. А., Ворон Н. И., Ершов Ю. М., Ковтун Ю. С., Лайкова Я. В., Паршин П. Б., Пядышева Т. Г., Симакова С. И., Терентьева И. Н., Фриман М., Шанидзе И. М., Шендо М. В. и др.
Таким образом, краткий обзор литературы показал, что тема актуальна и требует разработки.
Целью работы является изучение современного визуального медиатекста (фотографии) как инструмента манипуляции (на примере современных российских и зарубежных интернет-изданий).
Для достижения обозначенной цели необходимо реализовать следующие задачи:
• изучить визуальный медиатекст как инструмент подачи информации в журналистике;
• ознакомиться со способами манипуляции через визуальные образы;
• исследовать фотографию как способ манипуляции в журналистике;
• проанализировать практику использования фотографии как инструмента манипуляции в российских интернет-СМИ: «Медиазона», «Lenta.ru»;
• проанализировать практику использования фотографии как инструмента манипуляции в зарубежных интернет-СМИ: «HuffPost», «Der Spiegel»;
• обобщить результаты проведенного анализа и сделать выводы.
Объект исследования — визуальный медиатекст (фотография) в журналистике.
Предмет исследования — использование визуального медиатекста как способа фотографической манипуляции в журналистике.
Гипотеза исследования. Предполагается, что визуальный медиатекст (фотография) в современных интернет-изданиях играет роль манипулятивной функции с целью воздействия на целевую аудиторию определенным образом. Кроме того, предполагается что российские и зарубежные интернет-СМИ используют фотографическую манипуляцию по-разному.
Методы исследования. Работа представляет собой аналитическое исследование и реализуется с помощью следующих методов исследования: анализ практики применения визуальных образов современных СМИ, сравнительно-сопоставительный анализ, визуальный и контекстуальный анализ, компонентный анализ, функционально-стилистический анализ.
Материал исследования (эмпирическая база). Эмпирическую базу исследования составили фотоматериалы современных российских и зарубежных интернет-СМИ (Российское новостное интернет-издание «Медиазона» [Медиазона]; Российское новостное интернет-издание «Lenta.ru» [Lenta.ru]; Американское интернет-издание «HuffPost» («ХаффПост») [HuffPost]; Немецкое информационно-политическое издание «Der Spiegel» («Шпигель») [Der Spiegel]).
Теоретическо-практическая значимость исследования заключается в выявлении роли визуального медиатекста (а именно, фотографии) в работе современных СМИ, а также роли и способов использования фотографии в современной журналистике. Данное исследование позволит сформировать представления о современных инструментах журналистики, а также рассмотреть их использование в практической деятельности. На практике знания о способах использования фотографии как манипуляции в журналистике будут способствовать повышению уровня осознанности в поведении читателей в информационном пространстве. Результаты исследования могут служить моделью для анализа визуального медиатекста в любом современном СМИ.
Структура работы представлена Введением, двумя главами, пятью параграфами, Заключением, библиографическим списком, 5 Приложениями. Общий объем работы составляет 77 с.
В рамках данной работы было проведено исследование роли и практики использования визуального медиатекста (фотографии) как инструмента манипуляции современными СМИ. Практическое исследование включило в себя анализ публикаций российских («Медиазона» и «Lenta.ru») и зарубежных («HuffPost» и «Der Spiegel») интернет-изданий.
Исследование практики использования визуального медиатекста (фотографии) как инструмента манипуляции включало в себя 4 пункта:
1. Анализ визуального образа и его роли в представленном материале.
2. Определение смыслового центра изображения.
3. Определение манипулятивных «крючков», которые призваны оказывать воздействие на сознание читателя.
4. Выявление способов манипуляции сознанием читателя через ценностную структуру общества.
В рамках работы были реализованы следующие задачи:
• визуальный медиатекст изучен и рассмотрен как инструмент подачи информации в журналистике;
• изучены и проанализированы способы манипуляции через визуальные образы;
• исследована фотография как способ манипуляции в журналистике;
• проанализирована практика использования фотографии как инструмента манипуляции в российских интернет-СМИ: на примере интернет-изда- ний «Медиазона» и «Lenta.ru»;
• проанализирована практика использования фотографии как инструмента манипуляции в зарубежных интернет-СМИ: на примере интернет-изда- ний «HuffPost» и «Der Spiegel»;
• обобщены результаты проведенного анализа и сделаны выводы.
Анализ фотографической манипуляции в российских интернет-изда- ниях показал, что ресурсы «Медиазона» и «Lenta.ru» в своих публикациях вызывают у читателя чувство незащищенности, неясности того, кого могут коснуться запреты и т.д. У читателя возникает четкое ощущение, что изменения и ограничения в итоге будут наложены на каждого, возникает чувство несвободы. У читателя приходит понимание того, что все негативные действия направлены не столько на объект статьи, сколько на самого читателя. Подчеркнутый смысловой центр фотографического изображения бросается в глаза, т.к. на снимке кроме него больше ничего не изображено. Читателю не на что отвлечься, его глазу нечего рассматривать, негде блуждать. Здесь отображена экспрессивная эмоция и воздействие, которое рождает у смотрящего чувство незащищенности, страха и неприязни. Также издание применяет усиление контрастом и светом. Мир современных технологий позволяет автору усилить нужные моменты и вызвать нужные эмоции (в случае с «Медиазона» и «Lenta.ru» отрицательные эмоции).
Российские издания охотно используют манипулятивные «крючки», за счет композиции кадров, световой игры, выделения нужных объектов, правильной расстановки планов. Также манипулятивные методы используются непосредственно во время съемки кадров: автор изучил объект съемки, выбрал нужный ракурс, выставил освещение, рассчитал расстояние. Некоторые снимки постановочные, а где-то фотограф манипулирует за счет выжидания нужного момента.
Также нередко российские интернет-издания «Медиазона» и «Lenta.ru» прибегают к воздействию на ценностно-смысловые аспекты, которые важны каждому человеку. У читателя отражается содержание статьи в собственных переживаниях о его ценностях, фотографический контент вкупе со статьей обращает его к собственным эмоциям, заставляя чувствовать незащищенность, ограничения и весь негативный подтекст статьи на себе. Социальное самочувствие читателя подвергается испытанию под действие таких снимков, усиливая тревожность. Структура ценностей подвергается испытанию: вопрос безопасности не ясен, свобода ущемляется, затрагиваются вопросы прав человека и неприкосновенности его личных данных и его жизненного пространства. С другой стороны, практически любая новость может преподноситься как положительная или как отрицательная. В российских интернет-изданиях чувствуется тенденция скорее к негативизму, работа с аудиторией через страх, недоверие и закрытость.
Анализ фотографической манипуляции в зарубежных интернет-изда- ниях показал, что ресурсы «HuffPost» и «Der Spiegel» также как и их российские коллеги нередко прибегают к негативизации ситуации, вызывая и чувство опасности, и чувства страха, и прочие чувства, которые характерны для фотографической манипуляции в российских интернет-изданиях.
Визуальная манипуляция в зарубежных интернет-изданиях связана с созданием образа врага, формированием отсылки к историческим фактам (новости о протестующих, вторгшихся в Капитолий), манипулированием светом и разделением картинки на планы. Также анализ показал, что и зарубежные и российские интернет-издания стараются воздействовать на внутренние ценности структуры личности человека и общества. Метод контрастов, метод сравнений прошлого и настоящего с положительной концентрацией на прошлом (на этом фоне предлагается готовое решение для возвращения к желаемой жизни — публикация «Der Spiegel» и «HuffPost». Стремление вернуть свободу, безопасность, жизненное пространство, свободу передвижения и общения. И именно это дает новостной повод, который предоставляет читателям «Der Spiegel». То же стремления вернуться к понятному, к тому, что было в прошлом есть в новости «HuffPost». У новостных изданий всегда есть чувство времени, его потребностей. А также есть ряд задач, которые они умело реализуют через применение новых и новых приемов манипуляции человеческим сознанием.
Анализ показал, что манипуляция фотографическим изображением не несет в себе исключительно отрицательный подтекст. Под манипуляцией скрывается и формирование позитивных жизненных ценностей, которые хотят донести до аудитории авторы. Таким же образом манипуляция может проявляться и в тексте, где журналист создает специфические речевые обороты, использует неочевидные приемы и сложные сюжеты. Все это направлено на привлечение, формирование интереса, создание глубины текста и погружения читателя в ситуацию. Того же эффекта стремится достичь и автор фотографических изображений.
Таким образом, фотографическую манипуляцию не следует воспринимать исключительно как механизм введения в заблуждение. Напротив, необычное изображение призвано привлечь внимание публики, углубить сознание читателя в тему и вызвать эмоциональный отклик. Фотографическая манипуляция может быть, как отрицательной, так и положительной (неся отрицательные, и, соответственно, положительные эмоции).
Визуализация новостных поводов порой шокирует и обращает человека к негативному восприятию, к негативным эмоциям. Такой прием имеет свои цели. Например, чтобы привлечь внимание, запомниться, а возможно и побудить к каким-то активным действиям. Человек, вероятно, будет вспоминать эти события несмотря на то, что количество новостных поводов в день огромное количество. И они очень легко проходят и забываются человеком. И если фотография (пусть и с помощью негативных эмоций) запомнится и оставит значимый след у читателя, то это успех. В тот момент, когда новость затрагивает глубинные чувства страха, боязни одиночества, неизвестности и незащищенности, новость становится чем-то важным. В этот момент она начинает влиять на жизни людей. Манипуляция отрицательными эмоциями может быть опасной, и это важно понимать. И негативные эмоции должны быть дозированы так, чтобы человек не впадал в ступор. Например, эмоция одиночества или беспокойства может вогнать психику человека в замкнутый круг, который создаст у читателя тревогу. А та, в свою очередь, будет двигать его на совершение нежелательных поступков. Поэтому манипуляция на негативных эмоциях должна формировать в читателе желание действий от обратного, на избегание. Отрицательная фотографическая манипуляция требует усиления эмоций читателя. Но важно не перегнуть палку.
Также в фотографической манипуляции можно увидеть примеры, которые будут вызывать у читателя положительные эмоции: гордости за происходящее, причастности, радости и т.д. Но и эта манипуляция имеет все ту же функцию — достигнуть нужного эффекта, нужного отклика у читателя. Такой прием можно использовать, если нужно отвлечь внимание от действительно важной проблемы, или напротив привлечь внимание к желаемым паттернам поведения, создать ощущение безопасности и благоприятности, подтолкнуть читателя к верному решению через позитивные эмоции «сделай так и будет хорошо». В такой новости может не быть каких-то веселых фотографий или прямых призывов. Это может быть просто благоприятная атмосфера, спокойствие и благополучие — все то желаемое, к чему стремится каждый человек.
Итак, анализ показал, что фотографическая манипуляция используется современными СМИ на том же уровне, что и манипуляция текстовая. Авторы активно апеллируют к эмоциям читателей, формируя правильный (отрицательный или положительный) посыл. Затрагивают структуру ценностей личности и общества, играют на общечеловеческих страхах. Также активно используются технические возможности для создания правильной контрастности, световых и цветовых пятен и пр. СМИ ориентируются на собственные потребности, на потребности общества и на потребности их целевой аудитории.
1. Аверьянова О. Н. Фотография как материал искусства. Способы манипуляции с фотографической реальностью // Вестник МГХПА. 2017. № 2-2. С. 193-209.
2. Агапова Е. А. О роли СМИ в манипуляции общественным сознанием // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 5. С. 2-8.
3. Алексеева П. А. Манипуляция сознанием // Символ науки. 2019. № 4. С. 141-143.
4. Апухтин И. Н. Медиатекст за гранью // МИРС. 2017. № 4. С. 25-32.
5. Бакеева Д. А. Новые медиа в системе онлайновой коммуникации: изобразительно-выразительные средства (на примере портала «Городские рейтинги. Саранск») / Д. А. Бакеева, С. А. Ржанова // Коммуникативные исследования. 2019. № 3. С. 657-677.
6. Баранова Ю. С. Медиатекст: границы понятия // Евразийский Союз Ученых. 2017. № 12-3 (45). С. 33-35.
7. Вартанова Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия // Словарь / М. Е. Аникина, Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский [и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. 246 с.
8. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: Фак. журналистики, 2012. 145 с.
9. Ворон Н. И. Фотожурналистика в системе печати и тенденции ее развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Журналистика. № 2. С. 33.
10. Ворон Н. И. Функции советской фотожурналистики // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 2. С. 12.
11. Выровцева Е. В. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора / Е. В. Выровцева, С. И. Симакова // Вестник НГУ. 2019. № 6. С. 104-114.
12. Гуртовая Е. А. Диалектика вербального и визуального в современной фотожурналистике // Труды БГТУ. 2019. № 2 (225). С. 134-138.
13. Егоров А. А. Фотография в конвергентной журналистике // Вестник МГУП. 2016. № 2. С. 196-197.
14. Егошкина В. А. Специфика медиатекстов развлекательных радиопрограмм // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 63-66.
15. Ершов Ю. М. Переосмысление журналистской подготовки в контексте визуального мышления // Вестник НГУ. 2019. № 6. С. 9-17.
16. Жаркова Е. А. Развитие визуальных медиакоммуникаций: проблемы и перспективы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 111-115.
17. Желтухина М. Р. Эмоциогенность современных медиатекстов / М. Р. Желтухина, А. Д. Г авриш // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4 (32). С. 120-125.
18. Запольская А. Б. Производство новостной фотографии: аналитические ресурсы социальных наук // История и архивы. 2015. № 8(6). С. 134-182.
19. Зейгарник А. Мифология композиции в фотографии. Екатеринбург: Издательские решения, 2006. 116 с
20. Ильичева И. Л. Модусная мультимодальность медиатекста / И. Л. Ильичева, М. Н. Карпиевич // Вестник Полесского государственного университета. 2019. № 1. С. 19-27.
21. Ковалева Л. А. Новейшие средства подготовки фотоиллюстрации к публикации в электронных СМИ // Медиасреда. 2017. № 12. С. 169-174.
22. Ковтун Ю. С. Цифровая манипуляция в фотожурналистике: технология и этика / Ю. С. Ковтун, Д. А. Письменский // 8ШёКе1. 2020. № 11. С. 345-357.
23. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России: принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. [Электронный ресурс] // Союз журналистов России. Режим доступа: https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj- etiki-rossijskogo-zhurnalista (дата обращения: 10.02.2021).
24. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов // Словарь. М.: ЭКСМО, 2008. 672 с.
25. Коновалова М. В. К вопросу о понятиях медиатекста и медиадискурса // Филология: научные исследования. 2018. № 3. С. 211-218.
26. Корсини Р. Психологическая энциклопедия, 2-е издание / Р. Корсини, А. Ауэрбах / пер. А. А. Алексеева. СПб.: Изд-во: Питер, 2006. 1096 с.
27. Култышева О. М. К вопросу о профессиональной этике журналиста / О. М. Култышева, А. Г. Каратеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 273-277.
28. Кутырева А. К. Способы манипуляции в фотожурналистике: причины появления и этический вопрос // Медиасреда. 2019. № 1. 2019. С. 67-71.
29. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 257 с.
30. Лайкова Я. В. Инфографика в российских СМИ: периодизация и тренды развития [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электрон. научн. журн. 2015. №
2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/1712 (дата обращения: 23.01.2021).
31. Лайкова Я. В. Инфографика как медиатекст в онлайн-СМИ: функции и классификация // Меди@альманах. 2015. № 2 (№ 67). С. 20-30.
32. Лапко А. В. Взаимосвязь элементов триады "журналист — медиатекст — адресат" в современных медиатекстах // Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации. 2017. С. 153-157.
33. Макаров А. Н. Советский индустриальный фоторепортаж 1930-х гг. как средство стереотипизации массового сознания // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 3 (37). С. 111-124.
34. Макеева В. А. Контент-анализ как метод исследования настроений СМИ в переводе и межкультурной коммуникации // Б-8ею. 2020. № 5 (44). С. 512518.
35. Опарина Е. О. Медиатекст: семантика и прагматика // Языкознание: Реферативный журнал. 2021. № 1. С. 114-121.
36. Пастухов А. Г. Неожиданное и провокативное в медиатексте // Вестник ВГУ. 2019. №4. С. 3-13.
37. Пядышева Т. Г. Вербальные составляющие в структуре рекламного текста // Неофилология. 2016. № 1 (5). С. 29-38.
38. Пядышева Т. Г. Методы влияния на общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. 2017. № 4 (12). С. 75-85.
39. Родионова С. П. Технологии визуализации в современной журналистике / С. П. Родионова, Н. М. Фролова // Огарёв-Онйне. 2020. № 4 (141). С. 2.
40. Рябуха О. В. К вопросу типологии и интерпретации медиатекстов // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2020. № 2. С. 72-80.
41. Самкова М. А. Степень воздействия дезинформирующего медиатекста // Политическая лингвистика. 2017. № 5. С. 136-142.
42. Симакова С. И. Визуальный образ — основа формирования визуального языка коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 89-94.
43. Симакова С. И. Визуальный образ в СМИ — формирование медиаэстетики потребителя массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 83-92.
44. Симакова С. И. Визуальный поворот — новая философия образа в средствах массовой коммуникации // Вестник ЧелГУ. 2018. № 10 (420). С. 225-232.
45. Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 94. 2015. № 5 (360). С. 163-169.
46. Симакова С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 213-218.
47. Симакова С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: таймлайн // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 4. С. 207-216.
48. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 107-118.
49. Симакова С. И. "Цивилизация глаза": специфика визуальной репрезентации события // Гуманитарный вектор. 2020. № 1. С. 125-133.
50. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2. С. 135-139.
51. Сомова Е. Г. Стилистические средства рекламного медиатекста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. № 4 (207). С. 187-193.
52. Суворова В. С. Место инфографики в современном медиатексте // Ога- рёв-Опйпе. 2020. № 4 (141). С. 10.
53. Терентьева И. Н. Фото-моделирование медиареальности: что фотография может сообщить о медиа? // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019. № 1. С. 302-304.
54. Ткач П. К вопросу о понятии медиатекста и его особенностях // Вестник науки и образования. 2018. № 8 (44). С. 36-40.
55. Уларова А. С. Жанровая специфика медиатекстов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 30. С. 206-211.
56. Шендо М. В. Маркетинговые инструменты манипуляции потребительским сознанием / М. В. Шендо, Е. В. Свиридова // Вестник АГТУ. 2018. № 3. С. 110-118.
57. Шестакова А. В. Понятие медиатекста как элемента медиадискурса, его характеристики и специфика // Новая наука: Стратегии и векторы развития.
2017. Т. 3. № 4. С. 104-107.
58. Шомова С. А. Мемы как они есть : учеб. пособие. М.: Аспект Пресс,
2018. 136 с.
59. Щеглов А. В. Манипуляция общественным мнением / А. В. Щеглов, В. Н. Макарычев // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 285-288.
60. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный) [Электронный ресурс]. MED.NIV. Режим доступа: http://med.niv.ru/doc/diction- ary/psychology-and-pedagogy/index.htm (дата обращения: 23.02.2021).
61. Юргенева А. Л. Современные социальные фотопроекты в медиа-пространстве: эстетика и смыслы // Художественная культура. 2020. № 1. С. 331368.
62. Sklaroff S. The Timeless Moment // U.S. News & World Report. 2001. P. 24.
63. Mitchell, William J. T. Image science: iconology, visual culture, and media aesthetics // The University of Chicago Press. 2015.