Введение 3
Глава 1. Общая характеристика смежных прав 5
1.1. Понятие и принципы смежного права 5
1.2. Объекты и субъекты смежных прав 7
1.3. Виды смежных прав 8
Глава 2. Содержание смежных прав по российскому законодательству 21
2.1. Структура законодательства в области охраны смежных прав 21
2.2. Международные соглашения в области охраны смежных прав 25
2.3. Анализ судебной практики по защите смежных прав 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Актуальность темы заключается в том, что понятие смежных прав впервые появилось в 1993 г. в законе «Об авторских и смежных правах», а затем получило дальнейшее развитие в главе 71 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Со временем появлялись новые объекты смежных прав, такие, как право изготовителя базы данных и право публикатора на произведение науки, литературы или искусства.
Законодатель конкретизировал содержание исключительного права по каждому из объектов смежных прав и закрепил особую форму договоров в гражданском праве — лицензионных договоров, на основании которых правообладатель мог распорядиться своим исключительным правом.
Целью явилось изучение новейших положений законодательства в области правовой охраны и защиты смежных прав, а также соответствия российского законодательства базовым международным конвенциям в области смежных прав.
Задачи данной курсовой работы:
1) изучение роли и значения смежных прав в структуре интеллектуальной собственности;
2) раскрытие содержания смежных прав по российскому законодательству.
Объектом данной курсовой работы выступает совокупность общественных отношений, возникающих в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предметом работы является нормативно-правовое регулирование смежных прав по российскому законодательству.
Степень разработанности: данная проблема в юридической науке разработана довольно хорошо и детально. Эту тему изучали и продолжают изучать следующие авторы: Стремецкая Н. Л.; Хохлов В.А.; Аверченко, Ю. В.
Теоретическая значимость моей курсовой работы заключается в том, что она может являться одним из источников изучения проблемных вопросов использования смежных прав по законодательству. Данная работа позволит наиболее широкому пониманию проблем данной темы и практической выработке борьбы с ней.
В мире все большее значение приобретают правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом. Право на защиту предоставляется авторам, обладателям смежных прав, а также их наследникам и иным правопреемникам. Это совокупность мер правоохранительного характера для восстановления их нарушенных и оспариваемых прав.
Нарушение установленных законодательством положений об авторском праве и смежных правах влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. Законодательством устанавливается уголовная (за присвоение авторства и т. д.), административная, гражданско-правовая ответственность (за незаконное изготовление или распространение экземпляров произведений либо фонограмм и т. д.).
Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А что есть у нации кроме культуры: нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное — это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.
В мире все большее значение приобретают правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений, охраняемых авторским правом. Право на защиту предоставляется авторам, обладателям смежных прав, а также их наследникам и иным правопреемникам. Это совокупность мер правоохранительного характера для восстановления их нарушенных и оспариваемых прав.
Нарушение установленных законодательством положений об авторском праве и смежных правах влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. Законодательством устанавливается уголовная (за присвоение авторства и т. д.), административная, гражданско-правовая ответственность (за незаконное изготовление или распространение экземпляров произведений либо фонограмм и т. д.).
Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А что есть у нации кроме культуры: нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное — это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.
Правовой охраной в равной степени пользуются, как произведения, на который поставлен знак охраны, так и произведения без знака. Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 201 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Это присвоение авторства или принуждение к соавторству и незаконное распространение или иное использование объектов авторского права или смежных прав. Административно-правовой способ защиты состоит в рассмотрении жалоб автора или других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров к вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов.
Без эффективной системы охраны национальных и зарубежных объектов авторского права и смежных прав Беларусь могла бы оказаться вне глобальной информационной инфраструктуры и не иметь доступа к информационным ресурсам, потребность в которых становится условием экономического и культурного выживания в XXI столетии. Кроме того, наличие современного законодательства по авторскому праву является важным условием для международного сотрудничества в широком объеме, так как пока только Беларусь и США гармонизировали национальное законодательство с договорами ВОИС.
1. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н., Байгушева Ю. В., [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. Гражданское право: учеб.: в 3 т. / Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н., Байгушева Ю. В., [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. — Москва : Т К Велби, 2009. – Т. 3.
2. Богуславский М. М. Участие СССР в международной охране авторских прав. — М.: Юридическая литература, 1974.
2. Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательства и практика его применения. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2007.
3. Гаврилов А. Авторские права – под защитой//Российская газета. -24.01.2007. — № 13.
4. Гришаев С. П. Интеллектуальная собственность. Авторское право. — М.: Юристъ, 2007.
5. Дедова Е.А. Понятие и развитие правового регулирования смежных прав. // Законодательство. – 2006. — № 11.
6. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). — М.: Изд. Норма, 2000.
7. Лабзин Н. «Невиновное нарушение авторских прав» / «ИС. Авторское право и смежные права». – М.: Статут, 2003.
8. Липцик Д. Авторское право и смежные права. — М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002.
9. Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. -- М.: Юристъ, 2000.
10. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А. П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2006.
11. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. – М.: Статут, 2007.
12. Стремецкая Н. Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права / Н. Л. Стремецкая // Законодательство. – Москва, 2002. – № 8. – С. 15–23.
13. Хохлов В. А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008.
14. Федоскина Н.И. Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение автрских и смежных прав. // Право и экономика. – 2007. — № 9.
15. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав. // Хозяйство и право. – 2007. — № 7.
16. Яковлев В. Ф., Маковский А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса России//Журнал российского права. — 2007. — № 2.