Анализ внешнеэкономической деятельности пивоваренного предприятия (на примере ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и значение внешнеэкономической деятельности. Формы и виды
внешнеэкономической деятельности 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
в Российской Федерации 12
1.3 Управление и оценка внешнеэкономической деятельности на предприятии... 17
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИВОВАРЕННОЙ ОТРАСЛИ
2.1 Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности
пивоваренных предприятий в Российской Федерации 28
2.2 Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности
пивоваренных предприятий в Сибирском федеральном округе 36
2.3 Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности
пивоваренных предприятий в Алтайском крае 41
3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД»
3.1 Анализ финансового положения предприятия 44
3.2 Анализ эффективности деятельности предприятия 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и значение внешнеэкономической деятельности. Формы и виды
внешнеэкономической деятельности 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
в Российской Федерации 12
1.3 Управление и оценка внешнеэкономической деятельности на предприятии... 17
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПИВОВАРЕННОЙ ОТРАСЛИ
2.1 Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности
пивоваренных предприятий в Российской Федерации 28
2.2 Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности
пивоваренных предприятий в Сибирском федеральном округе 36
2.3 Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности
пивоваренных предприятий в Алтайском крае 41
3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД»
3.1 Анализ финансового положения предприятия 44
3.2 Анализ эффективности деятельности предприятия 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность изучения внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта определена передовыми методами ведения, а также функционирование бизнеса в условиях прогрессивного рынка.
На данном этапе развития внешнеэкономическая деятельность есть ничто иное как совокупность товарно-финансовых отношений с иностранными субъектами, поэтому предприятия должны поддерживать их с целью реализации экспортных и импортных операций. В то же время для поддержания этих отношений и их дальнейшего развития, организациям необходимо вырабатывать стратегии выхода на новые рынки в другие страны, а также стратегий сохранения своих позиций. При постановке целей организация может сталкиваться с рисками, а также с определенными показателями, которые будут нуждаться в анализе и дальнейшем прогнозировании, для этого организация может прибегать к специальным аналитическим инструментам, новым решениям в управлении, которые в последующем помогут организации достичь поставленных целей.
Таким образом, актуальностью изучения методов усовершенствования внешнеэкономической деятельности организации является то, что именно они представляются наиболее важными, а также эффективными элементами для выбора дальнейшего развития организации и при ее структурировании.
Цель бакалаврской работы заключается в анализе и оценке внешнеэкономической деятельности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Исходя из поставленной цели, в работе реализованы такие задачи как:
- выделение теоретических аспектов в организации внешнеэкономической деятельности;
- выполнения анализа внешнеэкономической деятельности пивоваренных предприятий в России и Сибирском федеральном округе;
- выполнение анализа деятельности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», его угрозы и дальнейшие возможности развития на внешнем рынке.
- выделение недостатков во внешнеэкономической деятельности организации;
Объектом данного исследования является ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Предметом данного исследования является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Теоретическую основу проведенного исследования составили работы отечественных ученых экономистов, а также зарубежных специалистов по таким вопросам как: системы управления предприятиями, внешнеэкономическая
деятельность в частности международный менеджмент.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили такие источники как: учебная литература, монографическая литература - российская и зарубежная, нормативно- правовые материалы и документы, а также справочные материалы, которые показывают функционирование внешнеэкономической деятельности предприятия, включая бухгалтерскую и финансовую отчетность ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» за 2016-2018 гг.
В процессе изучения были применены методы экономического, сравнительного, системного и финансового анализа, включая методы экономического математического моделирования, расчета экономической эффективности.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных информационных источников и литературы.
В первом разделе представлен теоретический аспект внешнеэкономической деятельности предприятия, предоставлена проанализированная нормативно-правовая, а также законодательная база, которая определяет требования к внешнеэкономической деятельности предприятия.
Во втором разделе изучена и проанализирована внешнеэкономическая деятельность пивоваренных предприятий в Российской Федерации и в Сибирском федеральном округе, а также в Алтайском крае, дана оценка анализируемой деятельности, выявлены позитивные и негативные аспекты.
В третьем разделе изучен и проанализирован объект исследования, в частности изучены показатели характеризующие внешнеэкономическую деятельность ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», и сделан вывод об основных предпосылках усовершенствования внешнеэкономической деятельности объекта.
В заключении сформулированы основные выводы и предоставлены результаты для объекта исследования.
На данном этапе развития внешнеэкономическая деятельность есть ничто иное как совокупность товарно-финансовых отношений с иностранными субъектами, поэтому предприятия должны поддерживать их с целью реализации экспортных и импортных операций. В то же время для поддержания этих отношений и их дальнейшего развития, организациям необходимо вырабатывать стратегии выхода на новые рынки в другие страны, а также стратегий сохранения своих позиций. При постановке целей организация может сталкиваться с рисками, а также с определенными показателями, которые будут нуждаться в анализе и дальнейшем прогнозировании, для этого организация может прибегать к специальным аналитическим инструментам, новым решениям в управлении, которые в последующем помогут организации достичь поставленных целей.
Таким образом, актуальностью изучения методов усовершенствования внешнеэкономической деятельности организации является то, что именно они представляются наиболее важными, а также эффективными элементами для выбора дальнейшего развития организации и при ее структурировании.
Цель бакалаврской работы заключается в анализе и оценке внешнеэкономической деятельности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Исходя из поставленной цели, в работе реализованы такие задачи как:
- выделение теоретических аспектов в организации внешнеэкономической деятельности;
- выполнения анализа внешнеэкономической деятельности пивоваренных предприятий в России и Сибирском федеральном округе;
- выполнение анализа деятельности ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», его угрозы и дальнейшие возможности развития на внешнем рынке.
- выделение недостатков во внешнеэкономической деятельности организации;
Объектом данного исследования является ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Предметом данного исследования является внешнеэкономическая деятельность ОАО «Барнаульский пивоваренный завод».
Теоретическую основу проведенного исследования составили работы отечественных ученых экономистов, а также зарубежных специалистов по таким вопросам как: системы управления предприятиями, внешнеэкономическая
деятельность в частности международный менеджмент.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили такие источники как: учебная литература, монографическая литература - российская и зарубежная, нормативно- правовые материалы и документы, а также справочные материалы, которые показывают функционирование внешнеэкономической деятельности предприятия, включая бухгалтерскую и финансовую отчетность ОАО «Барнаульский пивоваренный завод» за 2016-2018 гг.
В процессе изучения были применены методы экономического, сравнительного, системного и финансового анализа, включая методы экономического математического моделирования, расчета экономической эффективности.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных информационных источников и литературы.
В первом разделе представлен теоретический аспект внешнеэкономической деятельности предприятия, предоставлена проанализированная нормативно-правовая, а также законодательная база, которая определяет требования к внешнеэкономической деятельности предприятия.
Во втором разделе изучена и проанализирована внешнеэкономическая деятельность пивоваренных предприятий в Российской Федерации и в Сибирском федеральном округе, а также в Алтайском крае, дана оценка анализируемой деятельности, выявлены позитивные и негативные аспекты.
В третьем разделе изучен и проанализирован объект исследования, в частности изучены показатели характеризующие внешнеэкономическую деятельность ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», и сделан вывод об основных предпосылках усовершенствования внешнеэкономической деятельности объекта.
В заключении сформулированы основные выводы и предоставлены результаты для объекта исследования.
Рассматривая потребление пивоваренной продукции можно проследить тенденцию увеличения количества литров на одного человека в разных странах мира. Так, например, Чехия является лидером по количеству выпитого напитка 137,4 литра на одного человека, следом идет Польша с показателем в 98,1 литра выпитого напитка на человека. На третьем месте располагается Германия, где количество алкоголя на одного человека составляет 95,95 литра. В России же количество выпитого алкоголя на одного человека значительно ниже чем в странах лидерах и составляет 52, 0 литра в год.
В России на протяжении долгого времени, вплоть до 2017 года, заметно сокращался объем потребляемого пива в стране. Это сокращение было связано с существенными изменениями в законодательстве: запрет рекламы алкогольной продукции, запрет на розничную продажу в определенное время и в определенные дни, увеличение сбора акцизов на поставляемую продукцию, ограничение на розлив алкогольной продукции в ПЭТ-бутылки номинальным объемом более 1,5 литра.
В период с 2012 по 2015 год снизилась доля импорта пивоваренной продукции в натуральном выражении с 4% до 2,2%, но с 2015 по 2018 год можно заметить резкий скачок в доле импорта и к 2018 году он составил 4,5%
В стоимостном выражении (в ценах отечественных и зарубежных производителей) в 2018 году на долю импортного пива приходилось 7,4%. Что касается потребления, то здесь продукция зарубежных производителей занимает 8,3% (в потребительских ценах).
Крупнейшие мощности по выпуску пива сосредоточены в Приволжском федеральном округе и Центральном федеральном округе, которым в 2018 году принадлежало, соответственно, 29% и 28% совокупного объема производства (рисунок 1.6). Значительное участие в общей структуре производства занимают Сибирский федеральный округ- 17%, Южный федеральный округ- 9% и Северо-Западный федеральный округ- 8%.
Основной вклад в рост рынка импортного пива внесли страны ЕС, причем больше других объемы нарастили крупнейшие поставщики. Так, Германия за 2018 год увеличила поставки пива на 70%, Чешская Республика - на 44%, выросли также объемы импорта из других стран ЕС.
Показатели финансового положения ОАО "БАРНАУЛЬСКИЙ
ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД", имеющие исключительно хорошие значения:
• чистые активы превышают уставный капитал, при этом в течение анализируемого периода (с 31.12.2015 по 31.12.2018) наблюдалось увеличение чистых активов;
• опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.
Среди показателей, положительно характеризующих результаты деятельности организации, можно выделить такие:
• за последний год получена прибыль от продаж (168 305 тыс. руб.), более того наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+3 387 тыс. руб.);
• чистая прибыль за 2018 год составила 68 672 тыс. руб. (+1 392 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом).
Приведенные ниже 5 показателей финансового положения и результатов деятельности ОАО "БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД" имеют неудовлетворительные значения:
• коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,44);
• значительное падение рентабельности продаж (-2,8 процентных пункта от рентабельности за 2016 год равной 9,7%);
• не соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
• значительная отрицательная динамика прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-0,9 коп. от данного показателя рентабельности за период 01.01-31.12.2016).
Показатели финансового положения организации, имеющие критические значения:
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет критическое значение, равное -0,37;
• коэффициент текущей (общей) ликвидности существенно ниже нормативного значения;
• существенно ниже нормативного значения коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
• коэффициент абсолютной ликвидности существенно ниже нормативного значения;
• коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 47% (нормальное значение для данной отрасли: не менее 80%);
• крайне неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.
В России на протяжении долгого времени, вплоть до 2017 года, заметно сокращался объем потребляемого пива в стране. Это сокращение было связано с существенными изменениями в законодательстве: запрет рекламы алкогольной продукции, запрет на розничную продажу в определенное время и в определенные дни, увеличение сбора акцизов на поставляемую продукцию, ограничение на розлив алкогольной продукции в ПЭТ-бутылки номинальным объемом более 1,5 литра.
В период с 2012 по 2015 год снизилась доля импорта пивоваренной продукции в натуральном выражении с 4% до 2,2%, но с 2015 по 2018 год можно заметить резкий скачок в доле импорта и к 2018 году он составил 4,5%
В стоимостном выражении (в ценах отечественных и зарубежных производителей) в 2018 году на долю импортного пива приходилось 7,4%. Что касается потребления, то здесь продукция зарубежных производителей занимает 8,3% (в потребительских ценах).
Крупнейшие мощности по выпуску пива сосредоточены в Приволжском федеральном округе и Центральном федеральном округе, которым в 2018 году принадлежало, соответственно, 29% и 28% совокупного объема производства (рисунок 1.6). Значительное участие в общей структуре производства занимают Сибирский федеральный округ- 17%, Южный федеральный округ- 9% и Северо-Западный федеральный округ- 8%.
Основной вклад в рост рынка импортного пива внесли страны ЕС, причем больше других объемы нарастили крупнейшие поставщики. Так, Германия за 2018 год увеличила поставки пива на 70%, Чешская Республика - на 44%, выросли также объемы импорта из других стран ЕС.
Показатели финансового положения ОАО "БАРНАУЛЬСКИЙ
ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД", имеющие исключительно хорошие значения:
• чистые активы превышают уставный капитал, при этом в течение анализируемого периода (с 31.12.2015 по 31.12.2018) наблюдалось увеличение чистых активов;
• опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.
Среди показателей, положительно характеризующих результаты деятельности организации, можно выделить такие:
• за последний год получена прибыль от продаж (168 305 тыс. руб.), более того наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+3 387 тыс. руб.);
• чистая прибыль за 2018 год составила 68 672 тыс. руб. (+1 392 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом).
Приведенные ниже 5 показателей финансового положения и результатов деятельности ОАО "БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД" имеют неудовлетворительные значения:
• коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,44);
• значительное падение рентабельности продаж (-2,8 процентных пункта от рентабельности за 2016 год равной 9,7%);
• не соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
• значительная отрицательная динамика прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-0,9 коп. от данного показателя рентабельности за период 01.01-31.12.2016).
Показатели финансового положения организации, имеющие критические значения:
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет критическое значение, равное -0,37;
• коэффициент текущей (общей) ликвидности существенно ниже нормативного значения;
• существенно ниже нормативного значения коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
• коэффициент абсолютной ликвидности существенно ниже нормативного значения;
• коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 47% (нормальное значение для данной отрасли: не менее 80%);
• крайне неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.






