Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений внимания умственно отсталых младших школьников

Работа №90281

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ГОУ «Специальной (коррекционной) школы-интерната №5» VIII вида г. Саратова и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Саратова.
Выборка: 20 младших школьников: 10 испытуемых с легкой степенью умственной отсталости и 10 – с нормально протекающим развитием в возрасте 7-9 лет.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие внимания в современной психологии………….………...………..7
1.2 Особенности формирования внимания в младшем школьном возрасте...14
1.3 Специфика развития внимания умственно отсталых детей………...……17
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Цель, задачи и методика изучения внимания умственно отсталых младших школьников……………………………………………...…………….22
2.2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация.…………...……...26
3 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Программа коррекции нарушений внимания умственно отсталых младших школьников………………………………………………..…………..37
3.2 Результаты коррекции нарушений внимания умственно отсталых младших школьников, их анализ и интерпретация….………..……………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………….………………64


Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем специальной психологии. Общим для всех детей-олигофренов является наличие стойко выраженного снижения познавательной деятельности, в том числе и внимания, возникшего на основе органического поражения коры головного мозга. Особенности внимания умственно отсталых детей были освещены в работах
И.Л. Баскаковой, С.В. Липень, Л.И. Переслени, Л.В. Занкова. Исследования свидетельствуют, что внимание умственно отсталых детей характеризуется недостаточностью развития, небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью. В то же время, одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования (Л.С. Выготский,
Л.В. Занков и др.). Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем необходимо учитывать, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития. Для разработки путей и методов, способствующих наиболее оптимальному развитию этого психического процесса, необходимо всестороннее его изучение. Таким образом, вопросы развития внимания умственно отсталых школьников и его коррекции относятся к числу актуальных проблем современной специальной психологии.
Цель исследования: на основе изучения особенностей внимания умственно отсталых младших школьников разработать программу коррекции недостатков его развития.
Объект исследования - внимание умственно отсталых младших школьников.
Предмет исследования – программа коррекции нарушений внимания умственно отсталых младших школьников.
Гипотеза: внимание умственно отсталых младших школьников характеризуется малым объемом, слабой устойчивостью, замедленной переключаемостью. Разработка и реализация программы психологической коррекции нарушений внимания окажет положительное влияние на его развитие.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме внимания.
2.Экспериментально изучить особенности внимания умственно отсталых младших школьников.
3. Разработать и апробировать программу коррекции нарушений внимания умственно отсталых младших школьников.
4. Выявить эффективность разработанной психокоррекционной программы и ее влияние на развитие внимания умственно отсталых младших школьников.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования внимания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); особенностей психического развития детей младшего школьного возраста (Е.Д. Хомская, Г.В. Разумова, В.С. Мухина, С.В. Липень, А.Л. Венгер); закономерностей психического развития умственно отсталых детей (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский и др.).
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого – педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: изучение документов, эксперимент;
- статистические: методы количественной и качественной обработки результатов.
Эмпирическая база исследования: ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №5» VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Саратов; Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23», г. Саратов.
Экспериментальная выборка. В исследовании принимали участие следующие группы испытуемых:
-учащиеся 1 класса в возрасте 7-8 лет –10 испытуемых;
-учащиеся 1 класса с диагнозом умственная отсталость в легкой степени неосложненной формы в возрасте 7-8 лет –10 испытуемых.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования всех психических функций ребенка, в том числе и внимания и всех его свойств. Эта закономерность в определенной степени оказывается справедливой и в отношении детей с умственной отсталостью. Несмотря на имеющийся органический дефект, своевременно и адекватно реализованные меры по коррекции нарушений когнитивной сферы оказывают положительное влияние на весь ход психического развития детей с интеллектуальным дефектом. Именно эти фактом обусловлена актуальность настоящего исследования.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что внимание играет большую роль в развитии личности не только нормально развивающегося ребенка, но и ребенка с умственной отсталостью.
В настоящее время внимание рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как особое свойство личности. Существуют многочисленные определения внимания, в которых объединяющим началом является понимание его как важнейшего фактора в организации деятельности человека. Основными свойствами внимания являются устойчивость, переключение, распределение, объем, концентрация, отвлечение и рассеянность.
В младшем школьном возрасте происходит активное формирование всех психических функций ребенка, в том числе и его внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
Имеющиеся в специальной психологии данные свидетельствуют о своеобразии развития внимания умственно отсталых учащихся. Установлено, что у младших умственно отсталых учеников доминирующим является непроизвольное внимание. Вместе с тем вышеназванные авторы отмечают, что у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (активное) внимание. Кроме того, внимание адинамично - его трудно привлечь именно к нужным объектам. Число и своеобразие предметов и явлений, которые занимают умственно отсталого ребенка, очень ограниченны в сравнении с нормально развивающимися. Внимание плохо фокусируется на объекте, как-бы скользит по поверхности и не достигает достаточной степени концентрации внимания. Трудность, а иногда невозможность длительной сосредоточенности сказывается прежде всего на деятельности, требующей умственного напряжения.
На констатирующем этапе исследования осуществлялось изучение внимания умственно отсталых младших школьников с применением комплекса психодиагностических методов и методик. Сравнительное изучение умственно отсталых и нормально развивающихся учащихся младших классов позволило выявить специфические особенности развития внимания, характерные для лиц с интеллектуальным дефектом. Так, для умственно отсталых младших школьников характерен низкий уровень развития внимания, оно характеризуется низкой переключаемостью, для них характерны быстрая утомляемость, сниженный темп выполнения задания, невнимательность.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о необходимости разработки и реализации мер, направленных на коррекцию недостатков в сфере внимания школьников рассматриваемой категории. Учет экспериментальных данных позволил сформулировать цель и задачи, а также наметить пути и содержание работы, направленной на коррекцию нарушений внимания у младших школьников с умственной отсталостью.
В результате апробации разработанной психокоррекционной работы были выявлены положительные тенденции развития внимания умственно отсталых младших школьников. Несколько улучшились показатели внимательности и темп деятельности. Были выявлены улучшения в скорости переработке информации и концентрации внимания. Самые низкие результаты, даже после проведения коррекционной работы были получены при исследовании переключаемости внимания – как на констатирующем, так и на контрольном этапе исследования ни одному из учащихся с умственной отсталостью не удалось в полной мере справиться с заданием. Вероятно, это связанно с органическим дефектом умственной отсталости и кратковременностью проведенной коррекционной работы. Тем не менее, произошедшие улучшения в сфере внимания умственно отсталых школьников говорят о результативности проведенной коррекционной работы и необходимости ее продолжать.
Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании теоретическая гипотеза о необходимости коррекции внимания у младших школьников с умственной отсталостью получила подтверждение.



1. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
2. Ануфриева, А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1998. - 224 с.
3. Баскакова И.В. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.В. Баскакова. - Воронеж, НПО «МОАЭК», 1995. - 234 с.
4. Баскакова, И.Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. - М.: Изд-во МГПИ, 1982. - 70 с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова . - М: НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
6. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ А.И. Божович. - М.: Академия, 2005. - 290 с.
7. Венгер, А. Л., Цукерман, Г. А. Психологическое обследование младших школьников. - М .: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
9. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 2006. - С. 113-129с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. - 499 с.
11. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии. Учебное пособие для студентов / П.Я, Гальперин, С.Л. Кобыльницкая. - М.: Просвещение, 1989. - 398 с.
12. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В.А. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
13. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. / Ф.Н. Гоноболин. -М.: Мысль, 1972. - 246 с.
14. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2001. - 480 с.
15. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями (часть I) / Л.П. Григорьева // Дефектология. - 2002. - № 1. - С. 3-13.
16. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 448 с.
17. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания: Учебник. - 3-е изд., испр./ Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.: Флинта, 2002. - 376 с.
18. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2004. - 464 с.
19. Запорожец, А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов./ А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М. Академия, 2004. - 435 с.
20. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / Д.Н. Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 463 с.
21. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
22. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии): Учеб. пособие / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 72 с.
23. Коломенский, Я.Л., Панько, Е.А, Детская психология: Учеб. пособие для пед. Институтов / Я.Л, Коломенский, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.
24. Комарова, Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
25. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2010. - 431 с.
26. Кривова, М.А. Развитие внимания в начальной школе // Школьный психолог. - 2003. - № 46. - С. 25 – 29.
27. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Образование Плюс, 2006. - 120 с.
28. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов / под. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл: Академия, 2007. - 511 с.
29. Липень, С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С.В. Липень // Дефектология. - 1985. - №4. - С. 47-51.
30. Липинь, С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ / С.В. Липень // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976. - С. 63-67.
31. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 105 с.
32. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2012. - 582с.
33. Матюхина, М.В, Михальчик, Т.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие для вузов / М.В, Матюхина, Т.С, Михальчик. - М.: Просвещение, 1988. - 389 с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия. 2012. - 456 с.
35. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 608 с.
36. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2006. - 360 с.
37. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов/ Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. - М.: Дрофа, 2012. - 397 с.
38. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А Осипова, Л. И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 104 с.
39. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия. 2003. - 480 с.
40. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - С. 129-217.
41. Певзнер, М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С. Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 1992. - 104 с.
42. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
43. Петровский, А.В. Психология: Учеб. для вузов по пед. спец./ В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2012. - 501 с.
44. Разумова, Г.А. Особенности внимания младших школьников / Г.А. Разумова// Начальная школа. Плюс до и после. - 2005. - № 4. - С. 35 – 41.
45. Романов, В.Я, Дормашев, Ю.Б. Психология внимания/ В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев. - СПб.: Питер, 2002. - 576 с.
46. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
47. Столяренко, Л.Д. Сдаем психологию. Для среднего профессионального образования/ Л.Д. Столяренко. Изд. 2-е. - Р-на-Д: Феникс, 2005. - 92 с.
48. Ульенкова, У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология.- 2003. - № 2. - С. 18-25.
49. Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: Российское психологическое общество, 2009. - 523 с.
50. Чуприкова, Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика. / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 13 -31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ