ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (НРАВСТВЕННЫЙ) КАПИТАЛ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО АЛТАЯ
|
Введение 3
Глава 1. Методологические ориентиры в исследовании проблематики человеческого (нравственного) капитала 9
1.1 К методологии освещения вопроса 9
1.2 Роль старообрядческого населения в развитии
предпринимательства и национальной буржуазии в
России 15
1.3 Легенда о Беловодье в мифологии переселенческого движения
русских старообрядцев 19
1.4 Солонешенский район Алтая: малоизвестные факты локальной
истории старообрядчества , 31
Глава 2. Социально-исторический опыт самореализации человеческого капитала старообрядческих общин Русского
Алтая 35
2.1 Нравственная основа трудовой этики алтайских крестьян-
старообрядцев 35
2.2 Истоки «кооперативного феномена» в Алтайском округе
предреволюционного периода (начало XX века) 43
2.3 Этические ценности старообрядческого населения
Алтая 48
2.4 Политико-исторические факторы деградации качества
человеческого капитала в Алтайском крае последних
лет 54
2.5 Старообрядцы в контексте современности 57
Заключение 63
Библиографический список 66
Глава 1. Методологические ориентиры в исследовании проблематики человеческого (нравственного) капитала 9
1.1 К методологии освещения вопроса 9
1.2 Роль старообрядческого населения в развитии
предпринимательства и национальной буржуазии в
России 15
1.3 Легенда о Беловодье в мифологии переселенческого движения
русских старообрядцев 19
1.4 Солонешенский район Алтая: малоизвестные факты локальной
истории старообрядчества , 31
Глава 2. Социально-исторический опыт самореализации человеческого капитала старообрядческих общин Русского
Алтая 35
2.1 Нравственная основа трудовой этики алтайских крестьян-
старообрядцев 35
2.2 Истоки «кооперативного феномена» в Алтайском округе
предреволюционного периода (начало XX века) 43
2.3 Этические ценности старообрядческого населения
Алтая 48
2.4 Политико-исторические факторы деградации качества
человеческого капитала в Алтайском крае последних
лет 54
2.5 Старообрядцы в контексте современности 57
Заключение 63
Библиографический список 66
Актуальность темы исследования обусловлена заметно усиливающимися негативными тенденциями в экономике, демографии, в процессе воспроизводства человеческого капитала современной России на региональном и общенациональном уровне. В частности, для Алтайского края сегодня весьма характерны такие проблемы как отток высокообразованных, наиболее подготовленных элитных трудовых ресурсов, рост смертности; снижение рождаемости народонаселения, заметный рост недовольства и протестных настроений и т.п. Иначе говоря, наш регион переживает явную социально-демографическую деградацию, у которой очень глубокие политикоисторические корни. Хотя, как известно, в прошлом Русский Алтай обладал высококачественными людскими ресурсами. Лучшей базовой их частью в прошлом являлись именно крестьяне-старообрядцы, населявшие предгорные и горные местности края. Поэтому представляется исключительно важным изучение политико-исторических причин и факторов, которые впоследствии привели к утрате данного социального потенциала.
В качестве методологических ориентиров для освещения проблематики сделан выбор в пользу диалектического синтеза двух подходов к ее освещению: современного западного (Г. Беккер,Т. Шульц и др.) и
дореволюционного отечественного, представленного полузабытыми концепциями отечественных мыслителей: либерального экономиста И.К. Бабста и одного из родоначальников русского народничества Н.Г. Чернышевского. Поэтому в тексте используется двусложное понятие «человеческий (народный) капитал». С опорой на эти методологические ориентиры доказывается, что в прошлом Русский Алтай обладал высококачественными людскими ресурсами. Лучшей их частью были в тот период крестьяне-старообрядцы, населявшие предгорные и горные местности края. Другой базовой группой, также представляющей определенный научный интерес в связи с рассматриваемым вопросом, являлись политические ссыльные - народники, которые с просветительской целью популяризировали в регионе свою теорию «общинно-кооперативного социализма». Удачное, на наш взгляд, совмещение по времени двух этих факторов - народного нравственного капитала и капитала интеллектуального - привело к тому, что дореволюционный Алтай занял со временем лидерские позиции в формировавшемся на рубеже XIX - XX вв. достаточно массовом крестьянском кооперативном движении. Данный процесс был, к сожалению, прерван большевистской властью, уничтожившей в конце 1920-х - начале 1930-х гг. крестьянские производственные кооперативы и обратившей их коллективную собственность в государственную. При этом больше всего пострадали в результате так называемого раскулачивания и от пресловутой «коллективизации сельского хозяйства» алтайские крестьяне-старообрядцы. Многие из них вынуждены были эмигрировать из страны. Судьба народников также оказалась не менее трагичной. В 1920-х-1930-х годах они подверглись жестокому политическому преследованию и репрессиям. С этого момента и весь Русский Алтай превращался в своеобразный полигон дискриминационной региональной политики «центра», порой граничащей с геноцидом.
Степень научной разработанности темы отражает
историографический обзор имеющейся литературы. Понятие «человеческий (народный) капитал» мы формулируем, опираясь на методологически значимые труды как зарубежных, так и отечественных авторов (Г. Беккера, М. Вебера, Т. Шульца, И.К. Бабста и Н.Г. Чернышевского).
Следует отметить, что теоретические аспекты данной темы уже рассматривались в работах таких исследователей как Т.А. Богумил, В.А. Должиков, В.Н. Ильин, Н.Ю. Пивоваров и др.
Объектом исследования является человеческий капитал(йишаи capital) в его конкретизированном национально-региональном аспекте.
Предмет исследования - нравственные качества и ценностные основы человеческого (народного) капитала, которым обладало старообрядческое население дореволюционного Алтая.
Целью магистерской диссертации является выявление качественных особенностей человеческого (народного) капитала русских крестьян- старообрядцев дореволюционного Алтая.
Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1) сравнить персональный вклад как зарубежных, так и российских теоретиков - социологов и экономистов - в научную разработку ключевых научных понятий «человеческий капитал», «народный (нравственный) капитал», «социальный капитал»;
2) выделить авангардную роль старообрядческого населения в истории развития предпринимательства и формирования национальной буржуазии России в конце XIX - начале XX вв.
3) исследовать нравственные качества и традиционные этические ценности социального капитала старообрядцев на примере русского населения Бухтарминской, Солонешенской и Уймонской крестьянских горных общин;
4) выявить общественные истоки «кооперативного феномена» в Алтайском округе предреволюционного периода;
Методологическая база и методы научного исследования: сбор, синтез исторического материала, сравнительно-исторический анализ.
В научный оборот понятие «Человеческий капитал» было введено в ХХ веке нобелевским лауреатом Теодором Шульцем. Особенно популярны его работы: «Формирование капитала образования» и «Инвестиции в
человеческий капитал». Согласно концепции Т.Шульца, качество и уровень благосостояния людей в том или ином обществе зависит не от наличия богатых природных ресурсов и технических возможностей их освоения. «Все человеческие ресурсы и способности, - заметил Шульц, - являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом»1.
Теоретическая модель человеческого капитала в мировой науке позже была детально проработана другим нобелевским лауреатом, американским экономистом Гэри Беккером. Его концепция была опубликована в монографии «Человеческий капитал» в 1964 г. и стала основой для последующих исследований в этой области научных знаний. Согласно определению данного автора, «человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков и мотиваций»2.
Особый интерес представляет концепция И.К. Бабста, впервые обнародованная 6 июня 1856 г. в его актовой речи на торжественном собрании Казанского университета. В опубликованной печатной версии текст имел характерное название: «О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала».
Речь либерального профессора-экономиста вызвала большой общественный резонанс. Неудивительно, что с рецензией на нее выступил редактор очень популярного впоследствии журнала «Современник», убежденный демократ Н.Г. Чернышевский. Хотя в целом он и поддержал позицию оппонента, но вместе с тем концептуально расширил дефиницию нового для России того времени терминологического словосочетания, вводимого в научный оборот. К методологической базе следует отнести труд Теодора Шанина «Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что впервые данная тема освещается с опорой на современные методологические ориентиры и с учетом достижений российского крестьяноведения последних лет (школа известного историка и социолога Теодора Шанина). Тем более, что еще далеко не все аспекты проблематики человеческого (народного) капитала старообрядческого населения дореволюционного Алтая изучены сегодня исследовательским сообществом.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены на ее основе сформулированными выводами и предложениями решения проблемы.
Результаты исследования помогут взглянуть на экономическую ситуацию в регионе в ином ключе.
Апробация результатов исследования предпринималась автором поэтапно и включает следующие шаги:
1.очное участие в XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», ноябрь, 2019 год, г. Барнаул;
2. публикация в сборнике Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», г. Барнаул, 2019 г. - «Человеческий капитал старообрядческого населения дореволюционного Алтая»;
3. дистанционное участие в XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», ноябрь, 2020 год, г. Барнаул;
4. награждение дипломом от главы города Барнаула за 3 место XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», секция: Православие и духовная культура России;
5. публикация в сборнике Материалы XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», г. Барнаул, 2020 г.- «Человеческий (нравственный) капитал старообрядческого населения дореволюционного русского Алтая» (методология освещения темы)»;
б.очное участие в международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2021», секция: «История, краеведение и туризм», г. Барнаул, апрель, 2020. Материалы конференции будут отражены в сборнике Московского государственного университета.
Структура выпускной исследовательской работы имеет стандартный формат и состоит из Введения, Основной части, содержание которой делится в свою очередь на 2 главы, включающих в себя из 9 параграфов. Текст завершают Заключение и Библиографический список.
В качестве методологических ориентиров для освещения проблематики сделан выбор в пользу диалектического синтеза двух подходов к ее освещению: современного западного (Г. Беккер,Т. Шульц и др.) и
дореволюционного отечественного, представленного полузабытыми концепциями отечественных мыслителей: либерального экономиста И.К. Бабста и одного из родоначальников русского народничества Н.Г. Чернышевского. Поэтому в тексте используется двусложное понятие «человеческий (народный) капитал». С опорой на эти методологические ориентиры доказывается, что в прошлом Русский Алтай обладал высококачественными людскими ресурсами. Лучшей их частью были в тот период крестьяне-старообрядцы, населявшие предгорные и горные местности края. Другой базовой группой, также представляющей определенный научный интерес в связи с рассматриваемым вопросом, являлись политические ссыльные - народники, которые с просветительской целью популяризировали в регионе свою теорию «общинно-кооперативного социализма». Удачное, на наш взгляд, совмещение по времени двух этих факторов - народного нравственного капитала и капитала интеллектуального - привело к тому, что дореволюционный Алтай занял со временем лидерские позиции в формировавшемся на рубеже XIX - XX вв. достаточно массовом крестьянском кооперативном движении. Данный процесс был, к сожалению, прерван большевистской властью, уничтожившей в конце 1920-х - начале 1930-х гг. крестьянские производственные кооперативы и обратившей их коллективную собственность в государственную. При этом больше всего пострадали в результате так называемого раскулачивания и от пресловутой «коллективизации сельского хозяйства» алтайские крестьяне-старообрядцы. Многие из них вынуждены были эмигрировать из страны. Судьба народников также оказалась не менее трагичной. В 1920-х-1930-х годах они подверглись жестокому политическому преследованию и репрессиям. С этого момента и весь Русский Алтай превращался в своеобразный полигон дискриминационной региональной политики «центра», порой граничащей с геноцидом.
Степень научной разработанности темы отражает
историографический обзор имеющейся литературы. Понятие «человеческий (народный) капитал» мы формулируем, опираясь на методологически значимые труды как зарубежных, так и отечественных авторов (Г. Беккера, М. Вебера, Т. Шульца, И.К. Бабста и Н.Г. Чернышевского).
Следует отметить, что теоретические аспекты данной темы уже рассматривались в работах таких исследователей как Т.А. Богумил, В.А. Должиков, В.Н. Ильин, Н.Ю. Пивоваров и др.
Объектом исследования является человеческий капитал(йишаи capital) в его конкретизированном национально-региональном аспекте.
Предмет исследования - нравственные качества и ценностные основы человеческого (народного) капитала, которым обладало старообрядческое население дореволюционного Алтая.
Целью магистерской диссертации является выявление качественных особенностей человеческого (народного) капитала русских крестьян- старообрядцев дореволюционного Алтая.
Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1) сравнить персональный вклад как зарубежных, так и российских теоретиков - социологов и экономистов - в научную разработку ключевых научных понятий «человеческий капитал», «народный (нравственный) капитал», «социальный капитал»;
2) выделить авангардную роль старообрядческого населения в истории развития предпринимательства и формирования национальной буржуазии России в конце XIX - начале XX вв.
3) исследовать нравственные качества и традиционные этические ценности социального капитала старообрядцев на примере русского населения Бухтарминской, Солонешенской и Уймонской крестьянских горных общин;
4) выявить общественные истоки «кооперативного феномена» в Алтайском округе предреволюционного периода;
Методологическая база и методы научного исследования: сбор, синтез исторического материала, сравнительно-исторический анализ.
В научный оборот понятие «Человеческий капитал» было введено в ХХ веке нобелевским лауреатом Теодором Шульцем. Особенно популярны его работы: «Формирование капитала образования» и «Инвестиции в
человеческий капитал». Согласно концепции Т.Шульца, качество и уровень благосостояния людей в том или ином обществе зависит не от наличия богатых природных ресурсов и технических возможностей их освоения. «Все человеческие ресурсы и способности, - заметил Шульц, - являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом»1.
Теоретическая модель человеческого капитала в мировой науке позже была детально проработана другим нобелевским лауреатом, американским экономистом Гэри Беккером. Его концепция была опубликована в монографии «Человеческий капитал» в 1964 г. и стала основой для последующих исследований в этой области научных знаний. Согласно определению данного автора, «человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков и мотиваций»2.
Особый интерес представляет концепция И.К. Бабста, впервые обнародованная 6 июня 1856 г. в его актовой речи на торжественном собрании Казанского университета. В опубликованной печатной версии текст имел характерное название: «О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала».
Речь либерального профессора-экономиста вызвала большой общественный резонанс. Неудивительно, что с рецензией на нее выступил редактор очень популярного впоследствии журнала «Современник», убежденный демократ Н.Г. Чернышевский. Хотя в целом он и поддержал позицию оппонента, но вместе с тем концептуально расширил дефиницию нового для России того времени терминологического словосочетания, вводимого в научный оборот. К методологической базе следует отнести труд Теодора Шанина «Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что впервые данная тема освещается с опорой на современные методологические ориентиры и с учетом достижений российского крестьяноведения последних лет (школа известного историка и социолога Теодора Шанина). Тем более, что еще далеко не все аспекты проблематики человеческого (народного) капитала старообрядческого населения дореволюционного Алтая изучены сегодня исследовательским сообществом.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены на ее основе сформулированными выводами и предложениями решения проблемы.
Результаты исследования помогут взглянуть на экономическую ситуацию в регионе в ином ключе.
Апробация результатов исследования предпринималась автором поэтапно и включает следующие шаги:
1.очное участие в XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», ноябрь, 2019 год, г. Барнаул;
2. публикация в сборнике Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», г. Барнаул, 2019 г. - «Человеческий капитал старообрядческого населения дореволюционного Алтая»;
3. дистанционное участие в XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», ноябрь, 2020 год, г. Барнаул;
4. награждение дипломом от главы города Барнаула за 3 место XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», секция: Православие и духовная культура России;
5. публикация в сборнике Материалы XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», г. Барнаул, 2020 г.- «Человеческий (нравственный) капитал старообрядческого населения дореволюционного русского Алтая» (методология освещения темы)»;
б.очное участие в международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2021», секция: «История, краеведение и туризм», г. Барнаул, апрель, 2020. Материалы конференции будут отражены в сборнике Московского государственного университета.
Структура выпускной исследовательской работы имеет стандартный формат и состоит из Введения, Основной части, содержание которой делится в свою очередь на 2 главы, включающих в себя из 9 параграфов. Текст завершают Заключение и Библиографический список.
Подводя итог исследованию, отметим следующее. Во-первых, бесспорно, что в силу исторически сложившихся условий дореволюционный Русский Алтай обладал довольно высококачественным человеческим капиталом. Этому способствовал целый ряд обстоятельств и, прежде всего, значительная массовая концентрация в горных и предгорных местностях края свободолюбивого, предприимчивого крестьянского населения. Его здоровый костяк составила та часть русского народа, которая бежала от крепостнического ига метрополии в благодатные пространства Южной Сибири. Своеобразным идеологическим ориентиром для нее служила легенда о Беловодье - мифической стране Свободы и Справедливости, «земле обетованной». Отметим особо, что как раз этот конфессиональный слой и представлял собой базовую общественную основу демократического капитализма, который начинал развиваться в России во второй половине XIX столетия.
Во-вторых, по сравнению с европейской частью страны, где зарождение и развитие национальной буржуазии с активным участием городских старообрядческих общин протекало в очень затрудненных условиях многовекового засилья общеимперской системы государственного и частновладельческого крепостничества, Русский Алтай находился в существенно более выгодном положении, так как здесь общины крестьян- старообрядцев смогли вырваться из этой системы, размещаясь в труднодоступных для государственной власти горных и предгорных долинах и фактически обладали некоторой степенью свободы действий. Хотя в целом, что касается равнинных лесостепных пространств материковой части Алтая, где правительство смогло закрепостить большинство земледельческого оседлого населения, край был, разумеется, также несвободен. Местные русские жители были обращены принудительно в мастеровых и крепостных крестьян, вынужденных отбывать барщину в императорском горнозаводском хозяйстве. Вероятнее всего, по этой причине потенциальные возможности расширенного воспроизводства народного (старообрядческого) человеческого капитала с самого начала были рамочным порядком ограничены, а впоследствии они все больше и больше сужались. Поэтому самореализация данного потенциала с самого начала могла осуществляться лишь в локальном географическом поле предгорных долин в бассейне верховьев рек Ануй, Иртыш, Катунь, Чарыш и т.д. В данных местностях и получило развитие крестьянское предпринимательство в форме кооперативных общинных производственных артелей, обеспечивших феноменальный успех знаменитого алтайского маслоделия, продукция которого шла на экспорт в западноевропейские страны. Но, к сожалению, эти успехи не получили широкого распространения по всему региону и не смогли превратить Алтай ни в «Сибирскую Швейцарию», ни в «Калифорнию России», о чем в дореволюционный период мечтали видные представители областническо-народнической интеллигенции1. Партия большевиков, захватившая государственную власть в послереволюционной России, сперва европейской, а, затем и азиатской ее части. Тем самым диктаторская коммунистическая власть в общем нарушила естественный ход истории, погубив данный проект своих идейных оппонентов и соперников.
Итак, самореализации регионального человеческого капитала главным образом препятствовали и продолжают препятствовать факторы историкополитического и, отчасти, социально-психологического свойства. Но, в первую очередь, проблема сохранения и расширенного воспроизводства главного богатства края - народного человеческого капитала - не решается из-за того, что в масштабах всей страны остается не преодоленным застарелый кризис региональной политики государственного центра, которую трудно считать справедливой и оправданной. Нейтрализовать данную тенденцию и обеспечить решение в целом этой проблемы могло бы,
бесспорно, предварительное создание благоприятных условий для динамичного роста здесь и сейчас региональной экономики. Ключом к возможному будущему преодолению нынешних депрессивных тенденций в Русском Алтае может стать, бесспорно, лишь реальный экономический рост, который поможет создать необходимые условия для стабильного финансирования объективно возросших за последние десятилетия социальных потребностей народонаселения и обеспечит устойчивое воспроизводство качественного регионального человеческого капитала.
Что же касается потенциала «беловодческой» альтернативы национальной консолидации, то было бы ошибкой считать его полностью исчерпанным. В Центральной Евразии - сибирском «хартлэнде» («средиземье», по-русски) - остается как бы зарезервированной жизненно важная базовая территория. Примечательно, что конкретное место в мире, где должна осуществиться мечта о Беловодье, народная мысль прочно связала с Русским Алтаем. Имеются некоторые основания полагать, что при определенных благоприятных условиях идея реконструкции данного социально-политического проекта может снова в обозримой перспективе быть востребована в границах исторической Евразии. Тогда и станет возможным ее осуществление в полном, развернутом объеме.
Во-вторых, по сравнению с европейской частью страны, где зарождение и развитие национальной буржуазии с активным участием городских старообрядческих общин протекало в очень затрудненных условиях многовекового засилья общеимперской системы государственного и частновладельческого крепостничества, Русский Алтай находился в существенно более выгодном положении, так как здесь общины крестьян- старообрядцев смогли вырваться из этой системы, размещаясь в труднодоступных для государственной власти горных и предгорных долинах и фактически обладали некоторой степенью свободы действий. Хотя в целом, что касается равнинных лесостепных пространств материковой части Алтая, где правительство смогло закрепостить большинство земледельческого оседлого населения, край был, разумеется, также несвободен. Местные русские жители были обращены принудительно в мастеровых и крепостных крестьян, вынужденных отбывать барщину в императорском горнозаводском хозяйстве. Вероятнее всего, по этой причине потенциальные возможности расширенного воспроизводства народного (старообрядческого) человеческого капитала с самого начала были рамочным порядком ограничены, а впоследствии они все больше и больше сужались. Поэтому самореализация данного потенциала с самого начала могла осуществляться лишь в локальном географическом поле предгорных долин в бассейне верховьев рек Ануй, Иртыш, Катунь, Чарыш и т.д. В данных местностях и получило развитие крестьянское предпринимательство в форме кооперативных общинных производственных артелей, обеспечивших феноменальный успех знаменитого алтайского маслоделия, продукция которого шла на экспорт в западноевропейские страны. Но, к сожалению, эти успехи не получили широкого распространения по всему региону и не смогли превратить Алтай ни в «Сибирскую Швейцарию», ни в «Калифорнию России», о чем в дореволюционный период мечтали видные представители областническо-народнической интеллигенции1. Партия большевиков, захватившая государственную власть в послереволюционной России, сперва европейской, а, затем и азиатской ее части. Тем самым диктаторская коммунистическая власть в общем нарушила естественный ход истории, погубив данный проект своих идейных оппонентов и соперников.
Итак, самореализации регионального человеческого капитала главным образом препятствовали и продолжают препятствовать факторы историкополитического и, отчасти, социально-психологического свойства. Но, в первую очередь, проблема сохранения и расширенного воспроизводства главного богатства края - народного человеческого капитала - не решается из-за того, что в масштабах всей страны остается не преодоленным застарелый кризис региональной политики государственного центра, которую трудно считать справедливой и оправданной. Нейтрализовать данную тенденцию и обеспечить решение в целом этой проблемы могло бы,
бесспорно, предварительное создание благоприятных условий для динамичного роста здесь и сейчас региональной экономики. Ключом к возможному будущему преодолению нынешних депрессивных тенденций в Русском Алтае может стать, бесспорно, лишь реальный экономический рост, который поможет создать необходимые условия для стабильного финансирования объективно возросших за последние десятилетия социальных потребностей народонаселения и обеспечит устойчивое воспроизводство качественного регионального человеческого капитала.
Что же касается потенциала «беловодческой» альтернативы национальной консолидации, то было бы ошибкой считать его полностью исчерпанным. В Центральной Евразии - сибирском «хартлэнде» («средиземье», по-русски) - остается как бы зарезервированной жизненно важная базовая территория. Примечательно, что конкретное место в мире, где должна осуществиться мечта о Беловодье, народная мысль прочно связала с Русским Алтаем. Имеются некоторые основания полагать, что при определенных благоприятных условиях идея реконструкции данного социально-политического проекта может снова в обозримой перспективе быть востребована в границах исторической Евразии. Тогда и станет возможным ее осуществление в полном, развернутом объеме.





