Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (НРАВСТВЕННЫЙ) КАПИТАЛ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО АЛТАЯ

Работа №90278

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

региональная экономика

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методологические ориентиры в исследовании проблематики человеческого (нравственного) капитала 9
1.1 К методологии освещения вопроса 9
1.2 Роль старообрядческого населения в развитии
предпринимательства и национальной буржуазии в
России 15
1.3 Легенда о Беловодье в мифологии переселенческого движения
русских старообрядцев 19
1.4 Солонешенский район Алтая: малоизвестные факты локальной
истории старообрядчества , 31
Глава 2. Социально-исторический опыт самореализации человеческого капитала старообрядческих общин Русского
Алтая 35
2.1 Нравственная основа трудовой этики алтайских крестьян-
старообрядцев 35
2.2 Истоки «кооперативного феномена» в Алтайском округе
предреволюционного периода (начало XX века) 43
2.3 Этические ценности старообрядческого населения
Алтая 48
2.4 Политико-исторические факторы деградации качества
человеческого капитала в Алтайском крае последних
лет 54
2.5 Старообрядцы в контексте современности 57
Заключение 63
Библиографический список 66

Актуальность темы исследования обусловлена заметно усиливающимися негативными тенденциями в экономике, демографии, в процессе воспроизводства человеческого капитала современной России на региональном и общенациональном уровне. В частности, для Алтайского края сегодня весьма характерны такие проблемы как отток высокообразованных, наиболее подготовленных элитных трудовых ресурсов, рост смертности; снижение рождаемости народонаселения, заметный рост недовольства и протестных настроений и т.п. Иначе говоря, наш регион переживает явную социально-демографическую деградацию, у которой очень глубокие политико­исторические корни. Хотя, как известно, в прошлом Русский Алтай обладал высококачественными людскими ресурсами. Лучшей базовой их частью в прошлом являлись именно крестьяне-старообрядцы, населявшие предгорные и горные местности края. Поэтому представляется исключительно важным изучение политико-исторических причин и факторов, которые впоследствии привели к утрате данного социального потенциала.
В качестве методологических ориентиров для освещения проблематики сделан выбор в пользу диалектического синтеза двух подходов к ее освещению: современного западного (Г. Беккер,Т. Шульц и др.) и
дореволюционного отечественного, представленного полузабытыми концепциями отечественных мыслителей: либерального экономиста И.К. Бабста и одного из родоначальников русского народничества Н.Г. Чернышевского. Поэтому в тексте используется двусложное понятие «человеческий (народный) капитал». С опорой на эти методологические ориентиры доказывается, что в прошлом Русский Алтай обладал высококачественными людскими ресурсами. Лучшей их частью были в тот период крестьяне-старообрядцы, населявшие предгорные и горные местности края. Другой базовой группой, также представляющей определенный научный интерес в связи с рассматриваемым вопросом, являлись политические ссыльные - народники, которые с просветительской целью популяризировали в регионе свою теорию «общинно-кооперативного социализма». Удачное, на наш взгляд, совмещение по времени двух этих факторов - народного нравственного капитала и капитала интеллектуального - привело к тому, что дореволюционный Алтай занял со временем лидерские позиции в формировавшемся на рубеже XIX - XX вв. достаточно массовом крестьянском кооперативном движении. Данный процесс был, к сожалению, прерван большевистской властью, уничтожившей в конце 1920-х - начале 1930-х гг. крестьянские производственные кооперативы и обратившей их коллективную собственность в государственную. При этом больше всего пострадали в результате так называемого раскулачивания и от пресловутой «коллективизации сельского хозяйства» алтайские крестьяне-старообрядцы. Многие из них вынуждены были эмигрировать из страны. Судьба народников также оказалась не менее трагичной. В 1920-х-1930-х годах они подверглись жестокому политическому преследованию и репрессиям. С этого момента и весь Русский Алтай превращался в своеобразный полигон дискриминационной региональной политики «центра», порой граничащей с геноцидом.
Степень научной разработанности темы отражает
историографический обзор имеющейся литературы. Понятие «человеческий (народный) капитал» мы формулируем, опираясь на методологически значимые труды как зарубежных, так и отечественных авторов (Г. Беккера, М. Вебера, Т. Шульца, И.К. Бабста и Н.Г. Чернышевского).
Следует отметить, что теоретические аспекты данной темы уже рассматривались в работах таких исследователей как Т.А. Богумил, В.А. Должиков, В.Н. Ильин, Н.Ю. Пивоваров и др.
Объектом исследования является человеческий капитал(йишаи capital) в его конкретизированном национально-региональном аспекте.
Предмет исследования - нравственные качества и ценностные основы человеческого (народного) капитала, которым обладало старообрядческое население дореволюционного Алтая.
Целью магистерской диссертации является выявление качественных особенностей человеческого (народного) капитала русских крестьян- старообрядцев дореволюционного Алтая.
Для достижения цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1) сравнить персональный вклад как зарубежных, так и российских теоретиков - социологов и экономистов - в научную разработку ключевых научных понятий «человеческий капитал», «народный (нравственный) капитал», «социальный капитал»;
2) выделить авангардную роль старообрядческого населения в истории развития предпринимательства и формирования национальной буржуазии России в конце XIX - начале XX вв.
3) исследовать нравственные качества и традиционные этические ценности социального капитала старообрядцев на примере русского населения Бухтарминской, Солонешенской и Уймонской крестьянских горных общин;
4) выявить общественные истоки «кооперативного феномена» в Алтайском округе предреволюционного периода;
Методологическая база и методы научного исследования: сбор, синтез исторического материала, сравнительно-исторический анализ.
В научный оборот понятие «Человеческий капитал» было введено в ХХ веке нобелевским лауреатом Теодором Шульцем. Особенно популярны его работы: «Формирование капитала образования» и «Инвестиции в
человеческий капитал». Согласно концепции Т.Шульца, качество и уровень благосостояния людей в том или ином обществе зависит не от наличия богатых природных ресурсов и технических возможностей их освоения. «Все человеческие ресурсы и способности, - заметил Шульц, - являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом»1.
Теоретическая модель человеческого капитала в мировой науке позже была детально проработана другим нобелевским лауреатом, американским экономистом Гэри Беккером. Его концепция была опубликована в монографии «Человеческий капитал» в 1964 г. и стала основой для последующих исследований в этой области научных знаний. Согласно определению данного автора, «человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков и мотиваций»2.
Особый интерес представляет концепция И.К. Бабста, впервые обнародованная 6 июня 1856 г. в его актовой речи на торжественном собрании Казанского университета. В опубликованной печатной версии текст имел характерное название: «О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала».
Речь либерального профессора-экономиста вызвала большой общественный резонанс. Неудивительно, что с рецензией на нее выступил редактор очень популярного впоследствии журнала «Современник», убежденный демократ Н.Г. Чернышевский. Хотя в целом он и поддержал позицию оппонента, но вместе с тем концептуально расширил дефиницию нового для России того времени терминологического словосочетания, вводимого в научный оборот. К методологической базе следует отнести труд Теодора Шанина «Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире».
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что впервые данная тема освещается с опорой на современные методологические ориентиры и с учетом достижений российского крестьяноведения последних лет (школа известного историка и социолога Теодора Шанина). Тем более, что еще далеко не все аспекты проблематики человеческого (народного) капитала старообрядческого населения дореволюционного Алтая изучены сегодня исследовательским сообществом.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены на ее основе сформулированными выводами и предложениями решения проблемы.
Результаты исследования помогут взглянуть на экономическую ситуацию в регионе в ином ключе.
Апробация результатов исследования предпринималась автором поэтапно и включает следующие шаги:
1.очное участие в XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», ноябрь, 2019 год, г. Барнаул;
2. публикация в сборнике Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», г. Барнаул, 2019 г. - «Человеческий капитал старообрядческого населения дореволюционного Алтая»;
3. дистанционное участие в XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», ноябрь, 2020 год, г. Барнаул;
4. награждение дипломом от главы города Барнаула за 3 место XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», секция: Православие и духовная культура России;
5. публикация в сборнике Материалы XXII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу», г. Барнаул, 2020 г.- «Человеческий (нравственный) капитал старообрядческого населения дореволюционного русского Алтая» (методология освещения темы)»;
б.очное участие в международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2021», секция: «История, краеведение и туризм», г. Барнаул, апрель, 2020. Материалы конференции будут отражены в сборнике Московского государственного университета.
Структура выпускной исследовательской работы имеет стандартный формат и состоит из Введения, Основной части, содержание которой делится в свою очередь на 2 главы, включающих в себя из 9 параграфов. Текст завершают Заключение и Библиографический список.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог исследованию, отметим следующее. Во-первых, бесспорно, что в силу исторически сложившихся условий дореволюционный Русский Алтай обладал довольно высококачественным человеческим капиталом. Этому способствовал целый ряд обстоятельств и, прежде всего, значительная массовая концентрация в горных и предгорных местностях края свободолюбивого, предприимчивого крестьянского населения. Его здоровый костяк составила та часть русского народа, которая бежала от крепостнического ига метрополии в благодатные пространства Южной Сибири. Своеобразным идеологическим ориентиром для нее служила легенда о Беловодье - мифической стране Свободы и Справедливости, «земле обетованной». Отметим особо, что как раз этот конфессиональный слой и представлял собой базовую общественную основу демократического капитализма, который начинал развиваться в России во второй половине XIX столетия.
Во-вторых, по сравнению с европейской частью страны, где зарождение и развитие национальной буржуазии с активным участием городских старообрядческих общин протекало в очень затрудненных условиях многовекового засилья общеимперской системы государственного и частновладельческого крепостничества, Русский Алтай находился в существенно более выгодном положении, так как здесь общины крестьян- старообрядцев смогли вырваться из этой системы, размещаясь в труднодоступных для государственной власти горных и предгорных долинах и фактически обладали некоторой степенью свободы действий. Хотя в целом, что касается равнинных лесостепных пространств материковой части Алтая, где правительство смогло закрепостить большинство земледельческого оседлого населения, край был, разумеется, также несвободен. Местные русские жители были обращены принудительно в мастеровых и крепостных крестьян, вынужденных отбывать барщину в императорском горнозаводском хозяйстве. Вероятнее всего, по этой причине потенциальные возможности расширенного воспроизводства народного (старообрядческого) человеческого капитала с самого начала были рамочным порядком ограничены, а впоследствии они все больше и больше сужались. Поэтому самореализация данного потенциала с самого начала могла осуществляться лишь в локальном географическом поле предгорных долин в бассейне верховьев рек Ануй, Иртыш, Катунь, Чарыш и т.д. В данных местностях и получило развитие крестьянское предпринимательство в форме кооперативных общинных производственных артелей, обеспечивших феноменальный успех знаменитого алтайского маслоделия, продукция которого шла на экспорт в западноевропейские страны. Но, к сожалению, эти успехи не получили широкого распространения по всему региону и не смогли превратить Алтай ни в «Сибирскую Швейцарию», ни в «Калифорнию России», о чем в дореволюционный период мечтали видные представители областническо-народнической интеллигенции1. Партия большевиков, захватившая государственную власть в послереволюционной России, сперва европейской, а, затем и азиатской ее части. Тем самым диктаторская коммунистическая власть в общем нарушила естественный ход истории, погубив данный проект своих идейных оппонентов и соперников.
Итак, самореализации регионального человеческого капитала главным образом препятствовали и продолжают препятствовать факторы историко­политического и, отчасти, социально-психологического свойства. Но, в первую очередь, проблема сохранения и расширенного воспроизводства главного богатства края - народного человеческого капитала - не решается из-за того, что в масштабах всей страны остается не преодоленным застарелый кризис региональной политики государственного центра, которую трудно считать справедливой и оправданной. Нейтрализовать данную тенденцию и обеспечить решение в целом этой проблемы могло бы,
бесспорно, предварительное создание благоприятных условий для динамичного роста здесь и сейчас региональной экономики. Ключом к возможному будущему преодолению нынешних депрессивных тенденций в Русском Алтае может стать, бесспорно, лишь реальный экономический рост, который поможет создать необходимые условия для стабильного финансирования объективно возросших за последние десятилетия социальных потребностей народонаселения и обеспечит устойчивое воспроизводство качественного регионального человеческого капитала.
Что же касается потенциала «беловодческой» альтернативы национальной консолидации, то было бы ошибкой считать его полностью исчерпанным. В Центральной Евразии - сибирском «хартлэнде» («средиземье», по-русски) - остается как бы зарезервированной жизненно важная базовая территория. Примечательно, что конкретное место в мире, где должна осуществиться мечта о Беловодье, народная мысль прочно связала с Русским Алтаем. Имеются некоторые основания полагать, что при определенных благоприятных условиях идея реконструкции данного социально-политического проекта может снова в обозримой перспективе быть востребована в границах исторической Евразии. Тогда и станет возможным ее осуществление в полном, развернутом объеме.


1. Бабст И.К.О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 4. С. 35-60
2. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал. США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 11. С. 17-32.
3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер, М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-208.
4. Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанин; Под ред. А.В. Гордона.М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992.432 с.
5. Чернышевский, Н.Г. Рец.: О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Речь И. Бабста, Москва, 1857 г. // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти т. / под об ред. В.Я. Кирпотина, П.И. Лебедева-Полянского, Б.П. Козьмина и др. Т. IV. Статьи и рецензии. 1856- 1857. М.: Гос. лит. изд-во, 1949. С. 470-501.
6. Чернышевский, Н.Г. Капитал и труд // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. Т. 7. Статьи 1860—1861 годов. С. 5-63.
Литература
1. Аверьянов В.В., Венедиктов В.Ю., Козлов А.В. Артель и артельный человек / Сост., введение В.В.Аверьянова / Отв. ред. О.А.Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. 688 с.
2. Алтай, будущая Калифорния России и царствовавшие на Алтае порядки. Продолжение к книге «Северные сияния». Лейпциг, 1882. 96 с.
3. Алексеева В.К. Кооперативное движение в Сибири (конец XIX - начало XX вв.). Новосибирск, 1993. 119 с.
4. Анашкин А.П., Левашев Ю.С. История потребительской кооперации Алтая (1905- 1941 гг.). Барнаул, 1990. 87 с.
5. Анашкин А.П., Левашев Ю.С. Кооперация на Алтае в 1920-е годы // Предпринимательство на Алтае. XVIII в. 1920-е годы. Барнаул, 1993.
6. Белослюдов А. К истории Беловодья // Записки Западно-Сибирского отделения РГО. Т. XXXVIII. Омск, 1916. С. 34-35.
7. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Кто такие бухтарминские старообрядцы. - Л., 1930. 149 с.
8. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. Барнаул, 2001.
9. Бородавкин А.П., Винникова Т.М. Алтайский горный округ в первой половине XIX в. // История Алтая: Учеб. пособие. Ч. 1. Барнаул, 1983.
10. Бурковская М.В. Старообрядцы Рудного Алтая в описании П.П. Семенова-Тянь-Шанского (1827-1914).Издание Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.Усть-Каменогорск, 2008.174 с.
11. Варадинов Н.Н. История Министерства внутренних дел: История
распоряжений по расколу. СПб., 1863. Кн. 8.
12. Гагемейстер А. Статистическое обозрение Сибири, составленное по высочайшему его императорского величества повелению. В 3-х т. - СПб., 1854. С. 332-339.
13. Гостюшева Е.М., Должиков В.А., Дягилева Ю.А. Социальная история Алтая кабинетского периода в народнической публицистике. Барнаул, 2013.
14. Гриценко Г.М. Предпосылки развития сельскохозяйственной
потребительской ко операции в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 8 (106). С. 153-157.
15. Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские ведомости. 1845. № 20-30.
16. Должиков, В.А. Н.М. Ядринцев о крестьянах-старообрядцах Русского Алтая // Алтайский текст в русской культуре: сборник статей / под ред. Т.В. Чернышевой, М.П. Гребневой и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. Вып. 7. С. 265-276.
17. Должиков, В.А. Н.М. Ядринцев об этнокультурном взаимодействии крестьян-старообрядцев с аборигенным населением // Народы и религии Евразии. 2018 № 2 (15). С. 52-64.
18. 12.Должиков, В.А. Алтайская Русь: к истории народного сопротивления дискриминационной «противораскольнической» политике имперского режима // SOCIETY AND SECURITY INSIGHTS. BULLETIN OF THE ASSOTIATION OFASIAN UNIVERSITIES. 2019. № 1. Вып. 2. С.123-132.
19. Должиков В.А., Гостюшева Е.М. Конфессиональный состав населения Томской губернии по материалам первой Всероссийской переписи 1897 г. Вестник Томского государственного университета. История.2019.№ 59. С.12-19.
20. Должиков В.А. Факторы деградации человеческого(народного) капитала в Русском Алтае: история и современность. «Человек в экономико­правовом и политическом пространстве»: Сборник научных статей по материалам XXXIII научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования Академии труда и социальных отношений /под ред. А.Н. Малаханова, Е.С. Аничкина, И.Е. Панова, Р.А. Самсонова. Барнаул: Изд-во Алт. госуд. ун-та, 2019. С.25-28.
21. Должиков В.А. и др. Идеология классического русского народничества: вариант М.А. Бакунина // Идеологический облик русского традиционализма: приоритеты и ценности народничества, областничества, толстовства: монография / А.В. Головинов, В.А. Должиков, Д.С. Петров. Барнаул, 2011.
22. Жерносенко И.А., Балакина Е.И. Культура Сибири и Алтая. - Барнаул: Издательство Жерносенко С.С., 2011.208 с.
23. Карих Е.В. Межэтнические отношения в Западной Сибири в процессе ее хозяйственного освоения. XIX - начало XX в. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 232 с.
24. Котельников А. История разработки и производства всеобщей переписи населения 28-го января 1897 г. СПб.: Наша жизнь, 1909. 124 с.
25. Кучуганова Р.П. Мудрость уймонских старцев. Новосибирск: ИНН «Art­Avenue», 2008.
26. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII начало ХХ века. М.: Наука, 1996. 269 с.
27. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 162
28. Мальцев А. И. Беловодье // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 534-535.
29. Морозов С.Д. Население России на рубеже XIX-XX веков //
Отечественная история. 1999. № 4. 236 с.
30. Мурашова Н. С. Старообрядцы Алтая // Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск, 2002
31. Общинный миф и общинный эксперимент в истории России XIX-XX вв.: [Предисловие] // Дюран Д. Коммунизм своими руками: Образ аграрных коммун в Советской России / Под ред. И. Утехина. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. С. 7-74.
32.Озерова О.А. Из истории поездки И.В. Сталина в Сибирь (1928 г.) и ее последствия для края и Северного Казахстана // Омский научный вестник. Исторические науки. 2012. № 3(109). С. 19-22.
33. Осерчева О.Н. Беспоповские общины старообрядцев города Риддера Восточно-Казахстанской области во второй половине XX - начале XXI вв. (по материалам полевых исследований 1973, 1982, 1986, 1991, 2008 гг.). Усть-Каменогорск, 2010. 286 с.
34.Островский А.Б., Чувьюров А.А. Беловодье староверов Алтая // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. Вып. 3. С. 8­14
35. Павлова И.В. Поездка Сталина в Сибирь. Почему в Сибирь? // ЭКО. 1995. № 2. С. 133-155.
36. Пахомчик С.А. Молочная кооперация Сибири: вчера, сегодня, завтра. Тюмень, ТГСХА, 2011. 224 с.
37. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. [и с предисл.] Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург] : Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 27 см. 79: Томская губерния. 1904. [4], XXVI. 246 с.
38. Пивоваров А. Как живут русские старообрядцы в Южной Америке // Электронный ресурс: ПВЬ: https://rtvi.com/redaktsiva/kak-zhivut-russkie- staroobrvadtsv-v-vuzhnov-amerike/ (дата обращения 12.03. 2021)
39. Пивоваров Н.Ю. Кооперативный феномен села Старая Барда (1907­1919 гг.) // Институты гражданского общества в Сибири (XX - начало XXI
в.). / Отв. ред. В. И. Шишкин. Вып. 2. Новосибирск, 2011. С. 38-48.
40. Покровский Н.Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в литературе последних лет // Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX-XX вв.: Бахрушинские чтения, 1980 г. Новосибирск, 1980. С. 115-133.
41. Пронин В.И. Население Сибири за 50 лет (1863-1913 гг.) // История СССР. 1981. № 4. С.50-69.
42. Пыжиков А. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М., 2018.332 с.
43. Рашин А.Г., Водарский Я.Е. Население России за 400 лет: (XVI - начало XX в.). М.: Просвещение, 1973. 160 с.
44. Рерих Н. К. Алтай — Гималаи. М., 1999.514 с.
45. Рецензия на речь И.Бабста «О некоторых условиях, способствующих
умножению народного капитала»: 1857 / Николай Чернышевский. -
Москва // Утопический социализм: хрестоматия /под ред. А.И. Володина.
- М.: Изд-во политической литературы, 1982
46. Салихов Р. Этнореальность в фотообъективе: Солонешное. Электронный ресурс: URL: http ://www. archaeology.nsc. ru/ru/publish/j ournal/doc/2006 /262/14.pdf (дата обращения 03.04.2021)
47. Сибирь в контексте мировой культуры. Опыт самоописания: Коллективная монография. - Томск, 2003. 208с.
48. Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып.1.Новосибирск, 1981.
49. Сибирские переселения. Документы и материалы. Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2003. Вып. 1. 1998. 226 с.
50. Скрипин Е. Жизнь Аггея Антонова // Земля сибирская, дальневосточная. Новосибирск, 1992. № 1.
51. Скубневский В.А. Городское население Сибири по материалам переписи 1897 г. // Проблемы генезиса и развития капиталистических отношений в Сибири. Барнаул : Книга, 1990. 325 с.
52. Скубневский В.А. Купечество Сибири по материалам переписи 1897 г. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып. 2: XVIII в. - 1920-е гг. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. 175 с.
53. Скубневский В.А. Население Алтая по данным переписи 1897 г. // Образование и социальное развитие региона (Барнаул). 1998. № 1. С.
54. Скубневский В.А. Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX — начале XX вв. // Предпринимательство на Алтае. XVIII в. 1920-е годы. Барнаул, 1993. С. 77-92.
55. Старо-Бардинский район Бийского округа: материалы обследования сибирской деревни. Новосибирск, 1927. 64 с.
56. Старцев А.В., Старцева А.А. Прометей из Старой Барды // Краеведческие записки. Барнаул, 2001. Вып. 4.
57. Старцев А.В., Сизова А.А. Алтайская кооперация: страницы истории. Барнаул, 2008.
58. Справочники по истории дореволюционной России. М., 1978. С. 103-104
59. Сыщенко А.Г., Сыщенко В.А. Золотые годы сибирской и алтайской кооперации. 1896-1919 гг. Изд. 2-е, испр. и доп. Барнаул, 2003. Т. 1.
60. Томилова Н.К. К вопросу о расселении переселенцев на территории Алтайского округа во второй половине XIX в. // Барнаулу 250 лет: Материалы конф. Барнаул, 1980. С. 129-132; Иванченко Н.В. Население Алтайского горного округа во второй половине XIX в. // Там же. С. 132­134; Пронин В.И. Население Сибири за 50 лет (1863-1913 гг.) // История СССР. 1981. N 4. С. 50-69.
61.Чернова А.В. Человеческий капитал старообрядческого населения
дореволюционного Алтая // Молодежь — Барнаулу: материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых / гл. ред. Ю.В. Анохин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. 973 с.
62.Чириков И.С. Человеческий капитал 2.0 // Электронный ресурс: URL: https: //www.youtube. com/watch?v=W8UkP41 XAY8&ab channel=%D0%92% D1 %8B%D 1 %81 %D 1 %88%D0%B0%D 1 %8F%D 1 %88%D0%BA%D0%BE %D0%BB%D0%B0%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0 %BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (дата обращения 12.05. 2021)
63.Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Труды Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1962. Вып. 35. С. 116-181.
64. Чистов К. В. Русская народная утопия (генезис и функции социально­утопических легенд). СПб., 2003.
65. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII­XIX вв. М., 1967.
66. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. 536 с.
67. Becker, G.- S. Human Capital. - N.Y.: Columbia University Press, 1964.
68. Becker, G.-S., Tomes, N. Human Capital and the Rise and Fall of Families // Journal of Labor Economics. 1986. Vol.4. Nr. 3. Pt. 2. pp. 1- 39.
69.Imai, Yoshio.N. G. Chernyshevskii: Pioneer of the Russian Cooperative Movement // Imperial power and development: papers on pre-revolutionary russianhistori. Selected Papers of the Third World Congress for Soviet and Fast European Studies. Washington D. C., 1988. pp. 134-151.
70.Dolzhikov, V A. (2019). Political and historical factors of the degradation of human capital in the Russian Altai. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, V. 364, pp. 344-346.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ