Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Государственно-конфессиональная политика Российской Федерации на современном этапе»

Работа №90277

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

региональная экономика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовая база государственно-конфессиональных отношений 7
1.1 Современное правовое регулирование государственно-конфессиональных
отношений в Российской Федерации 7
1.2 Церковь и государство: способы и формы взаимодействия 16
1.3 Взаимодействие государственной власти и традиционных религиозных
организаций в современной Российской Федерации 31
Глава 2. Государственно-конфессиональные отношения в политике современной Российской Федерации 42
2.1 Проблемы государственно-конфессиональных отношений 42
2.2 Перспективы государственно-конфессиональных отношений 53
Заключение 60
Список используемых источников 65

Актуальность работы. Одно из наиболее значимых мест в регулировании общественных взаимоотношений занимает правосознание и правовая культура, которые организуют социальное взаимодействие современного индивида и окружающих его людей. Однако в более ранние периоды эту функцию чаще всего на себя брала религия. Но нельзя не отметить, что степень сознания обществом прав и обязанностей, проявление уважения к нормам права, значительная эффективность процессов правотворчества и реализации права, законопослушность людей и должностных лиц в своем большинстве связаны со степенью развитого государственно-конфессиональной политики РФ.
Однако корректность выстраивания данной политики должна происходить без отрыва от реального восприятия правовой действительности. Потенциальная излишняя эмоциональность восприятия вопросов религии со стороны отдельных верующих накаляется в тот промежуток времени, когда происходит общественная трансформация, например, в настоящее время, когда весь мир перестраивается под новые условия существования с учётом требований санитарного режима.
В те исторические моменты, когда происходит разрушение большинства институциональных и нормативных стандартов, меняются цели, ценности, возможные средства реализации социальных потребностей, когда в обществе устанавливаются новейшие принципы правового взаимодействия - роль религии в целом и её конфессий повышается, что актуализирует вопросы изучения государственно-конфессиональной политики.
Развитие правосознания и правовой культуры в противовес эмоциональному восприятию религиозности зависит не только от общества, но и от компетентных государственных органов, которые в свою очередь поддерживают и повышают уровень правовой культуры общества в целом за счёт норм государственно-конфессиональной политики РФ, в частности.
Нельзя говорить, что право призвано исключительно сдерживать религиозные чувства, наоборот, религиозность современного верующего находится под охраной государства. В первую очередь через правовые инструменты. Право верить (и не верить) закреплено в том числе на уровне международного права. В соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав индивида (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый индивид имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Право формировать свои убеждения закрепляет п. 1 ст. 9 Конвенции о защите прав индивида и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее - Конвенция)).
Также данное право является естественным правом индивида, получившим наднациональное признание (п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Пакт).
Очевидно, что современное государство, это государство без религии и его влияния. Это должно быть понятно для многих людей, поскольку можно быть верующим индивидом в душе и тогда индивид становится ответственным перед Богом в следующей жизни. С другой стороны, занимаясь политикой индивид, принимает права и обязанности и является ответственным своей деятельностью, перед страной, людьми и всеми другими индивидами, находящимися на территории его страны.
Степень разработанности проблемы. Проблема государственно­конфессиональной политики является исторически интересной для множества исследований, однако в силу своей зависимости от постоянно меняющихся социально-экономических условий существования правового сознания, не теряет своей актуальности. Данную проблему исследовали такие ученые, как С.А.Авакьян1, И.В. Аленькин2, А.А.Исаева3, Е.Н.Маркова4 и другие авторы, работы которых проанализированы в рамках настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере регулирования государственно-конфессиональной политики РФ.
Предмет изучения в настоящей работе - нормативно-правовые акты, доктринальные источники, материалы публикаций и судебной практики по теме исследования.
Целью данной работы является описание сущности государственно­конфессиональной политики РФ, а также определение значимости государственно-конфессиональной политики РФ, как для РФ, так и для профессионалов-юристов.
В работе решаются такие задачи как определение понятия государственно-конфессиональной политики РФ, его функции и структура, верховенство закона для юриста, основные тенденции развития государственно­конфессиональной политики РФ в РФ.
Методология настоящего исследования включает в себя метод диалектического познания действительности, дедукции, абдукции, анализа и синтеза. Кроме того, методологической основой рассмотрения проблем диссертации явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа.
Нормативная, теоретическая и эмпирическая основы исследования включает в себя современные исследования по теме работы, а также относимые к теме нормативно-правовые акты и материалы судебной практики.
Практическая значимость исследования является то, что на практике полученные результаты исследования могут быть использованы для систематизации законов, регулирующих сферу государственно­
конфессиональной политики на современном этапе.
Структура работы базируется на установленных в работе цели и задачах и соответственно включает в себя введение, две главы, разбитые на пять параграфов, а также заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Религиозные объединения в РФ в соответствии с законодательством обладают особой правосубъектностью. Их правовой статус значительно отличается от статуса иных объединений граждан, они занимают особое место в системе институтов гражданского общества. В то же время в науке есть подход, согласно которому религиозные объединения являются одной из разновидностей общественных объединений, не требующих особого правового статуса и специального законодательства. Мы живем в окружении страха и тревоги за свою жизнь, мир склонен к нестабильности в экономическом плане, войны, загрязнение окружающей среды. Все это влияет на жизнь и сознание индивида, люди начинают искать стабильности в мире потрясений. Религия здесь выступает спасательным кругом, отдельным миром в котором всегда все спокойно и нет разрухи. Большинство людей как раз прибегают к религии, когда не видят больше выхода из сложной ситуации, но в независимости следуют ли ни церковным правилам или нет, называют себя верующими людьми. Свобода совести относится к абсолютным правам и свободам индивида.
Религиозная вера индивида, как мы уже выяснили, определяется не единственным критерием, а множеством, но все они могут определять разного по степени веры индивида: сильной веры, то есть истинной или верой формальной - для себя. Каждый из нас верит в свою религию, здесь принимает значение субъективная сторона рассмотрения предмета исследования. Система формирования духовно-нравственной культуры личности опирается на механизм государственно-конфессиональной политики отдельно взятого государства, которое может принадлежать к одному из трёх типов:
• государства, отрицающие религию,
• государства, которые ищут компромисс между собственными интересами и интересами церкви,
- государства, которые ставят интересы церкви превыше своих.
Изучив вопрос особенностей государственно-конфессиональной политики РФ на современном этапе, можно сказать, что религиозное правосознание находится на одном из главных мест в развитии правового государства с учётом конституционно закреплённого права на свободу совести. Следовательно, право на свободу совести является абсолютным правом и не подлежит ограничению на основании федерального закона в случае введения чрезвычайного положения.
Г осударственная политика РФ в данный момент прилагает все усилия для усовершенствования законодательства с целью искоренений правового нигилизма. А мы как граждане своей страны должны поддерживать такие начинания. Поскольку общество определяет путь своего развития, то общество, и каждый индивид, в нем решает, какой именно мы хотим видеть Россию через 30-40 лет. Каждый индивид должен знать как свои права, так и права сограждан, а также обязанности. Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни. Правосознание - это осознание индивидом права, его эмоциональное отношение к тем или иным правам. Правосознание это скорее субъективное мнение индивида по отношению к праву. В структуре правосознания существуют два пласта - правовая идеология и правовая психология. В структуре правосознания, кроме идеологии и психологии, выделяются и уровни - обыденное, профессиональное, научное правосознание. Положение об ограничении свободы совести в целях безопасности государства противоречит п. 2 ст. 9 Конвенции, устанавливающей исчерпывающий список законных ограничений права на такую свободу.
По мере развития правосознания граждан, происходит преодоление отсталых взглядов, проявляющихся в поведения людей. Такое развитие приводит к предотвращению случаев произвола и насилия над личностью, уменьшению количества преступлений как совершеннолетними, так и несовершеннолетними. Происходит модернизация правительства и общества в целом Россия не так давно избрала демократический путь развития, именно это обуславливает многие изменения многие причины изменения правосознания граждан. На данном этапе очень важно учесть все факторы внешней и внутренней политики с целью создания общества с развитым правосознанием как одной из основ государства.
Право есть система общеобязательных формально-определенных норм, регулирующие общественные отношения, и поощряемые государством или высшей силой. Формой реализации является законодательство, юридические прецеденты, обычаи, нормативные договоры, нормы и право объективно поскольку не зависит от воли, сознания определенного лица не принадлежит ему, и существует относительно автономно. Однако, праву необходима нравственная, моральная надстройка, наполнение которое бы несло плюраристический, не принуждающий характер и фактически определяло Россию как социальное государство, заботящуюся о своих гражданах и процветание.
Нормы объективного права определяют субъективные права и обязанности, субъектов. Субъективное право - есть мера возможного, дозволенного поведения индивида призванная для удовлетворения собственных потребностей, нужд, необходимостей, желаний. Субъективные права индивида появляется в момент его рождения, государство не является их созидателем, хотя в тоже время, признавать и защищать права, есть его обязанность. Субъективное юридическое право приобретается субъектом в силу 62
юридического факта и характеризуется возникновением конкретного правоотношения.
Регулирование общественных отношений осуществляется
диспозитивными и императивными нормами. В первом случае нормы предоставляют субъектам самим решать объем и характер своих прав, обязанностей. Во втором случае нормы содержат властные предписания, категорического характера, отступление от которых не является возможным.
На защиту выносятся следующие положения:
Во-первых, конституционное закрепление свободы совести и свободы вероисповедания предполагает широкий круг правовых возможностей реализации данных свобод, которые обеспечивает и гарантирует государство.
Во-вторых, помимо гарантированности каждому свободы совести и религии и в ее продолжение на государстве лежит задача обеспечения мирного сосуществования различных мировоззрений, включая обеспечение нейтральности самого государства в сфере мировоззрения. В этой связи представляется вполне правомерным и целесообразным законодательно дополнить ныне действующий ГК РФ новыми ст. 152.3 «Охрана и защита права каждого индивида на собственное имя, национальную и языковую принадлежность», 152.4 «Охрана и защита свободы вероисповедания и свободы совести индивида», 152.5 «Охрана и защита личной неприкосновенности, свободы передвижения и выбора места пребывания и жительства индивида»,
152.6 «Охрана и защита частной жизни, жилища и семейной тайны индивида»,
152.7 «Охрана и защита личного права каждого индивида на самоопределение», в которых все перечисленные охраняемые объекты субъективных и частных гражданских прав, в особенности права собственности каждого индивида как самостоятельного субъекта гражданского права, будут законодательно предусмотрены и надежно защищены наряду с другими неотъемлемыми, неотчуждаемыми и непередаваемыми личными невещественными, или, как уже принято говорить, нематериальными благами. В данном контексте нарушение всех вышеперечисленных правоохраняемых нематериальных благ должно рассматриваться гражданским законодательством и судами как факт причинения духовно-нравственного или морального вреда личности каждого индивида.
В-третьих, все внешние проявления мировоззрения и религиозных убеждений требуют особого внимания со стороны государства с тем, чтобы не допустить чрезмерного ограничения свободы совести личности, но и предотвратить возможные негативные последствия различных
мировоззренческих убеждений или их столкновения. Так, на современном этапе в РФ необходимо легально закрепить равный конституционно-правовой статус для всех религиозных объединений, что соответствовало бы принципу светского характера государства (ст. 14 Конституции 1993 г.), многоконфессиональному составу российского общества, способствовало бы формированию конфессионального мира и исключало борьбу за преференции и льготы.


1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39
3. ФЗ от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» //Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, № 28, ст. 4558
4. Письмо Минюста РФ от 27.07.2018 № 11-99821/18//СПС
КонсультантПлюс
5. The European Court of Human Rights. Judgment of 18 September
2018. Lachiri v. Belgium, Application no. 3413/09. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-186245 (дата обращения: 19.11.2020).
Литература
6. Авакьян С.А. Проблемы активности Церкви: организационный, социальный и политический аспекты // Авакьян С.А. Конституционное право РФ: избранные статьи. 2010 - 2016. Махачкала: Изд-во ДГУ; Москва: Проспект,
2016. С. 324 - 329.
7. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски решения. - М.: Изд- во НОРМА, 2014. - с. 275
8. Аленькин И.В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений: диссертация ... кандидата юридических наук / И.В. Аленькин. Москва, 2019. 329 с.
9. Афанасьев С.Д. Особенности правового статуса религиозных объединений в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 20 - 24.
10. Габуев А.Б. Множественность собственников церковного имущества в современной РФ // Имущественные отношения в РФ. 2017. № 1. С. 78 - 84.
11. Гацолаева А.Х., Габараев А.Ш., Гудиев С.Д. Отражение конституционного принципа свободы вероисповедания в социальных концепциях различных российских религиозных объединений // Уголовно­исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 1. С. 30 - 33.
12. Гуреев В.А., Селионов И.В. Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве: науч.-практ. пособие. Москва: Деловой стиль,
2019. 127 с.
13. Дашковский П. К., Шершнёва Е.А. Этнорелигиозный аспект
развития образования на Алтае в 20-е г. XX в. Электронный ресурс//Адрес доступа: ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/е1поге11дю7пуу-азрек1-гагу1йуа-
оЬгагоуатуа-на-а11ае-у-20-е-д-хх-у. Дата выхода: 22.12.2020
14. Двоеносова Г.А. Религиозные документы как явление культуры // Делопроизводство. 2019. № 2. С. 68 - 72.
15. Дубичев В.Р. Родительный и дательный. Беседы с Павлом Крашенинниковым. М.: Статут, 2017. С. 233.
16. Егорова М.А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 408 с.
17. Зайцев И.А. Особенности регламентации права на свободу совести и вероисповедания в Конституции РФ и конституциях ряда зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 8. С. 181 - 187.
18. Исаева А.А. Внедрение «двухуровневой системы» религиозных объединений в РФ: анализ и оценка // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 106 - 124.
19. Исаева А.А. Правовая оценка запрета появления в общественных местах в одежде, скрывающей лицо // Российский юридический журнал. 2019. № 6. С. 17 - 28.
20. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран Содружества Независимых Государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3. С. 27 - 45.
21. Исаева А.А. Признаки светского государства в РФ: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 5. С. 32 - 39.
22. Казанцев Д.А. К вопросу об уголовно-правовой охране религиозных чувств верующих // Российский следователь. 2019. № 9. С. 36 - 40.
23. Казаченок С.Ю., Долинская Л.М. Проблемы обеспеченности недвижимым имуществом социально ориентированных некоммерческих организаций // Законы РФ: опыт, анализ, практика. 2020. № 5. С. 25 - 30.
24. Канаев Ю.Н. Муниципальные образования как субъекты гражданского права: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 192 с.
25. Ковалевский В.И. О некоторых аспектах реализации конституционной свободы вероисповедания // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 48 - 51.
26. Ковлер А.И. Европейская конвенция: проблемы толкования и имплементации: монография. М.: ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2019. 400 с.
27. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории / Н.В. Козлова. Москва: Статут, 2003. 316 с.
28. Кокотов А.Н. Конституционный Суд РФ и макроправовое регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 3 - 7.
29. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 156
30. Лапаева В.В. Право и религия в « эру геномики» : перспективы взаимодействия // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 14 - 26.
31. Ливеровский А.А. Этнорелигиозные основания федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 8
32. Маркова Е.Н. Отказ от исполнения правовой обязанности по соображениям совести и религиозным убеждениям: критерии оценки и защита убеждений личности // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 33 - 45.
33. Маркова Е.Н. Проблема правового определения религии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 36 - 47
34. Маркова Е.Н. Свобода совести и религии: негативное измерение и защита убеждений личности: диссертация ... кандидата юридических наук / Е.Н. Маркова. Москва, 2019. 277 с.
35. Матевосова Е.К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1037
36. Методические рекомендации « Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора» (одобрены Генпрокуратурой РФ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения 19.11.2020)
37. Павлов С.П., Шушпанова К.Д., Васильченко Л.В. Взаимосвязь биологических и психологических аспектов стресса // Гуманитарный трактат.
2017. № 12. С. 34 - 38
38. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно­правовое исследование. М.:Литера, 2006. - 318 с.
39. Семенихин В.В. Подразделения юридических лиц. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2020. 331 с.
40. Сергеев П.В. Особенности правового положения торговых предприятий религиозных организаций // Коммерческое право. 2019. № 4. С. 67 - 72.
41. Сергеев П.В. Правовое значение внутренних установлений религиозных организаций в регулировании коммерческих отношений // Право и экономика. 2016. № 9. С. 21 - 26.
42. Таева Н.Е. Институционализация норм конституционного права в динамике предмета правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 3. С. 17 - 25.
43. Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М.: Изд-во ББИ, 2020. С. 11
44. Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации: монография / Д. Узланер. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2019. 236 с.
45. Ульбашев А.Х. Общее учение о личных правах. Москва: Статут, 2019. 255 с.
46. Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М.: Изд-во ББИ, 2020. - 202 с.
47. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин. Москва: Норма, 2019. 352 с.
48. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в РФ. 3-е изд., перераб. и доп. М.О. Шахов. Москва: Изд-во
Сретенского монастыря, 2019. 877 с.
Судебная практика
49. Определение КС РФ от 13 марта 2018 г. № 579-О//СПС
КонсультантПлюс
50. Определение КС РФ от 15 октября 2018 г. № 2514-О //СПС КонсультантПлюс
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 ноября 2019 г. № 33-П « По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми « О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой» // СЗ РФ. 2019. № 45. Ст. 6407.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ