Введение 3
Глава 1. Правовая база государственно-конфессиональных отношений 7
1.1 Современное правовое регулирование государственно-конфессиональных
отношений в Российской Федерации 7
1.2 Церковь и государство: способы и формы взаимодействия 16
1.3 Взаимодействие государственной власти и традиционных религиозных
организаций в современной Российской Федерации 31
Глава 2. Государственно-конфессиональные отношения в политике современной Российской Федерации 42
2.1 Проблемы государственно-конфессиональных отношений 42
2.2 Перспективы государственно-конфессиональных отношений 53
Заключение 60
Список используемых источников 65
Актуальность работы. Одно из наиболее значимых мест в регулировании общественных взаимоотношений занимает правосознание и правовая культура, которые организуют социальное взаимодействие современного индивида и окружающих его людей. Однако в более ранние периоды эту функцию чаще всего на себя брала религия. Но нельзя не отметить, что степень сознания обществом прав и обязанностей, проявление уважения к нормам права, значительная эффективность процессов правотворчества и реализации права, законопослушность людей и должностных лиц в своем большинстве связаны со степенью развитого государственно-конфессиональной политики РФ.
Однако корректность выстраивания данной политики должна происходить без отрыва от реального восприятия правовой действительности. Потенциальная излишняя эмоциональность восприятия вопросов религии со стороны отдельных верующих накаляется в тот промежуток времени, когда происходит общественная трансформация, например, в настоящее время, когда весь мир перестраивается под новые условия существования с учётом требований санитарного режима.
В те исторические моменты, когда происходит разрушение большинства институциональных и нормативных стандартов, меняются цели, ценности, возможные средства реализации социальных потребностей, когда в обществе устанавливаются новейшие принципы правового взаимодействия - роль религии в целом и её конфессий повышается, что актуализирует вопросы изучения государственно-конфессиональной политики.
Развитие правосознания и правовой культуры в противовес эмоциональному восприятию религиозности зависит не только от общества, но и от компетентных государственных органов, которые в свою очередь поддерживают и повышают уровень правовой культуры общества в целом за счёт норм государственно-конфессиональной политики РФ, в частности.
Нельзя говорить, что право призвано исключительно сдерживать религиозные чувства, наоборот, религиозность современного верующего находится под охраной государства. В первую очередь через правовые инструменты. Право верить (и не верить) закреплено в том числе на уровне международного права. В соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав индивида (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый индивид имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Право формировать свои убеждения закрепляет п. 1 ст. 9 Конвенции о защите прав индивида и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее - Конвенция)).
Также данное право является естественным правом индивида, получившим наднациональное признание (п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Пакт).
Очевидно, что современное государство, это государство без религии и его влияния. Это должно быть понятно для многих людей, поскольку можно быть верующим индивидом в душе и тогда индивид становится ответственным перед Богом в следующей жизни. С другой стороны, занимаясь политикой индивид, принимает права и обязанности и является ответственным своей деятельностью, перед страной, людьми и всеми другими индивидами, находящимися на территории его страны.
Степень разработанности проблемы. Проблема государственноконфессиональной политики является исторически интересной для множества исследований, однако в силу своей зависимости от постоянно меняющихся социально-экономических условий существования правового сознания, не теряет своей актуальности. Данную проблему исследовали такие ученые, как С.А.Авакьян1, И.В. Аленькин2, А.А.Исаева3, Е.Н.Маркова4 и другие авторы, работы которых проанализированы в рамках настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере регулирования государственно-конфессиональной политики РФ.
Предмет изучения в настоящей работе - нормативно-правовые акты, доктринальные источники, материалы публикаций и судебной практики по теме исследования.
Целью данной работы является описание сущности государственноконфессиональной политики РФ, а также определение значимости государственно-конфессиональной политики РФ, как для РФ, так и для профессионалов-юристов.
В работе решаются такие задачи как определение понятия государственно-конфессиональной политики РФ, его функции и структура, верховенство закона для юриста, основные тенденции развития государственноконфессиональной политики РФ в РФ.
Методология настоящего исследования включает в себя метод диалектического познания действительности, дедукции, абдукции, анализа и синтеза. Кроме того, методологической основой рассмотрения проблем диссертации явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа.
Нормативная, теоретическая и эмпирическая основы исследования включает в себя современные исследования по теме работы, а также относимые к теме нормативно-правовые акты и материалы судебной практики.
Практическая значимость исследования является то, что на практике полученные результаты исследования могут быть использованы для систематизации законов, регулирующих сферу государственно
конфессиональной политики на современном этапе.
Структура работы базируется на установленных в работе цели и задачах и соответственно включает в себя введение, две главы, разбитые на пять параграфов, а также заключение и список использованной литературы.
Религиозные объединения в РФ в соответствии с законодательством обладают особой правосубъектностью. Их правовой статус значительно отличается от статуса иных объединений граждан, они занимают особое место в системе институтов гражданского общества. В то же время в науке есть подход, согласно которому религиозные объединения являются одной из разновидностей общественных объединений, не требующих особого правового статуса и специального законодательства. Мы живем в окружении страха и тревоги за свою жизнь, мир склонен к нестабильности в экономическом плане, войны, загрязнение окружающей среды. Все это влияет на жизнь и сознание индивида, люди начинают искать стабильности в мире потрясений. Религия здесь выступает спасательным кругом, отдельным миром в котором всегда все спокойно и нет разрухи. Большинство людей как раз прибегают к религии, когда не видят больше выхода из сложной ситуации, но в независимости следуют ли ни церковным правилам или нет, называют себя верующими людьми. Свобода совести относится к абсолютным правам и свободам индивида.
Религиозная вера индивида, как мы уже выяснили, определяется не единственным критерием, а множеством, но все они могут определять разного по степени веры индивида: сильной веры, то есть истинной или верой формальной - для себя. Каждый из нас верит в свою религию, здесь принимает значение субъективная сторона рассмотрения предмета исследования. Система формирования духовно-нравственной культуры личности опирается на механизм государственно-конфессиональной политики отдельно взятого государства, которое может принадлежать к одному из трёх типов:
• государства, отрицающие религию,
• государства, которые ищут компромисс между собственными интересами и интересами церкви,
- государства, которые ставят интересы церкви превыше своих.
Изучив вопрос особенностей государственно-конфессиональной политики РФ на современном этапе, можно сказать, что религиозное правосознание находится на одном из главных мест в развитии правового государства с учётом конституционно закреплённого права на свободу совести. Следовательно, право на свободу совести является абсолютным правом и не подлежит ограничению на основании федерального закона в случае введения чрезвычайного положения.
Г осударственная политика РФ в данный момент прилагает все усилия для усовершенствования законодательства с целью искоренений правового нигилизма. А мы как граждане своей страны должны поддерживать такие начинания. Поскольку общество определяет путь своего развития, то общество, и каждый индивид, в нем решает, какой именно мы хотим видеть Россию через 30-40 лет. Каждый индивид должен знать как свои права, так и права сограждан, а также обязанности. Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни. Правосознание - это осознание индивидом права, его эмоциональное отношение к тем или иным правам. Правосознание это скорее субъективное мнение индивида по отношению к праву. В структуре правосознания существуют два пласта - правовая идеология и правовая психология. В структуре правосознания, кроме идеологии и психологии, выделяются и уровни - обыденное, профессиональное, научное правосознание. Положение об ограничении свободы совести в целях безопасности государства противоречит п. 2 ст. 9 Конвенции, устанавливающей исчерпывающий список законных ограничений права на такую свободу.
По мере развития правосознания граждан, происходит преодоление отсталых взглядов, проявляющихся в поведения людей. Такое развитие приводит к предотвращению случаев произвола и насилия над личностью, уменьшению количества преступлений как совершеннолетними, так и несовершеннолетними. Происходит модернизация правительства и общества в целом Россия не так давно избрала демократический путь развития, именно это обуславливает многие изменения многие причины изменения правосознания граждан. На данном этапе очень важно учесть все факторы внешней и внутренней политики с целью создания общества с развитым правосознанием как одной из основ государства.
Право есть система общеобязательных формально-определенных норм, регулирующие общественные отношения, и поощряемые государством или высшей силой. Формой реализации является законодательство, юридические прецеденты, обычаи, нормативные договоры, нормы и право объективно поскольку не зависит от воли, сознания определенного лица не принадлежит ему, и существует относительно автономно. Однако, праву необходима нравственная, моральная надстройка, наполнение которое бы несло плюраристический, не принуждающий характер и фактически определяло Россию как социальное государство, заботящуюся о своих гражданах и процветание.
Нормы объективного права определяют субъективные права и обязанности, субъектов. Субъективное право - есть мера возможного, дозволенного поведения индивида призванная для удовлетворения собственных потребностей, нужд, необходимостей, желаний. Субъективные права индивида появляется в момент его рождения, государство не является их созидателем, хотя в тоже время, признавать и защищать права, есть его обязанность. Субъективное юридическое право приобретается субъектом в силу 62
юридического факта и характеризуется возникновением конкретного правоотношения.
Регулирование общественных отношений осуществляется
диспозитивными и императивными нормами. В первом случае нормы предоставляют субъектам самим решать объем и характер своих прав, обязанностей. Во втором случае нормы содержат властные предписания, категорического характера, отступление от которых не является возможным.
На защиту выносятся следующие положения:
Во-первых, конституционное закрепление свободы совести и свободы вероисповедания предполагает широкий круг правовых возможностей реализации данных свобод, которые обеспечивает и гарантирует государство.
Во-вторых, помимо гарантированности каждому свободы совести и религии и в ее продолжение на государстве лежит задача обеспечения мирного сосуществования различных мировоззрений, включая обеспечение нейтральности самого государства в сфере мировоззрения. В этой связи представляется вполне правомерным и целесообразным законодательно дополнить ныне действующий ГК РФ новыми ст. 152.3 «Охрана и защита права каждого индивида на собственное имя, национальную и языковую принадлежность», 152.4 «Охрана и защита свободы вероисповедания и свободы совести индивида», 152.5 «Охрана и защита личной неприкосновенности, свободы передвижения и выбора места пребывания и жительства индивида»,
152.6 «Охрана и защита частной жизни, жилища и семейной тайны индивида»,
152.7 «Охрана и защита личного права каждого индивида на самоопределение», в которых все перечисленные охраняемые объекты субъективных и частных гражданских прав, в особенности права собственности каждого индивида как самостоятельного субъекта гражданского права, будут законодательно предусмотрены и надежно защищены наряду с другими неотъемлемыми, неотчуждаемыми и непередаваемыми личными невещественными, или, как уже принято говорить, нематериальными благами. В данном контексте нарушение всех вышеперечисленных правоохраняемых нематериальных благ должно рассматриваться гражданским законодательством и судами как факт причинения духовно-нравственного или морального вреда личности каждого индивида.
В-третьих, все внешние проявления мировоззрения и религиозных убеждений требуют особого внимания со стороны государства с тем, чтобы не допустить чрезмерного ограничения свободы совести личности, но и предотвратить возможные негативные последствия различных
мировоззренческих убеждений или их столкновения. Так, на современном этапе в РФ необходимо легально закрепить равный конституционно-правовой статус для всех религиозных объединений, что соответствовало бы принципу светского характера государства (ст. 14 Конституции 1993 г.), многоконфессиональному составу российского общества, способствовало бы формированию конфессионального мира и исключало борьбу за преференции и льготы.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
2. ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39
3. ФЗ от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» //Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, № 28, ст. 4558
4. Письмо Минюста РФ от 27.07.2018 № 11-99821/18//СПС
КонсультантПлюс
5. The European Court of Human Rights. Judgment of 18 September
2018. Lachiri v. Belgium, Application no. 3413/09. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-186245 (дата обращения: 19.11.2020).
Литература
6. Авакьян С.А. Проблемы активности Церкви: организационный, социальный и политический аспекты // Авакьян С.А. Конституционное право РФ: избранные статьи. 2010 - 2016. Махачкала: Изд-во ДГУ; Москва: Проспект,
2016. С. 324 - 329.
7. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски решения. - М.: Изд- во НОРМА, 2014. - с. 275
8. Аленькин И.В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений: диссертация ... кандидата юридических наук / И.В. Аленькин. Москва, 2019. 329 с.
9. Афанасьев С.Д. Особенности правового статуса религиозных объединений в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 20 - 24.
10. Габуев А.Б. Множественность собственников церковного имущества в современной РФ // Имущественные отношения в РФ. 2017. № 1. С. 78 - 84.
11. Гацолаева А.Х., Габараев А.Ш., Гудиев С.Д. Отражение конституционного принципа свободы вероисповедания в социальных концепциях различных российских религиозных объединений // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 1. С. 30 - 33.
12. Гуреев В.А., Селионов И.В. Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве: науч.-практ. пособие. Москва: Деловой стиль,
2019. 127 с.
13. Дашковский П. К., Шершнёва Е.А. Этнорелигиозный аспект
развития образования на Алтае в 20-е г. XX в. Электронный ресурс//Адрес доступа: ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/е1поге11дю7пуу-азрек1-гагу1йуа-
оЬгагоуатуа-на-а11ае-у-20-е-д-хх-у. Дата выхода: 22.12.2020
14. Двоеносова Г.А. Религиозные документы как явление культуры // Делопроизводство. 2019. № 2. С. 68 - 72.
15. Дубичев В.Р. Родительный и дательный. Беседы с Павлом Крашенинниковым. М.: Статут, 2017. С. 233.
16. Егорова М.А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 408 с.
17. Зайцев И.А. Особенности регламентации права на свободу совести и вероисповедания в Конституции РФ и конституциях ряда зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 8. С. 181 - 187.
18. Исаева А.А. Внедрение «двухуровневой системы» религиозных объединений в РФ: анализ и оценка // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 106 - 124.
19. Исаева А.А. Правовая оценка запрета появления в общественных местах в одежде, скрывающей лицо // Российский юридический журнал. 2019. № 6. С. 17 - 28.
20. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран Содружества Независимых Государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3. С. 27 - 45.
21. Исаева А.А. Признаки светского государства в РФ: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 5. С. 32 - 39.
22. Казанцев Д.А. К вопросу об уголовно-правовой охране религиозных чувств верующих // Российский следователь. 2019. № 9. С. 36 - 40.
23. Казаченок С.Ю., Долинская Л.М. Проблемы обеспеченности недвижимым имуществом социально ориентированных некоммерческих организаций // Законы РФ: опыт, анализ, практика. 2020. № 5. С. 25 - 30.
24. Канаев Ю.Н. Муниципальные образования как субъекты гражданского права: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 192 с.
25. Ковалевский В.И. О некоторых аспектах реализации конституционной свободы вероисповедания // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 48 - 51.
26. Ковлер А.И. Европейская конвенция: проблемы толкования и имплементации: монография. М.: ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2019. 400 с.
27. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории / Н.В. Козлова. Москва: Статут, 2003. 316 с.
28. Кокотов А.Н. Конституционный Суд РФ и макроправовое регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 3 - 7.
29. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 156
30. Лапаева В.В. Право и религия в « эру геномики» : перспективы взаимодействия // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 14 - 26.
31. Ливеровский А.А. Этнорелигиозные основания федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 8
32. Маркова Е.Н. Отказ от исполнения правовой обязанности по соображениям совести и религиозным убеждениям: критерии оценки и защита убеждений личности // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 33 - 45.
33. Маркова Е.Н. Проблема правового определения религии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 36 - 47
34. Маркова Е.Н. Свобода совести и религии: негативное измерение и защита убеждений личности: диссертация ... кандидата юридических наук / Е.Н. Маркова. Москва, 2019. 277 с.
35. Матевосова Е.К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1037
36. Методические рекомендации « Привлечение к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора» (одобрены Генпрокуратурой РФ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения 19.11.2020)
37. Павлов С.П., Шушпанова К.Д., Васильченко Л.В. Взаимосвязь биологических и психологических аспектов стресса // Гуманитарный трактат.
2017. № 12. С. 34 - 38
38. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционноправовое исследование. М.:Литера, 2006. - 318 с.
39. Семенихин В.В. Подразделения юридических лиц. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2020. 331 с.
40. Сергеев П.В. Особенности правового положения торговых предприятий религиозных организаций // Коммерческое право. 2019. № 4. С. 67 - 72.
41. Сергеев П.В. Правовое значение внутренних установлений религиозных организаций в регулировании коммерческих отношений // Право и экономика. 2016. № 9. С. 21 - 26.
42. Таева Н.Е. Институционализация норм конституционного права в динамике предмета правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 3. С. 17 - 25.
43. Тейлор Ч. Новый духовный ландшафт // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М.: Изд-во ББИ, 2020. С. 11
44. Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации: монография / Д. Узланер. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2019. 236 с.
45. Ульбашев А.Х. Общее учение о личных правах. Москва: Статут, 2019. 255 с.
46. Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / под ред. А. Бодрова и М. Толстолуженко. М.: Изд-во ББИ, 2020. - 202 с.
47. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин. Москва: Норма, 2019. 352 с.
48. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в РФ. 3-е изд., перераб. и доп. М.О. Шахов. Москва: Изд-во
Сретенского монастыря, 2019. 877 с.
Судебная практика
49. Определение КС РФ от 13 марта 2018 г. № 579-О//СПС
КонсультантПлюс
50. Определение КС РФ от 15 октября 2018 г. № 2514-О //СПС КонсультантПлюс
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 ноября 2019 г. № 33-П « По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми « О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой» // СЗ РФ. 2019. № 45. Ст. 6407.