Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ИСЛАМА В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.

Работа №90270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ШИИТСКОЙ ДОГМАТИКИ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ДУХОВЕНСТВА В ИРАНЕ 12
1.1. Построение шиитской догматики и ее роль в общественных отношениях
Ирана 12
1.2. Социальный состав и иерархическое устройство и функции духовенства
в Иране 18
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МОХАММЕДА РЕЗА ПЕХЛЕВИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСЛАМА 32
2.1. Роль шиитского духовенства в политическом диалоге с Иранскими
властями 50-70-е годы 32
2.2 Идеологическая борьба шаха Мохаммеда Реза Пехлеви с его
политическими противниками 43
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ ВНУТРИ ИРАНА И ПАДЕНИЕ ШАХСКОГО РЕЖИМА 49
3.1. Рухолла Мусави Хомейни и его социально-политические концепции. ... 49
3.2 Роль шиитского духовенства в революционных событиях конца 70-х
годов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64

Актуальность. Исламская революция, которая свершилась в стране с многотысячелетней историей, является одним из важнейших событий XX века. Данное явление внутри Ирана является началом нового рубежа в истории страны. Четкое понимание связи событий революции с исламом возможно только при достаточном знакомстве с обозначенной религией, её идейными течениями, прослеживании исторического изменения и эволюции ислама у иранцев.
Рассматривая Иран, нельзя не обратиться к их видению и пониманию ислама, которое выражено в идейном течении шиизма. Шииты на всех этапах своей истории стремились к созданию праведного исламского государства. Главенствующую роль в мировоззрении шиитского общества играет учение о сокрытом имаме. Согласно ему, только непорочные, а в период их отсутствия - замещающие их по праву люди, иначе справедливые факихи, имели право возглавлять исламское государство1 2 3. С такой позицией шииты на протяжении всей истории находились в меньшинстве в мусульманских обществах , но продолжали поддерживать данные идеи. Они пронесли шиитские догмы сквозь века и до сих пор ожидают пришествия сокрытого имама.
Основными принципами, которыми должен жить каждый иранец включает в себя следующее: подчинение и общественных и государственных структур исламских законам. Борьба за установление исламского правления как внутри государства, так и за его пределами.
Совокупность обозначенных особенностей (отсутствие убеждения в необходимости подчинения большинству, вера в неизбежность пришествия имама) составляют основу исторического менталитета шиитов. Но не стоит говорить об однозначном неподчинении государственному устройству, на протяжении всей истории духовные лица шли на компромиссы с властями.
Стоит затронуть понятие факиха, человека, который идеально знает богословие и законы шариата, именно он пользуется большим авторитетом и возможностями у обычного народа. Данное положение дает им возможность вмешиваться активно в политическую жизнь Ирана на протяжении многих веков. Данный тезис применим и к правлению шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, благодаря духовенству стала возможна исламская революция. Многочисленные представители религиозной верхушки шиитов объясняли обществу легитимность выступления против светских властей, что и подготовило социальную базу для выступлений. Высшее духовенство имеет право комментировать Коран и выносить важнейшие решения по религиозным вопросам, что делает их положение в обществе особым , а их мнение по важным вопросам эксклюзивным2.
Следует выделить вопрос о материальной независимости духовенства. Зачастую, религия во многих режимах содержится преимущественно на деньги государства и всячески поддерживается им. Уникальность положения шиитского духовенства состоит в том, что оно целиком поддерживается на пожертвования частных лиц в виде передачи земельных участков, денежных ресурсов. Немаловажна роль и религиозных налогов, благодаря которым шииты выступают реальной политической силой и могут противостоять , отстаивать независимость от любого режима3.
Иранская революция 70-х годов XX века и образование Исламской Республики Иран во главе с муллократией, заставили говорить об исламском факторе весь мир, данные события показали влияние исламского фактора на многие государства Ближнего Востока. Под своими лозунгами духовенство собирает многочисленные низы общества, данная идеология настолько сильна, что она не только не угасает, но и продолжает действовать и развиваться в настоящее время. События в Иране 70-х годов XX века показали несостоятельность шаха и правящих кругов, а также многих 4 5 6
зарубежных экспертов в вопросе оценки шиитского фактора во внутренней политике. Революция происходила в эпоху научно-технического прогресса, носила антимонархический и антизападный характер. Несмотря на участие широких масс общества, к власти пришло наиболее консервативная его часть - шиитское духовенство, что заставило в последующем повернуть развитие Ирана в сторону средневековых мусульманских законов, Корану, шариату и принятие новой исламизированной конституции4.
Хотя в изучении истории Ирана имеется достаточно накопленного материала, а Иранская революция получила достаточно полное отражение в исследованиях, но при этом все же виден недостаток изучения исламского фактора в социально-политической жизни иранского общества и в революционных событиях.
Степень разработанности темы. События в Иране, произошедшие в прошлом веке, породили многочисленные исследования, как в истории нашей науки, так и зарубежной. Историография о революционных событиях конца 70-х представлена С.Л. Агаевым7 8, С.М. Алиевым9, А.Б. Резниковым10, Е.А. Дорошенко11, А.К. Лукояновым12, Н.А. Кузнецовой13, Н.М. Мамедовой14, Л.Е. Скляровым15
При этом мнения ученых по поводу роли духовенства и мотивации революции рознятся. Одна группа ученых говорит о том, что революционные события в Иране произошли без помощи духовенства, оно лишь воспользовалось плодами протестного движения широких масс, в лице не только непросвещенного населения, но главным образом, интеллигенции, рабочих, чиновников, всех тех, кто мог идейно развить революции и свергнуть режим шаха. Здесь духовенство не стало решающим фактором, и религиозный фактор умаляется16. В данной позиции мы видим разные взгляды на охват и роль общественных масс на революцию.
Интересна позиция А.Р. Арабаджяна17, он соглашается с остальными исследователями о том, что революция носила антимонархический, антизападный характер, но не называет революцию исламской, так как она проходила в исламской стране и там, в принципе нечего защищать. Также он говорит об участии не только маргинальных масс общества, а о более важной и широкой поддержке рабочего класса нефтяников, чиновничество, интеллигенция, все они выступали против деспотичной власти шаха. Также он аргументирует свою позицию тем, что на революцию сильно повлияло сильное ухудшение материального и экономического состояния рабочих в связи с инфляцией, которая началась из-за большого притока нефтяных долларов. Американский ученый Э. Абрахамян18 также говорит о преимущественном участии в ней средних слоев общества, интеллигенции, торговцев, рабочих, а роль духовенства принижается.
Следующая группа исследователей выделяет и обосновывает религиозный фактор в развитии Иранской революции19. Прежде всего, они настаивают на главенствующей роли духовенства20, как единственной легальной оппозиции шаху, только у них могли быть средства и цели достичь свержения шахского режима, так как реформы монарха вредили в первую очередь феодальным пережиткам общества и интересам многочисленного духовенства.
Среди российских ученых, Е.А. Дорошенко21, придерживается позиций наиболее сильного влияния муфтиев на события в Иране. Именно благодаря религиозной части общества, удалось консолидировать оппозиционные силы, в противовес шахскому режиму, и свергнуть правительство. Сюда же относятся и зарубежные ученые в лице Р. Коттама22. Он придерживается понятия исламская революция и считает, что в это понятие входит сильный лидер Р. Хомейни и шиитское духовенство, роль которого усиливалась как оппозиция. Тем временем, пока светская оппозиция запрещалась и вымирала, тем временем этот вакуум заполняла собой шиитская идеология. Следовательно, главной движущей силой стали аятоллы, муджтахиды, муллы и религиозные институты.
Целью работы является выявление роли ислама в социально­политической жизни Ирана во второй половине XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать влияние «Белой революции» на усиление религиозных и оппозиционных настроений в Иране;
2. выявить предпосылки усиления духовенства;
3. охарактеризовать роль светской власти во внутренней политике Ирана;
4. рассмотреть шиитское направление ислама как единую социальную систему.
Объектом исследования является социально-политическая жизнь Ирана во второй половине XX века.
Предметом исследования влияние религиозных и политических институтов на социально-политическую жизнь Ирана второй половины XX века.
Территориальные рамки представляют собой современную территорию Ирана от границы с Азербайджаном на севере, до Оманского залива на юге, окончательно сложившиеся вначале XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1953 по 1980 годы. Нижняя граница - 1953 год, обусловлена непосредственно
переворотом и приходом к власти шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Верхняя граница - 1980 год, обозначает победу исламской революции, основные культурные и политические преобразования в ходе ее проявления.
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на тезисе о сложности и закономерности исторического процесса, определяющими факторами которого стала взаимосвязь религиозных установок ислама и шиитского менталитета. Принцип системного подхода позволяет исследовать отдельные события и социальные процессы, такие как, белая революция шаха Пехлеви, исламская революция, конфликты духовенства с правительством Ирана, происходящих в иранском обществе и закономерно выстроить из них общую картину религиозного фактора в иранской политике второй половины XX века.
Историко-сравнительный метод позволяет обобщить теоретические данные в отдельно взятых периодах иранского религиозного развития , и выявить в них общие признаки, и свойства, применимые к этому времени. Данный метод позволяет сравнить похожие процессы в прошлом и современности, проследить их развитие, так как общественно-историческая эволюция представляет собой повторяющийся и закономерный процесс.
Историко-генетический метод позволяет показать причинно­следственные связи и закономерности исторического развития шиитского общества и возглавляемых его правителей, а также охарактеризовать роль религиозных групп, их характер влияния на процессы, происходящие в обществе.
Метод категориального синтеза позволяет на основе теоретических данных дать характеристику и понятия многим общественным процессам, 8
которые, так или иначе, государственности. В нашем случае это понятие революции, ведь её сущность в европейском и мусульманском обществе расходится в понимании, конечно же, и в том и в другом варианте революции есть свои общие черты, но именно данный метод позволяет нам раскрыть восточный тип исламской революции. При этом мы можем обобщить мнения исследователей, которые придерживаются различных позиций по этому понятию и проследить эволюцию общественных отношений в этом вопросе.
Источниковая база. Так как настоящему исследованию предшествовали события второй половины прошлого века, то осталось множество источников и современников тех событий. Первой группой источников выступают письменные, в которые включены биографические, мемуарные и исторические концепции. Основными источниками этой группы служат произведения аятоллы Р. Хомейни, которые он написал еще при жизни. В его работах описана концепция исламского государства и принципы «правления по исламу»23. Сохранились сочинения шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, которые помогут изучить все позиции, относительно видения революционных событий и развития иранского общества24.
Следующей группой являются правовые источники. В Иране действует Конституция, являющаяся ценным материалом для изучения, ведь в нее включены наработки целого поколения мыслителей в области исламского права25. Важно учесть законы шариата, которые регулируют практически все сферы жизни в Иране26.
Далее следует периодическая печать. Сохранились выпуски газет, касающиеся иранских событий XX века. Комментарии берутся у первых лиц, которые непосредственно наблюдали события тех лет27.
Важно учесть комментарии непосредственно государственных служащих Исламской Республики Иран, в исследовании представлен доклад Чрезвычайного и Полномочного посла в РФ, который отражает видение позиции Исламской Республики Иран на произошедшие революционные события28
Новизна исследования. Данное исследование обобщает накопленный опыт в изучении религиозного фактора в истории иранской государственности, а также показывает новый взгляд влияния шиитского духовенства на политические события в Иране.
Практическая значимость работы. Изучение роли иранского духовенства в политической жизни страны имеет и практическое применение. Исламский фактор на сегодняшний день проявляется как в политике Ирана, так и во многих государствах ближнего востока, а также в международных отношениях в целом. Выводы и обобщения касательно методов ведения политики шиитским руководством могут быть полезны для новых исследований в этой области. Также элементы работы могут использоваться студентами и преподавателями на исторических и гуманитарных факультетах.
Апробация. Основные выводы работы представлены в качестве публикации статьи в научном журнале «Студенческий» №20(106), рубрика журнала: философия, секция: религиоведение.
Материалы из дипломной работы были представлены в качестве доклада на международной конференции «Ломоносов-2021» в секции «Востоковедение и африканистика» (Площадка МГУ) и на 63-Международной сетевой научно­технической конференции (МСНТК) молодых ученых, аспирантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации» (Площадка КГТУ им. Раззакова).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав и заключения, списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Произошедшая революция 1978-1979 г. годов поразила весь мир своей уникальностью из-за того, что лидерством во всех событиях руководило самое консервативное сословие - духовенство. Данные явления были реакцией на диктаторскую политику шаха по отношению ко всем общественным слоям общества. Революция носила антимонархический и общенародный характер, в ней принимали участие все слои населения, однако новшеством выступило приобретение революцией исламского характера. Ведущей ролью обладало духовенство, поэтому все политические лозунги переросли в религиозные, которые активно продвигало шиитское духовенство. Либеральные и демократические лозунги растворились в религиозных, и утратили всякую силу.
Не только объективные причины сыграли в пользу шиитского духовенства, но и субъективные, личностные, ведь роль харизматической личности всегда присутствовала в исторических событиях прошлого и современности, именно этот фактор повлиял и на революцию и на дальнейшее развитие ИРИ. Важную роль здесь сыграл аятолла Р. Хомейни, политические и личные качества которого способствовали продвижению его на роль главного идеолога революции и культу в ИРИ. Разработав многочисленные социальные политические, и экономические учения о шиитском обществе, Р. Хомейни подготовил идеологическую почву для объединения революции. Важнейшим принципом доктрины Р. Хомейни и ИРИ в частности выступает принцип наставничества верховного факиха, она выступает как особая миссия руководства над шиитами верховного духовного главы, которому были представлены неограниченные права над всеми сферами жизни шиитской общины. Но он был не только хорошим идеологом, но и организатором. В самые краткие сроки он сумел мобилизовать огромные человеческие и экономические ресурсы для своей борьбы, а также уничтожить всех бывших инакомыслящих союзников.
Данные события показали значительную стойкость религиозных
ценностей, нежели монархических традиций общества и режима.
Важнейшим мобилизационным ресурсом послужила широкая сеть религиозных учреждений, от мечетей до учебных заведений, которые смогли подготовить и вывести на улицы огромные слои населения, без духовенства революция бы была обречена, здесь стоит отметить огромный вклад именно шиитского духовенства. Если рядовая оппозиция, представленная светскими политическими течениями, была распылена шахом и внутренними противоречиями относительно будущего Ирана, то духовенство сумело выступить одним фронтом и сформировать идеологические предпосылки для установления муллократии, этому также способствовали накопления больших источников в виде фетв и сочинений аятолл.
Важной заслугой духовенства является то, что оно не стало использовать пассивные методы борьбы с властью. Духовенство придавало большее значение стихийным митингам и выступлениям широких масс людей, преимущественно с низов, многочисленные призывы воплощались в религиозных лозунгах.
Идейные доктрины, разработанные на основе ислама идеологами исламской революции, оказали влияние на разработку новой конституции, а также на развитие внутреннего и внешнего политического курса страны. Это дает сделать вывод, что эволюция воздействия исламского фактора на общественные отношения остается преимущественной частью исламских стран, как в XX, так и в XXI веке. Также духовенством создавались специальные комитеты - высшие органы власти, которые состоят только из высшего духовенства, функция которых состоит в организации и контроле иранского правительства и парламента.
В замысле шаха, Иран должен был стать передовой капиталистической державой, открытой всему миру. История знает множество революций , которые способствовали качественному росту во всех сферах общественной жизни, но парадокс событий 1978-1979 г. состоит в том, что духовенство 62
сумело повернуть вспять прогресс и вернуло общество в среду средневековых законов Корана и шариата, жестоко регламентируя жизнь всех своих граждан.
После смерти аятоллы Р. Хомейни в 1989 году, никто из его сподвижников не смог добиться такого же абсолютного авторитета. На это повлиял и сам аятолла Р. Хомейни, который был первопроходцем в строительстве исламского государства, а также в утверждении прочных позиций шиизма в иранском обществе. Исламская республика сохраняется, но борьба за власть в ней продолжается и на сегодняшний день. Данная республика продолжает существовать как уникальный пример абсолютного теократического общественного строя, пожалуй, не имеющих аналогов даже среди мусульманских стран. Нынешний лидер Али Хаменеи пользуется схожим авторитетом среди шиитов, он продолжает традиции наместничества «сокрытого имама», ему принадлежит особое право в наставничестве и указания пути иранскому народу, именно он влияет на приятие тех или иных законопроектов, которые влияют на судьбу иранского общества.


1. Конституция Исламской Республики Иран [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту : https://worldconstitutions.ru/?p=83. - Загл. с экрана (дата обращения 14.03).
2. Авдеева, Л.Е. Иранская революция 1978-1979: Причины и уроки / Л.Е. Агаева. - М. : Наука, 1989. - 464-507 с.
3. Авдеев, Г.П. Жизнь и деятельность аятоллы Махмуда Телегани / Г.П. Авдеев. - М. : Наука, 1989. - С. 11.
4. Агаев, С.Л. Иран в прошлом и настоящем / С.Л. Агаев. - М. : Наука, 1981. - 165-200 с.
5. Агаев, С.Л. Иран между прошлым и будущим / С.Л. Агаев. - М. : Политиздат, 1987. - 313 с.
6. Агаев, С.Л. Иран: рождение республики / С.Л. Агаев. - М. : Наука, 1984. - 342 с.
7. Агаев, С.Л. Рухолла Мусави Хомейни / С.Л. Агаев // Вопросы Истории. - М. : РАН, 1989. - 100 с.
8. Али Абд аль-Разик. Проблемы Халифата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://strana-oz.ru/2003/5/problema-halifata (дата обращения 25.04.2021).
9. Алиев, С.М. История Ирана XX века / С.М. Алиев. М. : ИВ РАН - Крафт+, 2004. 649 с.
10. Арабаджян, А.3. Иранская революция: причины и уроки / А.З. Арабаджян. - М. : Наука, 1986. - 560 с.
11. Бартольд, В.В. Ислам и культура мусульманства / В.В. Бартольд. - М. : Изд-во МГТУ, 1992. - 500 с.
12. Баутин, А.А. Политика экспорта иранской исламской революции [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://vostokoved.ucoz.ru/publ/1-1-0- 1. - Загл. с экрана (дата обращения 7.04.2020).
13. Боев, Э.Б. Представление о роли и месте монархии в Иране в работах последнего Иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви / Э.Б. Боев //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №3. С. 255-276.
14. Браницкий, А.Г., Корнилов А.А. Религии региона / А.Г. Браницкий, А.А. Корнилов. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. - 300 с.
15. Буяров, Д. Исламская революция в Иране / Д. Буяров. - Рига. : LAP LAMBERT Academic Publishing. - 400 с.
16. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. - М. : Университет, 1999. - 310 с.
17. Воробьев, В.Н. Мифотворческая функция государственных идеол огических доктрин в Иране 60-80-х годов XX в. / В.Н. Воробьев // Массовая литература в странах Азии и Африки. - 1985. - №3. - 174 с.
18. Гибадуллин, И.Р. Аятолла Мортаза Моттахари и идеология Исламской революции 1978 - 1979 в Иране / И.Р. Гибадуллин. - Казань. : КФУ, 2012. - 197 с.
19. Гусаева, К.Г., Саркарова, Н.А. Историко-философские особенности формирования идейных течений в шиизме / К.Г. Гусаева, Н.А. Саркарова // Исламоведение. - 2014. - №5 -С. 134.
20. Демин, А.И. Общественные преобразования и основные
тенденции социально-экономического и внутриполитического
развития Ирана. / А.И. Демин // Иран. Очерки новейшей истории. 1976. № 10. - С. 319-409.
21. Демин, А.И. Экономический и политический кризис конца 50-х начала 60-х годов / А.И. Демин. - М. : Наука, 1976. - 311 с.
22. Дорошенко, Е.А. Зороастрийцы в Иране / Е.А. Дорошенко. - М. : Наука, 1982. -109 с.
23. Дорошенко, Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963-1983) / Е.А. Дорошенко // Ислам и проблемы национализма; в странах Ближнего и Среднего Востока. - 1986. - №3. - С. 180-195.
24. Дорошенко, Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране / Е.А. Дорошенко. - М. : Наука, 1975. - 225 с.
25. Доктрина Исламской Революции: Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни. - М., 2009. - 137 с.
26. Дунаева, Е.В. Шиитское духовенство в политической жизни современного Ирана / Е.В. Дунаева // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2018. - № 4. С. 169-189.
27. Дустов, Д.К. К вопросу о борьбе курских улемов против династии Пехлеви в 70-е гг. / Д.К. Дустов // Ближний и Средний Восток: История, экономика, политика. - М. : Наука, 1987. - 147 с.
28. Егаян, Г.М. Взаимоотношение шаха и духовенства в 1950-1970 гг. / Г.М. Егаян // Ислам в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока. - Ереван : 1986. - 226 с.
29. Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В.
Жданов. - М. : Международные отношения, 1991. - 199 с.
30. Жуков, Д.А. Имам Хомейни: Очерк политической биографии / Д.А. Жуков. - М. : Палея, 1998. - 142 с.
31. Иванов, М.С. Новейшая история Ирана / М.С. Иванов. - М. : МГУ, 1977. - 440 с.
32. Измаков, Т.З., Семедов, С.А. Хомейнизм - идеология политического ислама. / Т.З. Измаков, С.А. Семедов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - №33. - С. 165-190.
33. Ильина, Ю.И. Шиитское духовенство Ирана у власти: исторический экскурс / Ю.И. Ильина // Институт Ближнего Востока. - 2019. - №10. - С. 55-64.
34. Исмаили, М. Религиозное народовластие и принцип национального суверенитета / М. Исмаили // Религиозное народовластие: сущность, определяющие компоненты и основные вопросы. - 2009. - №10. - С. 76-100.
35. Каменева, М.С. Национальные традиции и языковая политика в Иране (20-е - начало 80-х гг. XX в.) / М.С. Каменева // Зарубежный Восток: Религиозные традиции и современность. - 1983. - №10. - С. 140-145.
36. Корнеева, Т.Г. Ислам как основа политической системы: Взгляды имама Рухоллы Хомейни. / Т.Г. Корнеева // Ислам в современном мире. - 2018. - №5. - С.115-124 с.
37. Корнеева, Т.Г. Концепция “Исламского государства” Имама Хомейни / Т.Г. Корнеева // Мир ислама Азии и Африки: исторические традиции и современность. - 2017. -№9. - С. 154-162.
38. Коттам, Р. Национализм в Иране / Р. Коттам. - Тегеран : Кавир, 1992. - 320 с.
39. Крутихин, М.И. Тегеранское восстание 9-12 февраля 1979 года. Иран: история и современность / М.И. Крутихин. - М.: Наука, 1983. - 152­170 с.
40. Кузнецова, А.А. Ислам. Краткий справочник / А.А. Кузнецова. - М. : Наука, 1983. - 134 с.
41. Кулюшин, Н.Д. Политическое и религиозное лидерство аятоллы Хомейни: опыт интерпретации политического лидерства в современном Иране / Н.Д. Кулюшин // PAX ISLAMICA. - 2008. - № 1. С. - 83-99.
42. Кутб, С. Под сенью Корана / С. Кутб. - М. : Умма, 2003. - 544 с.
43. Лукоянов А.К. Исламская революция. Иран - опыт первый. 1979­2009 / А.К. Лукоянов. - М. : Наука, 2010. - 198 с.
44. Лукоянов, А.К. Исламские концепции общественного развития в современном Иране / А.К. Лукоянов // Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. - 2019. - № 7(264). - С. 109.
45. Манучихри, А. Политическая система Ирана / А. Манучихри. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2007. - 230 с.
46. Мамедова, Н.М. Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее / Н.М. Мамедова. - М. : ИВ РАН, 1999. - 226 с.
47. Мамедова, Н.М. Городское предпринимательство в Иране / Н.М. Мамедова. - М. : АН СССР, 1982. - 190 с.
48. Мамедова, Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в
экономическом развитии / Н.М. Мамедова. - М. : Наука, 1997. - 193 с.
49. Малушков, В.Г. Философские и общественно-политические
взгляды Али Шариати / В.Г. Малшуков. - М. : Наука, 1987. - 159 с.
50. Месамед, В.И. Иран: репрессии против деятелей оппозиции / И.В. Месамед // Институт Ближнего Востока. - 2017. - №3. - С. 67.
51. Мохаммед Реза Шах Пехлеви. К великой цивилизации. - Тегеран : Изд-во Центра по исследованию политической культуры периода Пехлеви, 1977. - 350 с.
52. Муттахари, М. Ислам и Иран: История взаимоотношений / М. Муттахари. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2008. - 480 с.
53. Никитин, В.Н. Религиоведение. Вероучения религий мира: учеб. пособие / В.Н. Никитин. - СПб : Химиздат, 2001. - 230 с.
54. Петров, Н.Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта исламской революции / Н.Я. Петров // Народы Азии и Африки. - 1990. - №4. - С. 26-37.
55. Петрушевский, И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв / И.П. Петрушевский. - СПб. : Просветкульт, 2007. - 257 с.
56. Полищук, А.И. Власть и общество в Иране (исторический очерк) / А.И. Полищук // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. - 2014. - № 8. - С. 574-584.
57. Полонская, Л.Р. Ислам в современной политике стран Востока / Л.Р. Полонская. - М. : Наука, 1986. - 279 с.
58. Полонская, Л.Р. Традиционные религиозные формы мировоззрения и их место в современном идейно-политическом размежевании развивающихся стран / Л.Р. Полонская. - М. : Наука, 1978. - 159 с.
59. Полонская,
Л.Р. Зарождение идеологии национально освободительного движения (XIX - начало XX вв.) / Л.Р. Полонская. - М. : Наука, 1973. - 257 с.
60. Примаков, Е.А. Восток. Рубеж 80-х годов / Е.А. Примаков. - М. : Наука, 1983. - 162 с.
61. Прозоров, С.М. Ислам как идеологическая система / С.М. Прозоров. - М. : Дрофа, 2004. - 305 с.
62. Прозоров, С.М. Заметки об исламе / С.М. Прозоров //
Исламоведение. - 2011. - №1 (7). - С. 73-88.
63. Раванди-Фадаи, Л.М. Политические партии и группировки Ирана / Л.М. Раванди-Фадаи. - М. : ИВ РАН, 2010. -211 с.
64. Резников, А.Б. Падение шахского режима / А.Б. Резников. - М. : Legion, 2012. - 243 с.
65. Мехди, С. Уникальные особенности Исламской революции в Иране в сравнении с революциями в других странах мира. Доклад Чрезвычайного и Полномочного посла ИРИ в Российской Федерации / С. Мехди. - М. : ИВ РАН, 1999. - 112 с.
66. Санаи, М. Мусульманское право и политика. История и современность / М. Санаи. - М. : ООО «Садра», 2016. - 170 с.
67. Скляров, Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (1978­1980) / Л.Е. Скляров. // Иран. История и современность. - М. : Наука, 1983. - 211 с.
68. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен. - М. : Наука, 1986, - 102 с.
69. Табатабаи, А. Тайны исламского монотеизма / А. Табатабаи. - М. : Исток, 2010. - 144 с.
70. Томпсон, М. Философия религии / М. Томпсон. - М. : Фаир- Пресс, 2001. - 384 с.
71. Фаизов, Г.Б. Ислам и государство: единство, противоборство, кон вергенция / Г.Б. Фаизов. - Уфа : БГПУ, 2010. - 227 с.
72. Филин, Н.А. История и современные процессы легитимации власти в Исламской Республике Иран (1979-2019 гг.) / Н.А. Филин. М. : Наука, 2019. - 770 с.
73. Хандогин, К.Ю. Идеология хомейнизма и ее влияние на формирование концептуальных основ внешней политики Ирана / К.Ю. Хандогин // Власть. 2011. №11. - С.111-113.
74. Хромова, К.А. Критика философских взглядов / К.А Хромова. - М. : Институт философии АН СССР, 1988. - 239 с.
75. Юртаев, В.И. Иран: студенты в исламской революции / В.И. Юртаев. - М. : Наука, 1993. - 218 с.
76. Mohammed Reza Shah Pahlavi. The White Revolution of Iran. Imperial Pahlavi Library, 1967. - 177 p.
77. The Constitution of The Islamic Perublic of Iran [Электронный
ресурс]. - Режим доступа к сайту:
http://www.parstimes.com/law/constitution.html. - Загл. с экрана (дата обращения 11.03.2020).
78. Imam Khomeini. Islam and Revolution: Writings and Declarations of Imam Khomeini (1941-1980). - Massachusetts : Mizan Press. - 460 p.
79. New York Times Special Report : The C.I.A. in Iran: американская ежедневная газета. - Нью-Йорк, 2000.
80. Why Muslims are the world’s fastest-growing religious group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pewresearch.org/fact- tank/2017/04/06/why-muslims-are-the-worlds-fastest-growing-religious-group/ (дата обращения 20.03.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ