Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ХРИСТИАНЕ-БАПТИСТЫ В АЛТАСКОМ КРАЕ

Работа №90269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История баптизма с момента проникновения в Российскую империю 13
Глава 1.1.Проникновение и распространение баптизма на территории
Российской империи 13
Глава 1.2. Русские протестанты и российское общество в начале XIX века. . 23
Глава 2. Эволюция законодательной политики в отношении религиозных организаций 31
Глава 2.1. Легализация русского протестантизма 31
Глава 2.2. Правовое положение и деятельность конфессиональных общин в 1929 - начале 1940-х гг. в Алтайском крае 33
Глава З.Эволюция законодательной политики в отношении религиозных организаций в СССР во 2-ой половине XX века в Алтайском крае 40
Глава 3.1. Политика государства во 2-ой половине XX века в Алтайском крае 41
Глава 3.2. Баптистские общины на Алтае 51
Заключение 54
Библиографический список: 66

Актуальность.
Взаимоотношения государственной власти и религиозной сферы, бесспорно, являются одними из самых сложных в жизни нашего общества. В течение всего времени и на сегодняшний день сталкиваются противоречивые точки зрения и тенденции религии. Актуальность моего исследования определяется многими положениями.
Во-первых, в российском обществе существует много различных течений. Их наличие обязывает более интенсивно подходить к изучению присутствующих в нашей стране религий, ведь без данного процесса не получится исследовать успешно ни одну конфессию, получится так, что знание будет поверхностным.
Во-вторых, преобразования государства последних десятилетий оказали влияние на всю ситуацию в стране. Акты изменений властей, которые привели к получению, наконец, права свободы выбора
вероисповеданий нуждаются в исследовании всей полноценной борьбы за верующих за получение такого вида свободы.
В-третьих, так как активное распространение имеют западные религиозные течения, позиционирующих себя как протестантские, то это объясняет необходимость досканального внимания к протестантам. В современное время баптизм является многочисленным течением западного христианства, которое заслужило уважение к себе. Главное его отличие в том, что оно не было исконно русским, оно было навеяно мыслью запада. Но несмотря на это оно достаточно твёрдо укрепилось на наших землях.
В-четвертых, в настоящее время не закрыт вопрос о наиболее правильной схеме политики в отношении религии для нашей страны. До сих пор не перестал распространяться религиозного экстремизм, не изжило себя стремление определенной части общества восстановить монополизм одной
конфессии. Наша страна в своем развитии меняло идеи и методы
взаимодействия с религией. Начинала, например, с монополизации одной конфессии, затем выбрала совершенно противоположную позицию- государственный атеизм. Баптизм в эти периоды подвергался открытым репрессиям. Это одно из протестантских движений, которое в своем вероучении выработало достаточно правильную политику в отношениях с государственной властью. Оно выбрало путь повиновения всему
законодательству, но в то же время-невмешательство государства в вопросы поклонения Богу. Поэтому опыт выживания баптистов в Советском государстве представляется весьма интересным для изучения и выработки тактических решений, которые были бы способны противодействовать угрозам общества.
Предмет изучения. Государственная политика в отношении евангельских христиан-баптистов в Алтайском крае.
Объект исследования. Баптизм как одно из направлений протестантского христианства.
Хронологические рамки. Алтайский край, о котором и пойдёт речь в работе, появился только в 1937 году, поэтому нижней границей исследования будет этот год, а верхняя граница будет заканчиваться нашими днями.
Территориальные рамки моего исследования. В работе рассматривается территория Российской Федерации, главным образом баптистские общины в Алтайском крае.
Степень разработанности исследования.
Советская историография по евангельским христианам-баптистам в СССР представлена довольно обширно. Вопросам закономерного характера проникновения баптизма в Россию, формирования новых религиозных установок в советской России, определения подлинной политической сущности, социальной и мировоззренческой основы баптизма в новых условиях посвящены публикации А.А. Ерышева1, З.В. Калиничевой2, А.И. Клибанова3, Л.Н. Митрохина4, С.Г. Филимонова 5и т.д.
До конца 1950-х гг. основательных научных публикаций по баптизму практически не издавалось, довольствуясь популярными брошюрами Л.А. Сердобольской «Реакционная сущность баптизма6», Е.А. Тучкова «Сектантство и его идеология7» и других.
В 1960-х гг. уровень работ по религиозным вопросам значительно возрастает, научное изучение религии приобретает планомерный и целенаправленный характер. В это время баптизм, как и раньше, исследовался в рамках изучения «сектантства».
Исследование сектантства в России имеет давние традиции. Особенно следует отметить советских исследователей феномена «сектантства» - В.И. Гараджа, А.И. Клибанов, А.Н. Ипатов, Э.Г. Филимонов и др. Нельзя обойти вниманием специальный выпуск журнала «Вопросы научного атеизма» (№ 24, 1979 год), полностью посвященный изучению христианского «сектантства» в СССР, в котором, безусловно, с учетом господствовавшей в то время методологической установки, характеризовался уровень исследования «сектантства» в зарубежной социологии религии и религиоведении, рассматривались процессы, протекавшие в вероучении и социальной ориентации различных течений в протестантизме в СССР. А.И.
Клибанов занимался проблемой периодизации религиозного сектантства в стране8.
Со второй половины 1960-х гг. появляется целое направление в советской исторической науке, раскрывавшее социально-исторические и идейные причины и предпосылки, определившие послевоенный кризис и раскол в российском баптизме. Можно отметить работы А.И. Клибанова, Л.Н. Митрохина «Кризисные явления в современном баптизме9», М.Я. Ленсу «Кто такие инициативники?10», Г.С. Лялиной «Баптизм: Иллюзии и реальность11» и «Новые тенденции в идеологии баптизма», Г.Г. Максимилианова «Баптисты-раскольники - кто они?12», Ю. Решетникова, С. Санникова «Раскол в баптизме в 60-е годы и его последствия» 13 и других. Безусловно, работы отличала определенная идеологическая ангажированность, но даже между строк можно было сделать некоторые объективные выводы.
С 1960-х гг. важное значение придавалось исследованию непосредственно личности верующего, в том числе и евангельских христиан- баптистов, мотивов их религиозности, форм проявления веры и т.п.14. В советской религиоведческой литературе некоторые авторы считали религиозные чувства «извращенными», так как они были направлены на нечто сверхъестественное15.
Во второй половине 1970-х - 1980-х гг. появляются исследования, которые стремятся найти ответы на вопросы законодательного обеспечения свободы совести в СССР16. Авторы предприняли попытку провести анализ вопросов, связанных с правовым обеспечением свободы совести, гарантированной Конституцией СССР 1977 г. Разъяснение вопросов, касающихся права в государственно-конфессиональных отношениях, должно было, по их точке зрения, главным образом, служить одним из средств дальнейшего воспитания атеистической убежденности,17авторы не уменьшали значимость атеистической пропаганды.
В конце 1980-х - начале 2000-х гг. опубликованы работы, авторы которых предпринимают попытки отойти от советских идеологических клише и поставить объективную оценку положению религиозных объединений, в том числе и положению евангельских христиан-баптистов, в мире и, в частности, в СССР. Данная особенность прослеживается в работах Л.А. Андреевой «Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России18»; Ю.А. Бабинова «Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность19», Ю.Н. Бакаева20, С.Ю. Симорот «Власть и
религия: история отношений (1941-1990)», А.А. Королев, В.А. Ливцов «Религиозная безопасность России: история и проблемы20 21», Л.Н. Митрохин «Баптизм: История и современность: Философско-социологические
очерки22», А.А. Руденко «Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР23», «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания», В.Н. Фадеев «Религиозные проявления и законодательство о религиозных культах24» и т.д.).
Одной из первых работ, посвященных оппозиционным советской власти евангельским христианам-баптистам, именно Совету церквей ЕХБ, была книга защитницы прав Л.М. Алексеевой «История инакомыслия в СССР: Новейший период25», изданная в 1984 г. Взяв за основу
правозащитные материалы - «Вести из СССР», «Хроника текущих событий», Архива самиздата радио «Свобода» (Мюнхен), Л.М. Алексеева воссоздает историю ЕХБ в СССР, «раскол» в ЕХБ, репрессии против «инициативников», образование «Совета родственников узников евангельских христиан- баптистов» и т.д.
Бесценный вклад в исследование данной проблемы внесли работы М.И. Одинцова, который, в свою очередь, занимался изучением вопроса формирования ВСЕХБ, советской религиозной политики в отношении евангельских христиан-баптистов26. Монография М.И. Одинцова «История Пятидесятнической церкви в России. Х1Х-ХХ вв.» 27 включает в себя богатейший фактический и аналитический материал по теме исследования - о деятельности Совета по делам религиозных культов при СНК СССР; объединенном совещании евангельских христиан и баптистов (октябрь 1944 г.); объединении евангельских христиан-баптистов и пятидесятнических общин; Московском совещании евангельских христиан-баптистов и пятидесятников (август 1945 г.); государственно-церковных отношениях в СССР в последующий период и т.д.
Значительную ценность в углублении знаний по истории евангельских христиан-баптистов в нашей стране представляет монография Т.М. Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах28» . В работе на основе обширной базы источников (мемуары, правовые документы, русская и советская периодика, материалы религиозного самиздата, материалы государственных и церковных архивов, устные воспоминания свидетелей описываемых событий и т.п.) изучаются взаимоотношения в ХХ веке власти и протестантизма в России, под которыми Т.К. Никольская понимает «христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства и получившие свое продолжение в России в среде русского народа и вообще людей, принадлежащих к русской языковой и культурной традиции». Т.К. Никольская акцентирует внимание на тот момент, что в контексте исторического развития в России среди отечественного населения получили распространение евангельские христиане, баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.
Целью исследования является анализ государственно­-конфессиональной политики по отношению к евангельским христианам - баптистам в Алтайском крае.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть процесс возникновения и распространения баптизма в Российской империи.
2. Проследить эволюцию правового положения баптизма с момента его становления на территории Российской империи.
3. Оценить государственно-конфессиональную политику в отношении евангельских христиан-баптистов в Алтайском крае.
4. Проанализировать деятельность баптистских общин в Алтайском крае.
Источниковая база. Основными источниками для изучения темы исследования, главным образом, послужили монографии, тематические журналы, книги, научные статьи, учебники и учебные пособия, а также различные законодательные и нормативно-правовые акты.
Методология и методы исследования бакалаврской работы разрабатывались в соответствии с поставленными задачами исследования.
Основу методологии исследования составили принципы объективности, детерминизма, системности и историзма, предполагающие всеобъемлющий критический анализ исторических явлений и процессов при их возникновении, становлении, эволюции во взаимосвязи.
Системный подход предполагает рассмотрение изучаемого явления как системы взаимосвязанных элементов и целого, а также взаимосвязи частей в целом. При данном подходе государственно-конфессиональная политика в отношении баптизма рассматривается как совокупность исторически возникающих и меняющихся взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, государственных органов, а с другой - самой конфессией евангельских христиан-баптистов. В соответствии с таким подходом к государственно-конфессиональным отношениям предполагается
рассмотрение положения религиозных общин Алтайского края,
обусловленного как внутренними факторами развития религии, так и особенностями государственно-конфессиональной политики в стране. Такой подход является значимым методологическим принципом в исследовании проблематики государственно-конфессиональных отношений в современной отечественной науке. Для получения максимально корректных результатов использовался принцип объективности, который, в свою очередь, помогает проанализировать политику государства непредвзято. Принцип историзма дал возможность рассмотреть государственно-правовую политику в отношении данной религиозной общины в хронологической последовательности с учетом конкретных изменений исторической обстановке. Комплексное решение задач, поставленных в исследовании, требует необходимость пользоваться как общенаучными методами, так и специальными методами исторической науки. Среди общенаучных методов следует можно выделить следующие: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, сравнение и др.
Среди специальных исторических методов изучения использовались такие методы познания, как сравнительно-исторический, проблемно­хронологический, ретроспективный. Так, использование сравнительно-­исторического метода позволило сопоставить правовое положение последователей баптизма как по РСФСР (СССР) в целом, так и в рамках рассматриваемого края в частности. Кроме того, данный метод позволяет охарактеризовать сложные взаимодействия представителей органов власти с верующими, выявить причины и мотивы проявления нетерпимости и конфликтных ситуаций.
Ретроспективный метод помог создать цельное видение прошлого по обозначенной проблеме. С его помощью выявлялись тенденции в отношениях верующих как внутри баптистских общин, так и при взаимодействии с органами государственной власти. Данный метод также позволил выявить причины изменений в реализации государственно­конфессиональной политики, обусловленные различными внутренними и внешними факторами. Совокупность перечисленных методов позволила провести детальный анализ исторических источников, выделить тенденции взаимоотношений баптизма и органов государственной власти в Алтайском крае, определить позицию последних по отношению к религиозным образованиям в рассматриваемый период.
Научная новизна исследования работы заключается в том, что в ней впервые были предприняты попытки комплексного исследования баптизма в Алтайском крае, как деятельность баптистских общин на территории края, так и их правовое положение.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость вытекает из характера поставленных и реализованных в исследовании задач, поэтому отдельные выводы данной работы могут быть использованы в учебном процессе.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на тематические подпункты, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе исследования мы проследили путь становления баптизма как самостоятельного течения в России, затронули тему его проникновения на наши российские просторы и земли Алтайского края в частности, наглядно увидели через что прошел баптизм, чтобы закрепиться на наших землях. Предпосылками к появлению и утверждению баптизма в Российской империи стали многие факторы. Наиболее важными из них было пробуждение в среде молокан, меннонитов, влияние течения штундизма, издание и распространение текста библии на разных языках, войны. Значимым аспектом-фактором, послужившим предпосылкой для успешного развития баптизма на наших территориях была отмена крепостного права в 1861 году. Люди, которые становились свободными, после долгих лет заточения, наконец, вспоминали про чувство собственного достоинства и многие начинали духовные искания. После многочисленных войн с Турций Россия получила земли на берегу Чёрного моря, которые были не заселенные. Для их заселения Екатерина II пригласила колонистов, преимущественно немцев, в среде которых было много меннонитов и лютеран.
В ходе первой главы мы выяснили, что для нашей страны были не в новинку нападки религиозных движений, отошедщих от православия. Спровоцировала появление иных, не существовавших ранее течений, реформа Никона. Сложившаяся ситуация в стране стала благоприятной для развития новых конфессий. Также немаловажным фактором становления в России антиправославных настроений стала отмена крепостного права. У населения появилось время на духовные поиски себя, развязало им руки, они начали активно проявлять свои различные во многих аспектах точки зрения. Движения меннонитов и молокан внесли свой вклад в формирование баптизма как самостоятельного, полноценного течения. Распространение баптизма среди элиты Петербурга также стало благоприятной почвой для становления нового движения. После завоевания Россией новых земель, на никем не заселенные территории привлекались преимущественно немцы, среди которых подавляющая часть была последователями меннонитов.
Таким образом, сектанство в России— особое явление в истории христианства. В нем проявились не присущие ничему иному черты, которые были очевидно проявлены в судьбах отдельных течений протестантизма. В начале своего становления секты, существующие в дореформенный период, были отголосками связаны с духом народа. Последователи этих сект зачастую примитивно освещали свои основополагающие идеи, которые, по их мнению, составляли гордость «высокой» религиозной мысли Запада. Но все же, повторялась знакомый нам ход событий. Секта, которая не была
способна к адаптированию в быстро меняющейся социальной и
экономической обстановке, медленно но верно уходила далеко на задний 77 план с исторической сцены.
Но баптизм существенно отличился от других сект. Его возникновение не было резким стихийным процессом в России, как склонны предполагать некоторые историки. Он имел благодатную почву для своего развития в виде глубоких религиозных и духовных предпосылок. Главным образом, важное значение сыграло то, что внутри самого российского сектанства стали возникать так параллельно идущие с баптистским вероисповедованием тенденции. Баптизм прижился в наших землях, по всей видимости, не только потому что он возник в России в благоприятный период для своего развития, но и по той причине, что верующие баптисты и их миссионерская деятельность имела наступательный прорывной характер, их не пугали трудности, они действовали на основании твердой веры в свою вероучительную догматику и веры в то, что их учение имеет право быть признанным российским обществом, имеет право быть одной из главных конфессий протестантизма и всей религиозной сферы, быть хотя бы наравне с православием.
77 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.).- М.: АН СССР, 1965.-36 с.
По второй главе можно сделать такой вывод. С начала XIX века у протестантов были развязаны руки, они могли открыто проповедовать и пропагандировать свою веру. Очень успешна была на то время их издательская деятельность, выпускались разные религиозно­
просветительские журналы, в которых печаталась информация о многих протестантских течениях. Сторонники протестантизма свободно регистрировали свои общины, проводили культовые религиозные практики, занимались активной деятельностью и привлечением молодежи. Адвентисты Седьмого дня также были активны в своих начинаниях, но, конечно же, проигрывали баптизму. С течением времени опять началось преследование общин протестантского толка, выпускались законы и подзаконные акты, ограничивающие и пресекающие многие аспекты их религиозной деятельности. Фактически, отход от православной веры строго наказывался, был осуждаем и порицаем обществом. Многие епископы считали, что во многом причина перехода людей в новую веру кроется в малообразованности населения, ведь людям, не обладающим большим объёмом информации по поводу религий, очень легко что- либо внушить.
Многие верующие люди, которые были привязаны к православной церкви, попросту не могли из неё выйти, потому что это всяческими способами осуждалось властью, отход от православия приравнивался к предательству от России. Надо сказать, что приверженцы разных течений довольно настойчиво старались защитить свои права и отстоять свои интересы, именно по этой причине в частности баптизм и не сломился под гнетом власти и стремлением его подавить, чего бы это не стоило. Их напор, который по всей видимости был основан на почитании своей веры и веры в то, что их учение имеет все права быть законным. Они верили в себя и их вера помогла им не уйти со сцены социально-политической сферы жизни общества.
Также, в ходе исследования замечено, что в начале XIX века правительство наконец пришло к тому факту, что нужно обязательно менять свою политику в отношении религий, они начали понимать, что это необходимо для развития общества. Начали постепенно высылаться из ссылок многие осужденные по религиозному аспекту, многие права верующих были восстановлены. То есть, можно говорить о том, что самое начало XIX века было для последователей протестантизма довольно благоприятным временем для того, чтобы начать активно заниматься просветительской деятельностью, нести свою веру в массы и пропагандировать народу свое новое учение.
Но некоторые статьи из Уголовного кодекса все же противоречили новому периоду в свободе вероисповедания, так как в статьях утверждалось, что те, кто будет пропагандировать свое религиозное учение и предпринимать любые попытки для того, чтобы переманить население на свою сторону, в особенности членов православной церкви, будут строго наказаны по закону с возможным лишением свободы или же ареста.
Проследив отношение государства в начале XX века к протестантизму, а в частности к баптизму, можно сделать такой вывод: указанные ранее преобразования государства и, так называемые, шаги навстречу протестантизму, были всё же по большому счету некой создаваемой правительством видимостью, ради своих определённых целей. В следующих главах будет понятно, что многие послабления для верующих и «шаги им навстречу» были как сыр в мышеловке.
В третьей главе установлено, что огромный крах религиозной жизни протестантских движений был нанесен в период индустриализации и коллективизации. Все конфессиональные общины государство стремилось полностью истребить. Их молитвенные дома, церкви, помещения любого типа, в которых ранее проводились какие-либо религиозные собрания были разрушены и полностью ликвидированы. Действовали лозунги, которые стремились переплавить колокола на провода, то есть все религиозное имущество сделать достоянием государства, но никак не имуществом верующих. Как уже упоминалось ранее, многие церкви и дома Молитвы были разрушены, но некоторые все же оставлены, но оставлены таким образом, чтобы можно было с помощью этого унизить достоинство верующих. Оставленные целыми церкви и помещения для религиозных практик могли попросту начать использовать как клуб или вообще как сарай для хранения зерна.
С начала XIX века и по его середину политика государства в отношении церкви радикально менялась, то преследования на некоторое время прекращались, то религиозные организации полностью стремились истребить с лица земли. Можно говорить о том, что по факту истинного смягчения политики в отношении религиозных обществ не было, все проделанные ею «шаги навстречу» были сделаны лишь для того, чтобы успокоить население, которое было недовольно конфессиональной политикой государства. Главным рычагом давления на религиозные общества было закрытие их домом молитвы, церквей, монастырей. Внутрицерковную жизнь верующих государство стремилось полностью контролировать, запрещало им собирать кооперативы для помощи малоимущих приверженцев их церкви, мотивируя это тем, что деятельность объединений должна быть исключительно религиозного характера. Иными словами запреты со стороны властей в отношении религий были зачастую абсурдными, лишёнными всякой логики и смысла. Власть это делала для того, чтобы создать упаднические настрои среди религиозного населения страны и надеялась на то, что у верующих в конце концов опустятся руки, что они прекратят свою деятельность. Но у большинства из приверженцев конфессиональных течений вера была намного сильнее, чем предполагало правительство, они выстояли и с достоинством прошли через сложный этап в своей жизни и, кажется, только укрепились в своей вере.
Не смотря на то, что годы правления Н.С. Хрущева называются периодом «оттепели», в этой главе было наглядно продемонстрировано, что во взаимоотношения религий и государства не имеют ничего общего с этим названием. В это время было закрыто достаточно большое количество всевозможных церквей и монастырей, запрещалась любая пропагандистская и миссионерская деятельность религиозных организаций. Даже после того, как Н.С. Хрущёв ушел в отставку, власть не собиралась забывать свои полученные в его правление эффективные рычаги давления на конфессии, активные методы борьбы с ними. Можно смело заявить о том, что XX век был одним из самых сложных для религиозного населения страны, такое продолжительное время гонений и борьбы с религиями не могло не отразиться на их жизни. Что относится к эволюции законодательной политики в отношении протестантских организаций России, так это то, что она была уж точно не стабильной на разных периодах и далеко не однозначной. Изначально власти не видели в протестантизме врага, так как самым главным врагом считали православную церковь. Но, главным образом, баптизм достаточно быстро набирал обороты, чем заставил советскую власть опасаться. Политическая элита очень боялась за то, что какая-либо религия нарушит монолитность её государственной идеологии марксизма-ленинизма. Следовательно, правительство начало вводить различные санкции против последователей баптизма, не давать возможности их организациям зарегистрироваться. Советская власть издавала законные акты, которые всячески пресекали деятельность религиозных общин, ущемляли права верующих. За неповиновение были предусмотрены весьма строгие наказания. Во время войны 1941 года произошли небольшие изменения в политике государства по отношению к религии. Можно сказать, что появились некие возможности для своего влияния у баптистов. Но, несмотря на это, государство все равно не переставало остерегаться возможного размаха данного течения протестантизма и через некоторое время вновь продолжает вести антирелигиозную пропаганду.
Больше всего последователей баптисты привлекали, конечно же, из своих собственных семейств, своей среды существования. Евангельские христиане-баптисты избрали, на мой взгляд, очень верную политику. Они нейтрально относились к власти, не вмешивались в ее ход, но и свои границы старались оберегать. Многих последователей баптизм заслужил за счет хорошей структурной организации, активной деятельности миссионеров, иногда даже их наступательной деятельности, достойных догматических положений и многого другого. Последователи многочисленного протестантского течения не снимают с себя ответственности за благосостояние населения страны: «Как граждане Небесного Царства, евангельские христиане-баптисты всегда были гражданами своего земного Отечества. Все трудности и перипетии нашей общей истории со всеми народами касались нас»1.
Совет по делам Церкви был главным органом, контролировавшим деятельность общин ЕХБ, его целью было искоренение религии как таковой. Уполномоченные этого совета следили за исполнением законодательства по делам религии, старались уменьшить всеми способами материальную основу для конфессиональных общин, принимали и рассматривали жалобы людей на данные организации. Период «оттепели», который начался в годы правления Н. В. Хрущёва, привнес политику либерализации во многие сферы жизни населения, включая и религиозную среду. Но все равно советское руководство стремилось дискредитировать евангельских христиан-баптистов, пресекая всячески их деятельность и развитие. Не смотря на это , общины баптистов не прекратили свое существование, они гибко реагировали на преобразования государства, ведь как никто они привыкли к постоянной смене политики касаемо них.
Затем начался период «Перестройки», который обещал демократизацию государства на всех уровнях. Следовательно, после выпуска некоторых подзаконных актов, которые, в свою очередь, снимали запрет на преследование баптистов и других конфессий, правительство, наконец-то, дало разрешение и право религии на существование. Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 года назначил определенные шаги, которые бы обеспечили верующим свои законные права. Организации выходят из своего так называемого «подпольного» существования. Евангельские общины стали полноценной частью религиозной жизни нашего края с начала XX века, постепенно возрастала численность этих церквей, и стабилизировалось их положение среди других конфессиональных организаций.
Итак, проследив эволюцию законодательной политики в отношении религиозных организаций, в частности баптизма, можно сказать, что вся религиозная сфера общества претерпела постоянные изменения. Баптистские общины были лишены своих прав, несмотря на некоторое послабление со стороны властей, их деятельность не могла быть полностью осуществлена в этот период. Не смотря на все преграды и подавление со стороны властей, религия все равно, наконец, обрела долгожданную свободу и выстояла весь этот гнёт. Только в 1990 году религиозным объединениям в России был предоставлен статус юридического лица, и последователи баптизма получили возможность требовать защиты своих прав в соответствии с законом.
В ходе исследования также проанализирована деятельность баптистских общин в Алтайском крае. В наше время баптистские церкви входят в Объединение церквей ЕХБ Алтайского края, то есть можно говорить о том, что данное направление твёрдо укрепилось на территории нашего края. Приверженцы баптизма в Алтайском крае ведут активную религиозную жизнь как внутри своих собственных объединений, так и во внешнем мире: занимаются духовно-просветительской деятельностью, проводят различные молодёжные фестивали, приглашают на свои религиозные собрания новых людей, стремятся к тому, чтобы численность их организаций возросла.
Рост религиозности на сегодня вызван нуждой в избавлении от духовной деградации, которая захватила население России, нестабильности в политической сфере нашего общества, разногласий между народами, падения морали населения. Современные евангельские христиане-баптисты России выделяются на общем плане патриотизмом и почитанием государственной власти. Так как до конца четкой позиции государства по поводу баптизма мы не имеем, то в данной ситуации правительству важно понимать, что религия играет важную роль в гармоничном и нравственном развитии общества.


1. Алексеев М.Э. Дискуссии об индустриализации в СССР 1924-1928 гг. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. №12(27).-Изд-во: Дело АНХ, 2010.-67с.
2. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период.-3-е изд.,стер.- М. : Моск. Хельсинк. группа, 2012.- 384 с.
3. Андреева Л.А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России.- М.: Ладомир, 2001.- 254 с.
4. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в России, СССР, СНГ: теория, история, практика. Монография/ Ю.А. Бабинов.- Москва: Вузовский учебник, НИЦ Инфра-М, 2015.-232 с.
5. Бакаев Ю.Н., Симорот С.Ю. Власть и религия: история отношений
(1941-1990).- Хабаровск: ТОГУ, 2006.-139 с.
6. Бакаев Ю.Н., Симорот С.Ю. Власть и религия: история отношений
(1941-1990). -Хабаровск: ТОГУ, 2006.-203 с.
7. Баннова В.И. Государственный атеизм в СССР во второй половине XX в.: теория и практика.- Новосибирск.- Сибпринт, 2012. - 138 с.
8. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. -М.: Мысль, 1986.- 211 с.
9. Безгина О.А. К вопросу о коллективизации и раскулачивании в Ставропольском районе Средневолжского края // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал.-Вып. №15 ,2017.-15 с.
10. Бурик Н.М. Образ священника на страницах газет Барнаула накануне Первой мировой войны и в первое десятилетие советской власти // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых: сб. мат. I Всерос. молодеж. науч. конф. / отв. ред. Р.Е. Романов. - Новосибирск,
2011. -187 с.
11. Ванюшин Н.А. Свобода совести и религиозный экстремизм.- Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988.- 347 с.
12. Глушаев А. Л. Несогласные: региональные особенности движения баптистов-инициативников в первой половине 1960-х годов (на материалах Пермской области). / А. Л. Глушаев //Вестник Пермского университета. - Выпуск 2 (25). - Пермь, 2014.- 133 с.
13. Горбатов А. В. Государство и религиозные организации в 1940-е - 1960­е гг.: автореферат дис. .. .доктора ист. наук. - Кемерово, 2009. - 51 с.
14. Дашковский П.К., Дворянчикова Н.С. Правовое положение христианских общин в 1953-1964 гг. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т II: XX в.- коллективная монография.-Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2015. -75с.
15. Дулуман Е.К., Лобовик Б.А., Тангер В.К. Современный верующий: Социально-психологический очерк.- М.: Политиздат, 1970.-245 с.
16. Жеребятьева Е.Е. Государственно-конфессиональная отношения в Алтайском крае в 1945- 1990 гг. // Автореф. дис. канд. ист. наук.- Барнаул,
2012. -24 с.
17. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй Мировой войны.- ИЦ-Гарант.- М., 1995. - 737 с.
18. Иванов В.М. Современный верующий.-Минск: Белорусь,1970.-215с.
19. Калиничева З.В. Социальная сущность баптизма. 1917-1929 гг,- Л.: Наука, 1972.-140 с.
20. Кащаева М.В. Иудейские общины Юго-Западной Сибири в начале XXI в. // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе.- Вып. 9 ,2016- 201 с.
21. Кащаева М.В., Белецкий А.Ю. Состояние католических общин на Алтае в конце IX-XX в. // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе.- Вып. 8, 2015.- 279 с.
22. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР,- М.: Юридическая
литература, 1985.-265 с.
23. Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Крещение Руси: история и современность.- М.:Знание,1988.-64 с.
24. Клибанов А.И, Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме.- М.: Знание, 1967.-65 с.
25. Клибанов А.И. Пятьдесят лет научного исследования религиозного сектантства // Вопросы научного атеизма: Вып. 4.- М., 1967. - 384 с.
26. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем.- М.: Наука, 1973.-256 с.
27. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. -М.: Наука, 1969.-269 с.
28. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства: встречи, беседы, наблюдения.- М.: ИПЛ, 1974.-255 с.
29. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). -М.: Наука, 1965.-348 с.
30. Клочков В.В. Религия, государство, право.- М.: Мысль, 1978.- 288 с.
31. Коллектив авторов. История евангельских христиан-баптистов в СССР,- М.: ВСЕХБ, 1989.- 624 с.
32. Коммунистическая партия Советского Союза: под общ. ред. А. Г. Егорова, К.М. Боголюбова. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1983. - Т.1. -.683 с.
33. Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы.- М.: Социум, 1997.-235 с.
34. Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы.- М.: Социум, 1997.-235 с.
35. Ленсу М.Я. Кто такие инициативники?- Минск: Белорусь, 1967.-236 с.
36. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность.- М.: Политиздат, 1977.-176 с.
37. Максимилианов Г.Г. Баптисты-раскольники - кто они?- Донецк: Донбасс, 1970.-151 с.
38. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность.-Изд-во Русского Христианского государственного института.- СПб., 1997. - 480 с.
39. Москаленко А.Т., Чечулин А.А. Микросреда верующего и
атеистическое воспитание. -Новосибирск: Наука, 1979.-224 с.
40. Никольская Т.М. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах.- СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2009.-370 с.
41. Носков И.К. Об извращении религией человеческих чувств. Критика эмоционально-психологического «доказательства» существования бога.- М.: МГУ, 1965.-276 с.
42. Носович В.И. Научный атеизм о религиозной психологии.- М.: Наука, 1975.-136 с.
43. Одинцов М.И. Совет по делам религиозных культов при СМ СССР и евангельское движение в Советском Союзе. 1956-1965 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты.- Вып. 4. Сборник статей.- М.: Российское объединение исследователей религии, 2007.- 214-246 с.
44. Одинцов М.И. Евангельское движение в Советском Союзе: трудности возрождения и внутренние противоречия, отношения с государством. 1944­1955 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты.- Вып. 3. Сборник статей.- М.: Российское объединение исследователей религии, 2006.- 184-223 с.
45. Одинцов М.И. История Пятидесятнической церкви в России. Х1Х-ХХ вв.». СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2012.-504 с.
46. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление.- М.: Мысль, 1984.- 205 с.
47. Решетников Ю., Санников С. Раскол в баптизме в 60-е годы и его последствия // Жизнь и вера. Крымская христианская газета № 8-11.
48. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь.- М.: Наука, 1985.-176 с.
49. Руденко А.А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР // На пути к свободе совести. -М.: Прогресс, 1989.-324 с.
50. Руденко А.А. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания.- Т 2.-М.: Логос, 2003.- с. 165.
51. Сердобольская Л.А. Реакционная сущность баптизма.- Л.: Лениздат, 1960.-244 с.
52. Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века.-Изд-во: Томский государственный университет.-Томск, 2003. - 348 с.
53. Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР,- М.: Наука, 1964.-467 с.
54. Тучков Е.А. Сектантство и его идеология.- М.: Госполитиздат, 1955.-24 с.
55. Фадеев В.Н. Религиозные проявления и законодательство о религиозных культах.- Ташкент: Фан, 1990.-256 с.
56. Филимонов С.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы.-Киев: Политиздат Украины, 1981.-222 с.
57. Филимонов С.Г. Баптизм и гуманизм.- М.: Мысль, 1969.-184 с.
58. Филимонов С.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства.- М. : Знание, 1977.-183 с.
59. Филимонов С.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма.- М.: Знание, 1983.-157 с.
60. Шиллер В. В. «Территориальные группы» как основа организации протестантских общин Кемеровской области в 1920-е -1960-е гг. /В. В. Шиллер//Исторический журнал: научные исследования № 2.-М., 2019.-20 с.
61. Шиллер В. В. Направления конфессиональной политики Советского государства и индикаторы ее оценки в Кузбассе в 1920 - 1960 гг. /В. В. Шиллер//Исторический журнал: научные исследования № 2.-М., 2014.-142 с.. Ерышев А.А. Евангельские христиане-баптисты.- Киев, 1960.-148 с.
62. Яблоков И.Н. Извращение религией нравственных чувств // Философские науки. -№ 1,1965.-205 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ