ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 13
1.1. Великий Шелковый путь как исторический и культурный коридор
распространения прозелитарных религий 13
1.2. Миссионерский потенциал буддизма и ранний период его
распространения в Средней Азии 23
ГЛАВА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ АЗИИ В ЭПОХУ РАЗВИТОГО И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 34
2.1. История распространения и влияния буддизма на мировоззрение
кочевников Центральной Азии 34
2.2. Буддийские общины на территории Казахстана и сопредельных
регионах 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность. Буддизм - одна из самых древних мировых религий, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию. Взгляды на мироустройство, систему верований и даже самосознание оседлых сообществ и кочевых племен коренным образом изменилось, после того, как они впервые познакомились и приняли буддистское учение. Буддизм объединил различные регионы Азии, на пространстве от Ирана до Японии посредством дипломатических, культурных и дипломатических взаимоотношений. Миссионерская и паломническая деятельность буддистов, а также их поиски новых учений и священных текстов, связывали отдаленные города более тесно, чем отношения, построенные на коммерции. Общий интерес к учению Будды, независимо от того, в какой форме оно было представлено в конкретном регионе, привел к широкому диапазону идей в среде азиатских сообществ. Обширное число археологических находок по всей территории Азии, доказывают, что буддизм оказал системное влияние на экономическую деятельность, формирование политических и культурных идентичностей, искусство управления государством, создание священных ландшафтов. При этом на всех этих территориях буддистские идеи и доктрины были адаптированы к местным потребностям и существующим системам ценностей. Буддизм и в настоящее время играет немаловажную роль на западе, где численность иммигрантов из Азии постоянно растет, и поэтому роль религии, в частности буддизма, растет. В России буддизм играет особую роль, так как является одной из традиционных религий нашей страны, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки на ее территории. Двухтысячелетняя взаимосвязь народов Центральной и Средней Азии привела к совокупности вещественной и духовной культуры, внесла отпечатки в их язык, литературу. Отсюда, с одной стороны, заинтересованность и увлеченность современных государств, представленной области в проведении исследований, а с другой - потребность объединения усилий исследователей в изучении культурного наследия древних цивилизаций.
В период позднего средневековья в Центральной Азии складываются границы распространения кочевых этносов и культур, характерные для периода этнографической современности. Ряд элементов в этнографической культуре современных коренных народов Сибири унаследован от предшествующих культур.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена научной и практической необходимостью обобщения и анализа теоретикометодологического аспекта этнокультурных процессов Центральной Азии в период средневековья.
Степень разработанности темы. Дореволюционная отечественная наука много и успешно занималась изучением буддизма и буддийской культуры. В 1720 году русскому военному отряду во главе с генерал- майором И. М. Лихаревым1, основавшему Усть-Каменогорскую крепость, удалось найти в развалинах храма большое количество тибетских и ойратских манускриптов, произведений буддийской иконографии, бронзовых статуэток с изображением различных божеств и других предметов тибетско- монгольского декоративно-прикладного искусства. В XVIII веке этим находкам, в первую очередь древним тибетским рукописям, суждено было сыграть важную роль в становлении и развитии как русской, так и европейской тибетологии. В 1734 году Г. Ф. Миллер и И. Г. Гмелин обследовали разрушенные остатки Дархан-цоргин-хита близ
Семипалатинской крепости, вновь основанной в 1718 году русским отрядом во время научной экспедиции на Иртыш, и обнаружили полуразрушенные фрагменты бывших храмовых построек из саманного кирпича, отдельные фрагменты буддийской иконографии и несколько берестяных рукописей, написанных на тибетском языке, который в то время был неизвестен европейцам2. В середине 50-х. годов XIX века исследователь Н.А. Абрамов впервые обнаружил руины буддийского монастыря ойратов в северной части Зайсанской впадины в междуречье рек Калжир и Орда, приняв их за руины безымянного джунгарского укрепления - Шибе, а уже в конце XIX — начале XX в. благодаря исследованиям таких выдающихся деятелей, как В.П. Васильев3, И.П. Минаев4, С.Ф. Ольденбург5, Ф.И. Щербатской6, О.О. Розенберг7 и других русских ученых, буддология занимает самые передовые позиции в мировой науке. Большое внимание уделялось изучению связанных с буддизмом археологических памятников Восточного Туркестана8. Значимые открытия были сделаны многими русскими экспедициями, в том числе первой специально археологической экспедицией Д.А. Клеменца (сведения о городе Яр-Хото, включающее описание буддийских храмов) двумя туркестанскими экспедициями С.Ф. Ольденбурга. Наряду с памятниками архитектуры и искусства русские специалисты — путешественники, дипломаты — обнаружили множество памятников письменности; некоторые из них были изданы.
Однако памятники буддизма Средней Азии тогда не были известны. В отличие от восточнотуркестанских абсолютное большинство их не находилось на поверхности, и для их открытия требовалось проведение планомерных археологических раскопок, которых тогда в Средней Азии еще не велось. Можно лишь упомянуть совершенную в 1908 г. индологом А.А. Сталь-Г ольштейном длительную археологическую поездку в Среднюю Азию и его же статью о путешествии Сюань-цзана в сопоставлении с археологическими данными. Он пытался выявить в Термезе остатки буддийских памятников. Безуспешной оказалась и археологическая поездка в Термез в 1911 г. А.А. Захарова.
Дореволюционный период не только создал возможность более детального изучения проблемы уже в советское время, но еще и возбудил интерес к археологическим работам по изучению буддизма в Центральной Азии.
В советский период ленинградский археолог С. С. Черников обнаружил (в том же месте, вслед за Н.А. Абрамовом) развалины крупного поселения общей площадью около 3,0 квадратных километров, которое он обоснованно отождествил с хитом Бошохту-хана и кочевым штабом Галдана, упомянутым в работах Г. Ф. Миллера9 и П. С. Паласа. По данным проведенного полевого обследования памятника С. С. Черников достаточно подробно описал внешний вид и размеры поселения, составил свой топографический план глазомерных измерений, но археологических раскопок в этом месте не проводил. В статье М.Е. Массона впервые в специальном разделе исследованы находки, связанные с буддизмом10. При работах был применен принцип определения и привходящих среди археологических комплексов остатков палеоботанического и палеозоологического характера. Исследованиями архитектуры занимались В.Д. Жуков, И.А. Сухарев, В.А. Шишкин, Г.А. Пугаченкова11, Н.М. Бачинский и М.Е. Массон.
Детально изучена историческая топография Старого Термеза, В.А. Шишкиным был снят подробный план древнейшей части города. Были подняты и разрешены на данной стадии изучения многие вопросы, связанные с началом заселения территории городища. В.Д. Жуков изучил цитадель, заложив глубокий шурф. Выяснено, что первоначальный город был на месте
средневековой цитадели и имел площадь около десяти гектаров. Самые ранние точно датированные находки, сделанные здесь, - монеты - относились ко времени греко-бактрийского царства. На фрагменте одного каменного сосуда встречен обрывок текста кхароштхи, впервые зарегистрирована находка надписи этим шрифтом на территории СССР. Установлено наличие нескольких периодов кладки крепостных стен из крупных квадратных сырцовых кирпичей домусульманского типа. Культурный слой цитадели превышал десять метров глубины. Исследователи пришли к выводу, что период кушанов был эпохой наивысшего расцвета буддийского периода Термеза.
Разведочные работы Е.А. Пчелиной на Каратепе показали, что здесь есть остатки древнего буддийского монастыря полупещерного типа. На Каратепе и рядом с ним расположены руины сооружений вихара, сангарама, ступа. В пещерах обнаружены процарапанные на стенках изображения ступы, а на штукатурке одного наземного сооружения встречены следы полихромной росписи с остатками изображений человеческих фигур.
Вопросами водоснабжения занимался Д.Д. Букинич, который выяснил, что основная система ирригационных магистралей была создана еще в буддийский период, так как по берегам главных каналов открыты остатки поселений с керамикой кушанского времени.
Масштабные данные, полученные в советский период, позволили ученым современного времени более точечно определять нужные регионы археологических работ.
Необходимо упомянуть имя великого ориенталиста В.В.Бартольда и знаменитого археолога Б.Я. Ставиского, которые не только обнаружили памятники буддизма, но и пытались осмыслить проблему его распространения. В.В. Бартольд, опираясь на свое знание письменных источников, заключил: «Кроме зороастрийского Ирана существовал еще буддийский Иран, имевший отнюдь не маловажное значение для позднейшей культурной истории иранского мира». Он также писал о том, что буддизм «к 7
югу и к северу от Окса» в эпоху арабского завоевания «находился в полном расцвете». В.В. Бартольд сформулировал немало и других соображений об истории и роли буддизма в Средней Азии.
Можно сказать, что начало археологического изучения буддийских памятников региона относится к середине 1920-х годов, когда А. Стрелков, участник экспедиции Музея Востока, выявил на городище Старый Термез несколько объектов, которые он интерпретировал как буддийские памятники. В настоящее время в результате многолетних археологических работ на территории бывших советских республик зафиксированы многочисленные остатки различных типов буддийских сооружений - от крупных центров до небольших придворных святилищ. Хронологический диапазон выявленных памятников очень широк - от середины I в. н.э. (Южный Узбекистан) до конца XVIII века (Южный Казахстан).
Археологические раскопки открыли на территории Средней Азии целую серию буддийских памятников. Наука получила обширные материалы по истории буддизма и буддийской культуры в Средней Азии, в том числе по буддийской архитектуре, искусству, и неизвестные ранее местные письменные источники — эпиграфические и рукописные. Появились данные о соотношении буддизма и других религий. Важные сведения можно извлечь из лингвистических научных исследований.
Все это открыло совершенно новые возможности и перспективы для изучения буддизма в Средней Азии. Этой проблеме, посвящена рассматриваемая книга Б.Я. Ставиского «Судьбы буддизма в Средней Азии»12. Автор книги почти три десятилетия руководит экспедицией, раскапывающей один из ключевых памятников среднеазиатского буддизма. Он издал серию сборников и отдельных статей и заметок, посвященных этим раскопкам.
Анализ степени разработанности темы позволяет сделать вывод о том, что в современной науке накоплен значительный материал по истории распространения и культуре буддизма в социокультурном пространстве Средней Азии. Вместе с тем, ощущается настоятельная необходимость в систематизации и обобщении имеющихся научных данных, накопленных различными дисциплинами, что и определяет исследовательскую тематику дипломной работы.
Объектом исследования развитие буддизма на территории Средней и Центральной Азии.
Предметом исследования особенности распространения и влияние учения на территории Средней и Центральной Азии у кочевых народов и оседлых племен.
Целью работы является выявление основных источников, отражающих распространение буддизма в Центральной и Средней Азии в эпоху поздней древности и средневековья, подчеркивая значительные археологические исследования, относящиеся к этому периоду, исследуя влияние буддийской религиозной практики на культуры различных кочевых народов и оседлых поселений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить основные проблемы изучения культурогенеза;
2. отразить пути распространения буддизма в Центральной и Средней Азии.
Территориальные и хронологические рамки представляют собой современную территорию Центральной Азии, включающую в себя Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголию, северо-западный Китай, рассматриваемую с периода поздней древности (V век), которая в этот момент включала в себя такие исторические области как Бактрия, Согдиана до эпохи развитого средневековья (XVII век) - территория Казахского ханства.
Методология и методы исследования. Теоретическую методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования. В основе работы лежат принципы историзма и объективности. При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, дедукции, которые позволили проанализировать основания введения буддизма в культуру и проследить сам процесс распространения буддизма на территории Центральной Азии и выявить его влияние на культуру различных кочевых народов, а также просмотреть и сравнить литературу, посвященную этому процессу.
Историко-сравнительный метод позволяет обобщить теоретические данные в отдельно взятых периодах центрально-азиатского религиозного развития, и выявить в них общие признаки, и свойства, применимые к этому времени. Данный метод позволяет сравнить похожие процессы касательно периода поздней древности и средневековья, проследить их развитие, так как общественно-историческая эволюция представляет собой повторяющийся и закономерный процесс.
Проблемно-хронологический метод позволяет классифицировать исторические явления и процессы, выявить истоки распространения и развития религиозной культуры.
Специфика изучения среднеазиатского буддизма заключается в том, что основными источниками его истории и особенностей являются именно произведения искусства. Буддийским памятникам Средней Азии посвящена огромная литература, которая включает в себя как отдельные публикации комплексов или находок, так и сводные исследования. В ходе многолетних археологических исследований в Центральной Азии было выявлено около тридцати архитектурных сооружений, связанных с буддизмом, найдено большое количество материальных доказательств его присутствия в регионе, благодаря таким источникам можно определить способы проникновения буддизма в тот или иной регион.
Источниковая база. Важную роль в создании полноценной реконструкции процессов распространения и существования буддизма в Центральной Азии играют письменные источники по данной теме - от материалов эпиграфики, найденных во время раскопок, до сочинений древних китайских авторов, сохранившихся в китайской литературной традиции. Именно эпиграфические материалы позволили выяснить целый ряд существенных моментов в истории буддизма в Центральной Азии. Благодаря эпиграфическим находкам нам известны названия буддийских школ, представители которых жили и проповедовали в этом регионе. В отдельных случаях до нас дошли имена монахов, населявших буддийские монастыри Центральной Азии. А иногда имена или титулы донаторов, осуществлявших дарения местным буддийским общинам. Редкие находки фрагментов буддийских рукописей свидетельствуют о связях с другими регионами буддийского мира13.
В Центральной Азии располагались крупные буддийские комплексы, от которых до нас дошли разнообразные материалы, известные благодаря археологическим работам: письменные документы, остатки архитектуры, произведения искусства. Многолетние археологические работы показали, что у каждого историко-культурного региона Центральной Азии существовали свои особенности процесса распространения буддизма и его исторического существования. Археологические находки наглядно свидетельствуют, что буддизм был очень важным, но далеко не единственным компонентом в сложной картине конфессиональной истории этого региона, в которую вплетались зороастризм, христианство, манихейство, различные тюркские религиозные воззрения и, наконец, ислам. Не случайно, поэтому буддизм Центральной Азии стал объектом исследований уже с конца XIX в., и ему посвящена обширная литература. Но, помимо воздействия на религиозные представления, политическую историю и культуру Центральной Азии, межгосударственные и межнациональные связи, буддизм, обладавший устойчивой конфессиональной иконографией, оказал огромное влияние на формирование искусства этого региона.
Новизна исследования. Данное исследование обобщает накопленный опыт в изучении возникновения и распространения буддизма на территории Средней Азии, а также включает в себя сравнение различных точек зрения исследователей на изучаемую проблему.
Практическая значимость работы. Научно - практическое значение данного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут иметь значение при изучении социокультурных и культурно-религиозных процессов в странах распространения буддизма. Представленная работа имеет место для использования в учебном процессе для чтения на лекциях, подготовке студентов по профилю религиоведения, истории, регионоведения.
Апробация. Тематика работы представлена на V и VIII региональной конференции «Мой выбор - наука! ». Данная конференция проходила с 19 по 27 апреля 2018 года и 20 - 30 апреля 2021 года соответственно. Материалы из дипломной работы были представлены в качестве доклада на международной конференции «Ломоносов-2021» в секции «Востоковедение и африканистика» (Площадка МГУ).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и литературы.
Основная идея буддизма заключается в утверждении, что «жизнь — есть страдание» и «существует путь к спасению», не противопоставляет буддизм другим религиям. Это, бесспорно, содействовало его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными культурами и верованиями, а также накоплению колоссальной потенциальной силы для его самоутверждения.
Буддизм являлся «религией царей» и, одновременно, это учение могло противопоставить свои идеи иерархизированной кастовой системе, существовавшей в Индии.
Затрагивая общую концепцию истории буддизма в Центральной Азии, можно сказать, что распространение буддийских учений происходило в разных центрально-азиатских историко-культурных регионах по-разному, что обуславливается индивидуальной ситуацией касательно развития определенной группы народов или государств на исследуемой территории. Однако можно предположить, что в развитии буддийского искусства Центральной Азии, можно говорить об определенных образцах, связанных с развитием наук, в единых хронологических этапах для всего региона и региональных центрах искусств, которые оказали влияние на искусство других историко-культурных регионов.
Буддизм включал широкий спектр факторов, которые способствовали формированию культуры среднеазиатских народов - как письменность (и, следовательно, книжная культура), так и архитектурная типология, а также различные виды изобразительного искусства. В рамках распространения науки Центральная Азия была вовлечена в крупномасштабные контакты, которые связывали великие цивилизации Индии и Китая. Это объясняет важность изучения истории буддизма в Средней Азии.
В распространении буддизма велика роль Великого Шелкового пути. Являясь связующим звеном Запада и Востока, этот торговый путь приносил не только товары, но также новые знания в таких областях как философия и 60
религия. Купцов и проповедников можно по праву считать первыми миссионерами буддийского вероучения на территории крупных городов Великого Шелкового пути. Также было распространение культурных достижений народов, его духовных ценностей, религиозных идей.
Говоря о раннем этапе распространения буддизма, стоит отметить группу тюркских народов, испытывающих его сильное влияние с VI века. Сюань-Цзян пишет о благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнению исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни. Именно период поздней древности создал необходимый культурный пласт для ознакомления народов с этим вероучением, для облегчения последующего закреплении религии на данной территории.
Можно сказать, что монголы должны были встречаться с буддизмом во время ранних завоеваний, но, что примечательно, они никогда не принимали его. Теоретически общество, исповедующее «примитивную» религию, может принять первую, более сложную религию, с которой оно столкнулось. Буддизм был как раз первой мировой религией оседлого населения. Примечательно, что буддийское вероучение распространилось на территории Монгольской империи ненасильственным путем, более того, изначально, при появлении необходимости идеологического скрепления народных масс посредством установления государственной религии буддизм был выбран монгольскими ханами добровольно.
За время своего существования на территории Монголии, буддизм сыграл важную роль в жизни иных коренных народов Центральной Азии, привнося много нового в повседневную жизнь людей, материальную и духовную культуру.
Но примечательно, что буддизм не только значительно обогатил культуру местного населения (и его систему народных верований), но и 61
претерпел изменения, находясь под их влиянием, в результате чего пласт народной культуры и буддизм, становились все более и более близкими. В этой ситуации более глубокое проникновение буддизма в Туву было неизбежно, так как все объективные предпосылки и благоприятные условия для этого уже были созданы.
Однако, несмотря на распространение вероучения на территории Тувы, покровительство государство данной религии, буддизм не получил должного закрепления в данном регионе. Возможно, этот факт связан с тяжелым экономическим положением населения, существенно пострадавшего от военных кампаний монголов. Религиозная идеология использовалась ханами на этой территории для подавления мятежных настроений, и, возможно, способствовала пассивному принятию буддизма.
Впрочем, перевод буддийских текстов, создание и распространение алфавита, рукописей, неизбежно приводило к увеличению уровня грамотности населения. Развитию культуры так же способствовал буддийский фольклор, широко представленный притчами, легендами, сказаниями, которые позволили обогатить народную культуру.
К результатам «цивилизационной миссии буддизма» можно отнести распространение тибетского языка, как неотъемлемой части образования, перевод на монгольский язык внушительного количества буддийской литературы, развитие архитектуры посредством строительства храмовых комплексов и других буддийских сооружений, и, конечно, преобразование различных традиций из фольклора буддийских сказок, легенд, притч, заимствованных из Китая, Индии, Непала, Китая и Тибета.
Наследие буддийского вероисповедания является частью культуры казахского народа, изучение которого в научных кругах не теряет актуальности, так как помогает понять историческое прошлое наших соседей.
Подтверждением данным словам служат множественные открытия археологов на территории Средней и Центральной Азии. Эти находки не 62
только открыли новые страницы истории, но и вписали золотыми буквами сведения о шедеврах национального культурного наследия в сокровищницу мировой цивилизации.
Мощный миссионерский потенциал буддизма и основной успех его распространения связан не только с открытостью в диалоге с иными конфессиями и идеологическими течениями, но и с формированием человеческого взгляда на мир и действия через видение причинноследственных связей, которые накладывают ответственность за принятие решений на самого человека, совместно с гуманизмом, которым пропитано вероучение, это привело к утверждению этики ненасилия среди целых народов.
В наше время тема буддизма на территории Средней Азии не теряет свою актуальность. Уважение и интерес к наследию стран-соседей только благоприятствует сотрудничеству с ними.
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М. : Наука, 1989. - 244 с.
2. Батмаев, М.М. Калмыки в ХУП-ХУШ веках. События, люди, быт / М.М. Батмаев. - Элиста: Джангар, 1993. - 381 с.
3. Барадин, Б.Б. Буддистские монастыри. Краткий очерк / Б.Б Барадин. - СПб. : Питер, 1992. - 120 с.
4. Баяртуев, Б.Д. Буддизм и литературно - художественное творчество народов Центральной Азии / Б.Д. Баяртуев. - М. : Просвещение, 1985. - 78 с.
5. Берзин, А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития / А. Березин. - М. : Наука, 1992. - 350 с.
6. Бернштам, В.М. Новые надписи из Средней Азии / В.М. Бернштам // Советская этнография. - 1949. - № 3. - С. 23-54.
7. Бира, Ш. Монгольская историография XIII - XVII в. / Ш. Бира. - М. : Наука, 1978. - 320 с.
8. Бичурин, Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с
XVI столетия до настоящего времени / Н.Я. Бичурин. - Элиста : Калм. кн. изд., 1991. - 120 с.
9. Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Н.Я.Бичурин. - М. : Этнолог, 1953. - 411 с.
10. Болсохоева Н.Д. Исследования по истории и филологии
Центральной Азии / Н.В. Болсохоева. - Улан-Удэ. : Бэлиг, 1973. - 148 с.
11. Вайнштейн, С.И. История Тувы / С.И. Вайнштейн. - М. :
Просвещение, 1964. - 367 с.
12. Ванчикова, Ц.П. Памятники монгольской агиографии как
источник по истории буддизма в Монголии конца XVI - первой половины
XVII в. / Ц.П. Ванникова. - М. : Наука, 1983. - 219 с.
13. Васильев В.П. Буддизм, его догматы/ В.П. Васильев - СПб.: Тип.
Императорской Академии Наук, 1869. - 288 с.
14. Ваньгал Г. Религиозные традиции Тибета в истории буддизма у калмыков / Г. Ваньгал - М.: Наука, 1994. - 44 - 58 с.
15. Вертоградова, В.В. Находка индоязычных буддийских письменных памятников в Средней Азии./ В.В. Вертоградова. - М. : Политизат, 1964. - 367 с.
16. Воякин, Д.А. Религии Центральной Азии. Том III. Буддизм. / Д.А. Воякин. - Самарканд: МИЦАИ, 2019. - 368 с.
17. Галданова, Г.Р. Традиционные верования в системе буддизма / Г.Р. Галданова. - Улан-Удэ. : Бурятиздат, 1997. - 103 с.
18. Григорьев, Ф.П., Железняков, Б.А. Ламаистское святилище Тамгалытас на реке Или / Ф.П. Григорьев, Б.А. Железняков. - Алматы: Связь, 2010. - 19 с.
19. Герасимова, К.М. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии / К.М. Герасимова. - Новосибирск : Наука, 1980. - 315 с.
20. Герасимова, К.М. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии / К.М. Герасимова. - Новосибирск : Наука, 1981. - 184 с.
21. Герасимова, К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии / К.М. Герасимова. - Новосибирск.: Наука, 1999. - 162 с.
22. Гуревич, Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII-первой половине XIX в. / Б.П. Гуревич. - М. : Наука, 1979. - 311 с.
23. Далай, Ч. Монголия в XIII - XV в. / Ч. Далай. - М. : Наука, 1983. - 232 с.
24. Дамдинов, А.В. Бурятское буддийское духовенство. Бурятский буддизм: история и идеология / А.В. Дамдинов. - Улан-Удэ.: 1997. - 138 с.
25. Дандарон, Б.Д. Письма о буддийской этике / Б.Д. Дандарон. - СПб.: Питер, 1997. - 39 с.
26. Дандарон, Б.Д. Постоянные элементы в буддийской философии / Б.Д. Дандарон. - Улан-Удэ.: Угэдэ, 1996. - 123 с.
Т1. Джумагулов, Ч.Д. Эпиграфика Киргизии. / Ч. Д. Джумагулов. -
Фрунзе: Политиздат, 1982. - 232 с.
28. Древние цивилизации Евразии: история и культура. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 75-летию Б. А. Литвинского / под ред. Г. М. Бонгард - Левина. - М. : Наука, 2001. - 135 с.
29. Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова. - СПб. : Профиздат, 1999. - 125 с.
30. Жуковская, Н.Л. Народные верования монголов и буддизм (к вопросу о специфике монгольского ламантизма). / Н.Л. Жуковская - М. : Наука, 1978. - 126 с.
31. Златкин, И.Я. История Джунгарского ханства. / И.Я. Златкин. - М.: Наука, 1983. - 333 с.
32. Иванов, В.В. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье / В.В. Иванов. - М.: Наука, 1992. - 144 с.
33. Кляшторный, С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма / С.Г. Кляшторный. - СПб.: Питер, 2003. - 142 с.
34. Кляшторный, С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии / С.Г. Кляшторный. - СПб. : Питер, 2006. - 207 с.
35. Кляшторный, С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей / С.Г. Кляшторный - СПб.: Питер, 2010. - 118 с.
36. Кляшторный, С.Г. Степные империи древней Евразии / С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. - СПб.: Питер, 2005. - 213 с.
31. Кляшторный, С.Г. Терхинская надпись / С.Г. Кляшторный. -
СПб. : Просвещение, 1980. - 185 с.
38. Княженская, Е.А. Новые сведения об экспедиции И.М.Лихарева II Страны и народы Востока. Вып. XXVI./ Е.А. Княженская. - М,. 1989. - 10 - 35 с.
39. Корнев, В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии / В.И. Корнев. - М. : Наука, 1983. - 147 с.
40. Кочетов, А.И. Буддизм / А.И. Кочетов. - М. : Политиздат, 1970. - 68 с.
41. Конкашпаев, Г.К. Географические названия монгольского происхождения на территории Казахстана / Г.К. Конкашпаев // Известия АН КазССР. Серия филологии и искусствоведения. - 1959. - № 1. - С. 73-75.
42. Кольченко, В.А. Исследование, учет и охрана древностей Кыргызстана в предвоенные годы (организационный аспект) / В.А. Кольченко. - Бишкек: Изд-во БГУ, 2004. - 248 с.
43. Колесник, В.И. Институт ханской власти у калмыков в XVIIXVIII вв. / В.И. Колесник. - Элиста : Калм. кн. изд., 1996. - 21 с.
44. Крывелев, И.А. История религий / И.А. Крывелев. - М. : Мысль, 1988. - 448 с.
45. Кушелев, Ю. Монголия и монгольский вопрос / Ю. Кушелев - Спб. : Самиздат, 1912. - 123 с.
46. Кызласов, Л.Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии. / Л.Р.Кызласов // ВМУ. История. - 1998. - №3. - С. 16-95.
47. Лауфер, Б. Очерк монгольской литературы. / Б.Лауфер. - Ленинград : Самиздат, 1927. - 95 с.
48. Левин, М.Г, Потапов Л.П. Народы Сибири / М.Г. Левин, Л.П. Потапов. - М. : АН СССР, 1956. - 1114 с.
49. Лепехов, С.Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации / С.Ю. Лепехов. - Улан-Удэ.: Бурятиздат, 2002. - 45 с.
50. Литвинский, Б.А. Буддизм в Средней Азии (проблемы изучения) / Б.А. Литвинский // ВДИ. - 2001. - № 4. - С. 94-10.
51. Литвинский, Б.А. Буддизм и среднеазиатская цивилизация. / Б.А. Литвинский. - М. : Наука, 1972. - 173 с.
52. Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия/ В.Г. Лысенко. - М.: Наука, 1994. - 134 с.
53. Макшеева, А.Б. Путешествие по киргизским степям и
Туркестанскому краю / А.Б. Макшеева. - СПб. : 1998. - 52 с.
54. Маршак, Б.Я., Косолапов, А.И. Стенная живопись Средней и Центральной Азии (историко-художественное и лабораторное исследование) / Б.Я.Маршак, А.И. Косолапов. - Санкт-Петербург, 1996. - 220 с.
55. Массон, М.Е. Из работ Южно-Туркменистанской комплексной экспедиции Академии наук Туркменской ССР в 1962 г. / М.Е. Массон. - Известия АН Туркменской ССР 1963: серия общественных наук 3, 51-56 с.
56. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Отв. ред. Б. Сулейменов. Сост.: С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. - Алма-Ата, 1969. - 203 с.
57. Миллер, Г.Ф. О духовных свойствах народов / Г.Ф. Миллер. - М.:АН СССР, 1950 - 142 с.
58. Минаев, И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму / И.П. Минаев. - М. : АН СССР, 1955 - 249 с.
59. Мкртычев, Т.К. Буддийское искусство Средней Азии. /
Т.К.Мкртычев. - М. : Просвещение, 2002. - 286 с
60. Могнуш, М.В. История буддизма в Туве / М.В. Монгуш. - Новосибирск : Наука, 2001. - 113 с.
61. Найдакова, В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии / В.Ц. Найдакова. - Улан-Удэ. : Бурятиздат, 1997. - 239 с.
62. Нестеркин, С.П. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии / С.П. Нестеркин. - Улан-Удэ. : Бурятиздат, 2000. - 113 с.
63. Окладников, А.П. Археология Северной и Центральной Азии / А.П. Окладников. - СПб. : Питер, 2000. - 289 с.
64. Ольденбург, С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни / С.Ф. Ольденбург. - СПб.: Питер, 1999. - 252 с.
65. Позднеев, А.М. Очерки быта буддистских монастырей и буддистского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / А.М. Позднеев. - Элиста. : Калмыцкое книжное издательство, 1993. - 258 с.
66. Попов, А.В. История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен и до наших дней / А.В. Попов. - М. : ГРВЛ, 1986. - 185 с.
67. Пугаченкова, Г.А. Буддийский комплекс в Гяур-кале старого Мерва / Г.А. Пугаченкова. - М.: 1994. - 142-171 с.
68. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Рашид ад-Дин. - М.: Наука, 1952. - 220 с.
69. Рерих, Ю.Н. Монголо - тибетские отношения в XVI и начале XVII в. / Ю.Н. Рерих. - М. : Просвещение, 1959. - 199 с.
70. Ринчендуб, Б. История Буддизма / Б. Ричендуб. - СПб. : Евразия, 1999. - 125 с.
71. Розенберг, О.О. Проблемы буддийской философии / О.О.
Розенберг. - СПб. : Наука, 1991. - 138 с.
72. Ставиский, Б.Я. Судьбы буддизма в Средней Азии. /
Б.Я.Ставиский. - М. : Наука, 1998. - 216 с.
73. Ставиский, Б.Я., Бернштам, А.Н. Изучение буддийских памятников Средней Азии / Б.Я.Ставиский, А.Н. Бернштам. - Бишкек, 1995. - 167 с.
74. Смаилов, Ж.Е., Бейсенов, А.З. Исследование Кызылкентского дворца в Центральном Казахстане / Ж.Е.Смаилов, А.З.Бейсенов. - Жезказган : Связь, 1996. - 260 с.
75. Табалдиев, К.Ш. Памятники письменности на камне Кыргызстана / К.Ш. Табалдиев. - Бишкек: Изд-во БГУ, 2008. - 382 с.
76. Таскин, В.С. Материалы по истории древних кочевых народов / В.С. Таскин. - М. : Наука, 1984. - 134 с.
77. Тихвинский, С.Л. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Очерки истории. / С.Л. Тихвинский. - М. : Наука, 1988. - 260 с.
78. Торчинов, Е.А. Введение в Буддизм / Е.А.Торчинов. - М. : Мысль, 2017. - 133 с.
79. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. - М. : Просвещение, 1994. - 251 с.
80. Хазанов, А.М. Кочевники и внешний мир / А.М. Хазанов. - М. : Наука, 2000. - 142 с.
81. Шастина, Н.П. Алтын-ханы Западной Монголии в XVI в. / Н.П. Шастина. - М.: Наука, 1946. - 563 с.
82. Шер, Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии / Я.А. Шер. - М. : Наука, 1980. - 229 с.
83. Щербатской, Ф.И. Буддийская логика. Введение / Ф.И. Щербатской. - М. : Наука, 1930. - 112 с.
84. Юнь-Ши. История династии Юань. / Юнь-Ши. - Пекин, 1958. - 382 с.
85. Янгутов, Л.Е. Буддизм: проблемы и перспективы исследований / Л.Е. Янгутов. - Улан-Удэ.: Бурятское книжное издательство,1997. - 166 с.
86. Янгутов, Л.Е. Социальные и политические аспекты распространения буддизма в Монголии / Л.Е. Янгутов. - Улан-Удэ.: Бэлиг, 2002. - 167 с.
87. Якубов, Ю. Буддийская культура в Средней Азии / Ю.Якубов. - Душанбе : 2003. - 185 с.