ВВЕДЕНИЕ 3
1 глава. Информационное взаимодействие с обществом религиозных молодежных объединений на территории Российской Федерации 9
1. 1 Характеристика электронных информационных ресурсов в контексте
религиозного контента 9
1.2. Особенности информационного контента православных религиозных
молодежных объединений (на примере Всероссийского православного молодежного движения) 15
1.3. Особенности информационного контента неправославных религиозных молодежных объединений (на примере межрегиональной общественной
организации «Союз мусульманской молодежи» 26
2 глава. Информационное взаимодействие с обществом религиозных молодежных объединений на территории Алтайского края 40
2.1. Особенности информационного контента православных религиозных организаций Алтайского края 40
2.2 Особенности информационного контента неправославных религиозных организаций Алтайского края 50
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Актуальность. В современной России религия становится все более заметным фактором общественной жизни. Многих людей интересуют процессы, которые происходят в сфере религиозных организаций. К сегодняшнему дню Интернет - один из самых мощнейших каналов распространения информации. Касается это и религиозных тем. Большая часть новостей религиозного контекста распространяется благодаря медиа пространству.
Религиозный сегмент Интернета оказывает все огромное влияние на религиозную жизнь адептов и постепенно занимает всё больше места в системе взаимодействия религии и общества.
Благодаря мощному мультимедийному пространству, у религиозных организаций появилась возможность от первого лица, оповещать публику о событиях, которые происходят внутри религиозного института. Конфессии активно создают свои новостные порталы и сайты, которые пользуются популярностью у последователей1. Религиозный контент в сети Интернет растёт с геометрической прогрессией, поэтому, изучение его специфики и особенностей является актуальным исследованием.
Для того чтобы религиозным объединениям оставаться востребованными для общества, им необходимо соответствовать духовным потребностям людей. А для того чтобы количество адептов росло, необходимо привлекать к религии новое поколение - современную молодёжь.
Сегодня намного сложнее, чем ранее, говорить о «молодежи» как о гомогенной социальной группе, поскольку даже ее возрастные границы определяются по-разному: «К категории молодежи в узко специфическом понимании относят возрастную группу от 18-20 до 28-30 лет. Более широкое представление о молодежи включает в эту категорию несколько возрастных подгрупп: детство: от рождения до 10 лет; отрочество: от 10 до 14 лет; юность: от 14 до 18-24 лет; молодость: от 18-24 до 28-30 лет» 2 Действительно, современная молодежь имеет намного большее пространство для созидания и оформления своей собственной жизни, чем ее сверстники несколько столетий или даже десятилетий назад. Она широко пользуется немыслимой прежде свободой и мобильностью, развивая свои индивидуальные дарования в рамках новых образовательных возможностей. Одновременно растущая индивидуализация делает молодых людей более критичными по отношению к внешним авторитетам и нормам, которые не принимаются на веру, а требуют аргументации и обоснования. Молодежь стремится иметь собственное суждение по всем вопросам современности, развивать свой собственный стиль, демонстрировать силу и самодостаточность.
Поэтому «молодежный» период жизни человека сегодня — это не просто переход к «взрослому» этапу, а самостоятельная жизненная фаза со своими характерными признаками и формами. Все это делает чрезвычайно необходимым «диалог поколений» не только в обществе, но и в Церкви, которая призвана обращаться к жизненной реальности современных молодых людей.
В настоящее время молодёжь в России составляет около 39,6 миллиона граждан3. Определить уровень верующей молодежи в обществе, возможно, выяснив, какова роль религии в современном обществе и пользуется ли популярностью тот информационный контент, который предоставляют религиозные сообщества. В исследовании мы попробуем выяснить численное соотношение молодежи, которая придерживается религиозного мировоззрения.
При исследовании религиозных организаций важным моментом исследования стал доступ конфессий к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения мировоззрения и информирования общества о деятельности религиозных объединений. К тому же, изучение развития СМИ религиозных организаций на современном этапе не представляется без исследования той информации, что предоставляют интернет-издания соответствующей религиозной принадлежности. Также мы рассмотрим соцсети, ведь именно там большую часть своего свободного времени проводит молодое поколение4.
Степень разработанности темы. Проблематики религии касаются различные специалисты из таких сфер как, политология, журналистика, религиоведение, история и так далее. Для того, чтобы проследить проделанную работу некоторых специалистов, стало возможным разделить их на группы, в зависимости от сферы деятельности.
Важную роль в исследовании информационных процессов в современном обществе сыграла работа отечественных теоретиков в области журналистики - Я.Н. Засурский Л.М. Землянова Е.Л. Вартанова, Е.П. Прохорова М.В. Шкондин. С. М. Гуревич и другие5.
Функции использования Интернета как информационного канала оценены в работах Ю.Н. Засурский И.Д. Фомичева М.М. Лукина Л.А. Коханова О.В. Смирнова. Основная работа в области социальных функций Интернета - «Галактика Интернета: размышления в Интернете, бизнесе и обществе», подготовленная американским социологом Мануэлем Кастельсом6.
Исследование религиозных ресурсов Интернета невозможно без изучения религиозных средств массовой информации в их историческом и типологическом аспектах. Ведущим отечественным специалистом в этой области является Л.В. Кашинская, автором был рассмотрен ряд ее работ. Свой вклад в разработку типологии религиозных изданий внесли М.И. Пискунова, Н.А. Костикова, О.В. Бакина, Т.Н. Иванова7.
Исследователи Широкалова Г. С. и Ляшенко О. Г. на протяжении многих лет проводили социологические исследования «Религия и средства массовой коммуникации. Им удалось выявить роль средств массовой коммуникации в формировании современного нравственного самосознания. Результаты исследований позволяют утверждать, что Центральные средства массовой коммуникации работают на поддержку и развитие культуры. Работы, которые посвящены особенностям информационного общества:
«Особенности формирования информационного общества» А. И. Соловьева, «Психология народов и масс» Лебона,
«Информационнопсихологическое воздействие на массовое сознание» С. А. Зелинского,«Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания» Д. А. Волкогонова, позволяют определить главные черты и функции информационного общества, выделить нравственные и религиозные проблемы современного социума, выявить особенности массового сознания и способы влияния на него8.
Целью работы является выявление особенностей информационно контента молодёжных религиозных объединений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить роль и значение религиозных организаций как субъектов российского интернет-пространства.
2) Выявить социальные функции религиозных ресурсов Интернета.
3) Описать содержательные модели религиозных сайтов Интернета, их жанрово-тематическую структуру.
4) Изучить основные тенденции развития религиозных ресурсов Интернета.
Объектом исследования являются интернет платформы религиозных молодёжных организаций.
Предметом исследования является специфика информационного взаимодействия религиозных молодёжных организаций с современным обществом.
Территориальные рамки: рассматриваются интернет-порталы
религиозных организаций на территории России.
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования представлена общетеоретическими и практическими методами исследования. Из числа общетеоретических использовались методы дедукции и индукции, благодаря которым была достигнута правильность построения выводов. Анализ и синтез позволил выявить отдельные стороны, свойства и черты изучаемого объекта и предмета. Из практических методов исследования важную роль играет контент-анализ, с помощью которого была проанализирована информация, представленная в пабликах и сайтах молодёжных религиозных организаций.
Также, активно применяется метод системного анализа.
Источниковая база. Настоящее исследование базируется на контент- анализе информационных порталов молодёжных религиозных организаций, таких как: «Всероссийское православное молодежное движение» и «Союз мусульманской молодёжи».
Новизна исследования. Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций медиа-пространству для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности9. Данное исследование является необходимым, так как эта проблема остается слабо изученной. В научных публикациях не до конца являются раскрытыми: особенности формирования религиозного контента в сети Интернет, особенности материала на религиозные темы, специфика передачи материала средствами массовых информаций.
Практическая значимость работы. Исследование может помочь органам государственной власти при анализе деятельности религиозных молодёжных объединений. Также материал может быть использован СМИ в качестве ознакомительной информации.
Апробация. Материалы из дипломной работы были представлены в качестве доклада на 63-Международной сетевой научно-технической конференции (МСНТК) молодых ученых, аспирантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации» (Площадка КГТУ им. Раззакова).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников, литературы и приложения.
В текущее время Интернет - мощнейший канал для распространения информации, в том числе и религиозного контента. Религиозный сегмент Интернета оказывает все большее влияние на религиозную жизнь.
Благодаря мощному мультимедийному пространству, у религиозных организаций появилась возможность от первого лица, оповещать публику о событиях, которые происходят внутри религиозного института. Конфессии активно создают свои новостные порталы и сайты, которые пользуются популярностью у последователей. Религиозный контент в сети Интернет растёт с геометрической прогрессией1.
Религия вызывает интерес в том числе и у молодёжи. Это отчетливо прослеживается по количеству последователей в молодёжных объединениях2.
Также, необходимо отметить стабильность интереса российских СМИ к межконфессиональным отношениям и религиозной тематике. Интересы проявляются не только к масштабным событиям, но и к культуре, истории и происхождению каждой их конфессий. Выделяются детали, которые как раз- таки и формируют полную картину о религиях. Такие материалы не только информируют людей, но и формируют массовые представления и настроения.
Анализируя опыт осуществления молодёжной политики Русской православной церкви, следует отметить, что данная модель конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ, является своеобразным флагманом-образцом среди других моделей общественной молодёжной политики, а также всей молодёжной политики в РФ в целом. Уже имеющиеся результаты позволяют сделать вывод о её большом потенциале, который может быть эффективно реализован.
Глобализация медийного пространства позволила религиозным объединениям расширить свою аудиторию. Это четко прослеживается на примере: «Союза мусульманской молодёжи» и «Всероссийского
православного молодежного движения». У информационного контента такого плана есть ряд особенностей:
Во-первых, акцент идёт не на религиозные обряды и практики, а на покровительстве тех молодых людей, которые в этом нуждаются. В молодёжи воспитывают дух патриотизма, любовь к культурным и духовным ценностям. Во-вторых, представленный контент адаптирован под молодёжь, чтобы ей было легче воспринимать информацию. Часто представлен в игровой форме и лишь в некоторых случаях является сугубо религиозным.
Из всей рассмотренной информации, мы можем сделать вывод, что такие молодёжные религиозные объединения, как «Союз мусульманской молодёжи» и «Всероссийское православное молодёжное движение» приносят обществу пользу и будут и дальше развиваться вместе с инновационными технологиями.
1. Автономова, Н.С. Рассудок, рациональность / Н.С. Автономова. - М. : Наука, 1988. - 254 с.
2. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально
психологические проблемы / В.С Агеев. - М. : Наука, 1990. - 215 с.
3. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности / Г.М Андреева. - М. : Наука, 1985. - 144 с.
4. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М Андреева. - М. : Наука, 1990. - 230 с.
5. Бондырева, С.К. Толерантность / С.К Бондырева. - Воронеж : Печать, 2003. - 240 с.
6. Бобътева, Е.А. Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России / Е. А Бобътева. - Саратов : Культура, 2006. - 230 с.
7. Вестник Томского государственного университета: ежегодн. журн.
худож. лит.иобеств мысли. - № 38. (46). - Томск, 2007. - 56 с.
8. Вестник Томского государственного университета: ежегодн. журн.
худож. лит.иобеств мысли. - № 39. (46). - Томск, 2008. - 60 с.
9. Вятр, Е.К Социология политических отношений / Е.К Вятр. - М. : Наука, 2002. - 342 с.
10. Горин, А.Ю. Преемственность и традиции в религиозном и светском образовании / А.Ю Горин. - М. : Наука, 2006. - 244 с.
11. Горохов, В.М. Средства массовой информации в системе политических коммуникаций, Концепция современной политологии / В.М Горохов. - М. : Наука, 2008. - 144 с.
12. Журнал.Ру [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.- тех. ин-т. - Электрон.журнал. - Долгопрудный : МФТИ, 2006. - Режим доступа к журн. : https://www.gazeta.ru/social/religiya/ Загл. с экрана
13. Дьякова, Е.Г. Массовая коммуникация / Е.Г Дьякова. - Екатеринбург : Центр познания, 2001. - 156 с.
14. Дьякова, Е.Г. Толерантность и СМИ / Е.Г Дьякова. - Екатеринбург : Центр познания, 2003. - 231 с.
15. Дьякова, Е.Г. Журналистика на практике / Е.Г Дьякова. - Екатеринбург : Центр познания, 2001. - 198 с.
16. Камарова, И.В Толерантность и СМИ / И.В Камарова. - М. : Наука, 2008. - 104 с.
17. Карымсакова, Р.Т Освещай, но не разжигай: Пособие для журналистов / Р.Т Карымсакова. - М. : Наука, 2007. - 244 с.
18. Кублицкая, Е.А. Конфликтный потенциал межнациональных и
этноконфессиональных отношений / Е.А Кублицкая. - М. : Наука, 2010. - 294 с.
19. Лебедева, Н.М. Этническая толерантность в регионах России / Н.М Лебедева - М. : Наука, 1998. - 194 с.
20. Лебедева, Н.М. Психология народов и масс / Н.М Лебедева. - М. : Наука, 1999. - 200 с.
21. Лебедева, Н.М. Межкультурная коммуникация / Н.М Лебедева. - М. : Наука, 2000. - 235 с.
22. Малькова, В.К. Этничность и толерантность в средствах массовой информации / В.К Малькова. - М. : Наука, 2005. - 200 с.
23. Медушевский, Н.А. Основы толерантности и правовой культуры / Н.А Медушевский. - М. : Наука, 2009. - 129 с.
24. Малькова, В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...». Из опыта анализа российской прессы / В.К Малькова. - М. : Наука, 2010. - 290 с.
25. Максимова, А. М. Правовые и организационные основы связей с общественностью в системе управления межэтническими отношениями. / А.М Максимова. - М. : Наука, 1999. - 79 с.
26. Максимова, А. М. Правовые и организационные основы связей с общественностью в системе управления межэтническими отношениями. / А.М Максимова. - М. : Наука, 2000. - 94 с.
27. Леонтьев, А.А. Язык пропаганды / А.А Леонтьев. - М. : Наука, 1988. - 307 с.
28. Леонтьев, А.А. Язык как средство идеологического воздействия / А.А Леонтьев. - М. : Наука, 1988. - 266 с.
29. Леванов, М.Н. Прикладнаяконфликтология для журналистов / М.Н Леванов. - М. : Наука, 2001. - 158 с.
30. Петухов, В.Д. Освещение терроризма печатными СМИ Северного Кавказа. / В.Д Петухов - М. : Наука, 1988. - 153 с.
31. Поправко, И.Г. Межгрупповое взаимодействие: социально
психологические проблемы / И.Г Поправко. - М. : Наука, 1990. - 215 с.
32. Перов, Д.Ю. Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия / Д.Ю Перов. - М. : Наука, 1990. - 162 с.
33. Перов, Д.Ю. Роль СМИ в информировании населения о религии / Д.Ю Перов. - М. : Наука, 1990. - 245 с.
34. Рядина, И. Ю. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов / И. ЮРядина. - М. : Наука, 2007. - 129 с.
35. Скворцов, Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? / Л.В Скворцов. - М. : Наука, 2008. - 191 с.
36. Степанова, Н.Г. Потенциал толерантности-конфликтности в современных СМИ / Н.Г Степанова. - М. : Наука, 2005. - 245 с.
37. Савва, М.В. Социокультурные факторы этнополитической стабильности. Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности / М.В Савва. - М. : Наука, 2009. - 210 с.
38. Тишков, В.А. Культура толерантности в России и стратегии
противодействия экстремизму / В.А Тишков. - М. : Наука, 2007. - 145 с.
39. Тишков, В.А Диагностика толерантности в средствах массовой информации / В.А Тишков - М. : Наука, 2008. - 215 с.
40. Тарасова, М.Л. Усилия властей подчас неэффективности / М.Л Тарасова. - М. : Наука, 2003. - 155 с.
41. Федюнина, С.М. Социальные практики формирования межэтнической толерантности как компонент региональной этнополитики / С.М Федюнина. - М. : Наука, 2009. - 245 с.
42. Шихалиева, У.К. Манипулятивная функция религиозной культуры / У.К Шихалиева. - М. : Наука, 2012. - 210 с.
43. Широкалова, Г. С. Религия и средства массовой коммуникации / Г.С Широкалова. - М. : Наука, 2010. - 133 с.
44. Шестопал, Е.Б. Политическая толерантность / Е.Б Шестопал - М. : Наука, 2009. - 120 с.
45. Шулумба, Б.В. СМИ и этничность: от языка вражды к языку
толерантности / Б.В Шулумба. - М. : Наука, 2001. - 190 с.
46. Юсупов, С.А. Развитие коммуникативной компетентности
государственных служащих в работе со средствами массовой коммуникации / С.А Юсупов. - Красноярск : Знамя, 2000. - 344 с.
47. Юсупов, С.А. Коммуникативное мышление / С.А Юсупов. - Красноярск : Знамя, 2002. - 210 с
48. Юсупов, С.А. Исследование толерантности общества / С.А Юсупов. - Красноярск : Знамя, 2005. - 199 с
49.Человек, культура и образование. М-во образования и науки Рос. Федерации. Барнаул, 188 с.
50. Федюнина, С.Я. Межэтнические социально-культурные отношения и процессы в современноммультикультурном общества / С.Я Федюнина. - М. : Наука, 2001. - 320 с.
51. Kastels M. The Urban Question. A Marxist Approach // (trans: Alan Sheridan). 1977. №13. С. - 15