СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ АЛТАЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА 12
1.1.Общие положения определения стратегии туризма 12
1.2. Особенности стратегий туризма на региональном уровне 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РФ 28
2.1 .Общероссийские тенденции развития туризма 28
2.2. Региональная туристская специализация 34
ГЛАВА 3. ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 44
3.1. Стратегическое развитие регионального туризма на территории
Алтайского края 44
3.2. Стратегическое развитие регионального туризма на территории
Республики Алтай 51
З.З.Особенности стратегических программ по развитию туризма в Алтайском крае и Республике Алтай 56
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА АЛТАЕ 62
4.1. Развитие зимнего спортивного туризма на Алтае 62
4.2. Развитие летнего спортивно туризма на Алтае 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА 12
1.1.Общие положения определения стратегии туризма 12
1.2. Особенности стратегий туризма на региональном уровне 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РФ 28
2.1 .Общероссийские тенденции развития туризма 28
2.2. Региональная туристская специализация 34
ГЛАВА 3. ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 44
3.1. Стратегическое развитие регионального туризма на территории
Алтайского края 44
3.2. Стратегическое развитие регионального туризма на территории
Республики Алтай 51
З.З.Особенности стратегических программ по развитию туризма в Алтайском крае и Республике Алтай 56
ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА АЛТАЕ 62
4.1. Развитие зимнего спортивного туризма на Алтае 62
4.2. Развитие летнего спортивно туризма на Алтае 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность. По мере увеличения уровня перемещения людей в географическом пространстве туристическая отрасль становится одной из самых прибыльных и перспективных. На современном этапе развития туризм является одной из наиболее важных и динамично развивающихся сфер, приносящих доход нашей стране. Его развитие важно для формирования валового внутреннего продукта и валового национального продукта. Развитие сервиса и туризма имеет большое значение для государства в целом1.
Сейчас туризм достаточно востребован, так как подразумевает под собой путешествия с достижением разнообразных целей (оздоровительных, познавательных, спортивных, культурных, образовательных и иных.). Индустрия туризма стала доступнее, так как увеличивается объем использования туристских ресурсов, создаются выгодные условия для перемещения населения. В мире существует множество природных и антропогенных площадок, на которых можно успешно развивать туристическую деятельность. Территория Российской Федерации, которая в своем составе имеет различные и уникальные ресурсы, не исключение. В особенности благоприятна и богата природными ресурсами территория Алтая, включающая в себя Алтайский край и Республику Алтай.
Для рационального использования туристского потенциала необходимо создавать программы, которые могли бы быть нацелены на размещение, использование, продвижение и развитие турпродукта. Стратегии развития туризма содержат перечисленные направления. Государственные стратегии туризма определяют состояние развития отрасли и эффективность мер развития. Существуют стратегии, которые определяют общероссийские тенденции развития туризма, но более показательными являются региональные, так как невозможно качественно определить развитие туризма на обширной и многогранной территории России в совокупности.
Актуальностью исследования является определение стратегии развития и специфики регионального туризма на территории Алтайского края и Республики Алтай. Представленные регионы обладают мощным туристским потенциалом, но за последнее время спрос на туристские услуги этих территорий снижается, и часть туристского потока перенаправляется в соседние сибирские регионы, в частности в Кемеровскую область, что в свою очередь составляет серьезную конкуренцию на туристском рынке Алтайскому краю и Республики Алтай, тем самым ослабляя экономическое положение края и республики, которое во многом зависит от развития туристской индустрии и привлечения туристов.
Степень разработанности проблемы. Тема стратегии развития регионально туризма на Алтае малоизучена на сегодняшний день, так как индустрия туризма это молодая отрасль, а стратегии по развитию регионов начали формироваться совсем недавно. При рассмотрении степени разработанности проблемы необходимо выделить 3 блока трудов ученых, которые рассматривают отдельно теоретические аспекты стратегии, региональный туризм и туризм на Алтае.
К теоретическим вопросам и аспектам трактовки, эволюции, области применения, принципам, чертам, особенностям стратегий в индустрии туризма и формирование их в условиях современного рынка обращались
ТТ * 2 К , 3 К, К, 4 ТТ
экономисты Наумова Е.А. , Виноградова М.В. , Романова М.М. , Назаров В.П.2 3 4 5
Вопросами региональной туристской специализации, размещения уникальных туристских объектов и исследованиями в области управления и стратегического планирования региональными туристскими комплексами занимались ученые Зализняк Е.А.6, Сульповар Л.Б., Виноградова М.В.7, Колпакиди Д.В.8, Десятниченко Д.Ю. и Десятниченко О.Ю.9, Шпырня О.В.10, Никулина Ю.Н.11, Сундуев Ч.Б. и Хышектуева Л.В.12
Третья группа литературы представляет собой труды, посвященные туристской проблематике Алтайского края и Республики Алтай.
Исследователи в области алтайского туризма Харламов С.В.13, Быкова В.А., Колупаева И.В., Праздникова Н.Н.14, Ларин Е.В.15, Королев А.Ю.16 рассматривают туристские ресурсы регионов, туристские объекты, влияние развития туристской сферы в регионах Алтайского края и Республики Алтай.
Целью исследования является выявление и анализ специфики стратегии регионального туризма в совокупности территорий Алтайского края и Республики Алтай.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить
следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу, касающуюся стратегии
развития туризма;
2. Рассмотреть стратегию развития туризма на территории РФ;
3. Охарактеризовать стратегию развития туризма на
территории Алтайского края;
4. Охарактеризовать стратегию развития туризма на
территории Республики Алтай;
5. Сравнить стратегии развития туризма Алтайского края и Республики Алтай;
6. Выявить наличие и развитие уникальных региональных туристских направлений на территории Алтая;
7. Сделать выводы относительно стратегии развития регионального туризма на Алтае.
Сейчас туризм достаточно востребован, так как подразумевает под собой путешествия с достижением разнообразных целей (оздоровительных, познавательных, спортивных, культурных, образовательных и иных.). Индустрия туризма стала доступнее, так как увеличивается объем использования туристских ресурсов, создаются выгодные условия для перемещения населения. В мире существует множество природных и антропогенных площадок, на которых можно успешно развивать туристическую деятельность. Территория Российской Федерации, которая в своем составе имеет различные и уникальные ресурсы, не исключение. В особенности благоприятна и богата природными ресурсами территория Алтая, включающая в себя Алтайский край и Республику Алтай.
Для рационального использования туристского потенциала необходимо создавать программы, которые могли бы быть нацелены на размещение, использование, продвижение и развитие турпродукта. Стратегии развития туризма содержат перечисленные направления. Государственные стратегии туризма определяют состояние развития отрасли и эффективность мер развития. Существуют стратегии, которые определяют общероссийские тенденции развития туризма, но более показательными являются региональные, так как невозможно качественно определить развитие туризма на обширной и многогранной территории России в совокупности.
Актуальностью исследования является определение стратегии развития и специфики регионального туризма на территории Алтайского края и Республики Алтай. Представленные регионы обладают мощным туристским потенциалом, но за последнее время спрос на туристские услуги этих территорий снижается, и часть туристского потока перенаправляется в соседние сибирские регионы, в частности в Кемеровскую область, что в свою очередь составляет серьезную конкуренцию на туристском рынке Алтайскому краю и Республики Алтай, тем самым ослабляя экономическое положение края и республики, которое во многом зависит от развития туристской индустрии и привлечения туристов.
Степень разработанности проблемы. Тема стратегии развития регионально туризма на Алтае малоизучена на сегодняшний день, так как индустрия туризма это молодая отрасль, а стратегии по развитию регионов начали формироваться совсем недавно. При рассмотрении степени разработанности проблемы необходимо выделить 3 блока трудов ученых, которые рассматривают отдельно теоретические аспекты стратегии, региональный туризм и туризм на Алтае.
К теоретическим вопросам и аспектам трактовки, эволюции, области применения, принципам, чертам, особенностям стратегий в индустрии туризма и формирование их в условиях современного рынка обращались
ТТ * 2 К , 3 К, К, 4 ТТ
экономисты Наумова Е.А. , Виноградова М.В. , Романова М.М. , Назаров В.П.2 3 4 5
Вопросами региональной туристской специализации, размещения уникальных туристских объектов и исследованиями в области управления и стратегического планирования региональными туристскими комплексами занимались ученые Зализняк Е.А.6, Сульповар Л.Б., Виноградова М.В.7, Колпакиди Д.В.8, Десятниченко Д.Ю. и Десятниченко О.Ю.9, Шпырня О.В.10, Никулина Ю.Н.11, Сундуев Ч.Б. и Хышектуева Л.В.12
Третья группа литературы представляет собой труды, посвященные туристской проблематике Алтайского края и Республики Алтай.
Исследователи в области алтайского туризма Харламов С.В.13, Быкова В.А., Колупаева И.В., Праздникова Н.Н.14, Ларин Е.В.15, Королев А.Ю.16 рассматривают туристские ресурсы регионов, туристские объекты, влияние развития туристской сферы в регионах Алтайского края и Республики Алтай.
Целью исследования является выявление и анализ специфики стратегии регионального туризма в совокупности территорий Алтайского края и Республики Алтай.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить
следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу, касающуюся стратегии
развития туризма;
2. Рассмотреть стратегию развития туризма на территории РФ;
3. Охарактеризовать стратегию развития туризма на
территории Алтайского края;
4. Охарактеризовать стратегию развития туризма на
территории Республики Алтай;
5. Сравнить стратегии развития туризма Алтайского края и Республики Алтай;
6. Выявить наличие и развитие уникальных региональных туристских направлений на территории Алтая;
7. Сделать выводы относительно стратегии развития регионального туризма на Алтае.
На сегодняшний день сфера туризма стремительно развивается. Темпы развития туризма объясняются все большей и большей доступностью услуг для населения, предоставлению качественного обслуживания на туристских объектах. Развитие сферы туризма крайне важно для государства, так как представляет собой значительную часть экономики, предоставляет возможность комфортного и интересного посещения страны иностранными гражданами, тем самым возвышая статус страны на международном уровне. Увеличение числа туристских объектов подразумевает повышение уровня занятости населения, тем самым понижая уровень безработицы. Но качественное предоставление туристских услуг возможно только при государственно-частном партнерстве, когда и предприниматели, и государство в совместном проектировании настроены на туристское процветание территории. Современной тенденцией является перемещение туристов в ходе деловых поездок, командировок, то есть деловой туризм становится одним из самых востребованных и динамично-развивающихся направлений.
Стратегия является главным задающим курсом для развития какой- либо сферы. Для эффективного развития туристской сферы крайне важно использовать инструмент стратегии, при этом стратегия должна быть регионального уровня, чтобы детально изучить и использовать все факторы локальной территории.
Для обширной и разнообразной территории Российской Федерации необходимо уделять особенное внимание каждому региону, так как в каждом субъекте есть особенные черты социально-экономического уклада и свои уникальные ресурсы. На этой уникальности ресурсов можно развивать специфический региональный туризм, который, во-первых, будет способствовать развитию внутрироссийского туристского рынка, а во- вторых, привлекать внешний поток туристов, которые будут посещать
Россию неоднократно, чтобы посетить и воспользоваться большим количеством турпродуктов.
Региональный туризм не только может стать привлекательным на российском и международном рынках, но и с помощью проведения эффективных мероприятий и привлечения инвестиций может развивать регион в социально-экономическом плане.
Крайне важно отметить, что для осуществления стратегии необходимы усилия как государства, так и частных лиц, поэтому важной задачей программ по развитию туризма, которые регламентируются федеральными или региональными властями, становится привлечение инвесторов.
Специфической чертой развития регионального туризма является наличие координации федеральных и региональных структур. Чем эффективнее взаимодействуют уровни власти, тем выше уровень развития региона в туристской отрасли и в том числе в социально-экономическом плане.
Выработка стратегии позволяет повысить эффективность управления региональным туризмом, что способствует динамичному развитию и привлечение значительного турпотока.
Главной задачей стратегии развития регионального туризма остается увеличение уровня конкурентоспособности турпродукта. Алтайский край и Республика Алтай имеют мощный потенциал для развития конкурентноспособных характеристик своего продукта, но в ходе исследования было выявлено, что ресурсный потенциал используется нерационально. Вследствие этого можно выделить два основных направления для выработки высокой конкурентноспособности продуктов Алтая.
Во-первых, в Программах по развитию туризма в Республике Алтай и Алтайском крае отмечено, что есть новые перспективные направления туризма в этих субъектах. К стратегически важному направлению, которое способно объединить регионы и создать имидж всесезонного туризма, 76
следует отнести спортивный туризм. Выбирая активную и стратегическую реализацию развития спортивного турпродукта, регионы способны привлекать и создавать условия для развития других отраслей таких, как семейный, детский, любительский, профессиональный, культурноисторический, лечебно-оздоровительный и даже санаторно-курортный, объекты которого зачастую располагаются вблизи ресурсов для осуществления спортивного туризма. Спортивный туризм становится с каждым годом все популярнее. Это связано с потребностью людей выбраться из города, вернуться к природе, избавиться от стрессовой обстановки, заняться каким-то активным спортом.
Помимо вышеперечисленного, следует сделать акцент на возможности на одной территории осуществлять летние и зимние виды туризма, что в свою очередь создает особые конкурентноспособные свойства туристского продукта Алтая на российском рынке. Развитие зимних и летних направлений туризма способствует развитию одной из задач стратегии развития регионального туризма Алтая - формирования имиджа Алтая как центра всесезонного туризма.
Во-вторых, следует объединить Республику Алтай и Алтайский край в туристско-экономическом плане. Необходимо разработать общую стратегию по развитию туризма на территории Алтая, включающей в совокупности Республику Алтай и Алтайский край.
Российскому туристическому рынку крайне необходимо обратить внимание на соотношение цены и качества, предоставляемых услуг. Следовательно, для эффективного развития регионального туризма субъектам необходима финансовая поддержка со стороны государства, региона, частных лиц. В достаточной мере возможно будет оказана финансовая поддержка при объединении регионов на туристическом пространстве, когда со стороны федерального бюджета будет суммарно больше выделено средств, краевой и республиканский бюджеты будут взаимодействовать, а предприниматели смогут инвестировать в проекты без 77
привязки к региону. Тем самым исчезнет конкуренция между туристскому продуктами Алтайского края и Республики Алтай и, разработав совместную стратегию, Алтай может стать центром притяжения больших туристских потоков.
Территория современного Алтайского края и Республики Алтай находится в таком географическом положении, которое позволяет в отличие от многих других субъектов Российской Федерации развивать разные по времени году виды спортивного туризма. Именно возможность всесезонного регионального туризма имеет преимущество среди других регионов.
Стратегия является главным задающим курсом для развития какой- либо сферы. Для эффективного развития туристской сферы крайне важно использовать инструмент стратегии, при этом стратегия должна быть регионального уровня, чтобы детально изучить и использовать все факторы локальной территории.
Для обширной и разнообразной территории Российской Федерации необходимо уделять особенное внимание каждому региону, так как в каждом субъекте есть особенные черты социально-экономического уклада и свои уникальные ресурсы. На этой уникальности ресурсов можно развивать специфический региональный туризм, который, во-первых, будет способствовать развитию внутрироссийского туристского рынка, а во- вторых, привлекать внешний поток туристов, которые будут посещать
Россию неоднократно, чтобы посетить и воспользоваться большим количеством турпродуктов.
Региональный туризм не только может стать привлекательным на российском и международном рынках, но и с помощью проведения эффективных мероприятий и привлечения инвестиций может развивать регион в социально-экономическом плане.
Крайне важно отметить, что для осуществления стратегии необходимы усилия как государства, так и частных лиц, поэтому важной задачей программ по развитию туризма, которые регламентируются федеральными или региональными властями, становится привлечение инвесторов.
Специфической чертой развития регионального туризма является наличие координации федеральных и региональных структур. Чем эффективнее взаимодействуют уровни власти, тем выше уровень развития региона в туристской отрасли и в том числе в социально-экономическом плане.
Выработка стратегии позволяет повысить эффективность управления региональным туризмом, что способствует динамичному развитию и привлечение значительного турпотока.
Главной задачей стратегии развития регионального туризма остается увеличение уровня конкурентоспособности турпродукта. Алтайский край и Республика Алтай имеют мощный потенциал для развития конкурентноспособных характеристик своего продукта, но в ходе исследования было выявлено, что ресурсный потенциал используется нерационально. Вследствие этого можно выделить два основных направления для выработки высокой конкурентноспособности продуктов Алтая.
Во-первых, в Программах по развитию туризма в Республике Алтай и Алтайском крае отмечено, что есть новые перспективные направления туризма в этих субъектах. К стратегически важному направлению, которое способно объединить регионы и создать имидж всесезонного туризма, 76
следует отнести спортивный туризм. Выбирая активную и стратегическую реализацию развития спортивного турпродукта, регионы способны привлекать и создавать условия для развития других отраслей таких, как семейный, детский, любительский, профессиональный, культурноисторический, лечебно-оздоровительный и даже санаторно-курортный, объекты которого зачастую располагаются вблизи ресурсов для осуществления спортивного туризма. Спортивный туризм становится с каждым годом все популярнее. Это связано с потребностью людей выбраться из города, вернуться к природе, избавиться от стрессовой обстановки, заняться каким-то активным спортом.
Помимо вышеперечисленного, следует сделать акцент на возможности на одной территории осуществлять летние и зимние виды туризма, что в свою очередь создает особые конкурентноспособные свойства туристского продукта Алтая на российском рынке. Развитие зимних и летних направлений туризма способствует развитию одной из задач стратегии развития регионального туризма Алтая - формирования имиджа Алтая как центра всесезонного туризма.
Во-вторых, следует объединить Республику Алтай и Алтайский край в туристско-экономическом плане. Необходимо разработать общую стратегию по развитию туризма на территории Алтая, включающей в совокупности Республику Алтай и Алтайский край.
Российскому туристическому рынку крайне необходимо обратить внимание на соотношение цены и качества, предоставляемых услуг. Следовательно, для эффективного развития регионального туризма субъектам необходима финансовая поддержка со стороны государства, региона, частных лиц. В достаточной мере возможно будет оказана финансовая поддержка при объединении регионов на туристическом пространстве, когда со стороны федерального бюджета будет суммарно больше выделено средств, краевой и республиканский бюджеты будут взаимодействовать, а предприниматели смогут инвестировать в проекты без 77
привязки к региону. Тем самым исчезнет конкуренция между туристскому продуктами Алтайского края и Республики Алтай и, разработав совместную стратегию, Алтай может стать центром притяжения больших туристских потоков.
Территория современного Алтайского края и Республики Алтай находится в таком географическом положении, которое позволяет в отличие от многих других субъектов Российской Федерации развивать разные по времени году виды спортивного туризма. Именно возможность всесезонного регионального туризма имеет преимущество среди других регионов.
Подобные работы
- ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРОПЕРАТОРА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ НАЗАРОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Комплексное использование рекреационных ресурсов как перспективное направление сельского туризма на примере развития Тюменцевского района
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Перспективы развития экстремального туризма в республике Алтай
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ САЯНО-АЛТАЯ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ MICE-ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ MICE-ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020





