Разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка) для воспитанников системы дополнительно образования
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы декоративно-прикладного искусства 7
1.1 Традиции русского декоративно-прикладного искусства 7
1.2 Современная трактовка русского декора и орнамента 28
Глава 2 Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования детей 36
2.1 Подходы к разработке образовательной программы по направлениям:
бисероплетение, валяние, сутажная вышивка 36
2.2 Примеры конспектов занятий 51
2.3 Результаты работы по разработанной программе 74
Заключение 76
Библиографический список источников и литературы 78
Приложения 86
Глава 1 Теоретические основы декоративно-прикладного искусства 7
1.1 Традиции русского декоративно-прикладного искусства 7
1.2 Современная трактовка русского декора и орнамента 28
Глава 2 Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования детей 36
2.1 Подходы к разработке образовательной программы по направлениям:
бисероплетение, валяние, сутажная вышивка 36
2.2 Примеры конспектов занятий 51
2.3 Результаты работы по разработанной программе 74
Заключение 76
Библиографический список источников и литературы 78
Приложения 86
Актуальность темы исследования заключается в том, что русские народные ремесла (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка), которые представляют собой достаточно сложное и многогранное культурное явление, считаются наиболее древними произведениями народного декоративно- прикладного искусства. Культурный текст народных ремесел отражает этническую историю, мистическую сакральность в знаково-символическом письме, обращенного к современникам и к будущему поколению. Произведения народного декоративно-прикладного искусства содержат в себе возвышенное, поэтически насыщенное восприятие жизни, красоты, добра, природы. В настоящее время во всем мире отмечается возникновение интереса различных этносов к своим корневым традициям в культуре в ответ на происходящие процессы глобализации.
В исследовании рассматривается богатый материал сохранившихся археологических находок, музейных образцов и собраний частных коллекций исторических предметов крестьянского бытового убранства, русских
народных костюмов и предметов, а также русских народных костюмных комплексов и предметов быта, запечатленных в иллюстрациях и
фотографиях XIX - начала XXI веков, в полотнах известных русских художников.
Смысловое поле русского народного костюмного комплекса представляет собой феномен культуры, который позволяет оказывать благоприятное влияние на решение задач сохранения лучших образцов, имеющихся в области духовной и материальной культуры, традициях народа, выражать эстетические идеалы и неповторимое своеобразие русского менталитета, являющиеся основой нашей национальной культуры.
Традиционная культура народа в условиях глобализации в современном художественном пространстве России имеет большое значение. Ярким примером служит орнаментация предметов бытового убранства и костюма народной вышивкой с использованием сутажа и бисера, которая имеет многовековое происхождение.
Современный мастер не должен оставаться равнодушным к тому,
что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры. Элементы декора и конструкции традиционного народного костюма делают современную, во многом универсальную, одежду национальной по духу, подчёркивают стиль и индивидуальность. Это делает костюм органичным и самобытным.
Из сказанного следует, что сохранение традиций является важной чертой современного образования. Особое значение приобретает посещение музеев, выставок и ярмарок, где представлены авторские изделия современных последователей народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство ребёнка с истоками художественных промыслов воспитывает понимание исторических связей прошлого и настоящего.
Одной из значимых проблем современного образования является снижение доли ручного труда школьников. В условиях цифровизации образования эта тенденция нарастает. Понимая необходимость внедрения инновационных подходов, важно оценивать и риски отказа от традиции.
Ручной труд («ремесло») представляет собой особый вид деятельности, в рамках которой развивается т. н. «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека. Понимание этого обстоятельства приводит педагога к идее вовлечения школьников в творческий ручной труд - при создании чего-то руками, через сенсорное восприятие, эксперименты, формируется творческое мышление ребёнка.
Решение вопросов преодоления описанных противоречий приводит к переосмыслению всей системы преподавания декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования детей и определяет выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка) для воспитанников системы дополнительного образования».
Объектом выпускной квалификационной работы является декоративноприкладное искусство как предмет в системе дополнительного образования детей.
Предмет выпускной квалификационной работы - проект образовательной программы по направлениям: бисероплетение, валяние, сутажная вышивка.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству.
Для достижения этой цели потребовалось решение следующих основных задач:
1. изучение традиций русского декоративно-прикладного искусства;
2. изучение особенностей русского декоративно-прикладного искусства на современном этапе;
3. разработка проекта рабочей программы по декоративно-прикладному искусству;
4. анализ результатов работы по разработанной программе.
Инструментарий: анализ литературы, анализ документации организации, сравнение, синтез, наблюдение, проектирование, беседы и интервьюирование воспитанников, обобщение.
В качестве теоретической основы исследования использованы труды отечественных авторов, посвященные декоративно-прикладному искусству и особенностям его преподавания в системе дополнительного образования детей . Данным вопросам посвящены работы Т. П. Алексеевой, И. В. Баклановой, И. А. Бобровицкой, М. В. Мартыновой, И. П. Работновой, Е. Ю. Сафоновой, Л. В. Шокоровой и других исследователей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы.
Практическая значимость: разработанная программа может быть
использована в деятельности педагогов дополнительного образования детей .
Структура исследования отражает логику, содержание, результаты научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложений.
В исследовании рассматривается богатый материал сохранившихся археологических находок, музейных образцов и собраний частных коллекций исторических предметов крестьянского бытового убранства, русских
народных костюмов и предметов, а также русских народных костюмных комплексов и предметов быта, запечатленных в иллюстрациях и
фотографиях XIX - начала XXI веков, в полотнах известных русских художников.
Смысловое поле русского народного костюмного комплекса представляет собой феномен культуры, который позволяет оказывать благоприятное влияние на решение задач сохранения лучших образцов, имеющихся в области духовной и материальной культуры, традициях народа, выражать эстетические идеалы и неповторимое своеобразие русского менталитета, являющиеся основой нашей национальной культуры.
Традиционная культура народа в условиях глобализации в современном художественном пространстве России имеет большое значение. Ярким примером служит орнаментация предметов бытового убранства и костюма народной вышивкой с использованием сутажа и бисера, которая имеет многовековое происхождение.
Современный мастер не должен оставаться равнодушным к тому,
что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры. Элементы декора и конструкции традиционного народного костюма делают современную, во многом универсальную, одежду национальной по духу, подчёркивают стиль и индивидуальность. Это делает костюм органичным и самобытным.
Из сказанного следует, что сохранение традиций является важной чертой современного образования. Особое значение приобретает посещение музеев, выставок и ярмарок, где представлены авторские изделия современных последователей народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство ребёнка с истоками художественных промыслов воспитывает понимание исторических связей прошлого и настоящего.
Одной из значимых проблем современного образования является снижение доли ручного труда школьников. В условиях цифровизации образования эта тенденция нарастает. Понимая необходимость внедрения инновационных подходов, важно оценивать и риски отказа от традиции.
Ручной труд («ремесло») представляет собой особый вид деятельности, в рамках которой развивается т. н. «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека. Понимание этого обстоятельства приводит педагога к идее вовлечения школьников в творческий ручной труд - при создании чего-то руками, через сенсорное восприятие, эксперименты, формируется творческое мышление ребёнка.
Решение вопросов преодоления описанных противоречий приводит к переосмыслению всей системы преподавания декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования детей и определяет выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка) для воспитанников системы дополнительного образования».
Объектом выпускной квалификационной работы является декоративноприкладное искусство как предмет в системе дополнительного образования детей.
Предмет выпускной квалификационной работы - проект образовательной программы по направлениям: бисероплетение, валяние, сутажная вышивка.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству.
Для достижения этой цели потребовалось решение следующих основных задач:
1. изучение традиций русского декоративно-прикладного искусства;
2. изучение особенностей русского декоративно-прикладного искусства на современном этапе;
3. разработка проекта рабочей программы по декоративно-прикладному искусству;
4. анализ результатов работы по разработанной программе.
Инструментарий: анализ литературы, анализ документации организации, сравнение, синтез, наблюдение, проектирование, беседы и интервьюирование воспитанников, обобщение.
В качестве теоретической основы исследования использованы труды отечественных авторов, посвященные декоративно-прикладному искусству и особенностям его преподавания в системе дополнительного образования детей . Данным вопросам посвящены работы Т. П. Алексеевой, И. В. Баклановой, И. А. Бобровицкой, М. В. Мартыновой, И. П. Работновой, Е. Ю. Сафоновой, Л. В. Шокоровой и других исследователей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы.
Практическая значимость: разработанная программа может быть
использована в деятельности педагогов дополнительного образования детей .
Структура исследования отражает логику, содержание, результаты научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложений.
В выпускной квалификационной работе нами рассмотрены теоретические основы декоративно-прикладного искусства на примере народного костюма и украшений, проведен анализ использования народных традиций в современном дизайне и предметах декоративно-прикладного искусства.
Проведенный анализ помог выбрать основные подходы к разработке образовательной программы по направлениям: бисероплетение, сутажная вышивка и валяние из шерсти.
Целями современной системы дополнительного образования является сближение с культурой, повышение её значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решение этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно превращает воспитанника в человека, увлечённого своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.
Процесс изучения декоративно-прикладного искусства и освоения народными видами рукоделия имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
Отмечающееся в последнее время в сознании россиян возвращение к национальным и общечеловеческим духовным ценностям требует целенаправленной деятельности по формированию знания и эстетического вкуса путем популяризации веками проверенных образцов декоративноприкладного искусства.
Одно из главных мест в российской культуре прошлого отводится именно декорированному русскому народному костюму, вобравшему за свою многовековую историю высочайшие достижения народных мастеров, ставшему своеобразным этническим символом, бесценным памятником духовной и материальной культуры народа.
Разработанная и апробированная нами программа по декоративно - прикладному искусству способствует задаче приобщения воспитанников к народным традициям в костюме и украшениях.
Проведенное анкетирование в конце 1 -го года обучения по разработанной программе позволяет сделать вывод о том, что у воспитанников появился интерес к истории своего народа, изучению традиций и повышению мастерства в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства.
Проведенный анализ помог выбрать основные подходы к разработке образовательной программы по направлениям: бисероплетение, сутажная вышивка и валяние из шерсти.
Целями современной системы дополнительного образования является сближение с культурой, повышение её значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решение этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно превращает воспитанника в человека, увлечённого своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.
Процесс изучения декоративно-прикладного искусства и освоения народными видами рукоделия имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
Отмечающееся в последнее время в сознании россиян возвращение к национальным и общечеловеческим духовным ценностям требует целенаправленной деятельности по формированию знания и эстетического вкуса путем популяризации веками проверенных образцов декоративноприкладного искусства.
Одно из главных мест в российской культуре прошлого отводится именно декорированному русскому народному костюму, вобравшему за свою многовековую историю высочайшие достижения народных мастеров, ставшему своеобразным этническим символом, бесценным памятником духовной и материальной культуры народа.
Разработанная и апробированная нами программа по декоративно - прикладному искусству способствует задаче приобщения воспитанников к народным традициям в костюме и украшениях.
Проведенное анкетирование в конце 1 -го года обучения по разработанной программе позволяет сделать вывод о том, что у воспитанников появился интерес к истории своего народа, изучению традиций и повышению мастерства в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства.





