Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка) для воспитанников системы дополнительно образования

Работа №90232

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы декоративно-прикладного искусства 7
1.1 Традиции русского декоративно-прикладного искусства 7
1.2 Современная трактовка русского декора и орнамента 28
Глава 2 Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования детей 36
2.1 Подходы к разработке образовательной программы по направлениям:
бисероплетение, валяние, сутажная вышивка 36
2.2 Примеры конспектов занятий 51
2.3 Результаты работы по разработанной программе 74
Заключение 76
Библиографический список источников и литературы 78
Приложения 86

Актуальность темы исследования заключается в том, что русские народные ремесла (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка), которые представляют собой достаточно сложное и многогранное культурное явление, считаются наиболее древними произведениями народного декоративно- прикладного искусства. Культурный текст народных ремесел отражает этническую историю, мистическую сакральность в знаково-символическом письме, обращенного к современникам и к будущему поколению. Произведения народного декоративно-прикладного искусства содержат в себе возвышенное, поэтически насыщенное восприятие жизни, красоты, добра, природы. В настоящее время во всем мире отмечается возникновение интереса различных этносов к своим корневым традициям в культуре в ответ на происходящие процессы глобализации.
В исследовании рассматривается богатый материал сохранившихся археологических находок, музейных образцов и собраний частных коллекций исторических предметов крестьянского бытового убранства, русских
народных костюмов и предметов, а также русских народных костюмных комплексов и предметов быта, запечатленных в иллюстрациях и
фотографиях XIX - начала XXI веков, в полотнах известных русских художников.
Смысловое поле русского народного костюмного комплекса представляет собой феномен культуры, который позволяет оказывать благоприятное влияние на решение задач сохранения лучших образцов, имеющихся в области духовной и материальной культуры, традициях народа, выражать эстетические идеалы и неповторимое своеобразие русского менталитета, являющиеся основой нашей национальной культуры.
Традиционная культура народа в условиях глобализации в современном художественном пространстве России имеет большое значение. Ярким примером служит орнаментация предметов бытового убранства и костюма народной вышивкой с использованием сутажа и бисера, которая имеет многовековое происхождение.
Современный мастер не должен оставаться равнодушным к тому,
что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры. Элементы декора и конструкции традиционного народного костюма делают современную, во многом универсальную, одежду национальной по духу, подчёркивают стиль и индивидуальность. Это делает костюм органичным и самобытным.
Из сказанного следует, что сохранение традиций является важной чертой современного образования. Особое значение приобретает посещение музеев, выставок и ярмарок, где представлены авторские изделия современных последователей народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство ребёнка с истоками художественных промыслов воспитывает понимание исторических связей прошлого и настоящего.
Одной из значимых проблем современного образования является снижение доли ручного труда школьников. В условиях цифровизации образования эта тенденция нарастает. Понимая необходимость внедрения инновационных подходов, важно оценивать и риски отказа от традиции.
Ручной труд («ремесло») представляет собой особый вид деятельности, в рамках которой развивается т. н. «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека. Понимание этого обстоятельства приводит педагога к идее вовлечения школьников в творческий ручной труд - при создании чего-то руками, через сенсорное восприятие, эксперименты, формируется творческое мышление ребёнка.
Решение вопросов преодоления описанных противоречий приводит к переосмыслению всей системы преподавания декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования детей и определяет выбор темы выпускного квалификационного исследования: «Разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству (бисероплетение, валяние, сутажная вышивка) для воспитанников системы дополнительного образования».
Объектом выпускной квалификационной работы является декоративно­прикладное искусство как предмет в системе дополнительного образования детей.
Предмет выпускной квалификационной работы - проект образовательной программы по направлениям: бисероплетение, валяние, сутажная вышивка.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка и апробация образовательной программы по декоративно-прикладному искусству.
Для достижения этой цели потребовалось решение следующих основных задач:
1. изучение традиций русского декоративно-прикладного искусства;
2. изучение особенностей русского декоративно-прикладного искусства на современном этапе;
3. разработка проекта рабочей программы по декоративно-прикладному искусству;
4. анализ результатов работы по разработанной программе.
Инструментарий: анализ литературы, анализ документации организации, сравнение, синтез, наблюдение, проектирование, беседы и интервьюирование воспитанников, обобщение.
В качестве теоретической основы исследования использованы труды отечественных авторов, посвященные декоративно-прикладному искусству и особенностям его преподавания в системе дополнительного образования детей . Данным вопросам посвящены работы Т. П. Алексеевой, И. В. Баклановой, И. А. Бобровицкой, М. В. Мартыновой, И. П. Работновой, Е. Ю. Сафоновой, Л. В. Шокоровой и других исследователей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы.
Практическая значимость: разработанная программа может быть
использована в деятельности педагогов дополнительного образования детей .
Структура исследования отражает логику, содержание, результаты научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами рассмотрены теоретические основы декоративно-прикладного искусства на примере народного костюма и украшений, проведен анализ использования народных традиций в современном дизайне и предметах декоративно-прикладного искусства.
Проведенный анализ помог выбрать основные подходы к разработке образовательной программы по направлениям: бисероплетение, сутажная вышивка и валяние из шерсти.
Целями современной системы дополнительного образования является сближение с культурой, повышение её значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решение этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно превращает воспитанника в человека, увлечённого своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.
Процесс изучения декоративно-прикладного искусства и освоения народными видами рукоделия имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
Отмечающееся в последнее время в сознании россиян возвращение к национальным и общечеловеческим духовным ценностям требует целенаправленной деятельности по формированию знания и эстетического вкуса путем популяризации веками проверенных образцов декоративно­прикладного искусства.
Одно из главных мест в российской культуре прошлого отводится именно декорированному русскому народному костюму, вобравшему за свою многовековую историю высочайшие достижения народных мастеров, ставшему своеобразным этническим символом, бесценным памятником духовной и материальной культуры народа.
Разработанная и апробированная нами программа по декоративно - прикладному искусству способствует задаче приобщения воспитанников к народным традициям в костюме и украшениях.
Проведенное анкетирование в конце 1 -го года обучения по разработанной программе позволяет сделать вывод о том, что у воспитанников появился интерес к истории своего народа, изучению традиций и повышению мастерства в изучаемых видах декоративно-прикладного искусства.


1. Абдурахмонова, Н. С. Методическая работа в образовательном
учреждении: организация, содержание, эффективность [Текст] /
Н. С. Абдурахмонова // Школьная педагогика, 2015. - № 2. - С. 17-19.
2. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства: Учебное пособие [Текст] / Ю. П. Азаров. - М.: Издательство Московского психолого­социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. - 432 с.
3. Алексеева, Т. П. Традиционный национальный костюм как модель мироздания // Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов [Текст] / под редакцией Т. М. Степанской. - Вып. 12. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2011. - 189 с.
4. Амборз, А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа [Текст] А. К. Амборз // Советская археология, 1996. - №1. - С. 62-76.
5. Амирова, Э.К. Конструирование одежды. [Текст] / Э.К. Амирова, О.В. Сакулина. - М.: Мастерство, 2001. - 494с.
6. Ануфриева, М. Я. Искусство бисероплетения [Текст] / М. Я.
Ануфриева. - М.: Культура и традиции, 1999. - 343 с.
7. Аполозова, Л.М. Бисероплетение: монография. [Текст] / Л.М.
Аполозова. - М.: Культура и традиции, 1997. - 112 с.
8. Артамонова, Е.В. Бисер. [Текст] / Е.В. Артамонова. - М.: Эксмо, 2006. - 192 с.
9. Архангельская народная вышивка [Текст] / И. П. Работнова. - М.: КОИЗ, 1954. - 112 с.
10. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно­прикладного творчества: учебно-методическое пособие [Текст] / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Р. н/Д: Феникс, 2006. - 347 с.
11. Бакланова, И. В. Украшения как самобытные элементы русского народного костюма [Текст] / И. В. Бакланова // Материалы международной научно-практической конференции «Русский мир и русское слово в межкультурном пространстве». - Стамбул: Изд-во Фатих университет, факультет естественных и гуманитарных наук, отделение русского языка и литературы, 2011. - С. 416-420.
12. Баранников, А. В. Основные направления организации образовательного процесса [Текст] / А. В. Баранников. - М.: Проспект, 2017. - 84 с.
13. Батурина, Ю.В. Бисер и вышивка. [Текст] / Ю.В. Батурина,
О.Я. Кирсанова, Т.М. Фисанович. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 640 с.
14. Бейтмен Д., Эшер Ш. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. - М.: Контэнт, 2007. -120 с.
15. Беловинский, Л. В. Типология русского народного костюма:
методическое пособие: Традиционные промыслы и ремёсла [Текст] / Л.В. Беловинский. - М.: Родник, 1997. - 49 с.
16. Бердник, Т. О. Дизайн костюма [Текст] / Т. О. Бердник, Т. П. Неклюдова. - Р. н/Д: Феникс, 2000. - 448 с.
17. Бернштам, Т. А. Хитро-мудро рукодельице (вышивание - шитье в символизме девичьего совершеннолетия у восточных славян [Текст] / Т. А. Бернштам // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. Сб. МАЭ. - СПб.:Наука РАН, 1999. - 248 с.
18. Бобровицкая, И. А. Декоративно-прикладное искусство: монография. Очерки русской культуры XVII века. Духовная культура. Часть вторая [Текст] / И. А. Бобровицкая, М. В. Мартынова. Под ред. А. В. Арциховского. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 276 с.
19. Богатырёв, П. Г. Народная культура славян [Текст] / П. Г. Богатырёв. Сост. Е. С. Новик, Б. С. Долгин. Под ред. Е. С. Новик. - М.: ОГИ, 2007. - 368 с.
20. Богуславская, И. Я. Русская народная вышивка [Текст] /
И. Я. Богуславская. - М.: Искусство, 1972. - 151 с.
21. Божьева, Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность [Текст] / Н. Божьева. - М.: Северный Паломник, 2008. - 263 с.
22. Буровкина, Л. А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л. А. Буровкина // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика, 2016. - № 3. - С. 8-15.
23. Валькевич, С. И. Вышивка «Крестецкая строчка» в современной одежде в народном стиле века [Текст] / С. И. Валькевич, А. А. Тюкина // Современные наукоемкие технологии, 2013. - № 6. - С. 23-24.
24. . Валькевич, С. И. Генезис вышивки «Лицевое шитьё» в древней Руси [Текст] / С. И. Валькевич // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2013. - № 01(085). - С. 624-635.
25. Валькевич, С. И. Девичьи головные уборы Русского Севера в народной
русской культуре ХУШ-Х1Х веков // Научный журнал КубГАУ, № 128 (04), 2017 [Электронный ресурс] Режим доступа:
й11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/беу1сй1-£о1оупуе-иЬогу-гиззко£о-зеуега-у- пагобпоу-гиззкоу-ки11иге-хуш-х1х-уекоу (Дата обращения: 18.09.2020).
26. Валюс, А.Н. Сутажная вышивка. [Текст] / А.Н. Валюс. - М.: АСТ-Пресс, 2013. - 96 с.
27. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. [Текст] /
В. Л. Глазычев. - М.: Европа, 2006. -320 с.
28. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2000.
29. Григорьева, Г. А. Головные уборы Русского Севера в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Каталог [Текст] / Г. А. Григорьева. - Архангельск: Правда Севера, 1999. - 154 с.
30. Григорьева, Г. А. Головные уборы Русского Севера в собраниях музеев Архангельской области: каталог [Текст] / Г. А. Григорьева. - Северодвинск, 2018. - 576 с.
31. Дурасов, Г. П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке [Текст] / Г. П. Дурасов, Г. А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 320 с.
32. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
33.Зайцева, А. А. Сутажная вышивка. Самый полный и понятный самоучитель. [Текст] / А. А. Зайцева, Е. А. Моисеева. - М.: Эксмо, 2014. - 96 с.
34. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: file://localhost/C:/Users/учитель/Desktor (Дата обращения: 12.09.2020).
35. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст] / В.Н. Иванченко. - Р. н/Д: Учитель, 2007. - 288 с.
36. Исенко, С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: учебное пособие для вузов культуры и искусства. [Текст] / С.П. Исенко. - М.: Моск. гос. ун-та культуры, 1999. -144 с.
37. Калашникова, Н. М. Народный костюм: семиотические функции [Текст] / Н. М. Калашникова. - М.: Северный Паломник, 2002. - 374 с.
38. Калашникова, Н. М. Шапочное знакомство. Коллекция головных уборов из собрания Российского этнографического музея [Текст] / Н. М. Калашникова. - М.: Северный Паломник, 2012. - 192 с.
39. Канурская, Т.А. Бисер. [Текст] / Т.А. Канурская, Л.А. Маркман. - М.: Профиздат, 2000. - 238 с.
40. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст] / З. А. Каргина // Внешкольник. - 2006. - № 5. - С. 11-15.
41. Кислуха, Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» [Текст] / Л. Ф. Кислуха. - М.: Северный паломник, 2006. - 276 с.
42. Кислуха, Л. Ф. Жемчуг в народном костюме Русского Севера в ХУШ - нач. ХХ вв. (по материалам коллекции «Государственное объединение «Художественная культура Русского Севера») [Текст] / Л. Ф. Кислуха // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы Х11 межд. науч. конф. - СПб.: ФГБОУВПО «СПбГУПТД», 2009. - С. 53-62.
43. Кокарева И. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ- Пресс Книга, 2009.
44. Косс, Г. И. Развитие потребности школьников в творчестве посредством
ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования», 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 98-101. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://
koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo314/ (Дата обращения:
02.11.2020).
45. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» [Текст] / В. Б. Кошаев. - М.: Владос.- 2014. - 272 с.
46. Кравченко, Ю. Н. Народные обычаи и традиции на занятиях по декоративно-прикладному творчеству [Текст] / Ю. Н. Кравченко // Дополнительное образование и воспитание. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013. - № 12. - С. 13-17.
47. Красичкова, А. Г. Бисероплетение: новые идеи и техники: практическое пособие. [Текст] / А. Г. Красичкова. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 192 с.
48. Ксензова, Г. Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 56 с.
49. Ляукина, М. В. Бисер: техника, приемы, изделия. [Текст] /
М. В. Ляукина. - М.: Аст-Пресс, 2003. - 242 с.
50. Мадлевская, Е. Л. Русские народные украшения [Текст] /
Е. Л. Мадлевская. - М.: ООО Бослен, 2016. - 256 с.
51. Мамонова, М. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» [Текст] / И. Мамонова, В. Бублик, Г. Красникова/ - М.: Астрея, 2010. - 42 с.
52. Маслова, Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХ веков [Текст] / Г. С. Маслова. - М.: Наука. - 1984. - 216 с.
53. Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство [Текст] /
В. Н. Молотова. - М.: Форум, 2018. - 192 с.
54. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Концепция модернизации образования до 2020 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edu.ru (Дата обращения: 19.11.2020).
55. Николаева, А. Н. Женский костюм в России 1920-х годов [Текст] / А. Н. Николаева, Н. М. Калашникова // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы международной научной конференции. Материалы XV межд. науч. конф. - СПб.: ФГБОУВПО «СПбГУПТД», 2012. - С. 56-60.
56. Николаева, Л. П. Применение крупного бисера в изготовлении объемных фигур [Текст] / Л. П. Николаева // Дополнительное образование и воспитание, 2014. - № 6. - С. 52-56.
57. Носань, Т. М. Женские головные уборы в творчестве мастериц Карелии [Текст] / Т. М. Носань. - Петрозаводск: Петр ГУ, 2006. - 39 с.
58. Образовательная программа дополнительного образования детей
«Стильные штучки» [Текст] / Автор - сост. Бородий Л. Н. //
Дополнительные образовательные программы, 2013. - №1. - С. 58-85.
59.Образовательная программа «Сибирские мотивы» [Текст] / С. П. Светоносова // Образовательные программы Дод, 2013. - 40 с.
60. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного
процесса [Текст] / А. П. Панфилова, А. В. Долматов : Учебник. - М.: Юрайт, 2013. - 487 с.
61. Педагогика: учебник и практикум [Текст] / Л. С. Подымова [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 246 с.
62. Попова, О. С. Русские художественные промыслы. [Текст] / О.С.Попова, Н.И.Каплан. - М.: ЗНАНИЕ, 1984. - 142с.
63. Праздничная одежда народов России. Из собрания Исторического музея. Издание к выставке [Текст] / кат. оп. О. Г. Гордеева, Т. Т. Иванова, А. А. Цветкова, вст. ст. О. В. Соколова. - М.: Наука, 2016. - 368 с.
64. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст] / Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176 с.
65. Расина, Е. Г. Сутажная вышивка: пошаговые мастер-классы для начинающих [Текст] / Е. Г. Расина. - М.: ООО Изд. «Эксмо», 2014. - 65 с.
66. Рачинская, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды. [Текст]/ Е.И.Рачинская, В.И.Сидоренко. - Р. н/Д.: ФЕНИКС, 2002. -560с.
67. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве: пособие для учителей нач. классов [Текст] / В. Б. Розенвассер. - М.: Просвещение, 1979 . - 183 с.
68. Сапугольцев, В. Ю. Основы теории и методологии дизайна проектирования костюма: методические указания к практической работе «Проектирование концептуального образа на основе творческих источников» [Текст] / В. Ю. Сапугольцев. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 27 с.
69. Сафонова, Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование, 2004. - № 7. - С. 36-49.
70. Сборник авторских программ дополнительного образования детей
[Текст] / Сост. А. Г. Лазарева. - М.: Илекса, 2002. - 312 с.
71. Семпелс, Е. Б. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства [Текст] / Е. Б. Семпелс. - М.: Мода и рукоделие, 2008. - 80 с.
72. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. [Текст] / Н. М. Сокольникова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
73. Справочные материалы к учебной дисциплине «Русский народный костюм» [Текст] / Автор-составитель А. В. Черокова. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - 49 с.
74. Тарасова, О. П. История костюма восточных славян (древность - позднее средневековье): учебное пособие [Текст] / О. П. Тарасова; Оренбургский гос. Ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 146 с.
75. Творчество педагога в системе дополнительного образования [Текст] / Сост. Л. А. Меженева. - Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003. - 102 с.
76. Федоров, Ю. Символика золота и серебра в церковном ювелирном
искусстве [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:
//www.feodorov.ru/public05. htm (Дата обращения: 19.09.2020).
77. Хворостухина, С.А. Золотая книга женского рукоделия. [Текст] /
С.А.Хворостухина, С.Н.Дмитриев. - М.: Вече, 2002. - 512с.
78. Хворостухина, С. А. Изделия из бисера и стекляруса. [Текст] /
С. А. Хворостухина. - М.: Мир книги, 2008. - 224 с.
79.Числова, З. Украшения из сутажа. [Текст] / З. Числова. - М.: Феникс, 2015. - 112 с.
80. Шинковская, К.С. Вещицы из войлока. [Текст] / К.С. Шинковская. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. - 212 с.
81. Шокорова, Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве [Текст] / Л. В. Шокорова. - М.: Юрайт, 2017. - 74 с.
82. Якунина, Л. И. Русское шитье жемчугом [Текст] / Л. И. Якунина. - М.: Искусство, 1955. - 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ