Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности преподавания профессиональных дисциплин художественного цикла в дизайн-образовании на примере Новоалтайского государственного художественного училища

Работа №90226

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы102
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обучение специальности в контексте развития среднего профессиональ­ного образования в сфере дизайна 13
1.1. Развитие современного профессионального образования на базе средних
специальных учебных заведений 13
1.2. Особенности преподавания специальных дисциплин художественного цикла
в современном среднем профессиональном образовании по специальности «Ди­зайн» 20
Глава 2. Способы актуализации содержания и методов обучения в дизайн-обра- зовании 28
2.1. Специфика реализации образовательной программы по специальности "Ди­зайн" на базе Новоалтайского государственного художественного училища 28
2.2. Коммуникационные задачи в современном дизайн-образовании на примере
НГХУ 35
2.3. Межпредметные связи как средство повышения эффективности обучения
студентов в дизайн-образовании 43
Заключение 53
Библиографический список источников и литературы 56
Приложения 68

Актуальность научной работы обусловлена многообразием и сложностью задач обучения и воспитания современного квалифицированного специалиста дизайнера. Процессы развития технологий, происходящие как в современном российском обществе, так и в мире в целом, требуют от системы образования высоко квалифицированных в своей специализации и мобильных, в условиях по­стоянно меняющейся действительности, профессиональных кадров.
Современная действительность заставляет нас прежде всего учится охва­тывать необъятный процесс всеобщей информатизации, она постепенно меняет приоритеты, и происходит это достаточно быстро. События 2020 года особенно остро показали нам, что необходимо очень быстро находить необходимые реше­ния в ограниченный период времени. Такие стремительные процессы особенно страшны для несформированного, в меру неграмотного сознания современных подростка, ребенка, студента или школьника. Неустойчивая и быстро меняюща­яся обстановка в окружающем мире требует и от взрослого человека максималь­ной мобильности, приспособления к меняющимся условиям и возможности да­вать должные реакции и ответы на постоянно происходящие изменения. На со­временного подростка обрушивается колоссальный поток настолько разнообраз­ной информации, что завладеть интересом обучающегося и не потерять эту цен­ность на протяжении всего периода обучения становится одной из основных за­дач образования. И для решения этого вопроса мы должны обратиться к вопро­сам современных технологий и взаимосвязи их с традиционным образованием.
Данное исследование направлено на выявление особенностей и проблем современного среднего профессионального образования в сфере дизайна. Стре­мительно меняется многие сферы деятельности человека, с повсеместным внед­рением компьютерных и информационных технологий, и образование не исклю­чение. На данный момент многие образовательные системы нашли пути гармо­ничного синтеза с нововведениями, что уже дало положительные отклики. Но изменения в художественных, ремесленных и других творческих специально­стях зачастую вызывает сопротивление и много вопросов.
Одним из важных вопросов данного исследования является поиск путей решения сложившегося положения дел на примере конкретного учебного заве­дения в сфере дизайна: КГБ СПОУ НГХУ (краевое государственное бюджетное средне специальное профессиональное образовательное учреждение «Новоал­тайское государственное художественное училище (техникум)».) На этом при­мере в данном исследовании затронуты такие аспекты как: противоречия дизайн - образования, дисциплины специальности, педагогические технологии, межпред­метные взаимосвязи, современные коммуникации, с молодёжью в том числе, ИКТ (информационно компьютерные технологии) в образовании, НГХУ и его роль в культурной жизни края, региона, страны, более частные вопросы, связан­ные с современным дизайн-образованием. При работе над данным исследова­нием в качестве источников были использованы реальные учебные документы - учебный план, программы и устав учебного заведения.
Одним из главных является вопросов в исследовании является вопрос, включающий в себя все рассматриваемые задачи, это вопрос межпредметных взаимосвязей новейших технологий и нововведений в сфере дизайна и традици­онных дисциплин, которые в основе своей очень далеки от любых машинных технологий априори, что является абсолютно естественным процессом. Такие дисциплины как академический рисунок или академическая живопись не могут быть компьютеризированными или механизированными в целом. Их главная за­дача состоит в накопление художественного опыта через штудию, через трени­ровку ума, глаза и руки. В этом сложном, порой интуитивном и не поддающиеся логической систематизации, процессе не может быть задействован компьютер­ные труд. Но это не значит, что современные ИКТ, как внешний фактор не могут повлиять на этот процесс улучшая его.
Сегодня художник - профессия не столь возвышенная, в отличие от преды­дущих столетий, в современном мире в общей массе художник-дизайнер — это ремесленник и комплектатор. Представители художественных профессий скорее всего уже никогда не добьются таких успехов и знаменитости, как например, де­ятели Возрождения, или последние мастодонты профессии Художника XX века.
Узкоспециальные знания многих направлений в современном дизайне расширя­ются каждый день, владеть которыми, в силу их специфичности, один человек уже не в силах. Прогресс стремительно идёт вперед, и оказывает свое влияние на все сферы, на художественную в том числе.
В процессе работы над поставленными задачами и достижения указанной цели исследования был проведён тщательный анализ необходимой научной ли­тературы. Поиск информации проходил в нескольких направлениях все источ­ники можно условно разделить на несколько групп: дизайн; дизайн образование и преподавания специальных художественных дисциплин в курсе обучения ди- зайн-проектированию; педагогика и преподавание, компетентностный подход в образовании; проектные и инновационные технологии в образовании; цифровое искусство и ИКТ в художественном образовании; коммуникативные технологии в образовании; опыт зарубежных школ дизайна.
Проводя исследования в рамках дизайн-образования и преподавания спе­циальных художественных дисциплин в курсе (зарубежный опыт), следует отме­тить следующую ключевую работу для данного исследования Элкинса Д. «По­чему нельзя научить искусству» [76]. Автор, профессор Художественного ин­ститута Чикаго, предлагает исторический обзор преподавания изобразительного искусства начиная с Античности и заканчивая современными видными запад­ными вузами. В своей книге он делится собственным педагогическим опытом, рассматривает ряд проблем современного художественного образования и пред­полагает пути их решения.
Помимо этого, к проблемам преподавания дисциплин рисунка и живописи в дизайн-образовании в своих работах обращались: Бердышев В.В., Захаров Н.А., Кучеровская В.В. [16] В работе этих авторов рассматривается процесс со­временного четырехлетнего образовательного курса академического рисунка и живописи в сфере дизайна на базе вуза. Подробно рассмотрен процесс каждого года обучения от простых штудийных заданий до качественных творческих про­ектов старших курсов. Особенно важно отметить вопрос введения принципа де­коративности в курсы спец дисциплин. Также в этом направлении следует отметить работы таких авторов как Андреева О.П., Михайлова Э.В. [14], Ломако В. А. [36], Чеканцев П.А. [70]
Назарова С. И. [45] рассматривает такое современное понятие, как «обра­зование через всю жизнь», которое раскрывается в концепции непрерывного профессионального развития (образования). В своей работе автор делает акцент на отображение этой концепции в сфере Дизайна, как современного многогран­ного явления, рассматривает становление дизайна с исторической точки зрения, после чего делает вывод о необходимости горизонтально интегрированных ком­плексов, объединяющих образовательные учреждений близкого профиля в со­временном мире. Тем самым автор еще раз дает остыл к непрерывному профес­сиональному дизайн-образованию.
М. В. Давыденко, О. А. Шелюгина, О. С. Комарова [38] рассматривают по­ложительный опыт взаимосвязи обучающихся с региональными структурами бизнеса и общества. В работе описывается опыт факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета, в организации творческой лабора­тории цифровых технологий и дизайна в рамках образовательного проекта. В ис­следовании приводятся актуальные требования к современному специалисту в области цифрового дизайна, которые необходимы современному рынку труда.
Многоаспектность понятия «дизайн» рассматривалась многими отече­ственными авторами и на рубеже веков, и сейчас, в первой половине 21 века. Но наиболее значимой, отправной точкой можно считать работу Глазычева В. Л. «О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе» [21]. Авторское пере­издание 1970 года, не потерявшее актуальность и сейчас. Вячеслав Леонидович одним из первых обращается к теме дизайна, еще в советское время. В своей книге автор дает нами понятие о сложности и многообразии понятия - дизайн. Рассматривает историческое становление дизайна на Западе, разнообразие путей его развития, истоки явления, взаимоотношение дизайнерской деятельности и искусства.
К вопросу проектной технологии в сфере дизайн-образования обращались следующие авторы Пойдина Т.В. [51], Файзрахманова А.Л. [66], Топилина Н.В [60], Трускова М. А. [62, 63]. Шендрик И.Г. [75], в научной работе посвященной данной теме делает вывод, что проект, как продукт проектной технологии, ста­новится авторским, и автор несет за него ответственность - это основное поло­жение проектной научности в любой сфере дизайн-проектирования, в том числе и педагогике. Ведущие преподаватели в сфере дизайна АлтГТУ (Алтайский гос­ударственный технический университет им. И. И. Ползунова), Поморов С.Б., Прохоров С. А., Шадурин А.В. [53], рассматривают проектную культуру как при­кладную.
Овчинникова Р. Ю. [49] делает исследовательский акцент на графическом дизайне, рассматривает уникальное проектное мышление дизайнера-графика как некий синтез. Автор дает характеристику художественному и конструктивному мышлению, как основе проектного мышления, которые в тесной взаимосвязи со знаниями (естественнонаучные, гуманитарные, технические) и креативным под­ходом, и составляют вышеописанный синтез.
К теме современного цифрового искусства и влияния ИКТ на образование в целом обращаются Шавлыгин Д. О., Обморокова А. М. [73] Авторы рассмат­ривают развитие технологии, и ее революцию в изобразительно-художественном творчестве, начиная с изобретения печати в 15 веке.
Турлюн Л. Н. [64] в своей работе рассматривает влияние новых компью­терных технологий на современное изобразительное искусство и на искусство в целом. Автором отмечается преобладание процесса восприятия над самим арте­фактом (объектом) искусства. Дается определение компьютерному искусству в целом и цифровой живописи, как частному явлению первого.
Некрасов Д. Ю. [46] рассматривает процесс внедрения ИКТ с историче­ской точки зрения, и как следствие этого, развитие такого феномена как скево- морфизм и его проявление в визуальном искусстве. Одним из основных выводов автора: опыт традиционного искусства явился опорой для нового цифрового ис­кусства. Период адаптации цифровых технологий заканчивается, и следовательно, общество способно принять цифровые аналоги минуя реальные прототипы.
Взаимодействие традиционного визуального искусства и новейших компь­ютерных технологий исследует в своих работах Прохоров С.А. [54, 55, 56,] Ав­тор, в частности, рассматривает относительно недавнюю и быструю эволюцию компьютерного творчества в плане изобразительного искусства, его прямую за­висимость от развития технологий, и вместе с тем огромный потенциал. Автор отмечает, что на данный момент очень мало школ или других образовательных организаций, дающих специальность, цифровой художник. Также отмечается, что между цифровой живописью и пространством Интернета прямая взаимо­связь.
Вопрос взаимосвязи компьютерных технологий в образовании и предме­тов художественного направления, в частности цветоведения и колористики, рассматривают в своем исследовании Золкина А.В. и Науменко О.М. [25] Они подробно описывают средства и технологии, используемые ими на практике в образовательном процессе. Исследование вопроса приводит к выводу о положи­тельном влиянии новых цифровых технологий и процесса обучения цветоведе- нию.
Макарова И.О. [40] рассматривает в своей работе особенности компьютер­ной графики в современной книжной графике, в частности больший акцент де­лается на рацию, а не на верстку самой книги в целом. В работе рассматривается разница между двумя подходами к книжной иллюстрации - ручная, традицион­ная работа и компьютерная графика. Отмечены достоинства технологичного подхода, в частности не фотореалистичной визуализации. Также к теме цифро­вого искусства обращаются Белозеров О.И., Селина А.М. [15]
К вопросу инновационных технологий в обучении студентов-дизайнеров в своей работе обращается Е.Ю. Амчиславская. [13] Автор выделяет несколько ти­пов инновационных технологий, которые необходимо использовать в дизайн - образовании. Среди прочих - метод использования ресурсов сети в образова­тельном процессе и его возросшее значение в связи с событиями 2020 года.
К развитию визуальной культуры обучающихся в своих исследованиях об­ращаются Нехвядович Л.И., Кирюшина Ю.В., Шелюгина О.А. [47]
Уильямс Г., в своей книге «Как писать о современном искусстве» [65] рас­сматривает ряд вопросов о написании текстов об искусстве. Автор рассказывает о сферах работы в области современного искусства, о разнообразии тем, крити­ческих статьях, написании эссе и рекламных текстов по искусству. Также уделя­ется внимание и анализу возможных ошибок при написании работ.
Новикова Я.В. [48] обращается к особенностям преподавания живописи в сфере дизайна. Автор анализирует опыт зарубежных и отечественных институ­тов, делает вывод о снижении уровня работ российских студентов-дизайнеров в плане академической живописи и предлагает введение ряда специальных зада­ний по дисциплине, способствующих межпредметным взаимосвязям на курсе.
О значение рисунка, проектной графики, конструктивного рисунка, важ­ность проектно-графических компетенций в становлении дизайнера пишет Май- стришин Т.Н. [39]
Большую исследовательскую работу в плане дизайн-образования провели такие авторы как Ковешникова Е.Н. [30, 31] и Ковешникова Н.А. [29, 30, 31]
Некоторые вопросы и темы исследования, к которым обращается автор были опробованы при участии в международных научно-методических конфе­ренциях:
«Образование. Наука. Карьера», Юго-Западный государственный универ­ситет, г. Курск, Россия 24 января 2018 года, статья «Проблемы современного среднего профессионального образования в сфере дизайна»;
«Наука молодых - будущее России», г. Курск, 10-11 декабря 2019 года, статья «Современные задачи среднего специального образования отрасли дизайн на примере Новоалтайского государственного художественного училища».
Описанные выше положения позволяют сформулировать проблему иссле­дования, которая заключается в необходимости решения вопросов и задач, вы­явленных посредствам анализа межпредметной взаимосвязи специальных дис­циплин в современных педагогических реалиях.
Цель работы - определить специфику реализации образовательной про­граммы специальности "Дизайн" в контексте современных тенденций развития дизайна и разработать комплект методических материалов, направленный на ак­туализацию содержания образовательной программы Новоалтайского государ­ственного художественного училища
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
провести анализ и дать характеристику общим современным тенденциям в дизайн-образовании, опираясь на российский и зарубежный опыт;
провести анализ педагогических технологий, методов и задач, используе­мых в специальных дисциплинах художественного цикла в современном профес­сиональном образовании специальности «Дизайн»;
охарактеризовать образовательное учреждение краевое государственное бюджетное средне специальное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)»;
определить возможности и эффекты образовательного партнерства, а также ориентации на потребности рынка в сфере дизайн-образования с учетом специфики конкретного образовательного учреждения;
дать возможные варианты решения проблемных вопросов и задач, выяв­ленных посредствам исследования межпредметной взаимосвязи специальных дисциплин.
Объектом исследования являются образовательные программы среднего профессионального образования специальности "Дизайн".
Предмет исследования - способы актуализации содержания и методики обучения дизайну в условиях среднего профессионального образования на при­мере Новоалтайского государственного художественного училища.
В ходе исследования использовались следующие методы: сравнительный анализ, синтез, изучение и реферирование источников, анализ литературы, изу­чение и обобщение опыта зарубежных и отечественных практик в сфере, моде­лирование.
При работе над данным исследованием были проанализированы источ­ники, относящееся не только к образованию в целом - федеральный государ­ственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям) [1], но и реальные документы НГХУ. Среди которых рабочие программы профессионального модуля по спе­циальности «Дизайн [2,3,5,6,7], устав НГХУ [4], а также учебный план заведения за 2019 год [8].
В ходе исследования выдвигается гипотеза, что более качественное обра­зование студентов-дизайнеров станет возможным если внести положительные изменения в существующие образовательные процессы в сфере дизайн-образо- вания на основании современных подходов и методов.
Научная новизна. В ходе проведённого исследования выявлено, что совре­менное российское дизайн-образование, в целом, имеет проблемы педагогиче­ского, экономического и социального характера. Необходимо найти возможные решения, в частности, путем корректировки имеющихся образовательных про­грамм и большего качественного внедрения современных технологий в образо­вательный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в предложении направлений усиления межпредметных взаимосвязей дисциплин дизайн-образо- вания с опорой на современные компьютерные и педагогические технологии.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты иссле­дования, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстрационного материала и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, поставлена проблема иссле­дования; определены цель и задачи исследования.
В первой главе дается общая характеристика Дизайна как глобального яв­ления, рассматривается дизайн-образование и его роль в современном мире, изу­чается зарубежный и российский опыт в сфере, выдвигаются основные про­блемы и возможные пути решения, описываются особенности преподавания спе­циальных дисциплин художественного цикла по специальности «Дизайн», да­ётся их описательный характер.
Во второй главе характеризуется образовательное учреждение КГБ СПОУ НГХУ, его значение и роль в культурной жизни, как края, так и региона в целом; выявляются положительные и отрицательные моменты коммуникации в сфере дизайн-образования, акцентируется внимание на проблеме межпредметной связи и вариантах её решения, в виде изменение программ дисциплин или внед­рение новых, совместно с другими вспомогательными решениями. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложении представлены дополнительные материалы работы по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа включает 66 страниц машинопис­ного текста, содержит 9 приложений. Список литературы включает 77 источни­ков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все рассмотренные в этой работе вопросы, проблемы и тенденции, а также предложенные пути решения и развития в сфере дизайн-образование — это част­ный взгляд на проблему, с точки зрения молодого преподавателя с небольшим опытом работы в сфере. Но именно это опыт позволил сделать такие заключения о современном преподавании в сфере дизайна. Дальнейшее накопление практики будет расширять круг вопросов и проблем, вероятно будут найдены иные направления действий и пути решения выявленных противоречий.
Традиции образования предшествующего периода оставили весомый вклад в формировании современной системы образования, и сфера дизайн-обра- зования не является исключением. Прошла целая эпоха, и многие устаревшие элементы системы нуждаются в грамотном обновлении. Дело не в том, что обра­зовательные методы советского периода плохи, отнюдь, просто назрела необхо­димость изменений в связи с запросами времени. Модернизация и внедрение ин­новаций в образование сейчас просто необходимы, чтобы шагать в ногу с разви­тыми странами. Для этого важно изучить перспективы развития и практического функционирования российского средне специального профессионального обра­зования.
Положительные решения в вопросе образования должны исходить от всех уровней: необходимы государственная поддержка, образовательное партнерство и ориентация на потребности рынка в образовании.
Система образования работает с самым ценным, с детьми и подростками, определяя их, как специалистов завтрашнего дня, обеспечивая профессиональ­ными кадрами абсолютно все сферы и отрасли страны. Несомненно, что от каче­ства образовательной услуги будет напрямую зависеть и качество нашей буду­щей жизни. На сегодняшний день в воспитании и в образовании студентов-ди­зайнеров очень много проблем, привлекать внимание к их решениям необходимо по вертикали вверх.
Только всесторонний анализ образовательного процесса позволит выявить противоречия и пробелы системы. В данной работе описаны лишь некоторые из них, и по большей части, рассмотрены решения более частного плана - предмет­ная взаимосвязь и коммуникации с молодым поколением, а также влияние со­временных компьютерных технологии на образование. Такие задачи по силам решать образовательному учреждению самостоятельно, посредством современ­ных педагогических технологий.
Сейчас активно происходят процессы всеобщей тотальной цифровизации важнейших сфер жизни человека - образования, экономики, государственного управления. Все они направлены на создание положительной и доступной среды для пользователя.
Более глубокий процесс внедрения ИКТ в художественное образование, особенно в плане преподавания академических пластических дисциплин, веро­ятнее всего будет иметь более длинный путь, чем в других видах образования ввиду своей специфики. Но образование должно отвечать на запросы времени, так как оно готовит специалистов-профессионалов для нужд и благ всей страны. И чем прогрессивнее будет образование и культурное воспитание, тем компе­тентней будут специалисты будущего.
Описанные в научной работе, и апробированные в процессе преподава­тельской деятельности, разработанные автором упражнения и задания могут стать началом изменения в учебном процессе. Но сознание необходимости изме­нений в учебном заведении должно исходить сразу от нескольких сторон - опыт старшего поколения педагогов, заинтересованность администрации и рвения мо­лодых специалистов. Лишь при такой возможности изменения будут иметь ка­чественное и положительное значение для образовательного учреждения, и прежде всего для его обучающихся в нем.
Сегодня качество образования выпускников должно полностью удовлетво­рять требованиям, заключенным в Профессиональных стандартах. Обладая пол­ным перечнем соответствующих знаний и навыков, выпускник учебного заведе­ния сможет полностью реализовать себя как высококачественный специалист сферы, тем самым привнеся всеобщую пользу.
Повышение качества образования всегда несёт в себе стратегическую направленность. По существу, это формирование нашего будущего. Объектив­ная необходимость улучшений профессиональной подготовки будущих дизай­неров сегодня заметнее, чем когда-либо - обществу нужны профессиональные кадры, которые способны оперативно решать поставленные задачи.


1. Министерство образования и науки российской федерации "ФГОС СПО по специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям) " от 27 октября 2014 г. № 1391 // [Электронный ресурс] иКЬ: https://fgos.ru/. 2014 г.
2. Рабочая программа профессионального модуля. ПМ. 01Творческая художественно-проектная деятельность в культуре и искусстве по специально­сти 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства по программе углубленной подготовки. Отрасль: Графический дизайн
3. Рабочая программа профессионального модуля. ПМ. 01Творческая художественно-проектная деятельность в культуре и искусстве по специально­сти 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства по программе углубленной подготовки. Отрасль: Дизайн архитектурной среды
4. Устав КГБ СПОУ НГХУ // [Электронный ресурс] anghu.ru - НКГ: https://anghu.ru/legal.php?id=1362237930&cat=1316512264 (дата обращения:
11.12.2019) .
5. Рабочая программа учебной дисциплины. ОП. 02. Живопись для спе­циальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) углубленной подготовки реали­зуется в области культуры и искусства углубленной подготовки. Отрасли: Ди­зайн архитектурной среды и Графический дизайн
6. Рабочая программа учебной дисциплины. ОП. 03. Цветоведение для специальностей СПО 54.02.05 «Живопись» (по видам), 54.02.01 «Дизайн» (по от­раслям) в области культуры и искусства (углубленной подготовки).
7. Рабочая программа учебной дисциплины. ОП.01 Рисунок по специ­альности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и искусства углубленной подготовки. Отрасли: Дизайн архитектурной среды и Графический дизайн.
8. Учебный план Краевого государственного бюджетного профессио­нального образовательного учреждения «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)» по специальности среднего профессио­нального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям) в области культуры и ис­кусства по программе углубленной подготовки. Отрасли: Дизайн архитектурной среды, Графический дизайн. 2019 год.
Литература
9. 100 Years of Swiss Graphic Design. Lars Muller, 2014. - 384 с.
10. Eskilson S.J. Graphic Design: A History. Laurence King Publishing,
2019. - 472 с.
11. Igen: Поколение, родившееся со смартфоном в руке. Влияние техно­логий на подростков - данные масштабного исследования [Электронный ресурс] // http://womo.ua URL: http://womo.ua/gen/ (дата обращения: 23.01.2018).
12. Sutcliffe, A.G. Human-Computer Interface Design. Palgrave Macmillan UK, 1988. - 205 с.
13. Амчиславская Е.Ю. Инновационные технологии в обучении студен­тов-дизайнеров // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №4. - С. 143-145.
14. Андреева О.П., Михайлова Э.В. Творческая мастерская рисунка как средство формирования проектно-графической компетентности студентов, бу­дущих дизайнеров // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - С. 11­16.
15. Белозеров О.И., Селина А.М. Цифровая живопись - замена современ­ному искусству? // Academy. - 2019. - С. 12-16. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zhivopis-zamena-sovremennomu- iskusstvu/viewer (дата обращения: 10.11.2019).
16. Бердышев В.В., Захаров Н.А., Кучеровская В.В. Этапы изучения ри­сунка и живописи в дизайн-образовании // Вестник Псковского государствен­ного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - С. 151-155. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-izucheniya- risunka-i-zhivopisi-v-dizayn-obrazovanii (дата обращения: 30.11.2019).
17. Бобровских О.Н. Реализация ФГОС СПО: проблемы и перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - С. 14-15.
18. Бобряшова О.В., Мосиенко Л.В. Компаративный анализ российского и зарубежного опыта развития дизайн-образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - С. 17-21. [Электронный ресурс] ПВЬ: ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/кошрагайУпуу-апа117-гозз1узкодо-1-7агиЬе7Ьподо- ору1а-га7УЙ1уа-й17ауп-оЬга7ОУатуа/у1е’№ег (дата обращения: 10.11.2019).
19. Братченко Л.В. Специфика формирования профессиональных ком­петенций будущих специалистов педагогической направленности в дизайн-об- разовании средствами компьютерных технологий // Наука и образование сего­дня. - 2020. - С. 78-80.
20. Где учиться на дизайнера? // [Электронный ресурс]: elle.ru ПКЕ: ййрз://’№№№.е11е.ги//о1позйешуа/сапега/дйе-исййзуа-па-й17атега/ (дата обраще­ния: 11.12.2019).
21. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М: Европа, 2011. - 320 с.
22. Демшина А.Ю. Живопись в эпоху медиакультуры // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2018. - С. 19-24.
23. Долгих Н.Н. Колористика в дизайн-образовании // Вестник Т омского государственного педагогического университета. - 2016.
24. Ермолаева М.А. Обучение дисциплинам "рисунок" и "декоративный
рисунок" в высшей школе народных искусств // Традиционное прикладное ис­кусство и образование. - 2017. - С. 1-5. [Электронный ресурс] ПКЕ:
ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/оЬисйеше-й1з1ыр1таш-пзипок-1-йекогайупуу- пзипок-у-ууззйеу-зЬко1е-пагойпуй-1зкизз1у/у1е’№ег (дата обращения: 10.11.2019)
25. Золкина А. В., Науменко О. М. Применение информационных техно­логий в преподавании дисциплины "Цветоведение и колористика" (на примере профиля "Прикладная информатика в дизайне") // Вестник Томского государ­ственного педагогического университета. - 2020. - №1. - С. 77-75.
26. Исаева О.А. Цифровая живопись как актуальное направление отече­
ственного искусства // Вестник Санкт-Петербургского государственного инсти­тута культуры. - 2017. - С. 173-176. [Электронный ресурс] ПВЬ:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tsifrovaya-zhivopis-kak-aktualnoe-napravlenie- otechestvennogo-iskusstva/viewer (дата обращения: 10.11.2019)
27. Кириенко И.П. Преемственность в непрерывном дизайн образова­нии // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - С. 147­151
28. Киселева Н.Е. Роль и значение рисунка в профессиональной дея­тельности дизайнера // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - С. 87-89.
29. Ковешникова Е. Н., Ковешникова Н.А. Модели дизайн-образования: зарубежный опыт // Известия Тульского государственного университета. Гума­нитарные науки. - 2014. - С. 117-123.
30. Ковешникова Е.Н. Ковешникова Н.А. Основные тенденции развития
художественного профессионального образования // Гаудеамус. - 2005. - С. 50­54. [Электронный ресурс] ПРЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osnovnye-
tendentsii-razvitiya-hudozhestvennogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обра­щения: 10.11.2019)
31. Ковешникова Н.А. Актуальные проблемы дизайн-образования в кон­
тексте современной теории и практики дизайна // Вестник Тамбовского универ­ситета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - С. 151-155. [Электронный ресурс] ПРЕ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/aktualnye-problemy-dizayn-obrazovaniya-v-
kontekste-sovremennoy-teorii-i-praktiki-dizayna (дата обращения: 10.11.2019)
32. Крашенинников В.В. Подгурецкий Ю. Роль социальной коммуника­ции в подготовке педагогов профессионального образования // Вестник Нижне­вартовского государственного университета. - 2018. - С. 53-56.
33. Крашенинников В.В., Подгурецки Ю. Социальные коммуникации в образовании // Философия образования. - 2012. - №4(43). - С. 123-130.
34. Ломакин М.О. Декоративный рисунок как способ формирования композиционного и творческого мышления у будущих художников традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2016. - С. 191-194.
35. Ломакин М.О. Раскрытие понятия "декоративный рисунок" приме­
нительно к профессиональному образованию в области традиционного приклад­ного искусства // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - С. 178-180. [Элек­тронный ресурс] иРТ: https://cyberleninka.ru/article/n/raskrytie-ponyatiya-
dekorativnyy-risunok-primenitelno-k-professionalnomu-obrazovaniyu-v-oblasti- traditsionnogo-prikladnogo-iskusstva/viewer (дата обращения: 10.11.2019)
36. Ломако В. А. Инновационные подходы преподавания рисунка и жи­вописи в колледже искусств // Научно-методический электронный журнал «Кон­цепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1041-1045. - [Электронный ресурс]: иРТ: ййр://е- koncept.ru/2014/54472.htm. (дата обращения: 10.11.2019).
37. Лугина Я.А. Педагогическая интеграция в дизайн-образовании // Омский научный вестник. - 2012. - С. 194-196.
38. М. В. Давыденко, О. А. Шелюгина, О. С. Комарова Взаимодействие с профессиональным сообществом как средство построения эффективной обра­зовательной среды в дизайн-образовании // Мир науки, культуры, образования. -
2020. - №3- С. 131-133.
39. Майстришин Т.Н. Реализация конструктивного рисунка в процессе обучения студентов-дизайнеров как условие становления их проектно-графиче­ской компетенции // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016.
40. Макарова И.О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011.
41. Медведев Л.Г., Краснобородкин В.П. Специфика подготовки дизай­
неров на занятиях по живописи // Омский научный вестник. - 2012. - С. 231-234. [Электронный ресурс] 1Ж1/ https:/^yberieшnka.ru/article/n/spetsifika-
podgotovki-dizaynerov-na-zanyatiyah-po-zhivopisi/viewer (дата обращения:
10.11.2019) .
42. Мирошникова В. М. О проблемах отечественного дизайна и дизайн-
образования. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1286-1290. - [Электронный ресурс] НВЬ: http://e-
koncept.ru/2013/53260.htm. (дата обращения: 10.11.2019).
43. Михайлов С.М., М69. История дизайна. Том 1: Учеб. Для вузов., 2-е изд. Испр. И дополн., изд. Москва: "Союз Дизайнеров России", 2002., 270 с.
44. Мурзина С.М. Современные задачи и проблемы преподавания худо­
жественного проектирования в высшей школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - С. 209-214. [Электронный ресурс] НВЬ:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zadachi-i-problemy-prepodavaniya- hudozhestvennogo-proektirovaniya-v-vysshey-shkole (дата обращения: 10.11.2019).
45. Назарова С. И. Теоретико-методологические основы непрерывного профессионального образования в сфере дизайна // Научно-технические ведомо­сти СПбГУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - №2. - С. 114-120.
46. Некрасов Д. Ю. Скевоморфизм в цифровых интерфейсах и художе­
ственных программах // Театр. Живопись. Кино. Музыка - 2015. - С. 185-202. - [Электронный ресурс] 1Ж1/ ййрз://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/зкеуошог117ш^- tsifrovyh-interfeysah-i-hudozhestvennyh-programmah (дата обращения:
30.11.2019) .
47. Нехвядович Л.И., Кирюшина Ю.В., Шелюгина О.А. Развитие визу­альной культуры как условие формирования профессиональной компетентности студентов творческих направлений подготовки // Мир науки, культуры, образо­вания. - 2017. - С. 305-307.
48. Новикова Я. В. Особенности преподавания живописи в архитек­
турно-дизайнерских вузах в рамках пропедевтического подхода // Вестник Том­ского государственного педагогического университета. - 2011. - №4. - С. 44-47. [Электронный ресурс] 1Ж1/ https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
prepodavaniya-zhivopisi-v-arhitektumo-dizaynerskih-vuzah-v-ramkah- propedevticheskogo-podhoda/viewer (дата обращения: 10.11.2019).
49. Овчинникова Р. Ю. Дизайн - проектирование: теоретические осно­вания и специфика // Омский научный вестник. -2012. - №1(105). - С. 267 - 270. - [Электронный ресурс] 1Ж1/ ййрз://суЬег1ешнка.ги/агйс1е/у/Ш7аун-ргоекйгоуаше- 1еогейсйезк1е-озпоуашуа-1-зре1зИ1ка (дата обращения: 30.11.2019).
50. Папанек В. Дизайн для реального мира. - Аронов, 2018. - 416 с.
51. Пойдина Т. В. Аксиологические аспекты проектной культуры и фор­мирование проектно-компетентной культуры студентов в системе профессио­нального обучения (дизайн) // Известия Алтайского государственного универси­тета. - 2014. - С. 189-192.
52. Полтавская М.Д. Профессиональное дизайн-образование в универ­
ситете // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. [Электронный ресурс] 1Ж1/
ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/рго1еззюпа1пое-Ш7ауп-оЬгагоуате-у- ишуегзйе1е/у1е’№ег (дата обращения: 10.11.2019).
53. Поморов С.Б. Прохоров С.А. Шадурин А.В. Дизайн: от наброска до компьютерных технологий. компьютерная техника в дисциплине «живопись» // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - С. 86-88.
54. Прохоров С.А. Влияние компьютерных технологий и преобразова­
ний цветографической продукции на натурную живопись // Приволжский науч­ный вестник. - 2013. - С. 98-101. [Электронный ресурс] ПВЬ:
ййрз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/у11уаше-кошруи1егпуй-1еЬпо1од1у-1-ргеоЬгагоуашу- 1дуе1одга11сйезкоу-рго4ик1зп-па-па1ишиуи-7Й1уор1з/у1е’№ег (дата обращения:
10.11.2019)
55. Прохоров С.А. Живопись и компьютерные технологии как необхо­димые составляющие архитектурной проектной деятельности // Вестник Чере­повецкого государственного университета. - 2013. - №2.
56. Прохоров С.А. Компьютерные технологии в современной живописи // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - С. 202-206. - [Электронный ресурс] 1Ж1/ ййрз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/кошруи1егпуе- 1еЬпо1оди-у-зоугешеппоу-7Ыуор1з1/у1е’№ег (дата обращения: 10.11.2019)
57. Сведения об образовательной организации. Официальный сайт КГБ ПОУ НГХУ - [Электронный ресурс] URL: https://anghu.ru/index.php (дата обра­щения: 11.12.2019).
58. Соловьева А.В. Эстетическое воспитание личности средствами ди­зайн-образования // Педагогика искусства. - 2008. - №4.
59. Сухарев А.И. Совершенствование методики обучения академиче­
скому рисунку студентов факультетов искусств педагогических вузов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные иссле­дования. - 2015. - С. 103-105. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-obucheniya- akademicheskomu-risunku-studentov-fakultetov-iskusstv-pedagogicheskih- vuzov/viewer (дата обращения: 10.11.2019).
60. Топилина Н.В. Проектная деятельность и проектная культура как факторы профессионального развития педагога // Вестник Таганрогского инсти­тута имени А.П. Чехова. - 2009. - С. 273-278. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-i-proektnaya-kultura-kak- faktory-professionalnogo-razvitiya-pedagoga/viewer (дата обращения: 10.11.2019).
61. Т очилин А.А. Специфика использования мультимедийных материа­лов в преподавании дисциплин "академический рисунок" и "академическая жи­вопись" для студентов-дизайнеров // Universum: психология и образование. - 2018. - №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika- ispolzovaniya-multimediynyh-materialov-v-prepodavanii-distsiplin-akademicheskiy- risunok-i-akademicheskaya-zhivopis-dlya/viewer (дата обращения: 10.11.2019)
62. Трускова М. А. Основные компоненты проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - С. 114-117.
63. Трускова М. А. Формирование проектной культуры будущих педа­гогов профессионального обучения (дизайн) // Педагогическое образование в России. - 2012.
64. Турлюн Л. Н. Цифровая живопись как вид компьютерного искусства // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 876-879. — [Электронный ресурс] ПИБ: https://moluch.ru/archive/108/26005/ (дата обращения: 30.11.2019).
65. Уильямс Г. Как писать о современном искусстве. - Ад Маргинем - 2017. - 368 с.
66. Файзрахманова А.Л. Проектная культура студентов в контексте ху­
дожественного образования // Концепт. - 2019. -№ 3 - С. 22-26. - [Электронный ресурс] ПИК: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-kuttura-studentov-v-
kontekste-hudozhestvennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 10.11.2019).
67. Филл Ш. и Филл П.; пер. С англ. С. Бавина. История Дизайна. Изда­тельство колибри, «Азбука-Аттикус», 2014., 512 с.
68. Филлипс С. ...Измы. Как понимать современное искусство. - Ад Маргинем - 2017. - 160 с.
69. Хорошунова А.В. Инновационные технологии в процессе обучения
студентов на занятиях по академической живописи // Вестник Московского гос­ударственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2019. - С. 54-60. [Электронный ресурс] 1Ж1/ ЬИрз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/тпоуа1зюппуе-
tehno1ogii-v-protsesse-obucheniya-studentov-na-zanyatiyah-po-akademicheskoy- zhivopisi/viewer (дата обращения: 10.11.2019)
70. Чеканцев П.А. Современная визуальная культура и проблемы худо­жественного образования // Преподаватель XXI век. - 2017. - С. 163-169.
71. Чжао С. Значение академической живописи в подготовке дизайнера // Образование и право. - 2020. - №8. - С. 322-326.
72. Чэн Ю. Методика преподавания цветоведения в художественных ву­
зах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 488-492. [Электронный ресурс] ПИБ:
https://cyber1eпiпka.ru/artic1e/п/metodika-prepodavaпiya-tsvetovedeпiya-v- hudozhestveппyh-vuzah (дата обращения: 10.11.2019).
73. Шавлыгин. Д. О., Обморокова А. М. Интеграция цифрового искус­ства в традиционную художественную среду // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. - С. 100-106.
74. Шадурин А.В. Компьютерная техника как новый инструмент созда­ния художественного образа в декоративной живописи и архитектурном проек­тировании // Манускрипт. - 2017. - С. 191-194. [Электронный ресурс] СКЬ: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kompyuternaya-tehnika-kak-novyy-instrument- sozdaniya-hudozhestvennogo-obraza-v-dekorativnoy-zhivopisi-i-arhitekturnom- proektirovaniiZviewer (дата обращения: 10.11.2019)
75. Шендрик И.Г. Проектирование в дизайн-образовании // Сб. Науч.
Ст., серия "Образование, здравоохранение физическая культура» выпуск 6. -
Екатеринбург: Вестник ЮУРГУ - 2005 - №15 - С. 201-204.
76. Элкинс Д. Почему нельзя научить искусству. - Ад Маргинем Пресс, 2016. - 288 с.
77. Ян В., Катханова Ю.Ф. Комбинированная модель обучения будущих дизайнеров визуальной коммуникации // Преподаватель XXI век. - 2018. - С. 230­234.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ