Особенности преподавания профессиональных дисциплин художественного цикла в дизайн-образовании на примере Новоалтайского государственного художественного училища
|
Введение 3
Глава 1. Обучение специальности в контексте развития среднего профессионального образования в сфере дизайна 13
1.1. Развитие современного профессионального образования на базе средних
специальных учебных заведений 13
1.2. Особенности преподавания специальных дисциплин художественного цикла
в современном среднем профессиональном образовании по специальности «Дизайн» 20
Глава 2. Способы актуализации содержания и методов обучения в дизайн-обра- зовании 28
2.1. Специфика реализации образовательной программы по специальности "Дизайн" на базе Новоалтайского государственного художественного училища 28
2.2. Коммуникационные задачи в современном дизайн-образовании на примере
НГХУ 35
2.3. Межпредметные связи как средство повышения эффективности обучения
студентов в дизайн-образовании 43
Заключение 53
Библиографический список источников и литературы 56
Приложения 68
Глава 1. Обучение специальности в контексте развития среднего профессионального образования в сфере дизайна 13
1.1. Развитие современного профессионального образования на базе средних
специальных учебных заведений 13
1.2. Особенности преподавания специальных дисциплин художественного цикла
в современном среднем профессиональном образовании по специальности «Дизайн» 20
Глава 2. Способы актуализации содержания и методов обучения в дизайн-обра- зовании 28
2.1. Специфика реализации образовательной программы по специальности "Дизайн" на базе Новоалтайского государственного художественного училища 28
2.2. Коммуникационные задачи в современном дизайн-образовании на примере
НГХУ 35
2.3. Межпредметные связи как средство повышения эффективности обучения
студентов в дизайн-образовании 43
Заключение 53
Библиографический список источников и литературы 56
Приложения 68
Актуальность научной работы обусловлена многообразием и сложностью задач обучения и воспитания современного квалифицированного специалиста дизайнера. Процессы развития технологий, происходящие как в современном российском обществе, так и в мире в целом, требуют от системы образования высоко квалифицированных в своей специализации и мобильных, в условиях постоянно меняющейся действительности, профессиональных кадров.
Современная действительность заставляет нас прежде всего учится охватывать необъятный процесс всеобщей информатизации, она постепенно меняет приоритеты, и происходит это достаточно быстро. События 2020 года особенно остро показали нам, что необходимо очень быстро находить необходимые решения в ограниченный период времени. Такие стремительные процессы особенно страшны для несформированного, в меру неграмотного сознания современных подростка, ребенка, студента или школьника. Неустойчивая и быстро меняющаяся обстановка в окружающем мире требует и от взрослого человека максимальной мобильности, приспособления к меняющимся условиям и возможности давать должные реакции и ответы на постоянно происходящие изменения. На современного подростка обрушивается колоссальный поток настолько разнообразной информации, что завладеть интересом обучающегося и не потерять эту ценность на протяжении всего периода обучения становится одной из основных задач образования. И для решения этого вопроса мы должны обратиться к вопросам современных технологий и взаимосвязи их с традиционным образованием.
Данное исследование направлено на выявление особенностей и проблем современного среднего профессионального образования в сфере дизайна. Стремительно меняется многие сферы деятельности человека, с повсеместным внедрением компьютерных и информационных технологий, и образование не исключение. На данный момент многие образовательные системы нашли пути гармоничного синтеза с нововведениями, что уже дало положительные отклики. Но изменения в художественных, ремесленных и других творческих специальностях зачастую вызывает сопротивление и много вопросов.
Одним из важных вопросов данного исследования является поиск путей решения сложившегося положения дел на примере конкретного учебного заведения в сфере дизайна: КГБ СПОУ НГХУ (краевое государственное бюджетное средне специальное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)».) На этом примере в данном исследовании затронуты такие аспекты как: противоречия дизайн - образования, дисциплины специальности, педагогические технологии, межпредметные взаимосвязи, современные коммуникации, с молодёжью в том числе, ИКТ (информационно компьютерные технологии) в образовании, НГХУ и его роль в культурной жизни края, региона, страны, более частные вопросы, связанные с современным дизайн-образованием. При работе над данным исследованием в качестве источников были использованы реальные учебные документы - учебный план, программы и устав учебного заведения.
Одним из главных является вопросов в исследовании является вопрос, включающий в себя все рассматриваемые задачи, это вопрос межпредметных взаимосвязей новейших технологий и нововведений в сфере дизайна и традиционных дисциплин, которые в основе своей очень далеки от любых машинных технологий априори, что является абсолютно естественным процессом. Такие дисциплины как академический рисунок или академическая живопись не могут быть компьютеризированными или механизированными в целом. Их главная задача состоит в накопление художественного опыта через штудию, через тренировку ума, глаза и руки. В этом сложном, порой интуитивном и не поддающиеся логической систематизации, процессе не может быть задействован компьютерные труд. Но это не значит, что современные ИКТ, как внешний фактор не могут повлиять на этот процесс улучшая его.
Сегодня художник - профессия не столь возвышенная, в отличие от предыдущих столетий, в современном мире в общей массе художник-дизайнер — это ремесленник и комплектатор. Представители художественных профессий скорее всего уже никогда не добьются таких успехов и знаменитости, как например, деятели Возрождения, или последние мастодонты профессии Художника XX века.
Узкоспециальные знания многих направлений в современном дизайне расширяются каждый день, владеть которыми, в силу их специфичности, один человек уже не в силах. Прогресс стремительно идёт вперед, и оказывает свое влияние на все сферы, на художественную в том числе.
В процессе работы над поставленными задачами и достижения указанной цели исследования был проведён тщательный анализ необходимой научной литературы. Поиск информации проходил в нескольких направлениях все источники можно условно разделить на несколько групп: дизайн; дизайн образование и преподавания специальных художественных дисциплин в курсе обучения ди- зайн-проектированию; педагогика и преподавание, компетентностный подход в образовании; проектные и инновационные технологии в образовании; цифровое искусство и ИКТ в художественном образовании; коммуникативные технологии в образовании; опыт зарубежных школ дизайна.
Проводя исследования в рамках дизайн-образования и преподавания специальных художественных дисциплин в курсе (зарубежный опыт), следует отметить следующую ключевую работу для данного исследования Элкинса Д. «Почему нельзя научить искусству» [76]. Автор, профессор Художественного института Чикаго, предлагает исторический обзор преподавания изобразительного искусства начиная с Античности и заканчивая современными видными западными вузами. В своей книге он делится собственным педагогическим опытом, рассматривает ряд проблем современного художественного образования и предполагает пути их решения.
Помимо этого, к проблемам преподавания дисциплин рисунка и живописи в дизайн-образовании в своих работах обращались: Бердышев В.В., Захаров Н.А., Кучеровская В.В. [16] В работе этих авторов рассматривается процесс современного четырехлетнего образовательного курса академического рисунка и живописи в сфере дизайна на базе вуза. Подробно рассмотрен процесс каждого года обучения от простых штудийных заданий до качественных творческих проектов старших курсов. Особенно важно отметить вопрос введения принципа декоративности в курсы спец дисциплин. Также в этом направлении следует отметить работы таких авторов как Андреева О.П., Михайлова Э.В. [14], Ломако В. А. [36], Чеканцев П.А. [70]
Назарова С. И. [45] рассматривает такое современное понятие, как «образование через всю жизнь», которое раскрывается в концепции непрерывного профессионального развития (образования). В своей работе автор делает акцент на отображение этой концепции в сфере Дизайна, как современного многогранного явления, рассматривает становление дизайна с исторической точки зрения, после чего делает вывод о необходимости горизонтально интегрированных комплексов, объединяющих образовательные учреждений близкого профиля в современном мире. Тем самым автор еще раз дает остыл к непрерывному профессиональному дизайн-образованию.
М. В. Давыденко, О. А. Шелюгина, О. С. Комарова [38] рассматривают положительный опыт взаимосвязи обучающихся с региональными структурами бизнеса и общества. В работе описывается опыт факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета, в организации творческой лаборатории цифровых технологий и дизайна в рамках образовательного проекта. В исследовании приводятся актуальные требования к современному специалисту в области цифрового дизайна, которые необходимы современному рынку труда.
Многоаспектность понятия «дизайн» рассматривалась многими отечественными авторами и на рубеже веков, и сейчас, в первой половине 21 века. Но наиболее значимой, отправной точкой можно считать работу Глазычева В. Л. «О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе» [21]. Авторское переиздание 1970 года, не потерявшее актуальность и сейчас. Вячеслав Леонидович одним из первых обращается к теме дизайна, еще в советское время. В своей книге автор дает нами понятие о сложности и многообразии понятия - дизайн. Рассматривает историческое становление дизайна на Западе, разнообразие путей его развития, истоки явления, взаимоотношение дизайнерской деятельности и искусства.
К вопросу проектной технологии в сфере дизайн-образования обращались следующие авторы Пойдина Т.В. [51], Файзрахманова А.Л. [66], Топилина Н.В [60], Трускова М. А. [62, 63]. Шендрик И.Г. [75], в научной работе посвященной данной теме делает вывод, что проект, как продукт проектной технологии, становится авторским, и автор несет за него ответственность - это основное положение проектной научности в любой сфере дизайн-проектирования, в том числе и педагогике. Ведущие преподаватели в сфере дизайна АлтГТУ (Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова), Поморов С.Б., Прохоров С. А., Шадурин А.В. [53], рассматривают проектную культуру как прикладную.
Овчинникова Р. Ю. [49] делает исследовательский акцент на графическом дизайне, рассматривает уникальное проектное мышление дизайнера-графика как некий синтез. Автор дает характеристику художественному и конструктивному мышлению, как основе проектного мышления, которые в тесной взаимосвязи со знаниями (естественнонаучные, гуманитарные, технические) и креативным подходом, и составляют вышеописанный синтез.
К теме современного цифрового искусства и влияния ИКТ на образование в целом обращаются Шавлыгин Д. О., Обморокова А. М. [73] Авторы рассматривают развитие технологии, и ее революцию в изобразительно-художественном творчестве, начиная с изобретения печати в 15 веке.
Турлюн Л. Н. [64] в своей работе рассматривает влияние новых компьютерных технологий на современное изобразительное искусство и на искусство в целом. Автором отмечается преобладание процесса восприятия над самим артефактом (объектом) искусства. Дается определение компьютерному искусству в целом и цифровой живописи, как частному явлению первого.
Некрасов Д. Ю. [46] рассматривает процесс внедрения ИКТ с исторической точки зрения, и как следствие этого, развитие такого феномена как скево- морфизм и его проявление в визуальном искусстве. Одним из основных выводов автора: опыт традиционного искусства явился опорой для нового цифрового искусства. Период адаптации цифровых технологий заканчивается, и следовательно, общество способно принять цифровые аналоги минуя реальные прототипы.
Взаимодействие традиционного визуального искусства и новейших компьютерных технологий исследует в своих работах Прохоров С.А. [54, 55, 56,] Автор, в частности, рассматривает относительно недавнюю и быструю эволюцию компьютерного творчества в плане изобразительного искусства, его прямую зависимость от развития технологий, и вместе с тем огромный потенциал. Автор отмечает, что на данный момент очень мало школ или других образовательных организаций, дающих специальность, цифровой художник. Также отмечается, что между цифровой живописью и пространством Интернета прямая взаимосвязь.
Вопрос взаимосвязи компьютерных технологий в образовании и предметов художественного направления, в частности цветоведения и колористики, рассматривают в своем исследовании Золкина А.В. и Науменко О.М. [25] Они подробно описывают средства и технологии, используемые ими на практике в образовательном процессе. Исследование вопроса приводит к выводу о положительном влиянии новых цифровых технологий и процесса обучения цветоведе- нию.
Макарова И.О. [40] рассматривает в своей работе особенности компьютерной графики в современной книжной графике, в частности больший акцент делается на рацию, а не на верстку самой книги в целом. В работе рассматривается разница между двумя подходами к книжной иллюстрации - ручная, традиционная работа и компьютерная графика. Отмечены достоинства технологичного подхода, в частности не фотореалистичной визуализации. Также к теме цифрового искусства обращаются Белозеров О.И., Селина А.М. [15]
К вопросу инновационных технологий в обучении студентов-дизайнеров в своей работе обращается Е.Ю. Амчиславская. [13] Автор выделяет несколько типов инновационных технологий, которые необходимо использовать в дизайн - образовании. Среди прочих - метод использования ресурсов сети в образовательном процессе и его возросшее значение в связи с событиями 2020 года.
К развитию визуальной культуры обучающихся в своих исследованиях обращаются Нехвядович Л.И., Кирюшина Ю.В., Шелюгина О.А. [47]
Уильямс Г., в своей книге «Как писать о современном искусстве» [65] рассматривает ряд вопросов о написании текстов об искусстве. Автор рассказывает о сферах работы в области современного искусства, о разнообразии тем, критических статьях, написании эссе и рекламных текстов по искусству. Также уделяется внимание и анализу возможных ошибок при написании работ.
Новикова Я.В. [48] обращается к особенностям преподавания живописи в сфере дизайна. Автор анализирует опыт зарубежных и отечественных институтов, делает вывод о снижении уровня работ российских студентов-дизайнеров в плане академической живописи и предлагает введение ряда специальных заданий по дисциплине, способствующих межпредметным взаимосвязям на курсе.
О значение рисунка, проектной графики, конструктивного рисунка, важность проектно-графических компетенций в становлении дизайнера пишет Май- стришин Т.Н. [39]
Большую исследовательскую работу в плане дизайн-образования провели такие авторы как Ковешникова Е.Н. [30, 31] и Ковешникова Н.А. [29, 30, 31]
Некоторые вопросы и темы исследования, к которым обращается автор были опробованы при участии в международных научно-методических конференциях:
«Образование. Наука. Карьера», Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия 24 января 2018 года, статья «Проблемы современного среднего профессионального образования в сфере дизайна»;
«Наука молодых - будущее России», г. Курск, 10-11 декабря 2019 года, статья «Современные задачи среднего специального образования отрасли дизайн на примере Новоалтайского государственного художественного училища».
Описанные выше положения позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости решения вопросов и задач, выявленных посредствам анализа межпредметной взаимосвязи специальных дисциплин в современных педагогических реалиях.
Цель работы - определить специфику реализации образовательной программы специальности "Дизайн" в контексте современных тенденций развития дизайна и разработать комплект методических материалов, направленный на актуализацию содержания образовательной программы Новоалтайского государственного художественного училища
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
провести анализ и дать характеристику общим современным тенденциям в дизайн-образовании, опираясь на российский и зарубежный опыт;
провести анализ педагогических технологий, методов и задач, используемых в специальных дисциплинах художественного цикла в современном профессиональном образовании специальности «Дизайн»;
охарактеризовать образовательное учреждение краевое государственное бюджетное средне специальное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)»;
определить возможности и эффекты образовательного партнерства, а также ориентации на потребности рынка в сфере дизайн-образования с учетом специфики конкретного образовательного учреждения;
дать возможные варианты решения проблемных вопросов и задач, выявленных посредствам исследования межпредметной взаимосвязи специальных дисциплин.
Объектом исследования являются образовательные программы среднего профессионального образования специальности "Дизайн".
Предмет исследования - способы актуализации содержания и методики обучения дизайну в условиях среднего профессионального образования на примере Новоалтайского государственного художественного училища.
В ходе исследования использовались следующие методы: сравнительный анализ, синтез, изучение и реферирование источников, анализ литературы, изучение и обобщение опыта зарубежных и отечественных практик в сфере, моделирование.
При работе над данным исследованием были проанализированы источники, относящееся не только к образованию в целом - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям) [1], но и реальные документы НГХУ. Среди которых рабочие программы профессионального модуля по специальности «Дизайн [2,3,5,6,7], устав НГХУ [4], а также учебный план заведения за 2019 год [8].
В ходе исследования выдвигается гипотеза, что более качественное образование студентов-дизайнеров станет возможным если внести положительные изменения в существующие образовательные процессы в сфере дизайн-образо- вания на основании современных подходов и методов.
Научная новизна. В ходе проведённого исследования выявлено, что современное российское дизайн-образование, в целом, имеет проблемы педагогического, экономического и социального характера. Необходимо найти возможные решения, в частности, путем корректировки имеющихся образовательных программ и большего качественного внедрения современных технологий в образовательный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в предложении направлений усиления межпредметных взаимосвязей дисциплин дизайн-образо- вания с опорой на современные компьютерные и педагогические технологии.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстрационного материала и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, поставлена проблема исследования; определены цель и задачи исследования.
В первой главе дается общая характеристика Дизайна как глобального явления, рассматривается дизайн-образование и его роль в современном мире, изучается зарубежный и российский опыт в сфере, выдвигаются основные проблемы и возможные пути решения, описываются особенности преподавания специальных дисциплин художественного цикла по специальности «Дизайн», даётся их описательный характер.
Во второй главе характеризуется образовательное учреждение КГБ СПОУ НГХУ, его значение и роль в культурной жизни, как края, так и региона в целом; выявляются положительные и отрицательные моменты коммуникации в сфере дизайн-образования, акцентируется внимание на проблеме межпредметной связи и вариантах её решения, в виде изменение программ дисциплин или внедрение новых, совместно с другими вспомогательными решениями. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложении представлены дополнительные материалы работы по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа включает 66 страниц машинописного текста, содержит 9 приложений. Список литературы включает 77 источников.
Современная действительность заставляет нас прежде всего учится охватывать необъятный процесс всеобщей информатизации, она постепенно меняет приоритеты, и происходит это достаточно быстро. События 2020 года особенно остро показали нам, что необходимо очень быстро находить необходимые решения в ограниченный период времени. Такие стремительные процессы особенно страшны для несформированного, в меру неграмотного сознания современных подростка, ребенка, студента или школьника. Неустойчивая и быстро меняющаяся обстановка в окружающем мире требует и от взрослого человека максимальной мобильности, приспособления к меняющимся условиям и возможности давать должные реакции и ответы на постоянно происходящие изменения. На современного подростка обрушивается колоссальный поток настолько разнообразной информации, что завладеть интересом обучающегося и не потерять эту ценность на протяжении всего периода обучения становится одной из основных задач образования. И для решения этого вопроса мы должны обратиться к вопросам современных технологий и взаимосвязи их с традиционным образованием.
Данное исследование направлено на выявление особенностей и проблем современного среднего профессионального образования в сфере дизайна. Стремительно меняется многие сферы деятельности человека, с повсеместным внедрением компьютерных и информационных технологий, и образование не исключение. На данный момент многие образовательные системы нашли пути гармоничного синтеза с нововведениями, что уже дало положительные отклики. Но изменения в художественных, ремесленных и других творческих специальностях зачастую вызывает сопротивление и много вопросов.
Одним из важных вопросов данного исследования является поиск путей решения сложившегося положения дел на примере конкретного учебного заведения в сфере дизайна: КГБ СПОУ НГХУ (краевое государственное бюджетное средне специальное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)».) На этом примере в данном исследовании затронуты такие аспекты как: противоречия дизайн - образования, дисциплины специальности, педагогические технологии, межпредметные взаимосвязи, современные коммуникации, с молодёжью в том числе, ИКТ (информационно компьютерные технологии) в образовании, НГХУ и его роль в культурной жизни края, региона, страны, более частные вопросы, связанные с современным дизайн-образованием. При работе над данным исследованием в качестве источников были использованы реальные учебные документы - учебный план, программы и устав учебного заведения.
Одним из главных является вопросов в исследовании является вопрос, включающий в себя все рассматриваемые задачи, это вопрос межпредметных взаимосвязей новейших технологий и нововведений в сфере дизайна и традиционных дисциплин, которые в основе своей очень далеки от любых машинных технологий априори, что является абсолютно естественным процессом. Такие дисциплины как академический рисунок или академическая живопись не могут быть компьютеризированными или механизированными в целом. Их главная задача состоит в накопление художественного опыта через штудию, через тренировку ума, глаза и руки. В этом сложном, порой интуитивном и не поддающиеся логической систематизации, процессе не может быть задействован компьютерные труд. Но это не значит, что современные ИКТ, как внешний фактор не могут повлиять на этот процесс улучшая его.
Сегодня художник - профессия не столь возвышенная, в отличие от предыдущих столетий, в современном мире в общей массе художник-дизайнер — это ремесленник и комплектатор. Представители художественных профессий скорее всего уже никогда не добьются таких успехов и знаменитости, как например, деятели Возрождения, или последние мастодонты профессии Художника XX века.
Узкоспециальные знания многих направлений в современном дизайне расширяются каждый день, владеть которыми, в силу их специфичности, один человек уже не в силах. Прогресс стремительно идёт вперед, и оказывает свое влияние на все сферы, на художественную в том числе.
В процессе работы над поставленными задачами и достижения указанной цели исследования был проведён тщательный анализ необходимой научной литературы. Поиск информации проходил в нескольких направлениях все источники можно условно разделить на несколько групп: дизайн; дизайн образование и преподавания специальных художественных дисциплин в курсе обучения ди- зайн-проектированию; педагогика и преподавание, компетентностный подход в образовании; проектные и инновационные технологии в образовании; цифровое искусство и ИКТ в художественном образовании; коммуникативные технологии в образовании; опыт зарубежных школ дизайна.
Проводя исследования в рамках дизайн-образования и преподавания специальных художественных дисциплин в курсе (зарубежный опыт), следует отметить следующую ключевую работу для данного исследования Элкинса Д. «Почему нельзя научить искусству» [76]. Автор, профессор Художественного института Чикаго, предлагает исторический обзор преподавания изобразительного искусства начиная с Античности и заканчивая современными видными западными вузами. В своей книге он делится собственным педагогическим опытом, рассматривает ряд проблем современного художественного образования и предполагает пути их решения.
Помимо этого, к проблемам преподавания дисциплин рисунка и живописи в дизайн-образовании в своих работах обращались: Бердышев В.В., Захаров Н.А., Кучеровская В.В. [16] В работе этих авторов рассматривается процесс современного четырехлетнего образовательного курса академического рисунка и живописи в сфере дизайна на базе вуза. Подробно рассмотрен процесс каждого года обучения от простых штудийных заданий до качественных творческих проектов старших курсов. Особенно важно отметить вопрос введения принципа декоративности в курсы спец дисциплин. Также в этом направлении следует отметить работы таких авторов как Андреева О.П., Михайлова Э.В. [14], Ломако В. А. [36], Чеканцев П.А. [70]
Назарова С. И. [45] рассматривает такое современное понятие, как «образование через всю жизнь», которое раскрывается в концепции непрерывного профессионального развития (образования). В своей работе автор делает акцент на отображение этой концепции в сфере Дизайна, как современного многогранного явления, рассматривает становление дизайна с исторической точки зрения, после чего делает вывод о необходимости горизонтально интегрированных комплексов, объединяющих образовательные учреждений близкого профиля в современном мире. Тем самым автор еще раз дает остыл к непрерывному профессиональному дизайн-образованию.
М. В. Давыденко, О. А. Шелюгина, О. С. Комарова [38] рассматривают положительный опыт взаимосвязи обучающихся с региональными структурами бизнеса и общества. В работе описывается опыт факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета, в организации творческой лаборатории цифровых технологий и дизайна в рамках образовательного проекта. В исследовании приводятся актуальные требования к современному специалисту в области цифрового дизайна, которые необходимы современному рынку труда.
Многоаспектность понятия «дизайн» рассматривалась многими отечественными авторами и на рубеже веков, и сейчас, в первой половине 21 века. Но наиболее значимой, отправной точкой можно считать работу Глазычева В. Л. «О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе» [21]. Авторское переиздание 1970 года, не потерявшее актуальность и сейчас. Вячеслав Леонидович одним из первых обращается к теме дизайна, еще в советское время. В своей книге автор дает нами понятие о сложности и многообразии понятия - дизайн. Рассматривает историческое становление дизайна на Западе, разнообразие путей его развития, истоки явления, взаимоотношение дизайнерской деятельности и искусства.
К вопросу проектной технологии в сфере дизайн-образования обращались следующие авторы Пойдина Т.В. [51], Файзрахманова А.Л. [66], Топилина Н.В [60], Трускова М. А. [62, 63]. Шендрик И.Г. [75], в научной работе посвященной данной теме делает вывод, что проект, как продукт проектной технологии, становится авторским, и автор несет за него ответственность - это основное положение проектной научности в любой сфере дизайн-проектирования, в том числе и педагогике. Ведущие преподаватели в сфере дизайна АлтГТУ (Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова), Поморов С.Б., Прохоров С. А., Шадурин А.В. [53], рассматривают проектную культуру как прикладную.
Овчинникова Р. Ю. [49] делает исследовательский акцент на графическом дизайне, рассматривает уникальное проектное мышление дизайнера-графика как некий синтез. Автор дает характеристику художественному и конструктивному мышлению, как основе проектного мышления, которые в тесной взаимосвязи со знаниями (естественнонаучные, гуманитарные, технические) и креативным подходом, и составляют вышеописанный синтез.
К теме современного цифрового искусства и влияния ИКТ на образование в целом обращаются Шавлыгин Д. О., Обморокова А. М. [73] Авторы рассматривают развитие технологии, и ее революцию в изобразительно-художественном творчестве, начиная с изобретения печати в 15 веке.
Турлюн Л. Н. [64] в своей работе рассматривает влияние новых компьютерных технологий на современное изобразительное искусство и на искусство в целом. Автором отмечается преобладание процесса восприятия над самим артефактом (объектом) искусства. Дается определение компьютерному искусству в целом и цифровой живописи, как частному явлению первого.
Некрасов Д. Ю. [46] рассматривает процесс внедрения ИКТ с исторической точки зрения, и как следствие этого, развитие такого феномена как скево- морфизм и его проявление в визуальном искусстве. Одним из основных выводов автора: опыт традиционного искусства явился опорой для нового цифрового искусства. Период адаптации цифровых технологий заканчивается, и следовательно, общество способно принять цифровые аналоги минуя реальные прототипы.
Взаимодействие традиционного визуального искусства и новейших компьютерных технологий исследует в своих работах Прохоров С.А. [54, 55, 56,] Автор, в частности, рассматривает относительно недавнюю и быструю эволюцию компьютерного творчества в плане изобразительного искусства, его прямую зависимость от развития технологий, и вместе с тем огромный потенциал. Автор отмечает, что на данный момент очень мало школ или других образовательных организаций, дающих специальность, цифровой художник. Также отмечается, что между цифровой живописью и пространством Интернета прямая взаимосвязь.
Вопрос взаимосвязи компьютерных технологий в образовании и предметов художественного направления, в частности цветоведения и колористики, рассматривают в своем исследовании Золкина А.В. и Науменко О.М. [25] Они подробно описывают средства и технологии, используемые ими на практике в образовательном процессе. Исследование вопроса приводит к выводу о положительном влиянии новых цифровых технологий и процесса обучения цветоведе- нию.
Макарова И.О. [40] рассматривает в своей работе особенности компьютерной графики в современной книжной графике, в частности больший акцент делается на рацию, а не на верстку самой книги в целом. В работе рассматривается разница между двумя подходами к книжной иллюстрации - ручная, традиционная работа и компьютерная графика. Отмечены достоинства технологичного подхода, в частности не фотореалистичной визуализации. Также к теме цифрового искусства обращаются Белозеров О.И., Селина А.М. [15]
К вопросу инновационных технологий в обучении студентов-дизайнеров в своей работе обращается Е.Ю. Амчиславская. [13] Автор выделяет несколько типов инновационных технологий, которые необходимо использовать в дизайн - образовании. Среди прочих - метод использования ресурсов сети в образовательном процессе и его возросшее значение в связи с событиями 2020 года.
К развитию визуальной культуры обучающихся в своих исследованиях обращаются Нехвядович Л.И., Кирюшина Ю.В., Шелюгина О.А. [47]
Уильямс Г., в своей книге «Как писать о современном искусстве» [65] рассматривает ряд вопросов о написании текстов об искусстве. Автор рассказывает о сферах работы в области современного искусства, о разнообразии тем, критических статьях, написании эссе и рекламных текстов по искусству. Также уделяется внимание и анализу возможных ошибок при написании работ.
Новикова Я.В. [48] обращается к особенностям преподавания живописи в сфере дизайна. Автор анализирует опыт зарубежных и отечественных институтов, делает вывод о снижении уровня работ российских студентов-дизайнеров в плане академической живописи и предлагает введение ряда специальных заданий по дисциплине, способствующих межпредметным взаимосвязям на курсе.
О значение рисунка, проектной графики, конструктивного рисунка, важность проектно-графических компетенций в становлении дизайнера пишет Май- стришин Т.Н. [39]
Большую исследовательскую работу в плане дизайн-образования провели такие авторы как Ковешникова Е.Н. [30, 31] и Ковешникова Н.А. [29, 30, 31]
Некоторые вопросы и темы исследования, к которым обращается автор были опробованы при участии в международных научно-методических конференциях:
«Образование. Наука. Карьера», Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия 24 января 2018 года, статья «Проблемы современного среднего профессионального образования в сфере дизайна»;
«Наука молодых - будущее России», г. Курск, 10-11 декабря 2019 года, статья «Современные задачи среднего специального образования отрасли дизайн на примере Новоалтайского государственного художественного училища».
Описанные выше положения позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости решения вопросов и задач, выявленных посредствам анализа межпредметной взаимосвязи специальных дисциплин в современных педагогических реалиях.
Цель работы - определить специфику реализации образовательной программы специальности "Дизайн" в контексте современных тенденций развития дизайна и разработать комплект методических материалов, направленный на актуализацию содержания образовательной программы Новоалтайского государственного художественного училища
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
провести анализ и дать характеристику общим современным тенденциям в дизайн-образовании, опираясь на российский и зарубежный опыт;
провести анализ педагогических технологий, методов и задач, используемых в специальных дисциплинах художественного цикла в современном профессиональном образовании специальности «Дизайн»;
охарактеризовать образовательное учреждение краевое государственное бюджетное средне специальное профессиональное образовательное учреждение «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)»;
определить возможности и эффекты образовательного партнерства, а также ориентации на потребности рынка в сфере дизайн-образования с учетом специфики конкретного образовательного учреждения;
дать возможные варианты решения проблемных вопросов и задач, выявленных посредствам исследования межпредметной взаимосвязи специальных дисциплин.
Объектом исследования являются образовательные программы среднего профессионального образования специальности "Дизайн".
Предмет исследования - способы актуализации содержания и методики обучения дизайну в условиях среднего профессионального образования на примере Новоалтайского государственного художественного училища.
В ходе исследования использовались следующие методы: сравнительный анализ, синтез, изучение и реферирование источников, анализ литературы, изучение и обобщение опыта зарубежных и отечественных практик в сфере, моделирование.
При работе над данным исследованием были проанализированы источники, относящееся не только к образованию в целом - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 дизайн (по отраслям) [1], но и реальные документы НГХУ. Среди которых рабочие программы профессионального модуля по специальности «Дизайн [2,3,5,6,7], устав НГХУ [4], а также учебный план заведения за 2019 год [8].
В ходе исследования выдвигается гипотеза, что более качественное образование студентов-дизайнеров станет возможным если внести положительные изменения в существующие образовательные процессы в сфере дизайн-образо- вания на основании современных подходов и методов.
Научная новизна. В ходе проведённого исследования выявлено, что современное российское дизайн-образование, в целом, имеет проблемы педагогического, экономического и социального характера. Необходимо найти возможные решения, в частности, путем корректировки имеющихся образовательных программ и большего качественного внедрения современных технологий в образовательный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в предложении направлений усиления межпредметных взаимосвязей дисциплин дизайн-образо- вания с опорой на современные компьютерные и педагогические технологии.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстрационного материала и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, поставлена проблема исследования; определены цель и задачи исследования.
В первой главе дается общая характеристика Дизайна как глобального явления, рассматривается дизайн-образование и его роль в современном мире, изучается зарубежный и российский опыт в сфере, выдвигаются основные проблемы и возможные пути решения, описываются особенности преподавания специальных дисциплин художественного цикла по специальности «Дизайн», даётся их описательный характер.
Во второй главе характеризуется образовательное учреждение КГБ СПОУ НГХУ, его значение и роль в культурной жизни, как края, так и региона в целом; выявляются положительные и отрицательные моменты коммуникации в сфере дизайн-образования, акцентируется внимание на проблеме межпредметной связи и вариантах её решения, в виде изменение программ дисциплин или внедрение новых, совместно с другими вспомогательными решениями. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
В приложении представлены дополнительные материалы работы по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа включает 66 страниц машинописного текста, содержит 9 приложений. Список литературы включает 77 источников.
Все рассмотренные в этой работе вопросы, проблемы и тенденции, а также предложенные пути решения и развития в сфере дизайн-образование — это частный взгляд на проблему, с точки зрения молодого преподавателя с небольшим опытом работы в сфере. Но именно это опыт позволил сделать такие заключения о современном преподавании в сфере дизайна. Дальнейшее накопление практики будет расширять круг вопросов и проблем, вероятно будут найдены иные направления действий и пути решения выявленных противоречий.
Традиции образования предшествующего периода оставили весомый вклад в формировании современной системы образования, и сфера дизайн-обра- зования не является исключением. Прошла целая эпоха, и многие устаревшие элементы системы нуждаются в грамотном обновлении. Дело не в том, что образовательные методы советского периода плохи, отнюдь, просто назрела необходимость изменений в связи с запросами времени. Модернизация и внедрение инноваций в образование сейчас просто необходимы, чтобы шагать в ногу с развитыми странами. Для этого важно изучить перспективы развития и практического функционирования российского средне специального профессионального образования.
Положительные решения в вопросе образования должны исходить от всех уровней: необходимы государственная поддержка, образовательное партнерство и ориентация на потребности рынка в образовании.
Система образования работает с самым ценным, с детьми и подростками, определяя их, как специалистов завтрашнего дня, обеспечивая профессиональными кадрами абсолютно все сферы и отрасли страны. Несомненно, что от качества образовательной услуги будет напрямую зависеть и качество нашей будущей жизни. На сегодняшний день в воспитании и в образовании студентов-дизайнеров очень много проблем, привлекать внимание к их решениям необходимо по вертикали вверх.
Только всесторонний анализ образовательного процесса позволит выявить противоречия и пробелы системы. В данной работе описаны лишь некоторые из них, и по большей части, рассмотрены решения более частного плана - предметная взаимосвязь и коммуникации с молодым поколением, а также влияние современных компьютерных технологии на образование. Такие задачи по силам решать образовательному учреждению самостоятельно, посредством современных педагогических технологий.
Сейчас активно происходят процессы всеобщей тотальной цифровизации важнейших сфер жизни человека - образования, экономики, государственного управления. Все они направлены на создание положительной и доступной среды для пользователя.
Более глубокий процесс внедрения ИКТ в художественное образование, особенно в плане преподавания академических пластических дисциплин, вероятнее всего будет иметь более длинный путь, чем в других видах образования ввиду своей специфики. Но образование должно отвечать на запросы времени, так как оно готовит специалистов-профессионалов для нужд и благ всей страны. И чем прогрессивнее будет образование и культурное воспитание, тем компетентней будут специалисты будущего.
Описанные в научной работе, и апробированные в процессе преподавательской деятельности, разработанные автором упражнения и задания могут стать началом изменения в учебном процессе. Но сознание необходимости изменений в учебном заведении должно исходить сразу от нескольких сторон - опыт старшего поколения педагогов, заинтересованность администрации и рвения молодых специалистов. Лишь при такой возможности изменения будут иметь качественное и положительное значение для образовательного учреждения, и прежде всего для его обучающихся в нем.
Сегодня качество образования выпускников должно полностью удовлетворять требованиям, заключенным в Профессиональных стандартах. Обладая полным перечнем соответствующих знаний и навыков, выпускник учебного заведения сможет полностью реализовать себя как высококачественный специалист сферы, тем самым привнеся всеобщую пользу.
Повышение качества образования всегда несёт в себе стратегическую направленность. По существу, это формирование нашего будущего. Объективная необходимость улучшений профессиональной подготовки будущих дизайнеров сегодня заметнее, чем когда-либо - обществу нужны профессиональные кадры, которые способны оперативно решать поставленные задачи.
Традиции образования предшествующего периода оставили весомый вклад в формировании современной системы образования, и сфера дизайн-обра- зования не является исключением. Прошла целая эпоха, и многие устаревшие элементы системы нуждаются в грамотном обновлении. Дело не в том, что образовательные методы советского периода плохи, отнюдь, просто назрела необходимость изменений в связи с запросами времени. Модернизация и внедрение инноваций в образование сейчас просто необходимы, чтобы шагать в ногу с развитыми странами. Для этого важно изучить перспективы развития и практического функционирования российского средне специального профессионального образования.
Положительные решения в вопросе образования должны исходить от всех уровней: необходимы государственная поддержка, образовательное партнерство и ориентация на потребности рынка в образовании.
Система образования работает с самым ценным, с детьми и подростками, определяя их, как специалистов завтрашнего дня, обеспечивая профессиональными кадрами абсолютно все сферы и отрасли страны. Несомненно, что от качества образовательной услуги будет напрямую зависеть и качество нашей будущей жизни. На сегодняшний день в воспитании и в образовании студентов-дизайнеров очень много проблем, привлекать внимание к их решениям необходимо по вертикали вверх.
Только всесторонний анализ образовательного процесса позволит выявить противоречия и пробелы системы. В данной работе описаны лишь некоторые из них, и по большей части, рассмотрены решения более частного плана - предметная взаимосвязь и коммуникации с молодым поколением, а также влияние современных компьютерных технологии на образование. Такие задачи по силам решать образовательному учреждению самостоятельно, посредством современных педагогических технологий.
Сейчас активно происходят процессы всеобщей тотальной цифровизации важнейших сфер жизни человека - образования, экономики, государственного управления. Все они направлены на создание положительной и доступной среды для пользователя.
Более глубокий процесс внедрения ИКТ в художественное образование, особенно в плане преподавания академических пластических дисциплин, вероятнее всего будет иметь более длинный путь, чем в других видах образования ввиду своей специфики. Но образование должно отвечать на запросы времени, так как оно готовит специалистов-профессионалов для нужд и благ всей страны. И чем прогрессивнее будет образование и культурное воспитание, тем компетентней будут специалисты будущего.
Описанные в научной работе, и апробированные в процессе преподавательской деятельности, разработанные автором упражнения и задания могут стать началом изменения в учебном процессе. Но сознание необходимости изменений в учебном заведении должно исходить сразу от нескольких сторон - опыт старшего поколения педагогов, заинтересованность администрации и рвения молодых специалистов. Лишь при такой возможности изменения будут иметь качественное и положительное значение для образовательного учреждения, и прежде всего для его обучающихся в нем.
Сегодня качество образования выпускников должно полностью удовлетворять требованиям, заключенным в Профессиональных стандартах. Обладая полным перечнем соответствующих знаний и навыков, выпускник учебного заведения сможет полностью реализовать себя как высококачественный специалист сферы, тем самым привнеся всеобщую пользу.
Повышение качества образования всегда несёт в себе стратегическую направленность. По существу, это формирование нашего будущего. Объективная необходимость улучшений профессиональной подготовки будущих дизайнеров сегодня заметнее, чем когда-либо - обществу нужны профессиональные кадры, которые способны оперативно решать поставленные задачи.





