Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ РАЗНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ ЗООПАРКАХ НА ПРИМЕРЕ ЯКОВ (POEPHAGU GRUNNIENS, L.,1758), КАБАНОВ (SUS SCROFA, L.,1758) И БУРЫХ МЕДВЕДЕЙ (URSUS ARCTOS, L.,1758)

Работа №90219

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Биологические особенности яков (Poephagusgrunniens, L.,1758) 6
Глава 2. Биологические особенности кабанов (Sus scrofa, L., 1758) 15
Глава 3. Биологические особенности бурых медведей ( Ursusarctos, L., 1758) 30
Глава 4. Основные паттерны поведения, изучаемые у животных в неволе .. 37
4.1. Социальное и групповое поведение 37
4.2. Стресс 39
4.3. Стереотипия 40
4.3. Эмоции 41
4.5. Локомоции 43
4.6. Комфортные условия 44
4.7. Попрошайничество 45
Глава 5. Материалы и методы исследования 47
5.1. Материалы исследований 47
5.2. Методы исследования 54
Выводы
Библиографический список 59


За поведением содержащихся в неволе животных наблюдают многие, это и профессиональные зоологи, и этологи, и зоотехнический персонал, и многочисленная армия студентов-биологов и юннатов. Можно спросить: зачем изучать поведение? Ответ прост: поведение животного - это доступный для наблюдения результат действия его биологических систем (гормональной, нервной и т.п.). Оценка поведения позволяет проверять предположения о том, как и почему животное реагирует на те или иные стимулы.
С другой стороны, животные в клетках и вольерах значительно более доступны для наблюдения, чем их собратья в природе. В неволе животные, обычно, не могут скрыться от наблюдателя, постоянно находятся на виду. Кроме того, известно, когда и какую пищу они получают, когда их помещение подвергается чистке, когда их соединяют или разъединяют с сородичами, иными словами известен сравнительно полный перечень внешних воздействий на животное. В зоопарках на ограниченной площади сосредоточено большое количество различных животных, а значит, есть хорошие возможности для сравнительных исследований поведения.
Но, помещение животного в ограниченное небольшое пространство, существенное обеднение его "внешнего мира" и одновременно воздействие комплекса условий неволи заставляют всех попадающих в неволю животных приспосабливаться к несвойственным им условиям жизни (Попов, Ильченко, 2008).
При содержании животных в неволе нередко возникают сложности, связанные с их поведением и психическим состоянием. Одной из насущных проблем для практики зоокультуры является нежелательное поведение животных. Проявление агрессивности, нервозности или сильного беспокойства во время обычных процедур и манипуляций с животными создают трудности при уходе; нарушения полового и родительского поведения, навязчивые двигательные стереотипы могут свидетельствовать о каком-либо дискомфорте или плохом психическом самочувствии животных.
Такого рода проблемы весьма актуальны для зоопарков, но не являются специфическими только для них. Широкий набор форм ненормального поведения, таких как агрессия, обжорство и стереотипия имеют место также и в современном животноводстве, и в практике лабораторного содержания (Т)ап1/ег, Могшебе, 1983).
В последние десятилетия в прикладной этологии возникло самостоятельное направление по изучению психического здоровья животных в неволе. В рамках этого направления разрабатываются такие вопросы, как: оценка состояния животного по поведенческим параметрам; анализ причин, вызывающих ту или иную форму поведенческих отклонений; увеличение психологической комфортности условий содержания животных (Попов, Вахрушева, 1993; Володин, Володина, 1997). Развитие исследований в этой области позволяет оценивать проявление эмоциональной реактивности у животных, продвигает наше понимание факторов и механизмов, управляющих проявлением стресса, и, в конечном итоге, способствует созданию новых стратегий улучшения состояния животных (Во1ззу, 1995).
Грамотно проведенные этологические наблюдения не только представляют ценность для развития науки, но могут оказаться и большим подспорьем в практической работе с животными, т.к. такие наблюдения позволяют по внешнему состоянию прогнозировать дальнейшие действия животного, часто подсказывают пути улучшения зоотехнической работы (Попов, Ильченко, 2008).
Целью данной работы явилось изучение особенностей поведения млекопитающих разных экологических групп в условиях зоопарков на примере яка, дикого кабана и бурых медведей.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности поведения яков (Роерйадиз дгипшепз, Ь., 1758), кабанов (ЗиззегоГа, Ь., 1758) и бурых медведей (Игзиз аге1оз, Ь., 1758) в условиях неволи;
2) выявить половые различия в поведении самцов и самок;
3) изучить видовые особенности поведения копытных и хищных животных на примере изучаемых видов;
4) изучить влияние посетителей на активность бурых медведей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В условиях зоопарка поведение всех видов изученных животных существенно меняется.
2. У травоядных и всеядных животных в условиях неволи значительно сокращается время кормления в связи с исчезновением фазы поиска. В общем бюджете времени преобладает лежание.
3. У хищников в условиях неволи проявляется стереотипия, которая является показателем неблагополучной обстановки для животных.
4. Самки и яков, и кабанов проявляют большую двигательную активность, чем самцы.
5. У хищников более активны самцы и в их бюджете времени двигательная активность больше чем у самок.
6. Поведение травоядных и всеядных животных практически не зависит от наличия или отсутствия посетителей.
7. У бурых медведей присутствие или отсутствие посетителей влияло на их поведение. Двигательная активность самцов и самок в выходные дни была более высокой.



1. Агафонова Е.В., Лаевская Е.М., Матлова М.А. Реакция японских макак
(Macaca fuscata),беличьих саймири (Saimirí sciureus)и бурых черноголовых капуцинов (Sapajus apella) на посетителей
зоопарка//Научные исследования в зоологических парках. - М.: 2018. - №33. - С. 59-67.
2. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие или звери. - М.: Изд- во «Мысль», 1988. - 45 с.
3. Антипин В.М. «Копытные». - Алма-Ата: Казахское объединенное изд- во, 1941. - 107 с.
4. Банников А.Г., Второв П.П., Гладкова Т.Д. Млекопитающие или звери.
- М.: Изд-во «Просвещение», 1971. - 627 с.
5. Банников А.Г., Гептнер В.Г., Насимович А.А. Млекопитающие
Советского Союза. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1961. - 763 с.
6. Барышников Г.Ф., Тихонов А.Н. Копытные=ипдн1а1а. - СПб.: Наука, 2009. - 163 с.
7. Баскин Л.М. «Поведение копытных животных». - М.: Изд-во «Наука», 1976. - 296 с.
8. Бромлей Г.Ф., Кучеренко С.П. Копытные юга Дальнего Востока СССР.
- М.: Изд-во «Наука», 1983. - 305 с.
9. Бычкова Э.А. Живые сокровища Казахстана: научное издание. - Алма- Ата: Казахстан, 1979. - 215 с.
10. Вархрушева Г.В. Руководство по исследованиям в зоопарках: Исследование влияния посетителей на поведение животных в зоопарке.- М.: 2008. - С. 151-162.
11. Володин И.А., Володина Е.В. Стресс, приспособительное поведение иблагополучие животных в неволе//Научные исследования взоологических парках. - М.: 1997. -№9. - С. 59-94.
12. Данилкин А.А. Свиные (Suidae). - М.: ГЕОС, 2002. - 309 с.
13. Допельмаир Г.Г., Мальчевский А.С., Новиков Г.А., Фалькенштейн Б.Ю. Биология лесных птиц и зверей. -М.: «Высшая школа», 1975. -387 с.
14. Емельянов А.В., Чернова Н.А., Гусев А.А., Громаков Н.А. Бурй медведь. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007. -44 с.
15. Зинченко Ю.К. Бурый медведь в Маркокольском заповеднике//8е1еу1ша, 2006. С. 176-179.
16. Иванов А.А., Ксенофонтова А.А., Войнова О.А. Практикум по этологии с основами зоопсихологии: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во «Лань», 2013. - 368 с.
17. Карелов А.М., Драган А.В., Никольский А.А., Семкин С.Т., Канаков Е.С. Учебная книга промыслового охотника. - М.: Агропромиздат., 1989. - 328 с.
18. Кривошеев В.Г. Наземные млекопитающие Дальнего Востока СССР: определитель. - М.: Наука, 1984. - 358 с.
19. Лях Ю.Г., Чайковский А.И., Морозов А.В., Глушцов А.А. Этология и поведенческая экология кабана при проведении регулярных подкормок в охотничьих хозяйствах Беларусии и ее последствия//Поведение и поведенческая экология млекопитающих. -М.: 2014. - 71 с.
20. Макридин В.П., Верещагин Н.К., Тарянников В.И., Колецкий А.А., Свиридов Н.С., Баскин Л.М., Лавов М.А., Размахнин В.Е., Устинов С.К., Фадеев Е.В. Крупные хижники и копытные звери. -М.: «Лесная пром- сть», 1978. -295 с.
21. Малькова М.Г., Сидоров Г.Н., Богданов И.И., Крючков В.С., Станковский А.П. Млекопитающие. - Омск: ООО «Издатель- Полиграфист», 2003. - 277 с.
22. Медведи: бурый медведь, белый медведь, гималайский медведь. -М.: Наука, 1993. -519 с.
23. Павлинов И.Я. Систематика современных млекопитающих (2 издание). - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 297 с.
24. Пажетнов В.С. Бурый медведь. -М.: Агропромиздат, 1990. -215 с.
25. Попов С.В, Зубчанинова Е.В. Поведение и использование вольер крупными кошками в зависимости от количества посетителей//Научные исследования в зоологических парках. - М.: 1995. -№05. - С. 84-96
26. Попов С.В., Вахрушева Г.В. Этологические исследования в зоопарках
ипроблема поведенческой адаптации животных к
условиямневоли//Научные исследования в зоологических парках. - М.: 1993. -№3. - С.171-192.
27. Попов С.В., Ильченко О.Г. Руководство по исследованиям в зоопарках: Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в зоопарках. - М.: 2008. - С. 3-4.
28. Русаков О.С., Тимофеева Е.К. Кабан: экология, ресурсы, хозяйственное значение на Северо-Западе СССР. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1984. - 205 с.
29. Скопичев В.Г. Поведение животных: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во «Лань», 2009. - 624 с.
30. Слудский А.А. Кабан (морфология, экология, хозяйственное и эпизоотологическое значение, промысел). - Алма-Ата: издательство Академии наук Казахской ССР, 1956. - 209 с.
31. Собанский Г.Г. Бурый медведь на Алтае//Охота и охотничье хоз-во. - М.:1974. №7. С.14-17.
32. Собанский Г.Г. Звери Алтая. Крупные хищные и копытные. Научное издание. - Барнаул: ГИНН «Алтай», 2005. - 373 с.
33. Собанский Г.Г. Промысловые звери Горного Алтая. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 1988. - 160 с.
34. Соколов В.Е. Жизнь животных. - М.: Изд-во «Просвещение»,1989. - 558с.
35. Соколов В.Е., Тембетов А.К. Млекопитающие: Копытные. - М.: Наука, 1993. - 528 с.
36. Соколов И.И. Фауна СССР. Млекопитающие: копытные звери. - М.: Изд-во академии наук ссср, 1959. - 640 с.
37. Статейнов А.В. Флора и фауна Сибири. Жизнь копытных. - Красноярск: Изд-во «Буква», 2008. - 160 с.
38. Тайшин В. А. Порода яка домашнего (Poephagus grunniens L.) //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований(Intemational journal of applied and fundamental research), Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. - 2015. - №1. - С. 84-85.
39. Тихонов В.Н., Горелов И.Г., Бобович В.Е. Морфология и генетика кабана. - М.: Наука, 1985. - 275 с.
40. Торнуев А.С., Сампилова Б.Б., Лхамсайзмаа Д. Экология, этология и
продуктивность саянских яков//Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве. Аграрная наука -
сельскохозяйственному производству Сибири, Казахстана, Монголии, Беларуси и Болгарии: Материалы Международной научно-технической конференции. -Минск: НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства, 2016. - С. 142-148.
41. Улимбашева Р.А., Улимбашев М.Б., Дубровин А.И. Поведенческие реакции яков при адаптации в высокогорных урочищах Северо - Кавказкого региона//Журнал. Вестник Алтайского Государственного Аграрного университета. - 2016. - №6. - С. 104-107.
42. Царев С.А. Биология зверей: поведение и экология кабана: учебное пособие. - М.: Изд-во ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2011. - 163 с.
43. Шевченко Б.П. Анатомия бурого медведя. -Оренбург: Министерство сельского хозяйства РФ, Оренбургский государственный аграрный университет, 2003. -477 с.
44. Штефан К. Рекомендации по содержанию бурого медведя (Ursus arctos) в неволе - обогащение и создание оптимальной среды. - Арбесбах (Австрия): Изд-во FOURPAWS, центр спасения и реабилитации медведей, 2015. - 50 с.
45. BoissyA. Fear and fearfulnessin animals // The Quarterly Review of Biology. Vol. 70, № 2. 1995. - P. 165-191.
46. www.slf.kz [электронный ресурс]
URL: http://www.slf.kz/ru/habitatsinkz/ 67 -medvedi-kazakhstana (Дата
обращения 31.08.2019).
47. natworld.info [электронный ресурс] URL:
https://natworld.info/zhivotnye/buryjj-medved (Дата обращения
31.08.2019).
48. www.myplanet-ua.com[электронный ресурс] URL:https://www.myplanet- ua.com/yak-krupnoe-zhivotnoe/(дата обращения 09.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ