Особенности игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития (Психология девиантного поведения, Самарский государственный социально-педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняло участие 30 учащихся общеобразовательной школы г. Самара. Возраст испытуемых – 13-15 лет.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития…………… 7
1.1. Игровая (компьютерная) зависимость и её проявление в подростковом возрасте 7
1.2. Особенности интеллектуального развития подростков 14
1.3. Теоретические подходы к изучению влияния компьютерных игр на интеллектуальное развитие подростков… 20
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития…………… 26
2.1. Характеристика выборки и методов исследования игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития .. 26
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 30
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей подростков………………… 36
Выводы по II главе 38
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 1 45
Приложение 2 47
Приложение 3…………………………………………………………………… 52
Приложение 4…………………………………………………………………… 54
Приложение 5…………………………………………………………………… 56
В современном обществе все люди неизбежно вовлечены в процесс компьютеризации, который может пойти как на пользу, если корректно распоряжаться имеющимися возможностями и ресурсами, так и во вред, если использовать компьютер не по назначению и не контролировать длительность игрового процесса подростка. Игровая (компьютерная) зависимость может оказывать огромное влияние на интеллектуальное развитие подростка, из-за чего его познавательные процессы будут развиваться слабее. В нашей курсовой работе мы выясним эмпирическим путём особенности игровой (компьютерной) зависимости подростков с разными уровнями интеллектуального развития.
Объект исследования: игровая (компьютерная) зависимость у подростков.
Предмет исследования: игровая (компьютерная) зависимость у подростков с разными уровнями интеллектуального развития.
Целью курсовой работы является выявление особенностей игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития.
Задачи:
1) Проанализировать современную психолого-педагогическую литературу по проблеме игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития;
2) Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать игровую (компьютерной) зависимость у подростков с разными уровнями интеллектуального развития;
3) Провести эмпирическое исследование проблемы игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития;
4) Разработать научно-теоретические рекомендации для педагогов и родителей подростков.
Выборка: 30 подростков из 9-х классов, обучающихся в общеобразовательной школе г.о. Самара.
Гипотеза: в данном исследовании выдвинуто предположение о том, что повышенными уровнями игровой (компьютерной) зависимости характеризуются подростки с пониженными уровнями интеллектуального развития.
Методы исследования: теоретические (анализ современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование), методы математико-статистической обработки данных (определение процентного соотношения признаков, корреляционный анализ) методы графического отображения данных.
Практическая значимость работ заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов для проведения консультативной и коррекционно-развивающей работы с подростками и их родителями по проблеме игровой (компьютерной) зависимости подростков с разными уровнями интеллектуального развития, в разработке рекомендаций для учителей и родителей для успешного взаимодействия с подростками с зависимым поведением.
В структуру данной курсовой работы входят: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.
Игровая (компьютерная) зависимость – это психологическое расстройство, которое проявляется в форме искажения понимания окружающей реальности и ухода в виртуальное пространство, отказа от общения с внешним миром, торможения интеллектуального развития.
Чаще всего, данное заболевание можно обнаружить в подростковом возрасте уже спустя шесть месяцев непрерывного и не регламентируемого нахождения за компьютером.
Подростковый возраст – это период онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью и сопровождающийся различными физиологическими и психологическими изменениями. У подростков можно заметить период полового созревания, «чувство взрослости», развитие самооценки и самосознания, появление нового ведущего вида деятельности – интимно-личностного общения. Общение со сверстниками сведено к минимуму у подростка, который зависим от компьютерных игр.
Игровая (компьютерная) зависимость может проявляться в подростковом возрасте из-за психологических проблем подростка. Он может быть замкнутым, стеснительным или испытывать комплекс неполноценности. Также вызывать зависимость от компьютерных игр может боязнь взаимодействия с обществом и реальным окружением, конфликты в семье и среди сверстников, недостаток общения, неудовлетворённость своей жизнью.
Чем дольше подросток играет, тем он раздражительней и агрессивней. Он перестаёт контролировать свои чувства и эмоции и отказывается от общения с реальными людьми. Если говорить о нарушениях в интеллектуальном развитии, то стоит упомянуть об ухудшении памяти, восприятия, мышления, концентрации и объёма внимания. Речь подростка становится не связной, активный словарный запас становится скудным. Успеваемость в школе снижается, так как круг интересов подростка сводится лишь к компьютерным играм.
Компьютерные игры могут нести пользу в подростковом возрасте, если они направлены на развитие интеллекта, и время нахождения подростка за компьютером всегда строго регламентировано.
В ходе проведения научного исследования было установлено, что гипотеза о том, что повышенными уровнями игровой (компьютерной) зависимости характеризуются подростки с пониженными уровнями интеллектуального развития, подтверждена частично, поскольку полученные результаты достоверно характеризуют особенности игровой (компьютерной) зависимости только у подростков с пониженными уровнями интеллектуального развития (уровни – «низкий» и «ниже среднего»).