Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития (Психология девиантного поведения, Самарский государственный социально-педагогический университет)

Работа №90212

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
В исследовании приняло участие 30 учащихся общеобразовательной школы г. Самара. Возраст испытуемых – 13-15 лет.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде.

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития…………… 7
1.1. Игровая (компьютерная) зависимость и её проявление в подростковом возрасте 7
1.2. Особенности интеллектуального развития подростков 14
1.3. Теоретические подходы к изучению влияния компьютерных игр на интеллектуальное развитие подростков… 20
Выводы по I главе 24
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития…………… 26
2.1. Характеристика выборки и методов исследования игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития .. 26
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 30
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей подростков………………… 36
Выводы по II главе 38
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение 1 45
Приложение 2 47
Приложение 3…………………………………………………………………… 52
Приложение 4…………………………………………………………………… 54
Приложение 5…………………………………………………………………… 56

В современном обществе все люди неизбежно вовлечены в процесс компьютеризации, который может пойти как на пользу, если корректно распоряжаться имеющимися возможностями и ресурсами, так и во вред, если использовать компьютер не по назначению и не контролировать длительность игрового процесса подростка. Игровая (компьютерная) зависимость может оказывать огромное влияние на интеллектуальное развитие подростка, из-за чего его познавательные процессы будут развиваться слабее. В нашей курсовой работе мы выясним эмпирическим путём особенности игровой (компьютерной) зависимости подростков с разными уровнями интеллектуального развития.
Объект исследования: игровая (компьютерная) зависимость у подростков.
Предмет исследования: игровая (компьютерная) зависимость у подростков с разными уровнями интеллектуального развития.

Целью курсовой работы является выявление особенностей игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития.
Задачи:
1) Проанализировать современную психолого-педагогическую литературу по проблеме игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития;
2) Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать игровую (компьютерной) зависимость у подростков с разными уровнями интеллектуального развития;
3) Провести эмпирическое исследование проблемы игровой (компьютерной) зависимости у подростков с разными уровнями интеллектуального развития;
4) Разработать научно-теоретические рекомендации для педагогов и родителей подростков.
Выборка: 30 подростков из 9-х классов, обучающихся в общеобразовательной школе г.о. Самара.
Гипотеза: в данном исследовании выдвинуто предположение о том, что повышенными уровнями игровой (компьютерной) зависимости характеризуются подростки с пониженными уровнями интеллектуального развития.
Методы исследования: теоретические (анализ современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование), методы математико-статистической обработки данных (определение процентного соотношения признаков, корреляционный анализ) методы графического отображения данных.
Практическая значимость работ заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-психологов для проведения консультативной и коррекционно-развивающей работы с подростками и их родителями по проблеме игровой (компьютерной) зависимости подростков с разными уровнями интеллектуального развития, в разработке рекомендаций для учителей и родителей для успешного взаимодействия с подростками с зависимым поведением.
В структуру данной курсовой работы входят: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Игровая (компьютерная) зависимость – это психологическое расстройство, которое проявляется в форме искажения понимания окружающей реальности и ухода в виртуальное пространство, отказа от общения с внешним миром, торможения интеллектуального развития.
Чаще всего, данное заболевание можно обнаружить в подростковом возрасте уже спустя шесть месяцев непрерывного и не регламентируемого нахождения за компьютером.
Подростковый возраст – это период онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью и сопровождающийся различными физиологическими и психологическими изменениями. У подростков можно заметить период полового созревания, «чувство взрослости», развитие самооценки и самосознания, появление нового ведущего вида деятельности – интимно-личностного общения. Общение со сверстниками сведено к минимуму у подростка, который зависим от компьютерных игр.
Игровая (компьютерная) зависимость может проявляться в подростковом возрасте из-за психологических проблем подростка. Он может быть замкнутым, стеснительным или испытывать комплекс неполноценности. Также вызывать зависимость от компьютерных игр может боязнь взаимодействия с обществом и реальным окружением, конфликты в семье и среди сверстников, недостаток общения, неудовлетворённость своей жизнью.
Чем дольше подросток играет, тем он раздражительней и агрессивней. Он перестаёт контролировать свои чувства и эмоции и отказывается от общения с реальными людьми. Если говорить о нарушениях в интеллектуальном развитии, то стоит упомянуть об ухудшении памяти, восприятия, мышления, концентрации и объёма внимания. Речь подростка становится не связной, активный словарный запас становится скудным. Успеваемость в школе снижается, так как круг интересов подростка сводится лишь к компьютерным играм.
Компьютерные игры могут нести пользу в подростковом возрасте, если они направлены на развитие интеллекта, и время нахождения подростка за компьютером всегда строго регламентировано.
В ходе проведения научного исследования было установлено, что гипотеза о том, что повышенными уровнями игровой (компьютерной) зависимости характеризуются подростки с пониженными уровнями интеллектуального развития, подтверждена частично, поскольку полученные результаты достоверно характеризуют особенности игровой (компьютерной) зависимости только у подростков с пониженными уровнями интеллектуального развития (уровни – «низкий» и «ниже среднего»).



1) Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 100 с.;
2) Байковский Ю.В. Экстремальная психология [Текст]: словарь терминов / Ю.В. Байковский, Н.Г. Самойлов, А.В. Алёшичева. – Москва: АГСПА, 2018. – 155 с.;
3) Балонов И.М. Компьютер и подросток: учебно-методичческое пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 58 с.;
4) Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России. – Т. 10, 2-е изд., 2018. – 8 с.;
5) Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2015. – 208 с.;
6) Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. – 427 с.;
7) Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: - Дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. – 186 с.;
8) Жданова Л.Г. Психология современного подростка: учебно-методическое пособие / Л.Г. Жданова. – Самара: ПГСГА, 2011. – 128 с.;
9) Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме // Психологическая наука и образование. - Т. 9. 2-е изд., 2017. – 165 с.;
10) Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой (компьютерной) зависимости на личность. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Школьная библиотека, 2016. – 102 с.;
11) Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом // Мир семьи. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 117 с.;
12) Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психолог. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 163 с.;
13) Кузнецова О. Компьютеромания / Ольга Кузнецова // Здоровье детей. – М.: МИСИ, 2019. – 74 с.;
14) Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во УРАО, 2017. – 140 с.;
15) Максс В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В.А. Максс. - № 7 (66), 2014. – 274 с.;
16) Моторин В.В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: МИСИ, 2017. - 157 с.;
17) Носов Н.А., Виртуальная психология. – М.: «Аграф», 2016. – 432 с.;
18) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Политиздат, 1997. – 494 с.;
19) Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. - 672 с.;
20) Райс Ф. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 816 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии);
21) Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 432 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия);
22) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2019. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приёмы и упражнения. - 480 с.;
23) Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского – М.: МИСИ, 2018. - 99 с.;
24) Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск Х. М.: Центр Социологии Образования РАО, 2016. – 156 с.;
25) Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 160 с.;
26) Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире // ЮНПРЕСС. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 2016. - 55-57 с.;
27) Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2016. – 196 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ