ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФЕНОМЕН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПОДХОДЫ К ЕГО ИССЛЕДОВАНИЮ 6
1.1 Распределение внимания 6
1.2 Распределения внимания в познавательной деятельности 6
1.3 Распределение внимания в пространстве 8
1.4 Исследования распределения внимания у детей 9
2. ЯВЛЕНИЕ МНОГОЗАДАЧНОСТИ 13
2.1 Многозадачность 13
2.2 Изучение многозадачности 14
2.3 Многозадачность в образовании 16
3. ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ И ДРУГИХ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДСТВ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ 21
3.1 Смартфоны 21
3.2 Видео-игры 24
3.3 Технологии виртуальной реальности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
С ходом прогресса в жизни людей постепенно стали входить все новые устройства – радио, телефон, телевизор, затем компьютер, мобильный телефон и прочее. Эти нововведения позволили обрабатывать больше информации за меньшее количество времени, а также выполнять несколько операций одновременно. Такие колоссальные изменения оказали влияние не только на развитие науки, но и на самих людей, что заинтересовало ученых в различных областях. В частности, психологи сконцентрировались на выявлении эффектов использования гаджетов.
В рамках данной теоретической работы будут рассмотрены фундаментальные исследования распределения внимания, выявлены особенности выполнения двух или более действий при многозадачности в различных сферах жизни, а также проанализированы эффекты использования гаджетов и других культурных средств на распределение внимания, как отрицательных, так и положительных.
Проблема исследования: существование различий в эффективности распределения внимания при использовании и без использования гаджетов.
Цель исследования: изучить особенности распределения внимания при использовании гаджетов.
Предмет исследования: распределение внимания при использовании гаджетов.
Задачи:
• Поиск литературы по темам «Распределение внимания», «Многозадачность», «Гаджеты и распределение внимания»;
• Анализ основных исследований в данной области;
• Обобщение полученных данных;
• Вывод относительно гипотезы.
Гипотеза исследования: использование гаджетов и других культурных средств понижает эффективность распределения внимания.
Это предположение вытекает из данных о том, что процесс выполнения двух или более задач нарушается, если хотя бы одна из них не доведена до автоматизма [2, 6, 20, 33]. При выполнении приоритетного действия и параллельном использовании гаджета внимание будет распределено между двумя не автоматизированными задачами, что приводит к понижению эффективности.
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных психологов, посвященные проблемам:
• Распределения внимания при выполнении познавательных задач (А. Бине, Дж. Ястроу, Г. Стайн, Л. Соломонс, Е. Спелке, В. Херст, У. Найссер);
• Распределения внимания в пространстве (Н.А. Тюрина, И.С. Уточкин, П. Ван Донкелар, А.С. Дрю);
• Распределения внимания у детей (М. Льюис, Б. Бартелс, К. Уилсон, Дж. Джанковски, С.А. Роуз и др.);
• Многозадачности (Г.У. Солдатова, Т. Бузер, Н. Петер, Л.М. Керриер, Н.А. Чивер и др.);
• Многозадачности во время вождения автомобиля (Д.Л. Стрейер, Ф.А. Дрюс, Дж.М. Уотсон);
• Многозадачности в процессе обучения (Дж.М. Краузхар, Д. Новак, Л.Л. Боуман, Р. Джанко, С.Р. Коттен, Е. Вуд, Р.Е. Мейер, Р. Морено, А.Б. Фокс, А.Д. Фроезе, С.Н. Карпентер, Ф. Сана и др.);
• Влияния смартфонов на распределение внимания (С. Джеон, М. Лин, Ю. Хуанг, П. Диас, Х. Пуше, В. Лохмюллер, Ф. Айерман и др.);
• Влияния видео-игр на распределение внимания (К. Грин, Д Бавелье, П. Гринфилд и др.);
• Влияния технологий виртуальной реальности на распределение внимания (В.А. Аверин, Т.В. Маликова, В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова, Дж. Стейер и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы психологами-профессионалами для дальнейшего развития данной области и устранения разногласий по поводу эффектов, оказываемых гаджетами на распределение внимания. Также ученые могут опираться на материалы данного исследования при работе с эффектами многозадачности в образовательной или профессиональной сфере.
Более того, результаты могут быть использованы при планировании студентами своего обучения, качество которого зависит от эффективности распределения внимания. Также итоги данного анализа могут быть использованы учителями и преподавателями для более эффективного преподнесения материала в ходе образовательного процесса. Кроме того, работники смогут регулировать качество своей профессиональной деятельности, выполняя несколько задач одновременно или используя гаджеты для удовлетворения рабочих или социальных потребностей.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материалов по проблеме распределения внимания, многозадачности и влияния гаджетов.
В результате анализа научной литературы:
1. были рассмотрены первые психологические исследования распределения внимания;
2. было выявлено влияние индивидуальных особенностей детей на распределение внимания;
3. было определено понятие «многозадачность» и «медиа многозадачность»;
4. было выявлено, что зачастую люди предпочитают многозадачность из-за возможности посмотреть на задачу «свежим взглядом»;
5. были выявлены негативные эффекты многозадачности – ухудшение результатов тестов на понимание материала, невнимательность;
6. было доказано, что отправление мгновенных сообщений не влияет на производительность в тестах на понимание изученного материала и на среднюю оценку студента;
7. было определено влияние использования смартфонов на манеру ходьбы пешехода и распределения внимания на происходящее вокруг;
8. было доказано положительное влияние экшн-видеоигр на пространственное распределение внимания;
9. было обнаружено, что устройства виртуальной реальности различно влияют на эффективность выполнения деятельности.
Поставленная цель была достигнута.
Сформулированная гипотеза частично подтвердилась. Действительно, испытуемые, которые использовали смартфон во время просмотра телевизора, испытывали постоянное желание проверить устройство, отвлекаясь от основной деятельности. Тем не менее, использование гаджетов в обучении чаще положительно влияет на эффективность распределения внимания.
1. Аверин В.А., Маликова Т.В., Кириллов Д.С. и др. Развитие когнитивных навыков с помощью технологий виртуальной реальности // Вестник СПбГУ. – 2017. –Серия 16: Психология. Педагогика. –№2.
2. Вудвортс, Р. Экспериментальная психология / Р. Вудвортс. – Москва: Директ-Медиа, 2008.
3. Ерусева О. В. Роль внимания в развитии познавательных процессов // Научные исследования в образовании. – 2009. – №1.
4. Игет Х. Зрительное внимание: управление, репрезентативная основа и временной ход. Текст. / Х. Игет, С. Янтис. –1997.
5. Макарова Н. Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2013. – №6.
6. Найссер У. Селективное чтение: метод исследования зрительского внимания // Хрестоматия по вниманию. –М.: МГУ,– 1976. – С. 659.
7. Пушина, В. В., Е. Н. Луппова. Оценка влияния гаджетов на некоторые параметры внимания у школьников г. Мурманска // Путь в науку. – 2018.
8. Селиванов, В. В., Л. Н. Селиванова.Влияние работы в виртуальной реальности на познавательные процессы и личностные особенности субъекта // Психология когнитивных процессов. – 2017. – 6. – С. 64-76.
9. Солдатова Г.У., Трифонова А.В. Поколение Z в формате многозадачности и вопросы адаптации к цифровой среде //Комплексные исследования человека: психология: материалы VII сибирского психологического форума, Томский государственный университет, Томск, 2017, с. 208-211.
10. Тюрина Н.А., Уточкин И.С. Распределение пространственного внимания при восприятии движения // Экспериментальная психология. – 2013. – Том 6. – № 2. – С. 35–45.
11. Bowman, Laura L. et al.Can students really multitask? An experimental study of instant messaging while reading // Comput. Educ. – 2010. – V. 54. – pp. 927-931.
12. Buser, Thomas, and Noemi Peter. Multitasking // Experimental Economics. – 2012. – V. 15.4. – pp. 641-655.
13. Carrier, L. M., Cheever, N. A., Rosen, L. D. et al. Multitasking across generations: Multitasking choices and difficulty ratings in three generations of Americans // Computers in Human Behavior. – 2009. – V. 25(2). – pp. 483-489.
14. Dias, Patrícia, and Javier Serrano Puche.Multi-needs for multi-screening: Practices, motivations, and attention distribution // Palabra Clave. – 2020. – V. 23.1 – P. 2.
15. Fox A.B., Rosen J., Crawford M. Distractions, distractions: does instant messaging affect college students' performance on a concurrent reading comprehension task? // CyberpsycholBehav. – 2009. – V. 12(1). – pp. 51‐53.
16. Froese, A. D., Carpenter, C. N., Inman, D. A. et al. Effects of classroom cell phone use on expected and actual learning // College Student Journal/ – 2012. – V. 46(2). – pp. 323-332.
17. Green, C., Bavelier, D. Action video game modifies visual selective attention // Nature. – 2003. – V. 423. – pp. 534-537.
18. Greenfield, Patricia M., et al.Action video games and informal education: Effects on strategies for dividing visual attention // Journal of applied developmental psychology. – 1994. – V. 15.1. – pp. 105-123.
19. Jankowski J. J., Rose S. A., Feldman J. F. Modifying the distribution of attention in infants //Child Development. – 2001. – V. 72. – №. 2. – pp. 339-351.
20. Jastrow, Joseph. The Interference of Mental Processes // Am. Jour. Psych. – V. IV. – 1891-92. – P. 219.
21. Jeon S. Y. et al. Changes in gait pattern during multitask using smartphones // Work. – 2016. – V. 53. – №. 2. – pp. 241-247.
22. Junco, R., &Cotten, S. R. No A 4 U: The relationship between multitasking and academic performance // Computers & Education. – 2012. – V. 59. – pp. 505-514.
23. Kraushaar, J. M., & Novak, D. C. Examining the effects of student multitasking with laptops during the lecture // Journal of Information Systems Education. – 2010. – V. 21. – pp. 241-251.
24. Lewis M., Bartels B., Campbell H. et al.Individual Differences in Attention: The Relation Between Infants' Condition at Birth and Attention Distribution Within the First Year // Am J Dis Child. – 1967. – V. 113(4). – pp. 461-465.
25. Lewis, Michael & Wilson, Cornelia &Baumel, Marcia. Attention Distribution in the 24-Month-Old Child: Variations in Complexity and Incongruity of the Human Form // Child development. – 1971. – V. 42. – pp. 429-38.
26. Lin, Ming-I. Brandon, and Yu-Ping Huang.The impact of walking while using a smartphone on pedestrians’ awareness of roadside events // Accident Analysis & Prevention. – 2017. – V. 101. – pp. 87-96.
27. Mayer, Richard E., and Roxana Moreno. Nine ways to reduce cognitive load in multimedia learning // Educational psychologist. – 2003. – V. 38.1. – pp. 43-52.
28. Naveh-Benjamin M., Craik F.I., Perretta J.G. et al. The effects of divided attention on encoding and retrieval processes: the resiliency of retrieval processes // Q J ExpPsychol A. – 2000. – V. 53(3). – pp. 609‐625.
29. Navon, David, and Daniel Gopher. On the economy of the human-processing system // Psychological review. –1979. – V. 86.3. – P. 214.
30. Pashler, Harold. Dual-task interference in simple tasks: data and theory // Psychological bulletin. –1994. – V. 116.2. – P. 220.
31. Posner, Michael I. Cumulative development of attentional theory // American Psychologist. – 1982. – V. 37.2. – P. 168.
32. Sana, Faria, Tina Weston, and Nicholas J. Cepeda. Laptop multitasking hinders classroom learning for both users and nearby peers // Computers & Education. – 2013 – V. 62. – pp. 24-31.
33. Spelke E., Hirst W., Neisser U. Skills of divided attention //Cognition. – 1976. – V. 4. – №. 3. – pp. 215-230.
34. Steuer J. Defining virtual reality: Dimensions determining telepresence //Journal of communication. – 1992. – V. 42. – №. 4. – pp. 73-93.
35. Strayer, D. L., &Drews, F. A. Cell-phone-induced driver distraction // Current Directions in Psychological Science. – 2007. – V. 16. – pp. 128-131.
36. Valentin Lohmüller, Philip Eiermann, Peter Zeitlhöfler, et al. Attention Guidance in Second Screen Applications // In Proceedings of Mensch und Computer 2019 (MuC’19). – New York, NY:Association for Computing Machinery. – 2019. – pp. 179–187.
37. Van Donkelaar P., Drew A. S. The allocation of attention during smooth pursuit eye movements // Progress in Brain Research. – 2002. – V. 140. – pp. 267-277.
38. Watson, Jason M., and David L. Strayer. Supertaskers: Profiles in extraordinary multitasking ability // Psychonomic bulletin & review. – 2010. – V. 17.4. – pp. 479-485.
39. Wood, E., Zivcakova, L., Gentile, P. et al.Examining the impact of off-task multi-tasking with technology on real-time classroom learning // Computers & Education. – 2012. – V. 58(1). – pp. 365-374.