Объект исследования - Байкальский банк ПАО «Сбербанк России». Он сегодня оказывает современные и эффективные банковские услуги на территории следующих регионов: Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия).
Рассмотрены основные экономические показатели Байкальского банка ПАО Сбербанк за 2019-2020 годы.
Есть приложение .
Введение 3
1. Теоретические аспекты банковского маркетинга 5
1.1. Банковский маркетинг: понятие и система 5
1.2. Виды и особенности банковского маркетинга 8 1.3. Функции банковского маркетинга 11
2. Организация банковского маркетинга и его эффективность на примере Байкальского банка ПАО «Сбербанк» 14
2.1. Организационная характеристика Байкальского банка ПАО «Сбербанк» 14
2.2. Маркетинговая деятельность банка и его эффективность 19
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 32
Реализация товаров и услуг – важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, - увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга. Поначалу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80-е годы сформировалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками. Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами, системами сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой. В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций, необходимых для дальнейшего развития общества. Сберегательный банк – это один из универсальных коммерческих банков. Он совершает для своих клиентов как традиционные для него операции, связанные с привлечением средств во вклады, кредитованием и предоставлением других видов услуг физическим лицам, так и полный перечень банковских операций. Такая обширная деятельность банков требует системного подхода к изучению банковского дела.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования банковской сферы, а также его влияние на повышение эффективности экономики.
Целью данной работы является изучение особенностей развития банковского маркетинга и анализ его эффективности в Сберегательном банке России (на примере Байкальского банка ПАО «Сбербанк»).
Поставленная цель обусловила необходимость исследования ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить понятие и систему банковского маркетинга
2. Рассмотреть концепции и виды банковского маркетинга
3. Рассмотреть систему маркетинга на примере Байкальского банка ПАО «Сбербанк»
4. Проанализировать основные направления развития банковского маркетинга Байкальского банка ПАО «Сбербанк», дать оценку его эффективности.
Объектом данной работы является Байкальский банк ПАО «Сбербанк». Предмет - особенности банковского маркетинга и его эффективность на примере Байкальского банка ПАО «Сбербанк».
Основными теоретическими источниками при написании данной работы послужили издания, касающиеся банка и банковской сферы, а также федеральные законы, источники периодической печати, учебная литература и интернет-ресурсы.
Банковский маркетинг представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. Маркетинг лежит в основе работы всех подразделений банка, что способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности.
В данной работе рассмотрены аспекты развития банковского маркетинга на примере Байкальского банка ПАО «Сбербанк».
Исходя из задач, поставленных в начале исследования, было дано определение банковского маркетинга, рассмотрены концепции, виды, особенности и виды банковского маркетинга, проанализированы банковские услуги и деятельность Сбербанка, а также основные направления развития банковского маркетинга Байкальского банка ПАО «Сбербанк», дана оценка его эффективности. Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты.
В работе было проведено исследование Байкальского банка ПАО Сбербанк. Чистая прибыль банка в 2020 году составила 106,4 млрд руб., что на 16,2% выше результата 2019 года.
Таким образом, деятельность Байкальского банка ПАО Сбербанк России за 2019-2020 гг. можно назвать прибыльной, организация является устойчивой.
Между тем, проведенный анализ выявил также негативные характеристики как текучесть кадров, излишний бюрократизм, частые сбои в программе «Сбербанк-онлайн», качество обслуживания находится не на должном уровне.
В качестве первоочередных задач можно выделить следующие:
1) формировать положительный имидж банка. Ориентация деятельности на потребителей, превращение Сбербанка в клиенто-ориентированный банк. Банк должен максимально удовлетворять объем потребностей клиентов в финансовых услугах и продуктах и тем самым увеличивать свои доходы от каждого набора клиентских отношений, при этом не создавать негативного впечатления;
2) совершенствование и модернизация систем и процессов в Банке. Цель данных мероприятий – повышение уровня управляемости и масштабируемости, снижение издержек, более эффективное управление кредитными и другими видами рисков;
3) укрепление позиций на российском рынке банковских услуг за счет использования конкурентных преимуществ, а также развитие операций на международных рынках. Главные конкурентные преимущества Сбербанка – широкая филиальная сеть и гарантия государства по вкладам.
Но ключевой целью функционирования Байкальского банка ПАО «Сбербанк России» является удержание обслуживаемых клиентов. Банк считает себя клиенто-ориентированным, поэтому основные усилия направлены на формирование круга лояльных клиентов. Привлечение новых – второстепенная задача. В условиях жесткой конкуренции банк предлагает своим клиентам новые продукты и услуги, которые обеспечивают необходимую и достаточную прибыль. Это говорит о надежности, стабильности и способности банка быстро реагировать на изменения во внешней среде. Основой современного банковского маркетинга является стратегия максимального удовлетворения потребностей клиентов, что приводит к значительному росту рентабельности деятельности банка.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». [Электронный ресурс] // Правовой сайт «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [Электронный ресурс] // Правовой сайт «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru.
3. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 304 с.
4. Братко, А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: Издательство «Спарк». - 2010. - 216 с.
5. Гамзагаджиев М.Т., Махачева М.Д. Оценка организации банковского маркетинга ПАО «Сбербанк России» и направления его совершенствования // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 3(28). - С. 129-132.
6. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993. - 224 с.
7. Дамари Р. Теория и практика маркетинга //Маркетинг. Спецвыпуск № 1. – М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. – 2011. - С. 29-32.
8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Жуков, Е.Ф., Максимова, Л.М., Печникова, А.В. и др. - М.: ЮНИТИ. - 2011. - 703 с.
9. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. - 2017. – 255 с.
10. Завьялов П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе. М.: Издательский центр «Россия молодая». - 2010. - 390 с.
11. Захаров В.С. Регулирование деятельности коммерческих банков России и их ликвидность // Деньги и кредит. - 2010. - № 6. - С.130-137.
12. Калимуллина Ф.Ф., Сагитдинов М.Ш. К вопросу об анализе деятельности коммерческого банка // Банковское дело. - 2011. - №10. - С.7-11.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. – М.: Изд-во «Вильямс». - 2018. – 496 с.
14. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 127 с.
15. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. Учебное пособие. - М.: Издательство «Инфра». 2011. - 238 с.
16. Сбербанк России. Аналитика и исследования. - URL: https:// www.sberbank.ru/ru/about/analytics (Дата обращения: 20.03.2022).
17. Сбер помогает жителям Забайкалья совершать сделки с недвижимостью безопасно и быстро. [Электронный ресурс] // https://www.sberbank.ru/ru/press_center/tb_all/article?newsID=8f859655-7a41-415f-a840-64dcebcc0b01&blockID=11000212&®ionID=14&lang=ru&type= NEWS.
18. Севрук В. Т. Банковский маркетинг. - М.: ДЕЛО Лтд. - 2012. - 128 с.
19. Тавасиев А. М. Банковское дело в 2 частях. Часть 2. Технологии обслуживания клиентов банка. - М.: Юрайт, 2020. - 302 c.
20. Уткин, Э.А. Банковский маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 300 с.
21. Шмойлова, Р.А., Бурова, О.А. Экономико-статистический анализ ресурсной базы территориальных банков Сбербанка России за 2010 год// Вопросы статистики. - №11. - С. 70.
22. www.news.ru.
23. https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/new_sbbol
24. https://1prime.ru/finance/20201002/832104534.html
25. «Сбер» попал под санкции США // РБК. 24 февраля 2022 г.// https://www.rbc.ru/finances/24/02/2022/62176e7b9a79470cf8482a5b. [Электронный ресурс].