Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая модель интернет-зависимости личности (Алтайский Государственный Университет)

Работа №90190

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы44
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №60 (г. Барнаул).
Выборка: Ученики 11-го класса – 20 человек, соотношение по полу – 10 юношей, 10 девушек. Возраст – 16-18 лет.
Есть приложения (методические материалы).

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Понятие зависимого поведения: сущность, этапы формирования 6
1.2 Понятие, сущность и проявление Интернет-зависимости 12
1.3 Виды интернет-зависимости 18
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2. Схема психологической модели интернет-зависимости личности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 44

На сегодняшний день интернет плотно вошел в нашу повседневную жизнь. Трудно назвать сферу жизнедеятельности, где бы отсутствовал интернет. Ресурсами всемирной паутины пользуются педагоги для получения информации и составления программ обучения, студенты в учебной деятельности, юристы для поиска правовой информации, врачи – для обучения, повышения квалификации, более точной постановки диагноза и дистанционных оперативных вмешательств. Отдельной областью торговли стали интернет-магазины. С развитием интернета стало возможно дистанционное обучение и удаленная работа, покупки и досуг. Люди получают расслабление от интернет-игр или общения на определенных форумах.
Однако при наличии положительных сторон интернета целесообразно рассмотреть и негативные.
К ним относится, прежде всего, мощный информационный поток, не всегда позитивно воздействующий на психическую, когнитивную и эмоциональную сферы жизнедеятельности человека. Особенно восприимчивы к этому потоку подростки и молодежь. Большое количество информации порождает повышение потребности в еще большем количестве информации, что в свою очередь приводит к формированию зависимости.
Формирование интернет-зависимости отрицательно сказывается не только на психике людей, но и на физическом состоянии организма. В частности, у людей, испытывающих интернет-зависимость, отмечается резкое снижение общественных связей вплоть до социальной изоляции, неоправданные финансовые траты (например, при онлайн-ставках в букмекерских конторах, оплату покупок в играх и т.д.), недосыпание и как следствие – нарушение режима сна и отдыха. Интернет-зависимость у лиц, состоящих в браке, нередко становится причиной внутрисемейных конфликтов или разводов. У учащихся образовательных учреждений (школы, ссузы, вузы) интернет-зависимость способствует снижению успеваемости и посещаемости. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы работы и необходимость дальнейшего изучения данного феномена.
Исследования интернет-зависимости базируются на научно-исследовательских исследованиях К. Янга и А. Голдберга, которые одними из первых начали изучать зависимость от всемирной паутины. Большой вклад в изучение влияния интернет-зависимости на личность человека внесли такие исследователи, как Л.И. Божович [1], А.Е. Войскунский [3], Л.С. Выготский, А. Ю. Егоров [6], Ц. П. Короленко [9], В.Д. Менделевич, Л.Н. Юрьева [17], К. Янг [18] и др.
Объектом исследования является Интернет-зависимость.
Предмет исследования: психологическая модель интернет-зависимости личности.
Цель данной работы: рассмотреть психологическую модель интернет-зависимости личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие зависимого поведения, его сущность, этапы формирования.
2. Определить сущность и проявление Интернет-зависимости.
3. Выявить виды интернет-зависимости.
4. Исследовать особенности психологического воздействия интернет-зависимости на личность.
5. На основе полученных данных разработать модель психологической интернет-зависимости.
Методы исследования: комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме Интернет-зависимости; тестирование с помощью анкеты «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янга, тестов «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского и «Выявление уровня самооценки» С.В. Ковалева, а также методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина с целью выявить особенности проявления Интернет-зависимости; количественный и качественный анализ эмпирических данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интернет-зависимость представляет собой одну из форм аддиктивного поведения и определяется, как навязчивое желание постоянно находится в сети и неспособность противостоять ему. Формированию у человека психологической зависимости способствует постоянное нахождение в сети.
Эта проблема является весьма актуальной, поскольку количество людей с интернет-зависимостью непрерывно увеличивается, этому способствует широкое распространение портативной техники (смартфоны, ноутбуки, нетбуки). Проблема интернет-зависимого поведения затрагивает большое количество людей, независимо от пола, возраста и социального статуса. В основе формирования всех его видов лежит механизм ухода от реальности.
Выделяют следующие психологические симптомы зависимости: эйфория при работе за компьютером; трудности на работе или учёбе; увеличение количества времени, проводимого в сети; неспособность остановиться; отстранение от своего окружения; чувство злости и раздражения при выходе из сети.
Наиболее привлекательной для пользователей является анонимность общения в интернете, доступность всевозможной информации и простота использования.
Психологическая профилактика интернет-зависимости представлена комплексным процессом, направленным на информирование людей о механизмах воздействия интернета на человека, причинах, механизмах развития, симптомах, методах выявления, а также на увеличение круга альтернативных видов деятельности.
Для выявления уровня интернет-зависимости и личностных черт нами было проведено эмпирическое исследование с помощью следующих методик:
- анкета «Выявление уровня Интернет-зависимости» (анкета К. Янг);
- методика «Оценка уровня общительности» (тест В. Ф. Ряховского);
- методика «Выявление уровня самооценки» (тест С. В. Ковалева);
- методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
Проведенное исследование показывает, что для людей с интернет-зависимостью характерны следующие симптомы: низкий уровень коммуникабельности в реальной жизни, низкий уровень самооценки и высокий уровень тревожности. Все это обуславливает приоритетность общения в интернете для таких людей.
На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования была составлена психологическая модель интернет-зависимость. В развитии интернет-зависимости большую роль играет набор определенных психологических черт и состояний личности, которые под воздействием зависимости еще более усугубляются.



1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Светоч, 2018. – 144 с.
2. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М.: Академия, 2017. – 113 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 612 с.
4. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровского. - М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1020 с.
5. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 100-131.
6. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции. – М., 2018. – 150 с.
7. Волков Н.А. Психология личности / Н.А. Волков. – М.: Паритет, 2020. – 174 с.
8. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика/ А.В. Гоголева. - М.: МОДЭК, 2019. – 240 с.
9. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2017. – 190 с.
10. Егоров, А.Ю. Психология девиантного поведения / А.Ю. Егоров. – СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2019. – 282 с.
11. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 560 с.
12. Камнев Л.В. Виды девиантного поведения / Л.В. Камнев. – М:. Дашков и Ко, 2019. – 138 с.
13. Ковалев, С.В. Психотерапия личной истории / С.В. Ковалев. – М.: Московский Психолого-социальный институт, 2020. – 160 с.
14. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 2020. – № 4. – С. 8-15.
15. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психосоциальная аддиктология/ Ц.П. Короленко. - Новосибирск: Олсиб, 2019 – 251 с.
16. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2019. – 460 с.
17. Кротова А.И. Игровая зависимость: развитие и последствия / А.И. Кротова. – М.: Парус, 2019. – 108 с.
18. Крутов С.А. Вход в иную реальность / С.А. Крутов. - М.: Академия, 2019. – 160 с.
19. Леонова Е.А. Психология зависимости / Е.А. Леонова - СПб.: Питер, 2017. – 97 с.
20. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ./ В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2017. – 432 с.
21. Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский. -М.: Прогресс, 2017. -132 с.
22. Посохова, С.Т. Настольная книга практического психолога / С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2018. – 671 с.
23. Рубцова Н.В., Тихонова А.А. Интернет-зависимость как причина семейных конфликтов: верификация проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 340-342.
24. Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания / Д.Л. Спивак. – СПб.: Питер, 2018. - 125 с.
25. Чапелев В.Н. Уход в другую реальность / В.Н. Чапелев // Новая сеть. – 2018. - № 22. – С. 36-39.
26. Шагаев М.В. Всемирная паутина / М.В. Шагаев. – М.: Паритет, 2017. – 127 с.
27. Шмелев М.М. Интернет – друг или враг? / М.М. Шмелев // Научный мир. – 2019. - № 14. – С. 18-20.
28. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева. - М.: Днепропетровск: Пороги, 2019.-196 с.
29. Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг // МирИнтернет. – 2017. – № 4. – С. 24-29.
30. Ярков А.А. Девиации у современных подростков / А.А. Ярков. – Мурманск, 2017. – 215 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ