Введение 11
1 Теоретические основы изучения корпоративной культуры 13 университета
1.1 Понятие корпоративной культуры ВУЗа 13
1.2 Особенности корпоративной культуры университета 17
1.3 Отличительные черты корпоративной культуры ВУЗа от 22
корпоративной культуры бизнес - организации
2 Методики изучения корпоративной культуры ВУЗа 30
2.1 Качественный подход к изучению корпоративной культуры ВУЗа 32
2.2 Количественный подход к изучению корпоративной культуры 35
ВУЗа
3 Исследование корпоративной культуры студентов Томского 42
политехнического университета
3.1 Адаптация анкет для сотрудников университета по двум методам 42
3.2 Процедура проведения исследования 43
4 Анализ полученных результатов 46
4.1 Анализ организационных профилей по методу OCAI 46
4.2 Выводы по результатам исследования метод OCAI 54
4.3 Анализ организационных профилей по методу Денисона 55
4.4 Сравнение метода OCAI с моделью Денисона 59
Социальная ответственность 63
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А Chapter 2. Methods of university corporate culture research 90
Приложение Б Анкета для исследования корпоративной культуры ТПУ 102
среди сотрудников метод OCAI
Приложение В Анкета для исследования корпоративной культуры ТПУ 104 среди сотрудников модель Денисона
Приложение Г Модель Денисона 107
Приложение Д Организационные профили кафедр по университету в 108 целом
Приложение Е Организационные профили кафедр по 8-ми параметрам 110 Приложение Ж Организационные профили, полученные методом 122 Денисона
Объектом исследования является корпоративная культура ТПУ,
предметом – методы исследования корпоративной культуры.
Цель работы: Сравнение двух методов исследования корпоративной
культуры университета.
В работе рассмотрены существующие методики изучения
корпоративной культуры ВУЗа, понятия корпоративной культуры
университета, отличительные черты корпоративной культуры высшего
учебного заведения от корпоративной культуры бизнес – организации.
Изучена модель и адаптирована анкета Денисона для исследования культуры
университета. Изучен метод исследования корпоративной культуры OCAI К.
Камерона и Р. Куинна. С помощью двух методик проведено исследование
корпоративной культуры сотрудников ТПУ. Проделан сравнительный анализ
методов Денисона и OCAI.
По итогам проведенного исследования выбран наиболее удобный и
точный в результатах – метод для проведения последующих исследований
корпоративной культуры университета.
«Степень внедрения: результаты работы могут быть использованы для
исследования корпоративной культуры университетов. »
Практическая значимость исследовательской работы состоит в
доказательстве, того, что исследование корпоративной культуры
университета методами, адаптированными под бизнес – организации, не
несет, плодотворных результатов и осложняет обработку данных.
Введение
«Корпоративную культуру студенческого сообщества на сегодняшний
день можно назвать мощнейшим стратегическим инструментом,
позволяющим мобилизовать инициативу студентов, ориентировать их на
решение общих задачи обеспечить эффективное взаимодействие в
образовательной среде вуза на уровнях: «студент - студент», «студент -
преподаватель». С ее помощью обеспечивается сплоченность студентов,
построенная на основе общих ценностей, что способствует поддержанию
высокой репутации вуза во внешней среде; получению максимальной отдачи
от студентов вуза за счет создания благоприятного эмоциональнопсихологического климата, предоставления студентам возможности
саморазвития, получения морального и материального удовлетворения ».»
«Исследование корпоративной культуры в условиях профессиональной
подготовки и трудовой адаптации студентов вузов необходимо как для
оптимизации образовательного процесса в вузах, так и для повышения
эффективности профессиональной деятельности молодых специалистов на
предприятиях и в организациях.»
Методики исследования корпоративной культуры строились трудами
многих людей и одними из востребованных опросных инструментариев
являются методики К. Камерона и Р. Куинна (OCAI), работы Р. Пирсона,
Ф.Харриса и Р. Морана, модель С. Ханди и Д. Денисона и другие.
Однако, как таковых специально адаптированных методов для
изучения корпоративной культуры, конкретно системы университета нет, за
исключением метода OCAI. Таким образом можно сформировать проблему
исследования: возможно ли применять в исследовании корпоративной
культуры ВУЗа методики, разработанные на основе особенностей бизнес –
организаций.
Ценности организации определяются, прежде всего, ее целями и
миссией, и, если такие цели поставлены, она становится устойчивой
развивающейся системой, эффективно взаимодействующей с окружающей
средой. Но и наличие сильной корпоративной культуры в ВУЗе является
важным компонентом эффективного менеджмента, так как именно она
отражает специфику и уникальность университета.»
«Корпоративная культура влияет на работоспособность сотрудников и
студентов, определяет их отношение к работе и учебе, к коллегам,
руководству, качество принимаемых решений, коммуникаций с внутренней и
внешней средой и другие аспекты, напрямую влияющие на успех
организации.»
«Изучать корпоративную культуру вуза необходимо не только для
того, чтобы понять, что отличает один университет от другого (несмотря на
возможно идентичные уставы и формальные нормы культуры), но и также
для того, чтобы знать, какие изменения можно проводить в рамках данной
культуры, как спрогнозировать результаты и последствия этих изменений. »
В рамках исследовательской работы были изучены существующие
методики изучения корпоративной культуры, а также рассмотрены и
выделены отличия корпоративной культуры университета отбизнес –
организаций.
«В ходе реализации задач были выбраны к адаптациив университете
два метода исследования корпоративной культуры OCAI К. Камерона и Р.
Куинна и модель Э. Денисона. С помощью, которых проведено исследование
корпоративной культуры сотрудников ТПУ, результаты работы
сопоставлены друг с другом и проведен сравнительный анализ двух методов. »
Исследование показало, что корпоративная культура университета
глазами сотрудников сосредоточена на упорядоченности деятельности,
контроле, прямом стратегическом планировании, четком установлении задач,81
которые нужно решать сотрудникам. Выявлена высокая готовность и
стремление коллектива к изменению сложившейся корпоративной культуры.
Согласно обоим методам сотрудникам кафедр хотелось бы уменьшения
упорядоченности и заорганизованности в пользу творческой и
дружественной атмосферы.
На основе сравнительного анализа двух методов, выделен
фаворит,метод OCAI– предпочтительный метод для проведения дальнейших
исследований ОК университета. Модель Денисона содержит сложность
интерпретации анкет в связи с отсутствием методов интерпретации
применительно к университетам.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в
доказательстве, того, что исследование корпоративной культуры
университета методами, адаптированными под бизнес – организации, не
несет, плодотворных результатов и осложняет обработку данных.
«Результаты работы также могут быть использованы для исследования
корпоративной культуры сотрудников высших учебных заведений
Щербакова М.В. Овладение корпоративной культурой в процессе
адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе // Вестник Воронежского
государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования.
2012. № 1. С. 164.»
2. Онищенко О.В. Феномен корпоративной культуры ВУЗа в
системе развития познавательной активности студентов // Вестник Вятского
государственного гуманитарного университета. 2011. № 3-1. С. 137.
3. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к
практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 65–71.
4. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская
организация /А.О. Грудзинский //Социологические исследования. — 2003. №
4. — С. 113-120.
5. Анатомия американского университета.Г.Д. Дмитриев -М: НИИ
школьных технологий. 2010, – 224с.
6. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д.
Резника, В.М. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 245 c.
7. Жерихов Е.С. Корпоративная культура как фактор социальной
адаптации личности: диссертация канд. филос. наук /Е.С. Жерихов. -Иркутск,
2004. 191 с.
8. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная
культура». -М.: ЮНИТИ-ДАТА, 1999. - 171 с.
9. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура //
Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 95–103.
10. «Богданова И.Н. Репрезентативность ВУЗовской корпоративной
культуры как фактор формирования стиля жизни студентов // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). С. 33–37.»83
11. Мальцева Г.И., Горшкова О.В. Роль корпоративной культуры в
формировании эффективного университета2007. № 3. С. 65–93.
12. Дорохина Р.В. Этические принципы и ценностные установки
студенческих корпораций Европы и Северной Америки: монография. –
Москва: Проспект, 2015. – 128 с.
13. Мухамедзянова О.Р. Корпоративная культура как инструмент
развития вуза.–статья Сибирский федеральный институт.
14. Студенческое самоуправление в вузах Германии: традиции, опыт,
модели: монография / И.Б. Акиншина, И.Ф. Исаев. – Белгород: ИД
«Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. – 176 с.
15. «Контрольная работа: Высшее образование и Болонский процесс
[Электронный ресурс] / ДОМАШКЕ. НЕТ! URL
:https://domashke.com/referati/referaty-po-pedagogike/kontrolnaya-rabotavysshee-obrazovanie-i-bolonskij-process(дата обращения: 04.04.2017 г.)»
16. Студенческие братства и сестринства США [Электронный
ресурс] /KURSOVIK.URL:http://kursoviks.com.ua/studencheskierazvlecheniya/articlepost/studencheskie-bratstva-i-sestrinstva-ssha
(датаобращения: 04.04.2017 г.)
17. Маркова, В. Сравнительный анализ образовательной системы
России и Германии / В. Маркова // Международная экономика. – 2006. – № 7.
– С. 72–76.
18. Тимерманис, И.Е. Студенческое самоуправление как объект
исследования и ресурс общественного развития / И.Е. Тимерманис. – СПб.:
Издательство «Диалог», 2006. – 215с.
19. «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016)//
Консультант Плюс: справочная правовая система. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=194773&fld
=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7623055162385908(дата обращения:
06.04.2017 г.).»84