Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства 11
1.1 Научно-психологические подходы к изучению семейных перспектив
личности 11
1.2 Категория суверенности психологического пространства личности в
психологической науке 20
1.3 Психологические особенности девушек 28
Глава 2 Эмпирическое исследование семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности 39
2.1 Программа исследования 39
2.2 Особенности семейных перспектив девушек с разным уровнем
суверенности психологического пространства 43
2.3 Взаимосвязь семейных перспектив девушек и психологической
суверенности 66
2.4 Практическое применение результатов исследования 75
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Для современного российского общества на данном этапе его развития характерно наличие кризиса института семьи и брака, само понимание брака и ценности семьи видоизменяется и трансформируется. Традиционное понимание брачных отношений не актуально для современных юношей и девушек, что негативно отражается на сферах общества. Одним из самых ярких проявлений кризиса является возросшее число разводов на начальных этапах совместной жизни, а также глубокая неудовлетворенность семейными отношениями, чувства тревоги и подавленности, эмоциональная напряженность и т.п. [24, с. 54]. Одной из возможных причин данного кризиса могут быть затруднения при планировании человеком своей будущей семейной жизни, а также особенность построения его личностных границ. Проблема конструирования гармоничных семейных перспектив приобретает особое значение в возрасте поздней юности, так как на этапе поздней юности поиск брачного партнера становится особо актуальным в связи с возрастными особенностями и социальным контекстом. Вместе с тем отмечается дефицит научных знаний в области исследования представлений о будущей семейной жизни молодых девушек во взаимосвязи с различными психологическими феноменами.
На современном этапе развития психологической науки интенсивно исследуется жизненная перспектива как целостная картина будущей жизни в представлениях личности, реализующая ведущую роль в регуляции ее активности в настоящем. Под жизненными перспективами мы понимаем образ желанной и осознаваемой будущей жизни при условии достижения определенных целей. Но оставаясь в рамках заданного исследования, мы будем оперировать категорией «семейных перспектив». Семейные перспективы не формируются единожды и на всю оставшуюся жизнь, они предполагают постоянное расширение и видоизменение, основываясь на эмоциональных предпочтениях, чувствах (и неизбежных переживаниях), а также на переживании определенных жизненных кризисов. В данной исследовательской работе мы планируем выявить специфическую взаимосвязь особенностей построения семейных перспектив девушек и имеющегося у них уровня суверенности. Категория «суверенность» подразумевает наличие определенных психологических границ, которые влияют на межличностные отношения, в том числе отношения с будущим брачным партнером. Суверенность формирует психологическое пространство и границы, то есть личность самоопределяется и выбирает способы самовыражения в обществе.
Степень изученности проблемы. Существует несколько подходов к проблематике жизненных перспектив: жизненная перспектива как подсистема мотивационно-потребностной сферы (Ж. Нюттен, В. Ленс, Т. Гисме, З. Залески, А.Г. Шмелев, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.Г. Шмелев, К.К. Платонов); жизненная перспектива как подсистема ценностно-смысловой сферы (И.С. Кон, Л.Н. Коган, Н.А. Логинова, В. Франкл, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Б.С. Братусь, А.А. Кроник, И.В. Дубровина, Е.И. Головаха); жизненная перспектива как часть целостного временного хронотопа, временная перспектива личности (С.Л. Рубинштейн, Ф. Зимбардо, Л.К. Фрэнк, К. Левин, Н.Н. Толстых, В.И. Ковалев, Э. Эриксон, В.Ф. Серенкова).
Исследование семейных перспектив встречается в работах И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, О.С. Гуровой, Д.С. Деминой, Г.Ф. Кроян, основываясь на научных взглядах К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, А. Митрикаса, А.М. Молокостовой, Н.С. Пряжникова, Т.В. Румянцевой и других. Они определяют семейную перспективу как картину предстоящей семейной жизни во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, опирающуюся на ценностные ориентации личности и способствующую актуализации соответствующего стиля семейного поведения.
Проблему психологической суверенности, а также психологического пространства и его границ прямо или косвенно изучали такие зарубежные психологи как З. Фрейд, В. Бион, Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, В. Тауск, П. Федерн (про границы между Я и миром, а также сознательным и бессознательным), К.Г. Юнг (разделение в личности индивидуального и коллективного), К. Левин (развитие «психологического поля»), Дж. Велвуд (разделение «жизненного» пространства на «открытое», «аффективное» и «ориентированное»), Ф. Перлз («граница контакта»), К. Уилбер (границы Я и не-Я), Дж. Роттер (в контексте категории «локус контроля») и др.; отечественные психологи Г.И. Малейчук (соотнесение мира Я и не-Я), К. Муздыбаев (через категорию «ответственность»), С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, В.К. Калиненко, М.А. Ишкова (в контексте «субъектно-средового» подхода), С.К. Нартова-Бочавер (теория о психологической суверенности) и др.
Таким образом, проблематика семейных перспектив личности, суверенности ее психологического пространства рассматривается достаточно интенсивно в современных эмпирических исследованиях, однако исследований взаимосвязи данных психологических феноменов явно недостаточно.
Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - особенности семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства.
Объект выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - семейные перспективы личности.
Предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - семейные перспективы девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Сформулировать теоретико-методологические основания изучения семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства.
3. Выделить особенности ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного измерений семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства.
4. Проанализировать взаимосвязь содержания семейных перспектив и различных компонентов суверенности психологического пространства девушек.
5. Разработать программу психологического тренинга, направленного на формирование положительного образа будущей семейной жизни.
В соответствии с поставленной целью и задачами нами были сформулированы следующие гипотезы:
1. Вероятно, семейные перспективы девушек с повышенным уровнем суверенности характеризуются большей значимостью ценности любви, средней глубиной планирования, позитивным и структурированным отношением к семейному будущему.
2. Предположительно, семейные перспективы девушек со средним уровнем суверенности характеризуются меньшей значимостью ценности любви, средней глубиной планирования, дифференцированным отношением к семейному будущему.
3. Скорее всего, содержание ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного измерений семейных перспектив взаимосвязаны с различными компонентами суверенности психологического пространства девушек.
Теоретико-методологические основания исследования: системный подход к рассмотрению жизненных перспектив личности с точки зрения выделения ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного, организационно-деятельностного измерений (И.А. Ральникова); научные взгляды на семейные перспективы Е.А. Ипполитовой; концепция С.К. Нартовой-Бочавер о психологической суверенности личности; анализ психологических особенностей юношеского возраста в работах И.С. Кона.
Методы исследования:
• анализ теоретических источников по проблемам изучения категорий семейных перспектив и суверенности в психологии;
• анкетирование;
• психологическое тестирование (методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер», модифицированная Е.А. Ипполитовой; «Психологическая автобиография» Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой; «Шкала временных установок» Ж. Нюттена; опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер);
• математико-статистические методы обработки данных (И-критерий Манна-Уитни, факторный анализ, корреляционный анализ).
Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета «8Р88» 23,0.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 115 девушек в возрасте от 18 до 23 лет. Все респонденты не состоят ни в официальном, ни в гражданском браке, не имеют детей.
Научная новизна исследования:
1. Выделена специфика содержания ценностно-смыслового, эмоционально-оценочного и когнитивного измерений семейных перспектив девушек с повышенным и средним уровнем суверенности психологического пространства.
содержания ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов семейных перспектив девушек и таких измерений суверенности их психологического пространства, как суверенность физического тела, территории, вещей, привычек, социальных связей, ценностей.
Теоретическая значимость исследования:
1. Дополнены научные представления о семейных перспективах личности, посредством выделения специфики содержания ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного измерений семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства (с повышенным и средним уровнем суверенности психологического пространства).
2. Обогащен подход к изучению суверенности психологического пространства личности через анализ взаимосвязи компонентов суверенности с содержанием семейных перспектив девушек.
Практическая значимость исследования:
1. Результаты данного исследования могут быть использованы для создания различных образовательных, обучающих, а также воспитательных программ и учебных спецкурсов по психологическому здоровью и благополучию личности.
2. Также данные о различиях семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности могут быть использованы в практике семейных психологов и психотерапевтов в рамках индивидуального и парного консультирования.
3. Кроме этого, результаты данного исследования могут послужить материалом для создания программ психологических и социально-психологических тренингов, направленных на построение семейной перспективы, анализа личностных границ и суверенности человека.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности семейных перспектив девушек с повышенным и средним уровнем суверенности психологического пространства отражаются в специфике ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного измерений. Так, для девушек с повышенным уровнем суверенности психологического пространства наиболее значима ценность любви, более доступно разнообразное времяпрепровождение и материальный достаток, менее доступно уважение. Их будущее средней удаленности более наполнено событиями, связанными с рождением детей, а эмоциональное отношение к семейному будущему девушек при повышении уровня суверенности психологического пространства становится более позитивным и менее дифференцированным.
2. Взаимосвязь содержания ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов семейных перспектив с различными измерениями суверенности психологического пространства девушек заключается в том, что чем выше у девушек уровень суверенности физического тела, территории, вещей, привычек, социальных связей, ценностей, тем они более активны и свободолюбивы, ценят любовь и наличие детей в семейной жизни, доступность материального достатка у них повышается, но в то же время снижается доступность уважения в семейной жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования: по результатам исследования был подготовлен доклад «Семейные перспективы девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства» в рамках VII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!». А также подготовлена статья «Специфика ценностно-смыслового измерения семейных перспектив девушек с разным уровнем психологической суверенности» для публикации в сборник «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета» по итогам VII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Приложение 1). На основании результатов исследования была составлена программа психологического тренинга «Образ счастливого семейного будущего» для девушек 18-23 лет, направленного на формирование позитивного образа будущей семейной жизни у девушек с разным уровнем психологической суверенности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 92 источника, в том числе 5 на иностранном языке. Текст работы содержит 30 рисунков, 7 приложений.
В данной выпускной квалификационной работе было изучено содержание семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства. Проведённый анализ литературных научных источников послужил основанием для формулировки проблематики исследования. Разработана процедура исследования семейных перспектив личности с позиции суверенности психологического пространства. Проведено эмпирическое исследование семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства и проанализированы его результаты. Благодаря результатам исследования были расширены научные психологические представления об особенностях семейных перспектив девушек в возрасте поздней юности. Были выявлены новые данные, позволяющие определить специфику содержания семейных перспектив девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства (со средним и с повышенным). Получены новые данные, благодаря которым выявлена взаимосвязь содержания ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного измерений семейных перспектив и уровня суверенности психологического пространства.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Семейная перспектива понимается как часть жизненной перспективы личности, которая включает представления о будущей семье, ценности, цели и планы семейной жизни. Проблема конструирования гармоничных семейных перспектив приобретает особое значение в возрасте поздней юности, так как на этапе поздней юности поиск брачного партнера становится особо актуальным в связи с возрастными особенностями и социальным контекстом. Психологическая суверенность также имеет место при конструировании семейных перспектив, т.к. отражает состояние психологического пространства личности и его границ, что непосредственно влияет на взаимоотношения с будущим брачным партнером.
2. Семейные перспективы девушек с повышенным уровнем суверенности характеризуются позитивным отношением к будущему, его структурированностью, средней удаленностью будущего и наполненностью его детьми. У них большая значимость ценности любви, наряду с большей доступностью ценностей материального достатка и разнообразного времяпрепровождения. Однако доступность уважения в семейных отношениях для таких девушек снижается. Тем не менее, свою будущую семейную жизнь она видят, как безопасную, прекрасную, быстро проходящую и свободную.
3. Семейные перспективы девушек со средним уровнем суверенности характеризуются неоднозначным представлением о будущем, средней глубиной планирования. Значимость любви для них меньше, чем для девушек с повышенным уровнем суверенности, однако им более доступно уважение в семейных отношениях. Для них менее доступны ценности материального благосостояния и разнообразного времяпрепровождения, возможно, именно из-за этого они в меньшей степени наполняет свое будущее детьми.
4. Существует взаимосвязь содержания семейных перспектив с различными компонентами суверенности психологического пространства девушек. Чем выше у девушек уровень суверенности психологического пространства по каждому компоненту, тем они более активны, самодостаточны и свободолюбивы, поэтому и отмечается видение своего семейного будущего как крайне приятного и положительного, насыщенного событиями, быстро проходящего, свободного, осмысленного .
5. По результатам исследования разработана программа психологического тренинга «Образ счастливого семейного будущего» для девушек.
Таким образом, положения доказаны, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута.
Данная работа может служить очередным шагом в изучении семейных перспектив во взаимосвязи с различными психологическими феноменами, в целом, и с суверенностью психологического пространства личности, в частности.
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. Москва: Дрофа, 1997. 144 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. Москва: Наука, 1990. 129 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991. 302 с.
4. Алишев Б.С. Изменения в структуре ценностей студенческой
молодёжи в начале XXI века [Электронный ресурс] // учен. зап. Казан. ун-та. 2016. Том 32. №4. С. 89-96. НКЬ: й11рз://суЬег1ептка.ги/агйс1е/пЛ7шепешуа-у- з1тик1иге-1деппоз1еу-з1ибепсйезкоу-то1обуо7Й1-у-пасйа1е-хх1-уека (дата обращения: 07.12.2019).
5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека; сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 485 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
8. Балина Т.Н., Николаенко Ю.В. Представление о семейно¬брачных отношениях в юношеском возрасте // Семейная психология. 2016. №17. С. 15-20.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. С. 24-28.
10. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2011. 237 с.
11. Васильев А.В. Ценность семьи в контексте социокультурной трансформации общества // Ценностные трансформации современной молодежи государств-участников Содружества Независимых Государств.
2015. № 84. С. 134-137.
12. Викдорова Н.А. Роль типа родительского поведения в процессе
становления психологической суверенности подростка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т.1., №1 (61). С. 135¬ 138.
13. Водинчар Е.А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2016. №1 (27). С. 48-56.
14. Волков Б.С. Методология и методы психологического
исследования: учебное пособие. Москва: Академический Проект, 2005. 352 с.
15. Володина Ю.А. Проблема определения психологического пространства личности [Электронный ресурс] // Вестник Брянского государственного университета: электрон. версия печ. публикации. 2010. № 3. С. 112-116 иРЕ: й11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/у/ргоЬ1еша-оргебе1ешуа- дгат1д-рз1йо1од1сйезкодо-ргоз1тапз1уа-11сйпозй (дата обращения: 04.11.2019).
16. Выготский Л.С. Основные течения современной психологии. Москва: Государственное издательство, 1998. 264с.
17. Головаха Е.И., Кроник А.А. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности: сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. Санкт- Петербург: Питер, 2001. 269 с.
18. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени. Москва: Педагогика. 1988. 215 с.
19. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57-65.
20. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1988. 209с.
21. Городилина М.В. Суверенность психологического пространства личности как фактор медиабезопасности // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. №21 (312). С.157-158.
22. Гроголева О.Ю. Особенности ответственности, суверенность психологического пространства и автономности у юношей с разной степенью самостоятельности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 14-22.
23. Гурова О.С., Середина Т.С. Особенности семейных перспектив
юношей // Вестник ТГПУ. 2011. №6. С. 22-25. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-semeynyh-perspektiv-yunoshey(дата обращения: 07.12.2019).
24. Гурова О.С., Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Семейные перспективы современных студентов // Известия АГУ. 2010. № 2 (66). Том 1. С. 54-56.
25. Дёмина Л.Д., Смирнова Я.К. Особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации психологической суверенности личности // Известия Алтайского Государственного Университета. 2013. №2-2 (78). С.56-59.
26. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: учебное пособие. Москва: Академия, 1999. 464 с.
27. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. Москва: Ось - 89, 2003. 414 с.
28. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания
исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2. С. 10-18.
29. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. Москва: Издательство Московского университета, 1981. 151 с.
30. Зимбардо Ф. Психология временной перспективы. Санкт- Петербург: Факультет психологии СПбГУ, 2008. 267 с.
31. Зимина Н.А. Личностная зрелость молодежи как критерий готовности к семейной жизни // научно-методический журнал «Концепт».
2016. Т. 15, № 9. С. 1096-1100.
32. Ипполитова Е.А. Семейные перспективы молодежи в изменяющемся мире: монография. Барнаул: АЗБУКА, 2012. 220 с.
33. Ипполитова Е.А., Кроян Г.Ф. Семейные перспективы юношей и
девушек, склонных к девиантному поведению // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). ЦКБ: https://cyberleninka.ru/articleZn/semeynye-
perspektivy-yunoshey-i-devushek-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu (дата
обращения: 14.12.2019).
34. Иркин Д.Б., Шевеленкова Т.Д. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителям // Психология и право. 2007. № 3. С. 114.
35. Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Левшунова Ж.А. Взаимосвязь показателей личностной суверенности и психологического благополучия студентов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьев. 2014. №2. С. 121-125.
36. Киреева З.А. Методы психологического исследования. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014. 186 с.
37. Компаниец В.И. Гендерные особенности взаимоотношения старшеклассников с социальным окружением: материалы II Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2014. С. 28-32.
38. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва: Книга по требованию, 2013. 176 с.
39. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 992 с.
40. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. 224 с.
41. Кузнецова Д.В Ценностные ориентации молодых девушек и юношей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 20. С. 19-20.
42. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 372 с.
43. Левин К. Теория поля в социальных науках. Москва: Речь, 2000. 368 с.
44. Левкова Т.В. Суверенность психологического пространства как основа психологического здоровья личности // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. 2010. № 1/2(5). С. 63-67.
45. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
46. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема
психологии // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 154-158.
47. Малейчук Г.И. Использование феномена «границы Я» для диагностики уровней организации личности // Научно-практический журнал «Гештальт-гештальтов»: электр. версия печ. публикации. 2007. № 5. С. 47-57. ПРЕ: http://www.gestalt.by/index.php/143/70-70(дата обращения: 12.11.2019).
48. Малейчук Г.И. Специфика границ Я на разных уровнях организации личности // Психология в вузе. 2006. № 4. С. 23-31.
49. Маленова А.Ю., Самойленкова А.В. Представления о брачно¬
семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы: электронный журнал. 2014. № 3. С. 11-14. ПРЕ:
https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-brachno-semeynyh- otnosheniyah-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-psihologicheskie-riski-i-resursy (дата обращения: 05.12.2019).
50. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Москва: Эксмо, 2004. 896 с.
51. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. № 4. С. 54-65.
52. Мартиросян К.В. Суверенность личного пространства как предмет теоретического и эмпирического психологического исследования // Науковедение. 2013. №6. С. 1-15.
53. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. №3. С. 55-61.
54. Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений. Москва: Академия, 2007. 528 с.
55. Михайленко Т.Н. Семейные ориентации студенческой молодёжи (представления об идеалах мужа, жены, детей и семьи): тезисы докладов и сообщений. Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова. 2016. С. 134-137.
56. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 16-25.
57. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника «Суверенность
психологического пространства // Психологический журнал. 2014. № 3. Т.
35. С. 105-119.
58. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность и особенности межличностного общения // Социальная психология и общество. 2014. № 3. С. 42-50.
59. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. М.: Прометей, 2005. 312 с.
60. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.
61. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
62. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис, 2011. 320 с.
63. Некрасова Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал. 1998. № 9. С. 22-25.
64. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Москва: Смысл, 2004. 608с.
65. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2011. 460 с.
66. Овчинникова Т.В. Динамика отношения студентов к семье и браку: сборник статей студентов, магистрантов и преподавателей кафедры психологии УО "ВГУ им. П.М. Машерова" под редакцией С.Л. Богомаза, В.П. Волчок. Витебск. 2010. С. 161-164.
67. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1973. 288 с.
68. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. 1981. №1. 8-19 с.
69. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 256 с.
70. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2014. 237 с.
71. Ральникова И.А., Демина И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2002. 112 с.
72. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А. Особенности представлений о
семейных перспективах воспитанников детских домов // Известия АлтГУ. 2010. №2-2. ИВЕ: к11рз://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/озоЬеппозй-ргебз1ау1ешу-о- зешеупуй-регзрекйуай-уозрйапткоу-бе1зк1й-бошоу (дата обращения:
06.12.2019).
73. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: «2002», 1946. 720 с.
74. Румянцева Т.В. Проблема жизненной перспективы и идентичности у студентов медиков в меняющихся социальных условиях // Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. Ярославль, 2005. С. OS¬OS.
75. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Москва: Аспект пресс, 2001. 460 с.
76. Сахарова Н.А., Щукина Ю.В. Феномен «психологические границы личности» в психологии // Dubna Psychological Journal. 2014. № 3. С. 1-9.
77. Сидоренко О.А., Чиганова Е.А. Особенности ориентации юношей и девушек на ценность семьи. Санкт-Петербург. 2019. С. 310-316
78. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: учебное пособие. Москва: Дрофа, 2000. 416 с.
79. Столяренко Л.Д. Основы психологии: перераб. и доп. Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. 672 с.
80. Трушкова С.В., Зеленская А.Ш. Ценностные ориентации современной молодежи // Социальные отношения. 2011. № 2 (3). С. 95-104.
81. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. №1. С. 36-54.
82. Харламенкова Н.Е. Суверенность психологического пространства личности при разных типах переживаемых угроз // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. №1. Т. 21. С. 38-41.
83. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость: учебное пособие. Москва: Академия, 2002. 208 с.
84. Чернышова Е.Л. Особенности представлений о семье
современной студенческой молодежи // ПОВОЛЖСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет. 2015. С. 35-39.
85. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2014. 575 с.
86. Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство: учебн. пособие под ред. П.Н. Ермакова и В.А. Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007. 184 с.
87. Ященко Е.Ф. Отношение к материнству современной женщины юношеского возраста как социально-психологическая проблема: перспективы психологической науки и практики сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 414-419.
88. Cottle T. J. Perceiving time A Psychological Investigation with Men and Women. N.Y., 1976. 289 p.
89. Golman A. Oxford dictionary of Psychology. Oxford Paperback reference, 2009. 346 p.
90. Nuttin J., Lens W. Future time perspective and motivation: theory and research method. Leuven: Leuven University Press, 1985. 235 p.
91. Zimbardo P.G. Balancing One's Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. Hoboken: Wiley, 2004. 273 p.
92. Weinhold Barry. Breaking Free of the Co-Dependency Trap // Journal of Anthropology. Novato: New World Library, 2008. P. 192-198.