Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественная иллюстрация как способ развития творческого мышления студентов СПО по специальности «Дизайн»

Работа №90173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ИЛЛЮСТРАЦИЮ 7
1.1 Творческое мышление. Способы развития творческих способностей студентов 7
Методы развития творческого мышления 10
Особенности творческого мышления: 13
1.2. Роль художественной иллюстрации в современной системе
образования студентов творческих направлений 13
1.3. Специфика проведения практических занятий на примере
дисциплины “Академический Рисунок” 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КУРСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ДИЗАЙН”
НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 28
2.1. Художественная иллюстрация. Теоретические аспекты книжной
иллюстрации 28
2.2. Разработка теоретической части курса. Создание и анализ
наглядных пособий 34
2.3. Специфика проведения практических занятий. Этапы создания
серии иллюстраций “Алиса в Стране Чудес” 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 55

Не будет преувеличением сказать, что именно книжный дизайн является основой и первоисточником дизайна и всей современной полиграфической продукции. Все более широкое распространение цифровых технологий, вся информация передаваемая или получаемая извне поступает по средствам иллюстрации сюжета, будь то рекламный баннер или обертка от конфеты. Задача дизайнера грамотно адаптировать информацию, которую должен нести арт объект и переработать ее в более удобное восприятию социума, а это изображение- иллюстрация. Таким образом без лишних слов за счет картинки погрузить человека в историю, мир, сказку данного объекта.
Литература является своеобразными воротами в науку и искусство. Через книги мы узнаем о прошлом и настоящем, получаем многочисленные знания, которые нам пригодятся в жизни, при выборе профессии и во многих других случаях. Для школьников очень интересно изучать различные энциклопедии. Это наши первые научные знания. Не всегда легко воспринимать «взрослую» информацию, когда перед глазами один только печатный текст. Познавательный процесс будет намного интереснее, если сопровождается поясняющими рисунками, доступными для детского понимания. В таких случаях иллюстрация имеет не меньшее значение, чем текстовое содержание.
Иллюстрация способствует пониманию литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель.
В книжную иллюстрацию широко входят фольклорные мотивы разных культур, неся с собой естественную орнаментальность народного искусства, свойственную ему декоративную плоскостность композиции.
Живая непосредственность рисунка, смелость фантазирования с карандашом и кистью в руке также нередко подсказывает художнику профессионалу пути решительного упрощения художественного языка, выразительной пластической трансформации реальных форм.
Путем иллюстрирования художественных произведений,которые выбирает сам студент можно отметить большую заинтересованность в процессе создания тех или иных сюжетов, желание студентов показать окружающим конкретную историю их глазами,глазами самих иллюстраторов- студентов.
Объект исследования: развитие творческого мышления у студентов.
Предмет исследования: книжная иллюстрация в контексте развития навыков и творческого мышления.
Целью данной работы является создание курса художественной иллюстрации для студентов СПО по направлению “Дизайн”.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по теме исследования;
2) Раскрыть понятие навыка в общепедагогическом аспекте;
3) Проанализировать значение книжной иллюстрации для восприятия литературного образа;
4) Выделить формы и методы обучения иллюстрировании литературных произведений важных в контексте развития навыков и творческого мышления.
Методы исследования: сравнительный анализ, эксперимент и
наблюдение.
Актуальность работы определяется задачами познавательного и эстетического воспитания подрастающего поколения средствами художественного иллюстрирования. Развития их творческих навыков и закрепления умений и возможности их применять в реальной жизни.
Исследование опирается на результаты трудов деятелей в области дизайна книги.
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические методы: подбор научно - методической
литературы.
Теоретические методы: изучение, анализ и систематизация
научно-теоретического, методического и искусствоведческого материала по теме исследования.
Исследования опираются на результаты трудов деятелей в области исследования детской иллюстрации таких как : Алуева М.А., Дехтерев Б.Е., Черчук Ю.Я. и многих других выдающихся представителей данного направления.
А Фаворский В.А. посвятил свое пособие «О художнике, о творчестве, о книге» студентам вузов, готовящих художников-полиграфистов и графиков, но будет полезно и интересно всем, кто интересуется историей искусств и чья профессиональная деятельность связана с книгоизданием. В книге показана история двух самостоятельных, но связанных между собой искусств — графического и книжного. По сравнению с ее древними «сестрами» (изобразительными искусствами скульптуры и живописи) графика довольно молода — ей около пятисот лет. Наверное, по этой причине до сих пор не сформировалось стандартное определение этого понятия. В книге даются различные толкования — и узкоспециальные, и всеобъемлющие. Но в любом случае графика тесно связана с понятием «искусство книги», которое появилось еще позже, менее сотни лет назад, когда книгу стали рассматривать как целостное произведение искусства.
Выдающуюся работу провел и Дехтерев Б.Е. в книге «Что такое книжная иллюстрация?» Характеризовал детские иллюстрации разных эпох, раскрыл самого понятия иллюстрации ее значение в книге. Описал история русской иллюстрации и описание работ известных художников, их влияние на раскрытие образов в детском восприятии.
Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, даёт возможность проникнуть в мир, придуманный писателем, поэтом. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс создания иллюстраций - долговременное, кропотливое занятие. Для привлечения внимания аудитории и улучшения восприятия текста используются иллюстрации. Рассматривая книгу, например, большинство людей в первую очередь обращает внимание на рисунки, а только потом на текст. Иллюстрация — это универсальный язык, понятный всем, тем более, что язык рисунков работает намного быстрее, чем текст — можно выделить главное, при этом риск искажения информации сводится практически к нулю. Поэтому очень важно помочь будущим дизайнерам научиться не бояться привнести что то новое, возможно странное и непривычное, не бояться своих идей для передачи достоверных эмоций зрителю.
Цель данной работы: разработка курса художественной иллюстрации для студентов СПО по направлению “Дизайн”.
Задачи :
• Анализ проведения занятий творческих занятий студентов СПО по направлению “Дизайн”.
• Подготовка информационный материал: краткую теорию, характеризующую процесс создания иллюстрации и визуальную, отражающую безграничность фантазии и возможность их осуществления.
• Структурирование процесса создания иллюстраций для комфорта студентов.
• Выявление целей и задач курса.
Для решения поставленных задач была выполнена серия иллюстраций по мотивам сказки Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Таким образом по ходу работы над созданием иллюстраций были выявлены основные этапы создания, важные нюансы, которым стоит уделить особое внимание студентов непосредственно на аудиторных занятиях курса. По ходу создания иллюстрации складывался план самого курса. Что позволило опробовать курс на себе.
Цель самого курса: создание серии художественных иллюстраций студентами СПО по направлению “Дизайн”.
Задачи курса:
• Анализ полученной информации.
• Анализ иллюстрируемого текста. Выбор конкретных сюжетов для дальнейшего иллюстрирования.
• Создание ряда набросков, разработка персонажей.
• Проработка деталей итогового варианта иллюстраций.
По итогу курса студенты будут иметь серию иллюстраций,которые в дальнейшем можно использовать как отдельные арт объекты. При желании студент может продолжить серию иллюстраций и в дальнейшем пустить в печать книгу со своим визуальным материалом. Также эти иллюстрации можно адаптировать под сувенирную продукцию будь то закладка для книги, принт для футболки, постер, наклейка или почтовая открытка, в наше время даже чехол для телефона можно создать со своим индивидуальным изображением.
Процесс создания иллюстраций исключительно по своим нравственным характеристикам, создание изображений основанных на личном эмоциональном восприятии текста и сюжета дает основу и уверенность в своих действиях и возможностях.


1. Алтайский государственный университет : официальный сайт. - 2020.
• ИВЕ: https://www.asu.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).
2. Бирман Ж. Пикассо. Графическая биография. / Ж. Бирман, К. Убрери; ред. А. Сиваева; пер. М. Трудов. - М. : изд. МИФ., 2018. - 344 с.
3. Гаймалова К.И., Черокова А.В. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ЖИВОПИСИ // Международный студенческий научный вестник. - 2015.
• № 4-4.; ИВЕ: http://www.eduherald.ru/ru/arttcle/view7idM3595 (дата
обращения: 22.05.2020).
4. Мастера искусства о композиции -К. Юон [Электронный ресурс]. - ИВЕ http://paintingart.ru/tolkingart/master-about-painting/186-master-about-comp osition. html?showall=&start=6 (дата обращения: 12.06.2015).
5. Снайдер Г. В поиске идей. Иллюстрированное исследование креативности.
/ Г. Снайдер; ред. А. Дружинец; пер. М. Скаф. - М. : изд. МИФ., 2018. - 144 с.
6. Сток Б. Винсент. Графическая биография. / Б. Сток; ред. А. Джружинец;
пер. М. Скаф. - М. : изд. МИФ., 2018. - 144 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования : направление подготовки 44.03.04 “Профессиональное обучение (по отраслям)” : Федеральный закон №39534 : утверждён Министерством образования и науки РФ 1 октября 2015 года. - 2020. -
ИВЕ: http://fgosvo.ru/news/9/1420 (дата обращения: 10.04.2020).
8. Жолдасбеков А.А., Ажибеков К.Ж., Мамбетов М.К., Жолдасбекова К.А.,
Сихымбаев К.С. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2-2. - С. 136-137;
Литература:
9. Алуева М.А. / Специфика иллюстрирования детской художественной
книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения / М.А. Алуева/ Историческая и
социально-образовательная мысль. - 2010. - №2. - С. 62-65.
10. Алуева М.А. / Вопросы содержания профессиональной подготовки художников-иллюстраторов книжного издания для детей/ Алуева М.А./ Современные проблемы педагогических и психологических исследований в сфере профессионального образования. Матер, науч.-практ. семинара молодых ученых. /- Краснодар, 2009. С. 7-15.
11. Алуева М.А. /Иллюстрация в детской художественной книге : библиографический указатель для студентов вузов культуры и искусств/ М.А. Алуева/ Краснодар, 2008. - 22 с.
12. Бисти, Д.С. Галерея искусств. Иллюстрация. Разговор об иллюстрации / Д.С. Битси. - М.: Советский художник, 1988.
13. Беляков А.А., Буровкина Л. А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности // Вестник ТГТУ. 2010. №1.
14. Бенуа, А.Н. Задачи графики [Текст] // Искусство и печатное дело. - 1910. № 2. - С.44-45.
15. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика [Текст] / Н.П. Бесчастнов. - М., 2005.
16. Бородай А. Д. Профессиональное становление творческой молодежи России в сфере художественной культуры // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1.
17. Бордовская, Н. В. Педагогика [текст] : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. 3. Билибин, И.Я. Программа занятий графикой на графическом отделении живописного факультета Всероссийской академии художеств на 1937/1938 учебный год [Текст] // Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. - Л., 1970. - С.54.
18. Бычков М. /Методика работы с иллюстрацией детской книги в российских библиотеках: /Лекция. - М.: МГУКИ; 2003.- 24.
19. Бычков М./ Об искусстве книги /Новая детская художественная литература в издании, рекламе, критике и чтении./ СПб., 2006. Вып. 3.
20. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусств [Текст] / Г. Вельфин; пер. с нем. А.А. Франковского. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2002.
21. Верейский, О.Г. Галерея искусств. Иллюстрация. Разговор об иллюстрации [Текст] / О.Г. Верейский. - М.: Советский художник, 1988.
22. Герчук Ю.Я. /Художественная структура книги : учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ю.Я. Герчук/. Москва, 2014.
23. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие [Текст] / Ю.Я. Герчук. - М.: РИП-холдинг, 2013.
24. Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молодежи: социально-культурный анализ // Вестник МГУКИ. 2014. №3 (59).
25. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2 томах / под ред. Г. П. Вейсберга. Москва: Наркомпрос , 1940. Т. 1. 290 с
26. Гончаров А. Д/. Художник и книга/ Гончаров А. Д/ Москва, 1964.
27. Гончарова Н.А. /Композиция и архитектоника книги. Москва, 1990.
28. Горфункель А.Х./ Печатная и рукописная книга в Италии в XVI в. / Рукописная и печатная книга. М., 1975.
29. Гуллер Ю./ Книга от А до Я: познават. Журнал для детей / авт.-сост. Ю. Гуллер; худож.: Алмазова Е, В. Шваров. - Москва, 1996. С. Ф.
30. Дехтерев Б.Е. /О подготовке студентов-заочников к работе с иллюстрациями И.Я.Билибина среди юных читателей / Высшее библиотечное образование без отрыва от производства: история, состояние, тенденции развития: Тез. докл. и сообщ. науч. конф./ Москва, 26 дек./ МГУК. - М., 1997,- С.56-57.
31. Дехтерев Б.Е./ Что такое книжная иллюстрация?/ Москва,1990.
32. Дударева Н. В., Литвак Р. А. Проблемы формирования художественной культуры личности в современном социально-культурном пространстве // Вестник ЧГАКИ. 2015. №1 (41).
33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
34. Ильинская И. П. Теоретико-методологические проблемы интеграции искусства в образовательный процесс начальной школы: традиции и инновации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-1.
35. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве [Текст] / В.В. Кандинский. - М., 1992.
36. Кацпржак Е.И./ История книги/М,1964.
37. Кибрик, Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве [Текст] / Е. Кибрик // Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1989.
38. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. - М.: Владос, 2012. - 227 с.
39. Мечик, И. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики / И. А. Мечик, Т. А. Чичканова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание.
— 2015. — № 5 (5). — С. 68-70. — ПРЬ:
https://moluch.rU/th/4/archive/18/486/ (дата обращения: 10.06.2020).
40. Неменский, Б.М. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.
41. Нехвядович, Л. И. Развитие визуальной культуры как условие формирования профессиональной компетентности студентов творческих направлений подготовки / Л. И. Нехвядович, Ю. В. Кирюшина, О. А. Шелюгина. // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63).
42. Олесина Е. П. Художественное образование как основа развития культуры личности // Педагогика искусства. 2014. №3.
43. Палкин Е. В., Розанова Т. С. Применение методов активного обучения как способ повышения мотивации учебной деятельности студентов // Вестник КрасГАУ. 2014. №1.
44. Педагогика [текст] : учебное пособие / Л. П. Крившенко; под ред. Л. П. Крившенко. - М. : ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. - 432 с.
45. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура — пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 1992. — С. 3 -10
46. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: в 2 томах / Ж. Ж. Руссо. Москва: Педагогика, 1981. Т. 1: Эмиль, или О воспитании. 656 с.
47. Самсонова, И. Г. Методика проектирования учебного занятия : учебное пособие / И. Г. Самсонова, Л. П. Алексеева. // Челябинск : Цицеро, 2017.
- 48 с. - 1,Ж1/ http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle (дата обращения: 29.03.2020).
48. Серов С.И. Гармония /классической типографики/ Москва, С.И. Серов, Линия График 2003
49. Семенов С. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях
культурно-досугового типа // Вестник МГУКИ. 2015. №2 (64).
50. Соколова Л.А. Формирование учебной мотивации: от древности до современности // Вестник ЧГПУ. 2012. №6.
51. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2 т. / Н.М. Сокольникова. - 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2009.
52. Старобинец-Догляд Е. В. Творческая самореализация молодежи в России и за рубежом: социокультурный анализ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №4 (27).
53. Старобинец-Догляд Е. В. Творческая самореализация молодежи: социокультурный подход // Вестник ТГУ. 2017. №4 (168).
54. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. №6.
55. Фаворский В.А. /О художнике, о творчестве, о книге. /Москва, 1966.
56. Ходж С. Дизайн. Почему это шедевр. 80 уникальных историй предметов / С. Ходж; [пер. с англ. И. Филипповой]. // Москва : Синдбад, 2015. — 224 с.
57. Центр непрерывного художественного образования // Алтайский
государственный университет : официальный сайт. - 1,Ж1/
http://www.arts. asu.ru/chor_dirige/
58. Чегодаев А. Д. /Пути развития русской советской книжной графики./ Москва, 1955.
59. Черчук Ю.Я. /История графики и искусства книги/ Учебное пособие для студентов ВУЗов/изд. РИП-Холдинг 2013. 2000. — 320 с.
60. Чувашев Ю.И. /О кафедре иллюстрации и эстампа./Москва, 2004.
61. Шантыко Н.И. /Творчество советских иллюстраторов/ Москва, 1962.
62. Шантыко Н.И. /Школа изобразительного искусства. /Москва, 1963
63. Шапинская Е. Н. Роль культурного наследия в образовании и воспитании
Российской молодежи // Культура и образование:
научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2016. №4 (23).
64. Якина Л.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. №1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ