Введение 3
Глава I. Сущность и основные принципы реализации методов обучения. Верстка многостраничных изданий 7
1.1 Основные методы обучения 7
1.2 Определение основных терминов и понятий в верстке 17
1.3 Особенности работы с растровыми и векторными изображениями 27
Глава II. Формирование практических умений и навыков для работы в программе Adobe 1п0ез!дп. Разработка и визуализация макета наглядного пособия 39
2.1 Приобретение практических навыков для работы с растровыми и
векторными изображениями 39
2.2 Приобретение практических навыков для верстки в программе
Adobe 1п0ез1дп 47
2.3 Содержание учебного процесса. Разработка наглядного пособия ... 54
Заключение 60
Библиографический список 62
Ученые выделяют четыре фактора наглядного обучения:
1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся в виде средства познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Я. А. Коменский писал: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».
2. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д.Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой». Развивая эту мысль, он подчеркивал: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого- нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются». По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышления не может открываться от конкретных фактов и образов.
4. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету...».
Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский.
Данная работа достаточно актуальна в наше время, т.к. использование наглядных пособий в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, позволяет заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения. Все это способствует развитию творческой активности студентов на занятиях.
В учебнике: «Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика», авторами которого являются И.И. Прокопьев и Н.В. Михалкович, говорится том, что метод обучения - это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, который направлен на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.
В. П. Беспалько, в своей книге «Слагаемые педагогической технологии», предоставил качественную шкалу для оценки уровня усвоения знаний и умений в зависимости от того, какой вид деятельности они могут информационно обеспечить: узнавание информации; воспроизведение информации; совершение проективной деятельности по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность); осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программы (творческая дельность).
Верстка в программе Adobe InDesign - это обширный теоретикопрактический курс, который изучает основы верстки полиграфии и многостраничных изданий, применение шрифта, цветоведение, а также работу с растровыми и векторными изображениями. Основная направленность наглядного пособия - это предоставление теоретического материала и практических упражнений в программе Adobe In Design.
Разработка пособия приносит практические навыки в освоении программ для верстки, такой как Adobe InDesign, знание которой в наше время необходимо в дизайнерских профессиях.
Актуальностью изучения данной программы является то, что развитие информационных технологий сегодня идет стремительными темпами. Мультимедийные свойства компьютера в профессиональных, домашних, учебных, развлекательных и других повседневных видах деятельности являются неотъемлемой частью современной информационной культуры. Поэтому очень важно понимать способы применения программ прикладной направленности в различных сферах деятельности человека. Программа позволяет осуществить социальный заказ обучающихся, обусловленный значимостью информатизации современного общества: активизировать познавательную деятельность слушателей, реализовать их интерес к выбранному направлению.
Объект исследования: профессиональное обучение.
Предмет исследования: методика обучения верстке в программе Adobe InDesign.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка дизайна и верстка методического пособия по верстке в программе Adobe InDesign для студентов СПО.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить методы обучения, их виды;
• проанализировать оформление многостраничных изданий и полиграфии;
• изучить основные термины верстки;
• проанализировать наглядные пособия;
• изучить программы Adobe InDesign и Adobe Photoshop;
• изучить допечатную подготовку;
• разработать дизайн обложки и сверстать пособие;
• разработать планшеты.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили труды Д.В. Чернилевского, А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцова, Т.С. Викторова, Е.А. Зайцева, Т.Г. Пунина, К.Д. Ушинского,, Я.А.
Коменского, И.И. Прокопьева и Н.В. Михалковича, В.И. Леонова, Д. Турецкого и др.
В написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: наблюдения, анализа, синтеза, сравнения и такой метод как практическая работа.
В ходе выполнения выпускной квалифицированной работы была подобрана и изучена литература, которая соответствует выбранной теме. Систематизированы основные понятия и определения, приведена работа в программах, которая используются для создания полиграфии, раскрыты некоторые особенности и понятие в основах издательских технологий, подобран практический материал для закрепления теоретических основ издательских технологий.
По итогам исследования выяснилось, что использование наглядного пособия приводит к следующим результатам:
• является помощником в создании процесса обучения более мотивированным и целеустремленным;
• при использование этого метода наблюдается повышение эффективности и качества усвоения учащимися учебного материала;
• наглядные пособия (картина, иллюстрация и макеты) имеют высокое значение в воспитании учащихся и в преподавании предмета;
• применение наглядности на уроке следует активизации мыслительной деятельности, вниманию и творческому воображению.
Из вышесказанного следует, что использование наглядного метода обучения дает высокий результат при обучении и дает возможность учащимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и визуальном виде, что следует увеличению методической значимости проведенного урока.
При разработке наглядного пособия учтена особенность будущего читателя (учащихся) и условия его полиграфического воплощения. Проект выполнен с помощью конкретного шрифтового решения и предназначенных специально для данного пособия иллюстраций, где учтены все элементы оформления, включая колонцифры.
Для того, чтобы методическое пособие соответствовало своему содержанию и могло его отражать даже не будучи раскрытым, оно должно быть оформлено соответствующим образом. И самым главным, конечно, является обложка. Благодаря программам Adobe Photoshop и Adobe 1н0е81дн, был разработан макет обложки наглядного пособия.
Также подробно были изучены графические программы Adobe Photoshop и Adobe 1п1)е^1цп, знания которых в будущем очень пригодятся учащимся в работе. О чем свидетельствуют требования в вакансиях дизайнеров на сегодняшний день.
Верстка - это основная операция при создании полиграфической продукции или многостраничных изданий. В процессе верстки в программе Adobe InIDesig.ii полосы издания приобретают завершенный вид, который отображается в грамотном построении модульной сетки, выборов шрифтового решения и компоновки иллюстраций с текстом. От того, как размещен текст, таблица, формула, иллюстрационный материал, заголовок, основной текст, выноски и колонтитулы, зависит качество оформления издания и степень усвояемости материала.
1. Педагогика: Учеб. Пособ. для студ./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с.
2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.: Учеб. пособ. Для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.
3. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обучающихся // Вестник ОГУ. №4. - Оренбург,
2005. - С.34 - 38.
4. А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Редакционно-издательское оформление издания. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ОЛМА- Пресс, 2003.
5. Ян Чихольд. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
6. Брингхерст Р. - Основы стиля в типографике 2006 г.
7. Тимоти Самара «Создавая и ломая сетку» Издательство: РИП- Холдинг. 2005.
8. Абашин, В.Г. Основы растровой графики: учебное пособие для вузов / В.Г Абашин, А.В. Пилипенко. - Орел: отрелГТУ, 2009. - 100 с.
9. Викторова Т.С. Системы компьютерной графики. Учебное пособие, том 13 - Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012. - 165 с.
10. Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-
справочник: введение в современные информационные и
телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. - М.:
ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 768 с.
11. Зайцева Е.А., Пунина Т.Г. Компьютерная графика: Учебнометодическое пособие. - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб,
2006. - 116 с.
12. Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для
академического бакалавриата / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под ред. Г. Е. Кедровой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 439 с. — (Серия : Бакалавр.
Академический курс). — ISBN 978-5-534-01031-2. — Режим доступа :
HYPERLINK https://biblio-online.ru/bcode/413276
13. Информатика: Учебно-методический комплекс. /Г.А. Столярова, Н.В. Клиначёв, и др. - Offline версия 1.0 - Челябинск, 2000-2013. - файлов 514, ил.
14. Самарский П.И., Абрамова О.Ф. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
РАСТРОВЫХ И ВЕКТОРНЫХ РЕДАКТОРОВ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
href="https://scienceforum.ru/2015/article/2015014549">https://scienceforum.ru/2 015/article/2015014549 (дата обращения: 28.05.2020).
15. Курушин В.Д. Дизайн и реклама: от теории к практике - М.: ДМК Пресс, 2017. - 308 с.
16. Мельниченко В. В., Легенда В. В. М48 Настоящий САМОУЧИТЕЛЬ компьютерной графики - К.: Век+, СПб.: КОРОНА принт, К.: НТИ, 2005. - 560 с.
17. Гурский Ю.А., Васильев А.В. Photoshop CS. Трюки и эффекты {+CD}. - СПб.: Питер, 2004. - 555 с.
18. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. С 37 Специальная информатика: Учебное пособие. ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. - 480 с.
19. Бурлаков М.В. Illustrator CS3. Самоучитель с электронным справочником. КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. - 398с.
20. Шкиль О.С. Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода // Теория и практика общественного развития. Благовещенск, 2013. - 121 с.
21. Шкиль О. С. Формирование опыта творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Благовещенск, 2014. - 219 с.
22. Воронцов С.Г., Болгов М.С., Артемьева И.А. Электронное портфолио как средство сопровождения студентов в образовательном процессе вузов. Владивосток, 2011. - 286 с.
23. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. - М.:Омега-Л, 2009-224 с.
24. Зайцева Е.А., Пунина Т.Г. Компьютерная графика: Учебнометодическое пособие. - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2006. - 116 с.
25. Графический дизайн в России: основные этапы [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.referatbank.ru/referat/preview/7884/referatgraficheskiv-dizavn-rossii- osnovnye-etapv-razvitiva.html.
26. Дизайн в России меньше, чем дизайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britishdesign.ru/portfolio/designsmaller.
27. Грамотный дизайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.lavel-ufa.ru.
28. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. СПб.: Питер, 2012. - 350 с.
29. Кумова М. Айдентика: [альбом].М.:КАК проект, Grey
Matter,2014.512 с.
30. Кумова М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и вебе. М.: Как проект, Grey Matter, 2013. - 25 с.
31. Курушин В.Д. Дизайн и реклама: от теории к практике - М.: ДМК Пресс, 2017. - 308 с.
32. Мельниченко В. В., Легенда В. В. М48 Настоящий САМОУЧИТЕЛЬ компьютерной графики - К.: Век+, СПб.: КОРОНА принт, К.: НТИ, 2005. - 560 с.
33. Гурский Ю.А., Васильев А.В. Photoshop CS. Трюки и эффекты {+CD}. - СПб.: Питер, 2012. - 89 с.
34. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. С 37 Специальная информатика: Учебное пособие. ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. - 480 с.
35. Бурлаков М.В. Illustrator CS3. Самоучитель с электронным справочником. КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. - 398с.
36. Шкиль О.С. Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода // Теория и практика общественного развития. Благовещенск, 2013. - 121 с.
37. Шкиль О. С. Формирование опыта творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки дизайнеров. Благовещенск, 2014. - 219 с.
38. Воронцов С.Г., Болгов М.С., Артемьева И.А. Электронное портфолио как средство сопровождения студентов в образовательном процессе вузов. Владивосток, 2011. - 286 с.
39. Дизайн: Иллюстративный словарь-справочник / Под ред. Г.Б.
Минервина,
40. В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
41. С.В. Глушаков, Г.А. Кнабе «Компьютерная верстка. Учебный
курс».
42. В. Леонов, Д. Турецкий «Энциклопедия программ» издательские системы верстки.3. С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев «Специальная информатика».
43. Алина Федорова «Самоучитель Adobe PageMaker 7.0».
44. Леонтьев К.Б. Закон об авторском праве и смежшх правах. - М., 2003.
45. Лукницкий С.П. СМИ как субьект авторского права. - М., 2004.
46. Ляхов В.Н. Искуство книги. Илюстрация, книга, графика. - М., 1978.
47. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов - Санкт Петербург: Питер, 2004 - 224 с.
48. Мильчин А.С. Культура книги: что делает книгу удобной дл читателя. Справ. Пос. 1992.
49. Молочков В. Издательство на компьютере. - СПб, 2004.
50. Типографика: Шрифт, верстка, дизайн: Основы типографики; Технические приемы работы; Правила для установки и др. Джеймс Феличи, 2006 г.
51. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций С.С.Водчиц 2014. - 120 с.
52. Курс макетирования и верстки Николай Волков 2009. - 230 с.
53. Дуг Лемов «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей» 2007. - 160с.